Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ, АЗАДАН И АВДИКИЙ Иаков [греч. Ικωβος], Азадан [Аза; греч. Αζς, Αζης, Αζαδνης] и Авдикий [Абдиисус; греч. Αβδιησος], мученики Персидские (пам. 10 апр., пам. зап. 22 апр.). Согласно визант. церковному историку V в. Созомену, пресв. И., диаконы Аз. и Ав. пострадали при персид. шахе Шапуре II (309-379) вместе со священномучениками Акепсимом, Иосифом и Аифалом . Однако в сир. (BHO, N 22) и греч. (BHG, N 15-20) версиях Мученичества этих святых сведений об И., Аз. и Ав. не содержится. П. Петерс предположил, что Созомен пользовался неск. независимыми сир. источниками, сведения об И. и Аз. были почерпнуты им из сир. Мученичества (BHO, N 423). Согласно этому источнику, И. был родом из дер. Аспаргальтар, Аз.- из Бет-Наггаре (обе деревни предположительно находились в Адиабене). Они были схвачены и доставлены «первомагу» (мобеду) г. Арбела, к-рый долго пытал их, затем велел привязать обнаженными к дереву и оставить на морозе на всю ночь. После вторичного отказа принести жертвы солнцу И., Аз. и Ав. были усечены мечом в Страстную пятницу 371 или 377 г. Совершивший казнь палач омыл меч в небольшом озере неподалеку от места казни, и его воды обратились в кровь. Ав. может быть отождествлен с мч. Авдиесом (по-гречески их имена пишутся одинаково), чья память вместе с мучениками Персидскими Илиодором и Досой (Дисаном), Мариавом и др. 9 апр. В таком случае он был казнен в 362 или 364 г. В сир. мартирологе IV в. Аз. и Ав. упомянуты в числе диаконов, пострадавших при Шапуре II (Un Martyrologe. P. 26). Различные греч. синаксари помещают память И. и Аз. под 10, 14, 15, 17 и 18 апр. Сведения в Римском мартирологе под 22 апр. основаны на сообщении Созомена. Бытующая в рус. традиции форма имени Авдикий объясняется среднегреч. и новогреч. формой Αβδσιος (Авдисий). Ист.: BHO, N 22, 423; Bedjan. Acta. Vol. 4. P. 137-141 [BHO, N 423]; SynCP. P. 596, 601, 604, 608, 611-612; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 26. (PO; T. 10, fasc. 1); Sozom. Hist. eccl. II 12.

http://pravenc.ru/text/200307.html

Мученики Иаков, Азадан и Авдикий . В прологе и четье минее нет сведений об них. В прологе Азадан называется Азою. В месяцеслове Василия 14 апр. говорится только об Иакаве и Азе, что они, представленные начальницу магов, сперва мучены голодом в темнице, потом начальник велел положить в ноздри их горчицу и уксус, обнажить их и повесить на дереве на всю ночь на морозе, утром сечь; затем они снова заключены в темницу и, быв выведены, усечены. Когда палач пришел к болоту омыть свой меч; то вода от сего обратилась в кровь и довольное время спустя высохла. Созомен упоминает в числе мучеников персидских взятых с епископом Акерсимою о Иакове и диаконах Азадане и Авдиисусе или Авдикие (по латин. переводу кн. II. гл. 12), а Акепсима замучен в 380 году. (См. 3 ноября). 11 Священномуч. Антипа цергамский . В Деяниях св. (Apr. II. 3 и 965) тоже сказание, что и в славянской четьей минее, который впрочем нет окончания замечательного. В нем говорится, что мощи святого положены в сем месте Пергема, где мы собираясь, воздаем благодарение Богу, что то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами и многие в нем совершаются исцеления. Из сего видно, что составитель актов не Метафраст, а житель Пергама. В одном прологе святому приписывается постоянное излияние мира и исцеление от болезней особенно зубных, последнее есть и в славянском прологе. По свидетельству Кедрина (XI в.) при Феодосии Великом привезен в Константинополь тот бык, в котором сожжен был св. Антипа в Пергаме. (Cal. univ. eccl. Т. VI. 248). Мучч. Прокесс и Мартиниан . В славянском прологе, на основании Григория Двоеслова , говорится только, что сии латиняне пострадали и мощи их в Риме. Но в римской церкви память их славна издревле. В Деяниях св. (Iul. I. 300) довольно пространные сведения о них. Из мартиролога Адона (9 в.) и из жития