Быт. 29:1–14 Потом Иаков продолжал свой путь и дошел, наконец, до Харрана. Пред городом на поле он увидел колодезь и около него три стада мелкого скота. Он подошел к пастухам и сказал им: «братия! откуда вы?» Они отвечали: «мы из Харрана». Тогда он спросил их: «знаете ли вы Лавана, из дома Нахорова?» Они отвечали: «знаем». Он еще спросил: «здоров ли он?» Они отвечали; «здоров», и потом указали: «вот Рахиль, дочь его, идет с овцами». Пока еще она приближалась, Иаков продолжал свой разговор и заметил пастухам: «вот, дня еще много, не время собирать стада; напойте скот и подите пасите». Ему отвечали: «нельзя. У нас положено дожидаться, пока не соберутся все стада: тогда мы отваливаем камень с устья колодезя и начинаем поить овец». В продолжение этого разговора пришла Рахиль со стадом овец, которых она пасла у отца своего. Как только Иаков увидел ее со стадом, тотчас подошел к устью колодезя, отвалил большой камень, который закрывал его, и дал пить овцам Лавановым. Потом Иаков поцеловал Рахиль и со слезами радости объявил ей, что он родственник отцу ее, и именно сын Ревеккин. Она тотчас же побежала и сказала отцу своему. Лаван, услыхавши, что пришел сын сестры его, выбежал навстречу, обнял, поцеловал Иакова и ввел его в дом свой. Иаков рассказал ему свои приключения. Лаван уверил его, что принимает в нем участие, как самый близкий его родственник. Быт. 29:14–30:24 Иаков прожил у него месяц, и в это время помогал ему и умными советами в домоводстве, и усердным трудом. Чувствуя и видя это, Лаван сказал ему: «неужели ты даром будешь работать на меня потому только, что ты родственник? Скажи мне, какую тебе назначить плату?» Иаков отвечал: «я готов служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою». У Лавана была еще дочь, старше Рахили, Лия, но Иаков полюбил Рахиль, потому что эта была красива станом и прекрасна лицом, а у Лии зрение было болезненное. Лаван сказал: «(согласен) для меня лучше отдать ее за тебя, чем за кого-нибудь другого; живи у меня». Таким образом, Иаков служил за Рахиль семь лет; и они прошли для него очень скоро, потому что он любил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И вот эта философия Едома – она живет и в наше время! В пророческих текстах имя «Едом» означает очень многое: оно уже не связано только с историческим Исавом. «Едом» – это символ готовности из-за ежесекундных наслаждений отречься от вечных благ. Своим власяным покровом «Исав» показывает, что благо животной и скотской жизни для него дороже преимуществ блаженного счастья жить в Боге и с Богом. Он хочет все получать теперь же и сейчас – это попытка и Исава (Едома), подобно построению Вавилонской башни «от земли до неба», как и его потомков, возвыситься над всем миром («все выше, и выше, и выше»). Это тоже знакомая история! « Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство » ( Быт. 25:31 ). Неужели Иаков проявляет хитрость? Нет! Иаков понимает, что такой человек не может быть лидером столь славной семьи! Он не может быть патриархом народа Божьего – его приоритеты совсем другие. До этого Иаков никак не оспаривал его первородство, но теперь, когда он рассмотрел своего брата, он сказал: «Продай мне первородство теперь же, сейчас! Раньше бы я у тебя этого не попросил, но теперь я вижу, теперь я понимаю!» «И увидел Иаков, что Исав пренебрегает своим первородством, и начал ухищряться, чтобы присвоить последнее себе, уповая на Бога, Который сказал: «больший будет служить меньшему»…( Быт. 25:23 ) И поклялся Исав, и продал свое первородство, а Иаков отдал ему кушанье, и тот ел. И Писание, показывая, что Исав не от голода продал свое первородство, добавляет, что после того, как он ел, он встал и пошел; «и пренебрег Исав первородство» ( Быт. 25:34 ). Итак, не от голода он продал первородство свое, но из пренебрежения, как ничего не стоящее, отдал за ничто» 282 . То есть, Иаков в этом смысле, ничего не украл у Исава, а скорее