далее п. 2 – о первоначальном назначении послания). Об апостоле Иакове Алфееве, о деятельности которого неизвестно ни из Деяний, ни из посланий апостольских, из предания известно, что он проповедовал Евангелие Христово среди язычников (ср. Четьи-Минеи; 9 октября) и как апостол именно иудеев неизвестен. Апостол же Иаковбрат Господень известен именно как один из апостолов иудеев ( Гал. 2:9 ); он был епископ Иерусалимский и в этом качестве мог считать под своим, так сказать, иерархическим ведением христиан из евреев, где бы они ни были в рассеянии, подобно тому, как иерусалимский синедрион считал находившимися в его ведении всех евреев, где бы они ни жили в рассеянии; наконец он был муж, прозванный праведным за строгость жизни по закону, пользовавшийся великим уважением не только христиан из евреев, но и неверующих евреев. Этими соображениями подтверждается истинность церковного предания, что именно этот Иаков – писатель соборного послания Иаковлева. Если так, то о жизни писателя сего послания сохранилось довольно много сведений. По церковному преданию, согласному с указаниями Евангелия и других новозаветных книг, он был старшим сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии апостолов из семидесяти: Симона, Иуды и Иосии ( Мф. 13:55 и парал.) и названным братом Господа Иисуса Христа (ср. прим. к Мф. 1:25 ). Он сопутствовал Иосифу и Марии с Младенцем Иисусом в бегстве их во Египет по случаю покушения Ирода убить Господа, но, кажется, вместе с другими братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как Мессию (см. прим. к Ин. 7:3–5 ), почему, может быть, и не удостоился быть в числе двенадцати приближеннейших учеников Его. Но после он всем сердцем уверовал в Господа Иисуса, как видно из всей его деятельности, описанной в книге Деяний и сохраненной в воспоминаниях древнейших писателей Церкви. Господь, по воскресении своем, удостоил его особенного личного явления Своего ( 1Кор. 15:7 ), как и Петра и прочих апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Если вы, мои дорогие, вчитаетесь в те места Нового Завета, где говорится о взаимоотношении Христова Евангелия и мира, то вы без труда усмотрите их коренную противоположность во всех областях жизни. Эту противоположность непрестанно и неустанно подчеркивают ближайшие ученики Господа, первые провозвестники Его Евангелия. Прислушайтесь к их голосам: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), – возвещает великий тайнозритель ап. Иоанн. «Не любите мира, ни того, что в мире, – увещевает тот же Апостол любви, – кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:15–16 ). «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу», – пишет «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», праведный Иаков, брат Господень ( Иак.4:4 ). «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго», – так противопоставляет в своем послании к Коринфянам ап. Павел мудрость Христову мудрости века сего ( 1Кор.2:12–13 ). «Никто не обольщай самого себя, – продолжает назидать Коринфян Апостол языков. – Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3:18–19 ). «Смотрите, братия, – предостерегает Колоссян тот же Апостол, – чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8–9 ). Как движущей и вдохновенной силой для христиан является «полнота истины» – Христос Господь, владычествующий над Царством не от мира сего Духом Истины, так двигателем и вдохновителем жизни мира сего является «лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 .), князь этого мира – диавол, окутывающий мраком лжи область своего царства. Ап. Иаков, возвестив, что «дружба с миром есть вражда против Бога», делает отсюда вывод, вскрывающий внутреннюю сторону этого мира: " Итак, – говорит он, – покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

В Иерусалиме Петр, с присущей ему властью, говорит первым среди собравшихся. Он выступает в защиту Павла и Варнавы: «…мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали (Деян. 15:7). Петр имел в виду случай с Корнилием – сотником и его семьей, которых он окрестил после полученного откровения и сошествия на них Святого Духа (Деян.10). После речи Петра все споры утихли: Павел и Варнава рассказали о том, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян.15:12). Иаков, брат Господень, который стал главой Иерусалимской общины после ухода Петра (Деян.12:17), произнес заключительные слова: «Посему, я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян.15:19). Таков был ответ, достаточно осторожный, на поставленный вопрос; этот ответ, тем не менее, подразумевал, что отныне обрезание и вообще исполнение закона Моисея больше не являлись необходимыми для того, чтобы принимать язычников в лоно Церкви. Вместе с тем, обрезание в иудейской среде сохранялось. Сам апостол Павел вначале второго