294 Музеи Московского Кремля, инв. Ж-149. А. В. Силкин предположил, что шитая «Троица» была не пеленой, а хоруговью. Однако хоругви были несколько меньшего размера, возможно, это пелена с утраченной каймой под икону местного ряда. 296 В 1640 г. Михаил и Иван Гурьевы основали на Ямке рыбные промыслы, где в 1662 г. был построен каменный город, названный Гурьевым (см: Бахрушин 1954; а также: Силкин 1993 (1). С. 107–108). 297 Элементы этого динамизма сказались и в направленности крыльев среднего ангела в «Троице», и в клубящихся завитках волос Макария Желтоводского. 298 Несомненно вышли из мастерской И. Гурьева совершен-но однотипные с кремлевскими воздух «Положение во гроб» и два покровца «Агнец Божий» и «Богоматерь Знамение», хранящиеся в Рязанском музее (инв. 3500,3501 и 3502) и фелонь с шитым оплечьем (Там же, инв. 3452). Такое оплечье имеется и на фелонях в музее «Новый Иерусалим» (инв. 1224) и в Переславском музее (инв. 1825). См.: Силкин 1988. С. 154–155, 354, 355; Силкин 1993 (1).С. 107–108, 115–116, 13–16. 301 Кроме трех упомянутых, это плащаница 1698 г. переславского Никитского монастыря (Переславский музей, инв. 28); плащаница 1702 г. Новодевичьего монастыря (музей «Новодевичий монастырь», плащаница 1710 г. Владимиро-Суздальского музея (инв. В-2161). 302 Следует назвать: покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских (Сергиево-Посадский музей, инв. 2430 и 2424); Исайи и Леонтия Ростовских (Ростово-Ярославский музей, инв. и 922/753); Евфимия Суздальского (Владимиро-Суздальский музей, инв. СМ-1094); Антония Римлянина (Новгородский музей, инв. Пафнутия Боровского (ЦМиАР, кп-927); Александра Невского (ГРМ, инв. ДРТ-290) и Александра Свирского , ранее считавшегося вкладом царя Михаила Федоровича 1644 г. (ГРМ, инв. ДРТ-399; см.: Лихачева 1999. С. 270–273). Л. Д. Лихачева уточняет и дату покрова Александра Невского – 1695 г. (См.: там же. С. 278). 303 Кроме Музеев Московского Кремля, они хранятся в Муромском (инв. М-5643, М-5675, М-5710) и Кирилловском музеях (инв. 36/623 И 35/622).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Такова защита схизматического крещения, которую дает блаженный Августин . Но если действительно схизматическое крещение и если не одна Церковь обладает Таинствами, то не возможно ли спасение и вне Церкви, и без Церкви ? Не допускается ли тем самым существование многих Церквей, взаимно разделенных, даже друг другу враждебных? Как согласить действительность крещения вне Церкви с единством Церкви? На эти вопросы блж. Августин должен был дать ответы тем более, что донатисты иногда возражали так: вы признаете наше крещение, а мы вашего не признаем; следовательно, наше крещение надежнее, и всякий должен предпочесть наше крещение, как более обеспечивающее ему спасение 2421 . Как отвечает блж. Августин на поставленные вопросы? Крещение схизматиков, говорит Августин, есть то же крещение, но оно не приносит им никакой пользы; мало того, оно приносит им только вред 2422 : не к вечной жизни приводит оно, но к вечному наказанию 2423 . Золото, несомненно, хорошо, и золотом оно остается у разбойников, но служит дурным целям; имеющий золото не должен быть в сообществе с разбойниками 2424 . Многое доброе вообще имеет и доброе назначение; однако истинно добрым бывает только в руках тех, кто хорошо им пользуется. Свет – здоровым глазам помощь (adjumentum), больным же – мучение. Одна и та же пища одних питает, другим вредит; одно и то же лекарство одних врачует, других ослабляет; оружие одних защищает, другим только препятствует; одежда одних закрывает, других спутывает. Так и крещение одних приводит к Царству, других к осуждению 2425 , как и волны Чермного моря