Поэтому он возымел ревность проповедовать имя Христово, и проходя многие города и села, апостольски проповедовал слово евангельское. Но в городе Анкире он был взять неверными и представлен на суд князю Сакердону, лютому гонителю христиан. Он сначала подверг Каллиника бичеванию воловьими жилами, потом, повесив его на дереве, терзал его тело железными крючьями; снявши с дерева, он обул его в сапоги, набитые железными остриями. В этой мучительной обуви св. Каллиник препровожден был в г. Гангру, куда мучитель послал его на казнь затем, что в этом городе мученик обратил очень многих ко Христу. Здесь он был вброшен в пылающую огнем печь и предал свою душу Богу, не изменив Ему (Четьи-Минеи 29 июля).    VI. Св. великомуч. Иаков Персиянин жил в IV столетии и происходил из знатной фамилии одного персидского города. Родители его были христиане и воспитали сына в христианском благочестии. Св. Иаков служил высоким сановником при персидском дворе, и царь Издегер очень любил его. Случилось, что Иаков из угождения царю-идолопоклоннику оставить христианскую веру и вместе с ним стал служить идолам. Когда узнали об этом благочестивые его родители и жена, то сильно огорчились и написали ему письмо, в котором укоряли, зачем он так угождает царю, который нынче жив, а завтра умер, грозили наказанием Божиим за отступление от Христа и говорили, что он теперь не родня им, и они ему чужие. Письмо это, как громом поразило Иакова, и он раскаялся. Придворные скоро заметили перемену в нем и донесли царю Варарану, сыну умершего Издегера. „Так-то ты платишь за благодеяния отца моего и мои собственные?! Если ты не переменишься; то знай, что я предам тебя лютейшей казни», сказал Вараран Иакову. „Я не боюсь смерти, она есть сон. Как пробуждаются люди от сна, так восстанут и от смерти в день пришествия Христова. От смерти приходят в ужас лишь не чтущие Бога“. Тогда царь собрал вельмож и спросил, какою смертию казнить Иакова. Один из них сказал, что должно растянуть его и отрубить у него сперва пальцы на руках и ногах, один за другим, а потом самые руки и ноги, далее плечи и колена и, наконец, голову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

„В одном акте архива Тульской Духовной Консистории, 1746 года, 443-й, при колокольне значится еще часовня“. 11 Она была построена, вероятно, на месте престола прежней церкви. Ограда около храма прежде была деревянная, но в недавнее время построена новая, из кирпичей, с узорчатой, кирпичной же решеткой. V. Достопамятности 1 . Крест напрестолыный серебряный, вызолоченный, в 70 золотников, внизу, на рукоятии – св. Николай Чудотворец. Рукоятие украшено резным травчатым орнаментом. На рукоятии надпись, (чеканом): „Лета 7168 (от Р. Хр. 1660) го апреля 16 де. сделан си крест в дом рожества пресвятыя Богородицы и святыя м. Екатерины. Вкладчик голова московских стрельцов Михайло Петров сын Колупаев по своих родителех и по брате своем Василии Петровиче Колупаеве“. 2 . Крест напрестольный, серебряный, вызолоченный, – в 1 ф, 85 зол., покрыт травчатым орнаментом. На лицевой стороне: в средине – Распятие, на перекрестьи: слева – Распятие Иисуса Христа, справа – снятие со креста; внизу – положение во гроб; вверху – Воскресение. – На оборотной стороне, в медальонах – надписи (чеканом), содержащие наименование мощей, частицы коих хранятся в этом кресте. Всех частиц сорок, а именно: „Животворящее Древо Иоанна Предтечи, Евфимия Великаго, Великомуч. Артемия, Александра Свирскаго , Александра Невскаго, муч. Андриана, Великомуч. Прокопия, Прор. Даниила, Андрея Первозваннаго, Лазаря Четверодневнаго, Евангелиста Марка, Игнатия Богоносца , Пимена Великаго , Ефрема Сирина , Михаила Малиейна, Стефана Новаго, первомученицы Феклы, великомуч. Варвары, великомуч. Марины, Феодосии Девицы, Архидиакона Стефана, Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Иакова Персиянина, Евстафия Плакиды, царя Константина, кн. Георгия Владимирскаго, кн. Романа Углицкаго, Богоматери Анны, великомуч. Екатерины, Иакова брата Господня, Антония Великаго , Евфимия Суздальскаго, св. муч. Нестора, Василия епископа Амосийскаго, Антония Римлянина, Саввы Сторожевскаго, Евангелиста Матфея“. 