Вы уверены в том, что я желаю Вам последнего. И могу ли чего нибудь другого желать, когда Апостол Павел, движимый Духом Святым, провозглашает: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь» ( Флп.4:4 ). И в другом месте: «Всегда ищите добра друг другу и всем, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь; за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе; Духа не угашайте» ( 1Фес.5:16 −19). Когда он, исчисляя плоды духа, рожденного от Духа Божия ( Ин.3:6 ), непосредственно после любви представляет вам радость, как дщерь после матери, говоря: плоды духа суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22 −23). Когда самое царствие Божие, которого прежде всего искать Господь Иисус Христос повелевает нам ( Мф.6:33 ), и которое, как Спаситель же открывает нам, обретается внутрь нас ( Лк.17:21 ), Апостол Павел показывает нам в праведности, и мире, и радости во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Когда Апостол Иаков учит нас радоваться и в искушениях, говоря: «Когда вы, братия Мои, подвергаетесь разным искушениям, принимайте то с величайшей радостью» ( Иак.1:2 ). Когда Сам Спаситель, и беседуя с возлюбленными учениками Своими пред страданиями, и умоляя Отца Своего как о сих друзьях Своих, так и о всех верующих в Него по слову их ( Ин.17:20 ), желал водворить радость в своих, сущих в мире, которых возлюбил до конца ( Ин.18:1 ), и говорил им: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» ( Ин.15:11 ), а Отц Своему: Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» ( Ин.17:13 ). Кажется, все сии Божественные изречения были Вам предлагаемы то в разговорах, то в письмах, так какие сие весьма важное слово, находящееся в книге раба Божия Неемии: «Радость Господня есть сила наша» ( Неем.8:10 ). Но как потребность в хлебе, для поддержания телесной жизни, всегда возобновляется, так потребность в Слове Божием, для питания жизни духовной, возвращается непрестанно, и как всякие лакомые снеди могут наскучить, а хлеб насущный никогда не наскучит, так и Слово Божие – есть всегда приятный, насущный хлеб для души благоустроенной, хлеб светоносный, всегда с любовью радостно благодарящею приемлемый ею свыше от Отца светов ( Иак.1:17 ), и Тем же Словом Божьим, Которое есть Бог Сам, и стало плотью ради спасения нашего ( Ин.1:1 −4, 14−17), даруемый ей рукою Апостолов и Пророков ( Мф.14:15 −21; Евр.1:1 ; 1Пет.1:3 −12; 2Пет.3:2 ; 2Кор.5:17 −21; Еф.2:18 −22).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Гл. 4. Ст. 4. И тот, у кого совесть спокойна, не говорит, что он не имеет греха, и не обманывает самого себя ( 1Ин.1:8 ). 5. Прежде смерти и прежде Бога никого не ублажай, и не осуждай; ибо сердце человеческое глубоко и темно ( 1Кор.2:11 ). 6. Никто не гордись своим учителем, но если кто мудр и умен, тот докажи то на самом деле добрым поведением, с кротостью мудрости ( Иак.3:13 ). Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но поступайте смиренно: не мечтайте о себе ( Рим.12:16 ). 15. Многих мы можем иметь наставников в вере, но немногие из них могут быть для нас духовными отцами ( Гал.4:18–19 сл. Флп.1:15–16 сл. 2Кор.11:2 сл.). 20. Царствие Божие (спасение) не в слове (не в учении, не в знании Слова Божия), но в силе (слова – учения; но в исполнении учения Мф.7:21 сл.). Будьте исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя ( Иак.1:22 ). Гл. 5. Ст. 2. Не хвали человека грешника в похотях души его, чтобы не сгореть огнем его ( 1Тим.5:22 сл.). Преданные порокам грешники хотя и знают праведный суд Божий, то есть, что делающие злые дела достойны смерти: однако не только сами их делают, но и делающих одобряют ( Рим.1:32 ). 5. Святая Церковь удаляет развращенного из среды себя ( 1Кор.5:13 ), и осуждает на погубление плоти покаянием ( Мф.4:1, 2 сл.). Ибо для того и умершим было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет.4:6, 1:16 ). 6. Наблюдайте, чтобы не отпал кто от благодати Божией; чтобы какой горький корень возникнув не причинил вреда, и чтобы от него не заразились многие ( Евр.12:15 ). 12. Кто не принадлежит к Церкви, того и судить мы не можем; но, если кто, называясь нашим (по вере) братом, делает худо, такого мы должны исправлять ( 1Тим.5:8 ; Мф.18:15–17 ). Гл. 6. Ст. 1, 4. Христиане в тяжбах житейских должны быть судимы Христианами же, а не лицами, не принадлежащими к Христианскому вероисповеданию, разве только будут в иноверном государстве ( 1Пет.2:13 ). 