«Тлят обычаи благи беседы злы» , учит нас Слово Божие ( 1Кор. 15, 33 ). Вот это предостережение особенно важно понимать, потому что духовная зараза чаще всего передается именно чрез «беседы злы» Недаром св. Апостол Иаков, брат Господень, такими яркими чертами рисует зло, которое может причинять другим людям человеческий язык: «Язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»  ( Иаков. 3, 6–9 ). Где причина такого злоупотребления языком, который дан человеку для прославления Бога и творение добрых дел – «на созидание, а не на разорение»? Апостол это объясняет: От «горькой зависти и сварливости»  ( Иаков. 3, 14 ), которые ведут к тому, что обуянный ими человек«лжет на истину»  (там же). Вот эти то «бациллы духовного разложения», распространяемые повсюду среди людей посредством языка, стали особенно типичными для нашего времени – нашего ХХ-го века, когда столь многие стали «лгать на истину». От этого погибла наша Россия, от этого все более и более духовно разлагается наша эмиграция, от этого гибнет и весь мip, подпадая под влияние лживых языков всякой безбожной, сатанинской и вообще клеветнической пропаганды. Самое имя «диавол» значит «клеветник»: от него – от диавола и распространяются эти разлагающие бациллы клеветы – с единственной целью морального разложения человечества. И горе тем, которые делают себя орудиями этой клеветы; не только не обуздывают своего языка, но еще изощряют его и возбуждают других на сеяние этой клеветы! Сеяние клеветы и лжи на истину, как и вообще всякаго рода лжи – это самая типичная духовная «эпидемия» нашего злосчастного времени, бациллы которой носятся повсюду и легко внедряются в души современных людей, отравляя их своим смертоносным ядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ин.19:26–27 )? Историческая память Церкви всегда хранила и берегла веру в Приснодевство Богородицы – в то, что Она была Девой до Рождества Христова, в Рождестве и по рождении Спасителя. Слово «присно» означает «всегда». Приснодева – всегда Дева. В Евангелии от Матфея приводятся такие слова жителей Назарета об Иисусе Христе: Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? ( Мф.13:55–56 ). В другом случае также упоминается: И некто сказал Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою ( Мф.12:47 ). Упоминавшиеся здесь братья Иисуса Христа могли быть детьми Марии Клеоповой, двоюродной сестры Матери Господа, или детьми Иосифа Обручника от его первого брака. Братьями у евреев было принято называть не только родных, но и двоюродных, и троюродных, и вообще родственников. Святой апостол Иаков, брат Господень (см. Гал.1:19 ) был старшим сыном Иосифа Обручника от первой жены. По свидетельству Предания, он был особенно близок Иисусу Христу, несмотря на большую разницу в возрасте. Святой апостол Иуда Иаковлев был сыном Иосифа. В своем послании он сам себя называет рабом Иисуса Христа и братом Иакова (см. Иуд.1:1 ). Проблема неверия в девственную жизнь Пресвятой Богородицы появилась в период реформации вместе с появлением протестантизма, который в качестве протеста против злоупотреблений католицизма отверг в принципе и авторитет Священного Предания Церкви. Свидетели Иеговы не являются христианами, так как они отвергают важнейшие истины христианской веры, а именно веру в Божественность Иисуса Христа, Его Распятие на Кресте, Его телесное Воскресение, в Божественность Духа Святого, бессмертие человеческой души, воскресение мертвых, Церковь и все церковные Таинства, Приснодевство Пресвятой Богородицы и многое другое. По этой причине утверждения таковых «свидетелей» никак не могут соответствовать истине и учению Господа нашего Иисуса Христа. Могла ли святость Господа быть «срежиссирована» Его родственниками? Помогите, пожалуйста! Мне в голову лезут богохульные мысли о том, что раз Господь наш Иисус Христос имел родственников среди апостолов, и даже Иоанн Креститель – Его троюродный брат, то святость Господа «срежиссирована» Его родственниками.  Помогите мне избавиться от хульных мыслей.  О богохульных мыслях много писали святые отцы, опытно проходившие путь духовной борьбы с грехом за чистоту своего сердца, за то, чтобы оно безраздельно было отдано святой любви к Богу и людям.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 418 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет ап. Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения, и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 419 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак. 1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 420 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 421 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 422 . Но главное в словах ап. Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом новизна и существенное отличие новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы – Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие Богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 5 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 6 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: 1) назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак.1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 7 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 8 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 9 . Но главное в словах апостола Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом существенное отличие и новизна новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы — Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

На этой вечере они совершают всегда Таинство Церкви, которое потом стало называться Евхаристией, то, что заповедал им Господь творить в Его воспоминание. От пасхальной ветхозаветной трапезы, которая совершалась только один раз в год, остается последняя ее часть, когда Господь преподал им хлеб и вино со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Таинство это было для них чрезвычайно важным, они ощущали в этом Таинстве свое соединение со Христом. Они относились к нему с особенным благоговением, конечно, молились, вспоминали, что было с ними в течение трех лет, когда они ходила с Господом, просили помощи в своих делах, тем более, что сразу же и их жизнь стала служением этому миру; они привлекали множество людей ко Христу, вызывая вражду иудеев и всего языческого мира. Жизнь их была трудной, и они обращались ко Христу с молитвой, каждый молился от всего сердца. Естественно, не было никакого чина, кроме того, который остался от Тайной Вечери, может быть, каждый апостол совершал Таинство даже немного по-своему, оставаясь верным только самому главному, детали менялись. В тот момент не ощущалось потребности узаконить какой-то чин, создать чинопоследование, никто не записывал молитв. Каждый апостол, уходя, уносил с собой это Таинство и совершал его. И оно все шире распространялось среди христиан, и делалось все более значительным. Вскоре в Иерусалиме появляется епископ – апостол Иаков, брат Господень по плоти, он упомянут в Евангелии: «Вот Матерь и братья Твои», и сначала эти братья не верят, что Иисус есть Мессия. Они знали Его с детства и сомневались в Нем. Но потом Иаков и Иуда стали верными учениками Христа, Его апостолами. В Новом Завете сохранились их послания. В Послании Иуда называет себя только братом Иакова, подчеркивая, что он раб Христов: для того, чтобы подтвердить истину, что настоящего родства, подразумеваемого под словом «брат», здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Но вот давайте поговорим о втором Послании Петра, это самый, может быть, спорный и сложный момент. Второе Послание Петра однозначно указывает на автора: «Симон Пётр, раб и апостол Иисуса Христа». Про Иоанна можно сказать, что Иоаннов было много, и так оно и есть, и мало ли кто считал себя любимым учеником, ведь он ничего не говорит о себе конкретно. Кстати, про Иаковов еще вечный вопрос, Иаковов тоже было несколько: Иаков, брат Господень, Иаков Зеведеев… Их часто путают. Послание Иакова, например, отдельная большая проблема: кто из Иаковов его написал? Вот пример контаминации, когда сливаются одноименные фигуры. Но здесь никакой проблемы нет. Совершенно точно видно, что автор себя называет Симоном Петром, апостолом, другого такого не было, чтобы одновременно Симон и Пётр, потому что именно Пётр – это не имя… Это сегодня у нас имя известное, а тогда это было слово «скала» или «камень», которое Христос дает Симону в качестве прозвища. Так что это точно он. Более того, он здесь говорит: «Это уже второе Послание пишу к вам, возлюбленные». То есть он явно отсылает нас к первому, и, видимо, это то самое Первое Послание Петра в нашем каноне, там он тоже себя называет. При этом для галилейского рыбака там очень сложное богословие: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» – говорит галилейский рыбак. Послания Павла уже широко известны не только Петру, но и его аудитории. «Брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное (как будто только что мы не видели неудобовразумительного у него самого – А.Д.), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Значит, когда это Послание пишется, уже есть много Посланий Павла, они широко известны, и их превратно толкуют. Это Послание Петра утверждает ясно.

http://pravmir.ru/bibliya-problema-avtor...

