Будем отсекать волю сердца нашего и не отяготимся нашим странничеством, чтобы оно защитило и сохранило нас, как Авраама. Вверимся рукам его, как Иаков, чтобы получить благословение от Отца нашего. Отвергнем свои хотения, как Моисей, который под кровом странничества был сохранен от намеревавшихся убить его. Не презрим его, чтобы не навлечь на себя ненависти, подобно Исаву. Будем сохранять чистоту оного, чтобы оно возвысило нас на земле врагов наших. Да будет оно нашим убежищем, как скиния для Иисуса, сына Навина, который, будучи отроком, не выходил из оной. Не оставим в сердце своем места малодушию, чтобы оно не лишало нас наследия в земле обетованной. Возлюбим во всем смирение и труд, дабы мы, подобно Халеву, взошли в землю, кипящую млеком и медом. Отвергнем все преступные пожелания, чтобы не погибнуть, подобно Ахару. Возлюбим упрек совести, которая ежечасно нас возбуждает, чтобы сохранить нас во время искушения, как Раав. Не будем поблажать услаждению гортани ни в каком роде пищи, чтобы оно не погубило нас, как сынов Илии. Сохраним себя чистыми от всякой неправды, как Самуил, коего совесть не упрекала в том, чтобы он сделал какое-либо зло ближнему. Не будем иметь злой зависти к другим, дабы не быть отверженными, подобно Саулу. Будем остерегаться, подобно Давиду, не воздавать ближнему злом за зло, чтобы сие само сохранило нас от всякого зла. Будем воздерживаться от самохвальства и тщеславия, чтобы оно не удалило нас от Отца нашего, как Авессалома. Возлюбим смирение и мужество, чтобы соделаться мстителями врагов Отца нашего, подобно Соломону. Возлюбим во всем лишение, обуздывая члены наши от всех мертвых дел, чтобы стяжать сердце мужественное против врагов наших, подобно Илии Фесвитянину. Не будем сластолюбцами, чтобы не погибнуть, подобно Ахаву. Всеми силами, даже до смерти, будем стараться о том, чтобы не упустить своего святого наследия, подобно Навуфею Израильтянину. Будем послушны во всем отцам нашим по Богу, отсекая свою волю во всех случаях и покоряясь им, чтобы благословение их пребывало с нами, как с Елисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Ответил ему Господь: хорошо там, где ты. А с этим словом авва в миг очутился у дверей св. церкви православных монахов, принявших вероисповедание халкидонского собора. (Eccles. Grace, monumenta Т. I, а Cotelerio. Lutetiae Parisiorum 1677, pag. 702–3). Это событие, как можно заключать из самого сказания о нём, совершилось тогда, когда нитрийские монахи ещё жарко спорили о лице Богочеловека, и разделившись на два сонма, привлекали колеблющихся и простодушных отшельников в свои удельные церкви, и когда так называемый Енотикон царя Зенона, т. е. указ о единении разномыслящих, сдерживал православных и отщепенцев в пределах веротерпимости, так что по силе его они могли иметь свои отдельные церкви и свои особые, богослужебные собрания. А Зенон царствовал с 476 года по 491-й. В эти годы, как я рассчитываю, жил и авва Иаков, о котором была речь. Любопытны такие подробности. Но, к сожалению, их очень мало в доступной мне, дальнейшей истории нитрийского пустынножительства. Впрочем и то, что известно, я передаю из вторых рук, именно из истории александрийских патриархов иаковитских, извлеченной из творений многих арабских писателей и напечатанной в Париже в 1713 году, передаю, предварив читателя, что страницы (paginae) этой печатной истории будут указываемы в настоящем сочинении моем без повторения ея латинского заглавия: Historia patriarcharum Alexandrinorum Jacobitarum a D. Marco usque ad finem saeculi XIII. Parisiis. 1713. – Omnia collecta ex autoribus arabicis, Severo episcopo Aschmoniae, Michaele episcopo Taneos, Ephraem filio Zarace, Abulbircat, turn ex editis Eutychio, Elmacino, Abulfaragio, Chronico Orientali diversisque historiae Muhamedanae scriptoribus arabicis et persicis. 