287 Скачков П. Е. Библиография Китая. М., 1960; Козин С. А. О некоторых работах Иакинфа Бичурина. (По материалам архива Азиатского Музея). – Изв. АН Л., 1929, 5. Отделение гуманитарных наук. С. 399– 412; Чугуевский Л. И. Бичуринский фонд в Архиве Института востоковедения. – Проблемы востоковедения, 1959, 5. С. 136–147. 289 Крупнейший дореволюционный исследователь истории МАЭ и его хранитель Ф. К. Руссов отмечал поступление в Музей китайских коллекций, в 1840 г. из собрания барона П. Л. Шиллинга фон Канштадта и в 1842 г. из собраний русской православной миссии в Пекине. См.: Материалы для истории этнографических и антропологических коллекций императорской Академии наук. Составил и сообщил Ф. К. Руссов.– Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии Наук. Т. I, вып. 1. СПб, 1900. С. 27–28. 290 Нестерова Е. В. Автопортрет в китайском костюме.– Искусство Ленинграда, 190О, 5. С. 58–63; Она же. К вопросу об авторстве портрета Н. Я. Бичурина.– Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. 23-я годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Доклады и сообщения. Ч. I. M., 1990., С. 70–76. 291 См., например, шифры Дорн 803/1, 803/2. В воспоминаниях внучки о. Иакинфа Н. С. Моллер рассказывается: «.. .о. Иакинф составил 49 иллюминированных рисунков китайских, манчжурских, монгольских, корейских и туркестанских костюмов мужчин и женщин. Это собрание пожертвовано в 1824 г., по высочайшему повелению государя императора, в Императорскую Публичную библиотеку в Петербурге» (Моллер Н. С. Архимандрит Иакинф Бичурин. Воспоминания его внучки.– Русская старина. СПб, 1888, 8. С. 274). 292 Об И. К. Россохине и других синологах, работавших в разных составах Духовной Миссии в Пекине, подробнее см.: Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977. 293 Путешествия. Кабинет китайских редкостей, принадлежащий 3. Ф. Леюнтьевскому, члену смененной ныне Российской миссии в Китае.– Северная пчела, 19, 20 и 22 августа 1832; Васильева О. В. Собрание китайских рисунков 3. Ф. Леонтьевского.– Исследование памятников письменной культуры в собраниях и архивах отдела рукописей и редких книг ГПБ. Сборник научных трудов. Л., 1988. С. 83–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1821 году почти все осетины были уже просвещены христианством, до 47.000 человек, и построено для них 30 церквей. К 1823 году всех обращённых считалось до 61.000 с 67 приходами. Для новокрещённых были переведены на осетинский язык при Феофилакте дворянином Иваном Ялгузидзе молитвы, катехизис, Евангелие, литургия и чинопоследования крещения, погребения и брака, изданные в 1824 году. В 1824 году среди горцев вспыхнуло религиозное мусульманское восстание, приостановившее успехи миссии. Для привлечения евреев в христианство, крещёным даны были некоторые льготы: освобождение от прежних окладов, право вступления во всякое податное состояние и, самое главное, освобождение от рекрутской повинности 226 . Для предоставления новокрещёным из евреев возможности начать жизнь на совершенно новых началах и ограждения от преследования со стороны единоверцев отведены для новокрещёных казённые земли в северных и южных губерниях и учреждён в 1817 году в Петербурге комитет опекунства израильских христиан для управления делами новообразованного общества израильских христиан 227 . На миссию в Китае, учреждённую при Петре I, с 1818 года увеличен отпуск до 46.000 рублей. В предшествовавшем веке миссия получала только до 4.000 рублей. Из начальников миссии этого времени выделился Иакинф Бичурин своими учёными исследованиями о Китае и переводами на китайский язык, из которых издан был катехизис. Миссионерство же в собственном смысле проявлялось слабо. Однако в Пекине устроено было училище. Духовно-училищная реформа, хотя на деле несколько и отставала от проектированных предположений, однако успела к концу царствования увеличить число духовных школ со 150, бывших в 1808 году, до 340; стало 3 академии, 39 семинарий, 128 уездных и 170 приходских училищ; а число учащихся возросло с 29.000 до 46.000. В 1820 году увеличены оклады на духовно-учебные заведения: академиям до 79.000, семинариям от 20.000 до 31.000, уездным училищам от 2.000 до 2.650, приходским от 735 до 1.060. Петербургские были выделены, и академия получала 111.000 рублей, семинария 45.000, уездные училища от 3.000 до 3.800, приходские от 1.300 до 1.600.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Список сокращений ГИАЛО - Государственный исторический архив Ленинградской области СПб. ФИВ РАН - Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения Российской академии наук РГИА - Российский государственный исторический архив ОР и РК РНБ - Отдел рукописей и рукописных книг Российской национальной библиотеки См., например: Вахтин Б.