Минь. Т. IV. С. 128. Творения Т. IV. С. 129. 55. Лесть, поднимая, низвергает Таковы ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает затем в глубокую бездну. Минь. Т. IV. С. 129. Творения Т. IV. С. 131. 56. Отверзлись очи Адама после греха – что это значит? Когда слышишь, что «отверзошася очи их», понимай это так, что (Бог) дал им почувствовать наготу и лишение той славы, какою они пользовались до вкушения. А что таков обычай Писания, послушай, как оно говорит и в другом месте. Когда служанка Сарры, убежав от госпожи блуждала и, повергши «отроча под елию единою, ... издалеча» ожидала смерти его, (об ней Писание) говорит: «отверзе Бог очи Агари» ( Быт. 21:19 ), не потому, чтобы она дотоле не видела, но потому, что Бог (в это время) возбудил ее ум. Минь. Т. IV. С. 132. Творения Т. IV. С. 134. 57. Древо познания добра и зла почему так называлось? Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла. Если постараешься узнать особенности (τ διματα) Божественного Писания, то поймешь, почему оно дало этому дереву такое название. Так названо оно не потому, что сообщало такое познание; но так как у него (περ ατ) совершилось преступление заповеди и от него (ξ κενου) потом уже явилось познание греха и стыд, поэтому оно так названо. Божественное Писание имеет обычай по совершившимся событиям называть те места, где эти события случились. Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление и(ли) соблюдение заповеди. Минь. Т. IV. С. 132. Творения Т. IV. С. 133–135. 58. Древо Креста почему противоположно древу познания? Таково зло – грех . Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас и те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение. Но, чтобы, рассматривая грех, совершенный человеком чрез вкушение от древа и преслушание, не сделать нам все слово печальным, переведем речь, если угодно, от этого древа к другому, к Древу Креста, и посмотрим, какие бедствия причинило то и какие блага принесло это. Впрочем, бедствия произошли не собственно от древа, но от беспечного произволения и презрения, какое (он) показал в отношении к заповеди. То древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это даровало бессмертие. То изгнало из рая; это возвело нас на небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; это освободило нас от бесчисленных тяжестей греховных и дало нам дерзновение пред Господом нашим. Видите вы разность между древом и Древом? Видите злобу диавола, беспечность человека и человеколюбие Владыки? Итак, вооружимся, прошу любовь вашу, этим животворящим Древом и силою Его умертвим губящие душу страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Примечание. Запрещенное дерево названо бытописателем деревом познания добра и зла. Высказаны различные мнение о природе этого древа. Одни думают (рационалисты), что это дерево было ядовитым по природе, потому и запрещено было вкушение плодов его. Но такому пониманию противоречить действительность: Адам и Ева не умерли тотчас после вкушение запрещенного плода, а долго еще жили после этого, следовательно, его плод не был ядовитым. Другие разумеют под ним дерево познания добра и зла в собственном смысле, так что следствием вкушения плодов его было нарушение чистого равновесия в расположении духа первого человека. Но нельзя допустить, чтобы вкушение плодов какого-либо дерева повлекло за собою такие гибельные последствия, как происхождение зла в природе вкусившего. Иные под этим деревом разумеют вообще нечто иносказательное (дерево мистическое, символ чувственного мира, оказавшего влияние на происхождение греха в человеке, дерево вообще в духовном смысле), но и такое понимание несогласно с указаниями Библии, что оно находилось среди рая ( Быт.3:3 ) и на ряду с другими деревьями произрастил его Господь Бог из земли (2:9). «Это древо произросло из земли, говорит блаж. Феодорит, а потому имеет не иную какую природу, отличную от природы других растений» (На Быт. отв. на вопр. 21). Следовательно, все последствия греха, происшедшие от вкушения плодов этого древа, произошли не от свойств самого древа, а от нарушения заповеди Божией. «Древо познания, говорит тот же св. отец, наименовано так ради происшедшего при нем ощущение греха. Ибо неизведавшие дотоле опытно греха и потом вкусившие запрещенного плода, как преступившие заповедь, почувствовали уязвление совести» (там же). «Божественное Писание, говорит также и св. Иоанн Златоуст , назвало это древо древом познания добра и зла не потому, что оно сообщало такое познание, но так как у него (περ ατο) совершилось преступление заповеди и от него потом уже явилось (в людях) познание греха и стыд, поэтому оно так названо. Божественное Писание имеет обычай по совершившимся событиям называть те места, где эти события случились. Потому божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди» (На Быm. XVI бес. 6; сн. Август. О