и ты утвердишься правдою» (54:13–14), или постоянно предполагается. Нет нужды приводить для доказательства других мест книги: чтение почти каждой главы может убедить в справедливости сказанного. – Говоря о плене и будущем спасении, пророк везде предполагает, как и в 1-й части книги Исаии, спасение «остатка», а не всего Израиля (46:3), – спасение «обратившихся сынов Израиля» – 59:20 («придет Искупитель для Сиона и для сынов Иакова, обратившихся от нечестия», – совершенно так же, как и в 1:27; 10:20–23; ср. 49:6:   , «чтобы обратить (возвратить) сохраненных (спасенных)», или «остатки» Израиля): равным образом говорит, что из народов будут спасены «уцелевшие», или что тоже «остаток» 332 (45:20; 66:19). – Встречается в 40–66 главах и другое сродное с понятием «остатка», также характеристическое для пр. Исаии (напр. 4:2; 5:7; 6:13, 11, 1; 27:6; 32:15; 37:31–32 и др.) понятие «отрасли Господа» или «святого семени», напр. в 60 гл., 21: «народ твой весь будет праведный, отрасль насаждения Моего» (60:21, ср. паралл. 61:3 ; ср. 61:9 , как и в 48:19; 65:23; 44:3), или: «так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение: то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить; и произведу от Иакова семя и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там» (65:8–9). Это основное понятие Исаии о спасении «святого семени» предполагается также в 53:10, 11, где говорится о Рабе Господнем: «Он узрит – семя», «оправдает многих», и в других местах, где об Израиле говорится, как о благочестивом потомстве () Авраама, друга Божия (41:8), или как о потомстве, на котором «Дух Господень, и слова Господа вложены в уста его», которое есть именно «обратившиеся сыны Иакова» – 59:20, 21, или вообще, как о «семени Моем» (Господнем), «благословенном Господом» (61:9) – в противоположность «семени прелюбодеев» и «семени лжи» (57:3...). Правда, в названии: «семя Мое», которое в отделе 40–66 гл. часто прилагается к спасаемому (от плена или вообще спасаемому) Израилю, обыкновенно не выступает прямо понятие «остатка», какое мы видим в 6:9–13, – 13: «святое семя будет корнем ее»: здесь «остаток» есть в то же время «святое семя», или только «обратившиеся к Господу» сыны Израиля, ср. 1:27, 9; 10:20–23, а не весь народ. Но если название: «семя Мое» в отделе 40–66 гл. нередко употребляется, по-видимому, о всем Израиле, то следует помнить, что спасение от плена у пророка мыслится, как нераздельно связанное с понятием вообще спасения, или что тоже «обращения к Господу»: отсюда и избавленный из плена народ мыслится, как «обратившийся к Господу», как «святое семя»: при более точной речи пророк всегда разъясняет, что спасение принадлежит только «остатку», как действительно «обратившимся к Господу» (ср. особ. 65:8... 12... и вообще 65 и 66 глав.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Стих 34. Они смешались с отцом обманом, потому что стыдились его целомудрия, которое было ему присуще, пока он был трезв. Глава 20 Стих 5. Не по невоздержанию, говорит, я захотел соединиться с нею, но полагал, что стану великим, если сочетаюсь браком с праведной женой — праведной святой сестрой праведного святого мужа. Глава 27 Стих 1. Это есть дело божественной благодати, чтобы стараниями Ревекки благословение получил Иаков. Глава 28 Стих 18. Иаков возлил елей на вершину камня и назвал место Дом Божий. Это — образ Моисеевой скинии, на которую возлили елей после того, как изготовили. Глава 30 Стих 39. В то время как в Месопотамии стараются приобретать беловатых овец и чёрных коз, в Палестине преобладает скот противоположной окраски, который предпочитают патриархи. Глава 32 Стих 1. Иакова, освободившегося от Лавана, встретили ангелы, несомненно, посланные от Михаила, предводителя израильтян, как сказал Гавриил Даниилу: Михаил, князь ваш (Дан. 12:1). Иакова, боявшегося Лавана и Исава, присутствие отряда ангелов учило не бояться отрядов, бывших при его брате. Стих 24. Когда все перешли Иордан, остался только Иаков и боролся с Тем, кто явился ему. Это, несомненно, был не кто иной, как Тот, кого Иаков видел на лестнице в Вефиле. Ангелы