Предположение о том, что у Богородицы по рождении Сына Божия (и она это знала см. Лк. 1,35 ), рождались и другие дети, православным кажется кощунственным или, по крайней мере, невежественным. В Священном Писании братьями часто называются и просто родственники. Например, Авраам и Лот названы братьями (см. Быт.13,8 . греческий текст), тогда как на самом деле Лот был сыном брата Авраамова, Аррана ( Быт. 11,27 ;31; 12,5), т.е. Лот был племянником Аврааму. Названы братьями Иаков и Лаван, тогда как Иаков был сыном сестры Лавановой, Ревекки ( Быт. 28 и 29 главы). В том же смысле следует понимать и наименование братьев Господних, как близких родственников, а не братьев единоутробных. Вероятно, это были дети Марии, называемой Клеоповой. “Христос поручая Матерь свою ученику, говорит: се сын твой ( Ин. 19:26 ). О, какою великою честию Он почтил Своего ученика!” – замечает Иоанн Златоуст. 488 Если бы действительно у Христа было ещё четверо родных братьев, Он не стал бы препоручать Свою Матерь апостолу Иоанну, говоря: Се сын твой… се Матерь твоя ( Ин. 19:26-27 ). Такое препоручение Матери чужому (по кровной линии) для неё человеку противоречило ветхозаветному закону и было бы оскорбительно по отношению к оставшимся братьям Христа. Тем более, что мать апостола Иоанна Саломия стояла тут же у креста ( Мк. 15:40 ). Братья вполне могли содержать Богородицу. Да и братья Господни не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1 ; Иак. 1,1 ). И Божия Матерь нигде не названа матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, а только матерью Иисуса Христа. Итак, братьями Иисуса Христа в Писании называются: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли три Марии: Матерь Его, сестра Матери Его , Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк повествуя о том же, называют Марию, которую Иоанн называет Клеоповой, матерью Иакова и Иосии ( Мф. 27,56 ; Мк. 15,40 ). Лука – матерью Иакова (24,10). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И так как Симон и Иуда называются братьями Христа наряду с ними, то и они являются её детьми.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

p. 204 ср. Рим. 8:18 и § 11. p. 205 ср. Апок. 14:4 . 305 Пешито или Пешитта () , – что значит, по одним: simplex, т. е. буквальный, точный перевод (а по некоторым: простой в противоположность гекзаплам, или тексту толковому, с примечаниями), а по другим: общераспространенный, vulgata. Уже Ефрем Сирин (сред. 4 в.) пользуется этим переводом как общепринятым и называет его просто: «наш перевод». А поскольку Ефрем в своих сочинениях вынужден объяснять некоторые архаизмы, как непонятные и неизвестные простым читателям, то на этом основании естественно думать, что перевод сделан задолго до Ефрема. В конце 2-го века сирский еретик Вардесан написал много сочинений на своем сирском языке против Маркиона и других, которые (сочинения) его учениками были переведены на греческий язык (Евсев. Ист., Ц. V. 30. Hein. p. 198; ср. Иерон. de vir. illustr. 33. Migne Patr. ser. lat. t, XXIII, col. 647 sq.). Полемика с Маркионом и другие сочинения как самого Вардесана, так и сына его Армония предполагают бытие Нового Завета на сирском языке. Наконец, Егезипп, приходивший в Рим при Аниките, т. е. в 158–168 годах, по свидетельству Евсевия (Ист. Ц. IV. 22. 