3 . Крест запрестольный, четвероконечный, деревянный, покрыт резным, обронным, травчатным орнаментом и раскрашен с позолотой. (Точно такой же крест находится в соборе Преображенского монастыря, в г. Белеве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ († кон. IV в. или после 400), прп., пустынник Сирийский (пам. 23 янв.). В ряде визант. синаксарей под 23 янв. помещено сказание об аскетических подвигах сир. затворника Е., возглавившего затем мон-рь Аммиана (SynCP. Col. 418-419) и собравшего вокруг себя мн. любителей благочестия. Данное сказание представляет собой сжатый пересказ обширного повествования из «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского. Навыки аскетической жизни Е. привил его дядя Мариан, затворив их с братом в небольшой хижине без окон и дверей. Когда брат и дядя Е. умерли, Е. не оставил своего затворничества. В 25 стадиях от этого места, на склоне горы Корифа, на пути из Антиохии (ныне Антакья) в Берою Сирийскую (ныне Халеб), находился небольшой мон-рь, основанный неким Аммианом. Он часто приходил за духовным советом к Е., разговаривая с ним через стену его жилища. Постепенно Аммиан убедил Е. стать наставником для монахов его мон-ря. Прорыв вход в хижину, он вывел оттуда Е. Однажды, сидя на склоне холма, Аммиан читал Евангелие и попросил Е. истолковать его. Тот, отвлекшись на созерцание природы и работавших земледельцев, не смог этого сделать. После этого Е. решил носить тяжелые вериги, чтобы всегда иметь взор, устремленный в землю, и не любоваться красотами мира. Е. старался вообще не выходить из монастыря, кроме как в церковь для молитвы. Подвизаясь т. о. 40 лет, Е. пережил Аммиана и собрал вокруг себя множество последователей, в т. ч. и бывш. учеников прп. Иулиана (Саввы; † между 362 и 373, пам. 18 окт.) - Иакова Персиянина и Агриппу. Перед смертью Е. хотел назначить Иакова своим преемником, однако тот отказался, и настоятелем был избран Агриппа. Е. скончался скорее всего в кон. IV в., так что Феодорит Кирский лично не мог быть с ним знаком (был рукоположен во епископа г. Кир в 423); сведения о Е. он почерпнул у старца Акакия и настоятеля мон-ря Е. Давида (преемника Агриппы). Е. следует отличать от др. прп. Евсевия (пам. 15 февр.), также упоминаемого Феодоритом Кирским. Ист.: BHG, N 636; ActaSS. Febr. T. 2. P. 824-825; SynCP. Col. 418-419; Theodoret. Hist. rel. 18//PG. 82. Col. 1340-1352 (рус. пер.: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев/Пер. и вступ. ст.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 176-180). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 22; Clercq C., de. Eusebio sul Monte Corifo//BiblSS. Vol. 5. Col. 258. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187317.html

На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, в слободе Александрово близ станции Сергиево, в границах Андреевской улицы, части Дмитриевской улицы, части Оболенского проспекта, против Владимирской площади, было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня. На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А.Н. Дорофина был выстроен храм в честь св. прмч. Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 года и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 года за 4739 причисленный к Петергофскому благочинническому округу. Престол в храме был облицован 5-ю мраморными досками; антиминс — с мощами св. мученика Иакова персиянина. Иконостас в церкви дубовый, резной, о 15-ти иконах, писанных на полотне по золотому фону, под стеклом — Спасителя и Божией Матери, Михаила и Гавриила — в диаконских дверях, преподобномученика Андрея Критского и прп. Сергия Радонежского — боковые, Благовещение и 4 евангелиста в царских вратах, Тайная Вечеря, свв. Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского, свв. Митрофана и Тихона Воронежских. В советское время Дом милосердия с храмом постигла та же участь, что и многие тысячи православных храмов: он был закрыт в 1929 году, клир и служащие разогнаны. Лишь ненадолго в Великую Отечественную войну в период оккупации была открыта для богослужений часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дом Милосердия пострадал от бомбометания во время наступления наших войск. После войны здание использовалось под различные нужды. В 1959 году здание отдали под клуб. В храме устраивались танцы. Приход в честь св. прмч. Андрея Критского был возрожден в 1992 году. В этом же году общине верующих было возвращено принадлежавшее Обществу полуразрушенное обезображенное здание часовни в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» у железнодорожной платформы «Володарская».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прмч._...