Послушаем, что говорит пастырю Бог у Пророка Иеремии: где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? Что скажешь, (...) когда Он посетит Тебя? (...) Не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину ( Иер. 12, 20–21 )? В древности Бог спросил Каина: Где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я страж брату моему? ( Быт. 4, 9 ). Что же скажет пастырь, когда страшный Судия спросит его: «Где брат твой? Где стадо, искупленное Моей кровью и врученное тебе в паству?» Сможет ли тогда пастырь отвечать словами Каина: «разве он страж брату моему»? Умолкнет и, как будто немой, не раскроет свои уста. Ибо Господь поставил его сторожем, приставником, строителем и господином Своего дома и князем всего Своего богатства. Горе мне, окаянному пастырю! Какой ответ воздам о моем нерадении? Мы знаем из Евангелия, что Христос явился бодрствующим пастухам, стерегущим и прилежно охраняющим свое стадо. Ибо говорит боговещанный Лука: В той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их ( Лк. 2, 8–9 ). Думаю над этим и явственно вижу, что Ангелы Божии явятся и слава Господня воссияет не всяким пастырям, а только бдительным и несущим ночную стражу о своем стаде. Мне же, недостойному пастырю, что будет за мою лень и небрежность? Явится ли мне при кончине моей Ангел мирный, верный, наставник, хранитель моих души и телу? Осенит ли меня свет благодати и славы Божией? Не увижу ли вместо Ангела демона, скрежещущего на меня зубами и хотящего поглотить мою душу? Не буду ли я вместо сияния славы ввержен во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов? О, горе! О, лютое! О, пастырство, нелегко носимое бремя! О, пастырское дело, преисполненное многих трудов и попечительства, страха и ужаса! Ветхозаветный Иаков, идя в Харран, после того, как зашло солнце, возлег на землю и спал беспечально, хотя и твердая была постель (он положил в себе в изголовье камень), однако он об этом не думал. Послушайте, что он говорит Лавану, пася его овец: Двадцать лет я пас твоих овец, я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих ( Быт. 31, 40 ). Подумайте, почему Иаков тогда спал, а потом у него наступила бессонница. Там спал на камне, а здесь же и без камня не может спать. Там он едва проснулся от кошмарного сновидения, здесь же сон ни в одном глазу. Но почему так? Причина здесь не иная, как только то, что там он не был пастырем, потому и спал беспечально. Здесь же, став пастырем, он не может спать, и сон ни в одном глазу. Так это он пас бессловесных овец, с таким прилежанием, с таким трудом, бдением и бессонницей. Что же говорить о пастырях, пасущих словесное стадо, искупленное кровью Христа, с таким нерадением, с такой леностью и унынием! Скажу более того: себя пасущих, а не овец Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Среди первых заповедей, которые патриарх Иаков получил от Него через отца своего Исаака, был запрет брать себе жен из дочерей Ханаанских ( Быт. 28:1 ). Эта заповедь была связана с тем, что старший брат Иакова, Исав, уже взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина ( Быт. 36:2 ), и они были в тягость Исааку и Ревеке ( Быт. 26:35 ). Хотя земля Ханаанская и является местом духовного благочестия, однако в этой земле, в связи с грехопадением человеческим, могут жить хананеи – различные греховные мысли и чувства ( Быт. 12:6 ), с которыми и запрещает Исаак сочетаться Иакову как с неугодными ему ( Быт. 28:8 ). В этом нет ничего удивительного для того, кто знает, что «если и упокоевается кто в благодати, доходит до тайн и до откровений, до ощущения великой благодатной сладости, то и грех сопребывает еще внутри его». 47 По этой причине Исаак повелевает Иакову: «Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» ( Быт. 28:2 ). Лаван, как брат той, которая символизирует память смертную, в значении духовном представляет собой страх Господень, способный порождать начатки премудрости ( Пс. 110:10 ). И Иаков, как спасительная печаль ( 2Кор. 7:10 ), отправляется к духовному Лавану ( Быт. 28:5 ) как к «началу и ограждению нашего спасения», так как именно от страха Господня «зависит и начало обращения, и очищение от пороков, и охранение добродетелей у тех, которые руководствуются им на пути к совершенству». 