18 бил. А. Исаак II Ангел. Борьба с норманнами. Восстание Асеней. Третий крестовый поход. Саладин. Союз с Венецией. Свержение Исаака. Алексей II Ангел. Столкновение с Генрихом VI. Смерть Асеня. Калоян. Итальянцы. Феодализация империи. Папа Иннокентий III. Четвертый крестовый поход. Энрико Дандоло. Царевич Алексей. Исаак II Ангел и Алексей IV. Алексей V Дука Мурзуфл. Взятие Константинополя и образование Латинской империи (150–160). B. Связь umperium и sacerdotium. Халкидонский собор и его последствия. Юстиниан. Оппозиция (Факунд Гермианский). Полемика из-за титула КП. патриарха. Монофелитство (68–72). C. Георгий Монах. Его сочинения, состав, задача, источники. Продолжения Георгия, рукописная традиция. Симеон Магистр и Логофет (99–105). 19 бил. А. Гибель Алексея V. Вмешательство Калояна. Феодор I Ласкарь. Начало Никейской империи. Иоанн III Дука Ватац и его значение. Феодор Дука Ангел и эпирский деспотат. Взятие Солуни. Начало Трапезундской империи. Борьба с Латинской империей. Иоанн Асень II. Борьба с Феодором Дукой. Союз Ватаца с Асенем. Балдуин II. Нашествие монголов и его последствия. Интриги и борьба на Балканах. Внутренние дела. Конец правления Ватаца. Михаил VIII Палеолог. Генуэзцы. Конец Латинской империи (161–170). B. Церковная политика Константина IV. Иконоборчество. Феодор Студит . Фотий (72–76). C. Лев Грамматик. Феодосий Мелитинский. Юлий Полидевк. Взаимные отношения этих трех авторов. Иоанн Скилица. Георгий Кедрин (105–112). 20 бил. А. Положение империи в момент реставрации Палеологов: латиняне, папа, генуэзцы, венецианцы. Уния. Церковная смута. Сицилийская вечерня. Ликвидация отношений к Карлу Анжуйскому и мир с венецианцами. Сербы. Андроник II. Положение патриаршей кафедры. Отношения к Генуе, Венеции. Петр Аррагонский. Испанцы в Византии. Андроник IIU. Отношения к славянам. Стефан Душан (174–180). B. Торговля и промышленность. Египет и египтяне в экономическом отношении. Сирийцы. Козьма Индикоплевст и его сочинение (77–83). C. Иоанн Ксифилин. Иоанн Зонара. Его личность, его сочинения, ценность, источники и влияние сочинения (112–116).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   Лев VI Мудрый 886—912 с Александром и потом Константином.    Константин VII Порфирородный 912—959.    Роман Лакапен 917—944.    Роман II 947—963.    Никифор II Фока 963—969.    Иоанн Цимисхий 969—975.    Василий II Порфирородный 975—1025.    Константин VIII (IX) Порфирородный 979—1028.    Роман III Аргир 1028—1034.    Михаил IV Пафлогонянин 1034—1041.    Михаил V Калафат 1041—1042.    Константин IX (X) Мономах 1042—1054.    Феодора 1054—1056.    Михаил VI Стратиотик 22—31 авг. 1056.    Исаак I Комнен 1056—1059.    Константин X (XI) Дука 1059—1064.    Евдокия 1064—1068.    Роман IV Диоген 1068—1071.    Михаил VII Дука 1071—1078.    Никифор III Ботаниат 1078—1081.    Алексий I Комнен 1081—1118.    Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118—1143.    Мануил Бомнен 1143—1180.    Алексий II Комнен 1180—1183.    Андроник 1183—1185.    Исаак II Ангел 1185—1195.    Алексий III Ангел 1195—1203.    Алексий IV 1204. Алексий V Муцуфул 1204—1261.    Крестоносцы в Царьграде 1204—1261.     В Никее    Феодор I Ласкарь 1204—1222.    Иоанн III Ватац 1222—1255.    Феодор II Ласкарь 1255—1260.    Иоанн IV Дука 1260—1261.     В Царьграде с 1264    Михаил VIII Палеолог 1261—1281.    Андроник II Палеолог 1281—1332.    Андроник III Палеолог 1332—1341.    Иоанн V Палеолог 1341—1391.    Иоанн VI Кантакузен 1341—1355.    Мануил II Палеолог 1391—1425.    Иоанн VII Палеолог 1425—1448.    Константин XI (XII) Палеолог 1448—1453. Византийские епископы и патриархи константинопольские    Сей каталог ко Деяниям св. (Август Т. I) и по греческой книге: Константинополь Византия. Т. 11.     Епископы:    Св. Андрей ап. из 12 † ок. 36 г.    Св. Стахий ап. из 70 † ок. 36—37.    Онисим † 53.    Поликарп † 70.    Плутарх † 84 или 86.    