Могильная плита царевича Иакова. 1677 г. Могильная плита царевича Иакова. 1677 г. Жизнь И. В., его щедрая благотворительность были известны в городе и вызывали неудовольствие у некоторых его соотечественников - касимовских татар. Обстоятельства смерти И. В. неизвестны. Есть предание, что он умер юным после болезни; по др. версии, царевич погиб от побоев; в Казанском мон-ре считалось, что царевич был отравлен родственниками-мусульманами. По преданию, царевич скончался, когда ему было 17 или 25 лет. Согласно завещанию, И. В. был погребен в Казанском мон-ре. Впосл. над его захоронением была построена небольшая часовня, в кон. XIX в. стоявшая справа от Казанской ц. (храм построен в 1854-1864 на месте каменной Казанской ц., сооруженной в 1715). В часовне над могилой лежала плита с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день, на Собор Иоанна Предтечи, преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97). В нач. XX в. плиту украшала старинная «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна» ( Добролюбов И., свящ. С. 72). В мон-ре хранился ныне утраченный портрет И. В. Царевич был представлен молодым человеком с коротко остриженными черными волосами, узким удлиненным лицом и короткой бородой. Художник изобразил его во весь рост, с непокрытой головой, в длинной одежде, похожей на подрясник. В кон. 1919 г. мон-рь упразднили, в июне 1930 г., после закрытия Казанского собора, чудотворную Казанскую икону Божией Матери перенесли в Пятницкий храм. Часовня над могилой царевича была открыта для богомольцев, особенно много паломников собиралось у могилы царевича в день его кончины. Надзор за часовней был поручен бывш. послушнице Казанского мон-ря Акилине, по просьбе к-рой люди, исцелившиеся по молитвам к И. В., записывали свои свидетельства в особую тетрадь (записи о чудотворениях по молитвам к И. В. велись и в нач. XX в., до 1917 г.). В 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. в часовне над могилой И. В. часто молилась староста Пятницкой ц.

http://pravenc.ru/text/200317.html

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И кроме Иоанна Богослова, все Апостольские подвиги свои запечатлели мученическою, кровавою кончиною. Св. Апостол Петр, по собственному желанию, распят в извращенном положении, вниз головою; св. Андрей, Филипп, Иаков Алфеев, Варфоломей распяты на кресте, последний стремглав, если не замучен другой лютейшею смертию; св. Иаков Заведеев, Фома Матфей и св. Апостол Павел скончались от меча: Иуда Леввей пронзен стрелами, Матфей и Симон Канонит прияли, по преданно, мученическую кончину. Все они с радостию полагали души свои за Господа и за славу имени Его, только бы смертию своею послужить распространению Царства Христова. Когда же благодатию Духа положенные на краеугольном камне Христе, и всемирным учением и богосветлой жизнию и страдальческою за Христа кончиною составили драгоценное и вкупе твердое основание Церкви Его: то какой подлинно спасительный возсиял свет, какая небесная разлилась жизнь, коль великое и неизглаголанное благо произошло в строительстве спасения человеческаго! От света, учения их возсияли светильники Церкви, Богоносные пастыри и учители, от кровавых подвигов их произошли безчисленныя воинства непобедимых мучеников; от их чистоты и безпредельной преданности Христу образовались соборы преподобных и праведных, сонмы пустынников и отшельников, лики дев и девственников, и возблистала вся красота и благолепие Церкви Христовой. И так св. Апостолы, по преизобильной в них благодати Христовой, преимущественно суть ваши Учители веры, наши Отцы, породившие нас благовествованием спасения, наши Пастыри в Церкви Христовой, наши молитвенники пред престолом Вседержителя на небесах. Помолимся к Ним усердно, от всего сердца нашего, да испросят у Светодателя и Жизнодавца Христа немерцающий свет веры для озарения мрачнаго нашего ума, теплоту Божественной любви, для оживления хладнаго в любви к Богу и ближних