послужили израильтянам во спасение, а фараону на погибель 2426 . При потопе вода погубила тех, кто был вне ковчега, и одним и тем же добрые члены Церкви (boni catholici) спасаются, а злые (mali catholici) или еретики погибают 2427 . Апостол Павел о законе говорит: закон добр, если кто законно употребляет его ( 1Тим.1:8 ). Если же закон кто-либо употребляет незаконно, то закон, очевидно, останется добрым, но будет на погибель злым 2428 . Даже о самом Теле и Крови Господней, этой единственной Жертве за наше спасение, апостол говорит: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:27 ) 2429 . Почему же нельзя сказать того же самого и о крещении? Неужели всякий, принимающий крещение, бывает необходимо добрым? Крещение хотя и есть благо, но не всем имеющим его оно приносит пользу 2430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

2421. ГУРИЙ, игум. Паломники из Марокко в СССР. – 1987, 4, 12. 2422. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 марта 1987 года: 1. Направить в клир Цюрихского викариатства игум. Гурия (Шалимова) с освобождением его от обязанностей настоятеля Воскресенского храма в Рабате. 2. Назначить на эту должность архим. Иосифа (Пустоутова), клирика Московской епархии. – 1987, 5, 5. 2423. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 1 октября 1990 года: 1. Освободить архим. Иосифа (Пустоутова) от обязанностей настоятеля храма Воскресения Христова в Рабате и направить в распоряжение архиеп. Смоленского Кирилла. 2. Назначить на эту должность свящ. А.Егорова, референта ОВЦС. – 1991, 1, 9. 2424. ЗИНИН Ю. Русский православный храм на севере Африки. – 1996, 2, 43. 2425. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 декабря 1997 года: 1. Освободить от занимаемой должности настоятеля Воскресенского храма в Рабате прот. А.Егорова и направить в распоряжение Святейшего Патриарха. 2. Назначить на эту должность клирика Калужской епархии игум. Ростислава (Колупаева). – 1998, 2, 6. 2426. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1999 года: 1. Освободить игум. Ростислава (Колупаева) от должности настоятеля Воскресенского храма и направить в распоряжение архиеп. Калужского Климента. 2. Назначить на эту должность прот. Г.Героева, клирика г.Москвы. –2000, 2, 14. 2427. ИЗ ЖИЗНИ прихода: 1985, 7, 23. 1986, 5, 22;10, 27. 1987, 4, 24;7, 37;9, 35. 1988, 7, 39;10, 40;11, 35. 1989, 10, 29. 1990, 3, 38. 29. Православный приход Преподобного Сергия Радонежского в ЮАР 2428. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1998 года: 1. Образовать на территории ЮАР православный приход Московского Патриархата для русскоязычного населения. 2. Назначить настоятелем прихода прот. С. Рассказовского, клирика Санкт-Петербургской епархии. – 1999, 1, 17. 2429. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 2000 года: 1. Освободить прот. С. Рассказовского от должности настоятеля прихода и направить в распоряжение Председателя ОВЦС. 2. Назначить диак. А. Булекова, ранее освобожденного от обязанностей секретаря Представительства Московского Патриархата в Дамаске, по рукоположении в священный сан, на эту должность. –2000, 8, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богородичны к тропарям посвящены раскрытию преимущественно тайны воплощения Сына Божия, ставшей явною со времени воскресения Его, иногда только останавливаясь на смерти и воскресении (гл. 3, 6, 7:8). История их Судя по тому, что тропари – древнейшая часть праздничных последований, знакомая той первичной формации богослужения, какую представляют из себя и Типиконы Великой Константинопольской церкви IX в., можно было бы ожидать, что и воскресные тропари старее стихир и канонов и что они явились до Иоанна