Узнали вы, почему (Писание) сказало: «отверзошася очи» их, «и разумеша, яко нази беша». Узнали, почему дерево называется деревом познания добра и зла. Подумай же, какой стыд наконец охватил их, когда они, вкусив от древа, преступили заповедь Господню: «Сшиста листвие смоковное и сотвориста себе препоясания». Смотри, из какой славы в какое унижение низверглись они. Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас и те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение. Но чтобы, рассматривая грех, совершенный человеком через вкушение от древа и преслушание, не сделать нам все слово печальным, переведем речь, если угодно, от этого древа к другому, к древу Креста, и посмотрим, какие бедствия причинило то и какие блага принесло это. Впрочем, бедствия произошли не собственно от дерева, но от беспечного произволения и презрения, какое (он) показал в отношении к заповеди. То древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это даровало бессмертие. То изгнало из Рая; это возвело нас на Небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; это освободило нас от бесчисленных тяжестей греховных и дало нам дерзновение перед Господом нашим. Видите вы разность между древом и древом? Видите злобу дьявола, беспечность человека и человеколюбие Владыки? Итак, вооружимся, прошу любовь вашу, этим животворящим древом, силою его умертвим губящие душу страсти, как и апостол Павел говорит: «иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). А это значит: те, которые всецело предали себя Христу, умертвили всякую нечистую похоть, возникающую в теле ко вреду всех сил души. Им подражая, и мы сделаем свои члены бездейственными для утверждения в нас владычества дьявола, чтобы нам и в настоящей жизни спокойно переплыть это бурное и опасное море, и, вошедши в тихую пристань человеколюбия Божия, получить блага, обещанные любящим Его, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Человек претерпевает в своей жизни множество искушений (4:54, см. ЧЕЛОВЕК , 1169). Вера многоразличному искушению подлежит (3:21, см. ВЕРА , 148) (3:187, см. ВЕРА, 161). Искушения посылаются, чтобы еще лучше быть Древо доброе чем более отребляется и очищается от делателя, тем более плодов приносит: тако добрый христианин, чем более наказуется и исправляется от небеснаго Делателя – Бога, тем лучший бывает, и более добрых дел творит ( Ин. 15, 1 и 2) (4:133). Господь попускает искушения ради нашей пользы Самого ДИАВОЛА попущает Создатель наш в пользу нашу: и столько попущает, сколько пользует нам; и сколько сей враг искушает нас, сколько полезно нам. Как пользует? Возбуждает нас от ЛЕНОСТИ, побуждает к МОЛИТВЕ, да, чувствуя присутствие сего врага, прибежим к Богу и от Него помощи и защищения просим. И якоже воин, чим чаще на брани бывает, тем искуснейшей делается; тако ХРИСТИАНИН, чим более искушений от сего супостата мужественно претерпит, тем лучший и искуснейший в звании христианском бывает, а чим более побед над сим врагом одержит, тем краснейшаго венца сподобится от подвигоположника Иисуса Христа. «Попечения имея», глаголет Златоуст, «о нашем СПАСЕНИИ БОГ, оставил ДИАВОЛА, дабы нас от лености возбуждал и случай к получению венца нам приуготовлял» ( Быт. 23, 2 ). И Павел святый: «дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости делает, да не превозношуся» ( 2Кор. 12, 7 ). Видишь как пользует нам враждебный дух; видишь как ГОРДЫЙ К СМИРЕНИЮ приводит? Пакостит нам, да не превозносимся. И тако злый и злобный дух содействует нашему добру намерением недобрым (4:36). Искушение попускается Богом, ради духовной пользы Искушение от диавола попущением Божиим бывает на добрый конец. Первое: да тако СМИРИТСЯ искушающийся. Второе: да познается ВЕРА наша. Искушение подобно огню, который золото, сребро и медь показует, и от прочиих металлов отличает. В искушении показуется кто золото, кто сребро, кто олово, кто сено и дрова. Золото и сребро цело остается в огне и чистейшее делается: железо ржавчину отлагает, и цело остается; олово скоро растопляется; сено и дрова совсем сгорают. Таков ИСКУШЕНИИ познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его, и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно; ИСКУШЕНИЕМ убо познаются истинные и верные раби Божии и лицемеры; искушение все явно