же, восходившие и нисходившие по ней, были тем самым отрядом и не отличались от тех, что встретились ему. Стих 25. «И увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра, и оцепенел». Иаков увидел, что не побеждает ангела, ангел же коснулся его бедра. Стих 26. Ангел сказал: «Отпусти Меня» ни по какой иной причине, как для того, чтобы побудить Иакова сказать: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Стих 27. Он же спросил: «Как тебе имя?». Он ответил: «Иаков». «И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Говорит: достаточно тебе борьбы с Богом как благословения. Более же всех знамений тебе новое имя — Израиль, что означает «человек, видящий Бога». Ведь действительно, если бы явившийся был по природе ангелом, то Иаков был бы назван Израилем неверно, ибо не видел Бога. Следовательно, Он был одновременно и Богом, и человеком, и ангелом, во всём истинным, но человеком по воплощению, ангелом по служению, Богом же по природе.

http://bogoslov.ru/article/6023939

Мф.20:18 .  вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; Мф.20:19 .  и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (Ср. Мк.10:33–34 ; Лк.18:31–34 ). Под «язычниками» подразумеваются римляне. Мф.20:20 .  Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. (Ср. Мк.10:35 ). В Евангелии Марка с просьбой ко Христу обращаются ученики, названные по имени: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Совершенно понятно, что в историческом повествовании возможно было говорить и о матери вместе с ее сыновьями, и об одних только сыновьях, ради краткости не упоминая о матери. Для выяснения причин просьбы следует, прежде всего, обратить внимание на прибавку у Лк.18:34 (которой не имеется у других синоптиков), где сообщается, что ученики не поняли слов Христа о Его страданиях. Но на слово «воскреснет» они могли обратить особенное внимание и несколько понять его, хотя и в превратном смысле. Вопрос о том, как называлась по имени мать Иакова и Иоанна, довольно труден. В тех местах Евангелия, где упоминается о матери сыновей Зеведеевых ( Мф.20:20, 27:56 ), она нигде не называется Саломией, а там, где говорится о Саломии ( Мк.15:40, 16:1 ), она нигде не называется матерью сыновей Зеведеевых. Только преимущественно на основании сличения показаний Мф.27:55–56 и Мк.15:40–41 приходят к выводу, что матерью сынов Зеведеевых была именно Саломия. Это легко видеть из следующего. При кресте были женщины, смотревшие издали на распятие: Мф.27:56 – «Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых»; Мк.15:40 – «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, и Саломия». Отсюда видно, что «мать сыновей Зеведеевых» упоминается у Матфея там, где Марк говорит о Саломии. Далее евангелист Иоанн говорит ( Ин.19:25 ), что «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Это место можно читать двояко, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.27:3 . возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, «Тул» или «колчан», у LXX: φαρτρα, Vulg:. pharetra; но в таргуме Онкелоса – saif, меч. Евр.: teli, от talah, «вешать», приложимо к тому и другому (что-то повешенное). Быт.27:4 . и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. Имея в виду благословить Исава, как первородного (ст. 1) и притом любимого за услужливость ( Быт. 25:28 ), Исаак выражает естественное желание вкусить блюда, приготовленного рукою его любимца, в знаменательный для последнего день; нельзя сказать с некоторыми толкователями, будто самое благословение Исаак ставит в зависимость от удовлетворения своего каприза. Противоположная деятельность Ревекки и Иакова Быт.27:5 . Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; Как в намерении Исаака выразилось чрезмерное проявление его человеческой воли, так это еще более выступает в действиях Ревекки. То обстоятельство, что Ревекка знала и помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» ( Быт. 25:23 ), конечно, делает понятною ее уверенность в благоприятном исходе предпринятого ею дела – даже до готовности подвергнуться проклятию (ст. 13), но не придает действиям ее характера законности, как не оправдывает и обмана Иакова факт продажи ему первенства Исавом. И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твердой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования. Рус. «принести» – евр. le-habi; но слав. «отцу своему» перев. греч. τ πατρ ατο: LXX вм.: le-habi читали – le-abiv, «отцу своему». Быт.27:7–10 . принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В другом месте сказано о братьях и сестрах Господних. Братья перечислены по имени, и их четверо, а сестер должно быть по крайней мере две. Те и другие упоминаются в Священном Писании неоднократно (см.: Мф.12:47–50 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.2:12; 7:3 ; Деян.1:14 ; 1Кор.9:5 ; Гал1:19 ). Но они никак не могли быть родными братьями и сестрами Спасителя и детьми Марии, и вот почему. – Согласно древнему и принятому всей Церковью преданию, Мария, Матерь Иисусова, осталась по рождении Его Девой, что и было прообразовано в видении пророка Иезекииля (см.: Иез.44:1–3 ). – Матерью тех, кого Писание называет братьями Господа, была иная женщина, именуемая то Мария, то другая Мария (что значит: отличная от Марии, Матери Божией, и от Марии Магдалины), то сестра Матери Его, Мария Клеопова (когда она упоминается сразу или вскоре после Матери Божией). Покажу это на примерах. Там (то есть при кресте Иисуса) были также и смотрели издали многие женщины... между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых ( Мф.27:55–56 ). Иаков и Иосия двое из четырех братьев Господних (см.: Мф.13:55 ), и, таким образом, их мать не Богоматерь, а иное лицо. И далее: по прошествии же субботы... пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб ( Мф.28:1 ). Ясно, что другая Мария не кто иная, как мать упомянутых ранее братьев Господних. Эти примеры взяты из Евангелия от Матфея, но сходным образом выражаются и другие евангелисты. Так, в Евангелии от Марка читаем: Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия ( Мк.15:40 ). Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк.15:47 ). Тот же евангелист пишет далее: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его ( Мк.16:1 ). Но и у Луки: То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам ( Лк.24:10 ). И у Иоанна: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Сегодня, возлюбленные братия, читано было за литургиею Евангелие о призвании Господом в апостольский сан родных братьев рыбарей Петра и Андрея и еще родных братьев – Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, тоже рыбарей. Это было так: Иисус Христос, «проходя близ моря Галилейского», иначе называемого озером Галилейским и Тивериадским, «увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). Затем, говорится в Евангелии о хождении Иисуса Христа по Галилейской области, проповедании Евангелия Царствия и исцелении всяких болезней и немощей людских. Это же Евангелие читается на всенощной в наш храмовой праздник Святого Апостола Андрея Первозванного. Призванием Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, Господь положил в Церкви Своей начало апостольскому и священническому званию – званию высокому, небесному, ангельскому, даже выше – сану Христову: ибо апостолы и священнослужители продолжают дело Самого Иисуса Христа Спасителя, т. е. дело спасения людей, дело примирения их с Богом. Побеседуем же ныне для общей нашей пользы о том, почему Иисус Христос призвал к апостольству людей простых и неученых, бедных. Итак, почему же Господь призвал к апостольскому званию не знатных и сильных или богатых мира сего, не премудрых и разумных, или ученых, а людей низкого состояния, неученых и бедных? Святой апостол Павел, призванный к апостольству из гонителей Церкви Божией и из ученых, объясняет причину, почему Господь призвал простых людей к званию апостольскому. Бог избрал безумное мира, чтобы посрамить мудрое, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор.1:27–29 ). Сам Апостол Павел говорит о себе, призванном из мудрых мира, что и его Бог послал благовествовать не в премудрости слова, a в простоте, чтобы не упразднить креста Христова ( 1Кор.1:17 ), т. е. силы