Иконостас в Входо-Иерусалимском приделе перенесен из Кремлевского Александро -Невского, близ Тайнинских ворот, собора, разобранного в 1770 году. Размеры храма внутри 10 ¾ х 6 ½ арш. III. Во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (празд. 12 ноября): первоначально был освящен во имя священномученика Григория, Просветителя Великия Армении; переименован в честь Иоанна Милостивого в 1788 г. Размеры храма внутри 9 х 4 ¼ арш. IV. Во имя свв. муч. Адриана и Наталии (празд. 26 Августа), переименован так в 1786 г., а раньше был во имя свв. муч. Киприана и Иустины. (Посему здесь и стенопись 2-го яруса из жития их). Размеры храма внутри 8 ¾ х 5 ¼, арш. V. Во имя священномученика Григория Просветителя Великия Армении (празд. 30 Сентября); переименован так в 1849 г., первоначально же был устроен во имя свв. трех патриархов Александрийских Александра, Иоанна и Павла. (Из жития их и часть теперешней стенописи). Размеры храма внутри 6 ½ х 3 ¾ арш. VI. Св. Живоначальныя Троицы. Размеры храма внутри 9 ¼ х 5 арш., о сем приделе сказано быыо раньше. VII. Во имя преп. Александра Свирского (праздн. 30 Августа) 14 . В 1812 году был разорен, освящен 30 Августа 1814 года. Размеры храма внутри 6 ¼ х 4 арш. VIII. Во имя св. Николая Чудотворца (Великорецкого или Вятского). В прежние времена сюда совершался ежегодно 29 Июля крестный ход, отмененный в конце XVII в. Здесь поставлена была, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, копия с чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. (См. выше). Имеющийся здесь образ святителя – новейшего письма. Размеры храма внутри 9 3/4 х 5 3/4 арш. Надпись на стене (о принесении в 1555 г. из Вятки в Москву Великорецкого образа св. Николая и о устроении сего придела) сделана в 1840 году. IX. Во имя преп. Варлаама Хутынского (празд. 6 Ноября). Размер храма внутри 8 ¼ х 3 ¼ арш. Внутренняя стенопись всех 8 церквей – приделов средины текущего столетия и ничего особенного не представляет. Таковы же и изображения в куполах: Пресвятой Троицы (Троицкий придел), Господа Саваофа (Входо-Иерусалимский придел), Спасителя (Николаевский, Иоанна Милостивого, Григорьевский приделы: в последнем Нерукотворенный Образ), Божией Матери (в остальных приделах): – Стенопись в коридорах и по потолкам верхнего этажа тоже позднейшого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

550 Интересно, что Иоанн Ватац пользовался в народе такой любовью и уважением, что спустя некоторое время после смерти в памяти народной превратился в “святого”; с его именем стали связываться чудеса; было составлено “Житие св. Иоанна, царя Милостивого.” Правда, память Иоанна Ватаца не была признана официально греческой церковью, и культ его ограничивался тесными пределами лидийского города в Малой Азии Магнесии, где император был погребен. Не надо также путать “Житие” Ватаца с житием святого VII века Иоанна Милостивого. О месте и времени составления жития Ватаца ученые расходятся. Еще в настоящее время духовенство и жители Магнесии и ее окрестностей ежегодно собираются 4 ноября в местную церковь и чтут память покойного императора Иоанна Милостивого. 551 В нашем “Полном месяцеслове Востока” архиепископа Сергия, под 4 ноября отмечена память “Иоанна дукса Ватадзи.” 552 Внешняя политика Ватаца очень важна, ибо постепенно устраняя претендентов на роль восстановителя империи – правителей Фессалоники, Эпира и Болгарии – он сам подчинил своей власти такую территорию, которая знаменовала собою уже реставрацию Византийской империи. В процессе восстановления последней главную роль сыграл Иоанн Ватац, и Михаил Палеолог в 1261 году воспользовался лишь плодами упорных трудов и энергичной деятельности лучшего из Никейских государей. Последующие поколения оценивали его как “отца греков.” 553 544 Matthaei Parisiensis Chronica Majora. Ed. H. R. Luard. (Rerum Britannicarum Medii Aevi Scriptores, LVII). London, 1880, vol. V, pp. 37–38. Текст издан также в следующем издании – К. Pertz. Monumenta Germaniae Historica, Scriptores, vol. XVIII, pp. 301–302. См. также: Matthaei Parisiensis Historia Anglorum, ed. F. Madden, vol. III, pp. 38–39. 