Несколько уже лет занимает меня мысль об открытии этой церкви, в видах удобства и приличия, и как древнего памятника Православия. Для сей цели имеется даже отделённый мною небольшой капитал на отделку фасада церкви и сломку дома, закрывающего её от улицы. Но дом сей есть единственное достояние церкви, приносящей около 250 руб. сер. годового дохода, из которого все члены причта удовлетворяются квартирными деньгами, и я по сему не решаюсь представить по принадлежности о сломке оного. Между тем, нельзя упустить из виду, что церкви в городе есть здания общественные, что удобство сообщения с ними является удобством общественным, что украшение оных является украшением города, для него небесполезным, особенно где дело идёт о столь замечательном памятнике, как Никольская церковь . Посему долгом считаю обратиться к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбою, не найдёте ли возможным, чтобы в собственность помянутой выше Никольской церкви передан был один из многочисленных домов, поступивших в ведомство города Вильно после упразднённых монастырей, вместо нынешнего её дома, к сломке предположенного. В ожидании ответа на сие вашего, милостивый государь, имею честь быть. Святейшему Правительствующему Синоду, от 10 февраля за 525, с окончательным донесением о предании сожжению поступивших от церквей остальных книг Униатской печати В дополнение к рапорту моему, от 20 сентября 1855 года за 2424, долгом поставляю донести, что, вследствие данных тогда окончательно предписаний благочинным Литовской епархии, поступили постепенно в консисторию ещё следующие богослужебные книги прежних Униатских типографий: служебников 15, трифологионов 5, триодей 10, миней 16, октоихов 8, требников 25, ирмологионов 3, величаний 4, служба Иосафату 1, служба празднику тела Христова 1, – всего 88 богослужебных книг прежних Униатских типографий. Все сии книги преданы сожжению в моём присутствии, так, как и прежние; и все благочинные донесли, что подобных книг уже более не имеется при подведомых им церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Some scholars have proposed, even regarding the Synoptic Gospels, that the first two generations of the church forgot so much about Jesus that they created four times as much material about him as they preserved, even though eyewitnesses would have still remained alive. 2423 Because Schweitzer thought we could know little of Jesus, Bultmann and others thought the Gospels taught us more about the early church than about Jesus; yet the reverse is almost certainly true. 2424 Modern scholarly alternative reconstructions of Jesus and early Christian history are almost entirely speculative. 2425 Many other scholars will agree that the proposed «radical amnesia» of early Christians is intrinsically unlikely, yet remain reluctant to embrace many of Jesus» self-assertions in John as authentic. To what degree could John " s christological interpretations reflect prior Christian Christology and the self-understanding of the historical Jesus? Although historical data remain inadequate to provide a complete answer, they invite us to contemplate, rather than summarily dismiss, Johannine Christology as an authentic (though distinctive) expression of the Jesus tradition. 2426 It is possible that our problem with the issue was also a live one in John " s day. John " s need to defend his tradition " s portrait of Jesus against accusations of «secret» teaching (cf. 7:4; 18:20) may stem from the Johannine tradition " s use of teaching missing from the more widely-circulated Synoptic tradition, inviting complaints from some Jewish Christians who preferred to avoid christological controversy for the sake of peace with the synagogue authorities. At the same time, John may reflect an earlier christological tradition, for which we have some, albeit limited, evidence. It is possible that the Synoptics (especially Mark and Luke) «toned down» Jesus for their audiences, providing