1 . Первоначальные сведения о Почаевской обители; 2. состояние её во время прибытия преподобного Иова в Почаев; 3. Избрание преподобного Иова во игумена Почаевского; 4. Достояние православной церкви на Волыни во время жизни преподобного Иова; 5. Заботливость преподобного Иова об улучшении внешнего быта своей обители; 6. Сооружение новой каменной церкви во имя Святой Троицы; 7. Общее состояние монастыря Почаевского под управлением преподобного Иова; 8. Нападение татар на обитель Почаевскую в 1607 году; 9. Гонения, претерпеваемые Почаевским монастырем от Фирлея; 10. Копание колодезя; 11. Похищение чудотворной иконы Фирлеем; 12. Судебный процесс преподобного Иова с последним за пограбленные монастырские сокровища; 13. Возвращение чудотворной иконы; 14. Исход помянутого процесса вообще. 1 . Основание Почаевской обители восходит к самим первым временам христианской церкви на Волыни. Есть предание, что обитель эта явилась здесь раньше всех других монастырей, и основана в XII веке иноками, уходившими из Киев от набегов татарских. В начале XIII века, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из них, взошедши на вершину горы Почаевской, увидел Пресвятую Богородицу «в столпе огненном на скале стоящую». В то же время явление это видел житель Почаева Иоанн Босый, пасший стадо овец «со отроками» на отлогих покатостях горы Почаевской. Пастух побежал в монастырь известить иноков о своем видении, но здесь ему сказали, что они сами видели явление Божией Матери, и что на том месте, где Она стояла, Она оставила след правой ноги, наполненный водою. С того времени этот след под названием стопы находится в Почаевской обители доселе, «благодатьми Пресвятой Матери Божия» источая цельбоносную воду всем с верою почерпающим оную». 328 Спустя 200 лет после этого греческий митрополит Неофит, проезжая по Волыни (1559) «оставил у помещицы местечка Орли Кременецкого уезда Анны Гойской икону Божией Матери, которую привез из Константинополя», в благодарность за радушный прием, оказанный ему Гойскою. 329 Икона эта долгое время находилась в местечке Орле между другими иконами «в доме блаженные памяти её милости». В течение этого времени слуги, а за тем и сама Гойская не раз видели возле, неё необычайный свет, который наконец побудил Гойскую убедить слепого от рождения брата её Филиппа Козинского помолиться пред этою иконою о возвращении зрения. Козинский повиновался, и, как только он помолился, отверзлись ему очи, «яко бы древле от Христа слепорожденному», и он стал видети совершенно как будто слепота никогда не поражала его. 330 После этого Гойгкая уже не решилась более держать святую икону у себя, и созвав в 1597 году иноков и священников, «со свещами и пением Богодухновенным перенесла ее на гору Почаевскую, и там отдала обитающим в пещере инокам, в вечное хранение». 331