крестных заслуг Христа Спасителя нашего, которые и без нашей суетной мудрости сильны спасти верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Здесь изображаются последние минуты свидания и расставание Исава и Иакова. Исав в знак искренней братской приязни предлагает Иакову продолжать путь совместно (ст. 12), но Иаков отклоняет это предложение под благовидным предлогом, что быстрое движение с Исавом и его спутниками может оказаться гибельным и для маловозрастных и нежных детей его, и для скота, в котором есть тоже молодые животные и дойные матки (ст. 13); на самом же деле Иаков, видимо, опасается, как бы мир с братом не был нарушен при дальнейшем совместном путешествии. Взамен этого он предлагает Исаву идти вперед одному, а сам выражает намерение идти медленно, насколько позволят малые дети и скот, и обещает прибыть к нему в Сеир. По поводу этого обещания Иакова, по-видимому, не выполненного им (ст. 17) по недоверию к Исаву, р. Абугу говорит: «мы искали во всем Писании и не нашли, чтобы когда-либо Иаков приходил к Исаву на гору Сеир; возможно ли, однако, чтобы Иаков, который был правдив, мог обманывать Исава? Нет! Когда же он придет к нему? В будущем, см. Авд. 1:17, 21 ; ср. Мих. 7:20 » (Beresch. r. Par. 78, s.335). Быт.33:15 . Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего! Исав предлагает Иакову послать с ним несколько из своих людей – ради охраны или для выражения почета, в качестве свиты: но Иаков отказывается и от этой любезности брата, выражая словами: «к чему это?» или ту мысль, что и его собственный караван весьма обширен и достаточно силен, или же – надежду на вышнюю защиту от Бога и Ангелов (ср. Быт. 32:1 ). «Только бы мне приобрести благоволение» – вежливая форма отказа пред лицом высокопоставленным (ср. Быт. 30:27 ). Быт.33:16 . И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. Тогда Исав оставляет Иакова, с которым отселе, вероятно, не встречался до смерти Исаака ( Быт. 35:28–29 ). Быт.33:17 . А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 И поставил двенадцать, чтобы были с Ним, и чтобы посылать их проповедовать, 15 и иметь им власть изгонять бесов. 16 И поставил этих двенадцать, и дал имя Симону – Петр; 17 и Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, и дал им имя Боанергос, то есть «сыны грома»; 18 и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Кананита, 19 и Иуду Искариота, который и предал Его. 20 И приходит в дом, и сходится снова толпа, так что они не могли даже поесть. 21 И услышав, близкие Его вышли взять Его; они говорили: Он – вне Себя. 22 И книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили: в Нем Веельзевул, и Он изгоняет бесов силою князя бесовского. 23 И призвав их, в притчах говорил им: как может сатану изгонять сатана? 24 Если царство будет разделено внутреннею враждой, не может устоять царство то; 25 если дом будет разделен внутреннею враждой, не сможет дом тот устоять; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может он устоять, но пришел конец его. 27 Но не может никто, войдя в дом сильного, расхитить его вещи, если прежде не свяжет сильного, и тогда он расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: всё будет прощено сынам человеческим: грехи и хулы, какими бы ни похулили; 29 кто же произнесет хулу на Духа Святого, нет ему прощения вовек, но повинен он в вечном грехе 30 (потому что они говорили: в Нем дух нечистый). 31 И приходят Матерь Его и братья Его и, стоя снаружи, послали к Нему позвать Его. 32 И окружал Его народ. И говорят Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои снаружи, ищут Тебя. 33 И Он им ответил: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обведя взором сидящих вокруг Него, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто исполнит волю Божию, тот брат Мой и сестра и матерь. Глава 4 1 И снова начал Он учить у берега моря; и собирается к Нему толпа весьма многолюдная, так что Он, войдя в лодку, был на море, а вся толпа на земле у моря. 2 И учил Он их в притчах многому и говорил им в учении Своем: 3 слушайте, вот, вышел сеятель сеять. 