«Рассмотрев припровожденный Московскою духовною консисториею …проект на постройку нового храма во имя Святой Живоначальной Троицы, на Шаболовке, Строительное отделение нашло этот проект составленным правильно, и исполнение сих работ, в техническом отношении, может быть допущено, с тем только, чтобы работы были произведены с соблюдением установленных правил и под надзором техника, имеющего на это право». 20 августа 1884 года в Московской духовной консистории слушалось дело о построении на Шаболовке нового храма, и было решено: «испросить разрешение Святейшего Синода». 4 сентября дело там рассматривалось, и последовал «Указ Его Императорского Величества из Святейшего Синода Синодальному члену Иоанникию митрополиту Московскому и Коломенскому: «Святейший Синод определяет разрешить сломку старой Троицкой церкви в городе Москве, на Шаболовке, и сооружении на месте той церкви нового, во имя Святой Троицы храма по представленному проекту». На основании этого определения Московская духовная консистория 12 ноября 1884 года дала разрешение приступить к работам. 16 ноября о. Руднев сообщает Никитину, что «постройка решена…сегодня получили уже и утвержденные планы. Планы возвращены подлинные, а не копии, и возвращены без всяких поправок, с чем и поздравляю Вас. Предписано нам образовать строительную комиссию, как скоро образуется, попросим в собрание и Вас, а теперь пока потрудитесь, как можно поскорее, сделать наш план и фасад церкви для выставки на улицу и у кружки». Но Никитину не пришлось осуществлять надзор над строительством храма по его собственному проекту. 9 декабря 1884 года, в воскресенье, после литургии были избраны члены строительной комиссии, и список был направлен для утверждения в Московскую духовную консисторию. А 13 декабря Арсений Арсеньевич Глушков, избранный в строительную комиссию, попросил освободить его от обязанностей церковного старосты. Просьба была уважена, и о. Василий Руднев постарался особым образом поблагодарить своего надежного помощника, обратившись к прихожанам со следующим воззванием:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Скончался архиеп. Иннокентий в 1857 г. Митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), сын молдавского дворянина (1746-1821), получивший богословское образование в Греции, преподававший в Яссах, с 1789 г. связанный с Россией, бывший членом Св. Синода. С 1813 г. он правил новой кишиневской епархией, устроил церковное управление во вновь приобретенной Бесарабии. Царствование императора Александра III (1881-1894) Император Александр III, будучи глубоко религиозным, особенно ревновал о благе Церкви. Ближайшим его сподвижником был обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев, в молодые годы преподававший ему законоведение. В церковных и государственных вопросах они были единомышленны. Царствование благочестивого Государя ознаменовано церковными преобразованиями, о чем будет упомянуто ниже. После кончины в 1882 г. митр. Макария московскую кафедру возглавил владыка Иоанникий (Руднев). Сын бедного диакона тульской епархии, род. в 1826 г., он окончил Киевскую академию, приняв перед ее окончанием пОстриг, причем восприемником его по монашеству был подвижник иеросхимонах Парфений. Во иеродиакона рукополагал его митр. Филарет. Первые 15 лет своего служения он посвятил педагогической деятельности, будучи в течение этого времени ректором киевской и петербургской академий. Последние 35 лет жизни Иоанникий служил Церкви в должности архиерея в пяти епархиях. В отношении подчиненных и учащихся он проявлял правду и милость, любовь к истине. Испытав нужду и лишения в юные годы, владыка проявлял горячее сострадание к бедным и вообще несчастным. Будучи архиереем, в Саратове и Нижнем Новгороде, он основал братство св. Креста для распространения истинно-христианского духовного просвещения, преимущественно в низших классах населения. Братство помогало архипастырю и в обращении раскольников. Будучи экзархом Грузии (1877-82), владыка Иоанникий сумел водворить и поддерживать мир в разноплеменной и легко возбудимой пастве. В Москве им основано было Кирилло-мефодиевское братство для распространения православного образования и просвещения среди народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Алексия у дверей его келлии ежедневно можно было видеть несколько посетителей, приходивших к нему за советами, за облегчением своего горя, с просьбами за живых и умерших. Ничто не удерживало посетителей о. Алексия: ни холод, ни жар, ни дождь, ни снег; к преп. Алексию шли и летом, и зимой, и ранней весной, и поздней осенью, но более всего старец был обременяем посетителями летом, когда ничего не препятствовало путешествию в Голосеевскую пустынь. У келлии преп. Алексия можно было встретить и священников, и монахов, и мирян. К о. Алексею приходили и богатые и бедные, и знатные и не знатные, и учёные и необразованные, и заботящиеся о своём спасении и забывшие о том, как нужно угождать Богу... Но больше всего у келлии преподобного толпилась беднота, которую питал он не одним словом Божиим, но и хлебом насущным. О. Алексий всех одинаково принимал, всех старался обласкать, каждому чем-либо помочь. И действительно, он помогал страждущим людям. В келлию его люди входили расстроенные, с мрачными лицами, взволнованные, а выходили спокойными, умиротворёнными, со слезами радости на глазах. У старца Алексия искали умиротворения своей совести не одни паломники и монахи, но и архипастыри, и даже Киевские митрополиты. Так, Черниговский архиеп. Антоний вызывал о. Алексия к себе в Чернигов в апреле 1911 г. для предсмертной духовной беседы и на его руках предал дух свой Богу. Голосеевская пустынь есть ни что иное, как дача Киевских митрополитов, где они летом отдыхают от своих архипастырских трудов. В течение пребывания о. Алексия в Голосеевской пустыни на Киевской митрополичьей кафедре сменилось четыре архипастыря: Высокопреосвященные Иоанникий Руднев (1891 – 1900), Феогност Лебедев (1900 – 1903), Флавиан Городецкий (1903 – 1915) и Владимир Богоявленский (1915 – 1918). Два из них, особенно продолжительно пребывавшие на Киевской кафедре, – митр. Иоанникий и митр. Флавиан – имели о. Алексия своим духовником, а митр. Владимир несколько раз просил молитв у о. Алексия. 