545 См.: P. Pelliot. Les Mongole et la Papauté. – Revue de l " Orient chretien, vol. XXIV, 1924, pp. 330–331; vol. XXVII (1931–1932), pp. 3–84; B. Altaner. Die Dominikanermissionen des 13. Jahrhunderts. Habelschwerdt, 1924, S. 128. Весь в целом пассаж из Historia Anglorum, где речь идет о секретных переговорах между папой и посланниками монголов, помечен на полях рукописи красными буквами – dubium (то есть «сомнительно» – Науч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Ираклий родился в Каппадокии в армянской семье. Был сыном знаменитого византийского полководца-армянина Ираклия, экзарха Африки. Ираклий реорганизовал армию, реформировал центральное и провинциальное управление. Ему удалось временно укрепить положение Империи. В 626 г. разбил авар, в 627–628 гг. разгромил персов и вернул захваченные ими у Византии провинции в Азии и Египте, а также главную реликвию христианского мира Древо Животворящего Креста Господня в Иерусалим. При Ираклии латинский язык окончательно сменился греческим в качестве официального языка государства и Церкви (см.: Феофилакт Симокатта. История. Пер. С.П. Кондратьева, Москва, 1957, кн. II и III; И. Мейендорф . История Церкви и Восточно-Христианская Мистика. Москва, 2003, с. 206; Кулаковский. История, III, с. 19, прим. 1 (ср.: Ostrogorsky. Geschichte, S. 72); С.Б. Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996). 73 Артавазд Иконопочитатель (Αρτβασδος Εικονφιλος византийский император (742–743 гг.), армянин, бывший куропалат и стратиг фемы Опсикий; вступив на константинопольский престол, восстановил на короткое время иконопочитане (см.: С.Б. Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996). 74 Императрица Мария Амнийская (р. 770–ум. 821 гг.), армянка, внучка (по дочери Ипатии) св. Филарета Милостивого († 793), супруга императора Константина VI, впоследствии приняла монашество и удалилась в монастырь (первая императрица армянского происхождения на византийском престоле) (см.: Roderick W. Stuart, Royalty for Commoners: The Complete Lineage of John of Gaunt, Son of Edward III, Kings of England, and Queen Philippa (.: ., 3rd Ed., 1998), 322B–41,42; Карташев «Вселенские Соборы» Москва, 1994; Диль Ш. Византийские портреты. Часть I. Глава IV. Императрица Ирина). 75 Св. Феодора (Θεοδρα) византийская императрица (842–855 гг.), дочь византийского друнгария Марина Мамиконяна и армянки Феоктисты Флорины, правнучки св. Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После вторжения в Сирию Хосрова II И. М. и Софроний направились в Александрию, где стали помощниками патриарха свт. Иоанна V (III) Милостивого в его усилиях вновь принести в Египет халкидонское православие. В течение Патриаршества св. Иоанна число правосл. храмов в Египте увеличилось с 7 до 70. Его биограф говорит о мн. «селениях, церквах и монастырях, которые эти добрые пастыри (Иоанн и Софроний.- С. К.) старались вынуть изо рта диких зверей» - «севириан» ( Leontius Neapolis Cypriorum. Vita Sancti Ioannis Eleemosynarii. 31//PL. 73. Col. 367). В жизнеописаниях И. М. сообщается, что после разграбления Иерусалима в 614 г. ввиду растущей персидской угрозы для Александрии он и Софроний вместе со свт. Иоанном Милостивым переправились из Египта на Кипр. Оттуда И. М., останавливаясь на средиземноморских островах, отправился в Рим. Там он занимался упорядочиванием воспоминаний о своих путешествиях и там же скончался. И. М. завещал похоронить его на Синае или, если варварские набеги не позволят этого сделать, в киновии прп. Феодосия Великого. Для исполнения последней воли умершего друга Софроний отправился с его телом из Рима в Иерусалим и прибыл туда «в начале восьмого индиктиона». И. М. был погребен на кладбище обители прп. Феодосия Великого. «Восьмой индиктион» соответствует как сент. 619, так и сент. 634 г. ( Vailhé. 1901. P. 114). Наиболее вероятна 2-я дата ( Нуцубидзе. 1960. С. 254-255; Louth. 