И увидев что не одолевает его (Иакова), коснулся Бог состава бедра его, у повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним (Ст. 25). По словам Блаж. Феодорита, для того Господь сокрушает бедро у Иакона, чтобы, во-первых, Иаков не стали о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, тогда как Бог добровольно уступил ему победу; во-вторых для того, чтобы Иаков не почел мечтою и призраком таинственного видения, бывшего ему при потоке Иакове. Иаков сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. По какому чувству Иаков не хотел отпустить от себя своего противоборца? Пророк Осия говорит, что Иаков плакал перед ним, и молил его 348 . Из сего открывается, что патриарх начал прозревать в своем противнике существо высшее человека, и потому со всею силою веры начад просить его о покровительстве и помощи небесной в предстоящих ему опасностях. Таким образом Иаков постепенно вводим был в смысл бывшаго еыу символичесвого откровения. .... И сказал Бог Иакову – ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.... (Ст. 27. 28). Так как Иакову не пришлось бороться с братом своим Исавом, чего собственно он и опасался; та конечно разумеется здесь другая некоторая высшая борьба. Это духовная и нравственная борьба потомства Иаковлева о язычеством и темными силами ада до тех нор, пока не прядет великий потомок Иаковлев (Мессия Христос), и силою креста не сокрушит главу древнему змию, губителю человеческого рода. Гл. XXXV, 1–8. Шестое богоявление Иакову в Сихеме Бог сказал Иакову, встань, пойди в Вефиль (Ст. 1). Симеон и Левий, дети Иаковлевы, раздражили Сихемлян жестокою местию за оскорбление Дины, сестры своей 349 . Раздраженные Хананеи когда погубить весь дом Иаковлев, еще малочисленный 350 , а с ним могло погибнуть и Обетованное Семя. Должно быть, опасность была так велика, что нужно было явиться самому Господу, с повелением Иакову удалиться из Сихема в Вефиль. .... и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава... О построении сего жертвенника Иаков произнес обет еще на пути в Месопотамию 351 , но должно быть, до сих пор он не имел возможности исполнить свой обет, по причине разных опасностей со стороны Хананеев. Услышав ободрительный голос Божий, Иаков поспешно удаляется из Сихема к Вефилю, наперед очистив весь дом свой, чтобы исполнить со всем усердием давнишний обет свой, на месте таинственного видения лествицы. Здесь произошло последнее седьмое богоявление Иакову. Гл. XXXV, 9–15. Последнее (7) богоявление Иакову в Вефиле

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

25–26. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. (Аз есмь, аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися). Не по заслугам народа – в силу его каких-либо богоугодных дел, потому что не было таких дел и заслуг, а единственно по благодати милосердия Своего Господь Сам простил народу беззакония его, как бы загладил их, подобно тому, как это делает милостивый заимодавец, когда прощает долг неоплатному должнику; он берет расписку и вычищает написанное так, чтобы оно не было видно и, вместе с тем чтобы не был памятен и сам долг. 66 Раз простив грехи народу, Господь уже не будет поминать их. Но, чтобы быть достойным этой милости Божией, сам народ должен поминать грехи свои; он должен говорить их перед Богом или исповедовать и через то усвоить оправдание от Бога. 27–28. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание. (Отцы ваши первии согрешиша, и князи ваши беззаконноваша на Мя. И оскверниша князи святая Моя, и дах погубити Иакова, и Израиля во укоризну). Отцы ваши первии или праотцы, а именно современники Ровоама и Иеровоама, согрешили в том, что, разделившись на два царства, нарушили и единение веры; и даже князья – представители колен, вместо того, чтобы быть руководителями народа и ходатаями за него перед Богом, сами отступили от Него, так как оставили закон (гл.1:21,23; 2:6 и сл.). Беззаконие дошло до того, что идолослужением было осквернено само святилище (именно при Ахазе). Тогда Господь дал или предал свой народ – одних на погубление, других на укоризну на поругание, причем и священники лишались священства и соединенного с ним почета и благоустройства (гл.1:11–18,28–29; 2:6–9 и сл.). 65 Сирины, в греческом собственно Сирены, мифологические девы-сестры, которые своим очаровательным пением увлекали слушателей и умер­щвляли их; а в переносном смысле – это восхищающие своим пением люди и птицы; с евр. шакалы, звери, отличающиеся пронзительным и неприятным воем – лаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

