Иак.4:15 . [Вместо того чтобы вам говорить: Если Господь пожелает и живы будем, то сделаем то или другое,] Иак.4:16 . [Вы же теперь хвастаетесь в своей самонадеянности. Всякое такое хвастовство есть зло.] Иак.4:17 . Итак, кто знает, [как] делать добро и не делает, тому – грех. Во всём тексте этого Послания блаженный Иаков показывает, что те, кому он писал, имели понятие о доброделании и изучили правую веру настолько, что вообразили, будто сами могут учить других. Однако при этом у них не было ни совершенства дел, ни смиренномудрия, ни сдержанности в слове. Поэтому, вместе с укорами и призывами, апостол серьёзно грозит им, напоминая, что знающий, как делать добро и не делающий имеет больший грех , чем тот, кто согрешает по неведению. Хотя и согрешающий по неведению не может быть вовсе свободен от вины, потому что само незнание добра – не такое уж малое зло. Ведь и Господь говорит: раб, который знал волю господина своего, [и не приготовивший,] и не сделавший по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк 12:47–48 ). Глава 5 Иак.5:1 . Послушайте теперь, богатые! Плачьте, рыдая, о бедствиях, надвигающихся на вас! Теперь, пока время благоприятно, пока день спасения (ср. 2Кор 6:2 ), говорит апостол, избегите будущего наказания, со слезами моля о прощении и творя милостыню! Иак.5:2 . [Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.] Иак.5:3 . [Золото и серебро ваше поржавело, и ржавчина их [будет] свидетельством против вас, и съест плоть вашу, как огонь. В числе мучений нечестивых и жестоких богачей [будет] не только видимый геенский огонь, но и сама память о сгнившем и бесполезном богатстве, которым они могли бы с лёгкостью искупить свои злые дела. Воспоминание будет доставлять немалые мучения до Суда – их душам, а после воскресения – ещё и телам, тем, что они будут в сильном гневе на самих себя за то, что прежде не пожелали загладить свои преступления милостыней. Наконец, ржавчина на деньгах остаётся свидетельством злых дел богача, одевавшегося в порфиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Иак.5:2 .  Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Иак.5:3 .  Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Применительно к главному пороку обличаемых богачей, бедствия их изображаются под образом гибели богатств и всякого рода вещественных благ. «Гниение богатств, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, т.е. в пришествие Христово, богатство ваше скажется как бы огнем, собранным на погибель вашу» (блаж. Феофил.). Подобно древним библейским пророкам, Апостол будущий суд над богачами и их имением представляет, как уже происшедший (perfectum propheticum). После перечисления отдельных видов имущества богачей наряду с общим названием богатства, Апостол делает (ст. 3) выразительное указание на совершенную бесполезность и крайнюю тщету накопления богатств ввиду наступления последних дней, т.е. приближения пришествия Христова. Иак.5:4 .  Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Иак.5:5 .  Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Иак.5:6 .  Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Назвав выше ( Иак.5:1–3 ) ожидающие немилосердых богачей бедствия суда Божия, Апостол теперь в том же пророчески-обличительном тоне показывает причину грядущего на них наказания – в содеянных ими нравственных проступках и преступлениях. Преступления эти таковы: богачи нажили свои богатства несправедливостью и обидами (ст. 4), что тем более преступно, что собственные богатства они употребляли на роскошную жизнь (ст. 5) и даже на преследование праведников с целью пролить кровь их (ст. 6). Тяжесть первого греха – вне сомнения: богачи удерживали заработную плату наемников, в частности, жнецов, руками и трудами которых они наживали свои богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение. Оправдывает человека не закон Моисеев, который тем не менее не нарушить, а исполнить приходил Иисус Христос: Мф.5:17 ; а вера во Христа: не одна вера, ибо и бесы веруют и трепещут: Иак.2:19 , но вера, соединённая с делами любви христианской: Рим.3:20–28 ; Гал.3:10 . Деян.15:11 . «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они». Объяснение. Благодать Господня даётся человеку христианину не чрез одну веру: Мф.7:21 , но и добрые дела: Иак.2:24 ; чрез познание единого истинного Бога: Ин.17:3 ; соблюдение заповедей: Мф.19:17 и чрез таинства Церкви: Ин.3:5 ; Деян.2:38 ; Ин.6:53–56 . Иак.1:27 . «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира». Объяснение. Вера и благочестивая жизнь, или дела, суть предметы хотя и тесно связанные, но различные. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показало бы, что вера бездействует, как мёртвая: Иак.2:17–22 ; но нельзя спастись и без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы приходим к Богу: Евр.11:6 . Иак.2:25 . «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путём?». Объяснение. Апостол Иаков в 14–26 ст.2 главы раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в то же время даёт понять и необходимость её, или такое отношение её к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры: Евр.11:6 . С другой стороны, не верой только оправдывается человек, но и делами: ст.24; Евр.11:31 ; при всём том необходимо быть принятым в число истинных последователей Христа, в Церковь Его: Деян.10:2–6:48 . 1Ин.2:3 . «А что мы познали его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». Объяснение. Словом «познать», как видно по смыслу всей речи апостола и параллелей: 2Кор.5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Также здесь не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Из учения Спасителя видно: кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф.19:17:7:13:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рим.4:3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2 ; Еф.5:9–11 . Рим.5:1–2 . «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией». Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23 ; Иак.2:14–26 . Рим.10:8–9 . «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем ( Втор.30:14 ), Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься». Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46 ; Рим.2:13 ; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21 . Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23 ; 2Тим.4:7 . 1Кор.9:27 . «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Откровении ап. Иоанн говорит, что Господь с Своим воинством сразится, со зверем и его воинством; зверь и ложный пророк его будут схвачены и брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст Его, т. е. оружием слова (19, 19–21). § 196. Второе пришествие Христово Так, Сам И. Христос часто возвещал о Своем будущем, славном пришествии, при этом ясно давая разуметь отличие этого пришествия от пришествия Его во плоти от Духа св. и Марии Девы, пришествия уже бывшего, исторического, равно и от пришествия в сердца верующих невидимого, благодатного, духовного. О пришествии историческом Он, напр., говорил, что пришел не разорити закон или пророки, но исполнити ( Мф. 5, 17 ), пришел послужити и дати душу Свою избавление за многих ( Мф. 20, 28 ) и др. О духовном пришествии Он говорил, что любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся (μφανσα) ему Сам ( Иоан. 14, 21 ); Мы (Отец и Сын) к нему приидема и обитель у него сотворим (23 ст.). Со времени сошествия Св. Духа на апостолов это духовное пришествие находить место всюду, где есть верующее во Христа ( Мф. 18, 20 ), и осуществляется чрез Утешителя ( Иоан. 14, 16–17; 16, 7. 18 ), имеет продолжиться до скончания века ( Мф. 28, 20 ). От исторического и духовного пришествие в наставлениях Спасителя отличается еще пришествие Его (παρουσα) на облаках небесных ( Мф. 24, 30 ), во славе Отца Своего со ангелами Своими для суда над миром ( Мф. 16, 27; 25, 31 ; Марк. 8, 38 ; Лук. 9, 26 ) в скончание века сего ( Мф. 13, 40 ). Об этом пришествии Спаситель говорил, как о пришествии будущем, день и час которого не могут быть известны не только людям, но и ангелам, почему и необходимо людям бодрствовать ( Мф. 24, 42–51; 25, 1–31 ). Точно также и апостолы это пришествие Христово исповедуют, как событие будущего, еще составляющее предмет надежд и желаний верующих ( 2Петр. 3, 12 ), – обетование ( παγγελα – 2Петр. 3, 4 ). Оно, говорили они, еще только приблизилось (γγικε), а не наступило, ( Иак. 5, 8 ; 1Иоан. 2, 28 ). С этим вторым пришествием И. Христа соединится суд над миром ( 2Тим. 4, 1 ), окончательная победа добра над злом ( 2Сол. 2, 8 ), почему апостолы убеждают верующих, сохраняя в чистоте душу и тело, долготерпеть до пришествия Господня ( 1Сол. 5, 23 ; 1ак. 5, 7), чтобы пострадавши теперь, тогда возрадоваться (1 Петр. 4, 13), – ожидать с небес Сына Божия ( 1Сол. 1, 10 ), имеющего прийти видимо со тьмами ангелов ( Деян. 1, 11 ; Иуд. 1, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

б) И ученики Господни св. апостолы, поучая верующих и увещевая их к терпению и подвигам, всегда возвещали им о кончине сего тленного мира. «Долготерпите», говорит апостол Иаков, «утвердите сердца ваши, яко пришествие Господне приближися» ( Иак. 5, 8 ). «Всем кончина приближися» ( 1Петр. 4, 7 ). «Приидет день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимо идут, земля же и яже на ней дела сгорят» ( 2Петр. 3, 10 ), говорит апостол Петр. А св. Павел поучает так: «сие глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее; преходит бо образ мира сего» ( 1Кор. 7. 29, 31 ); и повторяя слова псалмопевца, говорит: «в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса; та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко же риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся» ( Евр. 1. 