Беседа о зависти. Часть 2. «Кругом одни негодяи!» Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые. 12 октября, 2008 Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые. Беседа о зависти. Часть 1. Погоня за призраками Святые отцы о зависти   – Значит зависть – это противоположность любви?   – Вот именно. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».   Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.   Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

http://pravmir.ru/beseda-o-zavisti-chast...

В любом случае мы можем найти и в Ветхом Завете подобные тексты, когда один из малых пророков говорит, что «праведный своею верою жив будет» (см.: Авв. 2:4 ). Имеется в виду вера в том виде, в каком понимает ее Иаков, брат Господень, апостол Иисуса Христа, который говорит, что «вера без дел мертва» (см.: Иак. 2:26 ). И, собственно говоря, то определение, которое дает апостол Павел, не противоречит позиции Иакова. В Послании к Евреям апостол Павел пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). То есть сначала вера – действие, дело, «осуществление ожидаемого», и лишь потом – умозрительная «уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Апостол Павел учит, что Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою» сверх силы – ведь он был как бы с омертвелыми чреслами, пожилой человек (см.: Рим. 4:18–19 ). Поэтому его вера есть вызов для многих сомневающихся! Потому что все обстоятельства говорили о том, что у Аврама и Сары не может быть детей, но у Авр аама и Са рры ребенок родится! И перемена имени, которая происходит (если раньше он назывался Аврам, то потом Господь говорит: «ты – Авраам», то есть не просто «отец», а «отец множества», и изменение имени его супруги, а она раньше называлась в еврейском тексте Сарай, «Сара», а потом она называется «Сарра») – это перемена судьбы. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Теперь история этого семейства изменится! « Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? » ( Быт. 15:8 ). Ею – то есть землею обетованной! Как узнать, что у Авраама будет потомок? И Господь предлагает ему: « Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя » ( Быт. 15:9 ). И далее: « Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек » ( Быт. 15:10 ). Почему птиц не рассек? Потому что языческие народы и их правители уподоблены зверям и животным. Читаем: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» ( Пс. 21,13–14 ). И еще: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции…» ( Дан. 8, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В разъяснении мотивов отпадения от Церкви мы будем держаться указаний св. апостолов, еще при жизни которых уже были первообразы всех ересей, сект и расколов. Св. апостолы указывают, что побуждением к отделению от Церкви прежде всего являются личные, эгоистические стремления, низменные плотские похоти и вожделения. Корысть духовная и телесная – вот что отделяет людей от Церкви. Об этом св. апостол Иуда, брат Господень, так и говорит: «В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:18–19 )». Точно так смотрит на сектантство и св. апостол Иаков. «Откуда у вас вражды и распри, – расспрашивает он у склонных к разделениям христиан своего времени, – не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших ( Иак.4:1 )?» Тоже самое говорит и св. апостол Павел. «Умоляю вас, братие, пишет он к римской Церкви, где появились сектанты, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки тому учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, но своему чреву и ласкательством и обольщением обольщают, сердца простодушных. Ваша же покорность вере всем известна ( Рим.16:17–19 )». Апостол особенно отмечает гордость и высокомерие, не соглашающиеся с этою «покорностью вере» и порождающие сектантство. «Будьте единомысленны между собою, увещевал он римских христиан, не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным ( Рим.12:16 )». Здесь является целый ряд вопросов, которые невольно возникают при рассмотрении мотивов сектантства. Можно спросить, как же быть в том случае, когда среди членов Церкви Христовой возникает разногласие и несогласие в воззрениях на требования Церкви, или когда в одних членах Церкви Христовой появляются такие пороки и недостатки, которые служат преткновением и соблазном для других, чистых членов Церкви? Не могут ли эти несогласия и разногласия в воззрениях и эти пороки и недостатки нравственные служить благословным мотивом к отделению от Церкви? Слово Божие на это отвечает отрицательно, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В условиях такой жизни, христианская Церковь в Иерусалиме, состоявшая из местных евреев, подвергалась, по-видимому, всевозможным испытаниям. Многие ее члены начинали колебаться в своих верованиях и упованиях, уклонялись от участия в церковных собраниях, скрывали свою принадлежность к христианству и т. д. Евреи – христиане боялись за храм и опасались окончательной гибели своих мессианских надежд. Апостолов из двенадцати уже никого не было в Иерусалиме. Оставался только Иаков, брат Господен, но и он вскоре был убит. Всеми этими обстоятельствами, по-видимому, и было вызвано появление послания «к Евреям». Оно носит характер торжественного манифеста или исповедания веры во Христа, как Сына Божия, Богочеловека, Первосвященника, Исполнителя ветхозаветных пророчеств и Искупителя от греха и смерти. Весь тон послания очень торжественный, как бы имеющий целью приподнять и укрепить дух евреев-христиан перед встречей с надвигающимися грозными событиями политической и религиозной жизни. Откровение воли Божией . Бог во все века открывал избранному народу Свою волю через пророков. А в последние дни Он открыл Свою волю через Своего Сына, Который есть Творец мира. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (2:1). Не кому-либо иному, а именно избранному народу, дано было первое благовестие о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось – говорит св. Павел, – слышавшим от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (2:3–4). Великое назначение человека . Бог приготовил человеку великий удел. До грехопадения человек был царем природы. Про него св. пророк Давид говорит: «Что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами, славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги его» ( Пс. 8:5–7 ). Но человек в лице Адама согрешил и утратил свое достоинство. Тогда Сын Божий Иисус Христос вочеловечился, и, претерпев страдания и смерть, восстановил достоинство человека. Поэтому, «Он должен был во всем уподобиться братьям (т. е. людям), чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Он Сам претерпел, быв искушен; то может и искушаемым помочь» (2:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Внутренняя скорбь значит: например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, — потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (преп. Амвросий). Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, -то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез.33, 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы чрез это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3, 6) (преп. Амвросий). Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человечес­кому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями... (преп. Амвросий). ...У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не даром глаголет Господь во Святом Евангелии, ободряя нас: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Поэтому утвердим себя верою и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». И святой Апостол пишет: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Ср.: Рим. 8, 18; 2Кор. 4,17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс.32, 1). А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Возвещается угроза истребления и рассеяние Израиля среди язычников, но с сохранением благочестивого остатка. Пророк Амос пророчествует, что все призывающие имя Господа Иисуса Христа не только иудеи, но и язычники, соединятся в один народ богоизбранный, христианский, рожденный от воды и Духа в Церкви Христовой. Это пророчество Амоса подтвердил апостол Иаков, брат Господень, в 51 году на Апостольском Соборе в Иерусалиме. В Церковь вошли язычники без обременения их обрядами закона ( Деян. 15, 10–18 ). Память святого пророка Амоса – 15 июня. 92. Пророк Авдий возвещал: и приидет Спаситель и будет Царство Господа ( Авд. 1, 21 ) не от мира сего, и во Христе все братие, и враждовать не следует. Служение пророка Авдия в 889–880 годах до Рождества Христова. Пророк обличает идумеев, которые, происходя от Исава (называвшегося Эдомом), были родственны иудеям (потомки Иакова), но враждовали против них, ибо захватывали сокровища и детей и продавали народ в рабство. Пророк предрекает за это опустошение Идумеи, что и исполнил Навуходоносор. Пророчествовал об утверждении Царства Христова на земле. Память святого пророка Авдия – 19 ноября. 93. В Книге пророка Ионы, как в зеркале, отображается ветхозаветная жизнь. При Ионе Ниневия была столицей Ассирийского царства, огромна, богата – оплот язычества. Воля Божественная и воля человеческая проявились, и Иона бежал от лица Господня в Испанию, в Фарсис, на корабле. Господь воздвиг бурю, и убоялись корабельщики, а Иона спаше и храпляше ( Иона 1, 5 ) на дне корабля. Иона решился на жертву за людей и корабль – бросился в море, и море утихло от ярости своей. Все увидели чудо и устрашились. Господь повелел большому киту поглотить Иону, и он молился во чреве китовом. Иона стал прообразом Спасителя – три дня во чреве Иона был, а Спаситель три дня по смерти был в сердце земли и потом воскрес. Служение пророка Ионы: 828–793 годы. Господь показал иудеям, что и язычники через покаяние могут спастись и что спасение – достояние как израильтян, так и язычников. Иона по чувству неприязни к ассирийцам, избегая проповеднических трудов, бежал из Яффы в Испанию, и как виновник бури, указанный по жребию, был брошен с корабля в море. Язычники были поражены проповедью, и личной историей пророка, и великим чудом с морским китом и покаялись и глас Божий был: «Мне ли не пощадить Ниневии, града великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Иона 4, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

«Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть»– засвидетельствовал Сам Христос-Истина ( Ин.6:63 ). Православие это – подлинное и никакими человеческими измышлениями не извращенное учение Христово, а оно, по словам Самого Христа, есть дух и жизнь. В чем же этот дух Православия? Каков он? Дух Православия, как ясно учит о сем Слово Божие, в его аскетической отрешенности от мира сего, во зле лежащего ( 1Ин.5:19 ). «Царство Мое не от мира сего»– отвечал Христос на вопрос Пилата убо Царь ли еси Ты? ( Ин.18:36,37 ), а Своим апостолам в Своей прощальной беседе внушал, что они «не от мира сего» ( Ин.15:19 ), как и Он – «не от мира» ( Ин.17:16 ). «Мир» – это вся совокупность греховных страстей и похотей, воюющих в мире. Эти греховные страсти настолько поработили людей, чуждых Христову учению, не пожелавших отдаться всем сердцем Христу, что «князем мира сего» именуется диавол. Таковым называет его никто иной, как Сам Христос, пришедый спасти мир ( Ин.12:31 ). Это потому, что, по словам возлюбленного ученика Христова, «все, еже в мире: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Поэтому: «Не любите мира», взывает он, «ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ). Совершенно согласно с ним учит и св. апостол Иаков, брат Господень. «Прелюбодеи и прелюбодейцы, – говорит он, – не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Не одним монахам, а всем христианам внушает великий апостол языков Павел эту аскетическую отрешенность от мира, говоря: «Пользующиеся миром сим должны быть, как не пользующиеся» ( 1Кор.7:31 ). Православие это – целостное жизненное мировоззрение, которое конечной целью своей ставит отнюдь не благоустроение этой земной жизни, как некоторые ошибочно думают, а воспитание цельных духом граждан для будущего небесного царствия. Поэтому оно совершенно исключает всякую уступку, всякое соглашательство с миром сим, во зле лежащим. Для подлинно православного христианина не может быть и речи о каком бы то ни было компромиссе со злом: самая мысль об этом ему отвратительна, ибо духовной природе его совершенно чужда какая бы то ни было двойственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Да не будут тебе бози инии! ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ! СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 95-Й ГОДОВЩИНЫ ОТ ОСНОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе синайстей, глас трубный глашаше зело. Гора же синайская, дымяшеся вся (Исх. 19, 16, 18). И глагола Господь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20, 2—3). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды - Меня — оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2, 13). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? Никто, говорил Христос, не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне (Мф. 6, 24). Не знаете ли, — пишет св. апостол Иаков, брат Господень, — что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в вас (Иак. 4,4-5). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времен святого Апостола (Деян.17,16)?