Дамаскина ; за это говорит и их анонимность. Но в сохранившихся памятниках они появляются одновременно с творениями свв. Космы и Иоанна Дамаскина . Так, вместе с некоторыми из последних творений, их указывает ркп. Иерусалимской Патриаршей библ. 43 Крестн. мон.) с «Последованием Страстной и Пасхальной седмицы»; здесь они положены в качестве «седальнов» в конце вечерни, по Ныне отпущаеши, начиная от вечерни Великой субботы до Светлой пятницы, гласы 1–7 2424 . Кафизмы утрени Тропарем и оканчивается первая, краткая, часть утрени, как им же оканчивается вечерня и вся утреня (и первая часть службы часа). Вторая часть утрени, как и всякая служба, начинается псалмами и состоит главным образом из псалмов и чтений, напоминая этим ночную службу подвижников и древних монастырей. Эта часть утрени наполнена кафизмами ( κθισμα), или так называемым стихословием ( στιχολογοα) псалмов. Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений. Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

По итогам рейда миссионерского поезда «За духовное возрождение России» в Новосибирской области Таинство Крещения приняли 2,5 тысячи человек 7 ноября 2012 г. 19:15 По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона с 24 октября по 2 ноября 2012 года в Новосибирской области состоялся рейд поезда «За духовное возрождение России». Духовно-просветительская и социально-благотворительная акция для жителей малодоступных районов и сел региона была посвящена образованию Новосибирской митрополии  и 75-летию области. Акция организована Новосибирской митрополией , правительством Новосибирской области и Западно-Сибирской железной дорогой при поддержке органов местного самоуправления сельских районов. Поезд состоял из 21 вагона. В его состав, как и в предыдущие годы, вошли вагон-храм, 9 вагонов диагностического поезда «Здоровье». Общая длина поезда составила 520 метров, сообщает Карасукская епархия . На каждой станции, где останавливался поезд, жители могли посетить вагон-храм во имя святителя Николая Чудотворца, в котором все желающие могли принять Таинства Крещения, Причастия, исповедоваться, индивидуально побеседовать со священником, получить святую воду, приобрести духовную литературу. Кроме того, от станции в семи направлениях разъезжались организованные группы, в которые входили священники, социальные работники, врачи, работники культуры. Они работали с населением в отдаленных селах — проводили образовательно-просветительские мероприятия, посещали дома престарелых, детские дома, дома милосердия, школы, интернаты. За время миссионерской поездки было крещено почти 2,5 тысячи человек, отслужено более 400 различных треб. Участники акции отметили рост интереса к церковной миссии. Если сравнивать с результатами работы прошлого года, более чем в два раза выросло количество крещенных (2424 человек против 1177 в 2011 году), почти на сто увеличилось количество заказанных треб. Было освящено несколько поклонных крестов, в том числе  на границе с Казахстаном в Карасукском районе , в Купино. На освящение креста на месте будущего храма в небольшом селе Колыбелька Краснозерского района собралось более ста человек. Здесь одновременно крестились 57 человек. В Карасуке однажды собралось около ста человек, желающих креститься: вагон-храм не мог вместить и половины. Руководство вокзала среагировало оперативно и предоставило вокзальное помещение для совершения церковного таинства. Во многих селах население просит помочь открыть храм, люди остро нуждаются в духовном окормлении, желают участвовать в полноценной приходской жизни. В ряде сел возводятся и восстанавливаются церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2573711.ht...