подобрал то, что тот отбросил от себя, чем тот пренебрег. Сказано: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ). « Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство » ( Быт. 25:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иаков вошел к отцу и сказал: «Отец мой!» Исаак спросил: «Кто ты, сын мой?!» Иаков отвечал: «Я – Исав, твой старший сын, встань, поешь, что я изловил, и благослови меня». Исаак сказал: «Пойди ко мне, сын мой!» Иаков подошел к отцу, а он провел рукой по лицу и рукам Иакова и сказал: «Голос как будто Иакова, а руки и шея Исава». И еще спросил: «Точно ли ты Исав?» Иаков отвечал: «Да, я – Исав». После этого Исаак стал есть и, поев, сказал: «Поди сюда, сын мой, и поцелуй меня». Иаков подошел к отцу и поцеловал его, затем стал на колени. Старый благочестивый отец положил ему на голову руки и благословил его так: «Да даст тебе Бог множество хлеба и вина; будь господином над твоими братьями; да будет проклят тот, кто станет проклинать тебя, и да будет благословен тот, кто благословит тебя». Только Иаков вышел от отца, как пришел с поля Исав. Он принес Исааку любимое кушанье и сказал: «Встань, отец мой, поешь, что я изловил, и благослови меня». Услыхав голос Исава, Исаак ужаснулся и сказал: «Кто же это приносил мне поесть, и я ел и благословил его? Это Иаков приходил с хитростью и получил благословение! Он и будет благословен!» Тогда Исав горько заплакал и сказал: «Отец мой! Благослови и меня». Исаак сжалился над ним и сказал: «Вот и тебе даст Бог плодородную землю; ты будешь служить своему брату, но некогда сбросишь с себя его власть». С этой поры Исав стал ненавидеть своего брата и говорил: «Как только умрет отец, я убью Иакова». Путешествие Иакова в Месопотамию (за 1877 лет до Рождества Христова) Когда Исаак и Ревекка узнали, что Исав ненавидит Иакова и хочет убить его, они сказали Иакову: «Уйди ты в Месопотамию к своему дяде Лавану, поживи у него, пока минет гнев Исава, и там женись на дочери Лавана, твоего дяди». Сказав это, они благословили его в путь. Иаков отправился в путь один и шел до самого вечера. Потом, когда наступила ночь, он лег на землю, положив под голову камень, и заснул. И вот видит он во сне лестницу, которая стоит на земле, а верхним концом касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху стоит Господь и говорит ему: «Я – Бог Авраамов и Бог Исааков, не бойся! Я дам тебе и твоему потомству землю, на которой ты спишь. А потомства у тебя будет так много, как песка в море. Я не оставлю тебя и возвращу в эту же землю». При этом ему, как и Аврааму, дал Бог обещание, что от его потомства родится Спаситель мира. Пробудившись ото сна, Иаков сказал: «Место это святое», и полил елея на камень, на котором спал. Потом он дал обещание устроить на этом месте жертвенник, когда Господь благополучно возвратит его в дом отца, и пошел далее.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Когда они возвратились в землю Ханаанскую, то стали рассказывать отцу, что Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею египетскою. Но сердце его было холодно: он свыкся с мыслию, что Иосифа уже нет: и потому эти вести не казались ему истинными. Сыновья начали ему пересказывать все слова, какие говорил им Иосиф. Иаков мало-помалу вслушивался; посмотрел, и увидал колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его: тогда ожило родительское сердце. Он прервал их рассказы о богатстве и славе Иосифа. И сказал: «довольно! еще жив сын мой Иосиф! пойду насмотрюсь на него, пока не умер!» Но Иаков отправился прежде в Вирсаву, чтобы жертвоприношением и молитвою испросить благословение Божие на путь в том месте, где Господь являл волю Свою Аврааму и Исааку. И Бог явился Иакову в ночном видении и сказал ему: «не бойся идти в Египет: там и произведу от тебя великий народ. Сам пойду с тобою в Египет; и Сам выведу потомство твое оттуда. Между тем Иосиф своею рукою закроет очи твои». Ободренный