Каким же образом закон Моисеев был приготовлением к закону Христову, был детоводителем ко Христу ( Гал. 3:24 ), как говорит св. Апостол Павел. Закон Моисеев строго обязывал человека к исполнению заповедей Божьих и грозил страшною казнью, проклятием и смертью за нарушение хотя одной из них. Кто же в состоянии исполнить весь закон? Кто может быть чист пред Богом? Никто, следовательно по закону никто не изъят был от осуждения и проклятья. Это самое заставляло людей надеяться не на свои заслуги и добрый дела, но смиренно уповать на грядущего Искупителя и в Нем искать спасенья. Делами Закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих. ( Рим. 3:20–22 ). Закон давал повеления, но не знал помилования; Иисус Христос, напротив того, пришел грешников спасти и загладить беззакония всего мира. Закон давал повеления, но не давал сил исполнять их; благодать Нового Завета немощное врачует, оскудевающее восполняет. Ветхий Завет делал людей рабами закона, действовал на них страхом, угрозами: Новый Завет дает область чадам Божьим быть всем верующим во имя Иисуса Христа, Который привлекает к себе любовью и благодеяниями. Новый Завет имеет основание в ветхом, а ветхий завет заимствует свою силу и значение от нового. Могла ли кровь телячья и козлиная очищать грехи людей, если бы она не была прообразом бесценной крови Христовой? Все Богослужение Ветхого завета наполнено прообразами завета Нового: Все это происходило с нами, как образы; а описано в наставление нам ( 1Кор. 10:11 ). Не вдаваясь в частные объяснения прообразовательного значения ветхозаветных обрядов, о чем не нужно теперь говорить подробно ( Евр. 9:5 ), скажем вообще, что в Ветхом завете только обетование и тень будущих благ – оправдания и спасения, а в Новом действительные блага, самая истина. Вот почему последний выше, совершеннее первого, и почему первый отменен, а последний будет существовать вечно. Впрочем мы яснее поймем Ветхий Завет , когда подробнее узнаем Новый. А теперь возвратимся к горе Синайской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). О необходимости добровольного покорения Евангелию (Евангельское чтение) Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)   Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 15-уюпо Пятидесятнице (Евангельское чтение)   Ахиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование внеделю 15-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Ахиепископ Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Димитрий Ростовский.  В неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Святитель Филарет Московский (Дpoздob). Бeceдa LV b неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)       Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Мк.8:34 .   И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мк.8:35 .   Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк.8:36 .   Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мк.8:37 .   Или какой выкуп даст человек за душу свою? Мк.8:38 .   Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Учение о самоотвержении (см.  Мф. 16:24–27). Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т.е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению  «ради Меня» (стих 35) прибавляет:  «и Евангелия».

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Моисей, собравший Израиль у подножия Синая, окропил его кровью тельцов, как кровью завета (Hex. 24:8), а новый Завет Христа – в Его крови ( 1Кор. 11:25 ; Лк. 22:20 ), или, по Матфею и Марку, кровь Самого Христа становится кровью завета ( Мф. 26:28 ; МК.14-.24) 22 . Если, как отметил Додд, в Новом Завете тема народа Божия и является лишь «второстепенной и производной», то это потому, что Израиль становится в Новом Завете «Телом» Мессии и, таким образом, утрачивает свою автономию, перестает быть просто «одной из сторон», хотя бы даже и подчиненной, соглашения с Богом. Павлова концепция Церкви как Тела Христова есть фактически усвоение из