2–3. Кто чем кого превосходит, тот тем того, как бы осуждает; а посему праведники осуждают верою своею грешников ( Евр.11:7 ), и в будущем веке будут страхом для злых ангелов и всех своих врагов человеков ( Прем.5:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Таким образом, Св. Предание совершенно необходимо. Кто отвергает изустное предание апостольское, тот идет против самих апостолов, тому-то и приходится мудрствовать по своему произволу сверх написанного ( 1Кор.4:6 ), тому-то и приходится прилагать к Писанию от своей головы ( Откр.22:18 ). Так отвергают апостольские Предания и от своей головы мудрствуют отступники. 2. Толкование Св. Писания Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Никакого пророчества нельзя разрешить самому собою ( 2Пет.1:20 ). Он (ап. Павел) говорит во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ). Филипп подошел, и, услышав, что он (Ефиоплянин) читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли что читаешь ? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня ? и просил Филиппа взойти и сесть с ним ( Деян.8:30, 31 ). Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7, 9 ). Это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ). Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом , гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах ( Сир.38:24, 25 ). Читать Слово Божие, особенно Св. книги Нового Завета, с разумением спасительно для человека ( 2Пет.1:19 ), но только при чтении он твердо должен помнить следующее. В Св. Писании есть весьма не мало неудобовразумительного ( 2Пет.3:16 ); самому человеку нельзя изъяснить никакого пророчества в Св. Писании ( 2Пет.1:20 ). Поэтому Слово Божие есть как бы меч обоюдоострый ( Евр.4:12 ), Чтение Слова Божия спасительно для человека тогда, когда он читает с благоговением и за объяснением обращается к людям для сего поставленным, подобно вельможе Эфиопскому ( Деян.8:30–35 ). Поставленные от Бога и закона лица суть верные люди или отцы Церкви ( 2Тим.2:2 ) и пастыри ( Тит.1:7–9 . Деян.20:28 ). Когда же при чтении за объяснение самовольно берется невежда и человек для сего не поставленный, то он к своей погибели превращает или повреждает Писания ( 2Пет.3:16 ). Потому-то слово Божие и предостерегает, чтобы никто самозванно не брался за толкование и проповедание из Писания ( Иак.3:1 ; 1Кор.8:2 ). Человеку подобает просить у Господа только той мудрости, которая есть доброе поведение, скромность и послушание ( Иак.1:5 . Сравни 3:13–17). Относительно изложенного в Писании сказано, что если человек не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:37–38 ); он не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24, 38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другими словами: если мы не будем молиться, то можем впасть в искушение от Бога, Который введет нас в него. Но возможно ли и каким образом возможно приписывать такое дело Высочайшему Существу? С другой стороны, такое понимание шестого прошения, по-видимому, противоречит словам апостола Иакова, который говорит: «в искушении (во время, среди искушения) никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак.1:13 ). Если так, то зачем молитва к Богу, чтобы Он не вводил нас в искушение? Он и без молитвы, по апостолу, никого не искушает и не будет искушать. В другом месте тот же апостол говорит: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» ( Иак.1:2 ). Отсюда можно заключить, что, в некоторых по крайней мере случаях, искушения бывают даже полезны и потому об избавлении от них молиться нет надобности. Если мы обратимся к Ветхому Завету, то найдем, что «Бог искушал Авраама» ( Быт.22:1 ); «гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» ( 2Цар.24:1 ; ср. 1Пар.21:1 ). Мы не объясним этих противоречий, если не признаем, что Бог попускает зло, хотя и не является виновником зла. Причиной зла служит свободная воля свободных существ, которая раздваивается вследствие греха, т.