Ст. кн. 1. 34 П. собр. р. лет. 1. 55 Труды Общ. ист. и древн. росс. Ч. 3. Кн. 1. С. 166–167 Под 11 ч. июля значится память ее и в сербском Прологе XIII в. (Оп. рукоп. Румянц. муз. С. 452 И по древнейшей летописи (П. собр. р. лет. 1. 34 Лет. Переясл. 35 и по Сказанию мниха Иакова (приложен. 1), и по Прологу XIII в. (Румянц. муз. С. 453 они были рождены от болгарыни: свидетельства достоверные естественно предпочесть несогласному с ними свидетельству сомнительной летописи Иоакимовой, будто Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны (Татищ. Ист. росс. 1. 40; 2. Прим. 184 Разве согласиться, что Анна была только двоюродная сестра греческих императоров Василия и Константина и дочь болгарского царя Петра? Этим, действительно, удобно примиряются означенные разноречия (Лавровск. О летописи Якимовской, в Учен. записк. II Отд. Ак. наук. 2. Вып. 1. С. 153–155 «Быша сынове мнози у Владимера, в нихже беста святая сия... тако светящися, аки две звезде светле посреде темных» (Нестор. в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. Рум. муз. 152 Мних Иаков. Жит. св. Бориса и Глеба. Хр. чт. 1849. 2. 340 Преподобный Нестор в житии их (отрывки см. в Русск. истор. сборн. 4. С. 438–440 говорит а) о святом Борисе: «Много показа милосердие во области своей, не точию ж к убогим, но и ко всем людем, якоже всем чудитися милосердию его и кротости; бе бо блаженный кроток и смирен»; б) о святом Глебе: «Многу ж милостиню творя нищим, и вдовицам, и сиротам»; в) об обоих вместе: «Пребыста в поучении Божиих словес, милостиню творяща нищим, и убогим, и вдовам, яко не имети у себе ничто ж» (рук. Румянц. муз. 152 Известно, что между частными сказаниями преподобного Нестора о святых страстотерпцах, какие изложил он в житии их и потом в своей летописи, есть некоторые разноречия и одно даже противоречие (Кубарев. Нестор. в Русск. истор. сборн. 4. 409–413 Казанск. в Отеч. записк. 1851. Январь Но эти разногласия, которые, впрочем, более или менее удобно примиряются (Бутков. Разб. трех памятн. русск. дух. литер. Прим. 37. С. 99. СПб., 1852 не дают права отнимать у преподобного летописца какое-либо из означенных сочинений, а предполагают только, что и он, подобно всякому историческому писателю, мог исправлять в позднейшем своем сочинении ошибки или неточности, допущенные в прежнем, пользуясь новыми, достовернейшими известиями. Потому в случае невозможности примирить какое-либо из подобных разногласий справедливее следовать показанию летописи как сочинения, написанного Нестором после отдельных Слов о святых Борисе и Глебе и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Главное деяние князя Владимира — крещение земли Русской. Это священное таинство совершил святитель Михаил с прибывшим духовенством и с клириками Ильинского храма в Киеве, названного в летописи ранее 25 , а также Софийского храма 26 . “И бе радость велия в людех, и смирение, и любовь премнога, и вси съзидающеся верою и любовию к Христу Богу, и утешением Святаго Духа умножахуся” 27 . В последующее время в литургической жизни Церкви установилась молитвенная традиция: «В память этого события в Русской Церкви установился обычай ежегодного крестного хода “на воду” 1 августа, который затем соединился с праздником Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня» 28 . О деятельности святителя Михаила можно говорить преимущественно гипотетически, увязывая с ним некоторые сохранившиеся крупицы исторических сведений. Так, Иаков мних в Памяти и похвале князе Владимиру говорит следующее о его добродетелях: “И три трапезы поставляше: первую Митрополиту съ епископы, и съ чернорзце, и съ попы…” 29 . В этой связи можно привести цитату из Никоновской летописи: “Чествоваше убо его [Митрополита Михаила — а. М.] Володимер, и в согласии и любви мнозе с ним пребываше, и радовахуся вси, и слава Божия превъсхожаше” 30 . Летопись говорит о крещении Митрополитом Михаилом всех сыновей князя Владимира, а сразу после рождения он мог крестить святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба (†1015; пам. 24 июля), то есть в младенческом возрасте. Важным событием стала закладка большого каменного храма в Киеве, — важное государственное мероприятие. Князь Владимир говорит об этом в Уставе: “Бл(аго)с(ло)вение приемь от Михаила Митрополита всея Руси създах ц(е)рк(о)вь Десятинноую с(вя)тыя Б(огороди)ца и дахъ ей десятину по всей Руской земли въ своемъ княжении десятоую векшоу, и оу торгу десятую нед(е)лю, а изъ домовъ на всякое лето от всего прибытка и от лова княжа и от стад и от жита десятину чюдному Сп(а)су и с(вя)теи Б(огороди)ци, городы и погосты, села и винограды, земли и борти, озера, реки, волости и дани съ всими прибытки, десятое въ всем ц(а)рстве и княжении” 31 . Об этом же говорится и в Повести временных лет: “Посемь же Володимеръ живяше въ законе хрестьянсте, помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, и яко сконча зижа, украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньцыя пристави служити в ней, вдав ту все, еже бе взял в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты” 32 . Комментаторы Повести временных лет называют также другие даты закладки Десятинного храма 33 , но в любом случае вопрос создания этого храма князь Владимир обсуждал со святителем Михаилом 34 . На месте Десятинного храма ранее жили первые русские мученики, варяги Феодор и Иоанн, пострадавшие в 983 году (пам. 12 июля). Двор их находился — “идеже есть церкви святая Богородица, юже сдела Владимир” 35 .