откровением, Иаков продолжал свой путь к Египту. С ним были все дети его с своими семействами и все их имущество. Приближаясь к пределам Египта, Иаков послал перед собою Иуду известить Иосифа о своем прибытии. Иосиф выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем; и, увидевшись с ним, пал на шею ему и долго плакал. При этом Иаков сказал Иосифу: «пусть умру я теперь, когда увидал твое лице и узнал, что ты жив». Потом Иосиф взял с собою пятерых из своих братьев и представил их Фараону. Фараон спросил у них: «какое обыкновенное ваше занятие?» Они отвечали: «с ранней молодости мы занимались скотоводством, и мы, рабы твои, и отцы наши. Но теперь в Ханаанской земле у нас сильный голод; и нет пастбищ для скота. И потому мы пришли сюда просить дозволения поселиться нам со стадами в земле Гесем». Тогда Фараон, обратившись к Иосифу, сказал: «отец твой и братья твои пришли к тебе. Земля египетская перед тобою. На лучшем месте земли посели отца своего и братьев. Пусть они живут в земле Гесем. И если знаешь, что между ними есть люди способные: поставь их смотрителями над моими стадами». Прибыл в столицу и Иаков. Иосиф представил и его Фараону: и Иаков приветствовал Фараона, пожелавши ему благословения от Бога. Между прочим Фараон спросил Иакова: «сколько лет жизни твоей?» Иаков отвечал: «дней странствования моего только сто тридцать лет; кратки и несчастны дни моей жизни, они не сравнялись с годами, до каких доживали отцы мои во дни странствования своего». Опять пожелал Иаков благословения от Бога Фараону, и вышел от него. После этого Иосиф поселил отца своего и братьев своих в сопредельной с Аравиею, самой плодородной области Египта, Гесем, называшейся иначе, по главному в ней городу, Рамесес; и доставлял хлеб отцу своему и братьям своим с их семействами. IV. Евреи в Египте

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Лавану не хотелось отпустить его; он сознавал, что за Иакова Господь благословил его. Иаков заметил, что ему время уже работать и для своего дома. В самом деле, от роду ему было уже девяносто один год, за какую награду согласится он остаться при его стадах? Иаков, предоставляя Богу наградить его, предложил Лавану отделить самый дорогой скот, и именно белых овец и черных коз, и дать ему пасти эти стада, с тем, что если родятся у него козы с крапинами и с пятнами и овцы черные, то они остались бы ему наградою, а всякий другого цвета приплод отдаваем бы был на руки сыновьям Лавановым. Лаван очень охотно согласился на это предложение. Но козы стали рождаться все пестрые и овцы черные. Видя это, Лаван изменил условия; и делал это не раз; но какого бы цвета овец и коз ни назначал он в награду Иакову, такого цвета они и рождались. И в шесть лет Иаков сделался весьма богат: через продажу мелкого скота он приобрел себе и рабов, и верблюдов, и другого рода мелкий скот. Быт. 31 Не удивительно, что после всего этого Иаков сделался предметом зависти в доме Лавана. Сыновья его явно говорили, что Иаков обогатился имением отца их; и сам Лаван не так благосклонно смотрел на зятя своего, как прежде. Иаков начал думать о возвращении в Ханаан и ждал только позволения Божия. Бог явился ему во сне и сказал: «Иаков! Я вижу все, что Лаван делает с тобою. Теперь встань, поди, возвратись отсюда на родину свою, и Я буду с тобою». Тогда Иаков вызвал Рахиль и Лию в поле, где он находился при стаде, сказал им, с какою несправедливостью поступил с ним отец их, и как неприязненно он начал смотреть на него; и открыл, что Бог повелевает ему возвратиться в землю свою. Рахиль и Лия сказали ему: «делай все, что Бог повелел тебе». После этого Иаков взял все свое имущество, собрал весь скот, который приобрел в Месопотамии, посадил детей и жен своих на верблюдов и пошел к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. Лавана в это время не было дома: он отправился стричь свой скот. Воспользовавшись его отсутствием, Рахиль похитила идольские изображения, которые были у отца ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Лествица , виденная во сне Иаковом, прообразовала Божию Матерь, от Которой Сын Божий родился на земле. 