a noble hero to which their audiencés contemporaries could relate. (As noted below, Q has an exalted Christology even compatible with Wisdom Christology, so Mark " s story of Jesus was not the only approach of his era.) 2427 Paul " s letters may bear early witness to the tradition of Wisdom Christology (e.g., 1Cor 8:6 ) and the Johannine Jesus» theme of Christ dwelling in believers (e.g., Gal 2:20 ); but because Paul does not explicitly claim to be following Jesus tradition, they do not provide proof that such ideas were rooted in any of Jesus» own claims. We survey below the Jewish context of various Johannine christological titles, how early Christians adapted them, and how John sometimes adapted more general early Christian uses. The survey will demonstrate that while John " s Christology is distinctive, it was not unique. Christ

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Тринадцать книг Соборников. 2407. Книга Зерцало, на харатье. 2409 335 –2412. Пять книг Пролог, ветхи. 2413–2414. Две книги Уставов. 2415–2419. Пятеры Псалмы Давидовы, один на харатье. 2420–2424. Пять книг Апостольского Деяния толковых. 2425. Книга Правила. 2426. Книга Торжественик. 2427. Книга Феодор Едесский с приписью. 2428–2433. Шесть книг Исака Сирина. 2434–2439. Шесть книг Иоанна Лествичника . 2440–2442. Три книги Иосафа Царевича. 2443. Книга Иоанна Дамаскина . 2444. Книга Григория беседовника. 2445. Книга Афанасий Александрийский . 2446. Книга Златоструй. 2447. Книга Иев Авсидийский. 2448. Книга Савва Сербский. 2449. Книга Симеон новый Богослов . 2450. Книга Зерцало. 2451. Книга Соборник писан тростию. 2452. Книга Пчела. 2453. Книга Беседы Евангельские. 2454–2486. Тридцать три книги Соборников. 2487. Книга Криница. 2488. Книга Временник. 2489. Книга Псалтырь толковая. 2490. Книга Чудотворца Мартинияна. 2491. Книга Полууставы на харатье. 2492–2502. Одиннадцать книг Соборников. 2503. Книга Феодор Едесский. 2504. Книга Летописец. 2505. Половина Псалтыри толковый. Из Переславля Рязанского Спасского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 2506–2507. Две книги Иоанна Списателя Лествицы, одна в десть, а другая в полдесть, обе письменные. 2508–2509. Две книги Исака Сирина, в десть, ветхи. 2510. Книга Симеона Нового Богослова , письменная, в полдесть. 2511. Книга Триодь Цветная, письменная, на харатье, в десть. 2512. Книга Евангелие толковое, Лука да Иоанн Богослов, письменное, в десть. 2513. Книга Пролог, на полгода, письменный, в десть. 2514–2515. Два Пролога, один с Сентября, а другой с Марта, письменные, в десть. 2516. Книга Пролог, три месяца с Сентября, письменный, в полдесть. 2517. Соборник, письменный, в десть. 2518. Книга Василия Нового, письменная, в четверть. Тихвина монастыря. Выписано из отписных книг 142 года. 2519. Евангелие толковое, Иоанна Богослова, вседневное, в десть. 2520. Другое Евангелие Луки Евангелиста. 2521–2522. Третье Матфея да Марка, в одном переплете, все три письменные, в десть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

д., принимаемого в объективном значении, то собственно в аскетическое понятие κο’σμος все это входит лишь постольку и постольку именно затрагивается им, поскольку внешнее служит поводом, побуждением и пищею для возникновения, развития и укрепления охарактеризованного богоотчужденного настроение и образа поведения. По словам аввы Исаии, «когда мы исполняем плотские похоти, когда надеемся остаться надолго в земной жизни, когда заботимся более о теле, чем о душе», – такое настроение и называется «миром» 2424 . На вопрос брата, что есть жизнь по миру, авва Исаия ответил: «Жить по миру – значит воображать себя постоянных жителем в сем веке, значит заботиться о теле больше, чем о душе, и хвалиться тем, в чем имеешь недостаток. Всего это должно избегать, как говорит Апостол Иоанн: не любить мира, ни яже в мире» 2425 . По учению препод. Марка П., необходимо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков. Ради них