Иудеи, видя всё совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: «Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и, задержав его, посадил в темницу» (Деян. 12:1–4). Евсевий епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове, пишет, что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек, по имени Иосия, один из донесших Ироду на Апостола, видя мужество и дерзновение святого Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии — Христа), уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым. Тотчас и он, вместе со святым Апостолом Иаковом, был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святой Апостол исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого Иакова, дабы он простил ему грех, соделанный им по неведению, — простил ему, что он донес на него царю. Апостол, обняв и облобызав его, сказал ему: «мир с тобою», — и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались После усекновения их ученики святого Апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному изволению отнесли его в Испанию где и до ныне подаются от гроба его исцеления болящим и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцом и Святым Духом всею тварью прославляемого во веки. Аминь. Тропарь, глас 3: Апостол Христов был еси избранный, и богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове: поющым тя грехов оставление испроси, и душам нашым велию милость. Кондак, глас 2: Глас божественный слышав призывающ тя, любовь отца презрел еси, и притекл еси Христу Иакове, с сродником твоим Память во святых отца нашего Доната епископа Святой Донат жил в царствование благочестивого императора Феодосия Великого и был епископом в городе Эврии, находившемся в древнем Эпире Близ сего города было место, называемое Сориа, на котором находился источник воды; если кто-либо пил из этого источника воду, то тотчас умирал в жестоких мучениях. Святой епископ Донат, узнав об этом, пошел к тому источнику со своими клириками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Маханаим – впоследствии город убежища ( Нав. 21:36 ) упоминается не раз в истории Давида и Соломона ( 2Цар. 2:8, 17:24, 27, 19:32 ). Быт.32:3 . И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже – maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт. 25:25 ), др. прозвание его – Едом ( Быт. 36:1 ), вероятно, ввиду случая с чечевицею ( Быт. 25:30 ), здесь употреблено пролептически (как в Быт. 14:6 ) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава ( Втор. 2:12, 4–5, 8 ). Исав с семьею переселился туда позже ( Быт. 36:6 ), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия – охоты. Быт.32:4 . и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, – акт восточной вежливости (ср. Быт. 23:6 ; 1Цар. 24:9 ), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву – и очевидное captatio benevalentiae. Быт.32:6 . И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет навстречу с 400 мужей, – вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился ( Быт. 28:9 ). Быт.32:7–8 . Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты ( Быт. 28:13–15, 31:13 ), – на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи – обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама Быт. 15:6 ). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих.1:4 .  и горы растают под Ним, долины распадут­ся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны. Черты образа снисшествия Господа заимствованы пророком от физических явлений, свойственных Палестине, но, вероятно, не от таяния снега на вершинах палестинских гор (Юнгеров), а от грозовой тучи, разражающейся обильным дождем. В слав. т. вместо выражения «долины распадутся» читается «юдоли растают»: LXX передали текст подлинника свободно. Вместо слов «льющиеся с крутизны» в слав. «сходящи со устремлением»; греч. ν καταβσει можно бы передать, – «по склону горы». Мих.1:5 .  Все это – за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли? Кто устро­ил высоты в Иудее? не Иерусалим ли? Пророк указывает причину предстоящего Самарии и Иерусалиму наказания в нечестии народа. «От кого (mi) нечестие Иакова? Не от Самарии ли?» С евр. приведенное предложение точнее должно бы передать: «кто нечестие Иакова? не Самария ли?» Пророк, предоставляя Самарию воплощением греха, выражает мысль, что жизнь Израильского царства – одно только нечестие или грех . «Кто ( устроил) высоты (bamoth) в Иудее»: у LXX евр. bamoth соответствует слово μαρτας (в слав. «кий грех дому Иудина»). Ввиду чтения LXX, а также и Сир и Тарг., некоторые комментаторы (Новак) полагают, что в евр. тексте вместо bamoth (высоты) первоначально стояло chathoth (грехи) beth jehndah, причем chathoth выпало, a beth изменено было в bamoth. Но исправление bamoth в chatchoth, главным образом, мотивируется тем спорным соображением, отстаиваемым представителями отрицательной критики, что Михей, пророк VIII в. не мог в столь сильной форме обличать культ высот. Параллелизм же членов будет выдержан и при настоящем чтения евр. текста (нечестие Иакова – высоты Иуды); кроме того, легче из bamoth могло явиться chathoth, которое было в экземплярах LXX, чем наоборот. Мих.1:6 .  