518–535 год. – По смерти греческих государей, Зенона († 491) и преемника его Анастасия († 518 г.), воцарился Иустин Фракиянин, ревнитель кафолического православия. Он в самом начале своего царствования отрешил и в разные места сослал тех епископов, которые чуждались халкидонского собора. В числе их самые рьяные были – Север патриарх антиохийский и Иулиан галикарнасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   Ношение вретища, или волосяной рубашки, на голом теле под верхними одеждами составляет траурный или покаянный обычай, известный с древнейших времен Ветхого Завета; он встречается как у иудейского, так и у восточно-языческих народов (у ниневитян — Ион. 3:6; патриарх Иаков — Быт. 37:34). Наряду с ношением вретища употреблялось раздирание одежд, посыпание главы пеплом, сидение на пепле и прахе (2 Цар. 3:31; 3 Цар. 21:27; 4 Цар. 19:1; Мф. 11:21; Лк. 10:13). Вретище, эта торжественная траурная одежда Ветхого Завета, по сути дела совершенно то же, что и власяница христианских отшельников и аскетов, по их первоначальной форме и назначению. Оба выражения: вретище и власяница обозначают волосяные, а никак не грубо-холщовые одежды, в высшей степени простого покроя; делались они из грубой шерстяной материи темного, а чаще всего черного цвета (о цвете вретища дают представление следующие места Св. Писания: Ис. 50:3: «Я облекаю небеса мраком и вретище делаю покровом их»; Апок. 6:12: «Солнце стало мрачно, как вретище»). Под именем власяницы (Cilitium, ) древние собственно понимают покровы или одежды, сделанные из колючей шерсти киликийских козлов; или вообще это было платье, приготовленное из какой-либо козлиной шерсти. Существует мнение, что будто бы в Ветхом Завете нужно различать вретище от власяницы, и понимать под первой — верхнюю траурную одежду, а под второй — нижнюю траурную одежду. Но такое мнение неосновательно и ошибочно. Вретище Ветхого Завета само по себе было не чем другим, как обыкновенной верхней одеждой, служащей для защиты от ветра и непогоды, а также оно было принадлежностью и обычным отличием так называемых сынов пророческих и вообще пророков. Это открывается из книги пророка Исайи (20,2). Здесь дается Божье повеление пророку, носившему в качестве обыкновенного платья вретище или волосяную верхнюю одежду поверх прочей одежды, — снять вретище и нагому, т.е. в одной нижней одежде (рубашке), и босому, без сандалий ходить по улицам в обозначение скоро последующему отведению египтян и эфиопов в плен ассирийцами. Но ту же одежду надевали на голое тело, когда желали выразить чувство печали или покаяния (4 Цар. 6:30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Некоторые отшельники искали в самом удалении от мира глубочайшего уединения и совершенного безмолвия, которое и находили для себя в затворе. Подвиг затворничества есть, главным образом, строжайшее хранение уст и дверь ограждения о устнах своих. Бывает молчание, проистекающее от гордости, слабодушия и даже слабоумия. Такое молчание не имеет нравственного значения. То же нужно сказать о молчании некоторых сект. Так, трапписты, чтобы избежать «всяких праздных, ненадлежащих слов», за которые в день будущего суда придется дать отчет ( Мф. 12:36 ), сами налагали на себя молчание, иногда только прерываемое единственным: Memento mori! Однако, если ап. Иаков говорит, что «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» ( Иак. 3:2 ), то это, ведь, как раз противоположно воззрению траппистов, по которому будто тот только человек совершенный, кто вовсе ничего не говорит, совершенно воздерживается от употребления речи. Но есть молчание, проистекающее от глубокой покорности Промыслу и желания сохранить свое внутреннее достоинство. Это последнее молчание не есть следствие