14, 11; Флп. 2, 10–11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. 30. На этом собрание в тот день разошлось. О последующих событиях разум хочет написать, но рука бессильна. А то, что написано, я написал для вас, желающих узнать это: ведь дети желают знать, что происходит с отцом, и, прежде всего, дети, сознающие свое духовное усыновление. 31. Когда я был с вами, то, трудясь в слове (1 Тим. 5, 17), я и в частных беседах и публично учил всех пути к спасению, ни в чем не таясь, даже если я и казался некоторым тяжелым человеком; таким образом, и теперь, не будучи с вами и подвергаясь испытаниям, я пищу вам как можно кратко, ни в чем не таясь, что наше богатство — Христос Бог живой и истинный (1 Фес. 1, 9), засвидетельствованный не только Богом Отцом и пророками Бога, но и самими творениями и делами. Поэтому справедливо Он требует и от нас к Себе веры живой, истинной и засвидетельствованной Богом и учителями, которые от Бога, и самими творениями и делами. Это будет, если мы будем жить по заветам Евангелия. Таким образом, дух евангельской благодати, по апостолу, будет сосвидетельствовать с нашим духом о том, что мы суть дети Бога, а если дети, то и наследники — наследники Бога, сонаследники Христа (Рим. 8, 16–17). 32. Такова живая вера. Ведь вера без дел мертва (Иак. 2, 17, 20, 26), говорит другой из глашатаев веры. Мертвый же неприятен живому Богу, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32; Мк. 12, 27; Лк. 20, 38). Следовательно, не совершающий благих дел имеет мертвую веру и сам мертв, ибо не живет в Боге и не пребывает в Нем. Единственном, Кто дает истинную и чистую жизнь. И так до тех под пока он, подобно блудному сыну, не осознает, чего он лишился, уйдя от дел жизни, и не вернется к Богу через дела раскаяния и не услышит от Него, как и тот блудный сын: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Таким образом, и вера его будет живой. Ибо вера, которая не подтверждается делами спасения, скорее не вера, а неверие, скорее, не исповедание веры, а ее отрицание. Это подтверждается и словами сказавшего: Они говорят, что знают Бода, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит. 1, 16). Другой же из апостолов говорит: Покажи мне веру свою из дел своих (Иак. 2, 18). И кто верит, пубць покажет своим добрым поведением дела свои (Иак. 3, 13). Что пользе, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его (Иак. 2, 14)? Никоим образом! Ты веришь, что Христос есть Бог, единый с Отцом и Духом Святым? Хорошо делаешь. Однако и демоны веруют и трепещут (Иак. 2, 19), говоря: «Мы знаем, Кто Ты есть, Сын Бога Всевышнего» (Мк. 1, 24). Они, однако, остаются демонами и врагами Бога, ибо противятся Богу делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

– Там лучше, лучше, лучше“, – говорил обыкновенно он. Давши обет при вступлении в обитель быть верным Богу до последнего вздоха, старец в течение всей жизни ни на минуту не забыл Бога. Даже смерть не заставила его забыть Того, Кому он так неленостно служил всю свою жизнь. Св. старец помер, стоя коленопреклоненный на молитве, со скрещёнными крестообразно руками на груди, с закрытыми глазами. Увидавшие его в таком положении сначала думали, что он не умер, а только спит. Но его в действительности уже не стало... Как трогательна кончина праведника... VI Так жил св. старец для Бога. Но жизнь для Бога не может не быть в то же самое время и жизнью для людей, для ближних. Нельзя любить Бога, не любя деятельной любовью ближних. Да и к Богу мы восходим через любовь к ближним (Дорофей). Сам старец говорил: – Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно“. —543— И Христос Спаситель заповеди о любви к Богу и ближнему поставил рядом, сказавши, что больше этих заповедей нет и не может быть для человека. Так учили и Его св. Апостолы. Ап. Иаков пишет: „что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-ниб. из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел мертва сама по себе. ( Иак.2:14–17 ). Ты веруешь, что Бог один: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? ( Иак.2:19–20 ). Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира. ( Иак.1:27 ). Суд без милости не оказавшему милости“ ( Иак.2:13 ). Отсюда благочестие на словах, по Апостолу, есть лишь „пустое благочестие“. ( Иак.1:26 ). Так же учили и другие св. Апостолы. Апостол Иоанн, пишет: „кто говорит: люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит“ ( Ин.4:20 ). Отсюда его постоянные увещания братии: „возлюбленные! будем любить друг друга“ или: „мы должны любить друг друга“. Отсюда понятны и следующие его слова: „если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает“ ( 1Ин.4:12 ). Таким образом любовь к Богу и ближнему нераздельны и неразлучны: любить Бога значит в то же время и любить ближнего. Апостол Павел поставляет любовь выше даже дара чудотворений, пророчеств, мученичества, выше веры и надежды, выше всего. Упразднится со временем вера и надежда, но любовь никогда. И за гробом, целую вечность, она будет лежать в основе жизни св. людей ( 1Кор.13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк.1:37 . «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Объяснение. Не остаётся у Бога бессильным никакое слово для тех, кто верит в это слово и в слово посланных Им проповедников: Лк.10:16 ; причём вера должна сопровождаться исполнением заповедей и добрыми делами: Мф.7:21 ; Иак.1:22:2:26 . Лк.8:48 . «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Объяснение. Если бы и мы такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:29 ; 1Пет.1:8 ; 2Кор.5:7 ; но «в злохудожную душу» уклонившихся от Церкви Христовой, не придёт благодать: Иак.4:6 ; Иуд.1:4 . Лк.9:26 . «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей, и Отца, и святых Ангелов». Объяснение. Из предыдущего стиха (25) видно, что здесь речь идёт не об одних словах Господа, а главная мысль та, чтобы мы не для себя только собирали сокровища мира, а в Бога богатели; Лк.12:21–22 . И на страшном суде оправдают не слова, а дела: Мф.25:35 ; Лк.6:46 . Ин.3:15–18 . «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Объяснение. Одной верой бездеятельной не спасёшься: Иак.2:19–20 , ибо сказано ещё – соблюди заповеди: Мф.19:17 ; Ин.14:15 . Царство Небесное силою берётся: Мф.11:2:7, 13–14 . Упокоение обещано труждающимся и обремененным: Мф.11:28–29 . Необходимо и милосердие: Мф.25:35 . Ин.6:28–29 . «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Объяснение. Дела Божии не ограничиваются одной бездеятельной верой: Иак.2:17 ; но они сопровождаются, во-первых, исканием Царства Божия: Мф.б:33; соблюдением дел Божиих до конца: Откр.2:26 ; небрежение к делу Божию заслуживает проклятия: Иер.48:10 ; Вар.2:9 . Деян.13:38–39 . «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов. И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение. Сотник не сам себе сказал: «как я верую, так будет мне», а Господь сказал ему это за его смирение и любовь к народу: Лк.7:5 . Самонадеянность в деле веры опасна: 1Кор.10:12 ; Иак.2:14 ; Мф.7:26 ; и Писание повелевает надеяться только на Господа, а не полагаться на свой разум: Притч.3:5 . Мф.9:2 . «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Объяснение. «Иисус, видя веру их» – принесших расслабленного, а не его одного личную. Движимые верою, принесшие раскрыли кровлю дома: Мк.2:4 ; раскрывай и ты, христианин, покровы и затворы греха и не думай, что без подвига спасёшься: Иак.1:22–24 . Мк.9:23–24 . «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию Объяснение. Крепкой вере «одного из народа» предшествовала настойчивая просьба сначала к апостолам (ст.18), затем к Самому Христу. Стало быть, одной веры – бездеятельной, недостаточно: Иак.2:24–25 ; при вере должна быть ещё и любовь: 1Кор.13:3–4 . Мк.10:17–19 . «Учитель благий: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим! Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать ( Исх.20:12–17 )». Объяснение. Помимо перечисленных здесь заповедей, необходимо знать, что на страшном суде будут оправданы те, кто накормил голодного, одел нагого, посетил больного и в темнице: Мф.25:35 ; стало быть, для спасения необходимы добрые дела: Иак.2:24–26 . Мк.11:23 . «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Объяснение. Под верой Господь нераздельно разумеет и молитву и пост: Мф.17:21–22 ; при этом пользоваться плодами веры может тот, кто пребывает во Христе и есть едино с ним: Ин.15:7 ; а такое единение достигается в Церкви: Еф.1:22 ; Мф.18:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, давшего нам не только заповедь, но и пример должного исповедания ( Евр. 4:14 ), будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший ( Евр. 10:23 ), давший обещание, что всякого, кто исповедает Его должным исповеданием пред людьми, того исповедает и Он пред Отцем Небесным как свидетеля Истины, способного пребывать в Истине и с Истиной в вечности ( Мф. 10:32 ). Аминь. 2015 г. О спасительной лжи (Рядовые чтения 32-й седмицы: Зачало 53, Иак 2:14–26 ) 26 янв/8 февр. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы слышали апостольские слова о том, что нет пользы тому, кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет ( Иак. 2:14 ), ибо вера, если не имеет дел, мертва ( Иак. 2:17 ), а значит, и не может спасти имеющего ее. Трудно не согласиться с тем, что человек оправдывается делами, а не верою только ( Иак. 2:24 ), но может ли человек оправдаться делами неправедными, если таковых в определенных обстоятельствах потребует от него вера его? Для пояснения сказанного решим задачку, руководствуясь своей верой. Представим себе, что на распутье мы встречаем разбойников, которые спрашивают нас, по какой из двух дорог побежал преследуемый ими человек. Мы видели убегавшего человека, но также видим, что вопрошающие намерены ограбить или даже убить его. Какой ответ нужно дать в этом случае? Сказать правду и погубить невинного человека, дав к тому же повод совершить преступление разбойникам или согрешить обманом, указав не ту дорогу, по которой убежал преследуемый ими и этим обманом избавить несчастного от смерти, а разбойников от преступления? Для принятия правильного решения поищем разъяснения в Священном Писании и Святом Предании. Среди примеров оправданных действий нынешнее апостольское слово упоминает наряду с Авраамом и некую Раав блудницу, которая оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем ( Иак. 2:25 ). Эта история произошла в те времена, когда израильский народ пришел к земле обетованной и Иисус Навин отправил двух соглядатаев на разведку в Иерихон. Чтобы не навлечь на себя подозрения, соглядатаи, тайно проникнув в город, остановились на самой его окраине, найдя приют у блудницы по имени Раав. Несмотря на все предосторожности об их присутствии узнали и донесли царю, который тотчас же потребовал от Раавы выдачи их. Но она, пораженная рассказами о чудесах, сопровождавших шествие израильтян к земле обетованной, и признавая превосходство их Бога, скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле, сказав пришедшим, что приходили неизвестные люди, но уже ушли, а затем тайно выпустила их чрез окно стены за город, направив их по совершенно другой дороге, чем по которой отправились в погоню за ними иерихонцы (Иисус Навин Гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