454. Духовенство древней Церкви и народное хозяйство. Там же, 26, с. 770 – 782. 455. Духовенство древней Церкви и борьба с народной нуждой. Там же, 27, с. 817 – 828; 28, с. 362 – 369; 29, с. 893 – 903. 456. Двенадцатилетние со дня прославления преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Там же, 29, с. 883 – 884. 457. Отделение Западной Церкви в освещении одного католического полемиста. Там же, 36, с. 2022 – 2030; 37, с. 2045 – 2051; 38, с. 2073 – 2082. 458. Еще о всемирной конференции для обсуждения вопросов веры и церковного устройства. Там же, 39, с. 2107 – 2113; 40, с. 2150 – 2154. 459. Католический комитет французской пропаганды за границей. Там же, 42, с. 2220 – 2222. 460. Религиозность французов во время войны. Послание Нансийского епископа. Аудиенция Бодрильяра у папы. «Покаяние» немцев. Там же, 43, с. 2238 – 2241. 461. Спор о почитании Богоматери в Англиканской Церкви. Последнее определение папской библейской комиссии в Ватикане. Будущее Палестины. Новые зверства турок против армян. Там же, 44, с. 2266 – 2272. 462. Католическо-немецкий «крестовый поход» на Болгарию и Константинополь. Там же, 45, с. 2296 – 2302. 463. Вести из Англиканской Церкви. Собрание «Англиканской и восточной ассоциации». Епископ Оксфордский о праве на существование Англиканской Церкви. Эдифь Каввель и англиканское духовенство. Вопрос о военной службе священников. Женщины-звонари. Меры к охране храмов. Там же, 46, с. 2341 – 2346. 464. Духовная связь Сербии с Францией. Немецкое католичество перед угрозой второго культуркампфа. Там же, 47, с. 2376 – 2381. 465. Защита учения о непорочном зачатии у современного католического богослова. Там же, 48, с. 2402 – 2408; 49, с. 2442 – 2445. 466. Папство и будущий мир. Там же, 48, с. 2419 – 2424. 467. Религия Вильгельма. Там же, 50, с. 2479 – 2483. 468. Постановка вопроса о чистилище и индульгенциях у современного католического полемиста. Там же, 51, с. 2503 – 2509; 52, с. 2529 – 2536. 1916 год 469. К истории борьбы с афонской смутой (ответ В. М. Скворцову). Петроград, 1916, 38 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

2420. Слово о утешении, какое доставляет Евангелие несчастным. 1825. XX. 85. Неизвестных проповедников 2421. Беседа на слова 2Kop. 11:31, 92. 12:19. 1822. VIII. 93 . 2422. Слово из текста Лк. 13: 4 – о покаянии. 1825. XVII. 330. 2423. Слова о распоряжениях Промысла в судьбе благочестивых и нечестивых на земле. 1828. XXX. 348. 191. XXXI. 2424. Слово о суетности всех земных вещей. 1829. XXXIII. 324. 2425. Слово о благоговейном пребывании в храме. 1839. XL. 358. 2426. Слово о пути к покою. 1839. XL 43. 2427. Беседы о покаянии. 1848. I. 47. 98. 187. 206. 2428. Беседа о елеосвящении. 1848. I. 353. 2429. Беседа о взаимных обязанностях мужа и жены. 1848. I. 418. 2430. Беседа об обязанностях родителей по отношению к детям. 1848. II. 48. 2431. Поучения: о вере. 1849. I. 47. 55. 344. 2432. О приготовлении к исповеди. 1849. I. 116. 121. 127. 2433. Слово о милосердии. 1850. II. 141. Слова и речи на различные случаи 2434. Св. Правительствующего Синода воззвание к чадам православной российской церкви по случаю государственного ополчения. 1855. I. 245. Преосв. митрополита Киевского Кирилла II 2435. Речь к священникам, присутствовавшим на Владимирском соборе в 1274 году. 1825. XIX. 295. Преосв. Серафима, митрополита новгородского и С.-Петербургского 2436. Речь при раке св. благоверного великого князя Александра Невского. 1829. XXV. 339. Преосв. Филарета, митрополита Московского 2437. Речь при заложении в Москве триумфальных ворот. 1829. XXXV. 341. 2438. Речь по рукоположении преосв. Агапита, епископа томского и енисейского. 1834. III. 324. 2439. Слово к преосв. Исидору, новорукоположенному епископу Дмитровскому. 1835. I. 190. Преосв. Григория, митрополита новгородского и с.-петербургского 2440. Речь, произнесенная при встрече Государя Императора и Государыни Императрицы в Казанском соборе, в день торжественного въезда Их Императорских Величеств в С.