Б., Гуревич И.С., Кроль Ю.Л. и др. Каталог фонда китайских ксилографов Института востоковедения АН СССР. М., 1973. Вып. 1-3.; Волкова М.П. Описание маньчжурских рукописей Института народов Азии АН СССР. М., 1965; Маньчжурские рукописи и ксилографы Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина: Систематический каталог/Сост. К.С. Яхонтов. СПб., 1991; Китайские рукописи и ксилографы Публичной библиотеки: Систематический каталог/Сост. К.С. Яхонтов. СПб., 1993; Яхонтов К.С. Китайские и маньчжурские книги в Иркутске. СПб., 1994. Подробнее см.: ГИАЛО, ф. 19, оп. 413, ед. хр. 120, 670 л. Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине/Под ред. Н.И. Веселовского. СПб., 1905. Вып. 1. С. 48. Особенно наглядно эта точка зрения отображена в одном из вариантов киносценария П.Е. Скачкова " Иакинф Бичурин - основоположник русского китаеведения " (Архив востоковедов СПб. ФИВ РАН, ф. 130, оп. 1, ед. хр. 21). История отечественного востоковедения до середины XIX века. М., 1990. С. 270. Там же. Цит. по: Можаровский А. К истории нашей духовной миссии в Китае (архимандрит Петр Каменский)//Русский архив. М., 1886. 7. С. 412. РГИА, ф. 796, оп. 104, ед. хр. 714, л. 2 об., 3. РГИА, ф. 796, оп. 99, ед. хр. 877, л. 14-14 об. Скачков К.А. Потомки албазинцев в Пекине//Русский художественный листок. 1859. 2. 10 января. С. 9. В разных, независимых друг от друга источниках приводятся зачастую противоречивые сведения, относящиеся к биографии П.И. Каменского. Так, в некрологе, помещенном в " Журнале министерства народного просвещения " за 1845 г., годом рождения Павла Ивановича указан 1773 г. (Ч. XLVI. 6. Июнь. Отд. VII: Новости и смесь. С. 46). Послужной список архимандрита Петра относит эту дату к 1770 г. (РГИА, ф. 796, оп. 99, ед. хр. 877, л. 52).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святитель Иннокентий почил 31 марта 1879 г. в Великую субботу и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры. За пределами России в 19 в. продолжала действовать Православная духовная миссия в Пекине. В основном Миссия занималась окормлением русских поселенцев в Китае. Кроме того, она являлась связующим звеном в отношениях между двумя великими государствами. В начале 19 столетия Миссию возглавлял выдающийся ученый-синолог, имя которого вошло в мировую науку, архимандрит Иакинф (Бичурин). Он 13 лет провел в Китае, собрав там обширный материал по языкам, истории, этнографии, религиоведению и географии Китая, Монголии и Тибета. В России опубликованы его многочисленные труды, доставившие ему звание академика. Он умер в 1853 г. По трактату 1858 г. китайское правительство предоставило Миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. Это позволило русским миссионерам проповедовать среди китайцев с большим, чем прежде, успехом. В начале 60-х гг. для Пекинской миссии была составлена новая инструкция и утверждены новые штаты. По этим штатам Миссия состояла из начальника в сане архимандрита, трех иеромонахов, священника, катехизатора и трех учителей. Члены Миссии отправлялись в Китай на бессрочное служение. Им запрещалось участвовать в политической жизни Китая и прибегать к интригам, хитрости и насилию по отношении к местному населению. В конце столетия Миссия располагала двумя училищами, в которых занималось более 50 учащихся. Много внимания Миссия уделяла переводческим трудам и изданию богослужебных и духовных книг не только на китайском, но и на японском, корейском и маньчжурском языках. 9. Духовное образование В начале 19 столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на рассмотрение Временного комитета, в который вошли митрополит Петербургский Амвросий (Подобедов) , архиепископ Калужский Феофилакт (Русанов) , протопресвитер С. Краснопевков, обер-священник Н. Державин, обер-прокурор А. Н. Голицын и статс-секретарь М. М. Сперанский. В 1808 г. комитет завершил труды над составлением плана кардинальной перестройки духовной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

67 Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник кругосветного плавания на фрегате “Паллада” (1853 год). Письма из Китая (1857–1858 гг.). Тверь, 1998. С. 29. 85 Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник кругосветного плавания на фрегате “Паллада” (1853 год). Письма из Китая (1857–1858 гг.). Тверь, 1998. С. 67. 113 Архимандрит Аввакум (Честной). О надписи, находящейся на скале у Мангутской пещеры//Записки Сибирского отдела императорского Русского Географического Общества. Кн. II. СПб., 1856. С. 87–88. 118 Савельев П. С. Восточные литературы и русские ориенталисты. Современная летопись.//Русский вестник. 1856. Т. 3. Май. С. 37. 119 Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 год. (Составлен секретарем Общества, бароном Ф. Р. Остен-Сакеном). СПб., 1867. С. 3. 