творит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Но что разумел Господь, сказав: да не восторгнете с ними купно пшеницу? Или то, что принявшись за оружие и убивая еретиков, неминуемо истребите с ними многих святых; или то, что многие из этих самых плевел могут перемениться и сделаться пшеницею. Следовательно, если вы, - говорит Он, - искорените их преждевременно, то лишив жизни людей, которым было еще время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею. Итак, Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры; но запрещает их истреблять и убивать. И заметь, какова кротость Господа: Он не просто объявляет приговор Свой, не просто повелевает, но излагает вместе и причины. Что же будет, если плевелы соблюдутся до конца? Тогда реку жателем: соберите первее плевелы, и свяжише их в снопы, яко сожещи я. Опять приводит на память ученикам слова Иоанновы, в которых Он изображен Судиею, и вразумляет, что должно щадить плевелы, доколе они растут подле пшеницы, потому что для них возможно еще стать пшеницею. Если же еретику случится умереть без всякого плода, то необходимо постигнет его неизбежное наказание. Реку жателем, говорит Господь, соберите первее плевелы. Для чего же первее? Чтобы ученикам не подать случая к опасению, что вместе с плевелами выдергана будет пшеница. И свяжите их в снопы, яко сожещи я; а пшеницу соберите в житницу. Ину причту предложи им, глаголя: подобно есть царствие небесное зерну горушичну (ст. 3). Так как Господь сказал, что три части посеянного погибает, а одна спасается, да и в самой спасаемой бывает великое повреждение, то, предупреждая вопрос учеников: кто же и в каком числе будут верные? уничтожает их страх, обращая их к вере притчею о зерне горчичном, в которой показывает, что проповедь распространится повсюду. Поэтому-то и предлагает весьма подходящий к предмету речи образ горчичного зерна. Еже малейше убо есть от всех семен, говорит Он, егда же возрастет, более всех зелий есть, и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Узнали вы, почему (Писание) сказало: “ Открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги ”. Узнали, почему дерево называется древом познания добра и зла. Подумай же, какой стыд наконец охватил их, когда они, вкусив от дерева, преступили заповедь Господню: “ И сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания ”. Смотри, из какой славы в какое унижение низверглись они. Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас и те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение. Но чтобы, рассматривая грех, совершенный человеком через вкушение от древа и преслушание, не сделать нам все слово печальным, переведем речь, если угодно, от этого древа к другому, к древу креста, и посмотрим, какие бедствия причинило то и какие блага принесло это. Впрочем, бедствия произошли не собственно от древа, но от беспечного произволения и презрения, какое (он) показал в отношении к заповеди. То древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это даровало бессмертие. То изгнало из рая; это возвело нас на небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; это освободило нас от бесчисленных тяжестей греховных и дало нам дерзновение пред Господом нашим. Видите вы разность между древом и древом? Видите злобу диавола, беспечность человека и человеколюбие Владыки? Итак, вооружимся, прошу любовь вашу, этим животворящим древом, силою его умертвим губящие душу страсти, как и апостол Павел говорит: “ Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ” (Гал.5:24). А это значит: те, которые всецело предали себя Христу, умертвили всякую нечистую похоть, возникающую в теле ко вреду всех сил души. Им подражая, и мы сделаем свои члены бездейственными для утверждения в нас владычества диавола, чтобы нам и в настоящей жизни спокойно переплыть это бурное и опасное море, и, вошедши в тихую пристань человеколюбия Божия, получить блага, обещанные любящим Его, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что же будет, если плевелы соблюдутся до конца? Тогда реку жателем: соберите п е рвее плевелы, и свяжише их в снопы, яко сожещ и я. Опять приводит на память ученикам слова Иоанновы, в которых Он изображен Судиею, и вразумляет, что должно щадить плевелы, доколе они растут подле пшеницы, потому что для