25 июня 1918 г. еп. Ермогена, П. и еще 7 или 8 заключенных доставили на вокзал, откуда поездом под конвоем направили в Тюмень. В ночь на 27 июня заключенных привезли в Тюмень и посадили на пароход «Ермак». На остановке у с. Покровского (ныне Ярковского р-на Тюменской обл.) всех заключенных, кроме еп. Ермогена и П., перевели на пароход «Ока» и вскоре высадили на берег и расстреляли. Архиерея и П. заставили участвовать в возведении оборонительных укреплений. Вечером 28 июня еп. Ермогена и П. посадили в трюм парохода «Ока», к-рый пошел вниз по р. Тобол по направлению к Тобольску. Около полуночи красноармейцы вывели П. на палубу, избили ремнями, потом привязали к нему 2 тяжелых гранитных камня и сбросили за борт. Останки его найдены не были. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Поучение при освящении часовни-школы в дер. Мельниковской прихода Кочневско-Богоявленской церкви Камышловского уезда//Екатеринб. ЕВ. 1895. 51. С. 1410-1415. Арх.: Послужной список иер. Петра Корелина за 1897 г.//ГАСО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 43. Л. 168 об.- 172 об.; Помянник 1919 г.//ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50. Ист.: Перемены в епархии//Екатеринб. ЕВ. 1886. 17. С. 354; 23/24. С. 504; 1904. 23. С. 478; Свободные места//Там же. 1888. 16. С. 370; О награждении духовных лиц скуфьями и набедренниками//Там же. 1892. 6. С. 150-151; Зауральский край. 1918. 19, 18 авг.; Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 17/18. Лит.: Справочная кн. всех окончивших курс Пермской ДС в память исполнившегося в 1900 г. (1800 XI/XI 1900) 100-летия Пермской ДС/Сост.: свящ. Иаков Шестаков. Пермь, 1900. С. 82; Справочная кн. Екатеринбургской епархии на 1904 г. Екат., 1904; То же на 1915 г. Екат., 1915; С. И. Ф. Священномученик Гермоген, еп. Тобольский и Сибирский//Тобольские ЕВ. 1918. 18/20. С. 256-265; Анисимов А., прот. Епископ Гермоген Тобольский в Екатеринбургском заключении//Там же. 1919. 1/2. С. 20-24; Бажов П. П. Бойцы первого призыва. Свердловск, 1958; Базылев В., свящ. Жизнь и подвиг сщмч. Гермогена (Долганёва)//История Православия на Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., посвящ. 120-летию Екатеринбург. епархии (Екат., 29-30 нояб. 2005 г.). Екат., 2005. С. 20-25; Гвоздев Н., свящ. История Св.-Троицкого кафедр. собора г. Каменска-Уральского//Там же. С. 65-70; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008.

http://pravenc.ru/text/2580170.html

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1–4). Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак.5:16 ). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Св. апостол Павел писал христианам: «а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ( 2Мак.12:39–45 ). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Беседа о всеобщем воскресении мертвых Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых ( Иов.19:25, 26 ; Ис.26:19 ; Иез.37 ; Дан.12:2 ; 2Мак.7 и др.). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ( Евр.11:13–20 ). Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

3Езд.1:16 и не радовались во имя Мое о погибели врагов ваших, но даже доныне еще ропщете. 3Езд.1:17 Где те благодеяния, которые Я сделал вам? Не в пустыне ли, когда вы, взалкав, вопияли ко Мне, 3Езд.1:18 говоря: «зачем Ты привел нас в эту пустыню? уморить нас? лучше нам было служить Египтянам, нежели умереть в этой пустыне»? 3Езд.1:19 Я сжалился на стенания ваши, и дал вам манну в пищу: вы ели хлеб ангельский. 3Езд.1:20 Когда вы жаждали, не рассек ли Я камень, и потекли воды до сытости? от зноя покрывал вас листьями древесными. 3Езд.1:21 Разделил вам земли тучные; Хананеев, Ферезеев и Филистимлян изгнал от лица вашего. Что еще сделаю вам? говорит Господь. 