122 Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник… С. 93 (Письмо А. А. Труневу в г. Старицу. 25 сентября 1857 г. из Шанхая). 124 Цит. по: Соколов И. П. Архимандрит Аввакум Честной//Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1899. 1 мая. 9. Часть неофициальная. С. 249. 126 Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник… С. 106 (Письмо Е. И. Ловягину в С.-Петербург 2 декабря 1857 г. из Гонконга). 135 ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2645. (Орфография подлинника сохранена). Дальнейшая судьба этих денег не известна. 141 Иеромонах Николай (Адоратский). Отец Иакинф Бичурин//Православный собеседник. Т. 1. 1886. C. 311. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Мы пропускаем переписку, в которой рассматривались технические вопросы. Следует упомянуть лист Сената в Лифаньюань об отправлении очередной смены Духовной Миссии с рекомендацией ее главы Иакинфа 356 . Приставу С. Первушину, назначенному сопровождать Миссию вместе с подчиненными ему людьми, сибирским генерал-губернатором И. В. Пестелем была дана секретная инструкция, которая предписывала ему «сколько возможно входить в тонкое, но неприметное тамошнему жительству изведывание относительно вышеупомянутым предметам». Далее следовал подробный перечень того, на что надо обращать особое внимание. В него входили такие вопросы, как отношение к русским местного населения, состоявшего из людей разных национальностей, деятельность в Пекине купцов «других наций», особенно английских, наличие в Китае «каких прилипчивых болезней или заразительных поветрий, какого они рода». Первушину также поручалось «познакомиться и жить в дружественном сношении с иезуитами..., но не вверяться оным», а также узнать, каково положение оставшихся «для жительства в Пекине» некоторых лиц от посольства 1792 года. Мы не имеем возможности подробно изложить содержание этого весьма интересного документа. Ограничимся лишь тем, что он касается также перечня и качества ввозимых в Китай английских товаров, связей англичан с иезуитами в Пекине, положения на китайском рынке российских текстильных изделий, положения в Монголии, пребывания посольства Головкина в Урге, откликов на проблему посольства в Пекине 357 . 17 сентября 1807 г. Российская Духовная Миссия вступила на территорию Цинской империи, 29 сентября прибыла в Ургу, а 5 октября отправилась в дальнейший путь. По распоряжению ургинских пограничных правителей по всей дороге от Урги до Калгана были выставлены чиновники и солдаты для охраны и сопровождения Миссии через все почтовые станции. Кроме того, ее охраняли и при проезде через калганские земли 358 . С прибытием 10 января 1808 г. в Пекин началась деятельность 9-й Российской Духовной Миссии, которую возглавил выдающийся российский китаевед – архимандрит Иакинф (Н. Я. Бичурин).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Что касается до русской науки истекающего столетия, то в отношении к вопросу о вере её представителей следует разделить её на две огромных части: науки гуманные и науки естественные с техническими и прикладными. В области наук гуманных, т. е. философии и психологии, словесности и языкознания, истории и права, кажется, почти вовсе не было учёных, явно безбожных или хотя бы только заподозренных в безбожии. Предположительно думаем, что и тут были и есть исключения, но нам они не известны. Одним из таких исключений в рядах представителей этих наук был знаменитый русский синолог Иакинф Бичурин. Даровитый и трудолюбивый человек, превосходным знанием китайского языка, китайской литературы и Китая и своими сочинениями о Китае приобрётший европейскую известность, он в то же время был безбожник и развратник. Замечательно, что к концу жизни на его долю выпал тяжкий жребий, которым нередко наказываются неверующие – рассудок его помутился. Он вызвался идти один в чащу глухого леса, к Чёрному озеру, про которое в народе ходила молва, что никто не мог проникнуть туда без опасности для жизни. Неизвестно, что произошло с ним в лесу, но только он вернулся оттуда со страшным лицом, без шляпы, лепетал бессвязные слова и с тех пор впал в тихое помешательство 44 . Более благоприятной почвой для неверия в нашем отечестве оказалось естествознание и особенно прикладные отрасли его, например, медицина и технология. Это объясняется тем, что материализм в пятидесятых и шестидесятых годах и эволюционизм в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах приразились всего больше именно к естествознанию – теоретическому и прикладному. Затем доведённая до крайности специализация естественных и технических наук, погружение науки в изучение дробного фактического материала, антипатия к