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/d...

Да убоимся, услышав эту повесть. Если мучения отрекшихся от Бога страшнее, чем самых неверных, будем следить за собой, чтобы нам не отречься от Господа вершением дел тьмы и тем самым избежать такого страшного воздаяния. Ведь отречься можно не только делом или словом, но и любыми нечестивыми деяниями, даже тем, что человек исповедает Бога только на словах и лишь для видимости. Свидетель тому будет нам апостол, сказавший: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются ( Тит. 1:16 ). 2. Брат Господень Иаков сказал: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце (тем, что полагается на веру), у того пустое благочестие ( Иак. 1:26 ), ибо вера без дел мертва ( Иак. 2:26 ). Справедливость этих слов совершенно очевидна. Сам Бог предупредил через пророка: Горе тем, через кого имя Мое бесславится (Ср.: Ис. 52:5 ). Ведь нас называют народом Божиим, Его святым уделом и тому подобными именами. А мы своими бесчестными делами оскорбляем Бога и поступаем так, что наше доброе имя поносят неверующие. Разве за это не заслужили мы наказания как виновники этой хулы и бесчестия, причем, наказания страшнее, чем неверующие? Кроме того, Сам Спаситель, справедливый и непогрешимый Судия, сказал: Тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал... и не сделал, бит будет меньше (Ср.: Лк. 12:47–48 ). Так что устрашимся этого, братья, и станем подвизаться по мере сил, сколько даст Господь, и доказывать нашу веру делами и совершать поступки во славу Божию, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Препрославленного. 3. Как-то авва Силуан сидел вместе с братьями, пришел в исступление, пал ниц, но вскоре поднялся и заплакал. Братья спросили: – Что с тобой, отче? Он молчал и только плакал. После долгих уговоров наконец ответил: – Я был восхищен на суд Божий и видел, что многих монахов уводят в ад, а многие миряне идут в Царство Небесное. С тех пор старец постоянно скорбел и уже больше не выходил из своей кельи. А если против воли ему приходилось покидать ее, то он закрывал свое лицо куколем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Для Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: «Ведомы Богу от вечности все дела » ( Деян.15:18 ). Смотрите, что пишет Иаков, брат Господень: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ). Итак, Бог никого не искушал, Бог даже никого не испытывает. Тогда зачем Он посылает нам трудности? С одной целью – усовершенствовать нас. Помните, как в Писании говорится, что «золото, огнем очищенное» ( Откр.3:18 ), представляет собой большую ценность. Бог посылает болезни, социальные трудности, сложные взаимоотношения в семье с одной целью: Он хочет усовершенствовать нас. Поэтому наша задача – из всего делать правильные выводы. Там, где ты мог бы начать раздражаться, злиться, ты должен сделать правильные выводы, понять урок, который тебе дает Бог , и усовершенствоваться. Святитель Василий Великий пишет: «Почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага» 13 . Задумайтесь над этими словами. Святитель Григорий Богослов пишет: «Чем сильнее меня угнетают, тем более приближаюсь к Богу; страдания теснее соединяют меня с Богом; это для меня – преследующее воинство врагов, которое заставляет укрыться в стены» 14 . Церковь с древних времен учит, что если бы не было соблазнов, то никто не смог бы спастись. Итак, делаем первый и очень важный вывод: Бог нам посылает трудности с одной целью – усовершенствовать нас. Сказано: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» ( 1Пет.1:6–7 ). Искушение посему, как мера вразумляющая может носить и временный характер: «Авва Иоанн, пресвитер монастыря евнухов, передал нам слышанное им от отшельника аввы Сизиния. Он рассказывал: «Однажды ко мне в пещеру, что близ Иордана, пришла сарацинка. Я пел в это время третий час. Войдя в пещеру, она разделась донага и легла передо мной. Я, однако, не смутился, но продолжал совершать правило со спокойствием и страхом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010