10, 11, 12 ). в) Не думайте однакож, братие, чтобы настоящий видимый мир, при кончине своей, совсем разрушился и уничтожился. Нет. Он получит только изменение и обновление. «Нова небесе и новы земли по обетованию Божию чаем, в них же правда живет» ( 2Петр. 3, 13 ), говорит апостол Петр. А св. апостол и евангелист Иоанн уже видел в откровении этот новый, будущий мир. «И видех», говорит, «небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша» ( Апок. 21, 1 ). Итак настоящий видимый мир кончится тем, что из ветхого сделается новым, из тленного нетленным, из временного вечным. В новом мире не будет грехов, обременяющих теперь землю, не будет бедствий и страданий, претерпеваемых ныне; не будет голода и наготы, не будет болезней и смерти. Вот какая будет кончина настоящего мира. Вот какой последует затем будущий век! Б. Кто же по кончине мира будет жительствовать в будущем веке? Те же человеки, которые населяли и старую землю. а) Все мертвые от начала мира до кончины его воскреснут, т. е. тела умерших человеков, согнившие и истлевшие, опять составятся, примут прежний вид, соединятся с душами и оживут. Будущее воскресение мертвых предвозвестили еще ветхозаветные пророки. Так Исаия говорит: «воскреснут мертвии, и восстанут иже во гробех» (Исаия 26, 19). Сам Иисус Христос в Евангелии проповедует воскресение мертвых. «Грядет час», говорит, «егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» ( Иоан. 5, 25 ). Св. апостол Павел пишет о втором пришествии Христовом и о воскресении мертвых: «вострубит бо и мертвии востанут нетленни» ( 1Кор. 15, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как это понимать? Фрагмент, конечно, не имеет в виду протесиса, потому что он уже упомянут в начале литургии. Аналогично происходит во всех других, более или менее единовременных, источниках. 973 Кроме того, любая молитва приношения должна быть произнесена пресвитерами трижды, потому что в древности они не следовали в скевофилакию с диаконами, чтобы принести дары (см. главу V). Поэтому представляется, что Герман имеет в виду непосредственную подготовку даров перед их перенесением на престол – каждение, снятие покровов и т. д. – т. е. то, что мы имеем и сегодня. 3. Место молитвы протесиса в греческой ИАК Более серьезный аргумент можно извлечь из литургии св. Иакова. 974 В тексте греческой ИАК, даже по самой старой рукописи (IX в.) Vatican 2282, константинопольская молитва протесиса произносится после Великого входа перед Символом веры . 975 Последовательность многих молитв в этой части ИАК изменяется от списка к списку, но рассматриваемая молитва незыблемо пребывает на своем месте в преданафоральных чинах. 976 Этот аргумент выглядел бы более убедительно, если бы не чрезвычайная византинизация, проходящая красной нитью по всем рукописям греческой ИАК. Данное влияние особенно очевидно в рассматриваемой нами части литургии. Например, молитва «Никтоже достоин» и молитва проскомидии византийской ВАС были интерполированы в эту часть ИАК с соответствующими названиями, указывающими на первоисточник. 977 Правда, рубрика, предшествующая молитве протесиса в списках ИАК не упоминает ЗЛАТ или ВАС в качестве источника, но они действительно называют ее как «Εχ τς προθσεως», который является традиционным византийским титулом молитвы, и, по нашему мнению, указывает на данную традицию. 978 Аналогичное заимствование данного чужеродного названия замечено в начале ИАК по списку Vatican 2282, 979 где оно совершенно неуместно. В начале греческой ИАК вообще нет никакого протесиса. Следовательно, молитва протесиса проделала путь от ЗЛАТВАС до ИАК, а не наоборот. И из-за отсутствия чина протесиса в начале греческой ИАК, молитва была интерполирована сразу после Великого входа. Этого, конечно, нельзя доказать. Византийская традиция также заимствовала молитвы из ИАК, но в целом данная литургия претерпела гораздо большее влияние, чем оказала его на ЗЛАТ и ВАС. Таким образом, можно сказать, что присутствие этой молитвы в чрезвычайно эклектичных преданафоральных чинах ИАК не является убедительным доказательством в пользу изначального места в ВАС и ЗЛАТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В послании примечаются три отдела: учительный ( Иак. 1 ), обличительный ( Иак. 2–5:9 ) и утешительный ( Иак. 5:10–20 ). I. В первом отделе Св. Апостол наставляет и учит: а) О терпении в бедствиях ( Иак. 1:1–18 ). Различные искушения надо принимать с радостью, потому что ими приобретается терпение, составляющее красу христианской добродетели ( Иак. 1:1–3 ). Впрочем, не кратковременное терпение приводит к совершенству, а то, которое доводится до конца. А так как оно невозможно без особенной высшей мудрости, подаваемой от Бога, то и нужно обращаться к Нему с крепкой и несумнительной мольбой о сей премудрости ( Иак. 1:4–8 ). Хотя и не всегда терпящему посылается тотчас же от Бога избавление от скорбей его, но самое терпение уже возносит смиренного на высоту нравственную; равно как и в богатстве своем, дабы не потерять своей нравственной высоты, человек должен смиренно сознавать ничтожество благ земных и помнить, что они как цвет травный пред зноем солнечным ( Иак. 1:9–11 ). Но блажен человек, который перенесет