нашего сердца, и твердость надежды, для укрепления в соделывании спасения, слабой и непрестанно между суетами и лестию житейскою мятущейся и волнующейся нашей воли. Молитвами Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Нифонт , в 1758–60. Боголеп Городецкий , с 1760, а 20 июня 1762 перев. в Переяславльский Борисоглебский, на Горе, мнтрь. Иероним , 1762, с июня 20 по дек. 5, перев. в Переяславльский Никитский мнтрь. Иосиф определён 9 мар. 1763; до 1771. Игумены Иоанникий определён 22 окт. 1771, уволен в 1775. Иаков определён 1775...; до 30 мар. 1779. Павел Наумов в нояб. 1779 перев. из Песношского монастыря; до 13 окт. 1785. Никандр , 1785, из ректоров Переяславльской семинарии; до 20 апр. 1786. Иоанникий (вторично) с 20 апр. 1786 по сент. 1794. Аполлинарий Пуляшкин , из Симоновских наместн., определён 5 нояб. 1794, а 6 янв. 1803 перев. в Московский Златоустов мнтрь 50 . Архимандриты Александр Алексеев определён 16 янв. 1803, а 10 февр. 1804 перев. в Новгородский Сковородский мнтрь. Гедеон Фомин , из префектов Вифанской семинарии, определён 17 апр. 1804, а в 1806 перев. в Московский Златоустов мнтрь. Макарий Брюшков 9 авг. 1806 перев. с Песноши, а в 1810 уволен туда же. Евгений Казанцев 6 авг. 1810 перев. из Угрешского, а 11 авг. 1811 – в Лужецкий мнтрь. Досифей Голенищев-Кутузов определён 28 июля 1811–16 г.; 26 июля перев. в Московский Златоустов мнтрь. Арсений Козиоров определён из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры 26 июля 1816, а 4 июня 1819 перев. в Головин. Феофилакт перев. из Угрешского 4 июня 1819; в 1822 уволен в Песношь на покой и там † … Платон определён 26 мар. 1822, а в 1826 перев. в Высокопетровский мнтрь. Евлампий Пятницкий определён 19 мар. 1826, а 28 мар. 1830 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Платон Казанский определён 17 июля 1830, а в дек. 1831 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Феофил определён 1 февр. 1832, а в 1835 перев. в Боголюбов мнтрь. Тихон определён 3 февр. 1835, а в 1846 перев. в Новоголутвин мнтрь. Иаков Кротков определён 9 февр. 1847, а 31 авг. 1855 перев. в Московский Даниилов. Герман Соколов определён 11 сент. 1855, а в 1872 перев. в Лужецкий. Михаил (из Волынской епархии?) 1873 и 74. 22 Угрешский Николаевский, от Москвы в 15 верстах, известен с половины XV столетия; ныне третьеклассный. [VI, 464.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 октября 1917 года Собор, под председательством митрополита Тихона Московского, приступил к выборам трех кандидатов на патриаршество. При этом митрополит Тихон, будущий Святейший Патриарх, сказал: «Отложим всякие страсти, всякие личные взгляды и стремления. Будем руководствоваться мыслью о том, что мы должны выбирать лицо, которое принесло бы пользу Святой Православной Церкви и послужило бы прославлению имени Божия. Помолимся Господу, чтобы Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Дух Божий пришел к нам и вселился в нас, привел нас к единомыслию, чтобы мы не свои глаголы глаголали, а глаголы Божии, чтобы нашею рукою, нашею тростию, нашими мыслями при написании кандидатов в патриархи руководил Сам Дух Божий. Буди светлость Господа Бога нашего на нас и дела рук наших исправи» 252 . Кандидатами в патриархи первоначально были намечены 25 человек, среди которых: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) (101 голос), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) (27 голосов), митрополит Московский Тихон (Белавин) (23 голоса), митрополит Тифлисский Платон (Рождественский) (22 голоса), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) (14 голосов), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (13 голосов), архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) (13 голосов), протопресвитер Георгий Шавельский (13 голосов), архиепископ Владимирский Сергий (Страгородский) (5 голосов), архиепископ Казанский Иаков (Пятницкий), архимандрит Иларион (Троицкий) , А. Д. Самарин (по 3 