Однако существуют «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора . Возможно, под «городом парфян» (πολς) имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе – по сути дела экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим . Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» . Так что за этим кратким перечислением, которое невнимательному читателю может показаться лишь поэтической метафорой, стоит древнее предание, связанное с апокрифическими Деяниями апостолов. Таким образом, кондак Романа Сладкопевца является достаточно древним подтверждением этого предания, дошедшего до нас в греческой (неизданной) версии. Наконец, к апостольской географии, по нашему суждению, может иметь отношение десятая строфа акафиста, говорящая о волхвах-проповедниках: Κρυκες θεοφροι γεγοντες ο μγοι πστρεψαν ες τν Βαβυλωνα, κτελσαντες σου τν χρησμν κα κηρξαντς σε τν Χριστν πασιν, φντες τν ρδην ς ληρδη μ εδτα ψλλειν λληλοια . Богоносны явились проповедники-маги, В Вавилон они возвратились, Совершив о Тебе проречение, Проповедав Тебя всем Христа, Ирода оставив как юрода, не ведущего пети Аллилуия.

http://pravoslavie.ru/50858.html

Тогда епископ встал впереди верующих и спокойно сказал: — Прежде, чем рассеивать стадо,— порази пастыря!.. Глубокая тишина царила кругом. Взоры всех устремились на Тимофея, безоружного, стоявшего перед разъяренными воинами. Смущение отразилось на лице офицера; он невольно опустил глаза перед устремленным на него кротким взором Тимофея и, сделав знак солдатам, вместе с ними молча вышел из храма. Смерть апостола Иакова После вознесения Спасителя на небо, Его ученики, апостолы, разошлись по разным странам для проповеди святого Евангелия. В Иерусалиме остался лишь апостол Иаков, брат Господень: он был епископом Иерусалимской церкви. Народ с большим уважением относился к святому апостолу и прозвал его праведным. Но книжники и фарисеи с недовольством смотрели, как росла и крепла в Иерусалиме вера христианская под мудрым управлением апостола: они решили погубить его. Наступил праздник пасхи иудейской и в Иерусалиме собралось множество народа. В самый день праздника фарисеи и книжники пришли к апостолу и сказали: — Праведный, скажи народу проповедь! Он тебе верит, ибо всем известно, что ты беспристрастен и справедлив. И они возвели Иакова на кровлю храма. — Отсюда будет всем слышно слово твое, — говорили книжники и фарисеи. Когда собралось вокруг храма множество иудеев, фарисеи громко спросили апостола: — Праведный! Тебе все должны верить! Объясни же сему народу, какое понятие должен он иметь об Иисусе распятом? Апостол громко ответил: — Что спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Божием, Который добровольно пострадал и умер, и был погребен, и воскрес в третий день? Он ныне восседит на небесах одесную Бога Отца и опять придет на облаках небесных судить живых и мертвых… Тогда фарисеи с гневом вскричали: " Он вводит народ в заблуждение! Смерть ему! " С этими словами они бросились к апостолу и столкнули его с кровли храма. Возбужденный фарисеямии народ стал бросать в Иакова камнями. Апостол сильно расшибся при падении, но сознание ненадолго вернулось к нему. Он собрал последние силы, встал на колени и воскликнул:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Ученый Ориген , привлекая в училище свое самых философов языческих, знакомил их с философией христианскою, и с нею же являлся при дворе Аравийском 24 . Но более плодов производила вера посредством таких учителей, которые сильны были не столько ученостью, сколько верою. Так несколько священнослужителей пленены были в Азии готфами, жившими в Мисии и Фракии, и как словом, так и чудесами пленяли самих пленителей в веру Христову 25 . Церкви умножались более и более в Галлии, Германии и Испании. Много также было христиан в