33–34. Исполняйте деятельно молитву Господню ( Мф.6:9–13 ), и отложите всякое житейское попечение, чтобы получить от Бога духовные блага ( Мф.7:11 ; Лк.11:14 ). Гл. 7. Ст. 1–2. Не извинителен ты, человек, кто бы ты ни был, судящий другого: ибо тем же судом, которым судишь другого, осуждаешь себя: потому что, судя другого, ты делаешь то же ( Рим.2:1 ). 1. Не судите прежде времени, пока не придет (судить) Господь, который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:5 ). Не злословьте друг друга, братия, – говорит Апостол – по Царскому закону о любви ( Иак.2:8 ): кто злословит брата, и судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон; а если закон судишь, то ты не исполнитель закона, а судья ( Иак.4:11 ), признающий, что закон не добр ( Рим.6:16 сл.). 6. Христос говорит: Не давайте святыни (вашей) псам, и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями (пред подобными свиньям). Посему 1) аще добро твориши, разумей, кому твориши, и будет благодать (благодарность) благим твоим. Сир.12:1 . 2) Во ушию безумнаго ничтоже глаголи, да не когда поругает ( Ин.9:27–28 ) разумная словеса твоя. Притч.23:9 . 7–8. Кто всеми способами, – всякой молитвой и прошением ( Еф.6:18 ) просит у Бога небесных благ (ст. 11), и по воле Его ( 1Ин.5:14 ), с верой и надеждой ( Мк.11:24 ), и не отступно ( Лк.11:8 ); тот получает, чего бы ни просил. 12. Все заповеди Моисея и учение Пророков о любви к ближнему состоят в следующем: «как хотите, чтобы поступали с вами люди; так поступайте во всем и вы с ними». Кто так поступает, то есть, любит ближнего своего, как самого себя, тот исполняет Царский закон ( Иак.2:8 ). 21. Вера без добрых дел мертва (недействительна), как тело без души ( Иак.2:26 ): не всякий верующий войдет в царствие Божие, но только верующий и исполняющий волю Отца небесного. Не слушатели закона, знающие волю Божию ( Рим.2:17–18 ), праведны пред Богом, а исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13, 18 ): блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие оное ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Как Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих святому апостолу Иакову, так и нам да будет он примером святой надежды и упования веры нашей. Пишет он христианам в своем послании об исполнении совершенного закона – закона свободы (см.: Иак. 1: 25). Нам говорит, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе, как без духа мертво тело (см.: Иак. 2: 26). Нам говорит о мудрости истинной, духовной, Божией – о мудрости, сходящей свыше, чистой, мирной, скромной, послушливой, полной милосердия и добрых плодов, беспристрастной и нелицемерной (см.: Иак. 3: 17). «Приблизьтесь к Богу, – зовет он собратьев по вере, – и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные». Не надо бояться искушений, испытаний. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1: 2–3), «от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5: 4) – продолжает святой Павел апостол. Вот каковы святые дары и заветы этих мужей и всех-всех святых, стоящих за ними, передаваемые нам в Церкви для умножения добра, для служения Богу и ближним, для приобретения своего спасения и спасения ближних, для служения Христу. Они говорят нам, что Бог Всевышний в Рождестве Христа дарит нам новые отношения – дарит нам Свое отцовство, дарит наше родство с Ним как сыновей и дочерей Всевышнего (митрополит Антоний Сурожский). Исполним же сердца наши благодарности, и в молитвах, которые читаем каждый раз, готовясь ко Святому Причащению, особо обратим внимание на слова молитвы святителя Иоанна Златоустого: «Господи Боже мой вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть… но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити» (молитва 2-я, святого Иоанна Златоустого). Да будет так. Переступи, Господи, Спаситель наш, порог души нашей и, как в колыбели рождества Твоего, найди в ней покой и гостеприимство, благодарение и милость, святые веру, надежду и любовь, укрепи и спаси нас.