1998. P. 149), поскольку Леонтий , еп. Неаполя Кипрского, сообщает, что И. М. при участии Софрония написал утерянное ныне Житие свт. Иоанна Милостивого, к-рый скончался не раньше нояб. 619 г. ( Gelzer. 1893. S. 2, 109; Chadwick. 1974. P. 51). Нек-рые ученые высказали предположение, что под наименованием «Рим» автор предисловия к «Лугу духовному» имел в виду не Ветхий Рим, а Новый Рим, т. е. К-поль ( Follieri. 1988. P. 4-39). Эта гипотеза находит как сторонников, так и противников (ср. аргументы в пользу Ветхого Рима в: Louth. 1998. P. 149-154). Сочинения Единственным дошедшим до нас сочинением И. М. является «Луг духовный», или «Лимонарий» (λειμν, λειμωνριον - луг, лужок; лат. Pratum spirituale; др. названия: «Новый рай», «Синайский патерик» (CPG, N 7376; PG. 87. Col. 2852-3112)), был написан совместно с Софронием ( Vailhé. 1901. P. 115), что давало иногда повод приписывать авторство последнему ( Ioan. Damasc. De imag. II//PG. 94. Col. 1279; Ibid. III//PG. 94. Col. 1316). Однако «вопрос об авторстве Софрония должен быть разрешен в смысле его соавторства с Мосхом, причем Иоанну принадлежит самая существенная доля как по замыслу, так и по выполнению их общей работы» ( Смирнов. 1915. С. 170). Именами обоих «Луг духовный» надписывается в нек-рых греч. (напр.: Paris. Coislin. N 369; ср.: Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale/Ed. H. Omont. P., 1888. Vol. 3. P. 191) и слав. ( Смирнов. 1915. С. 171-172) рукописях.

http://pravenc.ru/text/471388.html

Около 537 Феодор Аскида, епископ Кесарии Каппадокийской. 540 Павел низложен на соборе в Газе. Пала Зоил. 5423Чума. 542Чума. 542Чума. 542 Кириак переходит в пещеру преподобного Харитона. 543 Эдикт против Орипена. Около 543 Серид, Иоанн и Варсануфий умирают. 544 Кирилл приходит в киновию преподобного Евфимия. 546 Геласий умирает, возвращаясь из Константинополя ни с чем. 547 Георгий (оригенист), игумен МарСабы. Его смещение. Игуменом МарСабы становится Кассиан. Кириак возвращается в Сусаким. 548Кончина Феодоры. 548 Кассиан умирает. Конон, игумен МарСабы. 551 Аполлинарий, папа Алек 552 Патриарх Петр умирает. сандрийский. Его место занимает сначала Макарий, затем Евсгохий. 553 Пятый собор (Константинополь; осуждение оригенизма. 555 Оригенисты изгнаны из Новой Лавры. Кириак возвращается в пещеру преподобного Харитона. 5567 Синай окружен крепостными стенами. Игумен Дула. 5567 Кирилл пишет Жития. 557 Кирилл переходит в МарСабу и пишет Житие преподобноге Иоанна Молчальника еще при жизни святого. Кончина Кириака. Общие события Египет Палестина 565 Смерть Юстиниана. Император Юстин II. 570 Папа Иоанн. 5634 Евстохий низложен; его место занимает Макарий. Григорий, игумен лавры Фаран. Около 56474? Мосх в Фаране. 5656 Апсидная мозаика на Синае; игумен Лонгин. Около 567 Григорий, игумен Синайский. 570 Григорий, патриарх Антиохийский (Анастасий изгнан). 57484? Мосх в Египте. Около 576? Смерть Анастасии в Скиту? 577? Разорение Скита. 578 Император Тиверий. 578 Мосх в Оазисе. 581 Папа Евлогий. 582 Император Маврикий. 583 Макарий умирает. Патриарх Иоанн III. 584 – 94 Мосх в Элиотской лавре на Синае? 593 Иоанн III умирает. 594 Патриарх Амос. Мосх и Софроний в Палестине. 601 Патриарх Исаакий. 602 Фока убивает Маврикия и захватывает власть в Империи. 604 Святой Григорий умирает. 608 Мосх и Софроний в Египте. 609 Исаакий слагает с себя обязанности патриарха. Патриарх Захария. 610Император Ираклий. 610 Иоанн Милостивый, папа Александрийский. 611 Персы берут Антиохию. 613 Персы берут фммаск. 