Седекий † 93 или 95.    Диоген или Диомен, † 110.    Елевферий † 123 или 127.    Филикс † 137.    Афинодор или Афиноген † ок. 141.    Евзой † 157.    Олимпий или Алипий † 171.    Пертинакс † 192.    Олимпиан † 203.    Марк I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232.    Св. Кастин или Кистин † 240.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Изложению событий у Дуки, как и у Халкоидила, предшествует обзор всемирной истории, который, соответственно популярному характеру всего сочинения, дается в форме генеалогического очерка от Адама до Палеологов. Уже во второй главе он подходит к собственной своей теме, излагая распространение господства турок до гибели Баязида (1402). Лишь после этого он обращается к собственно византийской истории, начиная ее рассказом о планах Иоанна Кантакузина . Поэтому 1341 г. можно считать собственно началом сочинения; однако Дука говорит о последующих событиях лишь в общих чертах; большей подробности его рассказ достигает лишь с началом правления Баязида (1389), так что из византийских императоров более подробно рассматриваются только три последние Палеологи: Мануил, Иоанн и Константин (1391–1453). Заканчивается история Дуки рассказом о завоевании Мухаммедом II Лесбоса в 1462 г. Сочинение это является таким образом продолжением Григоры и Кантакузина и дополнением Халкондила, Франза и Критовула. Дука, который мог сам наблюдать значительную часть изображенных им событий, не преминул собрать сведения и у очевидцев; он взял некоторые данные даже у турок. Предстоит еще исследовать, кому он следует в изложении более древней истории. Его любовь к истине находится вне сомнения, а по точности он стоит гораздо выше Халкондила 82 . К тому же рассказ Дуки отличается живостью, наглядностью и драматическим движением. В нем нет риторических украшений и тяжелых округленных периодов; привлекательно простое, хотя немного и беспомощное красноречие сердца. Прочтем, напр., описание губительного похода монголов под предводительством Тамерлана: «Направляясь от города к городу, они оставляли землю такой пустынной, что нельзя было услышать более ни лая собаки, ни крика домашней птицы, ни писка ребенка. Как рыбак тащит из глубины к земле свою сеть и вместе с нею все, что попадется; будут ли то крупные рыбы или малые, или даже совсем жалкие рыбки и крабы, так и они опустошили Азию» и т.д. 83 Очень важно и полно захватывающего интереса описание завоевания Константинополя 84 . Дука бросает тяжкие упреки непримиримым врагам унии, которые даже в минуту величайшей опасности не хотели слышать о помощи Запада и держались мнения, что лучше попасть в руки турок, чем в руки франков. Несмотря на это, он строго православен, и наиболее сильное негодование охватывает его при рассказе об осквернении турками священных сосудов и изображений. Впечатление свежести рассказа повышается постоянным отражением в нем переживаний и личности автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Почувствовав слабость Византии, на нее со всех сторон обрушились воинственные соседи. В 1064 г. Дунай перешла шестисоттысячная орда узов, разоряя Эпир, Македонию и Элладу. Василевс долго колебался, стоит ли тратиться на посылку войск (!), в то время как захватчики опустошали ромейские земли. Направленная на них после долгих проволочек армия под командованием Василия Апокапа и Никифора Вотаниата не смогла сдержать напора такой массы. Византийские владения в Европе очутились в критическом положении, но за год силы узов подорвала эпидемия, а их остатки греки уничтожили в союзе с болгарами и печенегами. Вскоре венгры заняли Белград, а на Востоке турецкий султан Алп- Арслан в союзе с грузинами напал на Армению. 