9. Святитель Феодосий Черниговский В 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове,– святителя Феодосия. Задолго до этого события начали собираться со всех концов православные люди в скромный доселе город Чернигов, а ко дню самого открытия святых мощей – 9-го сентября – город принял вид волнующегося человеческого моря. Прибыл в числе почётных гостей и митрополит Киевский Иоанникий. Его сопровождал о. Алексий. В то время слава о его подвижнической жизни, даре прозорливости и удивительном смирении разнеслась далеко за пределы его родного города Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашел опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа . Экзарх Грузии С 8 декабря 1877 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузии . Он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечный завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства. Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трех или четырех священников, имеющих образованную жену. По его почину было увеличено содержание воспитанников Тифлисской духовной семинарии . Известно, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28 тысяч рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования. С 1881 года - член Святейшего Синода и почетный член Казанской духовной академии . Митрополит Московский С 27 июня 1882 года - митрополит Московский и Коломенский . Митрополит Киевский С 17 ноября 1891 года - митрополит Киевский и Галицкий . С 31 января 1892 года - почетный член Московской духовной академии . С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Святейшего Синода . Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители . Погребен в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры , на Ближних пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) .

http://drevo-info.ru/articles/3082.html

В назначенный день литургия совершена местным благочинным о. протоиереем П. С. Ляпидевским в сослужении приходского священника В. Ф. Руднева и сына его священника села Ховрина В. В. Руднева. После литургии к ним присоединились священник Покровской общины И. Ф. Мансветов и Новоспасского монастыря ризничий Феодор; взяты хоругви, подняты запрестольные и местные иконы и крестный ход при колокольном звоне, сопровождаемый народом, отправился на место закладки – к подвальному этажу будущего храма. Там по церковному чиноположению совершено освящение воды и елея; после чего прочитана молитва Честному и Животворящему Кресту и он водружен руками священников в будущем алтаре на горнее место; для закладки были приготовлены два белых камня и медная доска с надписью; на одном камне было высечено углубление, на другом – осьмиконечный крест; в углублении теплилась лампада и были положены кресты, найденные в могилах при рытии фундамента; народ опустил туда несколько монет золотых, серебряных и медных; для заливки доски была приготовлена мастика. На доске изображен крест и вырезана следующая надпись: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Лета 1885, месяца маия в 19 дня при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, с разрешения Святейшего Синода, по благословению Высокопреосвященного Иоанникия митрополита Московского заложен сей храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы, сооружаемый на иждивение прихожан и посторонних благотворителей. Боже Триипостасный! Призри с высоты Святыя Твоея на место сие и благослови дело рук наших. Священник Василий Руднев. Церковный староста архитектор Михаил Иванов». О. Василий Руднев в своем обращении к прихожанам опять напоминал о трудностях предприятия и просил их верить в помощь Божию и проявлять ревность к делу: «Что чувствуют наши сердца? Вспоминая бедность, ветхость, тесноту первого храма, понятно, никто не пожалеет о нем. Что ж радоваться нам? Да, но только отчасти . Смотря на размеры положенного основания храма, рассматривая чертежи его, нельзя не чувствовать некоторого душевного удовольствия: скажу, пожалуй, нельзя не радоваться, но опять повторю – радоваться только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Для борьбы с расколом в начале 1866 года при Киновийском подворье Саратовского архиерейского дома еп. Иоанникий основал Православное церковное братство Святого Креста, пожертвовав на него значительные суммы из личных средств. 5 ноября того же года, после утверждения его устава Синодом, состоялось официальное открытие братства, а весной следующего года в Саратове и Хвалынске - открытие пунктов для публичных собеседований с раскольниками. Для содействия братству в Саратовской духовной семинарии была учреждена новая кафедра, где изучалась история раскола. В короткий срок братство получило широкую общественную поддержку и превратилось в центр духовной жизни Саратовской епархии. В 1868 году при братстве открылась бесплатная библиотека с книгами преимущественно религиозно-нравственного содержания, а также учрежден «благотворительный союз», который главной целью для себя ставил «выводить из крайней нужды трудолюбивые семейства, оказывая им временные пособия, как денежные, так съестными и другими предметами, взаимообразно или безвозвратно, а также содействовать городскому обществу в сокращении числа нищенствующих детей». В «благотворительный союз» могли вступать как члены братства, так и посторонние лица. Вскоре его филиалы были созданы не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии. Впоследствии при братстве были устроены бесплатная столовая для бедных и ремесленная школа, или «учебно-заработный дом для круглых сирот, без различия сословий, для обучения этих сирот грамоте и ремеслам». В 1868 году братство учредило в Саратове училище для подготовки наставниц в сельские школы, на содержание которого еп. Иоанникий давал от себя ежегодно 200 р. Архиерей принимал самое деятельное участие в беседах с раскольниками; по воспоминаниям очевидцев, был убедительным и в то же время терпеливым собеседником. По его мнению, главная цель дискуссий с сектантами и раскольниками состояла в том, чтобы пробудить в слушателях сомнение, вызвать беспокойство в их совести, поколебать уверенность, а не в том, чтобы переговорить иноверных собеседников или возвратить в церковь на показ одного-двух, забыв о влиянии на массы.