граде Бож. XIV, 17). Разумное же (теоретическое) познание о зле, как о беззаконии, отличие оного от добра, прародители могли иметь и имели до нарушения заповеди, не имели лишь опытного ощущения зла, подобно тому, как, напр. здоровый может знать природу и свойства неизведанной им опытно болезни и понимать различие между здоровьем и болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Однако же Пилат не переменил своего решения, но остался при прежнем мнении. А чрез это опять устрояется не малое какое-либо дело, но событие весьма важное. В самом деле, так как древо креста зарыто было в землю, – потому что никто не позаботился убрать его, частью от страха, а частью оттого, что верующие заняты были другими, крайне необходимыми делами; так как, с другой стороны, это древо впоследствии имели отыскивать, а между тем естественно, что три креста лежали вместе, то, чтобы крест Господень не оставался неузнанным, Господь допустил быть на нем надписи, и таким образом этот крест сделался известным всем, во-первых, оттого, что он лежал посреди других, а потом и по бывшей на нем надписи, потому что кресты разбойников не имели надписей. Воины разделили между собою ризы, а хитона не разделили ( Ин.19:23 ). Смотри, как чрез все их худые дела исполняются пророчества! И это ведь издревле было предсказано ( Пс.21:19 ). Хотя распяты были трое, но предсказания пророков исполнялись только на Нем. Почему, в самом деле, не поступили так и с одеждами других, а только – с одеждами Его одного? Но ты заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. И действительно, одежды они разделили, а хитона не разделили, но дело о нем предоставили жребию ( Ин.19:24 ). Не без значения также употреблено выражение: «тканый сверху» ( Ин.19:23 ); но одни говорят, что оно имеет смысл иносказательный и означает то, что Распятый был не простой человек, но имел и «сверху» божество. 2. Другие утверждают, что евангелист в этом случае описывает самый вид хитона. Действительно, так как в Палестине ткут одежды, сложив вместе два куска материи, то Иоанн, чтобы показать, что таков именно был хитон, говорит: «тканый сверху». А говорит он об этом, мне кажется, для того, чтобы указать на бедность одежд и на то, что Христос, как во всем прочем, так и в одежде наблюдал простоту. В то время, как воины разделяли между собой одежды, сам Распятый поручает Матерь Свою ученику, научая нас всячески заботиться до последнего издыхания о наших родителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святитель Григорий Нисский учит нас, что в Раю для человека существовали две возможности: возможность жизни и возможность бессмертия, или вечной жизни. Посреди Рая древо познания добра и зла давало человеку и одно, и другое, «разумею древо жизни, и то, которого плодом была смерть...». 115 Так что бессмертие давалось человеку как «возможность». В конце концов мы стали бы бессмертными, если бы хорошо и правильно использовали нашу свободу. 116 Итак, человек был создан, по замыслу Божьему, способным к обоим состояниям – смертности и бессмертию, «не совершенно смертным, не совершенно бессмертным». И если бы он решил соблюсти заповедь Божью свободно и без принуждения, он бы получил в награду и бессмертие тела; но если бы он преступил Божественную заповедь, то сам бы стал виновником собственной смерти. 117 Рассуждая о смерти, которая была наложена на нас как наказание после первого человеческого непослушания, святитель Иоанн Златоуст как бы от лица Бога говорит первозданным: «Тело произошло из земли и будет опять землей. Чтобы этого не было, Я повелел вам не касаться того древа». 118 Так что смерть была совершенно неизвестна в Раю. Это явление было чуждо свободной природе богозданного человека. Если бы Адам и Ева , обладая теми богатыми дарованиями, которые они получили, и врожденной способностью к бессмертию, подчинились бы добровольно и охотно Божественной воле и если бы через послушание Богу они утвердили свою свободную волю в добре, то они достигли бы бессмертия. Смерти они не испытали бы. На своем пути к добродетели они стяжали бы «богоподобие», стали бы «богами» по благодати и жили бы вечно и постоянно вместе с Богом. Как именно это происходило бы, непостижимо для нас, живущих после грехопадения. Ибо мы находимся теперь во власти смерти; наша воля ослаблена; наш ум помрачен, поэтому «... прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» ( Быт.8:21 ). Из-за этого мы не можем понять царство Божественной благодати, в котором жили наши праотцы. Мы не можем постигнуть меру Божественного благоволения, которое окружало первозданных, так что они имели «самообладание и неподвластность, беспечальную и неозабоченную жизнь», так что они проводили время в «божественном», и мысли их были всегда обращены к добру. Сегодня, всегда сопутствуемые в жизни тлением, обеспокоенные нескончаемыми и неотступными жизненными заботами, мы не в состоянии даже вообразить ангелоподобную райскую жизнь прародителей. И точно так же, как они не могли понять размеры бедствия, которое повлечет за собой их падение, так и мы не можем представить, какова была их жизнь в «непорочности и блаженстве». 119