21 . Ср. Hab XII:8 . Из шести народностей, перечисляемых в книге Иисуса Навина, здесь названы лишь хананеи и ферезеи, а в испанской версии, кроме того, хеттеи. Не заботясь о хронологической точности, автор упоминает в числе народов, изгнанных евреями из земли обетованной, филистимлян. Филистимляне продолжали сохранять свою независимость и вести борьбу с евреями не только в период Судей, но и при царях. Только покровительство Иеговы давало Израилю возможность выходить победителем в борьбе с ними. 3Езд.1:22 Так говорит Господь Вседержитель: когда вы были в пустыне, на реке Мерры, и жаждущие хулили имя Мое, 22 . В славянской Библии, согласно с печатным текстом Вульгаты, идет речь о реке Аморрейской (amorreo). Правильное чтение дает испанская версия: «на реке горькой» (amaro), под которой, несомненно, разумеется поток Мерра ( Ucx XV:23 ). В связи с предыдущим перечнем палестинских народов слово «amaro» и было применено к аморреям. 3Езд.1:23 не огонь послал Я на вас за богохульства, но вложил дерево в воду и реку сделал сладкою. 3Езд.1:24 Что сделаю тебе, Иаков? Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои. 24 . Под переселением Бога к другим народам и дарованием им имени Божия разумеется призвание язычников в церковь . 3Езд.1:25 Так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас; просящих у Меня милости не помилую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о войне Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду» ( Исх.20:13 ). Объясн. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Чис.25:16–18:31:1–2 , полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13 . Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14 , а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.14:31 , веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10 ; Деян.10:1–4 ; и на небе без войны не обошлось: Откр.19:11–19 . Мф.5:38–39 . «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» ( Исх.21:24 ). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Объясн. Защита веры и отечества не есть «око за око, или зуб за зуб», а любовь до самопожертвования за друзей своих: Ин.15:13 ; эта защита не осуждена словом Божиим: Лк.3:14 ; Чис.25:16–18 . Лк.9:54–56 . Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». Объясн. Самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли их, стало быть, огонь сводить на них было бы делом неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть, помимо всякого желания: Мф.24:6 , это место не относится. В Священном Писании военная служба не запрещается: Лк.3:14:14:31–32 , и воинское звание не препятствовало получить от Господа помощь и похвалу: Мф.8:9–10 . Мф.26:52 . «Тогда говорит ему (апостолу Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Объясн. Здесь осуждается самоуправное и незаконное употребление оружия, как, например, отсечение уха Малху: Мф.26:51 . Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не обеспечен: 2Пет.2:1 , и потому-то самой высшей любовью считается положение души своей за друзей своих: Ин.15:13 ; о возможности войн говорил и Сам Иисус Христос: Лк.14:31–32 ; Мф.24:6 , а в Ветхом завете Бог даже повелевал воевать: Чис.25:16–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