не повелено нам любить мир и всего, что в мире. Не в том смысле получили мы такую заповедь, чтобы безрассудно ненавидели мы творение Божии, но чтобы отсекли поводы к тем страстям 2426 . По словам св. И. Златоуста, св. Писание обыкновенно называет миром злые дела или злых людей 2427 . Особенно подробно, обстоятельно и точно изъясняет аскетический смысл понятия κο’σμος преп. Исаак С. По словам св. Отца, когда слышишь об удалении от мира. об оставлении мира, и чистоте от всего, что в мире; тогда нужно тебе сначала понять и узнать не простонародный смысл, но разумное определение того, что значит самое наименование мир, из каких признаков составляется это имя, и тогда ты в состоянии будешь узнать о душе своей, сколь далека она от мира и что примешано к ней от мира. Мир есть имя собирательное, обещающее собою то, что называется страстями. Когда хотим назвать страсти в совокупности, называем их миром. Сказать короче, – мир есть плотское житие и мудрование плоти, поскольку христианин не исполняет требование – жить во плоти. но не по плоти 2428 , 2429 . По объяснению св. Василия B., «удаление от мира состоит не в том, чтобы телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия к телу» 2430 . XI Нормальное отношение христианина к «земному», ко внешним благам. – Мнение об антикосмическом характере христианства и его основания. – Подлинное учение по данному вопросу Св. Писания и святоотеческой письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Только что сказанное нами есть истина, о которой свидетельствует Св. Писание, как Ветхого, так и Нового Завета. «Да увидят живущии, яко владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет, даст е», говорит Господь устами пророка Даниила 2424 . «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду; мною вельможи величаются, и властители держат землю» 2425 . «Слышите убо царие и разумейте, научитеся судии концев земли… яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышнего»... 2426 . Так и подобно этому говорить Св. Писание Ветхого завета, повествуя нам о Боге, Который поставил каждому народу вождя и которого жребий – Израиль 2427 . И то, чему учит нас Св. Писание Ветхого завета, подтвердил Иисус Христос своим учением и жизнью, подтвердили Его апостолы, подтвердила христианская церковь всех веков. Христос, владыка неба и земли, подчиняется власти Пилата, так как признает, что власть, которою Пилат пользуется, дана ему Богом: «не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дана свыше», сказал Христос Пилату, когда тот указал ему на свою власть 2428 . Эту мысль вечной истины подробно развил в своих посланиях великий апостол народов – Павел. Он пишет римлянам: «всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется; противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо всуе меч носит; Божий бо слуга есть, отмстити в гнев злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть» 2429 . В том же смысле пишет в первом своем послании и апостол Петр: «повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: аще царю, яко преобладающу; аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, похвалу же благотворцем: яко тако есть воля Божия…» 2430 . Следовательно, Бог есть основатель всякого земного царства, а потому всякий человек без различия обязан покоряться государственной власти, поставленной над ним, каковы бы ни были образ и устройство этой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

