Люди должны понять, что существуют препятствия, прежде всего, духовно-нравственного характера, не позволяющие священнику преподавать Таинство крещения каждому желающему. Но мы чаще всего не хотим замечать никаких препятствий, поэтому великое Таинство низвели на уровень обычной требы. Какое главное требование Церкви от желающего принять крещение? Отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Главное требование – это вера, которая «без дел мертва» (Иак 2: 26). Будем осуждены, и крещение не поможет, если не будем веровать в Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления. Но в том-то вся и беда, что многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все – «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка. По своему равнодушию и лени (с такими ли душевными качествами надо просить у Церкви крещения?) люди даже не хотят предварительно узнать, что такое крещение и, почему и как Его надо принимать. Когда священник предлагает им хоть немного узнать об этом Таинстве, побеседовать, подготовиться, нередко приходится слышать возмущенные жалобы о том, что «мы не за это платим деньги!». Отсюда выходит, что люди возмущаются заповедью Самого Господа: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа , уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28: 19-20). Как будто давая деньги за принятие Таинства (сейчас принято говорить – «пожертвовать за крещение»), люди откупаются от следования этой заповеди. Поэтому и приходится наблюдать, что люди ведут себя в храме как в продуктовом магазине – они просто покупают возможность покреститься. Но даже в обычном магазине прежде, чем отдать деньги за продукты, люди изучают товар на содержание, свежесть, качество и прочее. «Покупая» же крещение, они при этом не хотят знать, что они «покупают», для чего оно нужно и как его использовать. Парадокс, присущий такого рода явлениям, когда совершается попытка совместить несовместимые вещи – свет и тьму, праведность и беззаконие, Христа и Велиара (2 Кор 6: 14-15).

http://pravoslavie.ru/71935.html

2. Чтобы человеческая душа очистилась от подобного рода лжи, Святое Писание, соизмеряясь с детьми, не избегало имен ни одного рода вещей, посредством которых Оно, как бы питая, постепенно поднимало наше понимание к высокому и Божественному. Ведь, говоря о Боге, Писание использовало слова, взятые из [области] телесных вещей, как то: «в тени крыл Твоих укрой меня» ( Пс.16, 8 ). Многое же Святое Писание заимствовало из [области] духовного творения, посредством чего обозначалось то, чего не было, но о чем следовало бы сказать таким образом, например: «Я... Бог ревнитель» ( Исх.20, 5 ); «Каюсь, что создал человека» ( Быт.6, 7 ). По поводу же того, чего вообще нет, Святое Писание не растрачивало слов, которыми бы Оно расцвечивало речь или сплетало загадки. Поэтому наиболее пагубно и суесловно тщатся те, кто отрезает себя от истины ошибкой третьего рода, [состоящей в том], что они усматривают в Боге то, что нельзя обнаружить ни в Нем Самом, ни в каком-либо виде творения. Ибо вещами, которые обнаруживаются в творении, Святое Писание имеет обыкновение воспитывать, словно забавляя детей, и соразмерно, как бы шаг за шагом, подвигая слабых к тому, чтобы они искали высшее и покидали низшее. То же, что свойственно [только] Богу, т.е. то, что не обнаруживается ни в каком виде творения, в Святом Писании излагается редко, как, например, то, что сказано Моисею: «Я есмь Сущий»; «Сущий... послал меня к вам» (Исх., III, 14). Поскольку некоторым образом глагол быть употребляется и в отношении тела, и в отношении души, то Он, конечно же, не сказал бы так, если бы не желал быть понятым каким-то отличным образом. Как раз об этом и говорит апостол: «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим.6, 16 ). Но поскольку и душа некоторым образом считается бессмертной, то он не сказал бы «единый имеющий», если бы истинное бессмертие не было неизменчивостью, каковой не может обладать ни одно творение, ибо она принадлежит лишь одному Творцу. Это и говорит Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1, 17 ). А также и Давид: «Ты переменишь их, и изменятся, но Ты – Тот же» ( Пс.101, 27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

“Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом” – Пс. 35:3-5 . Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего – клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает свое тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного ( Иак. 2:6 ) . Из сердца человеческого исходит непотребство ( Марк 7:21-22 , Рим. 1:28 , “чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали” – 2Кор. 12:21 , Гал. 5:19 ). Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца ( Иоан. 8:44 ). Кадят демонам, диаволу почти непрерывно. “Уста курящего – демонская кадильница”, – говорит св. Иоанн Кронштадтский . И если даже разрешённое курение благовоний из кадильницы священника отвратительно Богу (“Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!” – Ис. 1:13 ), когда люди живут во грехе, то что говорить о демонской кадильнице со смертоносным, самоубийственным дымом? (“И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение” – Чис. 16:35 ). И вот видим, как почернели лица курящих (Послание Иер. 20 ), как вся земля осквернена мерзостью окурков. Желая сказать о себе доброе, пишут: “без вредных привычек”, имея ввиду также, конечно же, и табакокурение. Курить начинают шутя, крадучись, а бросить не могут по серьёзному, прожигая себе легкие, поражая все 5 органов чувств. За самоубийц нет приношения, отпевания церковного (“Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет? Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

У греха нет сущности, но есть начальник У греха нет сущности, но есть начальник. Клеветником (диаволом), противником (сатаною), отцом лжи и прочими именами именует это существо Писание. С этим существом у христиан борьба, если только они не дезертиры или не имитаторы христианской жизни. Никакой духовной перспективы нет у человека, если короткие, словно воинские команды, призывы апостола Иакова не отразятся в душе. Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак 4: 7–8) Греха быть не должно. Это говорит Бог, и это известно сердцу. Греха не будет. Это обещано. Но пока что греха много и будет, судя по всему, еще больше. Собранные воедино, эти мысли мучают. Но исход есть, и он не в философии. Исход в борьбе. В том противостании начальнику зла, в том очищении рук и исправлении сердца, о которых говорит апостол. Умножение греха есть плод отсутствия борьбы с ним, как и заросший травой участок земли – это знак лени хозяина. Желающий жить должен биться за жизнь. Не с людьми, конечно, но биться. У каждого бьющегося будет свой судный день и свой малый Апокалипсис. Главное, чтобы бьющийся был зряч, то есть видел сердцем и понимал: с кем дерется, за что дерется, каков венец победившему и какой урон проигравшему. Во всех этих вопросах без опытности в опознании греха не обойтись. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2588 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Anastasia 14 ноября 2023, 12:49 Если больной человек разбил градусник, доказывает ли это, что у него нет температуры? Если вор говорит, что не верит тому, что написано в законе, то означает ли это, что он невиновен в совершении преступления? Подобно этому, то, что многие люди не считают нужным жить в согласии с библейскими нормами, не означает, что нет греха. 24 августа 2017, 20:59 Батюшка дорогой, это святоотеческий текст! Но, удивляет что Вы такой молодой, а размышляете и пишете как будто у вас многолетний опыт в борьбе с грехом. Ну, кажется что вероятно и есть так. Спаси Вас Господ! Спасибо что делитесь с нами Вашы просвещающие мысли.