книги пророка Исайи мессианской темы страждущего раба. Мессия для Павла – безусловно Христос, но в то же время «во Христе Иисусе» заключен весь новый Израиль, точно так же, как, по пророку Исайи, образ раба подразумевает и Личность, и Израиль как нацию. Но новый Завет заключает в себе и заповедь Божию – новую заповедь любви ( Ин. 13:34 ), требование, радикально отличное от Моисеева Закона, так как оно означает личные взаимоотношения: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ни. 14:21). И в Павловом, ив Иоанновом понимании нового Завета во Иисусе Христе происходит личная и непосредственная встреча между Богом и человеком, встреча, ставшая доступной «многим» благодаря тайне Воскресения и присутствию Святого Духа, встреча, превосходящая и заменяющая собой юридические и внешние категории Закона: заповеди – повиновение – верность. Эти основные и общеизвестные темы Нового Завета имеют решающее значение для понимания авторитета в христианской Церкви, ибо отныне Бог не просто говорит общине, оставаясь в основном внешним ей, но Он через Духа Святого в общине присутствует, и сама община есть община святых, принятых Им чад Божиих, свободно любящих людей, запечатленных обетованным Святым Духом ( Еф. 1:13 ) и изученных от Духа Святого ( 1Кор. 2:13 ). Он и запечатлел нас, – пишет апостол Павел, – и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Поэтому не будем, друзья, терять ни минуты, но с сегодняшнего же дня давайте потрудимся над разгадкой собственного имени и постараемся, насколько возможно, уподобиться нашему святому в делах веры и любви, дабы можно было с чистой совестью праздновать именины, которые уже не за горами. VI. Святое Евангелие, Храм Божий, мать Церковь Вы помните, дорогие читатели, в одной из предыдущих глав мы говорили с вами о премудрой книге Божиего мира? Каждый из нас призван читать и постигать ее чуть ли не с младенческих лет. Но есть и иная Божественная книга, она одна только по праву может быть названа Книгой книг, или Книгой вечной жизни. Это Новый Завет, в котором апостолы, ученики Господа Иисуса Христа, изложили деяния и заповеди своего Учителя. Говорят, что когда мы молимся, то беседуем с Богом, а когда читаем с благоговейным вниманием Новый Завет, то Сам Бог беседует с нами. Можно сказать: святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов запечатлели в четырех Евангелиях (а прочие апостолы - в других книгах Нового Завета) то, что Всемогущий и Премудрый Господь вещим перстом Своим написал в их чистых сердцах. Вот почему мы верим: Новый Завет - не простая, писанная людьми, книга о возвышенных предметах, но Богодухновенная, которая совершенно точно и непогрешительно излагает все, относящееся к спасению рода человеческого Милосердным Искупителем. У каждого из наших читателей есть конечно же любимые книги: исторические, о животных, приключения, сказки... Бывает, мы по нескольку раз перечитываем их, подолгу останавливаясь на отдельных, особенно близких нам, страницах. Иные штудируют любимую книгу от корки до корки, зачитывая, что называется, до дыр. Но рано или поздно приходит день, приходит час, и неизменный спутник нашего детства и отрочества обретает место на полке, разделяя участь большинства своих собратьев. Толстые и тонкие, в мягких и твердых обложках, книги смиренно стоят в едином ряду, месяцами, а то и годами, дожидаясь, покуда хозяин соблаговолит извлечь счастливицу, некогда любимую книгу, и, лениво перелистав несколько страниц, поставит ее обратно. Не такова судьба Евангелия: и отношение к нему иное, и обращаемся мы с ним по-особому. Хотите послушать, что свидетельствует Христос Спаситель о слове Божием? " Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики " . " Если... слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам " . " Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " . " Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день " . " Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2165...