16 июня 1064 г. сдалась ее столица, крепость Ани. В последние годы царствования Дуки натиск внешних врагов усилился повсеместно. Противостоять захватчикам – норманнам, туркам, венграм – василевс оказался неспособен, территория империи сократилась. Константин X Дука скончался в столице 23 мая 1067 г. При Константине X Дуке наемная гвардия начала пополняться за счет массового притока англосаксов, бежавших от норманнского владычества из Англии после битвы при Гастингсе. Русско-варяжская этерия становилась, по словам греков, «франкской». Евдокия Макремволитиса, Роман IV Диоген Евдокия Макремволитиса (ок.1028 – ок.1096, императрица-регентша в 1067 и 1071) После смерти Константина X власть перешла к его сыновьям – Михаилу, Константину и Андронику, регентство при которых Дука поручил их матери Евдокии, дочери видного царедворца времен Михаила IV, Макремволита, и племяннице (по матери) патриарха Кирулария. Пселл охарактеризовал ее как правительницу искушенную и опытную. Дети-василевсы ее боялись. Сама Евдокия не хотела «умирать на троне» и мечтала оставить двор, когда вырастут сыновья. Первое время властью вместе с императрицей распоряжались два талантливых интригана – Пселл и кесарь Иоанн Дука, брат покойного василевса. 31 декабря 1067 г. Евдокия, при поддержке патриарха Иоанна Ксифилина, отдала свою руку и престол Роману Диогену. После исчезновения Романа IV в августе 1071 г. она вновь обрела номинальное регентство. В сентябре того же года Макремволитиса отказалась признать низложение Диогена и предпочла уйти в монастырь, где четверть века прожила, предаваясь ученым занятиям (труды ее не сохранились). Роман IV Диоген

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин VII Порфирогенит («Багрянородный») (сын Льва VI) (913–959, соправитель с 908) Зоя I Карвонопсина («Черноокая») (жена Льва VI) (914–919) Роман I Лакапин (тесть Константина VII) (920–945, кесарь в 919) Христофор (сын Романа I) (921–931) Стефан (сын Романа I) (924–945) Константин (сын Романа I) (924–945) Роман II (сын Константина VII) (959–963, соправитель с 945) Феофано (жена Романа II) (март-август 963) Никифор II Фока (узурпатор) (963–969) Иоанн I Цимисхий (узурпатор) (969–976) Василий II Булгароктон («Болгаробойца») (сын Романа II) (963–1025, соправитель с 960) Константин VIII (брат Василия II) (963–1028, соправитель с 962) Роман III Аргир (муж Зои, дочери Константина VIII) (1028–1034) Михаил IV Пафлагон («Пафлагонянин») (второй муж Зои) (1034–1041) Михаил V Калафат («Конопатчик») (сын сестры Михаила IV) (1041–1042) Зоя II и Феодора Порфирогениты (дочери Константина VIII) (1042) Константин IX Мономах (третий муж Зои) (1042–1055) Феодора Порфирогенита (вновь) (1055–1056, соправительница с 1042) Михаил VI Стратиотик («Старик») (1056–1057) Исаак I Комнин (узурпатор) (1057–1059) Династия Дук Константин X Дука (1059–1067) Евдокия Макремволитиса (вдова Константина Х) (1067/1068 и 1071) Роман IV Диоген (второй супруг Евдокии) (1068–1071) Михаил VII Дука Парапинак («За пинакий») (сын Евдокии и Константина Х) (1071–1078, соправитель с 1060) Никифор III Вотаниат (узурпатор) (1078–1081) Династия Комнинов Алексей I Комнин (племянник Исаака I) (1081–1118) Иоанн II Калоян («Прекрасный») Комнин (сын Алексея I) (1118–1143) Мануил I Комнин (сын Uoahha II ) (1143–1180) Алексей II Комнин (сын Мануила I) (1180–1183) Андроник I Комнин (двоюродный брат Мануила I, узурпатор) (1183–1185) Династия Ангелов Исаак II Ангел (узурпатор) (1185–1195, 1203–1204) Алексей III Ангел (брат Исаака II, узурпатор) (1195–1203) Алексей IV Ангел (сын Исаака II) (1203–1204) Алексей V Дука Мурзуфл («Насупленный») (узурпатор) (1204) Императоры Латинской империи в Константинополе Фламандский дом Балдуин I Фландрский (1204–1205, умер в 1206?