путешествия, сразу после Апостольского Собора, счел необходимым обрезать юного Тимофея, мать которого была еврейкой, «ради Иудеев, находившихся в тех местах» (Деян.16:3). И все же поведение Павла в иудейской диаспоре по- прежнему вызывало серьезное беспокойство в иудеохристианских кругах Иудеи. Когда апостол в последний раз приехал в Иерусалим, Иаков его предупреждал: «А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян.21:21). Что касается тех иудеев, которые не приняли христианство , то они считали Павла предателем Закона, а это было самым страшным преступлением и жестоко преследовали его во всех городах, через которые он проезжал (Деян.15:5; 17:13; 18:6; 20:3; 20:19; 21:21 и др.). Апостольские постановления содержали следующее предписание относительно агап и евхаристических собраний, объединявших обрезанных христиан иудейского происхождения и христиан из необрезанных язычников: «…написать им, читаем мы в продолжение речи Иакова, чтобы они воздержались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» (Деян.15:20). Вероятно, это был тот минимум благопристойности, который требовался от садившихся за общую трапезу, а именно за общую евхаристическую трапезу, предваряемую в ту эпоху агапой. Данное предписание повторяется в послании, которое Сила и Иуда должны были передать братьям в Антиохии (Деян.15:22–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

II. Из обстоятельств мученической кончины св. ап. Иакова. открываются два урока для нашего назидания: не изменяй никогда правде и люби врагов. а) Св. Иаков не изменил правде пред лицем врагов I. Христа , не убоялся их злобы, не уклонился от прямого ответа, но по свойству своего твердого и высоконравственного характера дал ясный и решительный ответ вопрошавшим об истине. Книжники же и фарисеи, чтившие Иакова, как мужа праведнаго, быстро изменили понятие о праведнике, попрали правду и истину, как скоро оказалось, что эта правда колола им глаза, была противна их предубеждениям. Они убили праведника, которого за несколько минут пред тем хвалили за правдивость, но они не в силах были подавить правду Божию. Эта правда, возвещенная о I. Христе св. Иаковом и другими безчисленными исповедниками последующих времен, восторжествовала в мире, несмотря на жестокие многовековыя гонения. Да будет же нам, братие, это торжество правды живым и действительным побуждением к тому, чтобы на всех путях жизни нашей не только соблюдать правду в слове и деле, но и небоязненно исповедывать ее пред всеми. Ныне нам не предстоит такого подвига исповедания истины, к какому призываемы были в прежнее время члены первенствующей церкви Христовой. Но пред нами и теперь открывается много случаев свидетельствовать правду и истину во имя I. Христа и пред лицем Его Божественного закона, напечатленного в Евангелии. Так, призываемые к свидетельству в судах, поставляемые в должности судей и других деятелей правды гражданской, приглашаемые к подаче своего голоса в общественных делах, мы, по долгу звания христианского, должны свято блюсти правду и не изменять ей ни в чем из корысти и страха, будучи убеждены, что если бы ради сохранения правды и пришлось нам пожертвовать чем-нибудь и даже пострадать, то эта жертва благоугодна Богу, благотворна для ближних, для всего общества, счастие которого и возвышается воцарением среди людей правды. б) Пример св. ап. Иакова, молившегося за своих врагов в предсмертные минуты, и следовательно любившего их христианскою любовию, да побудит же и нас любить по-христиански наших врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каким образом эта информация была получена Матфеем? Ко времени выхода Иисуса на проповедь Иосифа уже не было в живых, поэтому прямое соприкосновение между ним и Матфеем практически исключено. Но были в живых братья Иисуса, которые после Его смерти и воскресения играли заметную роль в жизни христианской общины. Не мог ли, например, Иаков, брат Господень, передать Матфею и другим ученикам то, что когда-то слышал от Иосифа о рождении Иисуса? Такую версию никак нельзя исключить, тем более что именно с Иаковом церковное предание связывает появление памятника, в котором говорится о рождении и детских годах Марии и о рождении от Нее Иисуса. Значительная часть «Протоевангелия Иакова» тематически перекликается с первыми главами Евангелий от Луки и Матфея. «Протоевангелие Иакова» относится к числу апокрифов, не вошедших в канон Нового Завета. Появилось оно предположительно около середины II века, и апостол Иаков, как считают ученые, не мог быть его автором. Тем не менее изложенное в нем предание вполне могло в каких-то своих частях восходить к брату Господню, а через него к Иосифу. Несмотря на откровенно апокрифический характер, памятник ценен тем, что представляет собой первую попытку синхронизации двух различных