7. Hein. p. 189), «из евангелия по Евреям и Сирского и особенно с еврейского наречия нечто излагает, упоминает и другое якобы из неписанного предания иудейского». В виду этих и других данных появление Сирского перевода относят к половине или к концу 2-го века или к началу 3-го. Предположение о появлении перевода в половине 4-го века неестественно в виду «наш перевод» Ефрема Сирина . А Сирский писатель Григорий бар-Гебреус, возводит начало его даже к апостольскому времени. Первоначальный перевод содержал все новозаветные омологумена (не имел: 2Пет. 2 и 3 Ин. Иуд. Апок. и 1Ин. 5:7 и Ин. 7:53–8:11 ) в таком порядке: евангелия, послания ап. Павла, Деяния, Иак., 1Пет. 1 Ин. см. Cornely, ib. По Евсевию (Ист. Ц. IV. 22. Hein. 187 – 189), знавшему πομνματα Егезиппа в пяти книгах, Егезипп из своей родины (Палестина) путешествовал в Рим около 155 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Путем к жизни, таким образом, является духовно-нравственное учение Иисуса, изложенное, в частности, в Нагорной проповеди. Идти узким путем – значит быть нищим духом, плачущим, кротким, алчущим и жаждущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцем, изгнанным за правду. Идти узким путем – значит претерпевать гонения за Иисуса, быть солью земли и светом мира, не гневаться, соблюдать супружескую верность, не воздавать злом за зло, любить врагов, избегать показной праведности, не судить людей, но прощать им долги, не собирать сокровища на земле, не пытаться одновременно служить Богу и маммоне, не заботиться о завтрашнем дне, искать прежде всего Царства Божия и правды его. В обобщенном смысле путем к жизни является Сам Иисус. Чтобы быть Его учеником, недостаточно просто исполнять некую сумму нравственных предписаний, нужно еще быть членом Его общины – Церкви. Ученик Иисуса идет по тесному пути исполнения Его заповедей не один: с ним вместе идет вся община учеников, во главе которой стоит Иисус. Характерно, что в версии Луки слова об узком пути являются ответом на вопрос: Господи! неужели мало спасающихся? ( Лк. 13:23 ). Термин «спасение» отсутствует в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна, но неоднократно встречается в корпусе писаний Луки ( Лк. 1:69, 77; 2:30; 19:9–10 ; Деян. 4:11; 7:25; 13:26; 13:47; 28:28 ), в соборных посланиях ( Иак. 1:5, 9–10 ; 1Пет. 2:2 ; Иуд. 3 ) и в посланиях апостола Павла ( Рим. 1:16; 10:1, 10; 11:11; 13:11 и др.). Что же касается глаголов «спасать» и «спасаться», то они присутствуют во всем корпусе новозаветных писаний, включая все четыре Евангелия. Идея спасения, таким образом, занимает центральное место в Новом Завете. Она встречается в том числе и в прямой речи Иисуса ( Мф. 18:11 ; Мк. 3:4 ; Лк. 6:9; 19:10 ; Ин. 12:47 ). Синонимом «спасения» является «жизнь» в том значении, в котором этот термин употреблен в рассматриваемом фрагменте Нагорной проповеди; антонимом – «погибель» (πλεια). Термин «погибель» во всем корпусе Евангелий встречается дважды: первый раз – в Нагорной проповеди, второй – в словах Иисуса об Иуде Искариоте, который назван сыном погибели ( Ин. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка Мф. Евангелие от Матфея Откр. Откровение Иоанна (Апокалипсис). 1 Пет. Первое послание Петра 2 Пет. Второе послание Петра Рим. Послание к римлянам 1 Сол. (Фес.) Первое послание к солунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. Первое послание к Тимофею 2 Тим Второе послание к Тимофею Тит Послание к Титу Флм. Послание к Филимону Флп. Послание к филиппийцам Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета. I. Tbopehue Богом Мира И Человека. II. Жuзhь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Дonomonhый Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960   Потоп. IV. Mup Послепотопный. Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Nampuapxaльhый Период (XIX — XVII В. До Н.Э.). Патриархи Жены   Авраам (примерно в 1850 г. до н. э. переселился в Ханаан). Сарра Исаак Ревекка Иаков Рахиль, Лия   Сыновья Иакова 1. Рувим, 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 5. Дан 6. Неффалим 7. Гад 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте. (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н. э.). III. Период Вождей. (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин   а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей. (1200–1025 гг. до н. э.).   Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил V. Nepuoд Царей. (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Так рассуждающие обнаруживают только свое легкомыслие. Это ли не худое: вопреки обетам св. крещения изменить Богу и Его св. Церкви и признавать истиной собственное, произвольное объяснение слова Божия? Это ли не худое: извращать Писания, отделять себя и других от единства веры, производить в народе разделения, споры и сомнения, вместо мира и любви? Это ли не худое: изрыгать ругательства на все православные установления,т. е. на то,чего сам человек даже не разумеет? А что сказал Господь о таких соблазнителях: Мф. 18:6 ? Горделивое, фарисейское самопревозношение над православными, которое во всем обнаруживается у сектантов и в самом названии «святые»? Вера истинная в Бога важнее, чем дела для ближнего, а этой веры без Иисуса Христа люди сами узнать и до нее дойти не могли: Ин. 17:3–6 ; некоторые же добрые дела и язычники могли совершать сами, и не зная Христа: Рим. 2:14–15 ; Деян. 10:2 . Не вера зависит от дел, а дела от веры: Евр. 11:4 ; Иак. 2:22 ; между тем сектанты именно разрушают истинную веру у себя и у других. Поэтому вместо горделивого названия– верующие и святые, сектантам более подобает по Писанию называться «еретиками». Названия–«сектант» и «штундист» суть не бранные слова. Сектантами вообще называются все отступники от Церкви (от лат. слова seco–omcekaю, знач. отделенные, отщепенцы). Штундистами наши отступники, по примеру немцев, стали называть сами себя; так называет их и весь народ. Когда наших отступников называют штундистами (die Stunde – час) или часовщиками, то этим названием довольно удачно определяют то обстоятельство, что молитвенные и богослужелные собрания этих сектантов, какими они хотят заменить православные церковные службы, могут равняться только разве «часам», которые по уставу православной Церкви могут быть прочитываемы мирянами в отсутствие настоящого священника. Вообще – как бы ни молились сектанты, как бы добродетельно они ни жили, но они не покорны Христом установленной Церкви: Мф. 18:17 и самовольно отделяют себя от единства веры: Иуд. 18:19 . Между тем, по Слову Божию, послушание лучше жертвы, а непокорность есть такой же грех, как и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство: 1Цар. 15:22–23 . Посему, то указываемые сектантами места из первого послания ап. Петра к ним неприменимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но, спросим мы, какова цена простого вывода, лишенного каких-либо доказательств? Два факта несомненны: во-первых, те, которые звались братьями Иисуса, были его двоюродными братьями; во-вторых, нельзя ничего найти в доказательство того, что у Марии были другие дети, кроме ее первенца. Но Ренан хотел затемнить эти факты. Для этого он создал воображаемую трудность и предлагает гипотезу, лишенную почвы (стр. 24, выноска 4). Созданная им трудность заключается в следующем: очень-де странно, что две сестры, называвшиеся Мариями, имели детей в одинаковом количестве, и одноименных. Затруднение это воображаемое, так как Евангелие говорит лишь о Марии, жене Клеопы, имевшей четырех сыновей и дочерей. Оно говорит о Марии, сестре ее, лишь как о Матери Иисуса. Предлагаемая Ренаном гипотеза для того, чтоб разрешить воображаемую трудность, состоит в том, что женщина, на которую указали первые евангелисты, как на бывшую на Голгофе вместе с Марией Магдалиной, была Мария, мать Иисуса, у которой было двое других сыновей: Иаков и Симон. Но ведь женщина эта не была матерью Иакова и Симона, но Иакова и Иосии. И