—665— это не служило ему поводом унижать другие народности. Если в письме к католикосу Захарии он говорит об отвержении евреев и их языка, замененного греческим, то эта мысль вытекала из другого его тезиса, что греки – новозаветный Израиль и что религиозно-историческая миссия еврейского народа перешла в Новом Завете на греко-римский мир. Говоря о высоком достоинстве и значении греческого языка, он не сделал ни одного замечания, клонившегося сколько-нибудь к унижению наречий других народов. Имеются и другие свидетельства в пользу благосклонного отношения Фотия к делу перевода. В ранее приводившемся письме к Феодору игумену Фотий, опровергая иконоборцев и доказывая возможность изображать лик И. Христа в разных национальных типах, ссылается на то, что и евангелие существует в переводе на разные языки, что не препятствует ему во всех случаях сохранять боговдохновенность 2421 . Рассуждать так мог лишь тот, кто с одинаковым уважением относился к слову Божию, на каком бы языке оно не было передано 2422 . Если признавать изложенное в житии Константина (rл.XIV) письмо Михаила III к Ростиславу документом подлинным и точно переданным, то, делая правдоподобное предположение об участии Фотия в его составлении, можно было бы усматривать в письме новое доказательство благосклонности Фотия к переводам 2423 . Но и помимо письма, паннонские —666— жития дают нам о том несомненное свидетельство, когда сообщают 2424 о путешествии Мефодия, в царствование Василия Македонянина и второе правление Фотия, в Царь-град, где Мефодия приняли с великою честью и радостью, похвалили его учение и удержали из его учеников священника и диакона с славянскими книгами 2425 . Благословляя свв. братьев на миссионерские труды, Фотий, несомненно, благословил и их великое дело перевода 2426 . Однако в ближайшие затем годы Константин и Мефодий теряются для К-поля из виду. Предоставленные своим собственным силам, они в течение 3 или 4 лет трудятся среди славян, и за это время их живые связи с родной церковью временно ослабевают. Наоборот, церковное подчинение Моравии Риму вынуждает их стать в известном смысле членами западного клира, и когда им понадобилось упрочить их дело организацией национального моравского духовенства, они обращаются из Моравии сначала к венецианскому епископу, а потом, по приглашению папы Николая, идут в Риме 2427 . Не переставая чувствовать себя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из Египта монашество начало постепенно распространяться по другим странам. Что сталось с заповедью свв. первооснователей монашества Антония и Пахомия о необходимости для каждого инока трудиться, совмещать молитву и созерцание с трудом? Эта заповедь строго сохранялась и всеми устроителями —588— жизни иноческой, какая где-либо только возникала. Первооснователи Палестинского монашества: св. Иларион Великий 2416 , св. Харитон Исповедник 2417 , св. Евфимий Великий 2418 , Савва Освященный 2419 , св. Феодосий Киновиарх 2420 , сами трудились и всем своим ученикам заповедали труд. Жизнь Палестинского монашества в данном случае мало чем отличалась от жизни Египетского, от которого оно получило свое начало и с которым находилось в постоянном непосредственном и самом живом общении. Хранили Палестинские иноки и св. заветы о труде Василия Великого 2421 . Сирийское монашество также считало труд необходимым для инока 2422 . Из Палестины монашество перешло в Византию и начало быстро распространяться там. И здесь мы встречаемся с заповедью свв. первооснователей монашества о необходимости физического труда для инока. Таковы уставы: св. Феодора Студита 2423 , первый Афонский Устав 971 года 2424 , Устав св. Афанасия Афонско- —589— го 2425 , Устав св. Христодула (1091) для Иоанно-Богословского монастыря на острове Патмосе 2426 . Не называем мы других многочисленных уставов византийских монастырей 2427 . Не называем, с одной стороны, потому, что они представляют собою произведение позднейшего времени сравнительно с начальными временами монашества, а с другой потому, что в основе их лежали три устава. «Это были типики знаменитейших представителей монашества – иерусалимский св. Саввы Освященного, константинопольский св. Феодора Студита и Афонский св. Афанасия. Они возвышались над всеми византийскими уставами, писанными и введенными без записи, сохранившимися и несохранившимися. А эти уставы, в свою очередь, имели в своей основе правила древнейших законодателей восточного монашества – св. Пахомия и Василия Великих . Кроме того, один и из них представляет лишь небольшую переделку устава Студийского применительно к условиям и практике монастырей святогорских. Что же касается до второстепенных монастырских уставов, то большая часть из них составлены под сильным влиянием то же Студийского устава. Этот устав имел наи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2416 Св. Иларион Великий. «Палестинский патерик». 