К VIII веку на место Рима и Персии пришли Византия и Арабский халифат. Конечно, любые перемены в положении или отношениях с могущественными соседями всегда означали для Закавказья вторжение, захват или хуже того – разорение. События, происходившие в Константинополе и Багдаде в XI веке, как мы видели, привели к разделению армянских земель и другим существенным переменам. Поскольку на юге Закавказье было открыто к Месопотамии, Малой Азии и Сирии, к концу столетия оно фактически превратилось в торный путь, по которому тюркские кочевники впервые вошли в восточно–средиземноморский бассейн. Миссионерская деятельность в Грузии и последующая христианизация страны на протяжении IV века, вне всякого сомнения, были событиями чрезвычайной важности. Со стороны грузинского народа принятие христианства было целенаправленным и, безусловно, сознательным отказом от персидского зороастризма. Впоследствии этот шаг будет означать и отказ от ислама. Конечно, эти две соперничающие и враждебно настроенные религии не могли окончательно смириться с установлением христианства в Закавказье. В культурном отношении христианизация также имела серьезные последствия, и потому ее значение исключительно велико 272 . Правда, связи Грузии с Ираном и исламским миром не были полностью разорваны. Иран, конечно, оказывал более сильное влияние на Восточную Грузию (древнюю Иверию), в отличие от Западной Грузии, больше ориентированной на Черноморье и Византийскую империю. Однако в целом грузинская культура была связана в первую очередь со средиземноморским миром, в частности с православным христианством. И главной ее характеристикой было уклонение от арабского мира и исламской цивилизации. Грузия также поддерживала тесные связи с Византией, которые нередко формально скреплялись династическими браками. Кроме того, как уже отмечалось, правящая элита Византии не была этнически однородной, и многие аристократы грузинского происхождения занимали высокие посты в византийской армии. Наиболее известным из них, пожалуй, был имперский дука Григорий Пакуриан, позднее, при Алексии I, ставший великим доместиком Запада, однако были и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Книга 6 (1166 г.) 1014 (Вновь разгорелась византино-венгерская война. Лев Ватац наносит венграм удары со стороны Причерноморья.) [Василевс] же, стремясь нанести и второй удар [по противникам] 1015 , вновь послал против них войско, приказав откуда-нибудь сверху обрушиться на гуннов, живущих у тавроскифской страны 1016 . Командовали этой армией Андроник Лапард, Никифор Петралифа и многие другие. Во главе же был Иоанн Дука, о котором я уже часто упоминал. Пройдя долгий и тяжелый путь и миновав совершенно не заселенные земли, они вскоре вторгаются в гуннскую страну 1017 ; часто встречая многолюдные деревни, захватывали богатую добычу; многих перебили, а еще больше взяли в плен. (Посредничество австрийского герцога Генриха в примирительных переговорах в Сердике между Мануилом I и Фридрихом I Барбароссой.) Эррик 1018 , возвращаясь домой 1019 , когда оказался в Пеонии 1020 , склонил Стефана 1021 , прогнавшего тавроскифянку 1022 , жениться на своей дочери-девице 1023 . Так и случилось. (Венгры вновь намерены отвоевать Сербию.) (1167 г.) (Попытка антиимператорского заговора Алексея Аксуха.) Отряд скифов 1024 , находившихся у ромеев в качестве союзного [войска] 1025 , сначала был весьма обеспокоен по поводу жалованья; затем удалось договориться. Но протостратор 1026 в частном разговоре деньгами склонил сделать вид, что они возвращаются к себе домой, а с наступлением полночи беззвучно напасть на палатку василевса и приступить к делу. Это решение и было принято. Но какой-то мальчик из его прислужников в палатке, когда узнал о заговоре, поспешил к евнуху Фоме 1027 , который тогда был самым преданным василевсу 1028 человеком, и сообщил ему о замысле. Тот же передал все василевсу, а затем представил и мальчика. Василевс не хотел поверить сказанному, пока утром скифы без всякой причины не начали уходить. Их он смог удержать обещаниями, а за Алексеем отправил, чтобы его схватили, и скоро несчастный оказался в тюрьме. (Суд над Алексеем Аксухом с последующим его пострижением в монахи.