до конца искушение, ибо в награду получит венец жизни ( Иак. 1:12 ). Иногда нетерпеливые и ропщущие готовы обвинять даже Бога в своих искушениях, доводящих их до падения; но Бог как сам не искушает злом (т. е. не причастен злу и неуязвим от него), так никого и не доводит до зла искушениями, а в сем виновна бывает всегда собственная похоть малодушного, зачинающая и рождающая грех , доводящий до погибели и смерти ( Иак. 1:13–15 ). От Бога же происходит только всякое деяние доброе и всякий дар совершенный. И можно ли богохульно говорить «Бог меня искушает», в особенности христианам, которых породил Он словом истины (евангельской), чтобы им быть некоторым начатком (т. е. избранными и лучшими) в Его созданиях ( Иак. 1:16–18 ). б) Об отношении христианина к слову истины ( Иак. 1:19–27 ). Скор должен быть христианин на слышание сего слова и сам охотно воспринимать его: но гневно навязывать его не приемлющим не подобает ему, ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак. 1:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Однако такое противопоставление учения Иакова учению Павла есть ни что иное, как недопустимое упрощение. Ниже мы вернемся к этому важному вопросу, а сейчас лишь скажем, что если причины написания Иак. и были связаны с благовестнической деятельностью Павла, то сам апостол Павел не был в этом повинен. Иак. полемизирует с неправильным пониманием, искажением Павлова тезиса о спасении «(только) верой». При такой оценке выстраивается и хронологическая последовательность появления упоминаемых писаний: сначала проповедь Павла, включая такие его послания, как Гал. и Рим., а потом Иак. как ответ на однобокое понимание Павлова учения. Если допустить более позднюю датировку Иак. (как написанное учеником Иакова), то вероятной выглядит и оценка Иак. как полемического ответа на очень Павлово по духу Евр. 126. Основные идеи Иак. Иак. представляет собой убедительное по силе выражений и образов и в то же время изысканное по стилистике наставление к подлинному благочестию. Как иудео-христианин, т. е. человек, «укорененный» в богатейшей иудейской традиции благочестия и послушания Закону (на тот момент примерно такой же древней по возрасту и богатой по содержанию, какой является, скажем, православная традиция благочестия к нашему нынешнему моменту), Иаков прекрасно осведомлен и в оборотной стороне такого благочестия. Он знает, как легко оставить от него лишь красивые, освященные почтенной древностью слова, не проникающие в замкнутый мирок, в котором эгоистично живет человек, уверенный в своей религиозности и правоверности. Наставления Иак. даже не нуждаются в особых комментариях. Важно лишь за красотой литературного образного слова увидеть ту правду, исполнять которую призывал автор: Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1, 11). Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак. 1, 19). 23 И бо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он (Иак. 1, 23-24).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Феофил.). Иак.2:15 .  Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, Иак.2:16 .  а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Иак.2:17 .  Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Указанную ( Иак.2:14 ) бесполезность одной бездеятельной веры для оправдания и спасения человека св. Апостол теперь, ст. 15–16 (как и выше Иак.2:3–4 ), разъясняет на конкретном примере благожелательного и сочувственного, но не выражающегося ни в каком добром деле, отношения человека к нуждающимся в предметах первой необходимости – одежде и пище; как такое, словесное лишь, сочувствие к беде ближнего не приносит пользы ни последнему, ни человеку, выражающему свое сострадание лишь словесным участием, так и вера, не сопровождающаяся добрыми, отвечающими природе веры делами, бесполезна, как лишенная внутренней жизненной силы, как вера призрачная, мертвая: πστις, εν μ χη, νεκρ εστι χαθ εαυτν. Из последнего выражения ст. 17 καθ εαυτν, слав. «о себе», равно и из всего контекста речи Апостола очевидно, что, по воззрению его, дела (добрые) стоят в органической связи с верою, вытекают или возрастают из веры, как плоды от жизнеспособного корня. Коль скоро нет этих плодов веры, необходимо ожидаемых по роду дерева веры, это – верный знак того, что самый корень дерева сух, лишен жизненных соков. Таким образом, дела суть доказательства жизненности веры (ст. 17, см. и Иак.2:26 ). Иак.2:18 .  Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Иак.2:19 .  Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Высказанное ( Иак.2:14–17 ) воззрение на органическое соотношение веры и соответствующих ей дел Апостол здесь закрепляет диалогическою формою речи: имея в виду дать доказательство своей мысли а contrario, он выводит (ст. 18 гл.) своего единомышленника и противника и, решительно поражая неправильные суждения последнего, тем более уясняет свое основное положение ( Иак.2:14 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010