http://pravmir.ru/pervosvyatitel-zemli-r...

Так поступали, по слову христолюбца, даже попы и книжники, по крайней мере соизволяли творящим так и не хотели их поучить. Не подобают христианам игры бесовские, плясанье, гудьба, песни, жертвы идольские; не подобает молиться под овином, молиться огню, Вилам, Мокоши, Перуну, Велесу скотью богу, Роду и Рожаницам.   Игумен Даниил. Кроме поучений, до нас дошли назидательные творения и в других родах. Игумен Даниил, ходивший в Иерусалим, составил для любителей святых мест любопытное описание своего паломничества, бывшее самым употребительным чтением благочестивых людей. Даниил был в Иерусалиме вскоре после первого крестового похода, был обласкан королем Болдуином, видел там много русских путешественников, в течение 16 месяцев осмотрел все святые места, видел в Пасху чудесное схождение огня ко гробу Господню, молился о русских князьях, боярах и своих духовных детях, записал их имена при гробе Господнем и повесил здесь лампаду от русской земли.   Писатели в повествовательном роде. Из повествователей древнейший (XI века) Иаков мних, от которого остались: житие святого Владимира, сказание о святых Борисе и Глебе и нравоучительное послание к великому князю Изяславу. В конце XI и в начале XII века Печерский монастырь воспитал знаменитого летописца — отца Русской Истории — преподобного Нестора; 17-ти лет пришел он (1073 г.) к преподобному Феодосию, при игумене Стефане был пострижен и поставлен диаконом, скончался около 1114 года. Летописи древней Руси, кроме своего исторического значения, всегда имели еще значение религиозно-поучительное. Летописец искал в событиях нравственного смысла, предлагал свой труд, как поучение. От того рассказ его постоянно прерывается назидательными размышлениями, в которых проводятся обычные мысли современной ему морали. Такова летопись преподобного Нестора; таковы же труды и других летописцев как этого времени, так и позднейших. Кроме летописи, преподобный Нестор написал повествование о святых Борисе и Глебе и житие преподобного Феодосия. После Иакова и Нестора, как жизнеописатель, известен еще святой Симон Владимирский (1215—1226 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Мефодия, и прибыл ко двору Болеслава Польского, сына первого князя-христианина Мешко и чешской княжны Дубровки. Св. Войтех был убит язычниками пруссами, Болеслав выкупил его останки и поместил их в соборе в Гнезно, превратив изгнанного Пражского епископа в первого польского святого. Впоследствии его мощи были захвачены чехами и возвращены в Прагу. Еще ярче ситуация в Болгарии: благодаря ученикам свв. Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности почитали как покровителей страны. Уже в «Повести временных лет» в рассказе о преложении книг в статье 996 г. фиксируется предание о св. Константине-Кирилле как крестителе Болгарии, хотя ни о чем подобном в житиях свв. братьев не говорится. К этому следует добавить, что отсутствие культа государя-крестителя всегда дополняется культом государя-мученика. Если первый для нас понятен и очевиден, то второй представляет определенную сложность для современного восприятия. Ведь в подавляющем большинстве случаев государь-мученик жертва не язычников, а своих единоверцев, родственников или подданных. 921 Такова же ситуация и на Руси. Уже при жизни Ярослава Владимировича всеобщим церковным почитанием пользовались его братья свв. Борис и Глеб, убитые Святополком Ярополчичем. В «Слове о законе и благодати» Иларион писал о святости крестителя Руси. О том же очень подробно говорил и Иаков Мних. Н. К. Никольский указал, что в известии о смерти и похвале Владимиру, читающейся в Начальном своде (сохранился в Новгородской 1 летописи младшего извода) и «Повести временных лет», видно почитание князя святым. 