Персии. Гонения на Христиан в первых двух веках §4. Христианство , будучи противно страстям и порокам, суеверию и нечестию, постыдному невежеству и гордой языческой мудрости, при распространении своем, не могло не встретить вражды в иудеях и язычниках. Иудеи, в самом начале апостольской проповеди, побили камнями сильного обличителя их заблуждений, диакона Стефана. В угодность иудеев же, Ирод Агриппа предал мечу апостола Иакова Зеведеева. При первосвященнике Анание свержен ими с высот храма и убит Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский. Но несравненно более надлежало терпеть христианству от язычества, еще повсюду сильного и почти всеми земными силами защищаемого. Гонений от языческих императоров обыкновенно считают 10. 1. Нерона, который, сложив на христиан вину своего зажигательства в Риме, казнил их многие тысячи. При нем пострадали апостол Петр на кресте и апостол Павел от меча. (При Веспасиане и Тите, около 17 лет, прямого гонения не было). 2. Домициана. Он изыскивал сродников Иисуса Христа, и хотя ничего не нашел опасного для своего властолюбия, однако позволял гнать и умерщвлять христиан. В его время апостол Иоанн ввержен был в кипящее масло и, вышед из него невредимым, заточен на остров Патмос; а Святой Антипа сожжен был в раскаленном медном быке, в Пергаме. (При Нерве, изгнанные Домицианом возвращены). 3. Траяна. Он запретил отдельные собрания, а проконсулу Плинию велел сделать розыск о христианах в Вифинии. Когда Плиний донес, что вина христиан только та, что они покланяются Христу как Богу, Траян запретил изыскивать христиан, но вместе повелел и наказывать тех, на коих будет донесено, что они христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Церковь свидетельствует в Рождественские дни, что явившийся Спаситель мира упраздняет многобожие идолов. Наступает новая эра человечества. Наступает Богоявлением — всё обновляется на земле и первым имеет измениться человеческий ум и сердце, ибо, как ни усовершится бессловесное творение, не освободится оно от закона тления и смерти, потому что порабощено человеком, поработившимся греху, вместе с тем и тлению и смерти. Изменение же ума достигается покаянием, которое и есть подлинное содержание этих предбогоявленских дней. Чтобы принять Небесного Гостя Христа, надо обновиться: прибрать свою земную храмину-душу, тогда Он по нашему призыванию-молитве придёт к нам словом Своим, миром Своим, Плотью и Кровью Своею — с проповедью-свидетельством новой для нас и родной Ему небесной жизни — по законам заповедей Его, по законам любви. И принявший Христа верою обретёт в меру свою слово Его проповеди, свидетельствуя о Нём во имя Его — исполняясь мирного духа, вечной в Нём жизни. Наинская вдова Лк 7:11–17 Новый Завет много внимания уделяет вдовам. Апостол Павел говорит, например, об истинных вдовах, служащих Господу, и сластолюбивых, которые, по его слову, заживо умерли (1 Тим 5:5–6). Апостол же Иаков, брат Господень, свидетельствует о чистом пред Богом и непорочном благочестии, заключающемся в призрении нищих и вдовиц и в хранении себя неосквернённым от мира (Иак 1:27). Господь Иисус Христос в слышанном ныне Евангельском чтении, можно сказать, Сам исполняет заповедь, данную через Своего сводного брата — первого архиерея Иерусалимского. Что характерно, забота о лишённых человеческого утешения стоит первой в упомянутом апостольском завете об истинном благочестии. И только потом, как бы в развитие и во исполнение милосердия, призывает к духовной бдительности, к хранению непорочности души. Сам же Господь в оберегании Себя от соблазнов не нуждался и внимания к несчастным был преисполнен, и в слышанной ныне истории о воскрешении сына наинской вдовы как важнейшее выводит на первый план живой образ любви и сострадания.

http://pravmir.ru/propovedi-propoved-v-n...

