Как мы, христиане, должны встречать Новый Год? «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»  ( Апок. 22, 12 ). Вот и еще один год нашей жизни канул в вечность. Благость Божия даровала нам  новый  год. Ценим ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это? Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это нередко даже дважды – и по новому и по старому стилю, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет. О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу – могиле, а для многих из нас – что этот новый год, быть может, будет  последним  годом их жизни. Есть ли тут повод к веселию? Еще святитель Феофан Вышенский и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский во второй половине прошлого века горько укоряли русских людей за то, что они, подражая Богоотступническому Западу, стали по-язычески встречать новый год, «вертясь с бокалами в руках», ибо это только язычники темные верили, что чем веселее они встретят наступающий новый год, тем удачнее и счастливее он для них будет. Вот и пили они и плясали до упаду. А нам, христианам, это совсем не к лицу! Нас, христиан, наступление нового года должно, наоборот, располагать к сугубой серьезной настроенности и к горячей молитве Богу. А особенно серьезными и молитвенно-сосредоточенными должны мы быть  теперь,  в переживаемое нами время, когда с каждым новым годом все более и более умножаются страшные знамения неизбежно приближающегося к нам конца всего. Еще так недавно жизнь человечества текла более или менее нормально, вполне оправдывая изречение премудрого Екклесиаста:  «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, – и нет ничего нового под солнцем»   ( Еккл. 1,9 ). Но вот, с некоторого времени, особенно после страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Родину-Россию, нечто как-будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять себя. И в самом деле: вдумаемся глубже во все то, что сейчас происходит в мире, и мы убедимся, что происходит теперь нечто такое новое и страшное, чего никогда прежде не было в таких грандиозных масштабах.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословский вестник Братский вестник Богословские труды Вестник древней истории Вера и разум Воскресное чтение Душеполезное чтение Журнал Московской Патриархии И.Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона Православная богословская энциклопедия Православная мысль Православное обозрение Православный собеседник Прибавление к творениям св.Отец Толковая Библия Странник Труды Киевской Духовной Академии Христианское чтение Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Bible et Terre Sainte The Jerome Biblical Commentary. Ed.R.Brown, J.A.Fitzmyer, R.E.Murphy, v. I- II, London, 1968. Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v. I- II, Tournai, 1959. I. Жизнь Иисуса Христа: общие труды, источники —————————————————— Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим изучать Евангелие. Список литературы, посвященной историческому фону Евангелий и библейской религии последних веков до н.э. см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. Библия с приложениями. – Брюссель, Жизнь с Богом, 1973–1977. 2. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М., Московская Патриархия, 1976. 3. Новый Завет с приложениями. Брюссель, Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. Брюссель, Жизнь с Богом, 1967; 2е фототип.изд., 1970. Новый Завет. – Рим, 1944 и 1946. 5. Новый Завет. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. Лондон, 1970. 6. Aland K. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 7. Benoit P., Boismard M. Synopse des quatre Evangiles, t. I- II, Paris, 1972. 8. Novum Testamentum graece cum apparatu critico curavit, Eberhard Nestle. Stuttgart, 1963. Гладков Б.И. Евангельская история. СПб., 1913. Слово Жизни вечной. Евангельское повествование. Составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский. Брюссель, Жизнь с Богом, 1959. 11. Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. М., 1918.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