понижения духовных способностей человека, а, напротив, следствие их усовершенствования. Оно составляет полную противоположность буддийскому безмолвию, погашающему интеллектуальные силы человека. Образец истинного молчания показан нам в лице Спасителя, когда Он был на суде у Ирода и Пилата и когда Он отвечал только на немногие вопросы их. Вообще только глубокие натуры и чуткие к глаголаниям Духа Св. в сердцах их способны к святому молчанию; напротив того, натуры поверхностные (дети, женщины) бывают мало или совершенно не способны к нему. Как подвиг жизни, затворническое молчание имеет великое нравственное достоинство; потому что оно ведет к глубокой жизни духа, исхищает душу из механического потока представлений и сообщает полную и величественную власть самообладания. В этом смысле Исаак Сирин называет аскетическое молчание «таинством будущего века», когда праведники освободятся от необходимости выражать свое настроение в слове, этом «орудии мира сего», и будут непосредственно созерцать вечного Бога 374 . Занятия и деятельность затворников не подлежат наблюдению и взорам человеческим; об этом знает только всеведущий Бог и их собственный дух. Сам Бог заменяет Собою для них все те лишения и жертвы, какие они разом приносят Ему в своем разобщении с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Горы Иудины состоят по большей части из мягкого известкового камня и мела. Такое строение гор благоприятствовало как образованию в них естественных пещер, так и устройству искусственных. И тех, и других встречается в горах Иудиных великое множество. О пещерах гор Иудиных в Священном писании упоминается очень нередко. Пещерами этими часто пользовались как местами, в которых всего удобнее было укрыться от неприятелей. Пять Амморейских царей, которых Иисус Навин поразил при Гаваоне, скрылись в пещере Македской, находившейся в местности, вошедшей потом в состав удела Иудина 79 ; избегая преследований Саула, Давид скрывался в пещере Одолламской 80 и в пещере пустыни Енгадди 81 . Пещеры гор Иудиных служили затем местами погребения умерших, Авраам для погребения Сарры купил у сынов Хетовых, недалеко от Хеврона, пещеру Махпельскую 82 , по словам Библии, пещеру сугубую, которая сделалась потом семейною усыпальницею патриархов. В ней были погребены Авраам 83 , Исаак, Иаков, Сарра, Лия и Ревекка 84 . Во гроб нове, устроенном в скале, было положено пречистое тело Господа Иисуса 85 . Особенно много погребальных пещер находится в горах, окружающих Иерусалим. Многие из этих пещер считаются очень древними, таковы, напр., так называемые гробницы пророческие на горе Елеонской, гробницы царские, находящаяся в 350 саженях на с. от Иерусалима по Дамасской дороге и др. Некоторые пещеры гор Иудиных очень обширны, содержат в себе множество боковых ходов, ведущих к новым внутренним пещерам или естественным, или искусственным. Одну из таких пещер, называемую по имени спасавшегося в ней отшельника Св. Харитона и находящуюся в долине Харетун, на юго- восток от Вифлеема, в 1845 г. посетил и подробно описал путешественник Тоблер. Пещера эта находится в скале, стоящей на южной стороне названной долины. К пещере ведет пролегающая мимо скал узкая пешеходная тропинка. Входом в пещеру служит тесная искривленная расселина. Пройдя ее, посетитель вступает в самую пещеру. В ней очень высоко поднимается обширный естественный свод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Наконец, дети, у каждого из вас есть особый наставник, особый руководитель. Я не разумею здесь учителей и преподавателей ваших, которых вы сыновнею любовью должны любить и сыновним послушанием слушаться. Кто же это? Ангелы Божии, данные нам при Святом крещении: сии Ангелы восходят на небо и видят лицо Отца небесного; сии Ангелы нисходят к нам и с нами пребывают, чтобы