Скачать epub pdf О вооружении монаху Такое вооружение должен приобрести себе желающий подвизаться ради Христа, чтобы ему быть в состоянии противостоять диаволу и благоугодить пред Спасителем нашим. Какое же это вооружение? Слушай, монах. Вместо брони восприми подобную горчичному зерну веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округло, не имеет ни расщеплений, ни углов, но совершенно кругло и как бы самодвижно. Ее-то (такую веру) приобрел верховный апостол Петр и, исповедав Христа Сыном Бога Живаго, приял ключи Царства Небесного. Это-то совершенное вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе дарование, как научил Господь, говоря: «аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам» ( Мф.17:20 ). Видишь, как имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование – дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеем ( Ис.7:9 ). Дарование – не осуждать ближнего; потом – слово премудрости; потом – дарование исцелений, потому что врачует немощных в вере и восставляет падших сердцем; ибо «вся же сия действует един и той жде Дух» ( 1Кор.12: 11 ). Иные имеют веру, но не имеют дел; это – не вера, потому что мертва, ибо сказано: «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:21 ). Кто имеет веру и делает дела веры, – в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере, горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и тебе услышать от Него: «добре, рабе благий и верный... вниди в радость Господа твоего» ( Мф.25: 23 ). Благим наименовал его Господь за дела, а верным – за веру. Вместо шлема восприими упование будущих благ: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, ...в няже желают Ангели приникнути» ( 1Кор.2:9 ; 1Пет.1:12 ). Упование это подаст тебе крепкое утешение в злостраданиях и скорбях, и памятование о нем возвеселит тебя. Ему внимали блаженные Христовы мученики среди острий, среди страшных и разнообразных мучений, среди жестокого огня; эту-то вожделенную надежду имели перед очами, а потому охотно и с благодарением терпели все, чтобы только получить уповаемое. Это мздовоздаяние имея у себя перед очами, и «Моисей... отвержеся нарицатися сын дщери фараоновы», почитая оное лучшим египетским сокровищ, почему и «паче изволи страдати с людми Божиими, нежели имети временную греха сладость» ( Евр.11:24–25 ). Это упование всегда непрерывно имей перед очами своими, брат, чтобы желание уповаемого не дозволяло тебе помышлять о чем-либо непостоянном, а сверх того возбуждало в тебе готовность ко всякому делу благому.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Четвертый подвиг предлежит нам против гнева, смертоносный яд которого нужно, с помощью Божией, исторгнуть из глубины души нашей. Если он гнездится в наших сердцах и ослепляет око ума вредным мраком, то мы не можем приобрести ни правильной рассудительности, ни ясности созерцания, ни зрелости совета; не можем быть участниками истинной жизни, твердыми в правде; не способны к удержанию духовного истинного света, ибо сказано: иссохло от печали око мое (Пс 6, 8). Не можем мы быть участниками мудрости, даже если бы всеми признавались мудрыми, ибо сказано: гнев гнездится в сердце глупых (Еккл 7, 9); и даже не можем достигнуть жизни бессмертной, хотя во мнении людей и кажемся благоразумными; ибо гнев губит и разумных (Притч 15, 1); не можем с прозорливой рассудительностью соблюдать и законы правды, даже если бы все считали нас совершенными и святыми: ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак 1, 20). Никаким образом не можем приобрести и степенной благопристойности, уважаемой и у людей этого века, хотя бы мы по родовому преимуществу считались благородными и честными, ибо муж ярый неблагообразен (Притч 11, 25); никак не можем приобрести и зрелости совета, хотя кажемся важными и обладающими высшим знанием, ибо острояростный без совета творит (Притч 14, 17); не можем быть спокойны от вредных смущений и избегать грехов, хотя бы другие и вовсе не делали нам беспокойств, ибо вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю; человек... вспыльчивый много грешит (Притч 15, 18; 29, 22). Глава 2. О тех, которые говорят, что гнев не вреден, если гневаемся на согрешающих, потому что и о самом Боге говорится, что гневается Мы слышали, что некоторые стараются извинить эту гибельную болезнь души, превратно толкуя Св. Писание, хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братьев; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его или, зная, презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6, 2). Не понимают они того, что, желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они Богу, источнику всякой чистоты, оскорбительно приписывают страсть. Глава 3. Какие действия человеческие приписываются Богу

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1779...