Второй день. Св. великомученик Иоанн Новый. (Природа и жизнь человеческая научают благодарности к Богу). I. Св. великомуч. Иоанн новый, память коего совершается ныне, называется сочавским, потому что мощи его находятся в г. Сочаве, Молдовлахийской столице, в Австрии. Св. Иоанн жил в Трапезунде и занимался торговлею. Торговыя дела не мешали ему быть хорошим христианином. Он любил изучать слово Божие, и это направляло его жизнь и деятельность ко всему святому и богоугодному. Однажды, когда он ехал на корабле с товарами, то начальник корабля, который был, по всей вероятности, католической веры, вступая с ним в споры о вере, не мог оспорить и решился из ненависти погубить его. Пристав с кораблем к г. Аккерману, он явился к начальнику города – магометанину и сказал об Иоанне, что он хочет оставить христианство и принять магометанскую веру. Градоначальник призвал Иоанна и предложил ему принять магометанство; но Иоанн сказал: «избави меня Бог, чтобы когда-либо я отрекся от Христа!» Градоначальник начал грозить ему казнями; но Ioahh отвечал: «руби, жги, вешай, бей, мучь меня, как только можешь; я готов все перенести по любви к Христу моему». Тогда палачи начали бить его палками из шиповника, так что тело кусками разлеталось по воздуху, и кровь лилась ручьями, но Иоанн «благодарил Бога за то, что Онь сподобил его омыть» «грехи своею собственною кровию». Наконец, привязали его за ноги к хвосту коня и влачили по улицам города. Тут смеялись над ним и отсекли голову. Св. мученик скончался 1492 года 2 июня. Ночью над телом Иоанна видели возженные лампады и трех ангелов, которые пели и кадили, и оно было похоронено. Чрез 70 лет св. мощи великомученика Иоанна перенесены были в Сочаву, в Молдавовалахский город. II. Хотя весьма много поучительных уроков представляет нам св. великомученик Иоанн, но только на одном самом важнейшем из них мы остановим ваше внимание, благочестивые слушатели, именно на его благодарении Бога за то, что Он сподобил его пострадать за Иисуса Христа и омыть грехи в собственной крови. Какой поучительный урок для всех христиан благодарить Господа в скорби, и в радости, и во время благоденствия, и в часы страданий, вообще благодарить Господа за все!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не может град укрытися верху горы стояй Бог благословил его на путь бездомного странника на 12 лет. Все эти годы отец Иоанн будет с небольшим саквояжем переходить из села в село, от одной церкви к другой, из церковной сторожки в деревенскую избу. Ушли в прошлое пять лет сокровенной жизни в непрерывном напряженном внимании к себе, ко всему окружающему с молитвенным воплем пред Лицем Божиим. Отец Иоанн за все благодарил Господа. Душа его познала и чувства, проистекающие от единого источника – святыни, и немощь человеческую, и глубину человеческого падения даже до ада преисподнего при богозабвении. Личный живой духовный опыт борьбы с врагом спасения стал тем некрадомым богатством, с которым батюшка вышел из вынужденного «затвора». Предаваясь вполне воле Божией, отец Иоанн не нарушал мира души своими желаниями. Он отправился к митрополиту Николаю, чтобы из его уст услышать Божие определение о своей дальнейшей жизни. Владыка Николай благословил иерея Иоанна в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. И опять поманила его надежда о монашестве, но, как и в первый раз, ненадолго. Отец Иоанн в беседе с иконописцем монахиней Иулианией 41 так рассказывал о том, как попал он в Псков: «Приехал я в Печоры под Вербное воскресенье. Владыка Иоанн (Разумов) 42 тотчас вызвал меня к себе и долго изливал горестные чувства, что дел кругом много, а человек он новый в Псковской епархии, верных людей нет, опереться не на кого. Во мне он видел верного человека, который может помочь; убеждал ехать в Псков и позаботиться о соборе. Звонят уже ко всенощной, а мы все еще сидим, говорим…»   Пробыл отец Иоанн в монастыре всего две недели. Благословение правящего архиерея обозначило новый этап его жизни. Вместо монастырского послушания определились для него труды, за которыми не видно было не только далекого будущего, но и завтрашнего дня. Впоследствии отец Иоанн частенько будет напоминать духовным чадам: «Детка, усвой один очень важный урок, усвой на всю жизнь. Не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, сейчас учись видеть волю Божию для себя, и не только видеть, но надо иметь еще непоколебимую решимость, чтобы ее исполнить».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вышел в свет XXIV алфавитный том «Православной Энциклопедии» 24 сентября 2010 г. 18:28 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» выпустил в свет новый, 24-й, алфавитный том «Православной Энциклопедии». 