(ха берит ха хадаша) – новый завет. После нарушения Ветхого Синайского завета, тот завет Мой они нарушили, во времена царей и неудачной попытки царя Иосии его восстановить встал вопрос – что же дальше? И тогда промысел Божий открылся в высочайшем пророчестве Иеремии о заключении Ягве Богом нового завета с остатком Израиля, который переживет катастрофу. Может ли пророчество о новом завете относиться ко временам Зоровавеля, когда иудеи вернулись из плена? Едва ли. Происшедшее при Зоровавеле явно недостаточно, чтобы быть исполнением Иеремиина пророчества. Пророческий взор Иеремии от времен Зоровавеля явно прозревает грядущий новый завет мессианских времен. Каковы характерные черты берит хадаша, нового завета Бога со своим народом? Внешняя буква предписаний закона переходит во внутреннее человека, в сердце его. Буква довлеющего закона и заповеди переходит во внутреннее движение сердца, в принцип жизни и духа. Речь идет не о том, что у иудеев был один закон, а теперь другой. Менять законы толку мало. Меняется сама суть завета Божия. Не такой завет будет заключен, как тогда с отцами их в тот день. Люди будут жить не по букве, а по духу, руководствоваться не заповедями закона, а движением сердца. Вложу закон Мой во внутренность их, на сердцах их напишу его, – говорит Бог. Новый Завет – это не перечень запрещенных и разрешенных дел, как оно было в Ветхом Завете, а устроение сердца и жизнь в духе. Народ перейдет от каменных скрижалей к сердцу. В новом завете восстановится утраченное Богообщение. Ягве говорит: Буду им Богом, а они будут Моим народом. Пастырь добрый будет со Своей паствой. Как с Адамом в раю, так будет Бог общаться с обновленными людьми. Для них Господь будет Богом, никто им не нужен будет более, а они будут Его народом, которому Он всего отдаст Себя. В то время будет уже не внешнее научение от человеков, но сама благодать Божия будет учить их. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого. Поразительно! И еще поразительнее то, что это сбылось. Об этом мы узнаем из послания ученика Христова св. Иоанна Богослова. Св. Иоанн наставляет своих читателей, а потом, будто спохватившись, добавляет: Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно ( 1Ин. 2, 20. 27 ). Зачем учить тех, кого учит сам Дух Святой! Сердце христиан научается Духом Святым, дарованным им в священном помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дело в том, что святой Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» ( Мф.11:14 ). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илие был пророк Елисей. Сказано: «…опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:15 ). В случае с святым Иоанном Крестителем на нем «опочил дух Илии». И мы читаем далее: Мф.3:5 . «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему». В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход, и нужен новый Законодатель. С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо подчинения механическому (внешнему) но не сердечному стремлению исполнить Божий Закон. И мы читаем далее: Мф.3:6 . «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался микве, буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» (ср. «собрание вод» ( Быт.1:10 )). Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует «омыть тело водою» ( Лев.14:9; 15,5,7; 16,4,24 ; Чис.19:7–8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу ( Чис.19:11–13 ) или какому-либо иному нечистому объекту ( Лев.5:2–3; 11,24–35 ), так и вследствие нечистых телесных выделений ( Лев.15 -я глава), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно. У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится: «три человека», ибо мы — раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится: «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него. Ищут схватить Господа, не перенося Его высокого свидетельства о Самом Себе, ибо они не терпели превосходного Его богословия. Но Он удаляется, уступая гневу их и устрояя так, чтобы чрез Его удаление страсть гнева их утихла. Удаляется вопреки воле их, с целью показать (о чем мы многократно говорили), что Он не был бы взят и на крест, если бы не предал Сам Себя добровольно. Куда же удаляется? За Иордан, в то место, где крестил Иоанн. Не без цели Он удалился сюда, но с тем, чтобы многим напомнить о том, что там произошло и что Иоанн говорил о Нем. Что пребывание Его здесь многим принесло пользу, это видно из того, что Евангелист прибавляет: «и многие пришли к Нему» и, вспомнив об этом месте, говорили: Иоанн никакого чуда не сотворил. Слова их имеют такое значение: если мы верили тому (Иоанну), хотя он не сотворил никакого чуда, то гораздо более должно веровать Этому (Иисусу), так как Он совершил столько чудес.