614 Персы захватывают Иерусалим. Пленение Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Православные в этот период имели в рядах своих последовательных сторонников св. Анастасия Синаита , к-рый не раз прибывал из своего мон-ря в Александрию и участвовал в богословских диспутах с еретиками. Мелькитскими Патриархами Александрии с 570 по 630 г. были Иоанн II , свт. Евлогий , Феодор Скрибон , свт. Иоанн III Милостивый и Георгий . Патриарх Евлогий (ок. 580-607/08) был сначала монахом, а затем священником Антиохийской Церкви. Он был близок к папе Григорию I Великому (Двоеслову), адресовавшему ему многочисленные послания. В 589 г. Евлогий созвал Александрийский Собор для осуждения 2 групп еретиков- самаритян . Он является автором трактатов против новациан и против Тимофея и Севира. Свт. Евлогий последовательно выступал против заблуждений т. н. агноитов во главе с александрийским диак. Фемистием , утверждавшим неведение Христом нек-рых вещей (напр., дня Страшного Суда). Он был решительным противником монофизитства. Сменивший свт. Евлогия на Александрийском престоле Феодор Скрибон занял кафедру в неспокойное время, когда буд. имп. Ираклий готовился в Египте к выступлению против узурпатора Фоки . Патриарх Феодор был убит «своими противниками», под к-рыми скорее всего следует понимать монофизитов (609). Свт. Иоанн Милостивый, родом с Кипра, заслужил свое прозвание благодеяниями к бедным, особенно в голодные годы. Безукоризненность его образа жизни и легендарный размах благотворительности снискали ему уважение и среди монофизитов, что, впрочем, не привело к воссоединению Церкви. После захвата персами Александрии он вернулся на родину, где вскоре умер (ок. 620). Кадило. 613-629/30 гг. Александрия (предположительно) (ГЭ) Кадило. 613-629/30 гг. Александрия (предположительно) (ГЭ) 10 лет персид. господства в Египте (617-627) причинили немало бед Церкви: многие храмы и мон-ри были разрушены, немало христиан погибло и попало в плен. Согласно копт. источникам, на стороне преследователей выступали евр. общины Египта ( Severus. History of the Pamriarchs of the Copmic Снигсн of Alexandria//PO. T. 1. P. 485-487; Makrizi. Historia coptorum/Ed. H. Wetzer. Solisbaci, 1828. P. 79). VII. Патриарх Кир (630/31-642), монофелитский раскол

http://pravenc.ru/text/82070.html

Храм Спаса Преображения на Болвановке (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое достоверное письменное упоминание храма относится к 1625 году, однако по непроверенным данным храм существовал в этом месте с 1465 года. Основание его связано вот с каким событием. Иоанн III встретил ханских послов на том месте, где теперь стоит храм «прием же басму лица его и поплевав на ню, низлома (разломал, разорвал) ея, и на землю поверже, и топта ногами своима, и гордых послов всех изымати (схватить, арестовать, а затем и казнить) повеле, а единого отпусти живе». «На этом-то месте свергнуто постыдное татарское иго: Россия перестала платить дань монголам… В воспоминание великого события Иоанн III приказал поставить на этом месте храм во имя Преображения Господня». 1882 год Составитель исторического исследования о храме свящ. Михаил Левитский резюмирует: «Сопоставляя все древние сказания о месте именуемом „Болвановка“, безошибочно можно сказать, что храм Преображения Господня на Болвановке, построен на месте казни преступников и сокрушения Иоанном III болвана, изображения ханского, в память свержения татарского ига не позже 16 столетия (Иоанн III скончался в 1505 г.) и, по обычаю тогдашнего времени воздвигать храмы обыденные, был построен деревянный». Неизвестно, со времени ли основания, но в XVII веке у деревянного Спасского храма, что на Болвановке, было два престола: во имя Преображения Господня и великомученика Георгия. В 1708 году прихожане храма подают в Синод прошение о перестройке обветшавшего к тому времени храма: «Державнейший царь, государь милостивейший! Приходская у нас, государь, церковь Преображения Господня, что за Москвою-рекою на Болвановке гораздо ветха. В дождевое время стоять не возможно, полы в церкви сгнили и обвалились и паперть вся сгнила и обвалилась. Всемилостивейший государь, просим вашего величества, вели, Государь, нам церковь построить вновь тож во имя Преображения Господня, да в приделе преподобной мученицы Евдокии, по обещанию нашему» (там же). В том же году получено разрешение на строительство от митрополита Рязанского и Муромского Стефана.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Пре...