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Святитель Григорий Нисский учит нас, что в Раю для человека существовали две возможности: возможность жизни и возможность бессмертия, или вечной жизни. Посреди Рая древо познания добра и зла давало человеку и одно, и другое, «разумею древо жизни, и то, которого плодом была смерть…» [ 115 ]. Так что бессмертие давалось человеку как «возможность». В конце концов мы стали бы бессмертными, если бы хорошо и правильно использовали нашу свободу [ 116 ]. Итак, человек был создан, по замыслу Божию, способным к обоим состояниям — смертности и бессмертию, «не совершенно смертным, не совершенно бессмертным». И если бы он решил соблюсти заповедь Божию свободно и без принуждения, он бы получил в награду и бессмертие тела; но если бы он преступил Божественную заповедь, то сам бы стал виновником собственной смерти [ 117 ]. Рассуждая о смерти, которая была наложена на нас как наказание после первого человеческого непослушания, святитель Иоанн Златоуст как бы от лица Бога говорит первозданным: «Тело произошло из земли и будет опять землею. Чтобы этого не было, Я повелел вам не касаться того древа» [ 118 ]. Так что смерть была совершенно неизвестна в Раю. Это явление было чуждо свободной природе богозданного человека. Если бы Адам и Ева, обладая теми богатыми дарованиями, которые они получили, и врожденной способностью к бессмертию, подчинились бы добровольно и охотно Божественной воле и если бы через послушание Богу они утвердили свою свободную волю в добре, то они достигли бы бессмертия. Смерти они не испытали бы. На своем пути к добродетели они стяжали бы «богоподобие», стали бы «богами» по благодати и жили бы вечно и постоянно вместе с Богом. Как именно это происходило бы, непостижимо для нас, живущих после грехопадения. Ибо мы находимся теперь во власти смерти; наша воля ослаблена; наш ум помрачен, поэтому «… прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8, 21). Из–за этого мы не можем понять царство Божественной благодати, в котором жили наши праотцы. Мы не можем постигнуть меру Божественного благоволения, которое окружало первозданных, так что они имели и неподвластность, беспечальную и неозабоченную жизнь», так что они проводили время в «божественном», и мысли их были всегда обращены к добру. Сегодня, всегда сопутствуемые в жизни тлением, обеспокоенные нескончаемыми и неотступными жизненными заботами, мы не в состоянии даже вообразить ангелоподобную райскую жизнь прародителей. И точно так же, как они не могли понять размеры бедствия, которое повлечет за собой их падение, так и мы не можем представить, какова была их жизнь в «непорочности и блаженстве» [ 119 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Это иное распределение живительной силы земли и было на ней до грехопадения человечества. Его представлял собою рай со своим «древом жизни», которому противостояло погубившее человека древо. Так, в сущности, непрочно на земле жало смерти (и ее предвестницы – старости)» 24 . Иоанн Златоуст о небесах обетованных Представь состояние той жизни, насколько возможно представить его себе: ибо вполне изобразить ее по достоинству не в состоянии никакое слово, но из того, что мы слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное о ней представление. «Радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ). Что же может быть блаженнее такой жизни? Не нужно там бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого непристойной похотью, ни заботящегося о приобретении необходимого для жизни, ни мучимого желанием власти и господства: ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день, и ясность, и свет, свет не этот нынешний, но другой, который настолько светлее этого, насколько этот блистательнее светличного. Свет там не помрачается ни ночью, ни от сгущения облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен, но иное какое-то состояние, которое познают одни достойные. Нет там ни старости, ни бедствий старости, но все тленное отброшено, так как повсюду господствует слава нетленная. А что всего важнее – это непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с Ангелами, с Архангелами, с горними Силами. Посмотри теперь на небо, и перейди мыслью к тому, что выше неба, представь преображение всей твари: она уже не останется такой, но будет гораздо прекраснее и светлее, и насколько золото блестяще олова, настолько тогдашнее устройство будет лучше настоящего, как и блаженный Павел говорит, «что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» ( Рим.8:21 ). Ныне она, как причастная тлению терпит многое, что свойственно терпеть таким телам, но тогда, совлекшись всего этого, она представит нам нетленное благолепие. Так как она должна принять нетленные тела, то и сама преобразится в лучшее состояние. Нигде не будет тогда раздора и борьбы, потому что велико согласие в лике святых, при всегдашнем единомыслии всех друг с другом. Не нужно там бояться ни диавола и демонских козней, ни грозы гееннской, ни смерти – ни этой нынешней, ни той, которая гораздо тяжелее этой; но всякий такой страх уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