19.05.1775 04.04.1786 06.05.1788 24.02.1800 24.02.1800 03.07.1821 Ксенофонт Троепольский 21.08.1821 25.02.1850 25.02.1850 22.07.1863 22.07.1863 17.06.1866 17.06.1866 29.04.1878 09.12.1878 21.11.1892 21.11.1892 20.11.1904 27.11.1904 09.06.1906 23.06.1906 13.07.1914 30.07.1914 10.08.1917 03(16)06.1922 12.1919 (27.11(10.12)1925) (1932 ?) 26.01(08.02)1924 25.03(07.04)1924 11.1925 09(22)12.1925 20.01(02.02)1926 05.1927 05.1927 09.1927 18(31)12.1928 31.07(13.08)1930 25.04(08.05)1931 05(18)05.1932 22.01(05.02)1935 23.01(05.02)1935 04.1936 04.1936 13(26)04.1936 29.07(11.08).1936 21.01(03.02)1937 04(17)03.1937 14(27)08.1944 18(31)10.1970 18(31)10.1970 18.11(01.12)1970 18.11(01.12)1970 26.03(08.04)1975 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 29.04(12.05)1987 29.04(12.05)1987 12(25)10.1990 12(25)10.1990 28.10(10.11)1990 29.10(11.11)1990 778 Епископ Ростовский в 1190–1213/1214 гг. В Лаврентьевской лет. под 1214 г. говорится об отречении его от кафедры (вероятно, Ростовской), кроме того, он называется епископом Суздальским (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 438). В Воскресенской лет. отречение дано под 1213 г., а епископ Иоанн именуется Владимирским и Ростовским (ПСРЛ. Т. 7. С. 119). Память в Соборе Владимирских святых – 23.06. В предварительных статьях Никоновской летописи помещен следующий список Владимиро-Суздальских архиереев: Иоанн Чудотворец, Семион, Серапион, Феодор, Иаков, Григорий, Дионисий. Феодор, Алексий, Нафанаил, Даниил, Семион, Евфросин, Митрофан, Авраамий, Филипп, Евфимий, Нифонт. 779 Лаврентьевская лет.: «В лто 1214 Того же лта Кназь Гюрги сынъ Всеволожь изведъ Симона игумена блаженаго Рождества свтъу Богородица и посла и в Къуевъ къ митрополиту и постави и епископомъ Суждалю и Володимерю» (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 438). («В год 1214. В этот же год князь Юрий Сын Всеволода вывел блаженного игумена Симона от Рождества Святой Богородицы (Богородицерождественского монастыря. – Сост.) и отправил его в Киев к митрополиту и поставили его епископом Суздалю и Владимиру».) Преставился 22.05.1226 (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 448–449). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добавлено на опознание: 2019-02-19 15:18:13 Владелец: ckkem Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте. Осталось от Мамы, до смерти её как то не случилось узнать подробности обретения иконы, очень хочу узнать чей образ на иконе. Всем спасибо за помощь. Ответов: 5. Последний ответ: Попробуйте сделать увеличение поменьше. Получается или далековато, или очень крупно. Похоже, что последняя буква В. М.б.Иаков Персиянин мч. Версия с отчеством ничем не помогла? Добавлено на опознание: 2019-02-16 16:49:11 Владелец: Luis93 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Видела Ответов: 2. Последний ответ: " Видела " - в смысле " " Видела вот такую икону и хочу знать, что изображено " ? Это Сретение Господне Добавлено на опознание: 2019-02-14 10:20:00 Владелец: tatiana2019 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Похоже, написано " Елевфериос " . Это святой Елевферий (Элевтерий). Одежда на нем архиерейская,поэтому скорее всего это священномученик Елевферий, Иллирийский, Римский Добавлено на опознание: 2019-02-12 14:04:02 Владелец: valerka Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Иисуса Христа Добавлено на опознание: 2019-02-07 12:24:08 Владелец: afara Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона из Монастыря Рэчула, Святая обитель была основана в 1797 году. Предположительно русский Святой Кирилл или Атанасий, или Преподобный Нил Столобенский. Ответов: 1. Последний ответ: Василий Рязанский, свт.http://pravicon.com/icon-1401 например http://pravicon.com/image-15471 Добавлено на опознание: 2019-02-03 20:01:10 Владелец: Djdf1969 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Это Иверская икона Божией матери. Добавлено на опознание: 2019-01-26 16:04:49 Владелец: MARSIANKA Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Храм Преображения Господня. Адрес: 249708 Калужская область, Козельский район, село Нижние Прыски.

