До того дня патриархи Иудеев посылали Апостолов [к Галатам]; от них-то, по моему мнению, тогда развращённые из Галатов приняли обычай соблюдать предписания Закона, а может быть и другой кто из Иудеев, веровавших во Христа, направился в Галатию, и уверял, что Пётр, первоверховный из Апостолов, и Иаков, брат Господень, соблюдают обряды по предписанию Закона. Посему для необходимого отличия тех, – которые посылаются от людей, – Апостол от себя, – посланного Христом, – делает такое вступление: Павел Апостол не от людей и не чрез человека; а Апостол, т. е. посланный, – слово свойственное и Еврейскому языку: это также значит и Silas [или: Silai], которому дано от послания имя: посланный. По свидетельству Евреев, между ними также есть пророки и некоторые святые мужи, которые одновременно суть и апостолы, и пророки, а другие – только пророки. Так (denique) Моисею говорится: Я пошлю тебя к фараону ( Исх.3:10–11 ), и он отвечает: усмотри другого, которого Ты пошлёшь; также и Исаии говорится от Бога: Кого Я пошлю, и кто пойдёт к этому народу ( Ис.6:8 ); [сии два] являются и апостолами, и пророками. Посему также Иоанна Крестителя должно называть и пророком, и апостолом, хотя Св. Писание говорит: Человек был послан от Бога, которого имя: Иоанн ( Ин.1:6 ). А в послании к Евреям ( Евр.3 ) [Апостол] Павел вопреки своему обыкновению не назвал и своего имени, и не предпослал наименования себя Апостолом; это потому, что о имел в виду говорить о Христе: Итак, имея Первосвященника [великого] и Посланника [Апостола] исповедания нашего Иисуса ( Евр.3:1 ); кроме того было и неприлично представлять Павла Апостолом в том месте, где Христос должен был получить имя Апостола. Но есть четыре рода апостолов. Один род это – те, которые не от людей и не чрез человека, а от Иисуса Христа и Бога Отца; другой род это – те, которые от Бога, но чрез человека; третий это – те, которые от человека, а не от Бога; четвёртый это – те, которые и не от Бога, и не чрез человека, и не от человека, а от самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Довод этот был слишком силен и исходил из уст слишком авторитетного лица, чтобы можно было про­тивиться ему, и все собрание смолкло и «слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Затем встал ап. Иаков, брат Господень, ко­торый по строгости своей жизни пользовался высоким почтением даже среди иудеев. Он указал на то, что начавшееся обращение язычников находится в полном согласии с пророчествами и есть одно из дел домостроительства Божия. Поэтому и не должно налагать на язычников иго закона. Для них достаточ­но, если они будут соблюдать общие требования нравственного закона, как он выражен в «Ноевых заповедях», именно будут воздерживаться «от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Голос апостолов восторжествовал. Собор решил дело в этом именно смысле и отправил в Антиохию и по другим городам окружное послание с подробным изложением соборного постановления. И христиане, прочитав послание, радовались, что в таком духе братства и человеколюбия разрешен был важный вопрос о допущении язычников в церковь Христову. XXXVII. Второе миссионерское путешествие ап. Павла. Начало проповеди Евангелия в Европе По возвращении в Антиохию у ап. Павла, как главного апостола языческого мира, возникло естественное желание вновь посетить основанные им церкви и удостовериться в плодах своей проповеди. И он отправился в свое второе миссионерское путешествие, которое сопровождалось самыми великими последствиями для христианской церкви. Спутником его на этот раз был Сила или Силуан, который, как видно из самого его римского имени, по-видимому был подобно самому апостолу римским гражданином, имел связи с языческим миром и мог быть поэтому наиболее пригодным помощником и сотрудником апостола язычников. Напутствуемые благожеланием собратий, апостолы отправи­лись из Антиохии прежде всего в Сирию и Киликию, где и утвер­ждали церкви. Затем они посетили города Дервию и Листру, и в последнем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Другим таким свидетелем был Иаков, брат Господень. Будучи родственником Иисуса по плоти, 99 он фактически возглавлял иерусалимскую общину Его учеников; в церковное Предание он вошел как первый епископ Иерусалимский. 