14). Бог устанавливает законы природы и после потопа: «Впредь во все дни земли сияние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (8. 21, 22; ср. 9. 9-17). Во власти Господа судьбы целых народов и жизнь отдельного человека (2. 17; 6. 3; 7. 18-19; 8. 1, 21). По воле Божией прежде неплодные рождают потомков (17. 17 и след.; 18. 10 и след.; 21. 1 и след.; 25. 21; 30. 33), Он устраивает семейное благополучие (24; ср. 30. 27), хранит человека на всех его путях и в опасностях (21. 17; 28. 15; 32. 11-12; 35. 3; 48. 15-16), внимает молитве праведника (20. 7, 17; 18. 23-32; 24. 12 и след.; 25. 21), наказывает грешников (9. 5-6; 4. 9-15), исполняет пророческое благословение патриархов в судьбе их потомков (27. 7, 27 и след., 37 и след.; 48. 13 и след.; 49) и т. п. Даже увеличивающиеся с усилением греха наказания суда Божия в мире (всемирный потоп, смешение языков, гибель Содома и Гоморры) являются благом, т. к. пресекают зло. Умножающиеся после потопа чудесные знамения и откровения Божии показывают праведникам попечение Божие об их судьбах. Из среды развращенного человечества перед потопом Господь усматривает праведного Ноя (7. 1) и Сам спасает его от вод потопа. После потопа Господь утверждает великий завет мира с Ноем и со «всякою душою живою» (9. 9-17). Он избирает праведного Авраама, ведет его в неведомую землю и утверждает вечный завет общения с ним и его потомками (17. 1-8). Обетования завета Божия и действия небесного промышления продолжаются в жизни Исаака, Иакова и Иосифа. Бог патриархов (26; 28) пребывает с праведниками и покровительствует им (39. 3, 23), испытывает их веру (22. 1), защищает в опасностях (15; 28. 13-15) и награждает долголетием и благами жизни (15. 15; 17. 2; 25. 8). Мессианское содержание кн. Б. В Бытописании встречаются некоторые ясные указания на спасение людей от власти греха и смерти как на буд. конечную цель домостроительства спасения человечества. Первое обетование (т. н. Первоевангелие) дано Богом сразу после осуждения прародителей: «...и вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (3.

http://pravenc.ru/text/153739.html

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. 11. 3//PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение ( Cypr. Carth. De zelo et livore//PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З. Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21). Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