4-й выпуск. Изд. Палест. Импер. Общ. СПБ., 1894 г. Стр. 5–6. 2417 Acta Sanctorum. Septembr. t. VII, p. 607–622 и мн. др. Ср. Иером. Феодосий Олтаржевский. Соч. цит. Стр. 34. 39 и др. 2418 Св. Евфимий Великий. «Палест. патерик». Выпуск 2-й. Изд. Палест. Импер. Общ. СПБ., 1893 г. Acta sanct. Iannuar, t. II, p. 301–328; Cotelerius. Eccl. gr. monum. t. II, p. 200–340. 604–655; Христ. Чт., 1824 г., ч. 15, стр. 1–160 и др. Ср. Иером. Феодосий Олтаржевский. Соч. цит. Стр. 58 и др. 2419 Савва Освященный. «Палест. патерик». Выпуск 2-й. Изд. Палест. Импер. Общ. СПБ., 1892 г. Cotelerius. Eccl. gr. mon. t. III, p. 220–376. 573–626; Христ. Чт., 1823 г., ч. 12, стр. 95–284 и др. 2420 Acta Sanctorum, Iannuar. p. 685–701; Usener. Vita Theodosiae a Cyrille Scythopolitano scripta. B. 1890; Der heilige Theodosios. Leipz. 1890; Cotelerius. Notae in vitam S. Sabae. Eccl. gr. mon. t. III, p. и мн. др. Ср. Иером. Феодосий Олтаржевский. Соч. цит. Стр. 122. 124 и др. 2421 Usener. Ор. cit. S. 50. См. подробнее об отношении Палестинского устава монашества к Египетскому у Иером. Феодосия Олтаржевского. Соч. цит. Стр. 139 слл. «Достоп. сказ.». Стр. 33. 2422 Бл. Феодорит, Епископ Кирский. «История Боголюбцев или повествование о святых подвижниках». СПБ., 1853 г. Ср. «Достоп. сказ.». Стр. 310–5. 2424 Епископ Порфирий Успенский . «История Афона». Ч. III, отд. I. Киев, 1877 г. Стр. 79–182. См. Прав. 5. 19. 22. 18. 20. 22. 23; Греч. текст см. стр. 265–275. Ср. Тυπικν δετερον (1046), το γον ρους. Там же, стр. 277–289, а русский текст на стр. 169–180. Составители второго устава уже стараются умерить труды иноков, потому что они стали более походить на «купцов», чем на иноков. 2425 Часть этого устава издана г. Гедеоном в его книге ϑως, σελ. 245–272 под заглавием: Τυπικν τοι κανονοικν το σου κα ϑεοφρου πατρς μν ϑανασου το ν τ ϑ. Другая часть предложена о. архим. Антонином в сочинении: «Заметки поклонника св. Горы. Киев. 1864.», где помещены церковный устав и завещание св. Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1818 . Святой князь Андрей, употребляя неисчислимые средства на благоустроение соборной церкви, вместе с тем озабочен был обеспечением ее благосостояния и на будущие времена и вот он, для поддержания драгоценного благолепия соборной церкви, снабдил ее богатыми имениями. Он подарил ей множество сел и слобод и кроме того отделил десятую часть из своих великокняжеских доходов, «и да ей много имения, слободы, и села лучшая, дани и десятины во всем, и в стадех, и торг десятый» 1919 . Записано о сем и в Никоновской летописи: «даде Господу Богу, сказано там, и Пречистой Богородице и Святей Церкви Успению соборней, ея же предивно украси, много стяжания и имения и власти, и слободы купленныя и зданьми, и в житех, и в стадех, и во всем десятое» 2020 . Украшая блистательно соборный храм и обеспечивая его богатыми вкладами и доходами, св. князь Андрей приуготовлял из него, яко некий великий драгоценный кивот, в котором имел намерение поставить великую Святыню, привезенную им из Вышгорода – чудотворную икону Божией Матери, написанную Евангелистом Лукою, ту икону, чудным внушением от которой он был привлечен из южных пределов в северную страну Суздальскую, и во время молитвы пред которой он наставлен был Самою Богоматерью утвердить великокняжение в граде, основанном святым равноапостольным Владимиром 2121 . Сию бесценную святыню – чудотворный образ Божией Матери –и внес св. князь Андрей в храм златоверхий, когда в полноте окончено было его украшение. По сказанию Никоновской летописи, внесение чудотворной иконы в новоустроенный соборный храм было 21 Сентября 1164 года 2222 . В житии св. князя Андрея Боголюбского так сказано о поставлении в соборной церкви иконы Богоматери: «и в ней постави чудный образ Богоматери, его же Лука евангелист написа, и обложи златом и камением многоценным с драгим жемчугом великим, и возложи на ню злата вящше тридцати гривенок, и оттоле прозвася икона та Владимирская». 