16. Пребывание Иакова у Лавана и возвращение на родину Иаков пришел в Месопотамию, поселился у дяди своего Лавана и пас его стада. По прошествии месяца, Лаван спросил Иакова, какую плату желает он получать за свои труды? У Лавана же было две дочери: старшая Лия была слаба глазами, а младшая Рахиль была красива лицом. Иаков полюбил Рахиль и потому сказал Лавану: «я буду служить тебе семь лет, чтобы ты выдал за меня младшую дочь твою». Лаван согласился. По прошествии семи лет он устроил брачный пир; невеста, по обычаю того времени, была под покрывалом. Когда же Иаков снял покрывало, то увидел, что Лаван обманул его и выдал за него, вместо Рахили, Лию. «Что ты сделал со мною? зачем ты обманул меня?» укорял он Лавана. Последний, оправдываясь тем, что у них не выдают младшей дочери раньше старшей, предложил Иакову взять в жены и Рахиль с тем, чтобы он служил за нее еще семь лет. Иаков согласился и женился также на Рахили. Из жен своих Иаков больше любил Рахиль. Но Господь сжалился над Лиею и благословил ее обилием детей, Рахиль же долгое время была бездетна. Наконец, Бог дал и ей сына, которого она назвала Иосифом. После четырнадцатилетнего пребывания у Лавана Иаков хотел возвратиться домой. Но Лаван, видя, что Бог благословил его ради Иакова и что при нем увеличились его стада, упрашивал Иакова остаться еще и работать за плату. Иаков согласился, выговоривши себе за труд всех черных овец и пестрых коз, какие родятся в стадах. И в этот год лучшие овцы родились черными, а козы пестрыми. Лаван несколько раз менял условие, но Господь помогал Иакову и всегда рождалось больше того скота, который приходился на его долю. Он стал быстро богатеть, что возбудило зависть Лавана. Тогда, по повелению Божию, Иаков с семейством и со всем имуществом своим, состоявшим из мелкого и крупного скота, рабов и рабынь, отправился на свою родину. На пути Иаков узнал, что Исав идет к нему навстречу с 400 вооруженных людей. Опасаясь мести брата, он разделил рабов и скот на два стана, чтобы, в случае нападения Исава на один стан, другой успел спастись. Он выслал также вперед богатые дары, чтобы смягчить сердце брата своего, и обратился к Господу с горячею молитвою о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Между тем, чтобы все-таки умилостивить своего брата, Иаков выделил из своего каравана значительную часть стад и послал их в качестве подарка Исаву, а сам с семейством и остальным караваном двинулся позади и, переправив их через брод потока Иавок, текущий между Галилейским озером и Мертвым морем в реку Иордан, сам остался один, и тут совершилось одно из самых таинственных и великих событий в жизни Иакова. Место это поражает своею пустынною красотою. Самый поток бежит в глубокой ложбине, сплошь закрытой чащею олеандров и других ароматических кустов. Наступила ночь уединения для трепещущего за свою судьбу Иакова. Над головой блистали бесчисленные звезды, кругом царила мертвая тишина, нарушаемая лишь журчанием потока и отдаленными отголосками звуков от каравана. И в эту-то ночь «боролся некто с ним, до появления зари; и увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним». Таинственный противник, вступив в борьбу с Иаковом, хотел испытать мужество его веры и настойчивость его молитвы. И Иаков доказал это тем, что даже раненый он поборал своего противника и до тех пор не выпустил его из рук, пока тот не благословил его, сказав: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Иаков нарек имя месту тому: «Пенуэл», в знак того, что он «видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа его». Взошло солнце и Иаков, хромая на бедро, поспешил к своему каравану. Но что означало все это событие? «Некто», боровшийся с Иаковом «до появления зари», был