е. принимает или доброе, или злое направление. Вследствие существования в мире добра и зла мировые действия или явления разделяются также на злые и добрые, зло появляется подобно тому, как муть среди чистой воды или как отравленный воздух в чистом. Зло может существовать независимо от нас, но мы можем сделаться в нем участниками в силу того, что живем среди зла. Глагол εσφρω, употребленный в рассматриваемом стихе, не так силен, как εσβλλω; первым не выражается насилия, вторым – выражается. Таким образом «не введи нас в искушение» значит: «не вводи нас в такую среду, где существует зло», не допускай этого. Не допускай того, чтобы мы, вследствие своего неразумия шли в сторону зла, или, чтобы зло надвинулось на нас независимо от нашей вины и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель (Ср. Исх.43:1, 3 ). Однако ж люди и самые лучшие несмысленны и медлительны сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога (Ср. Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: доколе, Господи, забудеши мя? доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и ночь ( Пс.12:1, 2 )? Глас же Господень подкрепляет: терпением вашим спасите души ваши ( Лк.21:19 ); претерпевый до конца, той спасется ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего ( Ис.26:8 ). В Писании сказано: аще приступавши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир.2:1 ). Значит, искушения неизбежны всякому рабу Господню. И блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получит венец жизни ( Иак.1:12 ), Господь увенчает его милостию и щедротами (Ср. Пс.102:4 ). Потому не малодушествуй, раб Божий, но мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Ср. Пс.26:14 ). Терпит Господа тот, кто не унывает, но великодушно переносит искушения, какие посылаются для смирении его души. Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( Иак.1:14 ), для того, чтобы познавал, что он нищ, и слеп, и наг и окаянен (Ср. Откр.3:17 ) и, чтобы всем сердцем уповал на Бога (Ср. Притч.3:5 ). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще; ибо терпящие Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся ( Ис.40:31 ). Всякое наказание (вразумление, обличение) в настоящее время кажется печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности ( Евр.12:11 ). Потому не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, ибо Господь наказывает всякого, о котором благоволит ( Притч.3:11, 12 ). Аз, их же люблю, обличаю и наказую ( Откр.3:19 ), – говорит Господь. Вот и Давид обличенный взывал: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною ( Пс.50:5 ), и терпел всякие наказания великодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И такая великая благодать, конечно же, освящает и очищает человека, и даёт ему особые силы и побуду над грехом. Когда священник 4) причащает человека, то грехи его также прощаются, «попаляются» огнём Божества. Сам Христос тесно связывал причастие с прощением грехов, когда на вечере, преподавая чашу ученикам, сказал: «пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов » ( Мф.26:28 ). На литургии 424 эта мысль также постоянно повторяется. Например, непосредственно перед причащением человека священник говорит: «причащается раб Божий (имя) честнаго и святаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Когда священник 5) елеопомазывает болящего члена Церкви, то ему опять же прощаются грехи, как написано: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи , отпустятся ему » (см. Иак.5:14–15 ). Когда священник 6) сочетает браком жениха и невесту, то это таинство освящает, благословляет и укрепляет их брак, давая им силу и благодать сохраниться от греха любодеяния и жить в браке по Божьи. И протестанты, кстати, признают, что если члены их церкви поженятся и вступят в супружеские отношения без благословения пресвитера и молитвы церкви, то они согрешат: таковых отлучат от церкви. Таким образом, протестанты не станут спорить с тем, что бракосочетание также предотвращает от греха. И последнее, когда епископ 7) рукополагает священника, то и это Таинство совершается ради прощения грехов, ибо священник поставляется, прежде всего, именно для совершения шести вышеуказанных Таинств, в которых человеку прощаются грехи, и которые помогают сохраниться ему от греха. Посему, когда Христос дал благодать и власть Своим