922 Первоначальный (краткий) вид текста сохранился в чтении свв. Борису и Глебу из Пролога 1-й редакции. Видимо, так он выглядел в летописании Ярослава (Древнейшем своде). Приведем его по «Повести временных лет»: «И въложиша и въ кърсту мраморяну, и съхраниша т ло его с плачьмь, блаженаго князя. Сь есть новыи Констянтинъ великаго Рима, иже крьстився самъ, и люди своя крьсти, тако и сь сътвори подобьно ему... Сего бо въ память дьржать русьтии людие, поминающе святое крещение, и прославляють Бога въ молитвахъ...» В этом тексте Владимир прямо назван «блаженным», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посл. митрополита Иоанна II к папе Клименту См. выше прим. 69. См. выше разбор означенных сочинений. См. посл. против латинян преподобного Феодосия и митрополитов: Георгия, Иоанна и Никифора. Иларион в своем Исповед. веры П. собр. р. лет. 1. 119; 2. 3 Митрополит Иоанн. Прав. церковн. к Иакову чернор. Пр. 31 в Русск. достоп. 1. 101 П. собр. р. лет. 1. 81 Нестор в житии преподобного Феодосия и в Сказ. о чудесах св. Бориса и Глеба; мних Иаков в таком же Сказании; преподобный Феодосий в своих поучениях. Так, Михайловская церковь в Выдубицком монастыре освящена (в 1088 г.) митрополитом Иоанном, а Великая киево-печерская церковь освящена (в 1089 г.) тем же митрополитом с епископами Лукою Белгородским, Исаиею Ростовским, Иоанном Черниговским и Антонием Юрьевским (П. собр. р. лет. 1. 89 Сходство же тогдашнего чина освящения церквей с настоящим видно из сказания святого Симона о том, как происходило освящение этой «небеси подобной» церкви (см. рукоп. Патер. ). П. собр. р. лет. 1. 88, 93, 94; 2. 10 Доп. к Акт. истор. 1. С. 3-е Архим. Саввы Указат. к обозр. Моск. Синод. ризницы и библ. С. 143 также Бесед. к глаголем. старообрядцу. С. 253. Изд. 3 Этот Кондакарь озаглавлен: «Кондарь с Богом починаемь». Писан на плотном пергамине в 4-ку мелким уставом. Помечен не по листам, а по тетрадям внизу у корешка буквами. Несколько листов в нем потеряны, а всех уцелевших, как показывает позднейшая пометка, 130. Вследствие потери листов несколько кондаков в нем на декабрь, январь и особенно на август, начиная со второго числа до конца месяца, недостает. Месяцеслов, по которому расположены кондаки в первой части, почти ничем не отличается от нынешнего, кроме того только, что в первом показаны под 10 числом ноября память Мины, под 16 того же месяца память Евпатия и под 16 мая память пророка Захарии. Самое позднее событие, внесенное в этот месяцеслов, есть 3-е обретение главы святого Иоанна Крестителя (842–857). Праздник Всемилостивому Спасу 1 августа, установленный в XII в., не показан, хотя кондак на это число есть.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

142 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500==6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508==889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1). 145 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8. 147 В том, что традиционный этноним Rugi (см. 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. 12/1, 18/1, 19/1, 21/1). 148 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. 2, примеч. 30). 149 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания П. собр. р. лет. 1. 51, 65 Степ. кн. 1. 171–172, 185, 214 Ник. лет. 1, 3 Нестор. Рукоп. житие св. Бориса и Глеба. А Стрыйковский говорит вообще: «I dal (Wldimierz) wszystkich przerzeczonych syn?ow swoich i przy nich kilkoset syn?ow bojarskich pisma greckiego i hlaholskiego (km?orego dzi?s Ru?s u¿ywa) uczyæ przelo¿ywszy nad nimi diaki i m³odzience æwiczone [И отдал (Владимир) всех своих перечисленных сыновей, а с ними несколько сыновей боярских, в обучение греческому и глаголическому письму (которым и ныне пользуются на Руси), поставив над ними дьяков и [уже] обученных юношей» (польск.)] (Kronika Polska. 1. 132 Степен. кн. 1. 143 Летоп. Переяславля Суздал. С. 31 мних Иаков в житии блаж. Володимера, см. приложен. 