Иегова. Иаков, правда, был верующим наследником обетований своих отцов, но вся его жизнь была некоторыми образом борьбою с Богом, так как он старался достигнуть успеха своею собственною силою и своею собственною хитростью. Думая, что он борется с человеком, в действительности он боролся с Богом, – поэтому и Бог боролся с ним. И вот наконец дальнейшая борьба для него теперь сделалась невозможною, потому что Бог «коснулся состава бедра его» и сделал его хромым и бессильным. Пред лицем приближавшегося Исава Иаков был беспомощен. Но прежде чем встретиться лицом к лицу с страшным земным противником, Иаков должен был сначала встретиться с Богом, с которым он уже давно боролся, хотя и несознательно для себя. Борьба с Исавом была ничто, но борьба с Богом – все. Господь не мог быть на стороне Иакова, пока он полагался на свои собственные силы; но теперь, будучи хромым и сознавая свою полную беспомощность, Иаков понял, что есть другое оружие, гораздо действеннее всякого меча, именно молитва . И когда он понял это, то, получив благословение от боровшегося с ним Бога, сделался непобедимым, не Иаковом уже, а Израилем, князем пред Богом, победителем человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Обратимся теперь к самому учению о страстях. Св. Отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: «Похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть» (Иаков. 1, 15). — Вот оно и здесь учение о грехе, как о смерти, и тот, кто отвратит от греха ближнего, тот воскрешает душу, умирающую от греха, или умершую, и через то покроет множество грехов. Наших подвижников часто укоряют за то, что они призывают к плачу. «О чем же нам плакать?» Да коли есть грехи, то надо и плакать — «Плач есть укоренившаяся скорбь души», — говорят св. Отцы, а здесь у Апостолов: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач и радость в печаль» (Иаков. 4, 9). Да, если вы желаете идти по пути обожения, то очиститесь: «Очистите руки ваши, грешники, исправ-те сердца, двоедушные» (Иаков 4, 8). Заметьте, что Иаков дает почти полный перечень страстей, о борьбе с которыми говорят Св. Отцы. Чтобы не очень затруднять вас, я перечислю только некоторые. Прежде всего гнев. Гнев — это та страсть, борьба с которой очень подробно разработана Св. Отцами, и о ней же прежде всего говорит этот епископ 12-ти Израильских колен. Затем он говорит о той страсти, которую мы так же хорошо знаем по писаниям Св. Отцов — о многоглаголании и о борьбе с языком: «Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иаков. 1, 26). И далее — «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иаков 3, 2). Еще сильнее говорит он в другом месте: «Мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иаков. 3, 3—4), и отсюда и ложь — «язык — огонь, прикраса неправды» (Иаков. 3, 6). Точно так же сталкиваемся мы в послании Апостола Иакова с упоминанием и о других страстях, которые вовсе не придуманы св. Отцами, теми, которые где-то там, «в горах, в вертепах, в пропастях земных» спасались. Страстями, которые есть у каждого из нас, ибо не пустынникам, ушедшим от мира, пишет Апостол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

По истечении 14-летнего срока Иаков оставался еще шесть лет у тестя своего Лавана. В продолжение сего времени Бог благословил Иакова большим богатством, которое состояло в рабах и рабынях, в верблюдах и рогатом скоте, так что Лаван наконец стал завидовать зятю своему. Заметив это, Иаков стал скорбеть. Тогда Бог сказал ему: «Теперь возвратись в землю отца твоего, Я буду с тобою!» Послушный гласу Божию, Иаков послал за женами своими и объявил им намерение свое удалиться от Лавана, прибавив, что на это есть воля Божия. Когда Лия и Рахиль согласились на это предложение, он тотчас собрал детей и слуг своих и, нагрузив имение свое на верблюдов, отправился в путь со всеми стадами своими. Три дня Лаван не знал, что Иаков ушел от него. Но лишь только ему