«Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); без веры невозможно ничего и выпросить у Бога. Это видно из следующего: отец просил об исцелении сына: Господи! «если что можешь помоги нам, – и Он отвечал: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» ( Мк.9:22–23 ). Посему и нам говорит, «имейте веру…  все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» ( Мк.11:23–24 ). Верить не тому только, что Богу все возможно, но что он непременно подаст то, чего у него просим. Потому и апостол учит: «да просит с верою, нимало не сомневаясь; иначе же да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6–7 ). При несомненной вере, что Бог подаст просимое, надобно еще знать, о чем молиться, чтобы не уподобиться тому, кто много зла навел на Иова, испросив над ним власть у Бога ( Иов.1:12 ). Кто не навык к различию добра и зла, тот и камень просит вместо хлеба, и змею вместо рыбы ( Мф.7:9–10 ), – того блага, которое ожесточает сердце, и удовольствия, лишающего божественной жизни. Посему и сказано: «просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). Был случай, что молитва и сильного молитвенника не была исполнена, потому что Бог подавал ему нечто лучшее, чем то, чего он просил себе ( 2Кор.12:9 ). У кого же есть ревность угодить Богу, но несогласно с божественным разумом, тот может молиться так же, как и ученики, которые говорили: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» ( Лк.9:54 ). Многие чудеса можно совершать с молитвой, исполненной веры ( Мф.7:22 ), и однако не иметь в себе духа Христова. Потому и Господь говорит: «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» ( Мф. 7:21 ). Многие из молитвенников неразумных услышат на суде Господнем: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня ( Мф.7:23 ). Итак, нужно знать, о чем молиться, и еще следует научиться, как должно молиться, чтобы молитва была не тщеславна и не мятежна. Учение о молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

в. Как существо безусловно свободное, Бог во всех действиях Своих определяется Сам Собой, Своей собственной волей, не подчиняясь никакой необходимости и не завися ни от кого и ни от чего. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ). И может ли что обязывать Того, Кто Сам от Себя есть и от Кого все, что существует! Разве изделие скажет сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим. 9:20–21 ). Совершенная свобода Божья не есть, однако же то, что мы называем произволом. Бог действует по вечному, неизменному закону, только закон этот не вне Его, не какая-нибудь внешняя воля, но в Нем же Самом, или вечный закон Его же воли. Воля Божья есть воля всемогущая, всесвятая, всеблагая и всеправедная. Чего хочет Бог, то уже есть. Его изволение есть самое дело. У Бога не останется бессильным никакое слово (слово и мысль, изволение, на языке св. Писания часто имеют одно и тоже значение, особенно в приложении в Богу ( Лук.1:37 ). Самое творение мира представляется в св. Писании непосредственным выражением мысли или изволения Божьего (1 гл. кн. Быт. Пс. 32:9 ). Бесконечная сила воли Божьей способна отражаться и в воле человека, по мере того, как он подчиняет ее Богу и, так сказать, соединяет ее с волей Божьей: истинно говорю вам, сказал Господь Апостолам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). Всемогущая воля Божья есть вместе воля всесвятая и всеблагая, Бог хочет только добра и творит только добро. Как сам Он не только не причастен ничему злому, но даже и не искушается злом ( Иак. 1:13 ), так никакого зла не может происходить от Него и в созданном им мире. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ( Иак. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Грядущая война во всемирном масштабе уничтожит современное развращенное и богоотступническое человечество. Антихрист явится только как лжеспаситель для тех, кто уверует в него. Духовно одичавшее человечество, потерявшее образ и подобие Божие, подобно жителям до Потопа и жителям древних цветущих городов Содома и Гоморры, обречено на гибель. После этого, как говорит Тайновидец в Апокалипсисе: “Будет новое небо и новая земля, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже не будет” ( Откр.21:1 ). Промысл Божий в жизни человека Учение о Промысле Божием, иначе о Провидении Божием, подробно раскрыто в Священном Писании и Священном Предании. Это учение является одним из основных догматов христианства. В русской литературе на эту тему имелось некогда много печатных трудов, но безбожники их уничтожили. Во всех других христианских странах было напечатано много богословских трудов. Все это свидетельствует о том, что догмат о Промысле Божием имеет огромное значение в человеческой жизни, как равно и во всей вселенной. Православная догматика формулирует учение о Промысле Божием следующими словами: “Промыслом Божиим называется попечение (забота) Бога о мире и человеке. Это означает, что Господь Вседержитель сохраняет и направляет установленные им в природе законы и силы, когда же этого бывает недостаточно — чудесно помогает людям, особенно в деле их спасения. Все доброе в жизни человека не случайно бывает и не нами создается, а от Бога нам подается, как сказано в литургической молитве: “Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, и исходит от Бога — Отца светов” ( Иак.1:17 ). Св. апостол Иаков поучает об истине Промысла Божия следующими словами: “Послушайте вы, говорящие сегодня или завтра, что отправимся в такой-то город, проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? — пар, появляющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то и другое” ( Иак.4:13-15 ).

