Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18). А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище. Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения. Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников. Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание. Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте — вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды». Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание. Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию св. отцов, своим воздержанием делать им укор. Так, св. авва Исаия пишет: «Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего». Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста. Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т. п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: «Не мечите бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

СТРАСТИ (См. также ДУХИ ПАДШИЕ, ГРЕХ, МЫТАРСТВА ВОЗДУШНЫЕ, БРАНЬ, НАВЫК, БЕССТРАСТИЕ, ПАМЯТОВАНИЕ БОГА, СТРАХ БОЖИЙ, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, ПОКАЯНИЕ, а также под наименованием отдельных страстей) Сколько страстей в душе, столько и бесов. Свидетельствует и Божественное Писание, что всякий порабощается тому, чем побеждается. Кто поработится блуду и страстям, тот отвергся Христа. Также тщеславие, гордость, сребролюбие и лжа соделывают человека, служащего этим страстям, чуждым Христа (Евлогий Скитский). VI, 116. [ Авва Исаия ] говорил о св. Причащении: этот дар сочетавает и соединяет нас с Богом. Если так, то где же у нас это соединение? Побеждаясь гневом, завистью, человекоугодием, тщеславием, ненавистью и другим, мы отстоим далеко от Бога ( авва Исаия ). VI, 136. Не признается рабом Божиим тот, кто работает страстям: он раб того, кто обладает им ( авва Исаия ). VI, 149. Приложим всевозможное попечение устранить из себя страсти и восстановить в себе свойства человеческие в том состоянии, в котором явил их в Себе Господь наш Иисус Христос. Он – свят и обитает в одних святых ( авва Исаия ). VI, 174. Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце твое. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, стремящиеся отлучить ее от Бога и овладеть ею. С целью завладеть человеком враги его, демоны, употребляют все усилия, чтобы побороть его страстями ( авва Исаия ). VI, 206. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладевают ею и отлучают ее от Бога. Это – те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа. Эти страсти убил на кресте Господь наш Иисус Христос... Это – ветхий человек, которого повелевает Апостол христианину совлечь с себя... ( авва Исаия ). VI, 208–209. Благовременно могу и я воскликнуть с пророком Исаиею: терпех яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе: опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу. Если ведаешь о себе, что открылся в тебе источник Святого Духа: то это служит признаком, что страсти, жившие в тебе, посохли и умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Когда же при осмотре запасов подошли мы к квасным бочкам, батюшка предложил желающим откушать скитского квасу. Тут пришла некоторым из нас мысль попросить старца, чтобы он благословил стакан квасу, дабы им напоить бесноватую. Мы твердо были уверены, что старец может исцелить ее, но уклоняется от сего единственно по смирению. Теперь мы вздумали воспользоваться хотя таким благословением, веруя, что и этого достаточно будет для исцеления страждущей. Шепнули об этом общем нашем желании о. Исаии. Он налил стакан квасу и поднес его к батюшке, прося его благословения. Уразумев, для