1. Из утвари: а) Напрестольный деревянный осмиконечный крест, обложенный серебром и вызолоченный, с частицами св. мощей следующих угодников Божиих: Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Святителя и Чудотворца Николая, Московских Чудотворцев Митрополитов: Петра, Алексия, Филиппа, Афанасия Великого , мученика Арсения Тверского, преподобного Нифонта, мученика князя Феодора, великомученика Феодора Стратилата, Андрея Стратилата, св. Дмитрия Мироточивого, великомученика Пантелеимона, св. Прокопия, св. Иакова персиянина, св. Ермолая, мученика Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста и великомученицы Варвары. На лицевой стороне креста, украшенной стразами, литое серебряное изображение Распятого Спасителя, на оборотной стороне вычеканены имена угодников Божиих, св. мощи коих находятся в древе креста; внизу подпись: «1790 г. сей честный крест сделан в церковь Пророка Божия Илии тщанием госпожи маиорши Екатерины Андреевой Култашевой» 73 . Крест этот вставлен в углубление доски, на полях которой изображены лики вышеуказанных угодников Божиих. Крест этот пользуется особенным благоговейным почитанием прихожан. б) Напрестольный осмиконечный сребропозлащенный крест, украшенный стразами и финифтью; на оборотной стороне креста надпись: «1855 года приношением служащих в Константиновском Кадетском корпусе». Крест сей пожертвован по ходатайству бывшего ктитора г. Чихачева, получившего образование в Константиновском Кадетском корпусе. в) Потир и Лжица сребропозлащенные, весом 129 золотников, принесенные в дар Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Александрою Феодоровною, по прошению ктитора г. Чихачева. По распоряжению Преосвященного Иустина, коему присланы были эти дары Государынею Императрицею для передачи в Зименковскую церковь , на потире вокруг дна сделан серебряный выволоченный ободок и на нем вырезана надпись: «Высочайший дар Государыни Императрицы Александры Феодоровны церкви Святого Илии в селе Зименках 15 Марта 1856 года»; на лжице же вырезано: «Высочайший дар Государыни Императрицы Александры Феодоровны в церковь села Зименок 15 Марта 1856 года».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

К Церкви Святого Града Иерусалимской – отношения Русской Православной Церкви были как и прежде, так и в Синодальный период, самые теплые и братские, обуславливаемые теми великими общехристианскими святынями, которые, по преимуществу, находятся в ее хранении. Вступивший на Патриарший Иерусалимский престол Хрисанф в 1707 г. прислал в Россию известительную грамоту о своем избрании и вместе с ней частицу святых мощей св.Иакова Персиянина и другие святыни. Вслед за установлением Синодального управления в Русской Православной Церкви тот же Предстоятель Иерусалимской Церкви в 1728 г. направил в Святейший Синод просительную грамоту о помощи бедствующему Святому Гробу. В своей грамоте он подчеркивал «углубление» своей Церкви «в тягчайшие и несносные долги» и призывал показать «благоутробие помощи на облегчение и свободу долга». Подробности бедствий Патриархии он не сообщает в надежде, что они будут изложены устно посланцем-архимандритом. «Более не пишем вам, – завершает он, – обаче приказали мы сему архимандриту, да будет живое послание наше в прочих нуждах». В посланной через два года (в 1730 г.) новой грамоте Святейшему Синоду Патриарх Хрисанф снова напоминает, что святые места «обретаются в великой нужде от тяжких долгов» и снова просит «помощи ко облегчению сих» – показать братскую любовь (14:414–416). Так продолжалось и при преемниках Патриарха Хрисанфа: в присылаемых Синоду грамотах постоянно указывается громадная задолженность Патриархии и содержатся просьбы и ходатайства о пожертвованиях (см. грамоты от 1732 г. Патриарха Мелетия, от 1776 г. Патриарха Авраамия и др.). «Если не будет содействия и помощи отовсюду благогочестивых и православных христиан, – писали они, – то мы не устоим против наступательных и насильственных требований многих и различных заимодавцев, и вообще оное поклонение погибнет и в языческие впадет руки» (из грамоты от 1827 г. Патриарха Иерусалимского Афанасия) (13:580–581). Со своей стороны Святейший Синод всегда выражал полную готовность оказать такую помощь и щедро ее оказывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1823  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 192  голоса:  4.3 из  5) Преподобный Ефрем Сирин , учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден. В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением. Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины. После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (прп. Иулиан Персиянин — память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

http://azbyka.ru/audio/tolkovanie-bytiya...