26) О том же Толкование на ст. 27–30 Что значит терпети о Господе (на ст. 22–23) Глава XII Гонение на Церковь Христову Ирода Агриппы. Мученическая смерть апостола Иакова (XII, 1–2) Заключение ап. Петра в темницу и чудесное освобождение его (XII гл.) Св. Исидора Пелусиота на сказанное народом Ироду: глас Божий, а не человеч (ст. 22) Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) Библиографический указатель к X-XII гл. Часть вторая. Церковь Христова в странах языческих (XIII-XXVIII гл.). I. Первое апостольское путешествие Павла и Варнавы Глава XIII О важности и необходимости епископского рукоположения (XIII, 3) О волхве, которого Павел ослепил своим приговором О речах св. Ап. Павла вообще и о речи в Антиохии Писидийской в частности (XIII, 16–41) Глава XIV Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, потом в Листре и Дервии (XIV, 1–7) Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних христиан принести им жертву (XIV, 8–18) Гонение там на апостолов, обратное путешествие по новообращенным обществам и возвращение в Антиохию Сирскую (XIV, 19–28) О необходимости скорбей для достижения царства небесного (XIV, 21–22) Почему царствие Божие достигается не иначе, как многими скорбями (14, 22) Библиографический указатель к XIII-XIV гл. Глава XV Спор между христианами из иудеев и христианами из язычников и апостольский Собор в Иерусалиме (XV, 1–35) Апостольский Собор в Иерусалиме Примирение кажущегося противоречия между апостольскими писаниями относительно формы иерусалимских совещаний (Деян. 15 и. Гал. 2) Апостольский Собор в Иерусалиме Частные совещания (Гал. 2, 1 и др.) Публичные рассуждения и постановления Собора (Деян. 15) К вопросу о главенстве Ап. Петра Вопрос Верцелиуса и ответ на него (кто послал апостолов Павла и Варнаву). (Толкование на стих 2 и 4, гл. XV) Толкование на ст. 21 Толкование на ст. 28 Толкование на ст. 29 О том же Апостол Иаков, брат Господень Черты сходства между отношением Апостолов к ревнителям Моисеева закона из христиан и – нашей православной Церкви к старообрядцам из раскольников О деяниях и обстоятельствах жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Высшая заповедь, которую, в первую очередь, должен исполнять христианин, это  заповедь о любви к Богу.  А потому совершенно естественно и понятно, что все, идущее вразрез с этой первой и наибольшей заповедью ( Матф. 22, 36–38 ), мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно: ко всему этому христианин должен быть абсолютно  непримирим. Так, непримирим должен быть христианин к врагу Божию и врагу человеческого спасения диаволу и ко всем его пособникам и служителям. Непримирим должен быть христианин к «миру сему, во зле лежащему», то есть ко всякому злу, происходящему от диавола, и проявляющемуся во всевозможных греховных страстях и пороках, воюющих в мире, о чем так ясно и просто говорит св. Апостол Иаков, брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что  дружба с миром есть вражда против Бога?  Итак,  кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу»   ( Иак. 4, 4 ). Непримирим должен быть христианин к своей собственной греховной воле, поскольку она мешает ему исполнять волю Божию, почему и заповедано каждому желающему быть последователем Христовым «отвергнуться себя и взять крест свой» то есть быть готовым на какие угодно лишения, скорби и страдания за Христа вплоть до мученической смерти за Него ( Марк. 8, 34–37 ). Непримирим должен быть христианин и к злой, греховной воле других людей, стремящихся отклонить его от служения Богу и последования за Христом. Непримирим он должен быть, как это видно из вышеприведенных слов Христовых, даже к своим ближайшим сродникам по плоти – отцу и матери, сыну и дочери и другим, – вплоть до «спасительной», по выражение Святых Отцев, «ненависти к ним», если они отвлекают его от любви ко Христу. Тем боле должен быть непримирим истинный христианин ко всем явным богоборцам, богохульникам, гонителям веры и Церкви, отступникам, еретикам и раскольникам. Что это так, об этом ясно свидетельствует Слово Божие. «Аще (кто) Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь»  – сказал Сам Господь Иисус Христос ( Матф. 18, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Дух исключительности, на который десять лет тому назад натолкнулись вселенские стремления Павла, мог быть побежден в Антиохии; в Иерусалиме дело обстояло совершенно иначе. Апостолы давно покинули святой город. Все люди, сколько-нибудь способные здесь к воспринятию более широких идей, по-видимому, последовали за ними, перебрались в Антиохию или занялись проповедью, стали миссионерами. Оставшись одни, старые консерваторы могли только еще больше укрепиться в своем направлении. Во главе их стоял Иаков «брат Господень», который еще во время пребывания апостолов пользовался большим уважением и управлял вместе с ними местной церковью. Это был человек общепризнанной святости, глубоко верующий, но очень привязанный к иудейским обычаям и нерасположенный делать уступки насчет их обязательности. В кругу его единомышленников смелые новшества Павла были скорее терпимы, чем признаны. Отсюда шли те влияния, которые на минуту разъединили антиохийскую общину и вызвали столкновение между Петром и Павлом. Отсюда же отправлялись по следам Павла в Малую Азию и Грецию разные агенты, которые пытались вернуть к чистому иудейству язычников или прозелитов, обращенных Павлом, и принудить их к обрезанию; а чтобы достигнуть этого, они старались подорвать личный авторитета апостола язычников. В силу своих примирительных тенденций автор книги Деяний очень бегло упоминает об этих столкновениях и кризисах. Но к тому времени, о котором идет теперь речь, шесть посланий ап. Павла были уже в обращении. Они точнее передают события. В двух посланиях к фессалоникийцам, писанных из Коринфа во время первого пребывания апостола в этом городе, еще ничего не говорится о противодействии со стороны ревнителей иудейства. Павел изливает свою душу перед излюбленными учениками; он напоминает им об испытаниях, которые им пришлось перенести со стороны евреев во дни первой проповеди Евангелия. Эти испытания не кончились: нужно уметь переносить их с кротостью. Он с радостью приветствует поведение и настроение фессалоникийцев, он гордится ими. Они охвачены ожиданием скорого пришествия Господа: апостол отвечает на их вопросы и старается их успокоить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