http://pravoslavie.ru/105896.html

      +               + Нейромир-ТВ newsanna el-murid.livejournal.com + Комментарии Всего комментариев: 60 2014/06/01, 17:19:03 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. К сведению кровь брата не мы украинцы в росси проливаем, а вы россияни в Украине, кровь братьев проливаете!!!.... Кирил;;; белые и пушистые всех под нож кто с вами не согласен сам хохол живу в казахстане и что мне ваша политика совсем не нравиться так могут поступать только трусы Виталий 2014/06/01, 16:38:57 После Афона, надеюсь, произойдет обновление Виталия. Его Господь привел на Афон, значит есть надежда на покаяние. Уже хорошо. Помоги ему, Господи, прозреть. 2014/06/01, 16:17:42 Кровь невинных не отмоешь,а на благоразумного разбойника ты, мерзавец кровавый, не тянешь. Что толку в молитве без покаяния? Пусть земля горит у тебя под ногами, подонок, фашист. Что же вы, братия?!! С каинами молитесь? Марина 2014/06/01, 15:50:14 Как срашно...страшно...Кровь вопиет, действительно... Посмотрим, какова будет его судьба. Меня потрясло фото: сложенные в штабель тела молодых ребят, про которых отморозки говорили " они лежа протестуют " . Глумиться над покойными. Ребята убитые, конечно, разу в рай. Убитые за родину, за родных своих, за право быть человеком, говорить на родном языке. Я бы испугалась . Они-нет. Светлая им память, пусть и они за нас помолятся на том свете. 2014/06/01, 12:59:47 Автор этого сообщения, написанного в недопустимой для Афона манере, забыл " 1. Не судите, да не судимы будете... 2.... " . (у Игоря) «Братия, если кто изъ вас уклонится от истины, и обратит его кто, пусть тот знает, что обративший грешника от ложнаго пути его спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов» (Иак 5, 19–20). Кроме того, обличение не есть осуждение. " ...обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха " . (Лев. 19:17) " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=1828...

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они были легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). О глубине этих тайн пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам..., во что желают проникнуть ангелы» ( 1Петр.1:12 ). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавшейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах через Церковь ( Ефес.3:9–10 ). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в её вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Иисуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: « в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). И апостолы стали жить этой уверенностью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Чего ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании ( 1Ин.3:22 ), и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). То же и в послании апостола Иакова: «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему, но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляется к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых ( 1Кор.15:20 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертныя тела ( Рим.8:11 ). Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа ( 1Пет.1:4 ). Только нужно быть достойным его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мы видим, что и Божественный Учитель, воплощенная Любовь, относился к ученику Своему, которого любил (Ин. 21, 20), особенно нежно-внимательно. Мягкого от природы по характеру юношу, как нежный цветок, Христос постоянно приближает к Себе и согревает его Своей любовью. На Тайной Вечери Он удостаивает его возлежания на персях Своих. Любовь Христова как бы перелилась в полноте своей в сердце любимого ученика. Святой Иоанн настолько проникся любовью Христовой, что стал Апостолом любви и обаяние ее, как аромат, распространял всюду, где жил, среди окружающих его. Не здесь ли и заключается разгадка тайны высокого богословия святого Иоанна? Не здесь ли – в этом тесном нравственном общении его с Богом Словом и надо искать объяснение той глубины и высоты боговедения и богословия, которые усматриваются во всех писаниях апостола Иоанна? Да, только глубокая, пламенная любовь святого Иоанна к Богу Слову – Христу, его чистое, полное любви сердце открыли ему тайну знания Бога. Любящий Бога – знает Его (1 Ин. 4, 7). То же качество должно быть и у всякого богослова. Правда, можно усваивать истины веры умом, деятельностью рассудка. Но если такое знание Бога и возможно, то полезно ли оно для жизни? Не будет ли такое знание, такое богословие бесплодным, мудростью бесовской? Апостол Иаков говорит, что бесы веруют, то есть признают, что Бог один и Тот же, никогда не изменит Своих определений относительно их участи, знают, что их рано или поздно постигнет кара Божия, – знают это и трепещут (Иак. 2, 19; Мф. 8, 29). Это знание не имеет никакого влияния на их нравственное исправление. Почему? – Потому что они не имеют любви и лишены тесного нравственного общения с Богом и Христом Его. Бог есть, по слову апостола Иоанна, любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Любовь стала ведома людям, сделалась доступной для переживания только через явление Сына Божия во плоти на земле. Христиане постигают чувство любви во Христе и чрез Христа. Любовь есть жизнь во Христе, она только открывает человеку Бога. Видевший Меня, говорит Христос апостолу Филиппу, видел Отца (Ин. 14, 9). Отсутствие любви в человеке должно быть признано болезненным и ненормальным. Такой человек пребывает во тьме, он не знает Бога, Который есть свет (1 Ин. 1, 5).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/844-...