голоса), архиепископ Алеутский Евдоким (Мещерский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Полтавский Феофан (Быстров) (по 2 голоса), остальные девять человек – по одному 253 голосу. После этого был проведен тур голосования по конкретным кандидатам (следовало указать в записке имена трех человек из числа намеченных к участию в выборах в качестве кандидатов на патриаршество). Голосование выявило, что абсолютное большинство голосов (159) получил архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) , он и стал первым из трех выбираемых кандидатов на патриаршество. Другие участники получили следующее количество голосов: архиепископ Новгородский Арсений – 148, митрополит Московский Тихон – 125, митрополит Тифлисский Платон – 111, архиепископ Тамбовский Кирилл – 102, архиепископ Кишиневский Анастасий – 77, протопресвитер Георгий Шавельский – 75, митрополит Киевский Владимир – 59, архиепископ Владимирский Сергий – 14, архиепископ Казанский Иаков – 9, епископ Уфимский Андрей – 7, остальные меньше 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодаря автора-составителя и издателя за книгу, архимандрит Иосиф подчеркнул, что Сибирское совещание стало событием не только в региональном масштабе, но и для всей страны. Священник отметил, что очень важно и нужно знать историю: «Чем больше мы будем знать свою историю, тем меньше мы будем удивляться происходящему сейчас, а значит, мы будем жить радостней и более творчески. Отец Димитрий своим трудом и фактом приезда сюда, я думаю, поднимет научный интерес и сподвигнет наших ученых — историков, философов и педагогов к тому, чтобы обратить внимание на это историческое событие. Ведь это событие не только истории города Томска и Сибирского региона, это история великой страны». Ректор Томской духовной семинарии подчеркнул также важность жизненного подвига участников совещания для русского человека: «Мы видим величие духа верующего человека. И благодаря таким людям как участники этого Соборного совещания 18-го года, мы продолжаем жить, наш народ продолжает быть верующим народом». По благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава за выдающиеся научные и просветительские труды архимандрит Иосиф вручил протоиерею Димитрию Олихову и А.И. Мраморнову юбилейные медали «XXX дни Славянской письменности и культуры в Томской области». В своем выступлении главный редактор издательства «Спасское дело» А.И. Мраморнов рассказал, что сборник является частью трилогии, поскольку, помимо Сибирского Соборного совещания 1918 года, в это же время собирались еще, как минимум, два региональных собора: Всеукраинский и Южно-Русский Церковный Собор: «Это не монокнига, она — часть трилогии материалов региональных Соборов. Мы знаем, что есть Всероссийский Поместный Собор, который наработал огромное количество материалов. Представьте, что только архивный объем соборного наследия — это более, чем сто тысяч листов, это все, что было больше чем за год соборянами наработано». Также издатель назвал имена членов Сибирского Соборного совещания и Всероссийского Поместного Собора, жизнь которых так или иначе связана с Томском. Среди них: святитель Агафангел (Преображенский), святитель Анатолий (Каменский), священномученик Прокопий (Титов), митрополит Иаков (Пятницкий), епископ Андрей (Ухтомский), епископ Евфимий (Лапин), архимандрит Александр (Григорьев), протоиерей Иаков Галахов, обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов, профессор Н.Н. Фиолетов, Д.А. Несмеянов, И.И. Ульянов, И.В. Фигуровский и др.