1. «К сим же и дати ся веля на учение Божественных книг единому от учитель, якоже и сотвори, и въскоре извыче вся граматикия, якоже всем чудитися о премудрости, и о разуме детища, и о скорем его учении. Покорение же его и повиновение кто исповесть, еже стяжа во учении своем, не токмо же ко учителю своему, но и к всем учащимъся. В то же время отец его житию конец прият, сущу же тогда блаженному Феодосию 13 лет...» (житие преподоб. Феодосия, в Чтен. Моск. истор. общ. 1858. 3. Отд. 3. Л. 2 об. Ник. лет. 1. 94 Ст. кн. 1. 143 Обстоятельнее о наших тогдашних школах см. в рассужд. г. Лавровского о древлерусских училищах. Харьк., 1854 П. собр. р. лет. 1. 54, 65, 66 «Поставляя попы и дая им от именья своего урок, веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и приходити часто к церквам... И собра писце многы, и прекладаше от грек... Ярослав... любим бе книгам, многы написав, положи в церкви святой Софьи...» П. собр. р. лет. 5. 136 Ник. лет. 1. 132 снес.: Карамз. 2. Прим. 54 Что новгородское училище основано Ярославом действительно в 1030 г., о том ясно свидетельствуют означенные летописи. При этом не можем не заметить странной ошибки, встречающейся в некоторых наших книгах (Истор. росс. иерарх. 1. 404. М., 1807 Филарет. Ист. Русск. Ц. 1. 48–49 будто в Ярославовом новгородском училище еще при жизни первого Новгородского епископа Иоакима был учителем ученик его Ефрем, между тем как летописи говорят совсем другое: говорят, что Ефрем благословен был учити уже по смерти Иоакима, и именно в его место, т. е. до избрания преемника Иоакиму; учити не детей, но вообще люди новопросвещенныя, чтобы мужи и жены веру христианскую твердо держали, а поганския веры не держали и не имели б и что Ефрем действительно учил новгородцев в продолжение пяти лет, до времени избрания преемника Иоакиму Луки Жидяты, а сам святительству не сподобися (П. собр. р. лет. 3. 179, 210 Опис. рукоп. Рум. муз. 510 снес.: прим. 83).

http://sedmitza.ru/lib/text/435795/

Прославление прп. Феодосия Печерского контрастирует с поздней К. основателя Печерской обители прп. Антония Печерского, вопрос о прославлении к-рого не ставился в XI в., хотя прп. Антоний и почитался монахами Печерского монастыря наряду с прп. Феодосием. Поскольку обретения и перенесения мощей прп. Антония Печерского не было, то его местное (монастырское) почитание, хотя и имело место, но долгое время не получало официального церковного оформления. Совр. попытки реконструкции его древнего жития малоубедительны ( Творогов О. В. Житие Антония Печерского//СККДР. Вып. 1. С. 135-136; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневековая Русь: Сб. ст. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81). Такое житие, вероятно, вообще не составлялось, а имелись лишь данные о прп. Антонии, переданные летописью и патериком. Прп. Антоний был признан святым не в результате обретения его мощей или развития связанной с ним агиографической традиции, а благодаря постоянному его почитанию в монастырской среде. Первое свидетельство церковного почитания прп. Антония вне Киево-Печерского монастыря - посвящение преподобным Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове Успенском монастыре Тверским еп. Арсением , сост. Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11. С. 156). В XV в. это почитание воспринималось уже как почитание «с незапамятных времен», и именно к этому периоду следует отнести общецерковную К. прп. Антония. Равноап. кнг. Ольга. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Равноап. кнг. Ольга. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Кнг. Ольгу († 969) начали почитать как святую, видимо, уже при кн. Владимире. Во всяком случае в княжение Владимира (ок. 1007) произошло обретение ее мощей (первый случай в рус. истории) и их перенесение в Десятинную церковь в специальный саркофаг, имеющий «оконце», чтобы видеть нетленное тело кнг. Ольги ( Иаков мних. Похвала равноапостольному князю Владимиру и Житие его// Макарий.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