4 И было: когда он сеял, иное семя упало при дороге, и прилетели птицы и поклевали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю 27 ( Лк.1:80 ). 6 Ирод, прозванный великим, имел только титул царя и правил Иудейскою страною на правах римского наместника. Иудеи тогда находились под властью римлян. 7 Ветхозаветные священники разделялись на 24 чреды, или группы, которые понедельно совершали служение в храме. Свое название чреды получили от потомков сыновей Аарона, призванных к священнослужению. 8 Храмом называется здесь собственно святилище с примыкавшим к нему Святое-Святых. В святилище входили священники для каждения пред Богом и возжжения светильников. Народ же стоял вне храма, т.е. во дворе. 9 Этими словами указывается, что Иоанн будет назорей. Сикер – хмельный напиток, получавшийся из разных злаков (хлеба, ячменя, и проч.). 11 Между тем Захарии нужно было произнести установленную молитву и преподать благословение народу. 12 В Ветхом Завете считалось поношением, или позором, не иметь детей, так как евреи надеялись видеть в своем потомстве Мессию. 17 и проч. – по-русски: «Он будет Велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца». – Домом Иакова здесь называется еврейский народ, происшедший от патриарха Иакова, а равно все уверовавшие в Бога, как из евреев, так и из других народов. 23 и проч. – по-русски: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». – Эта песнь Богородицы в Православной Церкви ежедневно поется за утренним богослужением. 24 У евреев, как и у других народов, был обычай давать новорожденным имена в честь отца, матери или близких родственников. 26 В этих словах Захария выражает веру, что родившийся Иоанн будет Предтечей Господа, Который избавит людей от греха и смерти. Читать далее Источник: Священная история Нового завета, изложенная по евангельскому тексту : С объяснением и ил./Сост. законоучитель гимназии А.В. Адольфа свящ. А. Левитский. - Москва : тип. Сытина, 1914. - 215 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Из всего народа Божия только они являлись истинными наследниками его, так как прочие израильтяне отвергли Христа, своего Царя, и лишились участия в новооткрываемом царстве Мессии. Они были „род избранный, царское священство, народ святой, люди взятые в удел ( 1Петр.2:9 ). Иисус Христос – тот Царь, которому обещан был престол Давида. Ап. Петр в первой же речи своей в день пятидесятницы напоминает всему дому Израилеву, „что Бог, поклявшийся Давиду воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его, соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого они распяли“ ( Деян.2:30, 36 ). Взволнованные рассказом Петра и Иоанна об их пребывании в синедрионе, верующие припоминают начальные слова 2-го псалма и восклицают: „ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазаннаго Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским“ ( Деян.4:27 ). Небо приняло Господа ( Деян.4:21 ), но не надолго. Он снова явится, чтобы царствовать над своим наследием; и это пришествие Христа ожидалось вскоре. Уже по воскресении Господа ученики спрашивали Его „не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство израилево“ ( Деян.1:6 ). Это нетерпеливое ожидание Господа в апостольское время было по-видимому очень распространенным 128 . Но и до пришествия Христа, Его царство не могло остаться без главы, без видимого представителя, наместника Господа. Кто же мог быть таким наместником? Конечно ближайший родственник Иисуса Христа, потомок Давида, старший в роде. Им должен быть Иаков, брат Господа. Он по праву престолонаследия должен был принять в свое управление иерусалимскую церковь , тем более, что апостолы имели другую миссию – благовествовать евангелие и призывать в новое царство всех иудеев и язычников. Что подобным образом, по всей вероятности, смотрели на Иакова иерусалимские христиане, это подтверждается древнейшей историей иерусалимской церкви и древнейшими иудео-христианскими преданиями. Преемником Иакова был Симеон, также родственник Христа. Он был предпочтен всем, как двоюродный брат Господа 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010