2 . Словом «мир» обозначаются те люди, которые ведут греховную жизнь, противную Божией воле, живут для времени, а не для вечности. Так надо понимать слово «мир» в следующих и подобных им выражениях: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 18–19 ). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин. 2, 15–17 ). «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4, 4 ). Блаженный Феофилакт Болгарский определяет мир так: Писание обычно называет миром житие грешных и пребывающих в грехе людей плотского мудрования, поэтому и Христос сказал ученикам Своим: «вы не от мира» ( Ин. 15, 19 ). Они составляли часть живущих в мире людей, но, не пребывая в грехе, не были от мира (Толкование на Мф. 18 гл.). Большинство людей проводило и проводит жизнь греховную, мерзостную пред Богом, враждебную Богу; по этой причине и потому, что большинство врагов Божиих несоразмерно велико в сравнении с числом верных служителей Бога, большинство называется в Писании миром; относящееся к большинству приписывается всему человечеству. Так надо понимать слова евангелистов: «Был Свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин. 1, 9–11 ). «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3, 19 ). «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого... Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» ( Лк. 6, 22, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Глава 15 Бог ободряет Аврама Быт.15:1 . После сих происшествий Довольно обычное, хотя в то же время слишком общее хронологическое указание. было слово Господа к Авраму Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание на боговоплотившееся Слово, т.е. на Господа нашего Иисуса Христа ( Исх. 9:20 ; 1Цар. 3:21 , Пс. 32:6 и др.). в видении [ночью], Последнее указание, стоящее в скобках, есть у LXX (не во всех кодексах, см. у Гольмеса); еврейский же подлинник его не имеет и большинство комментаторов считают его позднейшим добавлением. Но если даже и допустить, что это богоявление происходило ночью, то, во всяком случае, несомненно, что Аврам, воспринимая это откровение, находился не в сонном, а в бодрственном состоянии, как это ясно видно из всего контекста ( Быт. 15:2, 5, 9–11 ). Точнее определяя это состояние, бытописатель называет его «видением», т.е. особо восторженным, приподнятым и, так сказать, экстатическим состоянием, подобным тому, в котором находился пророк Исаия в момент призвания его к пророческому служению ( Ис. 6 ) или Апостол Павел, когда восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы ( 2Кор. 12:3–4 ). и сказано: не бойся Аврам; Я твой щит; Не бойся, прежде всего, мести от тех врагов, над которыми ты недавно одержал столь блистательную победу, а также не страшись недоброжелательства и зависти к твоему военному успеху и возрастающему благосостоянию со стороны окружающих тебя хананейских владетелей; не бойся ничего подобного, – говорит Господь: «ибо Я твой щит», т.е. покровитель и защитник ( Пс. 3:4, 5:13, 83:12, 118:114 и др.). награда твоя [будет] весьма велика. В награду за все возвышенные и благородные свойства высокой души Аврама, в особенности за его послушание и веру, Господь не только даровал ему целый ряд обетований, как временных, так и вечных благ, но и удостоил его особенной близости к Себе, которая дала Апостолу Иакову ( Иак. 2:23 ) основание назвать его даже другом Божьим, в чем нельзя не видеть высочайшей награды для человека. Аврам скорбит об отсутствии у него потомства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоизступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. 1] Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете. 29] Начало гордости - конец тщеславия; середина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец -отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. 2] Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое. 37] Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и сам ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие. 16] Бог гордым противится (Иак. 4,6); кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его? 9] Не возвышай выи, перстный; ибо многие " будучи святы и невещественны, были свержены с неба. 18] ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лк. 18, 11). 3] Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость - причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет 43]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/683/...