зачем между детьми Марии Клеоповой выбирать двоих, чтоб приписать их Марии, Матери Иисуса? Зачем приписывать ей, наконец, Симона, а не Иосию, единственного упомянутого, вместе с Иаковом, в указанных текстах. Гипотеза не более обоснована, чем затруднение. Святые Матфей и Марк указали в числе женщин, провожавших Иисуса на Голгофу, Марию Магдалину и Марию, мать Иакова и Иосии. Эта вторая Мария, по Ренану, была Святой Девой, Матерью Иисуса. Но если б он обратился к Евангелию от Иоанна ( Ин.19:25 ), он бы прочел, что Мария Клеопова была на Голгофе вместе Марией Магдалиной и Марией, Матерью Иисуса. Следовательно, мать Иакова и Иосии была на Голгофе, как это передают два первых евангелиста, и из того, что они так ее называют, ясно, что они не смешивают ее с Марией, Матерью Иисуса, как желал бы уверить Ренан. Что касается других приводимых Ренаном текстов, они ничего не доказывают. В Послании к Галатам ( Гал.1:19 ) св. Павел говорит, что он, путешествуя в Иерусалим, видел только Иакова, брата Господня; это был Иаков Меньший, сын Марии Клеоновой, как соглашаются с этим все историки. Наш противник отсылает еще к тексту послания св. Иакова ( Иак.1:1 ), где апостол называет себя рабом Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Это говорит против слов Ренана, ибо, если бы Иаков Иерусалимский действительно был братом Иисуса, он не называл бы себя просто рабом. Иуда называет себя в послании своем ( Иуд.1:1 ) «рабом Иисуса Христа и братом Иакова». Что может из этого вывести Ренан? Не знаем. По-нашему, единственно что отсюда вытекает – это то, что Иуда, сын Марии Клеоповой и брат Иакова, не считал себя за родного брата Иисуса, хотя, вместе с другими детьми Марии Клеоповой, и назывался Его братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Все эти примеры указывают на одних и тех же женщин свидетельниц крестных страданий и воскресения Господа. Все они названы по именам, причем Мария, мать Иакова и Иосии (двух из братьев Господних), дважды упомянута как мать их обоих, дважды как мать одного и другого порознь, а в остальных случаях как другая Мария и сестра Матери Его, Мария Клеопова. Но поскольку всюду подразумевается то же лицо, и притом иное, чем Мария, Матерь Иисусова, ясно, что и братья Господни, имея другую мать, не могут быть сыновьями Девы Марии и родными братьями Иисусовыми. – Сами братья Господни избегали называть себя так. Двое из них, Иаков и Иуда, известны как авторы соборных посланий, где говорят о себе не иначе, как о рабах Господа Иисуса (см.: Иак.1:1 ; Иуд.1:1 ). – Братья Господни не могли быть и двоюродными братьями Иисуса или детьми Иосифа от предшествовавшего брака, ибо ниоткуда не видно, что Иосиф был женат прежде и сделался свободен по причине развода или вдовства. Из Писания и Предания мы знаем только, что он был праведен ( Мф.1:19 ). – Мать братьев Господних, как мы видели, жила вместе с Матерью Иисусовой и была с Ней очень близка, что не имело бы объяснения, по причинам легко понятным, будь она прежде того супругой Иосифа. – Так как повсюду на Востоке, а особенно у иудеев, слово «брат» употребляется в более широком смысле, распространяясь и на другие степени родства например, Авраам называет Лота братом (см.: Быт.13:8 ), хотя он доводился ему племянником (см.: Быт.11:27 ), допустимо думать, что и братья Господни были родственниками Иисуса. Но они не могут считаться даже и двоюродными Его братьями, поскольку мать их, названная у евангелиста Иоанна сестрой Матери Иисусовой (см.: Ин.19:25 ) и носившая то же имя, не могла быть родной Ее сестрой: ведь одинаковые имена у детей одной семьи встречались в древности (как и теперь) крайне редко. Под словом сестра святой Иоанн разумеет скорее всего сестру двоюродную 62 . Но тогда и сыновья ее