чего о. Исаия просил благословить квас, старец просто сказал: «Хорошо; напойте ее». Но о. Исаия опять попросил: «Нет, батюшка, вы благословите квас». Старец ответил: «Все равно; ведь я благословил; отнесите ей». О. Исаия продолжал настаивать на своем. Тут и мы приложили общую просьбу. Тогда батюшка, как бы против воли, перекрестил квас, и его тотчас понесли к страдалице. Увидев это, она еще с большим беспокойством и ожесточением начала метаться и стиснула зубы. С трудом разняли их и насильно влили ей в рот квасу. Страдалица тут же опомнилась, успокоилась и, оправившись, стала совершенно здоровою. Дня три после того видала я ее. Она уже не боялась старца, а, напротив, изыскивала случая видеть его и получить от него благословение и наставление. После она мне созналась: «Во всю мою жизнь я не чувствовала такого жестокого терзания от припадка, как при свидании со старцем в скитской церкви и трапезе; я едва осталась жива; зато теперь уже не чувствую ни малейшего признака прежнего мучительного состояния духа ни в присутствии старца, ни без него; и так хорошо я никогда себя не чувствовала». Действительно, никто из нас уже не видал в ней ничего похожего на прежнюю ее болезнь. Она была спокойна в духе и здорова. Алексей Васильевич Говоров , сын помещика Ливенского уезда Орловской губернии, в бытность свою в Оптиной Пустыни 16 сентября 1863 года, в келлиях старца иеросхимонаха Амвросия, сказывал о себе следующее: «Издавна я подвержен был пьянству в сильнейшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вся последующая традиция христ. аскетической лит-ры связывает «Аскетикон» И. С. именно с Исаией, жившим в Ските в IV в. В кон. XIX в. Г. Крюгер высказал предположение, что автором «Аскетикона» мог быть палестинский аскет и монофизитский деятель V-VI вв. Исаия Газский ( Kr ü ger. 1899). Гипотеза не была принята большинством современных исследователей. Исаия Газский мог быть составителем одной из 5 позднейших редакций текста «Аскетикона» И. С., к-рая легла в основу его сир. версии, однако в изначальной форме «Аскетикон» отражает традицию египетского, а не палестинского монашества, причем в довольно архаической форме IV в. ( Draguet. 1968). «Аскетикон» И. С. написан по-гречески и представляет собой цикл наставлений, лишенных тематической последовательности. Наставления представлены в виде слов И. С., записанных кем-то из учеников. В сохранившихся версиях «Аскетикона» отличаются порядок и число наставлений (от 14 до 32). Некоторые наставления, сохранившиеся в греч. оригинале, отсутствуют в переводах на др. языки и наоборот. Различия между редакциями «Аскетикона» касаются лишь формы, а не основных теоретических установок аскетики И. С. «Аскетикон» тесно связан традицией с Apophthegmata Patrum и отражает жизнь егип. монашества на рубеже IV и V вв. Это образец развитой монашеской дидактики, где рассматривается жизнь подвижника от новоначального состояния. И. С. постоянно подчеркивает, что наставления не основаны на его личном мнении, но являются обобщением опыта предшествующих подвижников. Мировоззрение И. С. основано на Свящ. Писании; в «Аскетиконе» насчитывается до 2300 цитат из него и аллюзий на него. Это в значительной мере объясняется характером произведения и его установкой - показать, что монашеский подвиг является реализацией основ Писания. И. С. подчеркивает простоту и ясность библейского текста, но также принимает во внимание наличие в нем аллегорических смыслов. Краеугольный камень аскетики И. С.- понятие «безмолвие» (греч. συχα); достижение состояния безмолвия позволяет подвижнику приблизиться к Богу.