видеть наши нужды и немощи, и оказывать нам помощь. К сим Ангелам хранителям возносите вы молитву вашу утро и вечер. Сих Ангелов Божиих, хранителей, наставников ваших, вас видящих повсюду, но вами не видимых, молю, да охраняют вас от грехов, оскорбляющих Бога и ближних; да вразумляют вас в те Святые небесные истины Святейшей веры, кои вам, яко будущим служителям Церкви и Христа, токмо потребны и да вселят в сердцах ваших глубоко Божий страх, который есть начало премудрости. Аминь. Келейные записки Предпразднственные размышления на «Христос рождается» и на крещение Господне Из дневных записок Преосвященнейшего Иеремии, Епископа Нижегородского и Арзамаского, за 1852–1853 годы. Декабрь 1. Терпя потерпех Господа. Так взывали Адам и Ева , ожидая Искупителя. Так взывал Сиф, Ной, Ламех. Ожидая, ожидали Искупителя Авраам, Исаак, Иаков. Ожидая Спасителя и Примирителя миру, Пророки возвещали и время Его пришествия, и место, и лица, от коих воплотится. Терпя потерпех Господа, вещал, взывал весь род человеческий в продолжении многих веков. И наконец, да речет Адам и Ева: и внят ми. Да рекут Патриархи, Пророки, весь род наш: и внят ми – Христос рождается! 2. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми, вонми ( Пс. 39:14 ). И се зрим избавление наше! Се приходит с Небес Избавитель и Помощник. Христос рождается! 3. Господь попечется о мне, уповая взывали в сени законной. И се воистину попекся Господь Бог о роде человеческом от всего Божеского сердца! Слово плоть бысть. Христос рождается. Христос, Попечитель наш самый верный, неутомимый, всем готовый пожертвовать. И пожертвовавший всем за нас – славою, честью, обилием, покоем, жизнью. О Душе Святый! даруй мне сие уразуметь и почувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

19. Душа же наша часть Господа. Душа наша часть Господа, утешая и подкрепляя себя по падении своем, вещали Адам и Ева . Душа наша часть Господа, повторяли чадам и домочадцам своим, внукам и правнукам Патриархи и Святые родоначальники семейств – Сиф, Енох, Ной, Сим, Иафет. Душа наша часть Господа, друг другу передавали Авраам, Исаак, Иаков и прочие Боговодимые люди Божии до закона. Какого Господа? Того, Который еще в Раю обещан нашему роду падшему, яко Спаситель, яко Искупитель от власти дьявольской, яко восстановитель наш в первобытное состояние блаженное. Душа наша часть Господа, вещал Моисей народу Божию, им предводительствуемому: и Он будет, якоже аз, Пророк или паче, Он неизмеримо выше мене; Он Господь и Владыка Пророков; Он предмет всех Пророков. Душа наша часть Господа, вещают Св. Давид, Исаия, Иеремия, Даниил, Захария, каждый в свою чреду и в свою меру изображая Его в чертах величественных, Боголепных, яко Царя, и Первосвященника, и Просветителя; яко жертву приносимую за спасение наше, и яко Приносящего, яко Бога истинного и яко человека нам соестественного; яко Эммануила, яко Сына Божия и Сына Девы. И се Сей чаемый от начала времен, Сей вожделенный, Сей прорекованный близ есть. Христос рождается – славите. От Него, от Него Единого и моя грешная и падшая душа да чает спасения, очищения, освящения, просвещения! Да чает и да просит, и будет готова к принятию сей Благодати! 20. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ( Пс. 50:3 ). Не один только Давид согрешивший, но все лучшие из человеков взывали так. И вот открывается велия, неизреченная к нам милость! Вот явил нам Господь Бог, что милует, прощает, спасает, восстановляет нас грешных, по велицей Своей милости и по множеству щедрот Своих. Ибо Христос рождается! Христос с Небес – Посетитель и Спаситель душ наших! Слава Триединому! Слава Отцу и Сыну и Св. Духу! Аминь. 