их видно, что Прокесс и Маргиниан были надзирателами в мамертинской темнице в то время, как апп. Петр и Павел, по приказанию Нерона, заключены были в нее. Видя чудеса, совершаемые апостолами в темнице, они обратились ко Христу и когда апостол Петр после молитвы, начертав крест на тарпейской скале, извел из горы воду, то крестились не только они, но и прочие заключенные 47 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мученики: Терентий, Африкан, Максим, Помпиий, Зинон, Александр, Феодор и др, всех числом 40, пострадали в Африке, в III веке, от правителя Фортуната. К правителю приведено было множество христиан, и многие из них, увидев приготовленные для мучения непослушных орудия казни, отреклись, но эти святые мученики решились на всякие муки ради Христа; тогда предали их жестоким мучениям и наконец всех умертвили. Во время страданий, по их молитве, идольской храм, находившийся близ места казни, вдруг разрушился, и все идолы в нем разбились. Мученики Иаков пресвитер, Азадан и Авдикий, диаконы, были замучены в Персии при царе Сапоре 2-м, около 380 г. Взяты были вместе с епископом Акепсимой (память его 3 ноября). 11-е число Священномученик Антипа был учеником Иоанна Богослова и епископом пергамской Церкви в Малой Азии. Несмотря на то, что в его время страшно гнал христиан император Диоклетиан, св. Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка, в идольском капище. Тело его не сгорело от огня, и было погребено христианами. Св. Антипа обладал даром исцелять болезней, особенно зубную. Преподобный Фармуфий подвизался в одной из египетских пустынь в IV веке. Он приносил пищу св. Иоанну, 10 лет подвизавшемуся в пустом колодезе (память коего 29 марта). Мученики Прокесса и Мартиниан были надзирателями темницы в Риме в то время, когда свв. апостолы Петр и Павел были заключены тут. Видя чудеса апостолов, они крестились и выпустили самих апостолов из темницы. За это Нерон подверг их мучениям и, наконец, предал смерти. Мощи их находятся в Риме, в соборе св. ап. Петра, в приделе. Преподобный Иаков был дворянского происхождения и учеником св. преп. Сергия Радонежского. В 1392 г. поселившись в 30 верстах от г. Галича, Костромской губернии, в глухом лесу, или бору, у железных рудников, основал тут обитель при помощи великого князя московского Василия Дмитриевича, в благодарность за молитву об исцелении его супруги, почему и называется Железноборовским. В монастыре устроено было св. Иаковом строгое общежитие: иноки ничего не считали своею личной собственностью, и средства для обители добывали земледелием. Скончался св. Иаков в глубокой старости, в 1442 г. Как при жизни, так и по смерти прославился чудотворениями. Мощи его покоятся под спудом в его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Схватив Тарвулу и прочих, маги осудили их на смерть и, перепилив на двое пилою, повесили их – с тою целью, чтобы, для отвращения болезни, царица прошла посреди этих вывешенных частей. Говорят, что Тарвула была благообразна и весьма хороша на вид, и что один влюбленный в нее маг, желая склонить ее к постыдной связи, тайно подсылал ей денег и, если она согласится, обещал спасти ее и бывших с нею. Но Тарвула, не обратив и слуха к бесстыдному предложению, осыпала укоризнами и возненавидела распутника. Она охотнее согласилась умереть, чем нарушить девство. Между тем, по силе Сапорова указа, которым, как выше сказано, предписывалось других оставить, а брать одних только священников и христианских учителей, маги и начальники магов, проходя по персидской земле, тщательно преследовали епископов и пресвитеров, особенно же в стране Адиавинской; ибо эта персидская область была наполнена Христианами. Глава 13 В это время схватили они епископа Акепсиму и многих его клириков; но потом рассудив, удовольствовались задержанием одного предстоятеля, а всех прочих отпустили, отняв у них имение. Однакож некто пресвитер Иаков добровольно