них возможно еще стать пшеницею. Если же еретику случится умереть без всякого плода, то необходимо постигнет его неизбежное наказание. Реку жателем, говорит Господь, соберите п е рвее плевелы. Для чего же п е рвее? Чтобы ученикам не подать случая к опасению, что вместе с плевелами выдергана будет пшеница. И свяжите их в снопы, яко сожещ и я; а пшеницу соберите в житницу. И ну причту предложи им, глаголя: подобно есть царствие небесное з е рну гор у шичну (ст. 3). Так как Господь сказал, что три части посеянного погибает, а одна спасается, да и в самой спасаемой бывает великое повреждение, то, предупреждая вопрос учеников: кто же и в каком числе будут верные? уничтожает их страх, обращая их к вере притчею о зерне горчичном, в которой показывает, что проповедь распространится повсюду. Поэтому-то и предлагает весьма подходящий к предмету речи образ горчичного зерна. Еже м а лейше убо есть от всех с е мен, говорит Он, егда же возрастет, более всех зелий есть, и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на в е твех его (ст. 32). Этим Господь хотел показать образ распространения проповеди. Точно то же самое, говорит Он, будет и с проповедью. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но так как сила, в них сокровенная, была велика, то она распростерлась по всей вселенной. Далее к этому образу Господь присовокупил еще подобие закваски, говоря: подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жен а скры в с а тех трех муки, д о ндеже вскис о ша вся (ст. 33). Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усваивается сила закваски, так и вы преобразуете целый мир. Обрати внимание на смысл: Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе происходит по необходимым законам.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

От придания рассказу о рае символического значения один шаг до отрицания фактического, исторического значения этого рассказа. Если рай в библейском рассказе о нем означает весь первобытный мир, его реки – жизнь и благословение, его деревья – «довольство благочестивых», древо познания – земные наслаждения, то все это, чтобы достигать своей цели, могло существовать только в одном рассказе. Историческое, реальное существование для этой цели излишне. Картина райской жизни сводится к символической оболочке скрывающейся под ней подлинной действительности и исторически-символическое объяснение райской жизни незаметно переходит в чисто аллегорическое. По-видимому, Бытописателю не было нужды в данном случае прибегать к аллегории. По устному ли преданию от самих прародителей, или по внушению от Святого Духа он мог знать подлинный образ жизни райской и не имел побуждений утаить его от потомства. Но было нечто, что не позволяло Бытописателю дать нам ясное представление о рае. Грех был слишком большим переворотом, пертурбацией в целой вселенной, чтобы не изменить радикально того, чего он непосредственно касался, именно сознания человеческого. Самый опасный и тяжкий вид обмана это такой, когда ложь почти граничит с истиной. Если ложь слишком далека от истины, то она сразу обнаруживает перед нами свою отвратительную природу и теряет свое очарование. Искуситель прародителей, если достиг такого успеха, то только потому, что действовал на почве этого психологического закона. Обещая Еве особого рода познание от вкушения запрещенного плода, он лгал близко к правде. Он был прав в том отношении, что с грехом имел произойти в сознании и познании человека целый переворот. То «познание зла», которое он обещал прародителям, не есть лишь опытное познание греха: такое познание, как чисто отрицательное (грех есть смерть), ничего нового не могло дать человеку. А сам Бог признает, что чрез вкушение запрещенного плода в познании прародителей произошло нечто новое. Очевидно, под познанием зла подразумевается нечто большее, чем опытное познание греха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Падение Адана и Евы 1005 1 . Древо познания добра и зла было таким образом назначено, по намерению Божию, служить лишь к испытанию послушания Адама и Евы, 1006 налагая на того и другого акт подчинения и легкую жертву, лишение плода этого дерева. „Господь, говорит св. Иоанн Златоуст , чтобы, с самого начала, дать человеку понять, что Тот, Кто сотворил все вещи, был