21. Долго, долго, сетуя, взывали ко Господу Богу благочестивые души ветхозаветные: когда приидеши ко мне? Престаньте же теперь взывать так. Ибо се приходит Единородный Сын Божий яве. Смиренно возляжет Он в яслях Вифлеемских, рожденный от Девы и повитый Ее Пречистою рукою. Се на Небесах звезда Его сияет! Се Царие Персидстии несут Ему злато, ливан и смирну; и они поклонятся Ему до земли, яко Царю Царей! Се Пастыри вскоре услышат благовестие от Ангелов о всерадостном рождении Его! Се весь круг поднебесный готов огласиться сладкопением небесных духов: – слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Христос Рождается! И так к тебе самой, о душа взыскующая Господа и вопрошающая: когда приидеши ко мне, о Боже? К тебе самой да обратится слово сие: Ты когда приидеши с путей мира ко Господу, пришедшему к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Умопредставления века сего Господь поручил человеку, как [поручают] овец доброму пастырю, ибо говорит: " Всякий век дал есть в сердце их " (Еккл.3:11); в помощь уму он присоединил к нему яростное и желательное [начала души!, чтобы посредством первого он обращал в бегство умопредставления волков, а посредством второго он, часто настигаемый [сильными) дождями и [шквальными] ветрами, любил [своих] овец. К этому Господь присовокупил закон, как пасти овец, а также [даровал] " место злачно " и " воду покойну " (Пс.22:2), " псалтирь " и " гусли " (Пс.56:9; Пс.107:3), " жезл " и " палицу " (Пс.22:4), чтобы от этого стада он и питался, и одевался, и собирал " сено нагорное " (Притч.27:25). Ибо [Апостол] говорит: " Кто, пася стадо, не ест молока от стада? " (1Кор.9:7). Поэтому отшельник должен ночью и днем стеречь это стадо, чтобы не оказалось ни одного из умопредставлений " растерзанного зверем " (Быт.31:39) или попавшего разбойникам (Лк.10:30). А если что-нибудь подобное случится [где-либо] в лесистом ущелье, то [следует] сразу же исторгать [похищенный помысел] из пасти льва и медведицы (1Цар.17:34-37). Помышление о брате растерзывается зверем, если оно пасется в нас вместе с ненавистью; помышление о женщине растерзывается зверем, если оно вскармливается в нас вместе с постыдным вожделением; помышление о серебре и золоте [становится добычей зверей], если находится в загоне вместе с корыстолюбием; а помыслы о святых дарованиях [делаются их жертвой], если они щиплят траву [на пастбище] мысли вместе с тщеславием. То же самое происходит и с другими умопредставлениями, похищаемыми [разнообразными] страстями. Их должно стеречь не только днем, но неусыпно охранять также ночью, ибо бывает, что [человек], предавшийся постыдным и лукавым мечтаниям, губит свою собственность. Об этом и говорит [праотец наш] Иаков: овец " звероядины не принесох к тебе: аз воздаях тебе от мене самаго татбины денныя и татбины нощныя: бых во дни жегом зноем, и студению в ночи, и отхождаша сон от очию моею " (Быт.31:39-40). Если вследствие тяжкого трудана нас нападает уныние, взберемся немного на скалу ведения, возьмем в руки псалтирь и ударим (плектром] добродетелей по струнам ведения. Тогда снова будем пасти овец под горой Синайской, чтобы Бог отцов наших и к нам возвал из купины (Исх.3:1-6), даровав и нам [познание] смыслов знамений и чудес. 18. Два вида бесов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/735/...

11. Гнев и ненависть умножают сердечное раздражение, а милостыня и кротость погашают его. 12. Солнце да не заходит во гневе нашем, чтоб демоны, нападши ночью, не напугали души и не сделали ума более робким для борьбы на следующий день. Страшные сны обыкновенно бывают после гневной тревоги, и ничто другое столько не вынуждает ума нашего выступать из строя (дезертировать), как тревожный гнев. 13. Когда по какому-нибудь поводу раздражительная часть души нашей приходит в тревогу, тогда демоны предлагают нам отшельничество, как вещь добрую, чтоб, устранив причины огорчения, не освободились мы от смущения 62 . Когда же разгорячается похотливость, тогда они стараются сделать нас человеколюбивыми (удержать среди людей), называя жестокими и дикими за то, что удаляемся, чтоб похотствуя тел, мы встречали тела (оставаясь в обществе). Им не должно верить, но паче делать им противное. 