http://pravicon.com/unknown/14

Господь обличил их в этом, и открыл, какой помысел должен быть в сердце, чтобы светлым оком смотреть вокруг: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть; тогда все будет у вас чисто». Как только научишься видеть во всем повод для творения милостыни, сразу все темные чары рассеются, мир преобразится, и все внутри и вокруг «будет светло» «так, как бы светильник освещал тебя сиянием». Так и в приведенном в начале примере. Второй прохожий поистине желал творить милостыню «из всего, что у него есть». Едва увидев человека на улице, он первым делом подал ему милостыню хотя бы добрым помышлением о нем. Среда. О десятине и о милостыне Лк.11:42–46 1Сол.4:1–12 Обличая фарисеев, Господь сказал: «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей». А вчера мы слышали: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть». Закон о десятине был установлен в ветхозаветные времена. Бог через Моисея повелел, чтобы одиннадцать колен Израилевых, между которыми была разделена земля обетованная, давали бы «десятину из всего» – двенадцатому колену, колену Левия, «за то, что они исправляют службы в скинии собрания» ( Чис.18:21 ). Но Господь не противопоставляет милостыню десятине. Понятие милостыни и шире, и глубже, как и все, чему учил Господь, по сравнению с Ветхим заветом. Вот на упорный вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? – Господь не десятину предлагает платить: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф.19:16,21 ). Вот Закхей мытарь восклицает: «Господи! половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 )! Или вот – бедная вдова тайно кладет в сокровищницу две лепты, и пред Богом оказалось, что она положила «больше всех» ( Мк.12:43–44 ). Да и стакан воды, поданный ради Христа, тоже Ему дорог. Милостыня – все то, что в духе свободы и любви. И десятина может быть как милостыня, если она по свободному произволению, от чистого сердца. Авраам сам, по своей воле, дал Мелхиседеку, «священнику Бога Всевышнего», «десятую часть из всего» ( Быт.14:18–20 ). Иаков обещал на пути в Месопотамию: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:22 ). Не за то укорял Господь фарисеев, что давали десятину, но за то, что при этом нерадели «о суде и о любви Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

1Пет.4:5 .  Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. 1Пет.4:6 .  Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Данное Апостолом выше ( 1Пет.3:18–22 ) изображение лица и дела Иисуса Христа здесь, в ст. 5, восполняется новою чертою – усвоением Христу последнего суда над живыми и мертвыми (ср. Мф 25:41 ; Ис 5:22, 25 ; 1Кор 15:24 ). При этом, желая показать всеобщность этого суда, распространение его на всех людей без изъятия, Апостол в ст. 6 снова, как и в 1Пет.3:19–20 , вспоминает о проповеди Иисуса Христа в аде, причем слышавшие проповедь Господа обитатели ада опять берутся лишь как пример воздействия Евангелия на людей, основная же мысль та, что всему человечеству от первого пришествия до второго будет благовествовано Евангелие. Ближайшая мысль ст. 6 такая: когда Господь посетил находящихся в аду, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали ( Мф 27:52 ), или оживились доброю надеждою (блаж. Феофил.). 1Пет.4:7 .  Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. 1Пет.4:8 .  Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет.4:9 .  Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Апостол говорит теперь ст. 7 о близости кончины мира, имеющей последовать непосредственно после второго пришествия Господа на суд ( 1Пет.4.5 ). Близость кончины мира Апостол Петр, конечно, понимает не иначе, чем Ап. Иаков ( Uak V:8 ) и другие первохристиане. Этою мыслию о близости кончины мира Апостол пользуется с целью предложить читателям ряд нравственных наставлений: а) о благоразумной трезвости духа и тела и духовной бдительности в молитвах (ст. 7. см. Лк 21:34, 36 ); б) о наивысшей добродетели – усердной любви друг к другу (ст. 8. Ср. Ин 13:35 ; Рим 13:10 ; 1Кор.13:1 и сл.), «потому что любовь покрывает множество грехов» (ср. Притч 10:12, 17:9 ; Иак 5:20 ), т. е. прикрывает или прощает грехи ближних или – вместе – привлекает на любящего особенную милость Божию, прощающую его собственные грехи. «Петр называет любовь могущею покрывать грехи; это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (блаж. Феофил.); в) наконец, о страннолюбии, как заповеданной Самим Господом ( Мф 25:35 ) и часто напоминаемой Апостолами ( Рим 12:13 ; Евр 13:2 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ III Страдания души различные. 