Наибольшее внимание врачеванию уделяется в Послании ап. Иакова, к-рый предписывает в случае болезни призывать пресвитеров, чтобы они помазали больного елеем во имя Господне (Иак 5. 14-16). Исключительная роль здесь отводится молитве, произнесенной с верой, и исповеданию грехов. Подчеркивая, что грех ведет к смерти (Иак 1. 13-15; 5. 20), ап. Иаков тем не менее причиной болезни называет человеческие страсти (греч. πιθυμα) (Иак 1. 13-14). Мн. раннехрист. авторы и св. отцы называют Иисуса Христа единственным истинным Врачом «душ и телес» ( Ign. Eph. 7. 1-2; Clem. Alex. Paed. 1. 2. 6; Quis div. salv. 29; Orig. In Lev. 7. 1; Contr. Cels. 2. 67 ff.; Cyr. Hieros. Catech. 10. 13; Ioan. Chrysost. In Gen. 27. 1; см. подробнее: Dumeige. 1972). Учитывая связь, существующую между болезнью и грехом, к В. ч. в широком смысле слова можно относить все церковные таинства, прежде всего св. Евхаристию, к-рую раннехрист. авторы называют «врачевством бессмертия» ( Ign. Eph. 20. 2), «лекарством жизни» ( Serap. Thmuit. Euch. 1) или «лекарством от греха» ( Macar. Aeg. Hom. et ep. 2. 12. 6). Тем не менее в церковной практике есть и особые чины и молитвословия, предназначенные для исцеления больных. Свт. Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Клеймо иконы «Св. митр. Алексий с житием». Дионисий и мастерская. Кон. XV в. (ок. 1481?) (ГТГ) Свт. Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Клеймо иконы «Св. митр. Алексий с житием». Дионисий и мастерская. Кон. XV в. (ок. 1481?) (ГТГ) Елеосвящение (соборование) является главным из В. ч. (см.: Архангельский; Венедикт (Алентов), иером.). Молитвы на освящение елея для больных встречаются в источниках начиная с III в. В «Апостольском предании» они фигурируют в конце анафоры (Trad. Ap. 5. 2), в Евхологии Серапиона - соединены с освящением воды и хлеба ( Serap. Thmuit. Euch. 5, 17; ср.: Const. Ap. 8. 29). Нек-рые авторы III-V вв. связывают помазание елеем с приемом кающихся в церковное общение ( Orig. In Lev. 2. 4//PG. 12. Col. 419; Ioan. Chrysost. De sac. 3//PG. 48. Col. 644), другие, наоборот, предписывают помазывать не кающихся, а только верных христиан, страдающих от болезней ( Innocent. I, papa. Ep. 25. 8; Cyr. Alex. De adoratione in Spiritu//PG. 68. Col. 469-472). В VI в. в связи с изменениями в покаянной дисциплине обе практики (помазания для исцеления и помазания при покаянии) соединились в одну ( Caes. Arel. Serm. 279//PL. 39. Col. 2238). В Патериках и житиях святых IV-VI вв. содержится множество историй о чудесных исцелениях, к-рые совершали святые, используя елей ( Rufin. Hist. mon.//PL. 21. Col. 451; Greg. Turon. Hist. franc. 1. 46).