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вильгельм I собрал большие силы и решился принять личное участие в войне. Прямой целью было подать помощь осажденному в Бриндизи гарнизону. Византийский вождь Иоанн Дука, ввиду надвигавшихся врагов, просил у Мануила подкреплений, но, прежде чем они были получены, ход событий стал складываться неблагоприятно для греков. Прежде всего союзники утратили к ним доверие и стали отделяться от них, так граф Лорителло ушел из лагеря, так изменили наемные отряды из Анконы; равно ушел наемный норманнский отряд. Ввиду этих обстоятельств, которые показали недостаточность принятых к обеспечению достигнутых успехов мер и в которых нельзя не видеть весьма обычных черт высокомерия и презрения греков ко всем не говорящим на их языке, быстро утрачены были так легко доставшиеся успехи. Вильгельм нанес грекам у Бриндизи жестокое поражение и взял в плен обоих вождей, и Дуку и Алексея Вриенния-Комнина, прибывшего с целью подкрепить первого. Это был непоправимый удар, о котором так рассуждает современный событиям историк 150 : «До такого конца довела прежнюю славу нерешительность Комнина и Дуки. Так-то нынешние военные люди, одни, совсем не понимая военного искусства, портят дела, другие, хотя, может быть, и знают его немного, но ошибаются в общем. Военное искусство есть в известном смысле техника, и тому, кто им занимается, нужно быть многосторонним и способным к приспособляемости, чтобы в нужное время применяться к ее разнообразным видам. Можно иногда и бежать без всякого стыда, если позволяют условия времени, но в другом случае нещадно преследовать, все по ходу дела. Где же успех зависит больше от умного плана, чем от физической силы, там не нужно всем подвергаться опасности. Ибо если многими и различными путями можно приходить к победе как заключительной цели, то безразлично, какой путь кто изберет к этой цели» 151 . Это философское воззрение Киннама на исход всего предприятия мало выясняет существо дела. Другой историк говорит 152 , что на подкупы и на наем охотников была израсходована громадная сумма в 300 кентинариев золота, или больше 10 миллионов рублей. Несомненно, все предприятие было построено на песке и не было подготовлено ни прочной военной системой укреплений, ни симпатиями в населении.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

К числу нравственных особенностей греков нужно еще отнести крайнее легковерие, преданность всевозможного рода суевериям и предрассудкам 102 . Народ верил в какую-то Гиллу, отвратительную старуху, с огненными глазами, железными руками, с головы до пяток покрытую шерстью на подобие шерсти верблюда, старуху, которая губит новорожденных детей, вселяясь в них и поглощая высасываемое ими молоко, истребляет также скот, отравляя воду источников, из которых скот пьет и т. д. Верил далее народ в каких-то бабуцикариев, ночных демонов, которые являются людям в ночь на Рождество Христово и Крещение. Верил он в действительность и непогрешимость разных примет: были приметы, предсказывавшие зачатие и рождение ребенка 103 , равно и его судьбу, были общепризнанные приметы насчет удачного или неудачного исхода того или другого предприятия, находили и во внешнем облике человека приметы, свидетельствовавшие о его внутренних качествах. Если напр. греку, запрягавшему лошадей, попадался на глаза монах, то это всегда было дурной приметой, и все знали, что тут остается одно средство спасения – распрячь лошадей и остаться дома 104 . Если у кого была длинная, раздвояющаяся, остроконечная борода, то это было плохой рекомендацией нравственных качеств, и раз был даже случай, что почтенный старец (Иоанн Дука, выступивший претендентом на престол, не был избран народом потому, что он имел несчастье обладать «длинной бородой, разделяющейся на две половины и оканчивающейся острием» 105 . Было бы ошибкой предполагать, что лишь простой темный народ верил всему этому. Нет, и высший класс, и люди по тому времени образованные разделяли если не все, то многие предубеждения черни. И образованный человек, подобно необразованному, всюду искал примет и, разумеется, везде их находил, так что вследствие этого приметы разнообразились до бесконечности: не только случаи и обстоятельства действительной жизни, но даже продукты воображения серьезнейшим образом принимались за приметы. Однажды в царствование Андроника Палеолога Ст., в глубокую полночь, когда царская лейб-гвардия хотела уже идти спать, раздалось около дворца сильное лошадиное ржанье, всех заинтересовавшее, потому что ни одной лошади ни во дворце, ни около ворот в это время не было, Между тем ржание повторилось сильнее прежнего, дошло до ушей царя, и тот приказал узнать, откуда оно происходить в такую позднюю пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Нет причины не доверять словам Никиты Акомината, который обвиняет в недальновидности и обычной небрежности тогдашнего логофета дрома (Иоанн Дука) и Андроника Кантакузина, на ответственности которых лежало провести крестоносное ополчение. Взаимное недоверие и подозрения питались не только тем, что крестоносцы не получали иногда подвоза припасов, но и слухами, что опаснейшая клисура (Sancii Bacil, или Траяновы Ворота), ведущая через Балканские горы на Софию к Филиппополю, занята вооруженным отрядом. Конечно, нельзя не видеть нарушения Нюренбергского договора в тех мерах, какие принимало византийское правительство, чтобы задержать движение крестоносцев, порча дорог, запор клисур и снаряжение наблюдательного отряда; но оно старалось объяснить свои предосторожности и выражало открытое неудовольствие сношениями Фридриха с возмутившимися сербами и болгарами. Так, когда еще крестоносцы были около Ниша, к ним явился Алексей Гид, который высказал строгое порицание губернатору Браничева и обещал все устроить по желанию Фридриха, если только сам он запретит войскам грабить окрестные селения, прибавляя, что германцы не должны иметь никаких подозрений относительно вооруженного отряда, стерегущего клисуры, ибо это – мера предосторожности против жупана Сербии. Когда крестоносцы подвигались к главнейшей клисуре, ведущей в филиппопольскую равнину, трудности путешествия увеличивались для них более и более. Мелкие отряды беспокоили их неожиданными нападениями в опаснейших местах, вследствие чего крестоносное ополчение шло медленно и в боевом порядке. Германское посольство, отправленное в Константинополь, по слухам, принято было недостойнейшим образом. Чем ближе крестоносцы подходили к Македонии, тем сильнее росло неудовольствие их против греков. Полтора месяца шли они от Браничева до Софии (Средец); как натянуты были отношения между греками и германцами, можно судить из того, что когда последние 13 августа достигли Софии, то нашли город оставленным жителями; само собой разумеется, здесь не было ни византийских чиновников, ни обещанных припасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

2886 Император Константин Дука своей новеллой гарантировал лишь интересы казны от злоупотреблений правом предпочтения, когда и имущество мужа выдаваемо было за женино приданое; он постановил, что голословное заявление не должно иметь силы и что только то имущество, которое поименовано в брачном контракте, считается приданым. См.: Zachar., III, 326. 2889 Хониат, рус., 369. Кроме доморощенных искусников, жадные до зрелиш византийцы временами имели удовольствие видеть и заезжих. Особенно тщательно описывается у историка случай при Андронике Палеологе Старшем. В это время пришли в Византию 20 человек акробатов, выходцев из Египта, и показали чудеса ловкости: исполняли разнообразные упражнения на туго натянутом канате на несущейся вскачь лошади, выделывали всевозможные фокусы. Как смелы и рискованны были их экзерсисы, видно из того, что из Египта вышло этих фокусников 40 человек, из них половина расшиблись до смерти в разных местах по дороге, где они показывали свое искусство; из 20 прибывших в Византию не все кончили благополучно, – некоторые оборвались с каната и на глазах византийской публики расшиблись до смерти. См.: Григора, рус., 343–345. 2891 Так, на одном из представлений Феодора и Евпрепия (свояченица и сестра императора Константина Мономаха) высказали неудовольствие по поводу пощады императором злоумышленника, посягавшего на его жизнь, и тот после того был отправлен в ссылку. См.: Psell., IV, 176. 2892 Эта игра, как и ристалища, была очень любима при дворе Оммайядов в Дамаске и называлась saulagan. См.: Goeje. Fragmenta historicorum arabicorum, I, 114; Cremer, I, 142. 2893 Ducange. Histoire de St. Louis par Joinville, diss. 8: de 1’exercise de la Chicane et du jeu de paume a Cheval//Glossar. med. et inf. graec. sub. v. Tchukanisterion. 2894 Известно, что Мануил I едва не был убит при падении с лошади во время цукана, а в XIII в. Иоанн I Акзух (Трапезунтский) умер от ушиба, полученного при падении. 2895 Когда у одного из любимцев Константина Мономаха такая лошадь, пропавшая было, нашлась, он в порыве радости не постеснялся ночью разбудить императора, чтобы сообщить ему приятное известие. См.: Psell., IV, 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

