Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III МИЛОСТИВЫЙ [Иоанн Саманнудский] ( 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов» , он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует. И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Сайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру. Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток. И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.

http://pravenc.ru/text/469744.html

Митрополия в Киеве Митрополит Георгий (6. Георгий. 1072 г.), присланный от Патриарха Иоанна Ксифилина, еще в начале княжения Изяслава, переносил с великим торжеством св. мощи Князей Бориса и Глеба, в новый для них сооруженный храм Вышгорода. Святитель, сперва колебавшийся в вере о святости царственных мучеников, твердо убедился, чудом совершившимся над их мощами, и уставил праздновать их память. При этом перенесении, в первый раз упоминаются в летописях Епископы: Юрьевский Михаил, Переяславский Петр и Холмский Иоанн, и должно предполагать около того времени учреждение сих трех новых епархий, потому что непрестанно распространялось Христианство в южной России. Кроткий Георгий удалился в Царьград, от междоусобия Изяслава с братьями, во время которого паства его подвергалась нашествию Короля Болеслава Польского и притязаниям Рима, ибо властолюбивый Папа Григорий VII, обещая вооруженную помощь Изяславу, требовал от него покорности, и это было первое покушение западных Первосвятителей на Россию. Но Изяслав, восшедший опять на престол, отклонил замыслы Григория, и утверждаемый в вере отцов своих, ревнителем православия, игуменом Феодосием Печерским , соблюл оное до конца своей тревожной жизни. Другой великий светильник готовился в Митрополите Иоанне II (7. Иоанн II. 1080 г.), который поставлен был Патриархом Евстратием и девять лет пас Церковь Российскую. С особенною любовью изображает его Нестор, как мужа искусного в учении, милостивого к сирым и вдовицам, равно ласкового к богатым и убогим, смиренного, молчаливого и книгами святыми утешавшего печальных. В рукописных кормчих книгах осталось его сочинение, называемое церковным правилом, на многие случаи совести. «Такова не будет в земле Русской», восклицает современный летописец, может быть, по сравнению с его преемником Иоанном III (8. Иоанн III. 1089 г.), простым и неученым, которого привезла с собою из Царьграда, от Патриарха Николая Грамматика, дочь Великого Князя Всеволода, Анна, основавшая женскую обитель и училище в Киеве. Другая сестра ее Евпраксия скончалась также инокинею, и отец их был сам исполнен благочестия и любви к духовенству, воздвигая монастыри и жертвуя богатыми вкладами церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони))

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

Скачать epub pdf Отдел III. Душевный человек в борьбе с страстями (продолжение) Глава 8 § 1. Нестяжание «Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете», – говорит преп. Исаак Сирин 1 Таково значение нестяжательности. «Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали», – говорит св. Иоанн Лествичник 2 Оно есть Божественное установление ( Лк. 14, 26, 33 ). Добровольная нищета – выше милостыни. «Если возложишь на душу свою правило нищеты, – говорит св. Исаак Сирин , – и, по благодати Божией, освободишься от попечений и нищетою своею станешь выше мира, то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души своей в смятение тем, что будешь брать у одного и давать другому; не уничтожь чести своей зависимостью от людей, прося у них, и не утрать свободы и благородства ума своего в попечении о житейском, потому что степень твоя выше степени милостивых. Нет, прошу тебя, не будь зависим. Милостыня подобна воспитанию детей, а безмолвие – верх совершенства. Ежели есть у тебя имение, расточи его вдруг. Если же ничего не имеешь, и не желай иметь. Очисти келью свою от роскоши и от излишнего, и это поведет тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел. Скудость вещей учит человека воздержанию; а когда дозволим мы себе послабление относительно вещей, тогда не в состоянии будем воздерживать себя» 3 В «Древнем Патерике» 4 передается случай, показывающий, что святые строго помнили это положение (что нестяжание выше милостыни). «Некто просил старца принять деньги на свои нужды. Он не захотел принять, довольствуясь своим рукодельем. Когда же тот не переставал упрашивать старца принять деньги хотя для нужд бедных, то он отвечал: – Здесь будет двоякий стыд: я принимаю без нужды и тщеславлюсь чужим даянием». Зная высоту добродетели нестяжания и ее преимущество пред милостыней, диавол на этом строит искушения подвижникам. «Бес сребролюбия борется с нестяжательными и, когда не может их одолеть, – говорит св. Иоанн Лествичник 5 – тогда, представляя им нищих, под видом милосердия увещевает их, чтобы они из невещественных опять сделались вещественными».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Сергеевич Васильев (1869-1932), ктитор, исп. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Леонтьевич Летников (1860-1930), исп. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор ИОАНН Устюжский, прав. (пам. 29 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) - см. Иоанн и Мария, праведные, Устюжские ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН († сер. XVII в. (?)), блж., Христа ради юродивый (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН IV ПОСТНИК († 595) патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист, свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони))