6о. – Священное ассирийско-халдейское дерево. По барельефу 2 . Воспоминание о таинственных деревьях земного рая, таким образом, сохранилось верно у древних народов, и мифологи не могут отрицать его существования, не отрицая самой истории. Впрочем, уместно заметить, что, в целях нападения на библейское сказание, они обезображивают смысл его. Они приписывают древу жизни и древу познания добра и зла чрезвычайное свойство, о котором священный текст вовсе не говорит. Бог мог, конечно, если бы захотел, соединить с плодами этих деревьев чудесную силу, но мы, однако, не видим, чтобы Он сделал это. По учению св. отцов, древо познания добра и зла было названо так скорее по причине заповеди, предметом которой оно было, чем по причине своих существенных свойств. „Великий вопрос возникает для нас, говорит св. Иоанн Златоуст в своем изъяснении кн. Бытия, ибо с основанием можно спросить, какую силу заключало то древо, коего плод открыл глаза тем, которые вкусили его и почему оно названо древом познания добра и зла?.. He самое вкушение этого плода отверзло очи Адама и Евы, потому что они видели и прежде; но поскольку чрез вкушение они допустили действие преслушания и нарушали божественную заповедь, то по этой причине они лишились славы, которою были украшены и которой оказались недостойными... Я отвечу также на второй вопрос, здесь предлагаемый, ибо спрашивают, почему это дерево названо древом познания добра и зла? Есть некоторые упорные умы, утверждающие, что Адам получил различение добра и зла лишь после того, как вкусил запрещенного плода, но это чистая нелепость... Как осмеливаются представлять, что, лишь по вкушении запрещенного плода, человек получил знание добра и зла, когда он был уже и прежде исполнен премудрости?... Но, скажут, Писание называет это дерево древом познания добра и зла. Согласен. Но достаточно быть немного знакомым с языком Писания, чтобы понять смысл этого выражения. Это дерево названо так не потому, что оно давало человеку познание добра и зла, но потому, что оно было орудием его непослушания и от него произошло, таким образом, познание и стыд греха. В Писании есть обычай давать предметам названия, заимствованные от некоторых случайных обстоятельств: таким образом оно называет это дерево древом познания добра и зла потому, что оно должно было послужить для человека поводом ко греху или награде“. 1003 – To, что сказано о древе познания добра и зла, прилагается одинаково к древу жизни. 1004

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Можешь видеть расход, служащий причиной прихода, и собирание, ведущее к уменьшению. Если есть некоторые, с которыми бывает иначе, то согласен в том, что не со всеми так случается, чтобы добродетель не была вынужденной. Если бы всех скупых делал бедными, а всех милостивых – богатыми, то по необходимости все обратились бы к добродетели. Но не сделал ни этого всеобщим, чтобы не было необходимости, ни попустил тому быть общим законом, чтобы не возбуждать войн. Притч. 11:26 . Удержаваяй пшеницу оставит ю языком. Желающий доказать необычайное дело пользуется и заклятием, например: пусть не будет выгоды ему самому, но достанется врагам! Так поступает и Павел: «О, дабы отсечени были развращающии вас» ( Гал.5:12 )! И иудеи, имевшие пшеницу – древнее Писание и хранившие его, оставили его нам, язычникам; царство у них отнято. Или – говорит об обыкновенной пище; если ты именно хлопочешь о голоде и продаешь и, прося у Бога плодородия, сам подготовляешь голод, то делаешь то, чего нет хуже. «Продаяй пшеницу скупо, от народа проклят». Здесь не отнятие, а проклятие, то есть, «оставит языком». Притч. 11:28 . Той возсияет. Это значит или то, что будет светом; так, тот (т. e. «надеяйся на богатство») умрет, не воспользовавшись чем-либо из своего, а этот будет светом, сея в настоящем веке в надежде будущего. Или – «возсияет» вместо: произрастет; a если – он сам, то тем более его потомство. Притч. 11:30 . От плода правды древо жизни прозябает: отъемлются же безвременно душы беззаконных. Плод правды – совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни. Безвременны не по возрасту, а по действиям, те, которые не приносят зрелого плода, не часто это бывает. Почему же один достигает глубокой старости, а другой умирает в преддверии жизни? Узнаем причину и не будем оставаться в недоумении. Какая же она? Бывает противное приведенным словам, чтобы добродетель не была вынужденной. Притч. 11:31 . Аще праведный едва спасется, нечестивый же и грешный где явится? Обрати внимание на то, что жизнь длинна, много нужно твердости в жизни, много бывает напастей. Не то говорит, что после исправления ( τι μετ τ κατορθσαι 7 ). Если и это говорит, то говорит хорошо. Если рассмотреть, что Бог сделал для нас и что мы делаем, то кто будет правым перед Ним, хотя был бы чище солнца? Праведен тот, кто действует по правде; нечестив – ненавидящий Бога; грешник – худой по делам. Глава XII