http://pravoslavie.ru/58744.html

   В том же послании Иаковлевом говорится не только об учении и о слушании слова. Апостол зовет к исполнению, к деятельному восхождению: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22). Иаков первый дает эти аскетические указания. Не слушатель забывчивый, а исполнитель слова блажен будет, по апостолу. Все это находится в полном соответствии с тем, что говорят нам святые отцы. Стоит только вспомнить «лествицу» – путь деятельного восхождения.    Напомню и слова апостола Иакова о том, что вера не спасает: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:18—20). Видите ли, говорит апостол, чем может оправдаться человек? Верой – да, верой, конечно, но только верой не мертвой, ибо и бесы веруют и трепещут, но той верою, которая ведет к делам, а также самими этими делами, вытекающими из живой христианской веры. Итак, нам нужно не только отречься от мира, но идти путем деятельного восхождения, быть не забывчивыми слушателями, но исполнителями Божьего закона. Каким же путем идти? Да тем, о котором говорят святые отцы, – путем послушания воле Божией.    Мы знаем, что Господь, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8), в саду Гефсиманском хотя и просил Отца: «да минует Меня чаша сия», но отвергался своей воли: «да будет не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). И нам Он заповедал молиться: «да будет воля Твоя».    Новообращенным христианам апостол говорит: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Если мы станем на путь послушания, исполнения воли Божией – благодать крещения вступает в силу. Теперь нам все кажется, что если мы крестились, то и незачем говорить о грехе, это опять отцы выдумали. А апостол Иаков, хотя и пишет новообращенным – тем, кто уже верует во Христа и крестился, – не боится этого и, основываясь на том, что слышал от Самого Господа, начинает свое наставление: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если же не удалишь его молчанием, но позволишь ему выйти наружу, тогда штраф тебе придется заплатить за это или будешь повинен в великом грехе. Ибо необдуманно говорящий или поступающий страдает взбаломошностью и ему очень приятно устанавливать законы, ведь он всегда стремится одержать верх и утвердить свою правоту. Таковой сильный неразумен, и ему говорит Приточник: Иже надеется на дерзко сердце, таковый безумен… премудрии скрыют чувство. И уста же продерзаго приближаются сокрушению… щадя же устне, разумен будеши (Притч. 28:26; 10:14—15). И опять: Иже хранит уста своя, соблюдает свою душу; продерзивый же устнама устрашит себе (Притч. 13:3). И опять-таки: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч. 18:13). И тотчас: Аще увидиши мужа скора в словесех, разумей, яко упование имать паче его безумный (Притч. 29:20). И: дерзый в словеси своем возненавиден будет(Сир. 9:18). И Иаков: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3:2). И снова: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова (Иак. 1:19). И продолжает: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26). И снова: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3:1-2). И Павел: чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим (1 Кор. 4:6). И: любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует (1 Кор. 13: 4-5). И добавляет: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти (1 Кор. 4:9). И: Мы безумны Христа ради (1 Кор. 4:10). «Посему лучше молчать и быть, чем говорить и не быть. Прекрасно учить, если говорящий исполняет и на деле [то, чему учит]. Поэтому есть только один Учитель, Который сказал, и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтоб быть совершенным, дабы и словом действовать, и в молчании открываться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Они учили только тому, что заповедал им Господь: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), и что внушал Святой Дух: «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ), «от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ), – т.е. Его учение – не иное, Мое, и Его учение – одно и то же; откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет заимствовать. Апостол Иаков, как раб Иисуса Христа ( Иак.1:1 ), исполнитель Его воли, не устанавливает, а дает заповедь о таинстве елеосвящения, известном читателям послания священнодействии, совершающемся «во имя Господне» ( Иак.5:14 ) т.е. по заповеди, воле Господа. Апостол повелевает, чтобы больной призвал пресвитеров Церкви, причем необходимо предполагается, что пресвитеры знают, зачем их больной зовет, к нему придут и по известному им чину совершат таинство. Видимая сторона таинства Видимую сторону таинства составляют: помазание больного елеем и молитва веры: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним (очевидно, лежащим, вследствие болезни), помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ). Благодатные действия елеосвящения Не елей, а «молитва веры (пресвитеров, больного, призвавшего их, вследствие своей веры в спасительную силу таинства, и окружающих больного) исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ), т.е. простятся грехи, послужившие причиною болезни (ср. Мк.2:5 ; Ин.5:14 ); безгрешности апостол не мог допускать: «все мы много согрешаем» (3:2). Господь по молитве и вере через помазание елеем дарует болящему исцеление от болезни и оставление ему грехов, очищение «от всякой скверны плоти и духа» (ср. 2Кор.7:1 ). Свидетельства древних отцов Оригена : «есть еще род отпущения грехов... когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010