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

мощах) блаженного отца Иова, бывшего пред тем игумена Почаевского, и цело т.е. в неиспорченном виде от многих лет доселе здесь остающегося, за молитвами их святыми удостоился значительной Божией милости и доброго здоровья. За каковое благодеяние Божие принося носильную жертву и благодарение величию Господа, и прославляя пресвятую Деву и этого блаженного (т.е. преподобного Иова), он Лобос записывает далее Почаевскому монастырю сумму свою 760 злотых, прося молитв и поручая себя вниманию Почаевской братии и т.д. В то же время исцелилась над ракой преподобного Иова «жена некая сановитая» именем Анна от тяжкого недуга – беснования. По сказанию, печатаемому при житии преподобного Иова, она обошла много мест, славных чудесами, но нигде не получила исцеления, и только когда родственники её привезли ее в обитель Почаевскую, и повергли пред мощами блаженного, «внезапно бес потряс ею и возрычав аки лев», оставил ее свободною молитвами блаженного. 3 . После сего летом 1675 года, во время так называемой войны Збаражской с турками, в царствование польского короля Яна Советского (1674–1696), полчища татар, предводительствуемые ханом Нурредином, оставив Збаражский лагерь под начальством визира Кара-Мустафы чрез Вишневец подступили к обители Почаевской и обложив ее с трех сторон, осаждали в течении трех суток, грозя совершенным разорением. 399 Уже татары сожгли окрестные строения и убили одного священника и одного иеродиакона из монастырской братии. Наконец в ночь на 23 июля. они составили совет, поднявши многочисленнейшую силу, единодушно взять монастырь и умертвить всех христиан в нем находящихся. 400 К довершению несчастия, слабая монастырская ограда не представляла никакой защиты для осажденных, потому что в то время в Почаеве кельи были деревянные и монастырь имел только несколько каменных построек, будучи огражден только с некоторых сторон дубовою палисадой. В этих обстоятельствах игумен обители Иосиф Добромирский убедил братию и прочих христиан, заключенных в стенах монастыря, оставить всякую надежду на земскую помощь и обратиться к единственной заступнице Божией Матери и блаженному угоднику преподобному Иову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Таким же образом в почаевской типографии, во время преподобного Иова, печатались проскомидийные листы для рассылки в православные церкви, письма или послания православных архипастырей, разные молитвы и т. п. 560 И конечно, по малочисленности православных типографий того времени в пределах юго-западного края Росии, когда, по свидетельству истории, все «древнешия типографии Волыни: острожская, кременецкая, рахманевская, и другия мало по малу прекращали свое бытие и дествие еще в первой половине XVII века, и на Волыни была только одна словяно-русская типография почаевская», 561 обитель почаевская находила возможность распространить свои типографские произведения между православными, и таким образом, без сомнения, по возможности содействовала к поддержанию православной церкви среди тогдашних бедствий, причиняемых латинством. 562 2 .Этого мало. В Почаевской Лавре издревле хранится рукописная книга с надписью: «Книга блаженного Иова Железа, игумена Почаевского власною рукою его писанная». Из рассмотрения этой книги оказывается, что преп. Иов не только издавал в свет чужие книги, но и сам лично подвизался на поприще церковной письменности, на сколько этого требовало его положение, как настоятеля обители и поборника веры православной. Что рукопись эта действительно принадлежит Иову, в этом не может быть сомнения по следующим обстоятельствам. Как мы уже сказали выше, в «житии пр. Иова», составленном его учеником Досифеем, прямо говорится, что угодник Божий, живя в Дубне, «писанием книг церковных упражняшеся».... Само собою разумеется, что к разряду этих книг должна быт отнесена и настоящая его рукопись, тем более, что книга эта писана частью уставом, частью полууставом, который имеет генетическое родство с тем курсивным почерком, каким подписался преподобный Иов почаевский на завещании Ирины Ярмолинской 1646 года, доселе хранящемся в почаевской лавре. 563 Некоторые буквы скорописи, не смотря на разницу ее с полууставным письмом, все-таки значительно сходны между собою в том и другом письме, а другие скорописные буквы, повидимому несходные с полууставными, легко могли образоваться из последних естественным путем упрощения полууставнаго письма в скорописи. К этому нужно присовокупить предание о принадлежности этой рукописи перу преподобного Иова, восходящее к XVII веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Почаевское братство Свято-Троицкого монастыря прославляет и празднует пред «Labor Day» Преподобного и Богоносного Игумена св. горы Почаевской Иова. Знаете ли Вы, кто такой Преподобный Иов Почаевский ? Это самый близкий для нас, даже по крови родной святой. Он жил лет 350–300 тому назад (†1651 г.). Родился он на Русской земле близ Коломыи на Покутье. Родители его были благочестивые люди по фамилии Железо. Преп. Иов своим крепким, исполненным подвига житием оправдал это свое прозвание «Железо». Первоначально с 10-летнего возраста он подвизался в Преображенском Угорницком монастыре, потом более 20-ти лет трудился в Крестовоздвиженском в г. Дубно на Волыни и, наконец, до самой смерти (106-ти лет) – в Успенской Лавре на гор Почаевской (тоже Волынь). Жил Преп. Иов в тяжелые для православного русского народа времена, подобно нашим. Он терпел поношения, клеветы, побои, суды, изгнания, но всеми силами защищал православную веру и русский народ. Он был великий подвижник и молитвенник: целые недели проводил он в тесной пещере на молитве за родной народ и православную веру. И так пламенна была его молитва и высок духовный подвиг, что часто пещера эта озарялась небесным, фаворским светом. Но этот высокий подвижник был также прилежен в трудах и послушаниях. Он сначала собственноручно с братией усердно списывал божественные книги и писал поучения о вере и христианской жизни, потом завел типографию и много напечатал в защиту веры и в научение благочестивой жизни. Не пренебрегал Преподобный и черным, физическим трудом: насаждал сады, умножал щепы, обрабатывал огороды, насыпал гребли (плотины), удобрял гноем землю. В церковных песнопениях так прославляется трудолюбное житие Преподобного Иова: «Какими похвальными венцами украсим преподобного Иова, учителя и поборника Православия, глашатая Божественных писаний и списателя отеческих преданий, но и тяжких работ исполнителя, земли копанием и древес саждением себя смирявшего и всем образ послушания бывшего» (стихира на Господи воззвах). В Свято-Троицком монастыре в пещерной церкви стоит присланный с Почаевской горы на благословение чудный образ Преподобного Иова на типографских работах и в образе том часть мощей Преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