http://pravenc.ru/text/врачевания.html

А. К. Лявданский Библейский образ И. Иов. Миниатюра из Книги Иова. 905 г. (Marc. gr. 538 (=540). Fol. 5) Иов. Миниатюра из Книги Иова. 905 г. (Marc. gr. 538 (=540). Fol. 5) Кроме Книги Иова и нескольких упоминаний в Книге прор. Иезекииля (Иез 14. 14, 20) и в Послании ап. Иакова (Иак 5. 11) об И. более в Библии не говорится. (Кратко И. упом. в лат. переводе Книги Товита (Тов 2. 10-13), в евр. тексте Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 9).) Многочисленные иудейские, христ. и мусульм. легенды об И. (см.: Stevenson. 1947. Chap. 6) не имеют добиблейских истоков. Судя по упоминанию в Книге прор. Иезекииля (нач. VI в. до Р. Х.), имя Иов наряду с именами Ной и Даниил было обозначением (на уровне поговорки) праведника. В начале книги сказано, что И. был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1. 1). Называется число его сыновей, дочерей, а также количество мелкого скота и др. животных в имении, причем повторяются сакральные числа 7, 3, 5, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (Иов 1. 2-3). При встрече с сатаной Господь спрашивает: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...» (Иов 1. 8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку Бог охраняет его благосостояние; и если Бог не будет ограждать его от неприятностей, то кончится и преданность И. Господь позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на личность И. (Иов 1. 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, и, наконец, сыновей и дочерей (Иов 1. 14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает голову в знак траура, повергается на землю и произносит: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1. 21). Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого И., его «кость» и «плоть» (Иов 2. 4-5). Бог опять дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа).

http://pravenc.ru/text/578142.html

Иаков благословляет своих сыновей. Миниатюра из Евангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 6 об.) Иаков благословляет своих сыновей. Миниатюра из Евангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 6 об.) Бог может даровать Свое Б. человеку и через др. людей, действующих в согласии с Его волей, поскольку только Он - источник всякого Б. (Быт 12. 3; 49. 25; ср.: Иак 1. 17). Сила и действенность любого Б. неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносятся во имя Его (Быт 12. 1-3; Числ 6. 22-27; Пс 5. 13). В ВЗ Б. мог давать каждый, но древнейшие Б., как правило, отражают семейно-родовые отношения: глава рода благословляет жену, детей и др. подвластных ему людей (Быт 9. 26-27; 27. 27-29; 49. 25-26; 1 Цар 2. 20); наиболее значимым считалось Б. наследника (Быт 27. 1 сл.; 48. 14; 49. 28). После исхода из Египта и в эпоху судей особую силу и значимость для израильского народа обретают Б. божиих избранников - Моисея (Исх 39. 43, Втор 33), Иисуса Навина (Нав 14. 13; 22. 6-8) и др., а с установлением монархии - царей (2 Цар 6. 18; 3 Цар 8. 14, 55). Привилегия и обязанность давать Б. были связаны со священническим положением. Согласно Второзаконию (10. 8; 21. 5) Б. давали левиты; кн. Чисел (6. 22-27; ср.: Лев 9. 22-23) связывает особое Б. со священниками из колена Ааронова (см. ст. Аароново благословение ). Древнейший текст священнического Б. сохранился на 2 серебряных амулетах, найденных в гробнице в р-не Кетеф-Хинном в Иерусалиме и датируемых VII в. до Р. Х., что свидетельствует как о древности этого Б., так и о его социальной значимости (Г. Баркай, А. Ярдени). Священническое Б. из кн. Чисел было важным элементом храмового богослужения в межзаветный период (ср.: Сир 50. 16-24, где приводится подробное описание ритуала Б. в иерусалимском храме); первосвященник благословлял народ только по праздникам, священники же - дважды в день. Кроме того, общественное богослужение в этот период начиналось с возгласа: «Благословите Господа» (Неем 9. 5), на что следовал ответ «Аминь» (Неем 8. 6) или длинное славословие «Благословен Господь» (ср.: Пс 17. 47; 27. 6; 30. 22; 40. 14; 65. 20; 67. 20; 67. 36; 71. 18; 88. 53; 105. 48; 123. 6; 134. 21; 143. 1). Б. произносились также при чтении книг Закона (Неем 8. 5-6; ср.: Пс 67. 12).

http://pravenc.ru/text/149325.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010