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Мы можем только добавить, что к задунайским народам принадлежали и те Сарматы (Готы), которые жили при Мэотийском озере со своим князем Равсимодом или Русимундом (αυσμοδος); о гибели его рассказывает Зосим (II 21 sq. р. 77 ed. Mendelssohn). Все это объясняет нам, на каких основаниях могла образоваться легенда о посылке даров или регалий от Константина Великого русскому князю. Влияние византийской учености тут, несомненно, хотя в XIV веке русская и византийская редакции разошлись в подробностях. Наш документ показывает, что в той или другой Форме предание существовало уже в XI веке 52 . Что Михаил Дука производил начало своего государства или своей государственной власти от Константина Равноапостольного, это совершенно понятно. Он имел на это право и как византийский император вообще, и как Дука в частности. Дуки производили себя, как мы это узнаем от Никифора Вриенния (р. 13), от одной древней римской Фамилии, переселившейся из старого Рима в новый; современный Константину Великому представитель этой Фамилии был его родным племянником, происходил от одной крови, и первый получил от своего дяди сан и должность Константинопольского дука (герцога, князя, τν το δους Κωνσταντινουπλεως ξαν). И генеалогия, и тем более звание, совсем никогда не существовавшее (были эпархи Константинополя, но не дуки), имеют такой же легендарный, мифический характер, как и придворное значение русского князя при дворе Константина Великого ; но дело не в исторической подлинности Факта, а в воззрениях, убеждениях и теориях позднейшей учености или политики. Эти теории и воззрения были таковы, что ученый Пселл имел полное право вложить в уста своего питомца слова, указывающие на одно начало и корень власти русского князя и византийского императора. II. К истории 976–986 годов 53 . (Из Ал-Мекина и Иоанна Геометра) Летом 975 года, когда Иоанн Цимисхий, прославленный победоносною борьбою с князем Святославом русским, возвращался из похода в Сирию, ознаменованного также блистательными успехами, умы его подданных смущены были необычайным явлением на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В X-XI вв. в окрестностях В. вел отшельническую жизнь прп. Антоний Новый Веррийский , к-рый считается небесным покровителем города. Впосл. на месте пещеры, где он подвизался, возник скит Иоанна Предтечи, называемый также Веррийским, т. к. его история неразрывно связана с историей города. В кон. XI - нач. XII в. была образована особая Веррийская фема. С 1107 г. дукой В. был Константин Комнин, племянник имп. Алексея I (Ep. 123 - Gautier. P. 563). В письме к нему Феофилакт , архиеп. Охридский, называет Веррийскую кафедру «одной из прекрасных болгарских Церквей», но говорит о ее экономическом упадке (Ер. 16). Во 2-й пол. XII в. В. вновь была присоединена к Фессалоникийской митрополии К-польского Патриархата. Исследователи затрудняются определить, взятие какого из одноименных городов - В. Македонской или В. Фракийской - было осуществлено в 1186/87 г. братьями Петром и Иоанном Асенями ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 27). После захвата К-поля крестоносцами и распада Византийской империи в 1204 г. В. была включена Бонифацием Монферратским в состав лат. Фессалоникийского королевства, в В. служил католич. епископ. В 1205 г. город был захвачен болг. царем Калояном. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука присоединил В. к своим владениям и она снова временно оказалась в составе Охридской архиепископии. К этому периоду относится роспись кафедрального храма Старой Митрополии. В 1246 г. В. завоевал никейский имп. Иоанн III Дука Ватац , в 1257 г.- эпирский деспот Михаил II Дука Комнин, в 1259 г.- буд. визант. имп. Михаил VIII Палеолог, и, т. о., она вошла в состав восстановленной Византийской империи (1261). При Михаиле VIII Палеологе В. была возведена в ранг архиепископии (после 1261), а с 1300 г.- митрополии. В кон. XIII в. Веррийскую кафедру занимал деятельный иерарх Антоний Малакис. На Влахернском Соборе 1285 г. он выступил с осуждением бывш. К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и сторонников унии. Антоний Малакис известен также как заказчик иллюминованных рукописей (напр., Евангелие Athen. Ben. Vitr. 32 и Gött. Theol. 28).