преподобный Иов Почаевский (Железо) Нравственно-аскетические труды преподобный Иов Почаевский (Железо) Игумен Почаевского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, аскет, подвижник, защитник Православия, духовный писатель.      В миру Иоанн Железо, родился около 1551 года в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Угорницкий Преображенский монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество с именем Иова, по достижении совершенного возраста, то есть тридцати лет, возведен в священнический сан, и через малое время удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, хотя к лику святых он был причислен с именем Иова.       Вскоре, по просьбе князя Острожского, был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, где сталнастоятелем и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны римо-католиков и униатов. Много писал в защиту Православия.     В haчaлe XVII beka преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители. Полюбив святого отшельника, иноки избрали его своим игуменом. Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.      В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.       Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале ХХ века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Несомненно, продолжением подвига Нестора-летописца стала и жизнь иного преподобного, подвизавшегося в Почаевском монастыре, на четыре сотни лет позже. Иов Почаевский B XVI веке юго-запад Руси — место постоянных столкновений идей, мировоззрений, земных политических и экономических страстей. Если во времена Нестора-летописца главная беда — междоусобица, то при преподобном Иове — экспансия католицизма на исконно русские земли и преступная уния. Казалось бы разные эпохи, иные проблемы, да и местность другая. Но полистайте внимательно житие преподобного Иова, не уделяйте главное внимание лишь пещерке старца, хотя без нее трудно осмыслить подвиги подвижника. Иов Почаевский (или как он сам себя любил называть «Иоанн Железо») был великим молитвенником. Есть свидетельство его ученика прп. Досифея. Вот, что он рассказывает: «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением». Также из воспоминаний современников известно, что почаевский подвижник был делателем умной молитвы, непрестанной молитвы Иисусовой — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго». Наряду с сугубо монашескими подвигами, преподобный Иов Почаевский не только любит книгу и знания, но и сам активно способствует, чтобы эта любовь была у каждого, кто определяет себя, как православный. Он создает Почаевскую типографию и много пишет в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». Ее переиздали 1889 году под заглавием «Почаевская Пчела». Сегодня надобно вспомнить и типографию преп. Иова Почаевского, которая из дальней Америки хоть как-то удовлетворяла наш духовный голод во времена атеизма. Без небесного благословения преподобного старца почаевского ее бы не существовало. Паисий Величковский Эта взаимосвязь подвижников веры, считавших, что книжная мудрость и знания для любящих Христа обязательны и необходимы, особенно ярко раскрылась в житии архимандрита Нямецкого монастыря, преподобного Паисия Величковского.

http://pravmir.ru/svyatye-i-sovremennost...