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А этим прошением Господь в наши собственные руки вверяет наше спасение: как будем прощать, так и нам простится. Кажется, вот оно, в руках!.. Но с ужасом вижу, «что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти» ( Рим.7:21–24 )? И остается только умолять: «не введи нас во искушение». Да, мы знаем, что не Бог нас искушает, «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак.1:13–15 ). Но все же молимся, чтобы Господь избавил нас от последствий нашей греховной похоти. Да, нам сказано: «С великой радостью принимайте», «когда впадаете в различные искушения» ( Иак.1:2 ). Что же, и будем радоваться, когда Господь этому попустит. Ну а пока – молимся, чтобы все-таки и не впасть. И Сам Господь, хотя и говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ), но тоже молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня Чаша сия» ( Мф.25:39 ). И далее просим у Бога, чтобы окончательно избавил нас от князя, от властителя мира сего: «но избави нас от лукавого». Не хотим ничего общего иметь с тем, кто нас, обнищавших, послал пасти свиней, и заставил мечтать лишь о том, чтобы разделить со свиньями их пойло. Хотим быть только Твоими, потому что знаем: «Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:13 ). Таким образом, христианин стремится войти в Божественную жизнь, в Божественную волю, в Божественную славу. А язычник – наоборот: старается стащить своих «богов» на землю, и заставить работать на свои житейские нужды. По Матфею, Господь особо заострил внимание на том прошении, исполнение которого всецело зависит от нас самих. Он подчеркнул: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). И опытные наставники запрещали тем, кто находится во вражде, произносить молитву Господню. Потому что если мы, строя в душе планы мести, просим Бога: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», то – или не понимаем, что говорим. Или – просим себе такого же зла, какое желаем врагу. Или – просто издеваемся над Тем, Кому молимся. Среда. О чем просить

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А этим прошением Господь в наши собственные руки вверяет наше спасение: как будем прощать, так и нам простится. Кажется, вот оно, в руках!.. Но с ужасом вижу, «что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?..» ( Рим.7:21–24 ). И просим: «не введи нас во искушение…» И хотя знаем, что не Бог нас искушает, «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак.1:13–15 ), – всё же будем молиться, чтобы Господь избавил нас от этих последствий нашей злой греховной похоти. И хотя сказано: «С великой радостью принимайте, … когда впадёте в различные искушения» ( Иак.1:2 ), – что же, и будем радоваться, когда впадём, когда Господь попустит. Ну а пока не впали, будем молиться, чтобы избежать их. Ведь и Сам Господь, хотя и говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ), – но всё же молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня Чаша сия…» ( Мф.25:39 ). Нам ли дерзко напрашиваться на искушения? И далее просим у Бога, чтобы окончательно избавиться от князя, от властителя мира сего: «но избави нас от лукавого». Не хотим ничего общего иметь с тем, кто нас, обнищавших, послал пасти свиней и заставил мечтать лишь о том, чтобы разделить со свиньями их пойло. Хотим быть только Твоими, потому что знаем: «Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:13 ). По Матфею, Господь после всего ещё раз заострил внимание учеников на том прошении, исполнение которого всецело зависит от нас самих. Он подчеркнул: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). И опытные наставники запрещали читать молитву Господню находящимся во вражде. Потому что, если, питая в душе планы мести, мы читаем: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», – то мы или не понимаем, что читаем, или сознательно просим себе такого же зла, какое желаем врагу, или просто издеваемся над Тем, Кому молимся. О чём просить

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но Церковь Христова, освобождая нас от одного рабства – греховного, закрепощает нас в другом рабстве – святом. «Освободившись от греха, – пишет Ап. Павел в послании к Римлянам, – вы стали рабами праведности. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, a конец жизнь вечная» ( Рим.6:18, 20:22 ). Значение истинной свободы, следовательно, простирается не на здешнюю только жизнь, a и на будущую, и не на одних только людей, a и на всю тварь земную, которая «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божьих» ( Рим.8:21 ). Для людей, получивших такую свободу в жизни, «откроется» некогда «свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ). Таков высший нравственный «закон свободы», «закон совершенный» ( Иак.1:25 ), существующий в христианстве. «Вникнем» же мы, христиане в этот закон и, согласно учению Ап. Иакова, который заповедал вам «так говорить и так поступать, как имеющим быть судимыми по закону свободы» ( Иак.2:12 ), взглянем с точки зрения этой