последовал за Акепсимою и, упросив магов заключить себя в узы вместе с ним, усердно прислуживал старцу, облегчал его страдания, сколько мог, и врачевал его раны. Вскоре по задержании Акепсимы, маги жестоко мучили его сырыми жилами, принуждая поклониться солнцу; но так как он не согласился, то опять заключили его в узы. В то же время за учение христианское содержались в темнице и жестоко были терзаемы магами пресвитеры Аифала и Иаков, и диаконы Азадан и Авдиисус. По прошествии долгого времени, великий начальник магов доложил о них Царю и, получив позволение мучить их, как хочет, если не поклонятся солнцу, объявил узникам об этом повелении Сапора. И так как узники решительно отвечали, что отнюдь не будут изменниками Христу и не поклонятся солнцу; то он подверг их жесточайшим мучениям. Акепсима, мужественно перенося страдания за исповедание веры, скончался, – и некоторые из бывших в Персии армянских заложников, тайно взяв останки его, погребли их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Иаков, еп. Нисивийский, ум. позже 341. 13 янв. Иаков пресв., ревнитель, муч. Персидский (около 345 г.), с Иоанном еп. 1 ноября. Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы, мучч. Персидские ок. 380. 10 апр. Иаков Персянин, муч. в 421 г. при Вараране. 27 ноября. Иаков, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Иаков, отшельник Сирийский, позже 457. 26 ноября. Иаков постник, подвиз. близ Кармильской горы в 6 в. 4 марта. Иаков, муч. Цареградский при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 авг. Иаков преп., епископ и исповедник при Копрониме. 21 марта. Иаков, преп. Студийский, исповедник, ум. 820. 24 марта. Иаков, еписк. Ростовский, ум. 1392. 27 ноября. Иаков, Боровичский чудотворец, ум. ок. 1540. 23 окт. Иамвлих, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Ианикит, из 45 мучч. Никопольских ок. 320 года. 10 июля. Ианнуарий, муч. Керкирский, с ап. Иасоном и др. 28 апр. Ианнуарий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст диаконы и др., мучч. Путеольские ок. 305 года. 21 апр. Иароя, муч. Киринейская при Диоклетиане, с Феодором еписк. 4 июля. Иасон, ап. из 70. 28 апр. Иасон, муч. Римский, сын муч. Клавдия трибуна, из дружины Крисанфа и Дарии. 19 марта. Иафет, праотец. В нед. праотец. Иезекииль пророк. 21 июля. Иеракс, муч. Римский 163 г., с Иустином и др. 1 июня. Иеракс муч., с Терентием, Неонилой и др. 28 окт. Иеракс, преп. Нитрийский 5 в. В субб. с. Иеремий и Архилий иерей, мучч. 6 апр. Иеремий, преп. 6 века, ученик Саввы Освященного. В субб. с. Иеремия пророк. 1 мая. Иеремия, муч. Палест. в 309 г., с Памфилом пресв. 16 февр. Иеремия преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Иеремия прозорливый, преп. Печерский, прест. в 11 веке. 5 окт. Иерия, преподобная Нисивийская 4 в. В субб. с. Иероним преп. 15 июня и в субб. с. Иерон, Исихий, Никандр и др.. мучч. Мелитинские при Диоклетиане. 7 ноября. Иерофей, еписк. Афинский, ученик ап. Павла, муч. 4 окт. Иессей, отец Давида царя. В нед. праотец. Иеффай, судия Израильский. В нед. праотец.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Симеон юродивый и Иоанн, спостник его, 6 в. 21 июля. Афродисий, 6 в. Субб. с. Пимен, подвиз. в пустыне Рува в 6 веке. 27 авг. Антиох, 7 в. Субб. с. Иоанн отшельник, в окрестн. Иерусалима. 19 июня. Панеада, Кесария Филиппова, в Палестине. Ераст, из 70 апп.. еписк. 10 ноября. Панефизская пустыня, в нижнем Египте. В ней подвизались препп. 4 века : Херимон. 16 авг.      ’ Пиннуфрий. Субб. с. Паннония. Андроник, из 70 апп., еписк., и Иуния, помощница его. 17 мая. Парий, Parium, в Мезии. Менигн еп., муч. при Ликинии. 2 янв. Феоген еп., муч. при Декии. 22 ноября. Василий еп., при Льве Исавр. 12 апр. Патара, в Ликии . Мефодий священномуч., при Аврелиане. 20 июля. Патры, в Ахаии. Андрей, ап. из 12. 30 ноября. Пеликитская обитель. Иларион новый, игумен, исповедник 8 века. 23 марта. Макарий игумен, исповедник, ум. ок. 830. 