2323 Вот для поставления и для сохранения какого великого благодатного сокровища устроял и благоукрашал святый князь Андрей соборный храм в городе Владимире. Поставление иконы Богоматери в новосозданном храме было венцом деяний и намерений князя Андрея. В день сего великого торжества Боголюбивый князь объявил себя единодержавным Великим Князем всей земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а во вновь построенной соборной церкви утвердил Великокняжеский престол. «Град сей Владимир, сказал тогда князь Андрей собранию князей и бояр, во имя свое созда святый и блаженный и Великий Князь Владимир, просветивый всю Русскую землю святым крещением, ныне же аз, Божиею благодатию и помощию Пречистыя Богородицы, расширих и вознесох его, но паче и церковь в нем создах во имя Пречистыя Богородицы святаго и славнаго ея Успения, и украсих ю, и удоволих имением и богатством, и властьми и селы, и в городех десятыя недели, и в житех, и в скотах, и во всем десятое дах Господу Богу и Пречистой Богородице. Хощу бо да будет град сей великое княжение и глава всем» 2424 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

21. Затем Евбея, Еврип, имеющая епископов и священников около 200 и христианских домов свыше 10 тысяч. 22. Далее Афины, имеющие епископов и священников около 160. 23. В Пелопонесе Коринф, имеющий епископов и священников около 100, христианских домов свыше семи тысяч, Навплий, имеющий 150 священников и четыре тысячи христианских домов, Монемвасия, имеющая епископов и священников около 400 и домов 8 тысяч. Древние Патры, имеющие епископов и священников 300 и домов свыше 7 тысяч, Лакедемония, имеющая 300 епископов и священников и около 6000 домов, Христиануполь, имеющий 300 священников и свыше 10 тысяч домов. 24. Из того, что я описываю, я выйдя из Систа и Авида, кое-что видел что лежит к востоку. О том, что лежит вдали и только виднеется издали я спрашивал и в точности узнавал, помня о просьбе моего друга и исполняя его просьбу. 25. Плывя по этому пути, мы прибыли к так называемому Капо Крио, лежащему в Анатолии. Там озеро и как видно из развалин, там был большой город, имеющий две гавани на севере и на юге (теперь там нет людей), много красивых домов, частью сохранившиеся, частью разрушенные. Я вспомнил слова Давида; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих 2423 . Я видел седалища из белого мрамора, одни прекрасно сохранившиеся в том виде как были поставлены, другие поломанные, большие стены, колонны, лестницы. Я спросил некоторых, живущих там по близости в деревнях, что слышали они по преданию об этом города, и они ответили, что тамошние жители были очень нечестивы. Тогда и другие бывшие со мной лица вспомнили слова Соломона: беззаконие ниспровергнет престолы судей 2424 . 26. Родос первый из всех Кикладских островов, сильная крепость, окруженная башнями и тремя стенами, имеющая четверо ворот, ворота Гавани, ворота Навстама, где трииры начальника, бея приставленного охранять море, ворота Большого Мастера, ворота Коккина, где флаги древних строителей. В крепости храм Св. Иоанна, там и дворцы франкских прежних правителей, очень большие и красивые здания; тут на каждом здании нарисован флаг его строителя; дворец первого магистра, нарисована его коронация, как Константинопольский епископ короновал его великим магистром и стражем всего тамошнего моря. Там есть и гладкая дорога, далеко ведущая, по обеим сторонам ее дворцы один против другого с начала до конца. Есть и много других зданий красивых и хороших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010