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Патриотизм — 1) любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку; стремление принести благо своему народу, умножить его нравственный и духовный уровень; 2) политическая позиция. Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям. Следует различать патриотизм, как любовь к родине и лояльность государственной идеологии (конкретному правителю). Интересное наблюдение: в противоборствующих государствах то, что у собственного народа объявляется патриотизмом , у врага клеймится как национализм . Тем не менее, использование патриотизма в нечестивых целях государствами или их лидерами не должно обесценивать само это понятие, в нашем падшем мире почти всё доброе пытаются использовать для прикрытия зла. Истинный патриотизм, как любовь к своей родине, исключает ненависть к её врагам; любовь не требует стимуляции ненавистью. При оценке взглядов того или иного патриота важнейшим критерием являются способы выражения и проявления его взглядов. В их основе для христианина должны находиться Божьи Заповеди . Есть ли что-нибудь общее между здравым патриотизмом и уранополитизмом? По большому счёту учение об уранополитизме строится на положении о необходимости предпочтения верующими Небесного Отечества земному. В наиболее крайних формах уранополитизм сводится к тому, что поскольку христианин стремится в Царство Небесное, постольку не должен и даже не вправе предпочитать прочим народам и государствам свой народ, свою родную страну. При этом, подразумевается, что данное требование носит безусловный характер, покрывает все обстоятельства, распространяется на все времена. Как умеренный, так и крайне выраженный уранополитизм опирается на слова Иисуса Христа, запрещавшего служить двум Господам ( Мф.6:24 ), и Его же призыв собирать сокровища на небесах ( Мф.6:19-21 ). Кроме того, сильным доводом в пользу уранополитизма считается предупреждение апостола Иакова, что «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» ( Иак.1:8 ), а также прямое указание апостола Павла о том, что верующие суть странники и пришельцы на земле ( Евр.11:13 ). (см.: Царство Божие (Небесное) ).

http://azbyka.ru/patriotizm

Скачать epub pdf Виды и возрасты нравственной жизни. 3. О добродетели и ее свойствах Жизнь людей может быть двух видов: добрая и злая греховная. Первая называется добродетельной, вторая порочной или греховной жизнью. Добродетель и грех – это деятельные обнаружения нравственной жизни; согласные или несогласные с нравственным законом. §1. Понятие о добродетели Если свободные наши действия согласны с нравственным законом Божиим и совершаются по истинно-нравственным побуждениям любви к Богу и ближним, то называются нравственно-добрыми, добродетельными или, короче говоря, добродетелью. Если же наши свободные действия не согласны с нравственным законом Божиим и совершаются по побуждениям, противоположным христианской любви, а именно по себялюбию (эгоизму), то называются безнравственными, греховными, проще говоря, грехом. Таким образом понятие «добродетель» равносильно с понятием «нравственная жизнь», понятие «грех» равносильно с понятием «безнравственная жизнь». Под именем христианской добродетели мы разумеем Свободное, Сознательное, Искреннее и Постоянное Исполнение Нравственного Закона, или Свободное Сознательное, Искреннее и Деятельное Стремление Христианина Свои Мысли, Желания и Действия Сообразовать с Нравственным Законом Божиим по Духу Учения и Примеру Жизни Иисуса Христа (свящ. М. Менстров. Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е. СПб., 1914, гл. X, стр. 61). §2. Свойства христианской добродетели и ее три вида проявления Добродетель сама по себе одна и нераздельна. Как одна только воля Божия, один нравственный закон, дух и существо которого заключается в великой заповеди о любви и самоотвержении, так и одно должно быть стремление и чувство к добру, одно желание – всегда и везде действовать по закону любви. На единство добродетели указывает слово Божие, когда говорит, что «сохранившийся весь закон и в одном чем-нибудь согрешивший виновен против всего закона», потому что Законодатель один ( Иак. 2:10–11 ). Но будучи одна по существу, добродетель имеет разные виды, различающиеся по предметам, лицам и др. отношениям, имеет разные виды проявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Узрев народы, (Иисус) взыде на гору; и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его, и отверз уста Своя, учаше их» ( Мф.5:1–2 ). Братия святая! Вступив в поприще сего великого поста, конечно, мы имеем святое желание быть блаженными, сделаться наследниками Царствия небесного. Где же можем найти верное руководство к достижению блаженства, как не в учении Господа нашего о блаженствах? Итак, думаю, не без приличия и не без пользы