идеям и умозрению, исключительное занятие материальными предметами, отвлекая ум естествоведов и техников от изучения духа, от нравственных и религиозных интересов, не давая пищи сердцу и не удовлетворяя всех потребностей ума, благоприятствовали развитию и распространению неверия среди цеховых учёных в области теоретического и прикладного естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В 1721 году туда был направлен даже епископ, св. Иннокентий, но он не был пропущен в Китай. Трактатом России с Китаем 1728 года содержание миссии было отнесено на счет русского правительства. Состав миссии определили в 10 человек (4 духовных и 6 светских) с заменой каждые 7 лет. В своей деятельности она ограничивалась пределами русской паствы, не занимаясь пропагандой и политикой (в отличие от западных миссий), чем заслужила полное доверие подозрительных китайцев. Долгое время миссия служила удобной посредницей в дипломатических отношениях между Россией и Китаем. В 1805 году для Русской православной миссии в Китае были учреждены новые штаты и срок пребывания ее членов в Китае продлен с 7 до 10 лет. В этом же году начальником миссии был назначен архим. Иакинф (Бичурин). Пробыв в Пекине более 14 лет, он досконально изучил китайский язык, историю страны, ее нравы и обычаи. По Айгунскому трактату 1858 года китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. Со времени открытия Русской Дипломатической Миссии в 1861 году Духовная Миссия, осуществлявшая до этого дипломатические сношения с Китаем, полностью отдала свои силы непосредственной миссионерской деятельности. Усилилась ученая и переводческая работа. Оживилась проповедь на китайском языке и преподавание в местной миссионерской школе. Паства Миссии резко возросла. В 1885 году имелись две церкви в Пекине, храм на юге Китая, в Ханькоу, и храм в деревне Дун-Дуньань. Из среды членов пекинской миссии вышли многие авторитетные синологи. В последние десятилетия XIX и первые XX века начальником миссии были: 1) архим. Флавиан (Городецкий) (с 1885 года епископ Люблинский, впоследствии митроп. Киевский, и 2) архим. Иннокентий (Фигуровский) (с 1896 года), возведенный в 1902 году в епископа Переяславского. Он скончался в Пекине в сане митрополита в тридцатых годах нынешнего столетия. Среди калмыков, киргизов, самоедов Кроме инородцев Поволжья и Сибири действия миссионеров простирались на калмыков, постепенно переселявшихся в Россию, на племена вновь присоединившихся к России районов Средней Азии, Сибири, Кавказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva A avut loc cea de-a VI-a conferin internaional tiinifico-practic „Ortodoxia în Orientul Îndeprtat” 29 septembrie 2020 17:45 28-29 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге прошла VI международная научно-практическая конференция «Православие на Дальнем Востоке». Организаторами конференции стали Санкт-Петербургская духовная академия , Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Российская национальная библиотека при поддержке благотворительного фонда «Палладий». Первый день работы форума прошел в Российской национальной библиотеке. К участникам конференции со словами приветствия обратился директор Российской национальной библиотеки А.П. Вершинин, который отметил, что фонды РНБ, 225-летие со дня основания которой отмечается в этом году, в значительной мере пополнялись трудами сотрудников Российской духовной миссии в Китае, а начальник 9-й Миссии архимандрит Иакинф (Бичурин) по возвращении из Китая в 1829 году стал почетным библиотекарем Императорской Публичной библиотеки, занимаясь в ней каталогизацией привезенных из Китая значительных письменных материалов.   Декан Восточного факультета СПбГУ, директор Государственного Эрмитажа академик РАН М.Б. Пиотровский отметил значение трудов российских миссионеров в налаживании культурных мостов между Россией и странами Азии. «Трудами русских миссионеров Россия узнавала Китай, и через православие Китай узнает Россию», — сказал М.Б. Пиотровский. Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский передал участникам конференции приветствие председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона и отметил значимость данного научного форума, который с 1991 года активно возрождает память о трудах российских миссионеров в странах Азии. Исполнительный директор благотворительного фонда «Палладий» О.Н. Маркин в своем обращении отметил, что конференция начала свою работу в день рождения одного из основоположников российского китаеведения, начальника 13-й и 15-й Российских духовных миссий в Китае архимандрита Палладия (Кафарова). Членам оргкомитета и ряду докладчиков были вручены бюсты архимандрита Палладия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5697928...