также и его Творцом, желал ему показать, наложением на него заповеди легкой для хранения, что Он был его Владыкою. Подобно тому, как великодушный хозяин, дозволяя кому-нибудь пользование великим и прекрасным домом, требует от него не только всей платы, но небольшого оброка, как свидетельства своего права на собственность, и с целью напомнить о своем обязательстве, что он не господин дома, а живет в нем лишь благодаря доброте своего благодетеля. Также и Господь, предоставляя человеку пользование всеми видимыми, вещами, поселив его в раю и предоставив в его распоряжение все, здесь заключающееся, решил воспрепятствовать ему незаметно быть прельщаемым своими собственными мыслями. Дабы он не поверил, что этот видимый мир существует сам собою и не возгордился своим превосходством, Бог запретил ему вкушать плода одного дерева, угрожая, в случае непослушания, тяжким наказанием для того, чтобы дать ему знать, что он имеет над собою господина, щедрости которого он обязан всеми благами, какими он пользовался“. 1007 2 . Бог, предписавши Адаму и Еве запрещение вкушения плода известного дерева, провозгласил тем самым существование нравственного закона и свободы, которую это запрещение необходимо предполагает. 1008 Бесконечное Существо не могло сотворить человека совершенным, но Оно сотворило его усовершаемым, давая ему ту способность выбора между добром и злом, которая позволяет ему, если он сделает из нее доброе употребление, возвышаться в некотором роде над самим собою и приближаться более и более к своему Творцу. К несчастию, Адам и Ева преслушались Бога. Совесть 1009 пробудилась тогда в них и стала для них упреком за их вину. Они были изгнаны из земного рая, смерть была наказанием за их восстание, и мы, их потомки, подвергаемся последствию первобытного греха. Однако, по милосердию к нам, Бог обещал им Искупителя. – Самый рассказ о падении и первая весть о пришествии Иисуса Христа заслуживают более подробного рассмотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Поспешите же, верные, воздадим поклонение честному и пречистому кресту. Ужас объял всю одушевленную тварь, когда на глазах ее Христос, Творец и Вседержитель, был распростерт на дереве и прободен копьем в священное ребро, когда кровь и вода истекли из нетленного источника, когда венец терновый возлагался на чело, когда уксус, смешанный с желчью, предлагался для утоления жажды, когда слуги тьмы и мрака нечистыми руками бросали жребий, чтобы каждому получить подобающую ему долю. Вострепетали тогда лики бестелесных ангелов, содрогнулось и помрачилось небо, величайшее из светил – солнце скрыло свои лучи, и мрак наполнил воздушное пространство; день сменился глубоким вечером, блестящая церковная завеса разодралась, земля потряслась и поколебалась, гробы разверзлись и мертвецы поспешили на свет Божий, освобожденные от уз. Разбойник (своей) верой и словом (Господним) вводится в рай; Иуда, пораженный отчаянием, предается удавлению; Петр в страхе клянется, что не знает Господа, спасшего его от заблуждения, пока не обличает его петух своим криком, – тогда, заплакав горько, он омывает свой грех. Видя все это, подземный дракон с плачем и стенанием восклицает: о, слуги и соратники мои, начальники тьмы! Кто это такой пронзил мое сердце? Острием дерева уязвил он меня, и я истекаю кровью, внутренности мои поражены, сердце болит, чувства мешаются, дух изнемогает. О, если бы Иуда не был призван в число учеников! О, если бы не водружалось на мою погибель древо распятия! Тот, Кого я считал своей добычей, пленил меня самого и мне приходится изрыгнуть всех, скольких я ни поглотил, начиная с первозданного. Поспешите, возлюбленные, укроемся под сенью крыл честного и животворящего креста. Ведь крест, с его четырьмя концами, означает, что распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет. А вознесен на нем Христос и Бог, чтобы и бесов гнездящихся в воздухе сокрушить, и восхождение на небеса для нас сделать беспрепятственным, как и сам Спаситель наш говорил: " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе " (Ин.12:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Скачать epub pdf Глава XVII Иер. 17:5 . Проклят 125 . Иер. 17:1 . Грех Иудин написан есть писалом железным, на ногти адамантове, начертан на скрижали сердца их. Вместо