высшей духовной свободы на те виды гражданской свободы, которые дарованы русскому народу Высочайшим Манифестом. Нам дарована, прежде всего, свобода совести. Что же это значит? Значит ли это то, что мы должны освобождаться от совести совсем? Нет, конечно! Есть, к сожалению, люди и притом, немалочисленные в нашем отечестве, которые, не имея в себе, по-видимому, никакой совести, живут подобно бессловесным животным и решаются на всякие поступки, будут ли они хорошие ила дурные, безразлично. Это засвидетельствовано и свидетельствуется почти ежедневным опытом и наблюдением над жизнью некоторых современных русских людей. В ответ на те или иные поступки их, несогласные с законами божескими и человеческими, нередко можно услышать из уст наших восклицание: «бессовестный ты человек». Другим людям, у которых совесть заснула и не заявляет о себе никакими внешними знаками присутствия, мы говорим: «как тебе не совестно», желая этим самым вызвать в них заснувшую или заглохшую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Но Церковь Христова, освобождая нас от одного рабства – греховного, закрепощает нас в другом рабстве – святом. «Освободившись от греха, пишет Ап. Павел в послании к Римлянам, – вы стали рабами праведности... Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности... Но ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная» ( Рим.6:18, 20:22 ). Как же смотреть теперь на ту свободу, которую «обещают» дать люди, «будучи сами рабы тления» ( 2Пет.2:19 )? Разве это истинная свобода? Нет, это только призрак её! На самом же деле это рабство. «Ибо кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ). Значение истинной свободы простирается не на здешнюю только жизнь, а и на будущую, и не на одних только людей, а и на всю тварь земную, которая «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ). Для людей, получивших такую свободу в жизни, «откроется», некогда «свободный вход в вечное царство Господа вашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ). Таков высший нравственный «закон свободы», «закон совершенный» ( Иак.1:25 ), существующий в христианстве. «Вникнем» же мы, христиане, в этот закон и, согласно учению Ап. Иакова, который заповедал нам «так говорить и так поступать, как имеющим быть судимыми по закону свободы» ( Иак.2:12 ), взглянем с точки зрения этой высшей духовной свободы на те виды гражданской свободы, которые дарованы русскому народу Высочайшим Манифестом. Нам дарована прежде всего свобода совести. Что же это значит? Значит ли это то, что мы должны освобождаться от совести совсем? Нет, конечно! Есть, к сожалению, люди и, притом, не малочисленные в нашем отечестве, которые, не имея в себе, по-видимому, никакой совести, живут подобно бессловесным животным и решаются на всякие поступки, будут ли они хорошие или дурные, безразлично. Это засвидетельствовано и свидетельствуется почти ежедневным опытом и наблюдением над жизнью современных русских людей. В ответе на те или иные поступки их, несогласные с законами Божескими и человеческими, нередко можно услышать из уст наших восклицание: «бессовестный ты человек. Другим людям, у которых совесть заснула и не заявляет о себе никакими внешними знаками присутствия, мы говорим: как тебе не совестно», желая этим самым вызвать в них заснувшую или заглохнувшую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Об этих то искушениях и говорится в шестом прошении молитвы Господней. Такие искушения не могут происходить от Бога, ибо Бог свят. Посему то и говорит ап. Иаков: никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже ( Иак.1:13 ). Искушения, увлекающие человека ко греху, приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола. Под именем плоти разумеются, братие, собственно греховные наклонности и расположения. На этот источник искушений указывает ап. Иаков, когда говорит: кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши рождает грех ( Иак.1:14–15 ). Слово Божие учит нас, братие, что природа наша расстроена грехом, что все мы во грехах рождаемся, и нет человека, который жил бы и не согрешил, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). Собственный опыт показывает нам, насколько мы склонны ко греху. Каждый сам знает, что между духом и телом, между разумом и страстями в человеке постоянно идет борьба, и как нередко бывает дух уступает телу и разум – страстям. Еще древний благочестивый мудрец заметил, что тело тленное отягощает душу, и земное жилище обременяет ут многопопечителен ( Прем.9:15 ). Но особенно св. ап. Павел изображает борьбу между плотию и духом. «Плоть желает противного духу», говорит он, «а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы ( Гал.5:17 ); желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, тою не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:18–19;22–24 ). Так, братие, мы сами в себе носим врага своего спасения, а посему будем с особенным усердием молить Господа, чтобы Он предохранил нас от грехов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010