http://pravenc.ru/text/674860.html

Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» ( Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому . «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие ). И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель». Ист.: BHO, N 550; Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 96-99, 101-104; Kugener M.-A. Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518: Textes syriaques. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 78. (PO; T. 2. Fasc. 1. N 6); Nau F. Jean Rufus, évêque de Maïouma. Plérophories. P., 1912. P. 27-28, 47-48, 101, 121-122, 148. (PO; T. 8. Fasc. 1. N 86); Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi//Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. [Pt. 1: Syriac text.] P. 1-16; [Pt. 2: Latin trasl.] P. 1-10. (CSCO; 7, 8. Syr.; 25); Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 142, 168. Лит.: Krüger G. Wer war Pseudo-Dionysios?//BZ. 1899. Bd. 8. S. 302-305; Kugener M. A. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre I " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scolastique//Ibid. 1900. Bd. 9. S. 464-470; Vailhé S. Le mystique monophysite, le moine Isaïe//EO. 1906. Vol. 9. P. 81-91; Petit L. Isaïe (2)//DTC. T. 8. Col. 79-81; Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 60; Devos P. Quand Pierre l " Ibère vint-il à Jérusalem?//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 337-350; Draguet R. Les 5 recensions de I " Ascéticon syriaque de l " abba Isaïe. Louvain, 1968. [Vol. 2. Pt. 1:] Introduction au problème isaïen P. (CSCO; 293. Syr.; 122); Chitty D. J. Abba Isaiah//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 47-72; Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza//DSAMDH. T. 7. Pt. 2. Col. 2083-2095; Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Brescia, 1980. P. 27-93; Aubert R. Isaïe de Gaza//DHGE. 1997. T. 26. Col. 115-117. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674850.html

Еще говорил: желающему прославиться между людьми, невозможно быть без зависти; а кто имеет зависть, тот не может стяжать смиренномудрия. Таковой предал душу свою врагам, которые вовлекают ее во множество зол, и умерщвляют. Бегай тщеславия, и сподобишься быть причастником славы Божьей в будущем веке. Еще говорил: если придет тебе помысл осудить ближнего в каком-либо прегрешении, то прежде помысли о себе, что ты согрешил более его; а те дела, кои ты считаешь добрыми, не верь им, что они благоприятны Богу, и не будешь осуждать ближнего твоего; уничижение самого себя да будет для тебя вместо успокоения. Авва Исаия говорил о новоначальных, которые были послушны духовным Отцам: первая краска на багрянице не отмывается. Еще говорил: и молодое дерево, достаточно не поливаемое, засыхает: то же случается и с новоначальными послушниками. Также говорил: будем помнить о Том, Кто не имел, где главы подклонить. Человек! внимай себе и не высокомудрствуй! Кто Он, и кем соделался ради тебя. Владыка твой соделался странником, не имевшим дома. О, неизреченное Твое человеколюбие, Господи! Сколько Ты смирил себя ради меня! Если сотворивый все словом, не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном, почто увлекаешься ненасытимым желанием твоим? (Помни сказанное): «вся искушающе, добрая держите» ( 1Фес.5:21 ). Еще говорил: стяжавший смиренномудрие, возлагает вину брата своего на себя, говоря: я согрешил; презирающий же брата своего, считает себя правым, укоряет брата своего, и досаждает ему. Осуждающий самого себя, никогда никого не будет укорять. Еще говорил: не тот мудр, кто (много) говорит; но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. Прежде, нежели начнешь говорить, подумай, и тогда отвечай должное; не хвались своим разумом, и не возносись, что ты более других знаешь. Конец же всего (благого) состоит в том, чтобы себя укорять, и считать себя худшим всех. Авва Исаия говорил: ничего нет полезнее для новоначального, как поношение. Как для сада частая поливка полезна, так для новоначального поношение. Еще говорил: блаженны трудившиеся с разумом: ибо они успокоились от всякой скорби, и избежали коварства бесовского. Еще говорил: кто поступает с братом своим коварно, тот не избежал сердечной скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