В Германии неск. насельников, архим. Серафим (Иванов), игум. Иов (Леонтьев), иером. Антоний (Медведев) и послушник П. Чернобыль (впосл. монах Нектарий), окормляли части вооруженных сил Комитета освобождения народов России. В мае 1945 г., после капитуляции Германии и прихода в Баварию амер. войск, 17 насельников под рук. архим. Серафима (Иванова) переехали из Германии в г. Женеву (Швейцария). В кон. 1946 - нач. 1947 г. эта группа насельников эмигрировала из Швейцарии в США, где составила большую часть братии Джорданвиллского мон-ря. Помимо архим. Серафима в нее вошли также архим. Агапит (Крыжановский), игумены Валентин (Богданов), Филимон (Никитин), Никон (Рклицкий), иером. Антоний (Медведев), Антоний (Ямщиков), Киприан (Пыжов) и др. Они вывезли в США святыни обители, оборудование монастырской типографии. К кон. 1945 г. бывш. насельник ладомировского мон-ря игум. Иов (Леонтьев), не получивший разрешение на переезд в США из-за болезни, организовал монашескую общину при здании Синода РПЦЗ в р-не Богенхаузен (Мюнхен). В нее, кроме игумена, вошли духовник братии иером. Никодим (Нагаев; впосл. еп. Ричмондский РПЦЗ) и 4 послушника. Мюнхенская обитель приняла устав ладомировского мон-ря. В нач. 1946 г. для мюнхенских иноков было приобретено новое помещение бывш. школы (1939), в к-ром 28 авг. 1946 г. освящена ц. во имя прп. Иова Почаевского. Иконостас в древнерус. стиле расписал в 1944-1946 гг. иером. Киприан (Пыжов). 4 марта 1946 г. Синод официально утвердил 2 европ. подворья Иовского братства - временное в Женеве и постоянное в Мюнхене. Оба подворья непосредственно подчинялись Синоду на правах ставропигии. Мюнхенскую обитель возглавляли в 1946-1959 гг. архим. Иов (Леонтьев), в 1959-1966 гг.- архим. Корнилий (Малюшицкий), в 1966-1980 гг.- еп. Нафанаил (Львов), пребывавший на покое. В 1947 г. в мюнхенской обители проживало 32 чел., в 1948 г.- 46 чел., в 1950 г.- ок. 10 чел. В 1951 г. часть насельников И. П. м. во главе с иером. Игнатием (Ракшей) переселилась в Израиль. В кон. 40-х гг. ХХ в. архим. Иов открыл еще 2 подворья: в Ницце (Франция) под рук. иером. Феодосия (Трушевича) и в Германии с отдельным корпусом, домовым храмом и типографией при приходе св. Прокопия Устюжского в Гамбурге под началом архим. Виталия (Устинова). Наиболее активным было Гамбургское подворье, при котором в 1945-1948 гг. действовала типография им. прп. Иова, переведенная в 1948 г. в лагерь рус. беженцев Фишбек.

http://pravenc.ru/text/578212.html

На устроение новых архиерейских облачений выписано из Москвы от купца Колокольникова серебряной, по образчику, парчи и золотого гаса на сумму 1043 р. 38 к. ассигнациями. В июне месяце того же 1833 г. в ризнице в верхнем ящике случайно найдена жемчужная риза на чудотворную икону. Впоследствии она употреблена на украшение той же иконы. Начато дело об отлитии нового колокола в 300 пудов, и заведена о том переписка с Киевскими колокольными мастерами – Романовскими и Дехтеровым. Впрочем, этот колокол отлить и доставлен в Почаев только в 1836 году, и то не в 300, а в 213 пудов, и стоит лавре с доставкой 3181 р. 88 к. серебром. В сентябре месяце преступлено к возведению оградной каменной стены; работа продолжалась до 20 ноября, и производилась с южной стороны монастырского сада, хозяйственным образом. 20. Открытие мощей преподобного Иова, игумена Почаевского В последних числах августа месяца совершенно торжественное открытие честных мощей преподобного Иова игумена Почаевского. По преданию, и по актам самих базилиан, первоначально они открыты, и как цельбоносные и нетленные признаны предметом благоговейного почитания, Киевским митрополитом Дионосием Балабаном еще в 1659 году – чрез 8 лет после кончины угодника Божия. Но базилиане скрывали этот светильник, как обличавший отступление их от православия, под спудом. Надлежало, с возвращением обители к православной Восточной Церкви, поставить его на свещнице. И вот открылся к тому благоприятный случай. Знаменитый блаженной памяти архипастырь, преосвященный Кирилл Каменец – Подольский архиепископ, в августе месяце 1833 г. обозревая свою паству, смежную с Волынской, возъимел желание видеть новую лавру, поклониться чудотворному образу Богоматери и нетленным мощам преподобного. С Высочайшего разрешения и благосоизволения Святейшего Синода, он прибыл в Почаев с своей свитой – ректором семинарии, архимандритом Гедеоном, протодиаконом, диаконами и певчими. Посетив пещеру, в которой некогда подвизался угодник Божий, преподобный Иов, игумен Почаевский, он лично убедился в нетлении мощей. По предварительному совещанию с местным преосвященным Иннокентием, 27 августа он вместе с ним сове6ршил крестный ход в пещерную церковь и в сопредельную ей пещеру. Здесь совершено всенощное бдение с благословением хлебов у раки преподобного; а 28 августа в тот самый день, в который за 174 года Киевским митрополитом Дионисием Балабаном вынуты из земли мощи святого, после литургии, которую священнодействовал в той же пещерной церкви преосвященный Иннокентий, и после молебна, отправленного совместно обоими архипастырями, их же архиерейскими руками, они открыты преднародно.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