самое близкое троюродные Его братья. Сектант : После всего сказанного тобой можно было бы поверить, что Матерь Иисусова осталась Приснодевой и по рождении Иисуса больше не имела детей, если бы мы не читали в Писании, что Иосиф не знал Ее, пока Она не родила Первенца. Это заставляет думать, что потом у Нее могли быть и другие дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Далее, из Евангелия мы знаем, что Богоматерь еще при первоначальном вступлении Сына Ее – уже ходатайствовала перед Господом по случаю недостатка вина на браке в Кане Галилейской, и ходатайство Приснодевы Сын Ее и Господь удовлетворил, чудесно претворив воду в вино ( Ин. 2:1–11 ). Поэтому христиане не погрешают, если прибегают к Богородице с молитвою о ходатайстве пред Сыном Ее и Спасителем нашим, не погрешают также и в том случае, когда взывают: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Богоматерь спасает христиан не таким способом, как Иисус Христос, спасший нас крестной смертью , плотью и кровью Своею; вместо сего, ходатайствуя пред Богом Своими молитвами, Матерь Божия помогает нам спастись. Вот, например, Ап. Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение; так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (Тим. 4:16). Тимофей, значит, мог спасти своими наставлениями слушавших его. И мы можем содействовать спасению ближнего, отклоняя его от греха и заблуждения ( Иак. 5, 19–20 ); прегрешивших можем спасать исправительным наказанием ( Иуд. 23 ). Таким образом мы даже и сами можем разными способами содействовать спасению ближнего; тем более Пресвятая Богородица сильна содействовать всем нам своими молитвами и ходатайством пред Сыном Своим. Если мы иногда молимся Богородице: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», то этим нисколько не отвергается молитвенное ходатайство о нас прочих святых угодников. В данных словах церковной песни мы выражаем только мысль о преимущественной силе и важности молитвенного ходатайства Богоматери пред ходатайством святых. Укоряющим нас за то, что мы почитаем многоразличные иконы Богородицы, каковы: икона Казанской Божией Матери, Смоленской, Тихвинской, Козельщанской и другие, скажем, что все эти наименования не означают многих богородиц, как думают сектанты. Мы почитаем одну Богородицу – Приснодеву Марию. Но так как Она являла благодеяния людям чрез многие Свои иконы, находящиеся в различных местах, то отсюда и произошло чествование многоразличных Ее икон, получавших Свое название от тех мест, где они, по благоволению Владычицы, прославились чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О почитании св. угодников . Исх. 20 :3; Втор. 6 :13; Ис. 42 :8; 1Тим. 1 :17; Деян. 10 :25–26; Откр. 19 :9–10, 22: 8 –9; Кол. 2 :13; Мф. 4 :10. О молитвенном ходатайстве св. угодников . Иер. 17 :5; 3Цар. 8 :39; Еккл. 9 :5; Мф.6:8 ; 1Ин. 2 :1; Рим. 8 :34; 1Тим. 2 :5; Евр. 7 :24–25. О молитве за умерших . Лк. 16 :19–31; Иер. 17 :5; Пс. 117 :8. Пс. 6 :6; Пс. 48 :8; Мк. 8 :37; Рим. 2 :6; Гал. 6 :7; 2Кор. 5 :10. О постах . Мф. 15 :11; 1Кор. 8 :8; Рим. 14 :2–6, 14–19; Кол. 2 :16–17, 20–23. О клятве и присяге . Мф. 5 :34–37, Иак. 5 , 12 и 3-я заповедь. О вознаграждении священнослужителей со стороны пасомых . Мф. 10 :8; Деян. 20 :33–35; 1Сол. 2 :9; 2Сол. 3 :8; 1Пет. 5 :2–3. Свод текстов св. Писания по главнейшим вопросам веры, пререкаемым сектантами Тексты св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов О вере и делах . Иак. 1 :25; Иак. 2 :14–26; Ин. 8 :39; Деян. 20 :20; 1Пет. 3 :11; Мф. 16 :27; 2Кор. 5 :10; Рим. 2 :5–6; 1Пет.1:17 ; Еф. 2 :10; Евр. 10 :24; Ин. 2 :23–24; Откр. 3 :1–2; Тит. 2 :14; Откр. 22 :12; 1Кор. 13 :2, 13. О чтении и толковании св. Писания . 