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если же будете делать то же, что и прежде, то и секира не замедлит с корнем исторгнуть дерево. Для того именно она и не отнимается от корня и, лежа при нем, не посекает его, чтобы вы, с одной стороны, не предались беспечности, а с другой - убедились бы в том, что еще можете, хотя и в краткое время, спастись, если покаетесь. Таким образом, он всячески умножает их страх, чтобы пробудить их и привести к покаянию. Действительно, отпасть от предков, видеть других на своем месте, быть при дверях опасности и подвергнуться неизбежному злу, что он означает чрез корень и секиру, - все это достаточно к тому, чтобы и самых беспечных людей возбудить и соделать деятельнейшими. На то же самое и Павел указывая, говорит: слово сокращено сотворит Господь на всей земли. Но не бойся; или лучше бойся, но не отчаивайся! Ты еще можешь надеяться на перемену; приговор еще не произнесен, и секира еще не начинает посекать (что в самом деле препятствовало бы ей посекать, когда она уже при корени?), а лежит для того, чтобы внушаемым страхом исправить тебя и сделать способным приносить плоды. Для того-то он и присоединяет: всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо. Сказав: всяко, этим он опять истребляет всякую надежду на благородство предков. Будь, говорит он, потомок самого Авраама, имей своими сродниками бесчисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то понесешь лишь двойное наказание. Этими словами он устрашает и мытарей, потрясает и сердца воинов; впрочем не повергает их в отчаяние, а только отводит от всякой беспечности. Слова его, внушая страх, предлагают и великое утешение, потому что выражение: еже плода добра не творит - показывает, что древо, приносящее плод, свободно от всякого наказания.       4. Но скажут: как мы можем принести плод, когда нам угрожают посечением, когда остается уже так мало времени и конец уже приближается? Можешь, отвечает он, потому что от тебя не требуется плода такого, какой приносит дерево. Плод древесный требует и много времени, и зависит от перемен погоды, и многого также требует попечения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, обратимся к спасительному древу креста. Это древо уничтожило все несчастия, какие ввело то древо; а вернее сказать, несчастия ввело не то древо, но человек, – он произвел все бедствия, которые после совершенно уничтожил Христос, даровав гораздо большие оных блага. Поэтому самому Павел говорит: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать ( Рим.5:20 ), то есть, дар больше греха. Поэтому он опять говорит: не якоже прегрешение , тако и дар ( Рим.5:15 ); не столько согрешил человек, сколько даровал Бог; не так велика потеря, как велика прибыль, не так велико кораблекрушение, как велико приобретение благ более, нежели сколько зол, и – справедливо. Бедствия ввел раб, и их было меньше; и блага даровал Господь, потому и было их больше. Поэтому (Апостол) говорит: не яко же прегрешение , тако и дар. Потом представляет и самую разность: с уд (τ ρμα) бо из единого во осуждение , дар же от многих прегрешений во оправдание ( Рим.5:16 ). Слова эти несколько не ясны: так надобно присовокупить объяснение. Суд значит наказание, мука, смерть. Из единого, то есть за один грех; потому что один грех ввел такое зло, а дар уничтожил не только этот один грех, но и много других“ К целям возможного упрощения и уяснения излагаемых истин, мыслей и наставлений направлена и столько любимая Златоустом форма вопросов и ответов, по которым он хочет возвести слушателя до отчетливого восприятия и уразумения возвещаемой истины. Наконец, всякую излишнюю пытливость ума он стремится остановить призывом к смирению пред тем, что для нас недостижимо, утверждая, что для нашего назидания довольно и того малого, что дано нам знать. Эта мысль господствует в упомянутых уже словах его о непостижимом против аномеев. Но он очень часто любит повторять ее и в других беседах. Так, любомудрствуя о Промысле Божием, он дает совет; „если какого-либо происшествия не объяснит ум наш, не станем поэтому думать, будто нет Промысла о делах наших, но, постигнув отчасти Промысл Божий, непостижимое предоставим Его неизследимой премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010