4 . В 1711 году пришел в Почаев некто пан Каминский, чесник брацлавский, бурграф кременецкий, с двумя своими братьями из Брацлава, и просил игумена Иосифа Добрянского дозволить им в храме помолиться. Брат его Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усумнился в их святости и втайне укорил иноков за то, что будто они ради корысти «одного из старцев усушили себе, дабы прельщать людей и собирать сокровище». Затем, выслушав «службу Божию», братья пошли в дом свой, «до веси называемой Залесцы». В ту же ночь Каминский внезапно был пробужден необыкновенным криком Владислава: «отселе уже не буду». В недоумении, чесник Брацлавский разбудил брата и спросил его, по какой это причине он так кричит и устрашается? – «Или ты не видишь, отвечал Владиславу, страшнаго сего старца, се палицею грозящаго мне, чтобы я не смел хульно говорить о святых Божиих? Спасите меня из рук блаженного Иова Железа». На другой день братья все трое снова прибыли в обитель Почаевскую и здесь усердно помолившись над ракою Преподобного о прощении грехов своих, клятвенно засвидетельствовали сие событие пред лицем игумена. Спустя двадцать лет после этого тот же бурграф посетил опять Лавру и спрашивал екклесиарха, записано ли в книге жития Преподобного чудо, бывшее с братом его; «себо яко истина есть, прибавил он, жив аз свидетель сему есмь». 619 5 . Таким образом в течении более полустолетия по открытии мощей своих, преподобный Иов не преставал являть благодатную силу во свидетельство своей святости, на пользу православия. В это время, в 1711 году, Император Петр I-й, отправляясь в Прутский поход по пути из Луцка посетил, по преданию, монастырь Почаевский вместе с известным постриженником сего монастыря Феофаном Прокоповичем , в последствие архиепископом Новгородским. Здесь Великий Император поклонялся с благоговением всей святыне Почаевской, в том числе и мощам святого угодника, и в знак этого даровал тогдашнему игумену горы Почаевской Луке Пелеховскому «две грамоты жалованныя, яко он Пелеховский со всею братиею, когда армия Российская за Прут ишла, со крестом и иконами, по должности своей, Государя встречал». 620

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Куливцы. Успенский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1789. Ссылки:   Адрес: Украина, Черновицкая область, Застановский район, село Куливцы, улица Монастырская, д. 1. Координаты: 48.633963, 25.8301 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Обитель расположена в с.Куливцы Заставновского района на расстоянии 50 км от Черновцов, на берегу реки Днестр, в 22 км от районного центра, в 7 км от автодорожной трассы. Монастырь основан на базе приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1789 году. Местное Предание говорит, что до строительства храма здесь находился маленький скит. Все время церковь была приходской. С 1961-1989 гг. храм был закрыт и осквернен. Только лишь в 1989 году силами верующих была возрождена, при которой основалась в 1991 году не большая иноческая Община. По благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви монастырь был торжественно открыт 30 апреля 1997 года. На территории монастыря к памятнику архитектуры Свято-Успенской церкви в 1992 году был пристроен придел святого пророка Илии; построены братский корпус с домовой церковью преподобного Иова, игумена Почаевского в 1995 году; двухэтажный корпус наместника с канцелярией и административными комнатами в 1998 году; гостиница для богомольцев (в прошлом сельский клуб, переданный в распоряжение монастыря в 1998 году); Свято-Преображенский храм, который строится с колокольней и часовней (закладка освящена в 1998 году); гаражи и хозпомещения. В храмах находятся несколько разных мощевиков со святыми мощами разных угодников Божиих. Престольные праздники: Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа; святого пророка Илии - 2 августа; Преображения Господня - 19 августа; преподобного Иова, игумена Почаевского -10 сентября, а также преподобного Кукши Нового - 29 сентября при церкви трапезной. К монастырю прикреплено 28 га пахотной земли для сельскохозяйственных работ.

http://sobory.ru/article/?object=26602

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010