— Нет,— спокойно и твердо сказал Тимофей, окончив чтение,— мы не можем исполнить его повеление. Скажи императору, что мы скорей готовы умереть все до одного, чем выдать наших братьев. И все присутствовавшие громко ответили: — Аминь!.. Офицер стал убеждать епископа изменить свое решение, говоря, что долг каждого человека, будь он христианин или язычник, повиноваться закону,— но Тимофей оставался непоколебим. — Я знаю,— говорил он,— что послушание и повиновение — наш долг. Но мы должны подчиняться лишь законным требованиям, которые не противны нашей совести и заповедям Христа, а император требует от нас поступка бесчестного, на который мы не можем согласиться… Долго еще пытался офицер склонить епископа, но все его старания оставались напрасными. — Тогда мне придется прибегнуть к мерам строгости! — вскричал раздраженный офицер. — Делай, что велит тебе твой долг,— спокойно ответил епископ. И офицер отдал страшный приказ… Солдаты обнажили свои сабли, засверкало оружие и потекла кровь. Христиане без ропота падали под ударами, мужчины бросались вперед, стараясь защитить женщин и детей… Крики, вопли, плач наполнили храм. Епископ стоял тут же; за ним совсем близко находилась небольшая дверь, чрез которую он мог спастись… Но Тимофей прошел вперед, где была самая резня… и обратился к офицеру, прося его на минуту прекратить схватку. Тот, думая, что Тимофей хочет исполнить его требование, приказал солдатам остановиться. Тогда епископ встал впереди верующих и спокойно сказал: — Прежде, чем рассеивать стадо,— порази пастыря!.. Глубокая тишина царила кругом. Взоры всех устремились на Тимофея, безоружного, стоявшего перед разъяренными воинами. Смущение отразилось на лице офицера; он невольно опустил глаза перед устремленным на него кротким взором Тимофея и, сделав знак солдатам, вместе с ними молча вышел из храма. Смерть апостола Иакова После вознесения Спасителя на небо, Его ученики, апостолы, разошлись по разным странам для проповеди святого Евангелия. В Иерусалиме остался лишь апостол Иаков, брат Господень: он был епископом Иерусалимской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О. В. Л. Иконография В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157). Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии ( Евсеева. Афонская книга. С. 290). На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди. Лит.: LCI. Bd. 5. S. 475. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня)

http://pravenc.ru/text/1684279.html

Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет. Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия. После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение. Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью. В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.

http://pravoslavie.ru/43975.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010