http://pravenc.ru/text/158188.html

на ее месте был устроен скит прп. Харитона, находящийся в ведении Духовной миссии РПЦЗ. Монастырь Искушения на горе Искушения Монастырь Искушения на горе Искушения Ок. 340 г. прп. Харитон основал Л. Дука (Δουκ) на горе Искушения на сев.-зап. окраине Иерихона (в наст. время территория Палестинской автономии). О Л. Дука говорится в «Лавсаике» Палладия , еп. Еленопольского, как о пристанище монаха Елпидия (кон. IV в.), имя последнего встречается и в Житии прп. Харитона, к-рое в данном случае может находиться в зависимости от «Лавсаика» ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 48; Cyr. Scyth. Vita Charit. 21). Елпидия будто бы называли Δοξ (от лат. dux - «вождь, военачальник»), т. к. он принял на себя должность руководителя Л. при защите ее от нападений иудеев из соседнего селения. Более вероятно, что название Л. происходит от крепости Док, упоминаемой в 1 Макк 16. 15, руины к-рой находились на той же горе, что и мон-рь. Елпидий руководил Л. после того, как прп. Харитон покинул ее. С именем Елпидия Дука название Л. связывалось вплоть до VI в. ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 154). Мон-рь многократно разрушался и восстанавливался. Во время персид. нашествия 614 г. монахи покинули Л. В VIII в. в ее пещерах нек-рое время жил прп. Стефан Савваит Старший († 794). В последний раз мон-рь был восстановлен в кон. XIX в. при содействии Российской империи. В наст. время на месте Л. находится Искушения монастырь (Сорокадневный монастырь) . Спустя неск. лет после основания Фаранской Л. прп. Харитон покинул ее и удалился в окрестности Иерихона, где между 345 и 350 гг. основал на склоне высокой горы Л. Сука (др. название - Старая Л., Παλαι λαρα). Она находилась в 1,5 км от совр. поселка Текоа, в долине Нахаль-Текоа (араб. Вади-Хурайтун). Основой Л. стала «нависающая» пещера прп. Харитона, о к-рой упоминает его Житие ( Cyr. Scyth. Vita Charit. 24). Она располагалась на зап. склоне Эль-Фурейдиса, искусственной горы, где был похоронен Ирод Великий . Прп. Иоанн Кассиан Римлянин упоминает мон-рь, насельники к-рого были уничтожены «толпою сарацинских разбойников» в районе Текоа, имея в виду Старую Л.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

На Петербургской стороне доселе уцелело название Зелейной улицы. 27 Эта битва – если не ошибаюсь – 8-го апреля нигде так подробно не описана, как в нашей Повести. Сравн. Леонарда Хиос., стр. 117. Францы, стр. 238 – 239. 28 Во святую м великую церковь . Имя великой церкви придавалось постоянно Софийскому храму. «В великой церкви (ν τ μεγλ κκλησ) совершилось соглашение унии». Дука, стр. 263. «И храм, который создан к посвящен был во имя Премудрости Слова Божия, великая церковь (μεγλη κκλησα), новый Сион, ныне преобразился в жертвенник варваровым»... Дука, стр. 299. Великою церковью называет храм св. Софии и Стефан Новгородец (Сказ. Русск. нар. VIII. 51). 29 На седьмой день: по моему расчету, это приходится 15 апреля. Франца,239. Гаммер, 402 – 403. В этом месте, как и в других, употреблено в Повести слово магистры, без сомнения в смысле magistri militum, в таком же, как стратиги, или подобном. В таком смысле есть это слово и у Леонарда Хиосского (118): magistros arcessiri jussit. 