http://pravenc.ru/rubrics/122324_57.html

иером. Макарий Симонопетрский † Память святого благоверного царя Иоанна III Дуки Ватаца Милостивого 45 Святой благоверный император ромеев, друг Христов Иоанн III родился в 1193 г. в знатном семействе Дук. В 1204 г., после взятия Константинополя крестоносцами-латинянами, Византийская империя распалась на четыре соперничающих друг с другом государства: Латинскую империю со столицей в Константинополе, Никейскую империю в Малой Азии (где обосновались законный император и православный патриарх Константинопольский), Эпирский деспотат в Западной Греции и Болгарское царство Uoahha II Асеня. В 1222 г. Иоанн Дука наследовал своему дяде Феодору Ласкарю, умершему бездетным, который за время правления сумел укрепить и реорганизовать Никейскую империю по образцу старой Византийской империи. Иоанн вскоре обнаружил незаурядные способности политика и одновременно качества истинно христианского царя. Он стал величайшим из правителей Никейской империи и одним из самых замечательных императоров в истории Византии. Благодаря череде блестящих военных побед и хитроумных дипломатических альянсов он за несколько лет вернул своей династии контроль над Малой Азией и отвоевал большую часть территорий, попавших ранее в руки западных крестоносцев. Иоанн III овладел Адрианополем, расположенным совсем недалеко от града св. Константина, так что на момент его смерти, в 1254 г., Никейская империя по своей территории уже приближалась к границам Византии до латинского завоевания. Оставалось только отвоевать ее древнюю столицу, что и было сделано при его преемнике, Михаиле VIII Палеологе, в 1261 г. Всей душой ревнуя о благе Церкви, Иоанн III вступил с папой Римским Григорием IX в переговоры об объединении Церквей. В 1234 г. в зимней резиденции императора, гор. Нимфее, состоялась встреча папских послов с представителями Православной Церкви, возглавляемыми патриархом Германом II (1222–1240) и знаменитым богословом и церковным писателем Никифором Влеммидом 46 (1197–1272). Поскольку собеседования затягивались, император пожелал пойти на компромисс, предложив грекам изменить свое отношение к употреблению опресноков на литургии в обмен на изъятие латинянами из Символа веры формулы «и от Сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн II, митрополит Киевский По происхождению грек (по другим предположениям, болгарин). С 1077 года (по другим источникам, с 1080 года) – митрополит Киевский. В сан митрополита возведен Константинопольским патриархом Николаем Грамматиком. Глубокое и всеобщее уважение заслужил митрополит Иоанн в Киеве. Замечательный отзыв о нем дал известный русский летописец преподобный Нестор († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября). Он, восхищенный высокими качествами митрополита Иоанна, говорит, что «подобного ему еще не было на Руси да и не будет; это муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому – богатому и бедному, смиренный и кроткий любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных». В этой краткой характеристике перед нами встает замечательный облик святителя. Проследим эти характерные черты митрополита Иоанна на примерах его жизни. Искусный в книгах и учении, он был муж, по словам апостола, учителей. Он хорошо знал Священное Писание и каноны Святой Церкви. В учительстве своем святитель Иоанн следовал всецело учению святой Церкви, наставлял паству свою православным догматам и истинному благочестию. Причем характер его учительства отличался особой мягкостью, смиренным тоном и убедительностью. Таков его ответ на послание антипапы Климента III о церковном единстве. Важное значение в характере митрополита Иоанна занимает его милосердие в отношении к убогим и вдовицам. Оно выражалось в сочувствии бедствующим и нуждавшимся. Кроме названных выше качеств святителя, его отличали и другие не менее важные: рассудительность в надзоре за архипастырями, пастырями и паствою. Выражалось это в усердном хранении нравственности, в соблюдении церковных канонов, в ревности с отсечением человекоугодия пред сильными мира сего, в благоговейном отношении к святыням церковным. Таким образом, святитель Иоанн был истинным пастырем своего словесного стада. Его даже называли «пророком Христовым». Впервые на Руси митрополит Иоанн стал носить белый клобук, потому что, как полагают историографы, святитель среди митрополитов домонгольского периода представлял собою явление выдающееся и даже исключительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