«Слушайте это, дом Иакова, называющийся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся... и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города». Это – самое полное и разнообразное обращение к представителям избранного народа из всех, встречающихся у пророка Исаии. Хотя, в общем, оно относится к одному коллективному лицу, именно к Израилю, но самым разнообразием эпитетов позволяет различать и улавливать в нем различные оттенки мысли. Так, самое первое определение – «дом Иакова» – бесспорно указывает на весь избранный народ еврейский, без различия в нем царств и колен ( Ис.40:27 ; Ис.41:8, 14 ; Ис.43:1, 22 ; Ис.44 и пр.). Два следующих определения, по-видимому, преднамеренно различают «Израиля» от «Иуды». Наконец, ссылка на «клянущихся именем Господа и только устами исповедающих Его» ( Мф.15:8 ), а также на кичащихся своим происхождением от святого города – является снова общей характеристикой всего народа Божия, но не с внешней, как раньше, а с другой – внутренней стороны, со стороны его морального несовершенства (лицемерия, нарушения святости, при отсутствии внутренней истины и правды). Хотя чтение «от источника Иуды» и имеет за себя авторитет сравнительной древности (оно встречается еще у блаженного Иеронима), однако новейшие комментаторы не без основания его оспаривают, находя, что здесь перепутаны два весьма сходных по начертанию и произношению еврейских слова – «воды» (memi) и «утроба, чресла» (memhi); так что более правильным будет перевод «от чресл Иудиных» ( Быт.15:4 ; Быт.49 и др.). Ис.48:3 . Прежнее Я задолго объявлял; из Мо­их уст выходило оно, и Я воз­вещал это и внезапно делал, и все сбывалось. «Прежнее я задолго объявлял». Воспоминание о прошедших пророчествах, как прецедентах новому – о Кире и спасении Израиля из плена. Подобно тому, как все прошлые пророчества, хотя и предрекались они задолго, но исполнялись точно так же, несомненно, будет и с этим новым пророчеством. Порукой в этом Всемогущество и Всеведение Творца:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Завтра утром (утро заутра, ст. 6) выступите вы навстречу им, и Господь будет с вами ( 2Пар.20:1–4:13–15:17 ). Таким образом Всевышний чрез пророка дал глас Свой. И тогда подвижеся вся земля Иудейская, с одной стороны, оттого, что Господь возбудил несогласие и междоусобие между нападавшими на Иудею народами, и они стали истреблять друг друга, а с другой – оттого, что все иудеи и иерусалимляне, и царь Иосафат во главе их, собрав оставшуюся в лагере истребленных врагов богатую добычу с веселием возвращались в Иерусалим, и пришли с псалтирями, и цитрами, и трубами к дому Господию, и певцы в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили Господа. «И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали», что Сам Господь воевал против врагов Израиля (ст. 22,23,25,27–29,21). Представив в воображении своем все подробности этого славного события и объятый чувством благоговейного восторга пред силой Божией и Его беспредельной благостью, пророк восклицает: Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. При этом не без причины назвал Господа сил Богом Иакова, желая показать, что израильтяне (хотя, быть может, и не все) помнят тот завет, который Бог заключил с их отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, обещаваясь Своею помощью не оставлять их и потомков их до тех пор, пока не исполнятся все прежние обетования Его ( Быт.28:15 ). Св. отцы Церкви, объясняя изречения сих стихов в таинственном смысле, усматривают в них пророчество о том действии, какое евангельская проповедь имела на язычников. Все народы, говорит псалмопевец, смутились, когда услышали евангельскую проповедь, пронесенную апостолами по всему миру, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие вооружались против нее. И царства мира, враждовавшие против Церкви Христовой, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа. Словами: даде глас Свой – указывается на великие чудеса, совершенные Христом и Его апостолами, и на силу Божественного учения, которой не могли противиться все противляющиеся истине сего учения ( Лк.21:15 ; Деян.6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Поэтому не спрашивай, почему Бог избрал язычников и сделал их семенем Авраама, лучше же – Божиим, а евреев отверг» 263 . Эту истину отношения между семенем и семенем совершенно в смысле св. апостола раскрывал уже и ветхозаветный пророк Малахия (1:2), рассматривавший с точки зрения отношения Бога к личностям Иакова и Исава отношение Его и к потомству обоих, т. е. израильтянам и едомитянам 264 . Поступательное типическое развитие этого отношения, по закону библейского типа, завершается в новозаветных отношениях по воле Божией возненавиденного и возлюбленного семени Иакова и Исава, указанных апостолом 265 . В этом же смысле св. апостол в другом месте относительно прообраза лишь в Исаве говорит, предостерегая христиан (– свойство типологии): «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того от, желая наследовать благословение, был отвержен, не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» ( Евр. 12:16–17 сн. Быт. 25:29–34 и 27:34–35). «Но разве Исав был блудником?», толкуя это место, спрашивает св. Златоуст, «не то говорит он здесь», отвечает в разъяснение апостольского толкования св. отец, «будто Исав был блудником, а противополагает это словам: «имейте святыню» (ст. 14); слово же: «нечестивец» к нему относится. Итак, пусть никто не будет, подобно Исаву, нечестивцем, т. е. чревоугодником, невоздержным, преданным миру, презирающим духовные блага. Который за одну снедь отказался от своего первородства, т. е. который данную от Бога честь отдал по собственной беспечности и для малого удовольствия, потерял величайшую честь и славу» 266 . «Но не погрешит и тот, кто блудом Исава назовет беззаконный его брак; потому что взял за себя жен иноплеменных. Не без намерения же Божественный апостол упомянул об Исаве, но научая, что и он, будучи первородным, за чревоугодие и злонравие лишен благословения, и иудеи, отличенные первородством, и за чревоугодие порабощенные излишествам закона, утратили спасение, а язычники – народ новый, для которого Иаков служил прообразом, воспользовались первородством (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Мф.16:26 .  Или что даст человек измену за душу свою? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: Мф.16:27 .  Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Аггелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его. Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Показал, что имеет одну и ту же славу с Отцом: " во славе, – говорит, – Отца Своего». Если же имеет одну и ту же славу, то, конечно, одно и то же и существо, и власть, и Божество. Имеющие одну и ту же славу имеют и все остальное одно и то же. Мф.16:28 .  Аминь глаголю вам, (яко) суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, Дóндеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Сказав о Себе, что придет во славе, дориносимый и сопровождаемый Ангелами, и зная, что ученики не доверяют этим словам, подтверждает их, присоединив, что немного спустя некоторые увидят Его славу, – которую Он здесь назвал Царством. Указывал Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: «нецыи от зде стоящих». Царством же Своим, или славою Своею – назвал то сияние, с которым впоследствии должен придти, когда воздаст каждому по делам его. Глава XVII Преображение Господне Мф.17:1 .  И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его… По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: Мф.16:27. Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Аггелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его.Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.    Показал, что имеет одну и ту же славу с Отцом: «во славе», говорит, «Отца Своего». Если же имеет одну и ту же славу, то, конечно, одно и то же и существо, и власть, и Божество. Имеющие одну и ту же славу имеют и все остальное одно и то же. Мф.16:28. Аминь глаголю вам, (яко) суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем.Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.    Сказав о Себе, что придет во славе, дориносимый и сопровождаемый Ангелами, и зная, что ученики не доверяют этим словам, подтверждает их, присоединив, что немного спустя некоторые увидят Его славу, — которую Он здесь назвал Царством. Указывал Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: «нецыи от зде стоящих». Царством же Своим, или славою Своею — назвал то сияние, с которым впоследствии должен придти, когда воздаст каждому по делам его. Глава XVII Преображение Господне Мф.17:1. И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его… По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его,    Лука (9, 28) говорит: «бысть же по словесех сих яко дний осмь», и, однако, не противоречит. Он причислил сюда и тот день, в который Христос говорил выше сказанное ученикам, и тот, в который Он взял их; Матфей же, пропустив оба эти дня, исчислил только дни, заключенные между ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010