48 Этот путь, приводящий к совершенству всякого идущего по нему, представляет собой не дорогу, стелющуюся по равнине, а лестницу, основание которой стоит на земле, а верх ее касается неба ( Быт. 28:12 ). Если же кто-то пожелает узнать вид этой лестницы и порядок расположения ее ступеней, их число и время восхождения по ним, тот должен обратиться к Иакову, не только видевшему ее, но и прошедшему по ней от начала до конца. Как показывает история жизни родоначальника народа Израильского, лестница эта представляет собой степени деятельных и созерцательных добродетелей, 49 находящихся в сердце человеческом ( Пс. 83:6 ), по числу израильских патриархов – сыновей Иакова, расположенных друг за другом в порядке их рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Вера и дело! Если дело – это вера, то, где же они разделились? Как возникло противопоставление их? «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин.14:11 ). Значит, дела могут возбудить в людях веру, указав на присутствие Божие в мире сем. «Вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ) – это одна опора нашей религиозности. «Все, что не по вере, грех» ( Рим.14:23 ); «... человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса» ( Гал.2:16 ) – это другая опора нашей религиозности. Два великих апостола – брат Господень Иаков и апостол языков Павел установили эти опоры. Навершие этих опор – повеление Спасителя веровать в Него, видя Его дела. Так получены врата Спасения, чрез которые войдем в обители Отца Небесного. Не составит большого труда показать то, что апостол Иаков под делами понимает именно добрые дела, причем такие, которые ради Бога и в Боге. Для подтверждения того, что вера без дел мертва, апостол приводит в пример жертвоприношение Авраама. Но ведь это дело выше всяких дел – жертва Богу, слава Его и Истина Его. Не о суетливой деятельности говорит апостол, что де без нее вера мертва, но о том деле, которое венчает веру – веру в Спасителя и Господа. Такое дело и Господь совершил – прославил Своего Отца. Вера в Господа и дело о Господе пребывают в неразлучном единстве – «Вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства» ( Иак.2:22 ). Слово Божие вне всяких сомнений приятелъно: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). Поэтому только умозрительно мы можем отделить веру отдел о Господе, в практической жизни их отделить друг от друга совершенно невозможно. Кажется, что апостол Павел мог быть озабочен тем, что превознесение дел, причем без их различия – ради Бога или ради мира, могло спровоцировать уверенность о спасении как награде за дела. Поэтому он учит о спасении как милостивом Божьем даре – «Не от дел, но от Призывающего» ( Рим.9:12 ). Исав и Исаак, еще не выйдя из утробы матери, были исследованы Богом – они еще не изведали доброго и злого, и сами того не сотворили, но Господь вопреки первородству Исава избрал второго – Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Смотри, как и служанки были исполнены благочестия. От радости она не отворила сеней; но они и после этого не верили. " Но она " , говорил (писатель), " утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место " (ст. 15-17). Но обратимся к вышесказанному по порядку. " В то время " , го­ворит (писатель), " царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви " . Как дикий зверь, он нападал на всех без при­чины и без разбора. Здесь исполняется то, что сказал Хри­стос: " чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься " (Мк.10:39).   " Убил " , говорит, " Иакова, брата Иоаннова, мечом " . А почему, скажут, он не убил Петра тогда же? Причину привел писатель: " тогда " , говорит, " были дни опресноков " , и он хотел совершить убиение его с большею торжественностью. Сами (иудеи) по совету Гамалиила теперь воз­держивались от убийств, и притом не находили причин к тому, а чрез других совершали то же самое. Так как был другой Иаков, брат Господень, то он означил это, сказав: " брата Иоаннова " . Видишь ли, что эти три (апостола) были глав­ные, особенно же Петр и Иаков? Это служит к большему осуждению иудеев. Ведь уже явно было, что проповедь их не человеческая, и поистине исполнялось сказанное: " считают за овец закалаемых " (Пс.43:23). " Видя же " , говорит, " что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра " . Приятно было убийство, и притом убийство несправедливое. Велико безумие Ирода; он служил нечестивым страстям их. Надлежало бы делать про­тивное и удерживать их неистовство; а он возбуждал и был как бы какой палач недугующих, а не врач их, хотя имел много примеров – и деда и отца Ирода, из которых первый за убиение младенцев потерпел множество бедствий (Мф.2: 16), а второй, убивший Иоанна Крестителя (Мф.14:10), вел жестокую войну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010