Независимо от изложенного, вашему превосходительству надлежит также иметь в виду, что выраженное в ст. 184 полож. крест. и в ст. 60 уст. пред. прест. постановление, в силу которого в том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утверждён будет раскольник, помощник его должен быть из православных, как имеющее целью охранить интересы православных в волостях со смешанным населением, признано подлежащим сохранению в законе и потому осталось неотменённым. Сообщая необходимые разъяснения, в видах единообразности применения на практике приведённых Высочайших повелений, я вместе с тем, не могу не обратить вашего, милостивый государь, внимания на то, что в правильном и соответствующем изложенным выше видам правительства в проведении в жизнь Высочайших положений лежит несомненный залог успешности мер, направленных к возвеличению православной веры и к сближению последователей различных вероучений с православною Церковью. Айвазов И. Харьков//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1232–1233 (О веротерпимости в России. – Из залы заседаний Харьковского отдела Русского Собрания). 22-го марта текущего года в заседания Харьковского отдела Русского Собрания, в дворянском доме, в присутствии многочисленных членов Собрания и гостей, был заслушал доклад проф. прот. Т. И. Буткевича : „О веротерпимости в России”. Тезисы доклада таковы: Понятие о свободе совести и веротерпимости. Свобода совести в христианстве. Веротерпимость русского народа. Веротерпимость в России до принятия христианства. Первые христианские мученики в Киеве: Феодор и Иоанн в 983 г. Волхвы и кудесники в 1077 году. Евреи в Киеве при Святополке (1093–1112 г.). Избиение евреев в Киеве в 1113 г. Евреи, оплакивающие князя Владимира Волынского в 1289 году. Католичество в России. Праздник 9-го мая. Дружественная переписка митрополита русского Иоанна (в 1167 г.) с папой Александром III. Посольство папы Иннокентия III к Роману Галицкому (в 1204 г.). Орден меченосцев. Сношение папы Гонория III с Ярославом (в 1227 г) и папы Иннокентия IV с кн. Даниилом Галицким. Флорентийский собор. Веротерпимость великого князя московского Uoahha III . Папа Сикст IV и поведение его легата Антония. Сношения папы Льва X и Климента VII с великим князем Василием Иоанновичем. Иоанн Грозный и иезуит Антоний Поссевин. Веротерпимость Грозного. Папа Климент VIII и царь Феодор Иоаннович. Отзыв австрийского императорского посла Кобенцеля о веротерпимости русских. Император Пётр I и его отношение к католицизму. Католичество в России при Анне Иоанновне, Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I. Положение католичества в России в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме упомянутых Леонтия и Исаии Ростовских ставленниками И. были Новгородский еп. свт. Герман (ок. 1078), Черниговский еп. Иоанн (ок. 1085/86), а также, видимо, Белгородский еп. свт. Лука и Владимиро-Волынский еп. свт. Стефан . «Повесть временных лет» сохранила сведения об освящении И. некоторых церквей: Михайловского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре (1088) и Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре (1089). В Киево-Печерском патерике (1-я треть XIII в.) рассказывается о том, что освящение Успенского собора сопровождалось мн. чудесными событиями. Долго не удавалось найти мастера, к-рый бы изготовил для храма каменную «трапезу», И. же не давал благословения на устроение «в такой великой церкви» деревянного престола. 13 авг. у алтарной преграды собора монахи нашли необъяснимым образом появившуюся там «дъску камену положену и столпцы на строение трапезе». Об этом сообщили митрополиту, и тот повелел на следующий день освятить храм. 14 авг. в Киево-Печерский мон-рь прибыли свт. Исаия Ростовский, епископы Иоанн Черниговский, Лука Белгородский и Антоний Юрьевский, извещенные ангелами о сослужении митрополиту. И. возглавил освящение Успенского собора, во время к-рого совершились «великие чудеса». Киевский летописец 90-х гг. XI в. в посмертной похвале И. вполне разделяет оценку почившего его племянником Феодором Продромом как «искусного в слове»: митрополит был «муж хытр книгам и ученью, милостив убогым и вдовицям, ласков же ко всякому богату и убогу, смерен же и кроток, молчалив, речист же книгами святыми, утешая печальныя, и сякого не бысть преже на Руси, ни по нем не будет сяк» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Древнерус. традиция приписывает И. неск. сочинений. Из достоверно принадлежащих И. относительно хорошо датируется послание к Римскому антипапе Клименту III - ок. 1085/86 г. (датировка послания 1088/89 несостоятельна). Не поддаются определенному хронологическому приурочению «Канонические ответы» (название, закрепившееся в историографии, в рукописях сочинение озаглавлено «Правила церковные»). С. Икономос приписывал И. греческие фрагменты об опресноках, следующие в рукописи (Vindob. Theol. gr. 288, XV в.) непосредственно за посланием к Клименту, на том основании, что в послании И. высказывал намерение написать особый труд на эту тему. Однако А. С. Павлов квалифицировал эти фрагменты как выписки из послания Антиохийского патриарха Петра III К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию и из «Слова на латин» Никиты Стифата , к-рые носят характер «схолий к какому-то сочинению об этом предмете, может быть, к подлежащему пункту в самом послании Иоанна» ( Павлов. 1878. С. 62). Текст не изучен, и вопрос остается открытым. Вряд ли основательны атрибуции И. древнейшей службы св. князьям Борису и Глебу (А. Поппе; ее составителем, по всей вероятности, был Киевский митр. Иоанн I ) и древнерус. перевода Синтагмы XIV титулов (Р. Г. Пихоя).