1) Возмущение души, которое бывает посредством величайших искушений. В сих бедствиях укрепляя себя, Давид говорит: вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога ( Пс.41:6 ). 2) Скорбь души, которую все благочестивые дознают. Скорбь Иосифа дознали братья Иосифовы, которой они были причиною: и рече кийждо к брату своему: ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его ( Быт.42:21 ). 3) Страдание души есть смерть её: (α) Ослабление в благочестии. (β) Слепота сердца, не внемлющего словам Божиим. (γ) Нечувственность души, совокупленная с лишением сострадательности к ближнему, и отметающая любовь к подобному себе. (δ) Радость во грехах. (ε) Злые беседы исходящие из уст, и сквернящие человека ( Мф.15:18 ). (ζ) Чувствование греха и гнева Божия, которое раною называется. В сей язве, исцеления Давид просит у Бога, глаголя: Господи, помилуй мя, изцели душу мою, яко согреших ти ( Пс.40:5 ). (μ) Плен души – в теле и плоти. Из сей неволи желает выйти Павел, глаголя: желаю разрешитися, и со Христом быти ( Флп.1:23 ). И праведный Симеон молится о отшествии своём: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром ( Лк.2:29 ). § IV Должности наши в рассуждении души. 1) Паче всех вещей ревностнейшее должны мы прилагать рачение о душе, как о собственной нашей, так и ближнего. Чтобы мы о собственной душе прилагали рачение, о том научая, Бог говорит: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою? ( Мф.16:26 ). А чтоб о ближнего душе имели мы попечение, о том нас научая, Иаков Апостол говорит: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов ( Иак.5:20 ). Праведному Лоту Ангел Господень, дабы покорно вышел из Содома, так говорит: спасая спасай твою душу ( Быт.19:17 ). Так повседневно Ангелы, служители церквей Божиих, увещевают, чтобы мы о спасении душ наших ревностнейшее прилагали попечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Богородице Дево. Пресвятая Богородица именуется Девою, потому что сохранила девственную чистоту и непорочность прежде рождения, во время рождения, рождшееся бо в ней от Духа Свята есть ( Мф.1:20 ), и после рождения Спасителя; иначе, по сей причине, она именуется Приснодевою. Радуйся благодатная. По первоначальному употреблению, приветствие «радуйся» принадлежит общежитию ( Мф.27:29 . Ин.19:3 ) и употребляется доселе у греков в тех случаях, где мы говорим – здравствуй. Сие приветствие встречается у апостолов. Наприм. апостол Иаков в начале своего послания желает тем лицам, к которым пишет, радоваться, т. е. здравствовать; апостол Иоанн, во втором послании предлагая наставления, как вести себя в отношении к некоторым еретикам, советует вовсе не вступать с ними даже в частные сношения, не принимать их в дом, и не говорить радоваться, т. е. здравствуй ( 2Ин.1:10 ). Радость, составляющая предмет приветственных благожеланий, есть одно из вожделеннейших благ: чем была бы жизнь человеческая, при всех её внешних удобствах, или благополучных обстоятельствах, если бы не доставало радости, – такого блага, обладающие которым признают себя покойными и счастливыми даже среди внешних лишений? Посему неудивительно, если желание этого блага, столь согласное с любовью к ближнему, обратилось в приветствие. Неудивительно так же, если и Архангел обратился к Марии с подобным приветствием; впрочем в устах Небожителя приветствие радуйся есть не одно только выражение благожелания, подобного многим желаниям без исполнения, но вместе и поздравление Марии с действительной радостью, ей посланной с неба, исповедание действительной славы, ей предреченной. Кроме того и самая радость, с которой Архангел поздравляет пречистую Деву, не есть мирская или житейская, а духовная. Это радость о Господе ( Флп.4:4 ), радость о Бозе Спасе ( Лк.1:47 ), или тот превосходящий всякое разумение душевный мир ( Флп.4:7 ), который ощущают все причастившиеся благодати Господней, все сподобившиеся светотворных и теплотворных прикосновений её к своему сердцу. Но пресвятая Дева превзошла всех земнородных обилием излившейся на нее благодати. Посему Архангел, продолжая приветствие к ней, говорит: радуйся благодатная, т. е. избранная быть сосудом и орудием благодати божественной чрезвычайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010