За то сделаю Самарию грудою раз­валин в по­ле, местом для раз­веде­ния винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посему, если он заботится о тамошних варварах, то нужно послать иудейских священников, которые бы преподали варварам законы Божии; и таким образом Бог умилостивится. Царь слушает их и посылает одного священника, чтобы он преподал самарийским варварам закон Божий (4 Цар. 17, 24-28). Но они приняли не все божественные книги, а только пять Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Не отстали они совершенно и от нечестия, но по временам отставали от идолов и почитали Бога. Посему иудеи, по возвращении из плена, всегда относились к ним с ненавистью, как ассириянам по происхождению, и от имени горы называли их самарянами. А они сами себя называли потомками Авраама и Иакова, потому что Авраам был халдей, а Иакова считали своим по причине находившегося тут источника. Иудеи же считали со всеми язычниками и их (самарян) нечистыми, почему в укоризну Господу и говорили: ты - самарянин (Ин. 8, 48). И Сам Он говорил ученикам: в город самарянский не входите (Мф. 10, 5). - Для чего евангелист подробно говорит о местечке и колодезе Иакова? Во-первых, для того, чтобы ты не изумлялся, когда услышишь, что женщина говорит: отец наш Иаков дал нам этот колодезь. Ибо место это было Сикима (Сихем), где сыновья Иакова Симеон и Левий произвели жестокое убийство за то, что сестре их Дине причинено было насилие князем сикимитов. Потом, из того, что евангелист передает нам о местечке и колодезе, мы узнаем, что отвержение иудеев издавна было за грехи их, и когда они оскорбляли Бога, тогда язычники овладевали их местами, и что они нечестием погубляли то, что патриархи приобрели верою во Христа. Посему нисколько не ново, если и ныне язычники введены в Царство Небесное вместо иудеев. Местечко, данное Иаковом Иосифу, называлось Сикима. Сыновья Иакова, погубивши сикимитов, опустошили город, а опустошенный он передан отцом в наследство Иосифу. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, - то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

«Праведник! – обратились к нему начальники иудейские, – ты видишь, что народ заблуждается, скажи нам, куда ведет учение Христа?». К великому смущению иудеев, Праведник ответил: «Что спрашиваете меня о Иисусе? Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». Тогда начался крик: «И Праведник заблуждается...», при этом св. Иакова столкнули с портика, и толпа стала побивать его камнями. Апостол был еще жив, когда какой-то иудейский ремесленник-суконщик ударил его тяжелым вальком по голове и поразил на смерть. Умирая, св. Иаков молился за своих убийц: «Господи, отпусти им, не ведят бо, что творят». Смерть Иакова Праведного произвела удручающее впечатление на весь Иерусалим. Бедствие, постигшее вскоре Иерусалим, и его разрушение при Веспасиане и Тите, многие объясняли наказанием Божиим за это преступление. Иосиф Флавий, иудейский историк, описавший ужасы иудейской войны, говорит: «все это случилось с нами за смерть Иакова Праведника, брата Иисуса, называемого Христом. Иудеи убили его, хотя он был человек святой». Св. Иаков был первым епископом иерусалимским в течение многих лет и на 96-м году своей жизни мученически скончался. От ап. Иакова осталось одно соборное послание. Соборное послание св. апостола Иакова состоит из 5 глав и начинается следующими словами: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии – радоваться (желает)». Все послание очень глубоко и разнообразно по своему содержанию. Вот главные его темы: О свойствах христианского характера . Основными чертами характера каждого христианина должны быть: готовность в терпении переносить все невзгоды и испытания жизни, ибо терпение ведет к совершенству души: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка» (1:2–4). Готовность больше слушать, чем говорить. Безгневие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 10. Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как в случае с Авраамом, повторилось обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (28:13–15). Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но самые серьезные испытания провидение готовило ему через наиболее любимого сына – через Иосифа. В библейской истории Иосиф предстает перед нами впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев – и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф. «И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (37:4) То, что Иосиф был чистым и душой и сердцем, показывают нам его сны, и он чистосердечно рассказывал братьям, что ему приснилось. Приснилось ему следующее: вот мы вяжем снопы посреди поля, вот мой сноп встал прямо, и вот ваши снопы стояли кругом и поклонились моему. «И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами, неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его». А он опять видел сон, опять пересказывает, что луна, солнце и звезды одной звезде кланяются. И еще более раздражения вызывает все это. И сказано:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Р. Маймонид говорит, что в законе Моисея нередко требуется козел за грехи общества Израилева, для напоминания об этом обмане Иакова сыновьями его и для возбуждения в грешнике сознания необходимости очищения грехов (Philippson, s. 201–202). Быт.37:34 . И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. Возложив на себя обычный у евреев траур – вретище ( 2Цар. 3:31 ; 3Цар. 21:27 ), Иаков оплакивал Иосифа (как мертвого) «многие дни», т.е. все 22–23 года, которые протекли с продажи Иосифа в Египет до переселения туда Иакова с семейством (Beresch. r., Par. 84, s. 416). Быт.37:35 . И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. Из дочерей Иакова доселе (гл. 34) упомянута только Дина; другие могли быть не упомянуты в родословной таблице, или (по объяснению Мидраша, Розенмюллера и др.) здесь дочерьми названы невестки Иакова. «Преисподняя», евр. scheol (от гл. schaal, требовать, – место, которое неумолимо зовет в себя всех людей ( Ис. 5:14 ; Притч. 30:16 ) – не могила, которой не было, по мысли Иакова, у Иосифа (ибо он почитал его растерзанным зверями), но таинственное жилище умерших. Как и выражение священнописателя (об Аврааме, Исааке) «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8, 35:29 ), представление патриархального периода о числе – свидетельство веры патриархов в бессмертие. Быт.37:36 . Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей. «Потифар» при посредстве коптского «пиот-фуро», понимают обыкновенно в значении: «преданный царю», считая это название скорее титулом, чем собственным именем (сходное «Потифер», Быт. 41:45 , имеет другое значение: «посвященный солнцу»). Название «евнух» (евр. saris), вероятно, усвояется Потифару не в прямом смысле (он имел жену, Быт. 39:7 ), а в общем: придворный. sar hattabachim – «начальник палачей», т.е. может быть телохранителей царя. LXX: начальник поваров, ρχιμγειρος; Vulg:. «magister militum». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слова «поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» ( Быт. 33:3 ) показывают великое смирение Иакова. Смотрите, что мы находим в Священном Писании. В Книге Притч сказано: «Кроткий ответ отвращает гнев» ( Прит. 15:1 ). И еще: «Кротостью склоняется к милости вельможа» ( Прит. 25:15 ). То есть кротость может даже жестокого вельможу, правителя, вождя склонить к милосердию. И вот он идет перед ними, Исавом и его отрядом, и семь раз кланяется. Он опускается на колени. И что происходит? Этот Эйсав, этот злодей что делает? Воинственный Эйсав, который, является противоположностью, миролюбивого Иакова… Исав не может любить никого, кроме себя! Исав не прощает никому и ничего! Исав… « И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба] » ( Быт. 33:4 ). «В последние времена Господь наш Иисус Христос примирится с Израилем, своим древним гонителем, так же, как и Иаков приветствовал Исава после его возвращения из Харрана. И то, что по прошествии времен Израиль (то есть отвергшийся Христа, – О. С.) стяжает благодаря вере любовь Христа, не может вызвать у нас никаких сомнений, поскольку мы покоряемся словам богодухновенного Писания… Посмотри, как Иаков, радуясь поколениям своих потомков и великим стадам животных, возвращается из Харрана и принимает с любовью самого Исава. Итак, со временем, после призвания язычников, будет обращен и Израиль, и он восхитится этому богатству во Христе» 381 . И вот Исав встретился с Иаковом. У Иакова была тяжелая ночь, очень тяжелая ночь, он боролся с Ангелом. И есть такая сказка-мидраш, что у Исава тоже была очень тяжелая ночь. Что