17 . Итак, внимай себе, дабы какое-либо зло не отлучило тебя от любви Божией. Обуздывай сердце свое и не унывай, говоря: «Как могу сохранить сердце свое, будучи человеком грешным?» Ибо когда человек оставит грехи свои и обратится к Богу, тогда покаяние возрождает его и преобразует его в новую тварь. 18 . Монах должен постоянно и мужественно пребывать в подвиге и благочестивой деятельности, и неусыпно наблюдать над кознями противников, и подобно кормчему, должен он преплывать волны, управляясь водительством Божественной благодати и не уклоняясь никогда с правого пути, он должен внимать только себе одному, и в мире душевном неразвлеченной мыслью беседовать с Богом умом, свободным от житейского попечения. 19 . Убеждаю тебя (брат), доколе находишься в теле, не оставляй хранить сердце твое. Как земледелец не может быть совершенно уверен в благополучном собрании плодов, пока они растут еще на ниве его, ибо не знает, что случится с ними прежде, нежели они будут внесены в житницу его, так и человек не должен оставлять сердце свое (без попечения), доколе дыхание... «в ноздрех его» ( Иов.27:3 ). Поскольку человек до последней минуты жизни не может знать, какая страсть будет бороть его, поэтому необходимо ему заботиться о сохранении и спасении своем, даже до последнего издыхания, и всегда взывать к Богу, испрашивая Его помощи и милости. Изречения Аввы Исаии Авва Исаия говорил: когда на вечери любви братья вкушали пищу, и разговаривали между собой, Пресвитер Пелусийский, упрекая их, сказал: братья! молчите; ибо я знаю брата, который ест с нами, и пиет те же чаши, а молитва его как огонь восходить к Богу. Авва Исаия говорил: ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий. Не желай любить славных мира сего, чтобы слава Божья не удалилась от тебя. Еще говорил: если ты совершаешь свое молитвенное правило со смиренномудрием, почитая себя недостойным; то служение твое приятно Богу. Когда же гордый помысл взойдет на сердце твое, и ты, приняв оный, вспомнишь о ком-либо спящем, или нерадящем, и осудишь его мыслью, то знай, что суетен труд твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

20. Опять сказал: подвизайся избегать сих трех страстей, низвращающих душу: сребролюбия, любочестия и покоя, ибо, когда они обладают душею, не дают ей преуспевать. 21. Авва Исаия говорил: люди обращают ум свой или ко грехам, или к Иисусу, или к людям. 22. Авва Петр говорил: некогда спросил я своего авву Исаию , кто есть раб Божий? И он ответил мне: если кто работает какой-либо страсти, то не почитается рабом Божиим, но есть раб того, кто обладает им. И когда он находится в сем плену, не может учить другого, обладаемого тою же страстию, ибо нелепо учить его или просить о нем Бога прежде освобождения себя самого от той же страсти. Да и как он будет просить о другом, будучи сам одержим тем же недугом, – он ни раб Божий, ни друг, ни сын, чтоб просить о другом, но паче о том должен часто молиться, чтоб освободиться самому, и если не освободится от того, чему работает сам, лицо его бывает исполнено стыдения пред Богом. Итак, поскольку подлежит он страстям, плакать должно ему, что не сподобился дерзновения к Богу, ибо оно есть истинная чистота, которой Бог требует от всякого человека. 23. Авва Исаия сказал: кто ищет Господа с сердечною болезнию, того Он услышит; и если попросит Его о чем с разумом, усердием и трудом сердечным, не связывая себя ничем мирским, а заботясь только о душе своей, дабы Он представил ее неосужденною пред престолом Своим, то Он подаст ему то. 24. Авва Феодор Еннатский говорил: если Бог вменит нам нерадение в молитвах и леность в псалмопениях, то мы не можем спастись. 25. Авва Феодор Скитский сказал: приходит помысл и возмущает меня, и занимает: дела не силен он произвести, но только затрудняет меня в добродетели. Муж же трезвенный, извергши его, восстает на молитву. 26. Авва Феона сказал: чрез упразднение ума нашего от созерцания Божия мы бываем пленяемы плотскими страстями. 