16. Примеры блаженной кончины праведников I. Святые не испытывали при смерти никаких потрясений. Когда наступил день кончины преп. Марка Фраческого, то он сказал брату своему Серапиону: «Брате Сирапионе! велик для меня нынешний день, паче всех дней жизни моей: ныне разрешается душа моя от плотских страданий и идет успокоиться в обители небесные; ныне почиет тело мое от многих трудов и болезней!» В это время пещера, в которой жил преподобный, осветилась светом, и он мирно скончался («Чет.-Мин.», апр. 5). II. Св. Иларион в час своей смерти говорил: «Изыди, душа моя, что боишься изыди, что смущаешься? восемьдесят лет служила ты Христу и смерти ли ты боишься?» С этими словами он мирно предал дух свой Богу («Чет.–Мин.», окт. 21). III. Св. Иоанн Златоуст в день кончины своей совершил божественную литургию, приобщился Св. Таин и после продолжительной молитвы, сотворив благодарение, простился с окружавшими его, потом возлег и сказал: «Слава Богу о всем!» Сотворив в последний раз на себе крестное знамение, он предал дух свой Богу («Чет.-Мин.», нояб. 13). IV. Кончина праведного Феодора Студита , много лет страдавшего за истину иконопочитания последовала на 57-м году его жизни, в 826-м году. Многие, узнав о приближающейся кончине, собрались к нему, чтобы получит от него последнее благословение и проститься с ним. Видя плачущих по нем, он сам прослезился, с любовию простился со всеми и просил читать отходные молитвы. Когда читали псалом: «Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни» ( Пс. 118:1 ), то сам воскликнул: «Во век не забуду оправданий Твоих!» и отошел ко Господу. В самый час кончины преподобного св. Илларион Великий, работая у себя с саду, услышал чудное пение и, взглянув на небо, увидел множество Ангелов, движущихся к кому то навстречу; вместе с тем он услышал голос: «Вот душа Феодора, игумена Студийского, много пострадавшего за истину, восходит на небо; встречаемая небесными Ангелами» («Чет.-Мин.»). V. Преподобный Зосима всегда помнил о смерти и суде Божием; а дожив до глубокой старости, приготовил он себе гроб и оплакивал себя, как мертвеца, смотря на гроб. Убеленный сединами, чувствуя близость кончины, созвал он братию и сказал: «Дети, я иду в путь отцов, изберите себе наставника». – Они зарыдали о разлуке с ним. «Не плачьте, – сказал преподобный, – поручаю вас милостивому Спасителю и Матери Божией». Братия с скорбию объявили, что только он, наставник их, может назначить им вместо себя наставника. Преподобный указал на Арсения, и, обратясь к последнему, сказал: «Ты строитель и питатель обители сей; смотри, чтобы сохранялось все установленное по храму и трапезе и соблюдался чин, введенный смирением моим. Телесно разлучаюсь я с вами, но духом с вами пребывать буду». Сказав последнее: «Мир всем», осенил себя крестным знамением и предал душу свою Господу, 17 апр. 1478 г. (Из кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черн., ч. Спб. 1882 г., стр. 503).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