этой ночью на него напали Ангелы, посланные Иаковом ( Быт. 32:3 ), которые пришли разбираться с ним за то, что он затеял против праведника Иакова. И они стали колотить Исава. А Исав отмахивается от них и говорит: «Я же сын праведного Исаака!» А они его продолжают колотить. Он кричит: «Я внук патриарха Авраама!» Те все равно его колотят. Тогда он кричит: «Я брат Иакова!» И они, малахим («ангелы»), прекращают побои. Очень важно, когда между братьями – самыми близкими людьми! – возникает мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Идите за Мною» – выражение это вполне соответствует еврейскому («леху ахарай»), которое по употреблению у евреев означало ученичество. Спаситель говорил: «идите за Мною», т.е. будьте Моими спутниками и учениками. «И сделаю вас ловцами человеков». Симон и Андрей были рыбаками в прямом смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле, вместо обыкновенной рыбы апостолы будут уловлять людей в сеть евангельскую. Мф.4:20 .  И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (Почти буквально Мк.1:18 ). Смысл выражения зависит от того, где поставить запятую. Правильнее относить «тотчас» к «оставив». Мф.4:21 .  Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (Ср. Мк.1:19–20 .) Относительно призвания Иакова и Иоанна имеют силу те же замечания, какие были сделаны о 18-м стихе. Иоанн был призван раньше вместе с Андреем, хотя и не называет себя по имени ( Ин.1:37 и сл.). Иаков был призван теперь, по-видимому, в первый раз. Он здесь отличается от Иакова Алфеева ( Мф.10:3 ). Что касается Зеведея, отца Иакова и Иоанна, то он не последовал за Христом. Не последовал потому, что, как говорит святитель Иоанн Златоуст , «по-видимому, не уверовал ( μ πιστεσας). Поэтому и оставили его ученики. И не только не уверовал, но и противостоял добродетели и благочестию». Мф.4:22 .  И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. (Ср. Мк.1:20 .) Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт ставят поступок братьев примером для лиц, следующих и желающих следовать за Христом, оставляющих ради этого имущество и родных. Мф.4:23 .  И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. (Ср. Мк.1:39 ; Лк.4:44 .) Нужно думать, что Иисус Христос сделал несколько путешествий по Галилее. Неизвестно, были ли тождественны путешествия, о которых говорит здесь Матфей, с теми, о которых говорят Марк и Лука в указанных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 Отцов твоих сменят сыновья твои, 89 которых ты поставишь правителями по всей земле;  18 Они сделают имя твоё памятным для всех родов, будут славить тебя народы во веки и веки! Псалом 45 (46) 1 Начальнику хора. Сынов Кораха. На мелодию «Аламот». Песнь. 2 Бог нам прибежище и сила, помощник в бедах, отовсюду окруживших нас; 3 Потому не убоимся, даже если сотрясётся земля и скалы обрушатся в глубины морей, 4 Если зашумят и вспенятся воды их и от прибоя их содрогнутся горы. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! 90 () 5 Вот река, чьи потоки веселят город Божий, святое жилище Вышнего; 6 Бог посреди его, не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра. 7 Заволновались народы, подвиглись царства, Ибо возгремел глас Божий, и растаяла земля. 8 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! () 9 Придите посмотреть на дела Господни, на чудеса, которые Он совершил на земле: 10 Он прекратил войны до края земли, сломал лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём. 11 «Остановитесь и познайте, что Я – Бог; Я превознесён над народами, превознесён над землёй!» Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! () Слава   Кафисма 7 Псалом 46 (47) 1 Начальнику хора. Псалом сынов Кораха. 2 Все народы, восплещите руками, воскликните Богу радостным голосом! 3 Ибо Господь Вышний страшен, великий Царь над всей землёй. 4 Он покорил нам племена и народы поверг под ноги наши; 5 Избрал нам в достояние наше прекрасную землю Иакова, которую возлюбил. () 6 Пришёл в неё Бог при восклицаниях, Господь – при звуке рога. 7 Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Царю нашему, пойте! 8 Так как Бог – Царь над всей землёй, пойте Ему разумно! 9 Воцарился Бог над народами, Бог воссел на святом престоле Своём. 10 Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, Ибо для земли защита – в Боге, Который превыше всех. Псалом 47 (48) 1 Псалом. Песнь сынов Кораха [во второй день недели]. 2 Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего, на святой горе Его! 3 Прекрасно расположена гора Сион, она – радость всей земли;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010