12 . Всеобщая история Степаноса Торонского, Асохика. М., 1864. 13 . Гаркави А.Я. Известия мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. 14 . Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней Св. Дмитрия Ростовского . Кн. 1–4 дополнительные. М., 1908; Оптина Пустынь 1993–1994. 15 . Жития св. равноапостольного великого князя Владимира.//Никольский.Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности; Шахматов В.А. Корсунская легенда о крещении Владимира.//Сб. статей, посвященных В.И.Ламанскому. Спб., 1908. т.г. 16 . Заходер Б.Н. Каспийский свод. М., 1967. т. II. 17 . Иаков Мних. Память и похвала св. Владимиру.//Зимин А.А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему спску.//«Чтение в историческом обществе Нестора Летописца ». Киев. 1888. Кн. 2. Отд.2. 18 . Изборник Святослава 1073 г. М., 1993. 19 . Изборник 1076 г. М., 1965. 20 . Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и благодати.//»Богословские труды». Сб. 28. М., 1988. 21 . Иоанн II, митрополит Киевский. Послание (правила церковные) к Иакову Черноризцу.//Памятники древнерусского канонического права. Спб., 1980., т.1. 22 . Иоанн II, митрополит Киевский. Послание к антипапе Клименту III.// Павлов А.С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. Спб., 1878. 23 . Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского Халифата. М.,1988. 24 . Киево-Печерский Патерик. Киев, 1991. 25 . Кирик. Вопрошание.//Памятники древнерусского канонического права. Спб., 1908 т.г. 26 . Кирилл Туровский , свт. Слова.//ТОДРЛ, Л., 1956, т. 12; Л., 1957, т.13; Л., 1958, т.15. 27 . Климент Смолятич. Послание к пресвитеру Фоме.//" Златоструй». М., 1990. 28 . Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. 29 . Константин Багрянородный. О церемониях императорского двора.//Византийский временник. 1982. т.42, с. 42–44. 30 . Лев Диакон. История. М., 1888. 31 . Леонтий, митрополит Переяславский. Трактат об опресноках.//Памятники древнерусского канонического права. Пг. 1920, Вып.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глеб (Улеб), тысяцкий Глеб, брат Святослава Глеб Юрьевич, князь Голубинский Е.Е. Григорий VI, папа Римский Григорий, епископ Белгородский Григорий, Богослов св. Григорий, священник Григорий, преподобный, чудотворец Гумилев Л.Н. Д Давид Игоревич, князь Даниил Заточник Даниил Романович, князь Даниил Юрьевский, епископ Дамиак Юрьевский, епископ Десятчиков Ю.М. Диоклетиан, император Дионисий, епископ Полоцкий Дир Дмитрий Солунский св. Добрыня Добрыня Ядрейкович (епископ Антоний) Дождьбог Дорофей, епископ Тирский Дудик, холоп Е Евсевий Панфил, епископ Кессарийский Евстратий, преподобномучение Евстратий Корсунянин Евферий, св. Елипдий, св. Епифаний Кипрский , св. Еферем, епископ Переяславский Ефрем, грек, епископ Ефрем, митрополит Ефрем Сирин , преподобный Ефросинья Полоцкая, преподобная З Знаменский П. И Иаков Мних Ибн-Мискавей Ибн-Русте Иван IV, царь Иванов П., писатель Игорь Ольгович, князь Игорь Рюрикович, князь Игорь Ярославович, князь Игнатий, патриарх Иероним, Стридонский, блаженный Изяслав Давидович, князь Изяслав Мстиславович, великий князь Изяслав Ярославович, великий князь Икумений Трикский Илларион, митрополит Киевский Иловайский Д.И. Ингварь, князь Иннокентий III, папа Римский Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Иоаким, епископ Туровский Иоанн I, митрополит Иоанн II, митрополит Иоанн III, митрополит Иоанн IV, митрополит Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербурский и Ладожский Иоанн Богослов, апостол Иоанн варяг Иоанн Дамаскин , преподобный Иоанн Златоуст , святитель Иоанн, епископ Готфский Иоанн, игумен Иоанн X Каматер, патриарх Иоанн Лествичник , преподобный Иоанн Малала, летописец Иоанн Многострадальный, преподобный Иоанн, епископ Ростовский Иоанн Схоластик, патриарх Иоанн Цимисхий, император Иоанн, епископ Черниговский Иоанн, Экзарх Болгарский Иосиф, митрополит Ипполит, папа Римский К Кадм, епископ Боспорский Калокир, патрикий Капитон, мученик Карташев А.В. Кий Кирилл I, митрополит Кирилл, св. равноапостольный Кирилл Александрийский , св. Кирилл Иерусалимский , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010