39. Примеры благотворности заупокойных литургий и молитв церкви за умерших 1 . Св. Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшего, случившийся в его монастыре. «Один брат, за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение 30 дней, а потом, из сострадания к его душе, 30 дней приносима была за него бескровная жертва с молитвою. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему, и сказал: «Доселе худо было мне, а теперь я уже благополучен: ибо сегодня получил приобщение» (Беседы кн. IV, гл. LV). II. Тот же св. отец, в разговорах своих с диаконом Петром, повествует о явлении умершего, который просил пресвитера помочь ему молитвою об нем к Богу. «Из сего видно, – заключает он, – сколь полезно душам приношение священной жертвы, когда и сами духи просят о том живущих, и указывают на знаки, через которые они от грехов очищаются» (Там же) 321 . III. Св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал божественную литургию об усопших и говорил, что она весьма помогает душам их. В подтверждение этого он приводит следующее обстоятельство: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали божественную литургию, в день Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы, по освобождении из плена, явившись неожиданно к своим родителям, вспомнил, что в эти самые дни приходил к нему в темницу со светильником некий славный муж: оковы спадали с ног, и он был свободен, в прочие же дни опять содержим был в сковах, как узник» («Чет.–Мин.», нояб. 12). I. Св. Григорий Двоеслов повествует, что при жизни св. Венедикта были две постницы, которые имели несчастную привычку осуждать своих ближних. Св. старец увещевал их оставить эту привычку и, наконец, за непослушание отлучил их от св. церкви. Они все-таки не исправились и ушли в могилу со своим пороком; вследствие этого отлучение осталось на них. Но за свое постничество (и вероятно по причине ходатайства родных) они были похоронены в церкви. Но во время литургии, когда диакон возглашал: «Оглашеннии изыдите!» многие христиане видели их выходящими из церкви. Узнал об этом преподобный Венедикт, сжалился он над несчастными и послал в ту церковь просфору, чтобы вынуть из нее часть за упокой душ их, а также повелел поминать их при совершении Христовых Таин. После того уже никто из христиан не видел их выходящими из церкви. Из этого все уразумели, что вследствие заупокойных молитв св. церкви и жертвоприношений усопшие постницы получили от Бога прощение (Беседы, кн. II, гл. XXIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святые митрополиты и епископы 14. Святый первый митрополит Михаил, иже крестил русийскую землю, преставися в лето 6508 месяца июня в 15 день и положен бысть в пещере Рукоположен в Царьграде в 983 году. Ревностно распространял христианство , объезжая города с великим князем Владимиром и сыновьями его. Равноапостольный Владимир (по свидетельству Кормчей XVI века, списанной с Кормчей XIII века, которая сама была списком еще древнейшей) говорит о себе: «прием святое крещение и прославих Бога, яко сподоби мя прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего собора, почтенаго лампадою и саком, яко втораго патриарха, с ним же коестих всю русскую землю». (Опис. рук. Рум. Муз., стр. 310, 312, 313). Ум. 922 года. Память его 30 сентября. Мощи его были первоначально погребены в Десятинной церкви, но в 1103 году перенесены в Антониеву пещеру, а оттуда в 1730 году перенесены в Великую церковь Печерскую (Сергий 11. 61). 15. Святый чудный Константин митрополит преставися в лето 6676 месяца в 30 день Рукоположен в 1155 году, принужден в 1158 году оставить митрополию по требованию князей; удалился в Чернигов и там ум. 5 июня 1159. В завещании его было написано: «по умертвии моем не погребите тела моего, но повергше его на землю и поцепльше его ужем за нозе и извлекше из града, поверзете». Воля почившего была исполнена, но на третий день князь Святослав Ольгович повелел перенести тело святителя в Чернигов и положить в Спасском соборе. По кончине его, до погребения, свирепствовала страшная трехдневная буря (Барсуков, 310–311). Память его чтится местно 5 июля. 16. Святый Иоанн митрополит преставися в лето 6000 Правил русскою Церковию с 1077 до 1089 года. Преподобный Нестор, современник, говорит о нем: «бяше муж хитр книгам и ученью, милостив убогим и вдовицам, ласков же ко всякому богату и убогу, смирен же и кроток, молчалив, речист же, книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть прежде в Руси, ни по нем будет сяк» (1, 89). После него остались два послания: к папе Клименту III (напечатано в Уч. Записках Академии Наук 1854 г., кн. I) о разделении церквей, и к черноризцу Иакову с изложением правил церковных. Последнее долго оставалось в составе правил Церкви Русской под заглавием: «Иоанна митрополита Русского, нареченного пророком Христовым, правила». Ум. 1089. Память его 31 августа (Филарет, Русск. Свят., август, стр. 146). 17. Святый Макарий митрополит убиен от татар в лето 6910, а положен бысть у святыя Софии в соборе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010