-Петербург, 2 октября, 1856. II. 337. Преосвященного Георгия Конисского 2441. Окружная увещательная грамата к православному духовенству. 1833. II. 197. Преосвящ. Нафанаила, епископа Полтавского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Train passage for Russia spiritual renewal takes place in Siberia Novosibirsk, October 10, 2012 A train passage " for the spiritual renewal of Russia " was held in Novosibirsk region from October 24 to November 2, 2012 with the blessing of Metropolitan Tikhon of Novosibirsk and Berdsk. This spiritual, educational, social and charitable event for the residents of inaccessible areas and villages of the region focused on the formation of the metropolia and the 75th anniversary of the formation of the Novosibirsk Region, reports Patriarchia.ru. The event was organized by the Novosibirsk Archdiocese, the government of the Novosibirsk Region, and the West Siberian railway, with the support of local governments of the rural areas. The train consisted of 21 cars. As in previous years, it included one car converted into a church, and nine cars containing health care facilities. The total length of the train was 520 meters, reports Karasuk diocese. At each station where the train stopped the residents could visit the car-church of St. Nicholas, where everyone could receive the sacraments of Baptism, Communion and confession, an individual talk with a priest, obtain holy water and spiritual literature. In addition, groups that included priests, social workers, doctors, and cultural workers set off on their way from the station in seven directions. They worked with people in remote villages, conducting educational and awareness-raising activities, visiting nursing homes, orphanages, charitable houses, schools and boarding schools. During this missionary trip almost 2.5 thousand people were baptized, and more than 400 sacraments were administered. The participants of the event reported increased interest in the church mission. The number of baptized doubled in comparison with last year’s results (2424 people compared to 1177 in 2011); the number of sacraments served increased by almost a hundred. Several crosses were consecrated, including one at the border with Kazakhstan in the Karasuk area in Kupino. More than a hundred people gathered in the village oif Kolibelka of Krasnozersky area for the consecration of a cross in the place where a church is planned to be built. The sacrament of Baptism was served to over 57 people here at one service. There was another case in Karasuk when almost a hundred people wanted to be baptized. However, the car-church could not accommodate even the half of this number. The authorities of the railway station reacted promptly and provided space for the baptism service. In many villages people asked for help to open a church as locals are in dire need of spiritual nourishment and are willing to fully participate in parish life. In a number of villages, churches are being built and restored.

http://pravoslavie.ru/57327.html

Расстрелянные за веру монахини нашей обители молятся за нас, и мы хотим построить часовню в их память После революции были расстреляны 37 монахинь нашей обители, и мы хотим построить часовню в память о мученицах за Христа. Они, видимо, молятся за нас, потому что мы чувствуем их сильнейшую духовную поддержку. Думаю, именно благодаря их молитвам мы смогли так быстро возродить монастырь и выстроить храм. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в начале XX столетия      Заново отстроенный храм Владимирского монастыря      Кризисный центр у нас находится в новом корпусе, чтобы мамочки и дети могли жить с удобствами, сами же сестры живут пока в старом корпусе, который нужно еще восстанавливать. На это требуются большие средства, поэтому будем молиться за всех, кто пожелает нам помочь. Рейтинг: 10 Голосов: 2424 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вольский Владимирский женский монастырь Контакты: Адрес:  Россия, Саратовская область, Вольск, пос. Пролетарский, д. 39. Телефон стационарный:  +7 (84593) 5-42-81. Телефон