На лево маленький придел Иакова Персиянина, туда входишь из алтаря. Ты находишь другую дверь и сходишь вниз в большой алтарь сзади, где была купина. Помянутая купина росла там, когда ее видел Моисей и она была неопалима. Престол, опирающийся на четыре колонны и внизу место, где была посажена купина. Внизу висят три лампады и оттуда исходит большое благоухание. Над престолом висит другая лампада, есть четыре неугасимых лампады, во всех горят фитили. Из алтаря входишь в три придела, и как я мог разсказал и затем останавливаюсь. Иконостас весь позолочен и сделан с большим искусством, Св. врата алтаря серебрянные позолоченные и изукрашены тончайшею живописью. Лик Господень позолочен, а также изображен там лик Владычицы, мудрая Екатерина написана золотом, там есть и икона Моисея. Они помещены в иконостасе внизу, а сам иконостас очень красив. Снаружи находится одна большая икона, во всём мире нет другой ей подобной, она помещена над тою дверью, в которую входишь, и там изображены Богородичные праздники; по средине находится Богородица и жезл Иессея. Некоторые разсказывают, что там пребывала Богородица; перед нею висит неугасимая лампада во славу и честь Ее и Сына Ее. В храме шесть приделов и три в алтаре. Во все входят и служат всю неделю дежурные, каждый в свою очередь. Две двери сделаны из бронзы, они помещены с правой и левой стороны. Восемнадцать окон дают этой церкви свет и освещают ее внутри, и все они со стеклами. Вне церкви много келлий, красивых и дивных, очень красивая трапеза, прекрасные странноприимницы, они в свое время были устроены по наущению Божию. Вокруг келлий находятся 16 приделов, очень красивых. Среди них придел принадлежащий франкам. Все они находятся внутри, как я видел. Источник Моисея находится внутри, налево от церкви, там он напоил всех своих овец, которых взял от своего тестя. В этом источнике есть розовый куст, пойдем вместе, если хочешь видеть эти розовые кусты. Розы, существующие в память Моисея, произрастают чтобы помнили о нем. Находится и другой источник в алтаре сзади, я хочу пойти снаружи, а то что внутри я опускаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Приделы Успенский и Петропавловский отделены были от Преображенского деревянными перегородками, отчего в храме было и тесно и сыро. Поэтому перегородки были выбраны, все стены храма внутри вышпаклеваны и окрашены зеленою масляною краскою, причём расписаны были куполы – главный и алтарный, средний, – священными изображениями. Вследствие ходатайства прихожан перед Епархиальною властью, в 1850 году дано было разрешение построить каменный притвор с колокольнею, на счёт добровольных пожертвований прихожан, при пособии от владельцев завода, каковые притвор и колокольня заложены были в 1851 году, и окончены постройкою в 1861 году. В притворе храма усердием прихожан устроены были два придела: на южной стороне, в 1863 и в 1864 г.г., – в честь св. Архистратига Михаила, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и на северной, в 1865 году, – в честь Преподобного Саввы Освящённого, и Чудотворца Николая. Первый придел был освящён в 1864 году, а второй – в 1865 году. В 1864 году был устроен и новый Преображенский иконостас в 4 става, с витыми колоннами, весь позолоченный на полимент, а также переменены были Успенский и Петропавловский иконостасы. Из утвари храма замечательны по древности: 1) Св. Евангелие в большой лист, напечатанное при патриархе Адриане в 1698 году в Москве, оправленное наглухо в медный позолоченный оклад и украшенное на лицевой стороне четырьмя крупными аметистами, серебряными серединками и наугольниками; 2) Напрестольный серебряный, позолоченный, четырёхконечный крест с мощами святых – муч. Лукиана, Великом. Прокопия, Иакова Персиянина, муч. Евстафия и Препод. Иоанна Кущника, весь украшенный рельефною чеканкою, которая на лицевой стороне представляет виды страданий Богочеловека, и на обратной – вещи, послужившие для них орудиями, с надписью близ ручки на оборотной стороне: «лета от мироздания 7218, от Рождества Христова 1709, сентября 2–го построен Этот крест животворящий, благословенный в Сибири Архимандритом Исааком, по обещанию в Успенский Далматов монастырь во священнослужении из своего иждивения келейного серебряный весом полтора фунта»; 3) Потир серебряный без пробы, частью позолоченный, с поддоном, имеющим форму рога изобилия, с резною по местам чеканкою; 4) Копие платинное с четырёхконечным на средине крестом и круглою из чёрного дерева рукоятью, сделанное из первонайденного в даче Нижне-Тагильских заводов куска платины, и пожертвованное бывшим Управляющим Невьянскими заводами Андреем Зыкиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и их храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в Знаменскую церковь. В 1636 г. задумал обокрасть эту церковь серебряных дел матер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде. Чудотворная икона «Знамение» Богородицы стоит в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат. Она имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. В 1565 году икона возобновлена митрополитом Макарием. На иконе золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными каменьями. Икона «Знамение» представляет Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне ее Божественным Младенцем. Изображение это помещалось на печатях епископа Новгородского. Оно весьма древнего происхождения, так как в Риме, в катакомбах св. Агнии, есть изображение IV в. Богоматери с молитвенно распростертыми руками и с Предвечным Младенцем на коленях. В Греции таким изображением означалось обыкновенно Рождество Христово, и только у нас, в России, иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. На некоторых городских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010