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Новый Завет дает нам много примеров, когда Господь Иисус Христос и святые Апостолы исцеляли единым словом. Вышеупомянутая инокиня Иоанновского монастыря Мария, рассказала про себя следующее: Часто, когда она готовилась к причащению о. Иоанн говорил ей: «Ты сегодня причащаться не будешь». В другой же раз, когда она совершенно не готовилась к причащению, о. Иоанн неожиданно говорит ей: «Мария, ты должна сегодня причаститься». И к великому удивлению у нее появлялось вдруг такое сокрушение о грехах, какого ей не удавалось вызвать долгой подготовкой. Отсюда видно, что о. Иоанн имел от Бога благодать и власть внушать людям святые чувства. На родине своей в селе Суре о. Иоанн соорудил каменный монастырь, собор с двумя приделами и школу. Монастырь этот получил название Сурского девичьего монастыря. В г. Архангельске на набережной реки Северной Двины о. Иоанн соорудил каменное здание с церковью – подворье Сурского монастыря. Очень любил о. Иоанн Леушинский женский монастырь, Череповецкого уезда Новгородской губернии, где помощью его было 12 престолов и девичье училище, чуть ли не с гимназическим курсом. В Леушинском монастыре не было хорошей воды. Игумения, престарелая Таисия, просила о. Иоанна благословить место для рытья нового колодца. О. Иоанн сказал: «хорошо, завтра после обедни я тебе укажу место». После обедни о. Иоанн указал игумении место для колодца недалеко от алтаря церкви. Колодезь был вырыт и дал отличную воду в большом количестве. Это случай часто повторяющийся с о. Иоанном. Когда он о чем-либо просил Бога, то получал от Святого Духа ответ, что молитва его услышана или указание, как поступить. Подобные случаи бывали часто со святыми Апостолами. Так, напр., Деяния Апостолов, гл. 8, ст. 29. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице». Деяния Апостолов, гл. 10, ст. 19 «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя». Ст. 20 «Встань, сойди и иди с ними нимало не сомневаясь, ибо Я послал их». Деяния Апостолов, гл. 20, ст. 22 «И вот, ныне я, по велению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною»; ст. 23 «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вспомните слова Его, которые Он говорил вам, что в третий день воскресну. Теперь же ступайте к ученикам его и скажите им: Христос воскресе ( Лк.24:1–7 ). Ибо о вас еще прежде написал Исаия пророк: приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения. Идите к апостолам и скажите: не скрывайтесь более! ибо сбылось слово, сказанное вам Иисусом: вмале, ктому не видите Мене: и паки вмале узрите Мя и возрадуетеся ( Ин.16:16 ). Вспомните пророка, написавшего о Христе и о вас: поражу пастыря, и разыдутся овцы, но немного спустя, простерши руку, соберу и дам им пастыря ( Зах.13:7 ). Идите и скажите ученикам, дабы уразумели время сие, предвозвещенное пророком Осиею: от беззаконников побиен был Спаситель, и в два дня исцелил мир, и в третий день воскреснет, и живы будем пред ним ( Ос.6:3 ); а также пророком Софониею, изрекшим: потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего, во свидетельство Мое, ибо милость Моя уже снизошла над народами ( Соф.3:8 ). Идите и скажите апостолам: сей есть день, о котором сказал Давид: ты, Господи, воскрес, помилуеши Сиона, яко прииде время ( Пс.101:14 ). Я говорю не о том Сионе, который попираем воинами, но о Церкви из язычников, искупленной честною Его кровию. И не думайте, что вы можете обольститься подобно Еве: она приняла совет от змия, вы же слышите речь ангельскую. Итак, мы возвещаем вам радость, вы же проповедуйте миру спасение». Тогда жены возвратились от гроба и возвестили обо всем 11-ти апостолам; но они не поверили им, ибо не приняли еще Духа Святого, и потому были непостоянны, и боязливы, и недоверчивы. Но Петр и Иоанн, встав, побежали ко гробу. Иоанн же скорее Петра пришел, но не входил во гроб до прихода Петра, который первым вошел во гроб и увидел там только одни ризы лежащие. Иоанн, первым пришедший ко гробу, не вследствие страха не вошел в него, но повинуясь Божию изволению и божественному писанию. Ибо сии два апостола прообразовали собою ветхий и новый завет: Иоанн образовал собою ветхий закон, а Петр новый.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Глава XXI Видение нового неба и новой земли как блаженного общения Бога с людьми (1–4) праведными, а не грешными (5–8); созерцание Иоанном нового святого города Иерусалима (9–10), описание его ворот, стен и улицы (11–21); условия жизни в нем спасенных народов (22–27). Откр.21:1 .  И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Откр.21:2 .  И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Иоанн не описывает с положительной стороны ни нового неба, ни новой земли: все это описание заменяет лишь одно слово «новое». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», говорит св. Григорий Нисский . «В мировом пожаре, пишет блаж. Августин, уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти» 95 . Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Божественной благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом. Откр.21:3 .  И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Голос, исходивший от Божественного трона, от кого-либо из существ, окружавших трон, называет город скиниею Божиею, в чем заключается указание на самое тесное общение между Богом и людьми, при котором и Бог, и люди живут как бы в одном и том же месте при нераздельном единстве интересов. Тогда наступит полное блаженство, когда не будет никакой причины к слезам и горю, ибо в новой жизни не будет совсем греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010