27. Мать Феодора говорила: был один монах, который от множества искушений сказал себе: иди отсюда. Однако, как только взял он сандалию, увидел кого-то другого, который, надевая свои сандалии, говорил ему: не меня ли ради ты уходишь? Но я пойду впереди тебя, куда бы ты ни пошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Так берегут слово знающие цену его». (Он же). IV. «Не отверзай уст твоих для смеха: это признак рассеянной и нерадивой души, чуждой страха Божия». ( Авва Исаия ). V. «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил; в какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем – молчание». (Авва Пимен). VI. Один инок спросил авву Пимена: «если я увижу что-нибудь, то позволишь ли мне рассказывать, об этом?» Старец отвечал: «Писание говорит: иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему и поношение ( Прит. 18, 13 ). Если спросят тебя, говори, а если не спросят, молчи». («Скитск. пат.»). Авва Диадох говорит: «как в бане часто отворяемые двери скоро выпускают жар вон: так и душа, если она желает часто говорить, то хотя бы говорила и доброе, теряет собственную теплоту чрез дверь язычную. Хорошо благовременное молчание; – оно не что иное есть, как мать мудрейших мыслей». («Древн. пат.» гл. 2). VIII. Авва Исаия сказал: " люби более молчать, нежели говорить; ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает» (Оттуда же). IX. «Щади язык; он часто произносит то, что лучше было бы утаить». (Ск. Нил синайский ). X. «Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить». (Св. Амвр. медиолан.). XI. «Предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого вреда». (Св. Исаак Сирин ). XII. «Сказал некто (Сенека, см. 7 письмо): «всякий раз, когда я побываю между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком». Мы часто испытываем это после продолжительной беседы, ибо легче молчать, чем в беседе не сказать лишнего; легче оставаться дома, чем уберечь себя, как следует, в обществе. Итак, кто положил себе достигать внутреннего и духовного, да уклоняется от толпы вместе с Иисусом. Никто не безопасен, являясь в мир, если не любит пребывать в уединении». (Из кн.: «О подражании Христу», Фомы кемп. в перев. К. П. Победоносцева ). XIII. «В еврейском талмуде есть удивительная поговорка: «приучай твои губы говорить: я не знаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еще говорил о том, какие свойства имеет смиренномудрый? Смиренномудрый не имеет языка сказать о ком, что он нерадив, или отвечать обижающему; он не имеет очей видеть прегрешения ближнего; не имеет слуха для слышания слов, неполезных для души его; не имеет рук, чтобы обидеть кого; не имеет никакой скорби, кроме скорби о грехах своих. Рассказывали об Авве Исаии : однажды он взял зеленую ветвь, пошел на гумно одного владельца, и говорит ему: дай мне пшеницы. А жал ли ты, Авва? спросил он. Нет! отвечал старец. Тогда владелец говорит ему: как же ты хочешь получить пшеницу, когда сам не жал? А старец говорит: неужели не получает награды тот, кто не жнет? Не получает, сказал владелец. Так старец и ушел от него. Братья, которые видели это, поклонившись, просили его объяснить им, для чего он сие сделал? Старец сказал им: это я сделал для примера: если кто не будет трудиться, тот не получит награды от Бога. Авва Исаия говорил: прежде всего, человек должен стяжать веру в Бога, постоянную любовь к Нему, незлобие, не воздавая злом за зло, иметь удручение тела подвигами, смиренномудрие, чистоту, милосердие, ко всем любовь и повиновение. Еще говорил он: возненавидь все принадлежащее миру и телесный покой; ибо они соделывают тебя врагом Божиим. Как человек, имеющий врага, сражается с ним; так и мы должны сражаться с телом, не давая ему послабления. Брат вопросил Авву Исаию : что значит: «да святится имя Твое»? Старец отвечал: это относится к совершенным: ибо невозможно святиться в нас имени Божию в то время, когда обладают нами страсти. Еще говорил: более люби молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает. Авва Исаия позвал к себе некогда одного из братий; омыв ему ноги, всыпал горсть чечевицы в горшок, и когда она вскипела, принес ее. Брат сказал ему. Авва! она еще не уварилась. Авва отвечал: не довольно ли для тебя и того, что ты видел огонь? И это великое утешение. Он же говорил: Думаю: великое дело победить тщеславие и придти в разум Божий; ибо впадший в лукавые страсти, чужд бывает умиления, ко всем жестокосерд, и к довершению зла, впадает в высокоумие, то есть в гордость, которая есть матерь погибели. Ты же, верный раб Христов, совершай втайне дело свое, и с болезнованием сердечным заботься о том, чтобы, ради человекоугодия, не погубить награды за воздержание твое, ибо делающий что-либо напоказ людям, лишается мзды своей, как сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010