14. Не отдавай себя помыслу гнева, мысленно ведя войну с тем, кто тебя огорчил, ни – опять помыслу блудному, долго удерживая сладострастные мечтания. То омрачает душу, а это ведет к ободрению страсти, оба же оскверняют ум, и ты во время молитвословия, как идолами наполняя воображение страстными образами и не принося потому Богу чистой молитвы, тотчас подвергаешься нападению демона уныния, который обыкновенно нападает в таких состояниях и подобно псу похищает душу, как мертвечину какую. 15. Гнев по природе назначен на то, чтоб воевать с демонами и бороться со всякою греховною сластию. Потому Ангелы, возбуждая в нас духовную сласть и давая вкусить блаженства ее, склоняют нас обращать гнев на демонов, а эти, увлекая нас к мирским похотям, заставляют воевать гневом с людьми, наперекор естеству, чтоб ум, омрачившись и обессмыслев, сделался предателем добродетелей. 16. Внимай себе, чтоб, разгневавшись, не прогнать какого брата. За это во всю жизнь свою не убежишь от демона печали, который во время молитвы всегда будет тебе выставлять то претыканием. 17. Памятозлобие погашают дары. Да убедит тебя в этом Иаков, укротивший дарами Исава, который шел к нему навстречу с четырьмя стами мужей ( Быт. 32, 6, 33, 1 ). Но мы, бедные, можем исполнить эту необходимость (заменить дары) трапезою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Как долго жил после этого преподобный Иаков, достоверно неизвестно. Кончину его полагают около 457 г. Преподобный Фалалей Преподобный Фалалей (память 27-го февраля) происходил из Киликии. Еще в молодых годах он оставил мир и принял благое иго Христово, вступив на путь подвижничества и сделавшись иноком обители Саввы Освященного. В этой обители провел он несколько лет, соревнуя подвижникам в аскетических трудах, и удостоился благодати священства. Порываясь к высшим подвигам, Фалалей оставил обитель преп. Саввы и удалился в Сирию, где поселился в 20 стадиях от города Гавал на одном невысоком холме. Холм считался у жителей окрестных местом страшным и опасным. На нем издавна стояло языческое капище, в котором приносились жертвы идолам; вокруг капища рассеяны были языческие могилы. Холм этот избрали своим притоном нечистые духи; предчувствуя, что скоро с распространением христианской веры владычество их падет, они наводили страх на жителей и путешественников, являясь в виде привидений, нападая на людей и животных и причиняя им всевозможный вред. Этот-то холм и занял Фалалей, хотя и слышал от местных жителей страшные о нем рассказы; подвижник, вооруженный верою и упованием на Бога всесильного, не боялся. Поселившись в хижинке, он начал подвизаться о Господе, проводя время в молитве и славословии Бога, в посте и воздержании. Не понравилось нечистым духам соседство подвижника и вот они вступают с ним в борьбу, стараясь всеми силами удалить его из их любимого места, в коем они гнездились с давних пор. Сначала они думают устрашит смелого отшельника, подняв страшный шум и крик, угрожая уничтожить жилище, в коем он обитал, и его самого; раб Христов, ограждая себя знамением Св. креста, не смущался и продолжал стоять на молитве. Раз ночью целые полчища нечистых духов, подняв громкий плач, показывали в разных местах огоньки, надеясь этим привести в смущение подвижника, расстроить его мысли и поколебать, он пребывал тверд и непоколебим. В бешенстве и ярости они бросились на зеленевшие деревья (маслины, смоквы) и истребили их более пятисот.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010