2947 . К числу нравственных особенностей греков нужно еще отнести крайнее легковерие, преданность всевозможного рода суевериям и предрассудкам, 2948 Народ верил в какую-то Гиллу, отвратительную старуху с огненными глазами, железными руками, с головы до пяток покрытую шерстью наподобие шерсти верблюда, старуху, которая губит новорожденных детей, вселяясь в них и поглощая высасываемое ими молоко, истребляет также скот, отравляя воду источников, из которых скот пьет, и т. д. Верил, далее, народ в каких-то бабуцикариев, ночных демонов, которые являются людям в ночь на Рождество Христово и Крещение. Верил он в действительность и непогрешимость разных примет: были приметы, предуказывавшие зачатие и рождение ребенка,6 равно и его судьбу, были общепризнанные приметы насчет удачного или неудачного исхода того или другого предприятия, находили и во внешнем облике человека приметы, свидетельствовавшие о его внутренних качествах. Если, например, греку, запрягавшему лошадей, попадался на глаза монах, то это всегда было дурной приметой, и все знали, что тут остается одно средство спасения – распрячь лошадей и остаться дома.1 Если у кого была длинная, раздвояющаяся, остроконечная борода, то это было плохой рекомендацией нравственных качеств, и раз даже был случай, что почтенный старец (Иоанн Дука), выступивший претендентом на престол, не был избран народом потому, что он имел несчастье обладать «длинной бородой, разделяющейся на две половины и оканчивающейся острием».2 Было бы ошибкой предполагать, что лишь простой темный народ верил всему этому. Нет, и высший класс, и люди по тому времени образованные разделяли если не все, то многие предубеждения черни. И образованный человек, подобно необразованному, всюду искал примет и, разумеется, везде их находил, так что вследствие этого приметы разнообразились до бесконечности: не только случаи и обстоятельства действительной жизни, но даже продукты воображения серьезнейшим образом принимались за приметы. Однажды в царствование Андроника Палеолога Старшего, в глубокую полночь, когда царская лейб-гвардия хотела уже идти спать, раздалось около дворца сильное лошадиной ржанье, всех заинтересовавшее, потому что ни одной лошади ни во дворце, ни около ворот в это время не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Но как скоро показались и задние отряды римлян, почти все всадники их бросились бежать и еще на бегу и в больших попыхах кричали остальным гражданам, что римское войско скоро будет здесь и что из пеших весьма многие попали в плен. Встревоженные этим, граждане положили, сколько возможно в настоящих обстоятельствах, защищаться от неприятелей. Итак, они вывели больше двухсот всадников и больше тысячи пеших, за которыми следовало бесчисленное множество пращников, и поставили их перед городом. Между тем наступил уже день, и  Дука, встав, большую половину своих воинов удержал при себе, а прочих выслал на фуражировку в окрестности. Таким образом, он подступил к городу, разделив свое войско надвое, впрочем, не вдруг сразился с монополитами, но сперва показывал вид, будто обозревает стены, и ходил вокруг тихим шагом, как бы рассматривая город по частям; потом, не сказав никому ни слова, приказал следовать за собой тридцати воинам и идти в самую середину неприятелей. Изумленные такой нечаянностью, монополиты обратились в бегство; а он не прежде перестал преследовать их, как добежав за уходящими до городских ворот, так что одного из них поразил копьем и поверг на землю в самых воротах и затем, взяв в плен остальных, удалился оттуда. Тоже и другая часть войска, обойдя довольно окрестностей, возвратилась с большой добычей и вместе с Дукой пошла в Бар. Между тем как это происходило, к римским военачальникам пришли послы от римского архиерея 146 , которого латиняне обыкновенно зовут папою. Целью сего посольства было просить обоих или одного из военачальников прибыть в Рим для совещания с архиереем о важных делах, потому что архиерей, говорили они, собрав весьма много войск, готов вступить в союз с римлянами. Но римские военачальники письменно отказались от этого и отправили к архиерею бывшего тогда с ними одного из царских писцов, Василаки, дав ему золото, чтобы он нанял там и привел всадников, а сами начали готовиться к нападению на Монополь. Монополиты, не смея выйти против римлян, просили дать им срок, после которого, если ниоткуда не явится к ним помощь, они сдадут город без боя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он еще при жизни Рожера домогался власти над Италией