Апостолам прощать грехи, Он дал тем самим им власть на совершение не только Таинства покаяния, но и остальных Таинств. И мы знаем, что не все, а только Апостолы и их преемники совершали в Церкви Таинства: прощали и оставляли грехи ( Ин.20:21–23 ; Деян.5:3–10 ; 1Тим.1:20 ); крестили ( Деян.8:38 ; 1Кор.1:16 ); подавали Духа Святого ( Деян.8:17,18; 19:6 ); совершали хлебопреломление ( Деян.20:11 ); рукополагали ( 1Тим.5:22 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ); елеопомазывали ( Иак.5:14–15 ) и бракосочитывали ( Мф.19:6 ) 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Из того, что Христос есть Первосвященник ( Евр. 7:26–28 ), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мф. 18:17, 28:19–20 , Ин. 20:21–23 , Деян. 8:14–17, 14:23, 20:28 , Иак. 5:14 , 1Пет. 5:1–5 , Рим. 10:15 , 1Кор. 3:9–12, 4:1–2, 4:15, 12:12–31 , Гал. 1:1 , Еф. 4:11–16 , 1Фес. 5:12–13 , 1Тим. 4:14, 5:17–18, 5:22 , 2Тим. 1:6–7, 4:13 , Тит. 1:5–10 , Евр. 5:4, 10:25, 13:7, 17 ]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви», помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали ( Деян. 14:23 ). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» ( Иак. 5:14 ). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» ( 1Тим. 5:17–19 ). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою», – учил ап. Павел ( 1Фес. 5:12–13 ). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» ( Деян. 6:2 ). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов ( Фил. 1:1 ). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства ( 1Тим. 3:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Священное Писание так говорит о должностях (обязанностях) мужа и жены: « мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню (за нее). ( Еф.5:25 .) Жены, своим мужем повинуитеся, якоже Господу, зане (потому что) муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Тои есть Спаситель тела » ( Еф.5:22-23 ). Высшая добродетель, противоположная грехам против восьмои заповеди: « Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши (и будешь иметь) сокровище на Небеси » ( Мф.19:21 ). Непозволительно укорять других: « не судите, да не судими будете » ( Мф.7:1 ) Непозволительна ложь: « Темже отложше лжу (отвергнув ложь), глаголите истину кииждо ко искреннему (каждыи ближнему) своему, зане есмы (потому что мы) друг другу удове (члены)» ( Еф.4:25 ) Чтобы избегать грехов против девятои заповеди, следует обуздывать язык. « Хотяи бо живот любити и видети дни благи (кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни), да удержит язык свои от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти (от лукавых речеи). ( 1Пет.3:10 ). Аще кто мнится верен быти в вас (если кто из вас думает, что он благочестив) и не обуздовает языка своего, но льстит (но обольщает) сердце свое, сего суетна есть вера (у того пустое благочестие)» ( Иак.1:26 ). Помышления: « Мерзость Господеви (перед Богом) помысл неправедныи » ( Притч.15:26 ). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит Апостол: « Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще (совершая) святыню в страсе Божии » ( 2Кор.7:1 ). От сердца бо исходят помышления злая, убииства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы (кражи), лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 ). Кииждо (каждыи) же искушается, от своея похоти влеком и прельщаем (увлекаясь и обольщаясь собственнои похотью). Таже похоть заченши (зачав) раждает грех, грех же содеян (сделанныи) раждает смерть ( Иак.1:14-15 ). Чтобы правильно пользоваться учением о вере и благочестии, надо исполнять на самом деле: « Аще сия весте, блажени есте, аще творите я (если это знаете, блаженны вы, когда исполняете). ( Ин.13:17 ) Тои же раб ведевыи (знавшии) волю господина своего и не уготовав, ни сотворив (и не был готов, и не сделал) по воли его, биен будет много » ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Чтобы точно понять слова Молитвы Господней «не введи нас во искушение», надо помнить, что эта молитва дана апостолам, которые просили научить их молиться, дана прежде сошествия на них Духа Святого, когда сатана просил их у Господа, дабы «сеять их яко пшеницу» ( Лк.22:31 ). Тогда апостолы были ещё слабы и удобно могли пасть под искушением (как Пётр), поэтому и влагает им Спаситель в уста слова: не введи нас во искушение. А без искушений нашей веры, надежды и любви жить нельзя. Испытания сокровенностей сердечных необходимы для самого человека, чтобы он сам мог видеть, каков он, и исправиться. Да, искушения нужны: «да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ), да откроется твёрдость или слабость наша в вере, знание или невежество, порочность или чистота нашего сердца, надеяние его на Бога или на земное, любовь к себе и к тленному или – паче всего к Богу. Толковая библия А.