http://pravenc.ru/text/469572.html

О благочестивых и православных христианах. Об архиепископе нашем (имярек). Об отце нашем (имярек) иеромонахе [игумене мон-ря] и всей во Христе братии нашей. О благочестивейших и богохранимых царех наших. О благопоспешении и укреплении христолюбиваго нашего воинства...» Ектения содержит и неск. заупокойных прошений: «Ублажим благочестивыя цари. Православныя архиереи...» Цари всегда поминались во мн. ч. В Византии никогда не было закона о престолонаследии, и царствующий И., назначая себе преемника, утверждал его права венчанием на царство. Список канонизированных византийских И. Миссорий имп. св. Феодосия I Великого. 388 г. (Королевская академия истории, Мадрид) Миссорий имп. св. Феодосия I Великого. 388 г. (Королевская академия истории, Мадрид) св. равноап. Константин I Великий (пам. 21 мая) и мать его св. равноап. Елена (пам. 6 марта, 21 мая); св. Феодосий I Великий (пам. 17 янв.); его супруга св. Плакилла (пам. 14 сент.); св. Феодосий II Младший (пам. 29(30) июля); супруга его св. Евдокия (Афинаида) (пам. 13 авг.); св. Маркиан (пам. 17 февр.); супруга его Пульхерия (пам. 17 февр., 10 сент.); св. Лев I Великий (пам. 20 янв.); св. Маркиана, супруга Юстина I (пам. 27 янв.); св. Юстиниан I (пам. 14 нояб. в рус. святцах, 2 авг. у греков; в Византии его память отмечалась 14, 15 и 16 нояб. и 2 авг.); супруга его св. Феодора (пам. 14 нояб. в рус. святцах, 15 нояб. у греков); св. Константин III (пам. 3 сент.); прп. Анфуса, дочь Константина V (пам. 12 апр.); св. Феодора, мать Михаила III (пам. 11 февр.); св. Феофания (Феофано), 1-я супруга Льва VI (пам. 16 дек.); св. Никифор Фока (пам. 11 дек., почитается на Крите); св. Ирина, в монашестве Ксения, супруга Иоанна II Комнина (пам. 13 авг.); св. Иоанн III Дука Ватац, Милостивый (пам. 4 нояб.); прп. Феодора, царица Эпирская (пам. 11 марта); св. Мануил II Палеолог, в монашестве Матфей (пам. 21 июля); его супруга прп. Ипомони - в миру Елена Драгаш и их сын св. царь-мученик Константин (пам. 29 мая (постановление Св. Синода Элладской Церкви 5 нояб. 1992)). Ист.: Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum/Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1852; Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича. М., 1856; Барсов Е. В. Древне-русские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. М., 1883; Θεοδρου Β Λασκρεως. Περ χριστιανικς θεολογας Λγοι/Εκδ. Χ. Θ. Κρικνη. Θεσσαλονκη, 19882; Laurent V. Les droits de l " empereur en matière ecclésiastique//REB. 1955. T. 13. P. 5-20; Καραγιαννπουλος Ι. Ε. Η βυζαντιν στορα π τς πηγς. Θεσσαλονκη, 1974.

http://pravenc.ru/text/389511.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010