и, однако, даже по смерти последнего, когда управление (Сицилией) перешло к его сыну Вильгельму, принужден был нести должность только второстепенного военачальника, а Италией управлял другой. Не вынося этой обиды, Басавила задумал отложиться и, послав нарочитых к Фридерику, обещал предать ему всю Италию и самую Сицилию. Но Фридерик в этом трудном деле обнаруживал нерешительность, и послы Басавилы возвратились от него ни с чем. На возвратном пути встретились они с Александром, который тоже, не успев ни в чем, за чем приходил к Фридерику, возвращался оттуда с Дукой. Итак, Александр и послы Басавилы вступили между собой в разговор, и первый, узнав, зачем они были у Фридерика, сказал им: «Недалеко, любезные друзья, тот, кто может ваше посольство увенчать успехом», когда же те захотели знать, кто это такой,– «римский царь»,– прибавил Александр и потом все объяснил, присовокупив, что здесь близко и Палеолог, человек принадлежащий к римскому сенату и саном севаст, что у него в руках большие суммы денег и что он прибыл сюда с целью приобрести царю Италию. Выслушав это, послы Басавилы объявили ему о настоящем случае письменно, и он захотел переговорить с римлянами в городе Песхаре 136 . Узнав о том, Палеолог без всякого отлагательства поплыл в Песхару на десяти кораблях, а передавшийся царю город Вестию 137 между тем укрепил. Получив же потом известие, что Басавила намерен вести переговоры в Вестии, поплыл назад и, здесь переговорив с ним, дав и приняв ручательства, взялся за дело 138 . Дука собрал уже войско и приступил к осаде одной сильной крепости, над которой начальствовал итальянец Прунц. Здесь во время битвы римляне, обратив в бегство врагов, вслед за бегущими ворвались внутрь стен; осажденные же сперва ушли было в акрополь, но когда римляне начали жечь строения и расхищать дома, им пришлось выйти оттуда и провозгласить своим владыкой великого царя. Таким образом крепость была взята. Потом римляне подступили к одному городу 139 , соименному с чтимым там святым Флавианом, и весь народ высыпал им навстречу, умоляя их о своих полях и уговаривая римских воинов не делать ничего не приятного, причем жители объявляли себя рабами царя и были готовы на все, чего хотелось римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Григорий Таронит 24, 334, 335, 592, 594, 601    Григорий Тарханиот 447    Гроссу Н. 502    Груссе Р. 535, 572, 579, 584    Грюмель В. 501, 502, 552, 621    Гуго, граф 353, 354, 361    Гуго, сводный брат Боэмунда 676    Гуго Вермандуа 279, 280, 286, 536, 560, 562, 563, 577    Гул 72, 164, 209    Даватин 133, 267, 334, 367    Давид, библ. 106, 180, 282, 326, 424    Дагоберт 372, 461    Даимберт 584    Далассин, см. Константин Далассин    Далассин, см. Феодор Далассин    Далассина, см. Анна Далассина    Далассины 483, 484    Дандоло 472, 498, 519    Данишменд (Мелик-Гази?) 300, 394, 573, 593 Данишменд, основатель династии Данишмен-дов 573, 576    Данишменды 570, 573, 617    Дарий, царь персидский 556    Девгенич, см. Лжедиоген    Декан 244, 245, 381    Деметраки Д.488    Деметрий, брат Баграта IV 464    Демосфен, Пеаний 18, 103, 121, 195, 239, 265, 478, 524, 552    Дженкинс Р. 42    Дивлатий 419    Дигенис Акрит 478    Дидим 263, 551    Дикур, см. Анастасий I Дикур    Диль Ш. 9, 48, 474    Димитрий, магистр 465    Димитрий, слуга Аарона 341, 342    Димитрий Полиоркет 339, 471, 596    св. Димитрий Солуньский 107, 328, 471, 589    Диоген, см. Лжедиоген    Диоген, см. Никифор Диоген    Диоген, см. Роман IV Диоген    Диодор Сицилийский 454    Дион Кассий 598    Дионис 276, 466    Дионисий Галикарнасский 41    Дистервег 504    Дитер К. 532    Додз 612    Докиан, см. Феодор Докиан    Доменико 500    Доменико Контарини 518    Доменико Сильвио 492    Доуэс Е. 47, 440, 443, 483, 499, 501, 521, 537, 542, 547, 553    Дуйчев И. 505, 533, 597    Дука, см. Андроник Дука    Дука, см. Иоанн Дука    Дука, см. Константин Дука (жених Анны Ком-ниной)    Дука, см. Константин Дука (сын императора)    Дука, см. Константин Х Дука    Дука, см. Михаил Дука    Дука, см. Михаил VII Дука    Дукак 573, 579, 580    Дукена, см. Анна Дукена    Дукена, см. Ирина Дукена    Дуки passim    Дуклянин поп 23, 537, 538    Дьони М. 507, 530, 540, 541, 543, 555, 556    Дэвид Ч. 579    Дэльгер Ф. 48, 451, 477, 480, 482, 487, 488, 496, 498, 516, 521, 526, 535, 536, 538, 544, 548, 556, 578, 583, 591, 595, 605, 609, 610, 613

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010