100 Роль Иакова как второго после Петра лидера общины явствует из описания Апостольского Собора, где он выступает с речью сразу же после Петра ( Деян. 15:7–21 ). С ним Павел тоже общается, а встреч с другими апостолами избегает. Кажется невероятным, что человек, который не видел Христа при жизни и которому суждено были стать создателем христианского богословия, уделил столь мало времени общению с теми, кто были «с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1:2 ). Мы не знаем, сколько лет провел он у ног Гамалиила, но, вероятно, речь должна идти о многих годах ученичества и внимательного вслушивания в слова учителя. Здесь же мы имеем дело с совсем иной ситуацией: Павел не припадает к ногам апостолов, не ищет общения с как можно большим числом свидетелей. Он общается только с двумя главными действующими лицами в иерусалимской общине, причем общается на равных не как ученик с учителями и как младший со старшими. И общение это оказывается совсем недолгим. Более того, в своих посланиях он будет неустанно подчеркивать, что его проповедь и свидетельство независимы от свидетельства прочих апостолов: он проповедует не то, что услышал от них, а то, что узнал сам – напрямую от Господа. Павел не только не цитирует Евангелия как письменные источники: он не ссылается даже на устные рассказы о жизни Иисуса, не пересказывает Его притчи, не повествует о Его чудесах. В тех редких случаях, когда он упоминает о конкретном событии из жизни Христа, о котором, казалось бы, он мог узнать только от очевидцев, он ссылается не на них, а на Господа. Так, например, рассказывая о Тайной Вечере, он пишет: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23–25 ). Весь этот материал почти дословно совпадает с тем, что мы читаем о Тайной Вечере в трех синоптических Евангелиях. Ηо Павел объявляет своими источниками не их и не устные предания, которые он мог услышать, а Самого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евангельское наставление продолжили апостолы. В самый день Сошествия на них Святого Духа апостол Петр учит уверовавших в Воскресшего Христа: Спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2, 40), понимая под этим родом неверующих в Господа. Эта же мысль встречается постоянно в посланиях апостолов. Так, святой Иаков, нареченный брат Господень, пишет: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мipoм есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мipy, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Здесь не было речи о каких-то супружеских изменах, поэтому слово прелюбодеи относится просто к мipoлюбцaм, которые, любя мip, изменяют своему Богу, своему христианскому имени. Не менее категоричен и святой Иоанн: Не любите мipa, ни того, что в мipe: кто любит мip, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мipe: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мipa сего. И мip проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 15-17). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская суть основные страсти, удобно поддерживаемые и развиваемые жизнью по правилам мipa. Сюда можно отнести и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие (похоть плоти), постоянное рассеяние и окамененное нечувствие (похоть очей), тщеславие и честолюбие (гордость житейская в отличие от гордости духовной). Без отречения от мipa никому не освободить своего сердца от этих страстей. Апостол Павел также постоянно делает различие между внутренними (Церковью) и внешними (мipoм) и велит устраняться от соблазнительных примеров: Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мipa сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мipa сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5, 9-11). Имеется в виду, что контакты с блудниками мipa сего поневоле остаются, но на самом поверхностном уровне: соседских, торговых, совместных рабочих отношений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2193...

Если кому доведется читать этот рассказ — внемлите и ужаснитесь: те, кто отрекся от Бога, наказываются даже страшнее неверующих! Так что постараемся не отречься от Него своими делами тьмы — и мы избежим этой ужасной кары. Ведь отрекаются от Бога не только прямо и словом: отрекаются от Него и беззаконными делами, даже если на словах хранят видимость исповедания. И свидетель тому апостол, сказавший: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит 1. 16). 2. А брат Господень Иаков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце (тем, что полагается на веру), у того пустое благочестие» (Иак.1. 26), ибо «вера без дел мертва» (Иак.2. 26). И слова эти явным образом справедливы. Говорит же Бог через пророка: «Горе тем, чрез которых имя Мое «хулится во языцех» (Ис.52,5). Нас называют народом Божьим, Его святым наследием (Кол.1,12) и тому подобными именами. Ну, а если мы оскорбляем Бога бесчестными делами и своими поступками делаем так, что доброе имя, которым мы названы, хулится у неверных? Разве не справедливо покарать нас, виновников этой хулы и бесчестия, и покарать еще страшнее, чем неверующих? Во всяком случае, Сам Спаситель, справедливый и непогрешимый Судия, сказал, что «тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и не сделал, бит будет меньше» (Лк 12. 47–48). Так что, братья, будем страшиться этого и подвизаться по мере той силы, которую дал нам Бог. Пусть вера наша будет видна из дел и все наши поступки будут во славу Божию, чтобы люди, которые видят нас, прославляли Препрославленного 3. Как–то авва Силуан сидел с братьями и пришел в исступление. Он пал ниц, но вскоре после поднялся и заплакал. Братья стали просить его: — Скажи нам, отче, что с тобой? — но старец молчал и плакал. Братья настаивали все больше, и он сказал: — Был я восхищен на суд. И видел, что многих монахов уводят в ад, а многие миряне идут в Царство Небесное. С тех пор старец всегда скорбел и ни за что не хотел выходить из келии. А если против воли и приходилось ему выйти ради какой–то нужды — он закрывал лицо кукулем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