употребим мы в продолжение сей Великой Четыредесятницы несколько священных часов на размышление о блаженствах Евангельских. И, на первый раз, обратим внимание наше на те обстоятельства, которыми Св. Евангелист предваряет Божественную проповедь Спасителя, и в которых мы найдем для себя предварительные наставления. «Узрев народы, взыде на гору; и седшу ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их». «Узрев народы». Слушатели Божественных поучений нашего Спасителя всегда были столь многочисленны, что часто наполняли собой целые дома, берега и горы. Смотря на таковую ревность благочестивых Иудеев, нельзя не скорбеть о холодности нашей к святому Божественному Слову; нельзя не удивляться, что у нас не народы, а, часто, один или два слушают Евангельскую проповедь Спасителя. «Узрев народы», а не князей, не фарисеев, не книжников. Так-то открывает Господь Божественную волю Свою младенцам, людям простым, неученым, незнатным, и утаивает оную от премудрых и разумных ( Мф.11:25 ); не потому утаивает, чтобы не хотел открыть им пути спасения, а потому, что они, обожая свой плотской разум сами отметают словеса жизни вечной. Князи Иудейские, фарисеи и книжники не хотели слушать Божественного учения от Спасителя нашего, как такого Учителя, Который не был князь, ни фарисей, ни книжник; а народ, простые люди, не помраченные гордостью века сего, со всей ясностью усматривали в Нем Небесного Посланника и Учителя, и со всем усердием принимали преподаваемое Им спасительное учение. Научитесь из сего примера, рабы Господни, вы, простые и необразованные, быть мудрыми и разумными. Пусть и ныне мудрые, и ученые ищут для себя блаженства в знаниях и учениях человеческих: вы ищите небесного блаженства лишь в том учении, которое преподал Спаситель наш Господь Иисус Христос . Ибо и великие, и мудрые в мире сем, ежели пожелают блаженства истинного, блаженства вечного, не иначе могут достигнуть оного, как покорив свой ум «в послушание Христово» ( 2Кор.10:5 ), и с кротостью приняв проповеданное Господом слово, едино «могущее спасти души наши» ( Иак.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

Благодать, как показывает самое слово, есть благое даяние, благой дар, – все то, что дарует Господь тварям Своим без всякой, с их стороны, заслуги. В этом смысле благодатью называются все дары Божии, какие сообщаются Богом людям для их земной жизни, каковы: жизнь, здоровье, внешнее благосостояние и т. п. Кроме этого благодатью называются дарования особенно чрезвычайные, которые подаются людям на пользу Церкви для ее благоустроения, созидания и распространения, каковы: дар проповедания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. Эти дары Святого Духа сообщались особенно первенствующим христианам при первоначальном устроении Церкви Христовой ( 1Кор.12 ). Кроме этих чрезвычайных дарований Духом Святым сообщаются христианам и дары обыкновенные, хотя также высокие по своему достоинству. Главнейшие из них указаны пророком Исаиею и суть следующие семь: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени ( Ис.11:1–3 ). Имеющий дар страха Божия страшится нарушить заповеди Божии и прогневать Бога. Страх этот сопровождается любовью к Богу; имеющий его страшится Бога не как раб, боящийся господина своего, а как сын, любящий отца своего. Дух познания открывает человеку возможность познавать божественное учение. Лишенный этого дара не понимает божественного учения, о котором, как свидетельствует слово Божие ( 1Кор.2:14 ), надобно судить духовно. Дух силы утверждает человека в вере и благочестии. Имеющий его мужественно поборает врагов своего спасения противостоит всем искушениям ко греху. Дух совета дает человеку способность правильно рассуждать и поступать в самых затруднительных случаях. Обладающий этим даром может всегда подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, или не примечаемой им опасности. Дух разумения сообщает человеку знание и понимание христианских обязанностей. Дух мудрости сообщает человеку правильный взгляд на земную жизнь, убеждает его в непрочности всего земного и кратковременности самой жизни. Обладающий дарами мудрости и разумения, по слову апостола Иакова, отличается добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). Мудрость, посылаемая от Бога, по слову того же апостола, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак.3:17 ). Дух Господень есть дар благочестия и вдохновения в высшей степени. При этом даре Дух Святый обнимает все силы человека и управляет им. – Таковы, братие, великие дары, подаваемые Духом Святым христианам и такова важность их в деле вашего спасения. Посему с особенным усердием мы должны молить Духа Святого: «прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, блаже, души наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010