П. Лопухина Слова «и не введи» сразу же дают понять, что Бог вводит в искушение, есть причина его. Другими словами: если мы не будем молиться, то можем впасть в искушение от Бога, который введёт нас в него. Но возможно ли и каким образом возможно приписывать такое дело Высочайшему Существу? С другой стороны, такое понимание шестого прошения, по-видимому, противоречит словам апостола Иакова, который говорит: «в искушении (во время, среди искушения) никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого» ( Иак.1:13 ). Если так, то зачем молитва к Богу, чтобы Он не вводил нас в искушение? Он и без молитвы, по апостолу, никого не искушает и не будет искушать. В другом месте тот же апостол говорит: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» ( Иак.1:2 ). Отсюда можно заключить, что в некоторых, по крайней мере, случаях, искушения бывают даже полезны и потому об избавлении от них молиться нет надобности. Если мы обратимся к Ветхому Завету, то найдём, что «Бог искушал Авраама» ( Быт.22:1 ); «гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил Он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» ( 1Пар.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

10. Кто мигает глазом, тот навлечет на себя беду, и человек с глупыми устами стремглав падет. 11. Уста праведника есть источник жизни, уста нечестивых покрывает ругательство. 12. Ненависть возбуждает раздоры, а любовь покрывает всякие проступки ( 1Пет.4:8 ;Кор.13:7). 13. В устах разумного обретается мудрость, а на спине глупого жезл. 14. Умные скрывают свое ведение, а уста глупого – готовое сокрушение (18:7). 15. Имение богатого есть крепкий его город ( Сир.40:26 ), а расстройство убогих нищета их. 16. Стяжание праведника служит к жизни, прибыток нечестивого обращается в грех ( Иак.5:1–3 ). 17. Кто принимает наставление, тот идет путем жизни, а кто не принимает наставления, тот заблудится ( Прит.3:7 ; Рим.12:16 ). 18. Кто скрывает ненависть, у того ложные уста, и кто говорит открыто поношение, тот глуп. 19. При многословии грех не минуем ( Еккл.10:14 ), а кто крепко держит уста свои, тот разумен ( Иак.3:2 ). 20. Язык праведника есть лучшее серебро, сердце беззаконных ничего не стоит. 21. Уста праведника питают многих, а безрассудные и сами умирают от скудости ума». 1. Умный сын составляет радость отцу, – не менее, если не более и матери, так же как и глупый сын составляет печаль не одной матери, но и отцу. Но в приточной речи часто встречается такая взаимность мысли, что в двух членах одна и та же мысль должна быть дополняема из одного члена в другом. Напр. Пс.1:6 : весть Господь путь праведных – устроением его во благо, потому, путь праведных не погибнет, а путь нечестивых не весть – Божественным устроением, посему путь нечестивых погибнет. Также Еккл.2:14 : У мудрого очи во главе его, посему он не ходит во тьме, а у глупого глаза не в голове, то он ходит во тьме. 2. Сокровища неправедно приобретаемые не приносят пользы ( Мих.6:9–10 ), потому что злоприобретенное, злым путем и расточается и обладающих ими в день гнева Прит.11:4 ), когда постигнут несчастья или смерть, оставляют без защиты; а справедливость, правота – правильный, законный, честный и благополезный образ действования избавит от смерти, не от смерти телесной, ни для кого неизбежной, но от тяжких, как смерть, бедствий и напастей ( Исх.10:17 ; Пс.32:19 ), в каковые впадают корыстолюбивые и всякие незаконные средства к умножению богатства употребляющие, так как, по слову Апостола, те, которые ищут обогащаться, впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, погружающие в бедствие и гибель ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010