И ниже сказано: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев… (Иак. 1, 19). Смотрите, как говорится: всякий человек да будет скор на слышание . Те люди, которые скоры на слышание, которые спешат слушать слова Божии, — они являются исполнителями воли Бога. Ибо слово Господне учит, что нам надо быть такими людьми: скорыми на слышание. То есть скорыми в деле слышания слова Божия, скорыми к посещению церкви. Как говорил святой царь и псалмопевец Давид: Возрадовался я, когда сказали мне: " пойдем в дом Господень " (Пс. 121, 1). То есть, когда дело касается духовной жизни, мы должны быть всегда скорыми, стремительными. А далее мы читаем, что надо быть медлительными. Когда дело касается греха, мы должны быть очень медлительными! Поэтому апостол Иаков и говорит: да будет медлен на слова ... Потому что когда мы говорим много слов, то можем сказать что-то лишнее. Надо быть медленными и на гнев . Если гнев появился — надо его успокоить, не дать ему выйти наружу, надо контролировать его. Далее мы читаем: ...ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1, 20–21). Итак, гнев убираем в сторону, убираем остатки злобы (если у нас осталась на кого-то злоба) и слушаем слово Божие, о котором сказано, что оно — могущее спасти ваши души . Часть 3 Смотрите, как сказано о слове Божием: что оно как бы насаждаемое семя, оно сеется в наши сердца. И там прорастает! А когда прорастет слово Божие внутри нас, меняется и наша жизнь. И люди начинают удивляться: " Как же так, нам раньше трудно было бороться с грехами, а сейчас стало легче, Господь помогает! " Это слово Божие врачует тебя, брат или сестра! Одна женщина рассказывала мне: " Раньше было так тяжело поститься, а последние сорок лет — нормально " . Значит, слово Божие уврачевало эту женщину, которая уже сорок лет с тех пор не знает, что такое искушения во время поста! Теперь ей радостно поститься.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И я сказал нет, Господи, потому что никогда я не ел ничего сквернаго и нечистаго.И был голос во второй раз, говоривший: что Бог очистил, ты не считай скверным. Сие же было и в третий раз. И сосуд поднялся на небо. И когда я размьшлял, что значит это видение, сказал мне Дух: вот мужи ищуг тебя, но восстав поди с ними не сомневаясь, потому что я послал их. Они были посланные сотником и размыслив о сем, я уразумел слово Господа, написанное, что всяк иже призовет имя Господне спасется ( Иоил. 2, 32 ). И опять: вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред ним все отечествия языки. Ибо Господне есть царство и Он обладает языки. И размыслив, чго сие сказано о призвании всех язычннков, возстав я отправился с ними и вошел в дом этого мужа. И когда я еще возвещал слово, Дух Святый сошел на него и всех сущих с ним, как и на нас в начале).И не различал между нами и ими, верою очистив сердца их (и уразумел я, что нелицеприятен Бог , но во всяком народе боящийся Его и поступающий право приятен Ему. И изумились о сем верные, сущие от обрезания). Итак, ныне, что вы искушаете Бога, возлагая тяжелое ярмо на выю учеников, которого ни мы, ни отцы наши не в силах были понести? Но благодатию Господа веруем, что спасемся таким же образом, как и они. (Ибо Господь разрешил нас от уз и облегчил бремя еаше и отрешил от нас узы ярма кротостию Своею. Когда я это говорил, все множество молчало. Отвечал же Иаков брат Господень, говоря: Мужи, братие, послушайте. Симон повествовал, как Бог первоначально призрел на язычников, что бы составить из них народ во Имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, что бы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвеститься имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Амос 9, 11–12 ). Ведомы Богу от вечности все дела его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Господу из язычников, а написать им, что бы воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленнины и крови, что было законоположено ещё тем древним, которые до закона жили по естественному закону, еносу, Еноху, Ною, Мелхиседеку, Иову и прочим им подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