1 апр. Пелузий, Pelusium, в Египте , при устье восточного рукава Нила. Епимах, муч. Александрийский ок. 250 года. 31 окт. Исидор преп., ум. ок. 449. 4 февр. Пергам, в Мезии. Антипа еп., муч. при Дометиане. 11 апр. Карп, еп. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоника, мучч. при Декии. 13 окт. Перга, Пергия, Perga, в Памфилии. Там пострадали : Феодор с дружиной, при Антонине. 21 апр. При Декии: Папий, Диодор и Клавдиан. 3 февр. Нестор, еп. Магидский. 28 февр. Нестор и Тривимий. 1 марта. Девять мучч. (Леонтий, Аттий, и прочие) при Диоклетиане. 1 авг. Персия . (Сн. Арвил, Суза). Мучч., пострадавшие при Сапоре II: В 327: Иона, Варахисий, Занафа и другие. 28 марта. В 341: Фервуфа дев. и сестра ее с рабыней. 4 апр. Садок еп. и 128 мучч. 20 февр. Симеон еп., Авделий и другие. 17 апр. В 342: 120 мучч. сожженных. 6 апр. В 343: Мамелхфа. 5 окт. Нирса, Иоанн и другие. 20 ноября. В 344: Аврамий, еп. Арвильский. 4 февр. В 345: Иоанн еп. и Иаков пресв. 1 ноября. Акиндин, Пегасий, Аффоний и другие. 2 ноября. В 362: Дисан еп., Мариав пресв., Авдиес и др. 270. 9 апр. Иа муч. 11 сент. Р 376: Вадим архимандрит. 9 апр. В 380: Иаков пресв., Азадан и Авдикий, диаконы. 10 апр. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон. 3 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Евсевий, еп. Самосатский, муч. 22 июня. 380.            Поплий, преп. Сирийский. 25 янв. Мучч. Персидские:             Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы. 10 апр.             Аксисим еп., Иосиф пресв. и Анфал диакон. 29 сент. 340–380.            Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай и Каздоя. 3 ноября. 381.            Константинопольский собор, Вселенский 2. 22 мая.       Мелетий, архиеп. Антиох. 12 февр. 383.             Исаакий, преп. Далматский. 30 мая. 387.            Донат, еп. Еврии Эпирской. 30 апр. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. 18 марта. 388.            Маркиан, преп. Кирский. 18 янв. 390.             Макарий Египетский, преп. Скитский. 19 янв. Симеон Ветхий, преп. Сирийский. 26 янв. Ор, преп. Фиваидский. 7 авг. 389–391.       Григорий Богослов. 25 янв. п. 391.       Петр, еп. Севастийский, брат Василия Вел. 9 янв. Ок. 392.       Вениамин, преп. Нитрийский. Субб. с. 393.             Иоанн прозорливый, преп. Ликопольский. 27 марта. Ок. 394.       Григорий, еп. Нисский. 10 янв. 395.             Аполлоний, или Аполлос, преп. Фиваидский. 31 марта. 397.             Амвросий, еп. Медиоланский. 7 дек. Мартин, еп. Мартинопольский (Турский). 12 окт. Нектарий, патриарх Цареградский. Субб. с. 398.             Египетские пустынники, уморенные огнем и дымом от Феофила, патриарха Александрийского. 10 июля. 400.             Марк, преп. Египет. 5 марта. Саламан молчальник, подвижник Сирийский. 23 янв. 5 век Кронид, Леонтий и Серапион, мучч. Александр. 13 сент. Исавр диакон, Иннокентий и другие, мучч. Аполлониадские. 6 июля. Рипсимия и Гаиания, с сестрами (до 37), мучч. от Тиридата. 30 сент. Фармуфий, преп. Арм. 11 апр. Иоанн преп., иже в студенце. 29 марта. Наталия, св. Визант., супруга Адриана муч. 26 авг. Силван, и ученик его Зинон, препп. в Герарах. Субб. с. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч. Готф. 26 марта. Препп. Египетские: Фиваидские: Афинодор, Паламон, Орсисий, Силуан, Тифой. Субб. с. Псой. 9 авг. Ученики Антония Великого : Илия пустынник. 8 янв. Карион и Захария. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV–V века). Христианство стало проникать в Персию со II века, и к началу IV века там существовала уже значительная община. В период правления династии Сассанидов стали предприниматься попытки возродить древнюю религию Зороастра. Вдохновителями гонений были близкие к правительству маги – зороастрийцы. Особенно жестокие гонения были при царе Сапоре II Великом (310–381), Ездигерде (399–420), Бехраме V (420–438). Восточная Церковь почитает память более 1500 персидских мучеников , из которых по именам известны только около 60. Среди них – 9 епископов Персидских: Авда (31 марта), Акепсим (3 ноября), Иоанн и Нирса и Саверий (20 ноября), Иоанн (1 ноября), Садок (20 февраля), Симеон (17 апреля), Дисан (9 апреля), пресвитеры Авделай и Анания , (17 апреля), диаконы ( Авдигсий и Азадан , 10 апреля), миряне, в том числе свв. Иона и Варахисия и др. (28 марта), сын царя Савория мч. Дада (29 сентября) и др. В 1-й половине VI века (523 г.) в Аравии от рук царя Дунаана, исповедавшего иудаизм, пострадало множество христиан из племени гомиритов (савеев), в числе которых был св. мученик Арефа , 95-летний старец, воевода и князь г. Награна, находившегося на побережье Аравийского залива. Память св. мч. Арефы и с ним 4299 наджранских мучеников совершается 24 октября. Византийские мученики VII–IX веков Следующие по времени гонения – это преследования православных еретиками монофилитами (VII век) и иконоборцами (VIII–IX века). Чистоту Православия перед монофилитами отстаивали св. папа Мартин Исповедник (†655, 14 апреля) и прп. Максим Исповедник (†662, 21 января). Папа Мартин умер от голода в ссылке; прп. Максим претерпевал неправедный суд и ссылки уже будучи 82-летним старцем подвергся жестоким пыткам и поруганиям, усекновению правой руки и языка. См. Приложение к теме 3. В 730 г. при императоре – иконоборце Льве Исавре пострадали мученики Иулиан, Маркиан , патрикия Мария и др. (9 августа). Ко времени его правления относится подвиг св. преподобномученицы девицы Феодосии (29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

…Нет ничего плохого в желании дать ребенку имя живого или усопшего родственника – бабушки, прадедушки. Но называть ребенка надо не именем человека, у которого много денег, а именем того, кто прожил достойную жизнь – порядочного, того, кто совершал добрые поступки. Мы являемся «веточкой» на дереве своего рода, мы – продолжение наших предков. Павел Флоренский писал, что имя может повлиять на черты характера человека, и тем самым сказаться на его жизни. Подчеркну, не «определяет судьбу», потому что ее нет, а повлиять косвенно. …Имя в церковном понимании – это то слово, под которым тебя знает Господь Бог. Что касается имен-аббревиатур (такие были модны в прошлом веке, после революции), придуманных имен фантастических киногероев или, хуже того, демонов – совершеннолетний человек такое имя может сменить, выбрав нормальное, и это решение будет правильным. Телесоф и Тимолай Мнение отца Максима вселяет надежду, что малыш по имени Ковид однажды подрастёт, над ним совершится Таинство Крещения и он выберет себе более подходящее имя, традиционное, православное. Что в школе и в институте за ним не закрепится обидное прозвище «вирус». Что жизнь его сложится хорошо и спасительно – словом,  по воле Божьей. Кстати, на заметку родителям, которые хотели бы проявить творческий подход назвать своё дитя как-нибудь оригинально. В православных святцах можно найти самые необычно звучащие и оригинальные имена.  И, вопреки бытующему стереотипу, не все они звучат архаично или неблагозвучно. Напротив, только вчитайтесь: Аглаида, Арис, Вонифатий, Галактион, Телесоф, Тимолай, Софрон, Феона, Азадан… В святцах найдутся имена для детей на самый притязательный современный вкус, выбор  – за вами. А  что касается «крутого», по мнению новокузнецких родителей, наименования вируса …Вряд ли кто-то сочтёт забавным  заигрывание с темой, которая сегодня вызывает боль. Приходит на ум мыслитель и гений Альбер Камю, пророчески написавший в своём провидческом романе-предупреждении «Чума»: «…В мире всегда была чума, всегда была война. И, однако ж, и чума, и война, как правило, заставали людей врасплох… В этом отношении наши сограждане вели себя, как и все люди…: они не верили в бич Божий».

http://sueverie.net/malysha-nazvali-kovi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010