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых. Прп Иаков Железноборовский 23.04.2019 23:51 Скуд­ны и недо­ста­точ­ны све­де­ния о пре­по­доб­ном. До на­ше­го вре­ме­ни до­шли лишь из­ве­стия, что пре­по­доб­ный Иа­ков, мир­ское имя ко­то­ро­го не со­хра­ни­лось в ле­то­пи­сях (су­ще­ству­ет вер­сия, что он был кре­щен Иоан­ном), ро­дил­ся в XIV сто­ле­тии в бла­го­че­сти­вой и весь­ма до­ста­точ­ной се­мье га­лич­ских дво­рян Амо­со­вых. Глу­бо­кая и ис­крен­няя на­стро­ен­ность бла­го­че­сти­вых лю­дей то­го вре­ме­ни, к чис­лу ко­то­рых при­над­ле­жа­ли ро­ди­те­ли Иа­ко­ва, име­ла ре­ша­ю­щее вли­я­ние на весь его ду­хов­ный склад. Еще в са­мых юных ле­тах от­рок об­на­ру­жил осо­бое стрем­ле­ние к бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Как пи­шет А. Вос­кре­сен­ский, «остав­ляя свой­ствен­ные его воз­рас­ту иг­ры и за­ба­вы, он преж­де вся­ко­го уче­ния воз­го­ра­ет­ся лю­бо­вию к Бо­гу, ко­гда же, с до­сти­же­ни­ем школь­на­го воз­рас­та, изу­ча­ет гра­мо­ту, – пред ним от­ры­ва­ет­ся чуд­ный, до то­го вре­ме­ни неве­до­мый ему мир. Бла­го­че­сти­вый от­рок на­шел пи­щу для ума и чи­с­та­го серд­ца сво­е­го в жи­ти­ях свя­тых; они ин­те­ре­со­ва­ли, увле­ка­ли его. Здесь он ви­дел пол­ную прав­ду, здесь со­зер­цал вы­со­кий иде­аль­ный мир, к ко­то­ро­му так рвет­ся че­ло­ве­че­ское серд­це. Под их вли­я­ни­ем в от­ро­ке раз­ви­лось вы­со­кое ду­хов­ное на­стро­е­ние, ду­ша его все­це­ло бы­ла устрем­ле­на к гор­не­му небес­но­му оте­че­ству, он уже и те­перь яв­лял­ся как бы от­ре­шив­шим­ся от обы­ден­ной жиз­ни, бу­дучи юным по­движ­ни­ком». Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/04/23/23-5...

Подвижника целомудрия преследует клевета, восприемлет темница и узы. Но победитель страстей и в темнице есть владыка. Невинный, целомудренный узник в темнице еще паче просветляется мудростью, укрепляется в терпении и уповании на Бога. Мудрость его просевает и в темнице; домоправитель Пентефриев после темницы соделывается пророком Фараона и властителем всего Египта, и тогда как, поет ныне в похвалу его св. Церковь , тогда как Иаков в Хананее рыдал еще о лишении Иосифа, доблий во Египте восседал уже на колеснице и на престоле, яко царь почитаем. Не поработав бо сластям Египтянным, он был воспрославлен от Сердцеведца и увенчан венцем нетленным. Какая же цель и намерение св. Церкви в представлении нам примера целомудрия, страданий и славы Иосифова в преддверии подвига страданий Христовых? Цель многообразная и многознаменательная. Пример Иосифа живописует нам и райское состояние невинности в любви Отца небесного, и лишение оного завистью диавольской и продание в рабство греховное, и лесть змеиную, которую и мы, как некогда наши Прародители, каждый обретаем в собственных похотях грехолюбивой плоти и которую, подобно Иосифу, должны побеждать целомудренными расположениями, а паче страхом Божиим. Вместе с тем в примере невинно проданного за двадесять златниц своими братьями Иосифа, и потом сделавшегося благодетелем рода своего, живописуется Божественный, сладчайший Иисус, первородный в братьях, проданный нашими неправдами в рабство и победивший за нас лесть мира и искушения диавола. Хотя злобой человеческой Он заключен был во гроб и низведен в узилище смерти, но внутреннею силой Божества исшел из преисподних, и воцарился над мысленным Египтом, над всем родом человеческим, истаивающим от глада духовного, дабы хлебом небесным питать всех приходящих к Нему с верой. В примере страданий и славы Иосифа ясно выразился образ страдании Христовых и славы Его: не тако ли подобаше пострадати Христу и внити во славу Свою? ( Лук. 24:26 ). И так первая стезя, которую преднаписует нам св. Церковь в последовании за Спасителем на страдания Его, есть чистота, и вместе с тем крепость и мужество в побеждении плотских страстей, воюющих на душу нашу. За Божественным Подвигоположником, ведущим нас путем очистительных скорбей в первобытное состояние правоты и блаженства, нельзя иначе следовать, как препоясав чресла наши чистотой, и стегнув распинанием плоти со страстями и похотями. Теперь-то особенно – в подвиге последования за Христом на страдания Его – надлежит нам распинать плоть со страстями и похотями! Сие да мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе. Аминь. 33. Вторник – во-вторых, духовное бодрствование

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010