ибо... Я... был болен, и вы посетили Меня» ( Мф.25:34 ). Это самое удобное время для вас оказаться отцами и благодетелями сирых и нищих, заслужить доброе имя в миру и поломить свою награду в вечном Царстве. Василий Великий дает вам такой совет: «Раздели жито, которое завтра сгниет, с братьями. Дай сегодня просящему. Лучше доброе имя паче многого богатства. А если уважаешь деньги за честь иметь их, то смотри, сколько дороже для славы именоваться отцом тысячи детей, чем иметь в кошельке тысячи монет? Деньги и нехотя оставишь здесь, а славу добрых дел принесешь с собою к Владыке, когда пред общим Судиею окружит тебя целый народ, и будут именовать своим кормителем, благодетелем, и станут приписывать тебе все имена человеколюбия» (Беседа на слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» ( Лк. 12:18 )). Ремесленникам не должно клясться, ибо клятвы прощались только в Ветхом Завете Держитесь, братья, дабы не давать клятвы ни во время, ни при продаже вашего рукоделья. Не говорите: «Клянусь Богом, клянусь Христом, верой, своей душой, это стоит столько-то». Не произносите ничего подобного. Неужели вы надеетесь таким образом вызвать доверие покупателей? Дело в том, что как Ветхий Завет , так и Новый, а равно как и божественные отцы, запрещают давать какие бы то ни было клятвы. В третьей заповеди Десятословия Бог повелевает, чтобы никто не произносил всуе Его имени: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Ведь суетны ремесла, рукоделья, деньги, имущество и все мирское, как о том говорит и Соломон: «Я предпринял большие дела: построил, себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева... собрал себе серебра и золота: и вот. всё суета и томление духа» ( Еккл.2:4–8 ). Божественный Иоанн Златоуст эти слова толкует так: Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду (Собеседование на 118-й псалом). А пророк Осия говорит: Не клянитесь: «жив Господь!» ( Ос.4:15 ). И Сирах заповедует: «И не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого... клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич» ( Сир.23:9 ). Если в Ветхом Завете по несовершенству и младенчеству иудеев [им] прощались истинные и законные клятвы, чтобы они не клялись идолам, как говорит Иоанн Златоуст , «и самая клятва в Ветхом Завете потому узаконена, чтобы не клялись идолами» (Беседа 17 на Евангелие от Иоанна), – то в Новом Завете клятва полностью запрещена и непростительна. Ибо Господь решительно повелевает: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом... ни землею... ни головою твоею» ( Мф.5:34 ). И брат Господень Иаков заповедует: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» ( Иак.5:12 ). Клятва хуже убийства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

известно, Юлиан выступил в поход против персов 5 марта 363 года. празднование памяти сих святых весьма древнее; спустя 30 лет после их кончины, Феодосий Вел. 395 г. построил в честь их в Константинополе церковь, а монах Герман, впоследствии патриарх (ум. 740 г.) написал в память их канон. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию — жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, — месяц декабрь, 25-го число, и в житии св. Иосифа Обручника, — 26 декабря. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола — 23 октября. некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Евангелии от Луки гл. 6, ст. 16 и в кн. Деян. Апост. гл. 1, ст. 13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:18–21); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14:22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он — не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, — таинственное общение Его с верующими (Ин.14:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Именно о такой вере писал апостол Иаков, брат Господень , в своем Соборном Послании : Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак 1:5–8). И снова спросим сами себя: а наши просьбы к Богу — приближаются ли они хоть немного к такому уровню? Сам Господь дал нам непревзойденный образец всякого прошения — молитву «Отче наш». В ней есть место для всего, и для «частных», индивидуальных просьб тоже: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб насущный, по общему толкованию святых отцов, — это все необходимое нам для жизни: и пища, и питье, и одежда, и кров, и деньги... Но прежде всего мы просим о другом: Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя . Да познают все люди, живущие на земле, Твою святость. Да примут Тебя в свое сердце, чтобы Царство Твое настало уже сейчас. Да будет всякое дело человеческое согласно с Твоей волей! В конечном счете верующий человек нацелен исполнить волю Божию, а не получить что-то свое всеми правдами и неправдами. Воля Божия для христианина приоритетна. Так и Господь молился в Гефсимании: впрочем не как Я хочу, но как Ты  (Мф 26:39). Духовно опытные люди советуют нам всем завершать каждую просьбу к Богу этими же словами. Ведь Господь сказал ясно: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф 6:33). А все прочее – приложится. Вспомним еще раз, что именно Господь обещает дать просящим у Него — Духа Святого! Исполнения меньших просьб Он нам не «гарантирует» (хотя некоторые и обижаются: Господь, дескать, «обещал», а вот ведь, не делает). Но Он твердо обещает всякому просящему несравненно большее — что всегда будет Сам пребывать рядом с ним, будет поддерживать всякое наше благое начинание. И се, Я с вами во все дни до скончания века  (Мф 28:20).

http://foma.ru/pochemu-bog-ispolnjaet-ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010