донесли о том, как он пустился за ним в погоню. Дорогою же Бог открылся во сне Лавану и сказал ему: «Берегись оскорбить Иакова!» Тогда Лаван смирился и заключил с Иаковом союз на горе Галаадской, после которого они расстались мирно. Между тем Иаков, боясь мести брата своего, послал наперед к нему послов с известием о своем возвращении. Услышав о сем, Исав сам пошел к нему навстречу с 400 рабов. Иаков испугался этого и разделил стада свои на две части, говоря: «Если Исав нападет на одно стадо и истребит его, то спасется хотя другое!» А между тем он так молился Богу: «Боже отец моих! Я слишком недостоин милосердия Твоего и правды Твоей, которые Ты явил над рабом Твоим. Ничего не было у меня, кроме посоха сего, когда перешел я за Иордан; теперь же возрос я в два полка. Избавь меня от руки брата моего Исава, ибо Ты же сказал: благо тебе сотворю!» Засим он выбрал самое лучшее из скота своего и, разделив на несколько стад, послал навстречу Исаву, приказав слугам говорить ему: «Это посылает раб твой, Иаков, господину своему Исаву». Потом он переправил семейство и остальные стада свои через небольшую речку Иавок; сам же остался один. В это время с ним боролся Некто до утренней зари. Когда же стало светать, говорит ему Неизвестный: «Отпусти Меня, ибо занялась заря!» Но Иаков отвечал: «Не отпущу, если не благословишь меня!» Но Тот сказал ему: «Отселе будешь ты называться не Иаков, но Израиль (то есть Богоборец) будет имя тебе: ибо, боровшись с Богом, ты и людей превозможешь!» Потом благословил его и скрылся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Поединок у реки Теперь Иаков со всей своей семьей приближается к Ханаану, земле, которую Бог обещал ему и его потомкам. Он бежал оттуда с пустыми руками, теперь возвращается с женами, детьми, слугами и множеством скота – но не поспешит ли ему отомстить обиженный брат, Исав? Иаков в смятении. Восточной границей Земли обетованной, Ханаана, тогда служила небольшая речка по имени Иавок. Иаков переправляет свое семейство, предусмотрительно разделив его на две части: пусть в случае нападения Исава выживет хоть одна! Люди и скот уже перебрались вброд, наступала ночь, Иаков был на берегу один… «И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся бедра его и повредил состав бедра у Иакова». И тут между ними разыгрался удивительный диалог. Таинственный Незнакомец сказал: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», – ответил Иаков. Незнакомец спросил у Иакова его имя, а потом сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Что означали эти слова? Неужели Иаков действительно боролся с Богом? Многие считают, что подумать так – значит низвести Бога до уровня простого человека. Праведник боролся с ангелом, говорят они, наверное – с ангелом-хранителем Исава, который не хотел впускать его в Ханаан (а такая версия допускает непочтительность по отношению к ангелам). А может быть, этими словами изображена борьба двух начал в душе самого Иакова… Наверное, мы вполне можем доверять слову Писания: Иаков действительно боролся с Богом. Так что же, Бог признал Себя побежденным? Но ведь и родители, играя с детьми, могут поддаться и уступить им победу. Странно было бы видеть отца-тяже-ловеса, который всерьез борется со своим малышом как с равным… Может быть, Бог так же поддался Иакову. Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, что для верующего человека означает – с Богом. Это не значит, что Бог никак не хотел дать ему лучшего места под солнцем, напротив, Он постоянно подтверждал, что остается на его стороне. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время ждет, что ребенок сам как следует потрудится для достижения желанной цели. Богоборчество Иакова – не атеизм, не отрицание Бога и борьба против Него, а форма диалога, в котором человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это напряженный диалог между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010