24-й том продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанн Воин», посвященная мученику IV столетия, который весьма почитался в Древней Руси. Практически весь том занимают статьи, повествующие о святых, иерархах, подвижниках монашеской жизни и прочих религиозных деятелях, которые носили имя «Иоанн». Завершает новый том обширнейшая публикация, темой которой стало «Иоанна Богослова Откровение» — последняя книга Нового Завета, также известная под названием «Апокалипсис». Она знакомит с богословской проблематикой и текстологией заключительной книги христианской Библии, а также рассказывает о месте, которое «Апокалипсис» занимает в религиозном искусстве. В числе наиболее выдающихся православных святых, о которых рассказывает новый том энциклопедии, — св. Иоанн Предтеча, последний ветхозаветный пророк, Креститель Иисуса Христа, возвестивший о Нем всему миру как о Мессии. Посвященный св. Иоанну Предтече масштабный материал состоит из нескольких разделов, отражающих различные аспекты жизни пророка, влияния его проповеди на развитие первой христианской общины. Значительное место уделено иконографии святого. Отдельно рассматривается судьба мощей св. Иоанна Крестителя. Другой великий святой по имени Иоанн, статья о котором также занимает значительное место в новом томе, — св. Иоанн Златоуст (+407), архиепископ Константинопольский, один из величайших отцов Церкви. Из посвященного ему материала можно узнать как о драматическом жизненном пути святителя, так и о его литературных трудах и литургическом творчеастве, а также составить себе представление о роли, которую сыграл в развитии христианской культурной традиции этот великий святой. 24-й том «Православной Энциклопедии» рассказывает и о крупнейшем богослове VIII в., знаменитом подвижнике монашеской жизни, писателе и гимнографе прп. Иоанне Дамаскине. Крупная статья, посвященная этому борцу с иконоборческой ересью, отражает богословские взгляды преподобного, анализирует его творения, знакомит с иконографией святого.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

Жизнь в Церкви – жизнь в благодати. Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский о Церкви и благодати Источник Скачать epub pdf Православная вера, исповедуемая в творениях отцов и учителей Церкви, едина у всех и всем им обща. Но вера есть жизнь, а жизнь не производит совершенно одинаковых штампов. Наличие индивидуального элемента сообщает творениям свежесть, жизненность, силу. В общей сумме святоотеческой письменности так создается многосторонность, богатство, полнота. Выявить индивидуальное, особенное, характерное в творениях отдельных церковных писателей составляет одну из существенных задач при изучении святоотеческой письменности. Но так как своеобразное здесь может представиться и уклоном от общего, не входящим в строгия рамки церковного учения, то поэтому важно бывает видеть соответствие у двух или нескольких церковных писателей в их характерном личном, устанавливать параллель и общность идей. Не из книжного любопытства, не из за теории и систематики подходит христианин к творениям и отдельным мыслям наших учителей веры, а чтобы воспринять от них наставления для самих себя, проверять собственные шаги, усвоить полезныя для себя и других указания. Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский – люди разных эпох, разных национальностей, их деятельность протекала в разных церковных условиях, различны они и по своим характерам и, наконец, по форме их писаний. Преп. Симеон заканчивает собой первое тысячелетие православной христианской мысли, о. Иоанн – второе тысячелетие. Преп. Симеон – монах и руководитель-пастырь монашества, о. Иоанн – приходский священник, служитель широких кругов церковного народа и «всероссийский пастырь». Нельзя указать никакой прямой зависимости в творениях о. Иоанна от творений преп. Симеона. Тем более достойно внимания совпадение их мыслей и наставлений в том именно, что на общем фоне христианской письменности представляется у каждого из них индивидуальным, характерным. Скажем несколько слов о стороне формальной их писании. Им обоим присуща горячность, живость слова, так отчетливо выражающая их убежденность и пастырскую ревность, хотя внешняя форма очень различна: у преп. Симеона, за малым исключением – «слова», т. е. цельныя поучения; у о. Иоанна – преимущественно краткия записи в виде дневника. Они оба много богословствуют, настолько, что по творениям каждого из них можно было бы составить курс догматического богословия, между тем как оба по