30 Морея названа в Повести Амория, Генуя – Зеновия, Албанцы – Арбанаси. Особенно любопытно второе имя: в нем з вместо г по северному Итальянскому выговору: Z’enova вместо Genova. – Арбанасами называют Албанцев и теперь Сербы и Болгары: в наших старинных памятниках это название довольно обыкновенно. – Сравн. у Халкокондила стр. 374 и 407, у Францы стр. 383. 31 Катарга – галера: κτεργον, κτεργα. Леунклавий, объясняя это слово, говорит: Caterga, tam Turcis, quam Graecis hodiernis sunt triremes et galeae, qua ipsa etiam voce nunc Graeci utuntur, γαλας, nominantes, quae mqjoribus ipsoram quondam τριρας erant (Hist. Musulm. 1591. стр. 878; сравн. стр. 551, где Л. объясняет Catergo-liman, quasi κατργων λιμν, galeorum ас triremium portus). В Страннике Степана Новгородца читаем: «ту (в гавани) держат корабли катархи до 300; имеют же катархи весел 200, а иные 300 весел» (Сказ. Русск» нар. VIII.53). 32 Гевуэзский военачальник Иоанн Юстиниан (Johannes Longus ex genie Justiniana: Дука, 266. Johannes Longus Januensis, de Justiarorum prosapia: Леонард, 117–118) назван в ПовЪсти Зустуней=Зостуней; з вместо g по такому же требованию выговора, как и в слове Зеновия: Z’ustiniani вместо Giustiniani.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–716. Лев III Хазар 716–741. Константин V (VI) Копроним 741–775. Лев IV Хазар 775–780. Константин VI (VII) Порфирородный 780–797. Ирина 797–802. Никифорх I 802–811. Ставракий 2 мес. и 6 дней. Михаил I Рангав 811– 813. Лев V Армянин 813–820. Михаил II Косноязычный 820–829. Феофил 829–842. Св. Феодора 842–855. Михаил III Пьяный 855–867. Василий I Македонянин 867–886. Лев VI Мудрый 886–911. Александр 886–912. Константин VII (VIII) Порфирородный 912–959. Роман I Лакапен 919–944 (945). Роман II 957–963. Никифор II Фока 968–969. Иоанн Цимисхий 969–976. Василий II Порфирородный 976–1025. Константин VIII (IX) Порфирородный 979–1028. Роман III Аргир 1028–1034. Михаил IV Пафлагонянин 1034–1041. Михаил V Калафат 1041–1042. Константин IX (X) Мономах 1042–1054. Феодора 1054–1056. Михаил VI Стратиотик 1056–1057. Исаак I Комнен 1057–1059. Константин X (XI) Дука 1059–1067. Евдокия 1067–1068. Роман IV Диоген 1068–1071. Михаил VII Дука 1071–1078. Никифор III Ботаниат 1078–1081. Алексий I Комнен 1081–1118. Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118–1143. Мануил Комнен 1143–1180. Алексий II Комнен 1180–1183. Андроник 1183–1185. Исаак II Ангел 1185–1195. Алексий III Ангел 1195–1203. Алексий IV и (вторично) его отец Исаак II 1203–1204 Алексий V Муцуфул 1204 Крестоносцы в Царьграде 1204–1261. В Никее Феодор I Ласкарь 1204–1222. Иоанн III Ватац 1222–1254. Феодор II Ласкарь 1254–1254. Иоанн IV Ласкарь 1258–1259. Михаил VIII Палеолог 1259–1261. В Царьграде с 1261 г. Михаил VIII Палеолог 1261–1282. Андроник II Палеолог 1282–1328. Андроник III Палеолог 1328–1341. Иоанн V Палеолог 1341–1376. Иоанн VI Кантакузен 1341–1355. Матвей Кантакузен 1355–1357. Андроник IV Палеолог 1376–1379. Иоанн V Палеолог (вторично) 1379–1391. Мануил II Палеолог 1391–1425. Иоанн VII Палеолог 1425–1448. Константин XI (XII) Палеолог 1448–1453. Б. Константинопольские патриархи Епископы: Св. Андрей ап. из 12 † ок. 37 г. Св. Стахий ап. из 70 † ок. 38–54. Онисим † 51–68. Поликарп † 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010