евангельских повествований о рождении Иисуса. При этом памятник во многих моментах дополняет повествования Матфея и Луки различными подробностями. Вот, например, как описывается реакция Иосифа, когда он увидел, что Мария беременна: Шел уже шестой месяц, и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел ее беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о девице этой, ибо я привел ее из храма девою и не сумел соблюсти?.. И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела? Она тогда заплакала горько и сказала: чиста я и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: откуда же плод в чреве твоем? Она ответила: жив Господь Бог мой, не знаю я откуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При Успении Богоматери присутствовал Иаков, брат Господень по плоти, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр – «почетный глава, начальник Богословов» 123 и другие апостолы, за исключением апостола Фомы. Сам Господь с Ангелами и святыми явился в необычайном свете в сретение души Своей Матери 124 . Пресвятая Богородица, увидев Господа, прославила Его, ибо Он исполнил обещание явиться при Ее Успении, и с улыбкой радости на лице предала Свою блаженную душу в руки Господа 125 . «Отходя как бы с воздетыми руками, которыми Она носила Бога во плоти, Всенепорочная с дерзновением Матери так сказала Рожденному: «сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне», тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй» 126 . Приняв святую душу Пресвятой Девы, Господь передал Ее Архангелу Михаилу и Силам бесплотных Ангелов 127 , «облек Ее, – говорится в древнем синаксаре, – как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет» 128 . «Небесные Божественные селения достойно приняли Тебя (Богородица), как одушевленное небо и Ты, светло украшенная как Всенепорочная Невеста, предстала Царю и Богу» 129 . Переходом к жизни вечной и лучшей была кончина Чистой и Пренепорочной Девы Богородицы: Она преставилась от жизни временной к действительно Божественной и непрекращающейся жизни для созерцания в радости Сына Своего и Господа, сидящего с воспринятой от Нее и прославленной плотию одесную Бога Отца 130 . «Ныне Мариам веселится, всенепорочное Тело Господа, обоженное, зрящи на Престоле Божии» 131 . Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании между гробами праведных Ее родителей и Иосифа Обручника. «Похоронил лик апостольский принявшее Бога тело Пресвятой Девы» 132 . «О, дивное чудо, – восклицает Церковь , – источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси ( Быт. 28, 10–17 ) гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме» 133 . На третий день, когда апостол Фома, не бывший при кончине и погребении Пресвятой Богородицы, пришел в Гефсиманию и для него был открыт гроб, Пречистого тела Богоматери там уже не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Большое внимание уделено православным святыням, которым с особым трепетом поклоняются верующие, – благодатным образам Пресвятой Богородицы. Когда, по преданию, апостол Лука впервые написал несколько икон Богоматери и принес их к Ней, то Она сказала: «С этими иконами отныне будет Моя благодать, и благодать родившегося от Меня». И теперь эти знаки любви тысячами икон радуют сердца миллионов православных людей. Порядок описания святынь дается по странам, в основном в соответствии с установленным диптихом церквей, за исключением Святой Земли, поставленной впереди, как общей колыбели христианства. А также России, стоящей большим блоком к концу книги, дабы не нарушить единство восприятия раздела стран дальнего зарубежья. Святая Земля. Израиль Для каждого христианина слова «Святая Земля» наполняются великим смыслом, при этом сердце верующего, словно по камертону, невольно настраивается на возвышенные образы. Святая Земля была колыбелью христианства и на протяжении веков остается его духовным центром. Недаром ее называют «пятым евангелием», потому что здесь все благовествует о Христе. Ее святыни уникальны тем, что большинство из них нам хорошо знакомы по Евангелиям, а названия Вифлеем, Назарет, Гефсимания, Елеон звучат для многих как родные имена. И именно здесь, как нигде, ощущается живое дыхание древней истории. Иерусалимскую православную церковь справедливо называют Матерью всех христианских Церквей, поскольку отсюда началась проповедь Христа, здесь произошло сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, здесь совершилось первое таинство евхаристии, положившей начало всей Церкви. Здесь вершились величайшие события Нового Завета – Рождество Христово, Преображение на горе Фавор, творились многочисленные чудеса; здесь Господь прошел Крестный путь на Голгофу. Здесь свершились Воскресение и Вознесение Христово и отсюда апостолы понесли миру свет нового учения, которое озарило новый путь европейской цивилизации. Первым епископом Иерусалимской церкви стал апостол Иаков, брат Господень, который принял мученическую кончину в 62 г. от рук царя Ирода Антипы. А первой жертвой гонений на христиан в Иерусалиме стал первомученик архидиакон Стефан – иудеи забили его камнями. В Иерусалиме в 50 г. прошел первый Апостольский собор, положивший начало истории Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

«Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть»– засвидетельствовал Сам Христос-Истина ( Ин.6:63 ). Православие это – подлинное и никакими человеческими измышлениями не извращенное учение Христово, а оно, по словам Самого Христа, есть дух и жизнь. В чем же этот дух Православия? Каков он? Дух Православия, как ясно учит о сем Слово Божие, в его аскетической отрешенности от мира сего, во зле лежащего ( 1Ин.5:19 ). «Царство Мое не от мира сего»– отвечал Христос на вопрос Пилата убо Царь ли еси Ты? ( Ин.18:36,37 ), а Своим апостолам в Своей прощальной беседе внушал, что они «не от мира сего» ( Ин.15:19 ), как и Он – «не от мира» ( Ин.17:16 ). «Мир» – это вся совокупность греховных страстей и похотей, воюющих в мире. Эти греховные страсти настолько поработили людей, чуждых Христову учению, не пожелавших отдаться всем сердцем Христу, что «князем мира сего» именуется диавол. Таковым называет его никто иной, как Сам Христос, пришедый спасти мир ( Ин.12:31 ). Это потому, что, по словам возлюбленного ученика Христова, «все, еже в мире: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Поэтому: «Не любите мира», взывает он, «ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ). Совершенно согласно с ним учит и св. апостол Иаков, брат Господень. «Прелюбодеи и прелюбодейцы, – говорит он, – не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Не одним монахам, а всем христианам внушает великий апостол языков Павел эту аскетическую отрешенность от мира, говоря: «Пользующиеся миром сим должны быть, как не пользующиеся» ( 1Кор.7:31 ). Православие это – целостное жизненное мировоззрение, которое конечной целью своей ставит отнюдь не благоустроение этой земной жизни, как некоторые ошибочно думают, а воспитание цельных духом граждан для будущего небесного царствия. Поэтому оно совершенно исключает всякую уступку, всякое соглашательство с миром сим, во зле лежащим. Для подлинно православного христианина не может быть и речи о каком бы то ни было компромиссе со злом: самая мысль об этом ему отвратительна, ибо духовной природе его совершенно чужда какая бы то ни было двойственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти. На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д. Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной. Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27). Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели — творцы богослужебных текстов , наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Как часто бедные, подобно Лазарю, более склонны к смиренной покорности своей доле, безропотному терпению посылаемых Богом бедствий житейских! Недаром Господь призывал к Себе прежде всего бедных и говорил: «блаженны нищие», «горе вам, богатые» ( Лк.6:20, 24 )! Ибо так часто бедные бывают и «нищими духом» и чрез нищету духовную обогащаются христианскими добродетелями, а богатые в веке сем так редко имеют склонность богатеть добрыми делами, собирать себе сокровище, «доброе основание для будущего, чтобы достигнуть жизни вечной» ( 1Тим. 6, 18–19 )! Недаром святой апостол Павел говорил коринфским христианам: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор. 1, 26–28 ). Или, как говорит ныне празднуемый святой апостол Иаков, брат Господень, в послании: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2, 5–7 ). Посмотрите и теперь хотя бы на наполняющих храмы: много ли среди молящихся здесь богатых, знатных, благородных мира сего? Не простые ли люди здесь преобладают? Правда, и богатые иногда жертвуют на нужды войны и иные, занимаются в разных комитетах по общественной благотворительности, но делают все то часто «от избытка своего», ничем почти не жертвуя, ни в чем себя существенно не стесняя. Между тем Богу угоднее лепта вдовицы бедной, которую она отдает в дар Богу от скудости своей, терпя нужду крайнюю в пропитании своем ( Лк. 21, 1–4 ). Как часто бедны и нищи эти люди богатые, знатные, благородные в деле Христовых добродетелей! Они думают, что пришли в храм, помолились пред святою иконою, поставили свечу, иногда, быть может, вздохнули под наплывом мыслей и чувств, навеянных святостью храма, жилища Бога небесного, и вот уже открыто для них должно быть лоно Авраамово: все остальное, чего недостает им до добродетелей Авраамовых, должен восполнить Христос, Который пострадал за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010