того, чтобы сказать: неизгладимо (они) имеют нечестие в сердце своем, как вырезанное на адаманте и железе. А слова: и на розех олтарей их (сказаны), чтобы показать их усердие к идолам. Надежда на людей производит то, что удаляет от Бога; или говорит не это, а то, что надеющийся на человека как бы отступает от Бога. Ничего так не хочет Бог, как того, чтобы мы постоянно от Него зависели. Для того Он все делает, желая не плод получить от нас, а облагодетельствовать нас; для этого Он создал нас столь нуждающимися во всем. Скажи, какая цель? Иер. 17:6 . И будет яко дивия мирика в пустыни. Здесь указывает на Седекию, прибегшего к фараону против вавилонского (царя). Бесплодное это дерево и, произрастая всегда в пустыне, не пригодно для какого-либо дела и не украшается плодами. Слабое это дерево. Иер. 17:6 . И обитати будет в сухоте и в пустыни, в земли сланей и необитаемей. То есть не будет пользоваться никаким благом, а будет бесплоден, и земля сланая, которая не населяется для получения плодов. Иер. 17:7 . И благословен. Так говорит и Давид: и будет, яко древо насажденое при исходищих вод ( Пс. 1:3 ). Не устрашится, будучи свободен от всякого нестроения. Христос ясно указал на это чрез пророчество. Кто верова Господеви и постыдеся ( Сир. 2:10 )? Если надежда имеет такую силу и это не требует труда, то почему мы не полагаем спасения в Том, надеждой на Кого мы спасены? Иер. 17:9 . Глубоко сердц 126 паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь. Слово к тем, которые втайне поступают нечестиво и думают скрыть (это). Говорит о намерениях их, что Бог видит и скрывающихся. Ничто так неясно, как сердце человека. Поэтому другой говорит: «сердце глубокое сокровенное – человек, и кто познает его». Может быть, думаете скрыть, говорит. Напрасно; Я знаю все, что вы делаете. Иер. 17:11 . Возгласи ряб, собра, ихже не роди, творяй богатство свое не с судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

16. В седьмой день почил Бог от всех дел Своих ( Быт. 2:2 ), то есть перестал творить из небытия в бытие, а словом Отец Мой доныне делает и Я делаю ( Ин. 5:17 ) – выражает Промысл, сохранение всего существующего. 17. При создании первого человека Бог вдунул в лицо его дыхание жизни ( Быт. 2:7 ), но человек грехопадением погубил дар вдохновения, и Господь, восстанавливая прежний дар, вдунул в лицо апостолов, возвращая тем древнюю жизнедеятельную силу. 18. Адам и Ева жили подобно Ангелам. Адам сотворён был бессмертным и по телу, и если бы сохранил заповедь, остался бы жив. 19. Грех породил смерть и скорбь. Смертью умрешь ( Быт. 2:17 ), – сказано Адаму; в болезнях будешь рождать детей ( Быт. 3:16 ) – Еве. 20. Древо названо познанием добра и зла, где испытывалось послушание и любовь к Богу как к источнику добра, открывалось преступление при вере диаволу, начальнику зла. 21. Ева ранее проводила беспечальную и безболезненную жизнь. Живя в довольстве, подобно Ангелам, не чувствовала телесности от избытка благ, теперь осуждалась на печаль и воздыхания, и деторождения, и страдания при этом. Потеряла Ева равночестие и стала подчиняться мужу: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3:16 ) – после чревоношения, болезней, опять зачинает и терпит. 22. За грех Адама, что послушал жену, земля приняла проклятие и не стала давать плодов без посева и возделывания, а только при большом труде, усилии и заботах. Адам жил без скорбей, трудов и печалей, теперь принял труд изнурительный и мучительный, чтобы сознал свою природу как сотворённую от Бога из земли. Бог не хотел этого состояния, но человек сам смертью умер, нарушив заповедь. 23. Каин ввел первый убийство, и как он поступил с лукавством, подобно змию, то и наказание одинаково со змием, ибо сказано: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми ( Быт. 3:14 ); и ныне проклят ты от земли ( Быт. 4:11 ) – сказано Каину. Отцу же его Адаму Бог положил труд на земле проклятой ( Быт. 3:17 ), то есть излито проклятие на землю. За злое употребление телесной силы Каин наказан стенанием и трясением – расслабленностью. После греха братоубийства в тело Каина вошла болезнь – расслабление, трясение, ибо тело, лишившись силы, стало слабым, и все члены тогда, опустившись, трясутся и колеблются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010