существу в своих писаниях проповедники молитвы, духовной работы над собой, учители христианской жизни, а не догматисты. В этом отношении их творения – прекрасные показатели того, как неразрывно связаны между собою нравственное учение и догматы ; здесь наглядное свидетельство, что христианское богословие есть единое целое и что разделение его на догматику и этику приводит к обоюдной односторонности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский Аудио Великомученик Иоанн Новый, Сочавский Святой Иоанн родился около 1300 года в семье греческих купцов из Трапезунда. Во время торгового путешествия по Черному морю капитан корабля, непримиримый католик, недружелюбно отзывался о православном исповедании Иоанна и пытался, но не сумел обратить юношу в католичество. Корабль прибыл в Левкополь , находившийся тогда под татарским владычеством. Капитан сказал правителю города, что во время плавания молодой человек под присягой заявил о желании примкнуть к их религии .   Правитель обрадовался и приказал привести юношу. Он пообещал ему всевозможные блага и почести за отречение от Христа и жертвоприношение солнцу, огню и звездам. Догадавшись, что это козни капитана, Иоанн ответил: «Я не хочу отрекаться от Христа, ибо каким образом мое сердце может отделиться от Солнца Правды и от Востока Вышнего, чтобы вернуться во тьму неведения? То, что тебе обо мне говорили, – всего лишь ложь и обман недоброжелателя. Я не хочу пренебрегать добротой, которую ты ко мне проявляешь, но и не могу отречься от Христа – Света миру». Правитель разгневался и приказал подвергнуть святого ужасным пыткам. Во время мучений святой исповедник не переставал воздавать хвалу Богу за то, что Он счел его достойным перенести такие испытания. Видя, что крепость его веры неисчерпаема, мучители привели Иоанна к правителю, который вновь попытался соблазнить его обещаниями. «Не беспокойся о ранах на моем теле, – отвечал мученик, – ибо только через испытания приобретаются вечные блага. Спасется только тот, кто претерпит до конца. Пусть Господь освятит и увенчает меня за те страдания, что я терплю, исповедуя Христа!» Эти слова распалили ярость судьи, и он отправил Иоанна в тюрьму. На следующий день святой, явив неколебимую твердость, был привязан к лошади, которая протащила его по улицам города. Тело мученика было изодрано о придорожные камни. Некий иудей, радовавшийся этому зрелищу, обнажил меч и отсек Иоанну голову. На следующую ночь над телом, брошенным посреди дороги, явились таинственные огни и сияющая лестница, спускающаяся с небес. Три сверкающих мужа в священнических одеждах совершили над ним каждение. Иудей, ставший свидетелем этого видения, натянул тетиву лука, чтобы убить священников, – его тут же парализовало, и он остался неподвижным на всю ночь.

http://pravoslavie.ru/54271.html

Архиепископ Иоанн (Поммер) глазами современников Петр Пильский. Архиепископ Иоанн Сегодня 13 октября (суббота) 1934 год, No 283, с. 2 Какой страшный конец, ничем не заслуженная расправа! Конечно, у него были враги, не все его любили, многие недооценивали, кое-кто со злорадством подчеркивал его недостатки, вокруг этого имени вилась клевета – обычная история, вечная судьба властных натур. Я знал его больше 12 лет. Первое знакомство произошло, когда я начал в «Сегодня» серию статей о патриархе Тихоне. Его мы оба высоко ценили, Иоанна прельщало и ласкало самое имя патриарха – Тихон. Он как бы производил его от неслышно – скромного слова «тихий». Сам Иоанн этого качества не признавал за собой, сугубой тихости в нем нельзя было признать и посторонним. Ее не было. По своей природе Иоанн был не молчаливым келейником, а страстным борцом. Это не значит, что он искал столкновений, войн, политических взрывов или шума в церковной ограде. Но пылкость, огонь и пафос звучали и в парламентских речах Иоанна, и в его полемических отповедях, и в его беседах. Их за эти годы у меня было много, – Иоанн всегда оставлял хорошее впечатление. Это был несомненно очень образованный человек, он неплохо знал русскую литературу, издавна вел знакомство с ее деятелями, – у нас были общие и близкие темы. Конечно, Иоанн был, прежде всего, церковник. Обрядности, преданию, даже букве закона он придавал большое и грозное значение. Модернизация христианства ему претила. В этом отношении он был непоколебимый старообрядец. Его неуступчивость здесь доходила иногда до фанатизма и подозрительности. Когда в Ригу приехал иеромонах Иоанн (князь Шаховской) и сделал визит архиепископу, то его не принял. Скептически смотрел Иоанн и на искания христианских философов. На журналы «Путь», «Новый Град» он глядел искоса, относился к ним с великим порицанием. Умный человек, в этом отрицании он готов был позволить себе самые крайние увлечения, приходил к торжественно-мрачным выводам. Иные статьи в этих журналах ему казались закулисной диктовкой большевиков, иные авторы представали его воображению безбожными приспешниками затаенной коммунистической пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Святой Иоанн Беверлийский Святой Иоанн Беверлийский. Витраж часовни Квинс Колледж. Фото: Лоуренс Лью. Обработка: Православие.Ru Есть немало святых древней Англии, чей пример любви, тепла, простоты и смирения особенно важен для нас сегодня. Это, прежде всего, святой Кутберт, а также святые Свитин Винчестерский, Освальд Вустерский и еще целый сонм, возможно, менее известных святых подвижников и отшельников, таких как Этильвальд с острова Линдисфарн, Герберт с озера Дервентуотер, Алнот из Стоу и Кутман из Стейнинга. Но вспоминая этих святых, мы не должны забывать и про святого Иоанна Беверлийского. Каков же был этот святой? Святой Иоанн родился в Харпхеме, в графстве Йоркшир, в благородной семье, примерно в середине VII столетия. Из родного дома он уехал в Кентербери учиться в знаменитой школе аббата Адриана и архиепископа Феодора. В этой школе он постигал греческий и латынь, математику, астрономию, духовную музыку, церковную поэзию и медицинскую науку. Знание последней позднее помогло святому многих избавить от мук телесных. В Кентербери учились молодые люди со всех концов Британских островов. И здесь-то святитель Феодор нарек будущего подвижника именем Иоанн. Закончив обучение, Иоанн вернулся в родной Йоркшир, где монашествовал в двойном монастыре святой Хильды в городе Уитби . Этот монастырь был главным центром церковной культуры, созерцательной монашеской жизни, различных ремесел, образования и учености Йоркшира и Нортумбрии. Эта обитель подготовила не менее пяти епископов, три из которых почитаются церковью в лике святых. Образование в монастыре Уитби, в котором святая аббатиса Хильда собрала огромную библиотеку, было основано на Священном Писании. Со временем святой Иоанн прославился толкованием священных книг. 25 августа 687 года начался новый период в жизни святого Иоанна. После смерти святого епископа Эты святой Иоанн был хиротонисан в епископа Хексема . Как и святой Кутберт, святой Иоанн неустанно трудился в своей епархии, однако сердце его жаждало затворнической жизни.

http://pravoslavie.ru/30238.html

архим. Иов (Гумеров) Пастырские послания Первое послание к Тимофею и послание к Титу Литература Основная Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М., 1995. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Ефрем Сирин , прп. Толкование на Первое послание к Тимофею божественного Павла//Творения. Т. 7. М., 1995. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. Толкование Пастырских посланий//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. 11. Кн.2. СПб., 1905 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник. Кн. 3:Толкования на Послания св. апостола Павла. М., 2002. Феодорит, еп. Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий св. ап. Павла//Творения блаженного отца нашего Феодорита Кирского . М., 2003. Евфимий Зигабен . Толкование Пастырских посланий ап. Павла. Феофан Затворник , сет. Толкование Пастырских посланий апостола Павла. Исследования, комментарии Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. Петр (Полянский) , митр. Первое послание св. апостола Павла к Тимофею: Опыт историкоэкзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897. Эл. вариант. М., 2004. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний Апостольских, Апостольских Посланий и Апокалипсиса. СПб.; М., 2002. МакДональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld, 2000. Фаррар Ф. У. Жизнь и труды св. Апостола Павла. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006. Тенни М. Обзор Нового Завета. М., 2000. Геллей Г. Библейский справочник. СПб., 2002. Райт Н. Т. Павел. Пастырские послания. I и II послания к Тимофею и Послание к Титу. Популярный комментарий. М., 2008. Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 т. Т. 2. М., 2007 План 1 Тим Введение с приветствием (1.1–2)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010