мобильный:  +7 (987) 313-62-71. E-mail:  volsk-monastyr@mail.ru . Реквизиты: ИНН 6441999595 КПП 644101001 Р/с 40703810900080005219 в ОАО «НВКбанк» БИК 046311751 К/с 30101810100000000751 карты: 4276856012822544 (Семенова Елена Николаевна) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна Васильевна 17 сентября 2021, 11:52 На на номер карты из Сбербанка невозможно перечислить, и БИК банка получателя не найден в справочнике банков, если пробовать перечислить по реквизитам. Получилось оплатить только по реквизитам, указанным на интернет-странице монастыря в разделе " контакты " . Ольга 15 августа 2019, 20:03 Матушка Макария с сестрами благодарят тех, кто оказал помощь обители, и молятся за всех, о ком просили их читатели. 12 августа 2019, 19:34 Аксиос! Светлана 12 августа 2019, 11:33 Спасибо, за статью. Сколько в Вас силы, стремления творить добро. Просто вызывает восхищение. Рада общению и пониманию. Инна Мананова (Рождественская 11 августа 2019, 19:15 Дорогие мои,люди православные,Мир вам! Поздравляю всех с праздником! Сегодня Воскресение и День рождения Святителя Николая,моего любимого святого и Угодника Божия! Сколько раз он откликался на мои просьбы и помогал в трудных ситуациях! Жаль,что не могла быть сегодня в Свято-Никольском Черно-островском женском монастыре в Малоярославце,где у нас дача, и лично поздравить игумению Николаю, сестёр обители и деток приюта Отрада с праздником. Но Духом я с ними; Господь дал возможность прочитать эту статью и выразить свои чувства. Матушке игумении Макарии помощи Божией в её нелёгком труде! Простите...

http://pravoslavie.ru/122925.html

Его Императорское Величество, выслушав это с особенным удовольствием, изволил поручить мне изъявить Вашему Высокопреосвященству душевную благодарность за это новое доказательство постоянного внимания Вашего к Православным воинам. Поставляя приятным долгом исполнить эту Монаршую волю и поручая себя архипастырским молитвам Вашим, покорнейше прошу принять уверение в совершенном почтении и преданности, с коими честь имею быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою Николай Сухозанет. 33. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 24 января 1855 года за 216, об отрешении от места священника Мытской церкви Рапацкого, подстригшего себе бороду В последний проезд мой по Лидскому уезду, тамошний благочинный представил мне священника Мытской церкви Романа Рапацкого, подстригшего себе бороду в виде светского франта. Этот поступок являет в Рапацком пренебрежение к форме, предписанной для священников, а следовательно, и к самому сану священника, и предполагает в нём легкомысленный образ мыслей, если не более дурные наклонности, тем более, что он и прежде замечаем был в строптивости и некоторых, неисправностях. Посему предлагаю консистории отрешить Рапацкого от настоящего священнического места, воспретить ему всякое священнодействие, запретить употребление рясы и определить при кафедральном соборе на причётническую вакансию, пока вырастет борода по прежнему; а затем консистория по личным наблюдениям представит мне своё заключение: от одной ли легкомысленности произошёл означенный поступок Рапацкого или по дурному образу мыслей, и заслуживает ли он определения вновь на священническое место, или же должен быть оставлен на причётническом. 34. Список с рапорта Св. Синоду, от 20 сентября 1855 года за 2424, об окончательном изъятии из употребления богослужебных Униатских книг В следствие секретного указа из Св. Правительствующего Синода, от 16 апреля 1852 года за 2719, рапортом, от 31 марта 1853 года за 1112, представлены мною были соображения насчёт выведения из употребления по воссоединённым церквам богослужебных книг, печатанных в разных Униатских типографиях. В рапорте сем показано сих последних книг, при церквах Литовской епархии ещё находившихся: служебников 181, требников 51, октоихов 332, ирмологионов 174, триодей 456, миней 392, трифологионов 72, величаний 31, служба Иосафату 1, служб празднику тела Христова 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010