2Тим. 3 :15–16; Лк. 24 :25–27; Мф. 22 :29; Ин. 2 :22, 5 :39–45; Деян. 24 :14, 18 :28; Рим. 15 :4; 2Пет. 1 :20–21, 3 :16; 1Кор. 12 :26–30; Рим. 10 :15; Ин. 32 :1–2; 1Кор. 14 :38; Сир. 3 :21–24, 38 :24–25. Рим. 3 :12; Иак. 3 :13–17, 1 :5; Лк. 24 :45; Деян. 8 :30–35; 2Тим. 4 :2, 2 :2,15; Гал. 1 :6–9; Откр. 22 :18–19. О св. Предании . 2Фес. 2 :15, 3 :6; 1Тим. 6 :20; 1Кор. 11 :2; 2Тим. 2 :2; Ин. 21 :25; 2Ин. 1 :12; 3Ин. 1 :13–14; 1Кор. 11 :34; Деян. 20 :35; Еф. 5 :14; Иуд. 9 :14; Иов. 8 :8–10. О Церкви. Церковь основана Христом. Мф. 16 :18; 1Кор. 3 :11. Глава Церкви Христос. Ефе. 1 :22–23; Кол. 1 :18. Еф. 5 :23; Еф. 4 :15; Кол. 2 :19. Церковь состоит из пастырей и пасомых. Еф. 4 :11–13; 1Кор. 12 :12–30; 1Пет. 5 :1–5. Только законно рукоположенным пастырям принадлежит право учить, священнодействовать и управлять в Церкви Христовой. Лк. 6 :13; Ин. 15 :16; Мф. 13 :11; Деян. 1 :3; Ин. 25 :26, 17 :17–18; Мф. 28 :18–20; Ин. 20 :21–23; Лк. 10 :16; Мк. 16 :15–16: Деян. 5 :42, 20 :20; 1Кор. 9 :16; 1Кор. 4 :1; Деян. 15 :5–30, 16:4; 1Кор. 5 :3–5; Деян. 14 :23; 1Тим. 4 :14; 2Тим. 1 :6; Деян. 20 :28; 2Тим. 4 :2; 1Тим. 5 :17; Тит. 1 :9; Иак. 5 :14–15. Пасомые во всем должны повиноваться пастырям. Евр. 13 :17; 1Сол. 5 :12–13; 1Пет. 5 :5; Лк. 10 :16; Мф. 10 :14–15; Рим. 10 :15; 1Кор. 12 :29.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

103 об. вско ество томитс и томленно е естьство члчскымь ( δαμζεται κα δεδμασται). 1Пет. 2:4 ., л. 115 об. члкь бо искшаем ( ποδεδοκιμασμνον); 3:21., л. 124 еже мсто но браза, нн и на спсае т ( κα μς νττυπον..). Иуд. ст. 19, л. 159 си ст чрътающес ( о ποδιορζοντες αυτος ψυχικο). Места из других посланий приводятся в переводе, не из общих списков заимствованном. По местам показываются перед толкованием, особенно в Соборных посланиях, главы Евфалиевы, встречаются разные герменевтические заметки, и везде показываются церковные зачала. Правописание в сей части рукописи, в сравнении с остальною, представляется смешанным; заметно особенное влияние позднейшего Сербского, смешанного с Болгарским. Вообще употребляется на конце ь за ъ л. 13 об. мракь, 16. гробь, об. бь (Бог), 15. глахь; удвоенное а и о: 157 лкавом; гласные дебелые вместо тонких: 86. поаста, 100. стоащи, 116. вра, 101. (но далее 117. кесар, 16 об. также: 51 об. би (но 139 бы), нн, въско (очень редко нн, вско), 56 об. брщеть, 95. съмнис, 19. тысща, 24 об. тысщь; не редко вместо у и ю, на л. 140 об. ; л. 137 об. и во многих других местах пишется л. 13. цьфтщее вм. цветущее, л. 136. цьфсти вм. цвести, л. 135 об. процьфте. Имя Спасителя л. 141 об. пишется вполне: Формы грамматические: 28. сръдобдче, 102 об. корабе ( Иак. 3:4 . вм. корабли), 5. къ 32. тримь чс ( Деян. 5:7 ), 84. връзе т (дважды), 62 об. дръзнеть, 90. 144. влвае т , 98. ничиваеть, 81. пл ( Деян. 15:39 ), 94 об. 109. ( Иак. 5:12 ) 136. въпадиете, 81. 87 об. ползева, 36. влешес, 94. посыла (вм. посылая), 37. къ бдщои слав, 99. ( Иак. 2:13 ) сътворшом, глющом, 151 об. (1 Ин, 5:18) прикоснетс емь, 61 об. ( Деян. 9:26 ) примшатис чницхь. Что касается до толкования на послания Ап. Павла: то в первых пяти посланиях оно тоже самое, какое помещено и в древнем списке 1220 г. ( 95). И текст Апостольский, расположенный точно также, совершенно сходен с находящимся в той рукописи, кроме немногих разностей, представляющих его более в позднем виде. Рим. 1:13 ., л. 170, мнжицею изрекос къ ва, 15. тако е моем ( 95 мо вол); 8:26., л. 202, неизгланными; 12:20. л 220 об. длби и (т.е. врага, 95 накорми); Гал. 3:4 ., л. 367, толико безма. аще же вътще (всё это согласно с чтением позднейших списков Апостола); 5:11., л. 379 об., бо преста скандалъ крестовенъ ( 95 съблазнъ); 6:7., л. 382 об., бъ подражаемъ не бываеть (по поздн. спискам Апостола).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010