Соч.: Западные миссии и миссионеры: Протестант. миссионеры в Китае//ПО. 1871. Т. 3. 2. С. 87; Западные миссии и миссионеры: Тр. протестант. миссии на гималайском хребте//Там же. 7. С. 370-371; Западные миссии и миссионеры: Англ. пресвитерианская миссия в Китае//Там же. 1872. Т. 3. 8. С. 431; Западные миссии и миссионеры: Христ. миссия в Китае//Там же. Т. 3. 5. С. 218-221; Заметки об общественной деятельности совр. франц. духовенства//ПС. 1876. 9. С. 90-116; Ист. очерк вопроса о свободе вероисповеданий в совр. Испании//Там же. 6/7. С. 181-215; Еще неск. слов о настоящем положении и совр. деятельности правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 1884. 9. С. 103-108; Заметка о покойном архим. Палладии, начальнике правосл. миссии в Пекине//Там же. 6. С. 248-252; Настоящее положение и совр. деятельность правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 8. С. 373-390; 9. С. 103-108 (отд. отт.: Настоящее положение и совр. деятельность правосл. миссии в Китае. Каз., 1884); Ист. очерк католич. пропаганды в Китае//ПС. 1885. 9. С. 24-69; Положение миссионерства в Китае//Там же. 5. С. 68-96 (отд. отт.: Положение миссионерства в Китае. Каз., 1885); Гонения на протестант. миссию в Китае//ПО. 1886. Т. 2. 8. С. 657-687; О 50-летнем юбилее проф. Васильева//Новое время. 1886. 3780 (7 сент.); Моск. вед. 1886. 250 (10 сент.); О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд)//ПС. 1886. 1. С. 164-180, 245-278; 2. С. 53-80, 271-316; Православие и правосл. миссия в Китае//Совр. известия. 1886. 355 (25 дек.); Протестант. пропаганда в Китае и совр. гонения на ее миссии//ПО. 1886. 8. С. 657-687; Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церк.-ист. исслед. по арх. док-там. Каз., 1887. Вып. 1: История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745); Вып. 2: История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745-1808); Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: (Посвящается рус. синологам)//ПС. 1887. 2. С. 252-265; 3. С. 317-151; 4. С. 460-507; 5. С. 99-136; 6. С. 167-190; 7. С. 310-340; 8. С. 402-455; 9. С. 30-58; 10. С. 188-213; 11. С. 287-343; Странник. 1887. 4-5; Правосл. храм в г. Ханькоу (в Китае)//Нива. 1887. 1 (янв.); То же//Воскресный день. 1887. 4 (февр.); Об источниках истории правосл. духовной миссии в 1-й и 2-й периоды ее деятельности: Речь на коллоквиуме 7 янв. 1888 г.//ПС. 1888. 1; Слово пред началом учения в Ставропольской ДС (1889 г.); Речь при наречении в епископа//Оренбургские ЕВ. 1895. 21. С. 664-665; Речь перед выездом в отпуск//Там же. 1896. 13/14. С. 401-403; Слово при служении в соборной церкви г. Уральска//Оренбургские ЕВ. 1896. 17. С. 491-494.

http://pravenc.ru/text/2565958.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010