http://drevo-info.ru/articles/3082.html

262. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Поучения, слова и беседы на недельные дни. Выпуски 8–11. Кронштадт, 1889. – (550 с.). 263. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового Дневника. Размышления православного христианина. М., 1900. 95 с. 264. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Слова и поучения, произнесённые в Кронштадтском Андреевском соборе в 1907–1908 гг. СПб., 1908. – 103 с. 265. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Слова на высокоторжественные дни, произнесённые в разное время в Кронштадтском Андреевском соборе. Выпуски 5-й и 7-й. Кронштадт, 1888. – (182 с.). 266. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Слово по поводу совращения и ухода некоторых из лиц Православной Церкви в католичество или другое инославное исповедование веры, или пашковщину, или толстовщину и штунду. М., 1897. – 15 с. 267. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Солнце Правды. О жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа. Избранные проповеди. СПб., 1902. – 330 с. 268. Иоанн (Смирнов) , епископ. Боговоплощение. (Рождественская беседа). Полтава, 1907. – 39 с. 269. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Голос вечности. Проповеди и поучения. СПб. 1994. – 296 с. 270. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Проповеди. 1962–1984 гг. Сборник поучений о человеческом грехе и его сущности. СПб., 1992. – 246 с. 271. Иоанн (Соколов) , епископ. Беседы, поучения и речи. (На Рождество Христово, Новый год, Торжество Православия, в Страстную седмицу, на Пятидесятницу, св. кн. Владимира, Успение Божией Матери, Смоленской иконы Божией Матери и др.). Смоленск, 1876. – 242 с. 272. Иоанн (Шаховской) , архиепископ. Листья древа. Опыт православного духоведения. Нью-Йорк, 1964. – 407 с. 273. Иоанн (Шаховской) , архимандрит. Семь слов о стране Гадаринской ( Лк.8:26–39 ). Берлин, 1939. – 40 с. 274. Иоанникий (Ефремов), епископ. Поучения и речи. В 3-х выпусках. Вейнбаум, 1911. – (851 с.). 275. Иоанникий (Руднев), митрополит. Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПб., 1899. – 615 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В 1875 г. архиеп. Иоанникий (Руднев) основал при Оранской пуст. епархиальную ремесленную школу «для призрения и обучения ремеслам таких детей епархиального духовенства, которые оказались малоспособными к принятию в епархиальные духовно-учебные заведения или же по малоуспешности уволены из оных и остаются без всяких материальных средств к содержанию своему» ( Снежницкий. 1888. С. 427). Школа находилась вне монастырской ограды на принадлежащей мон-рю земле. В ней преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, нотное церковное пение, а также обучали ремеслам: сапожному, портняжному, столярному и кузнечному. Курс обучения был рассчитан на 3 года. Школа содержалась на пожертвования Нижегородских архиереев (архиеп. Иоанникий пожертвовал 3 тыс. р.), Оранская пуст. предоставляла ученикам жилье, обеспечивала одеждой, пищей и др. Также на содержание школы направлялась выручка от продажи ремесленных изделий учащихся. В 1878-1880 гг. учителем и надзирателем в школе служил буд. свящ. (прот.?) сщмч. Евгений Яковлев . 5 нояб. 1804 г. был издан «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». В 1813 г. в Н. Новгороде было открыто Благовещенское приходское училище, а в следующем году - Ильинское (предшественники церковноприходских школ). Они стали первыми уч-щами в епархии, открытыми во исполнение устава. К 1868 г. в Нижегородской губ. было 65 числившихся за духовенством начальных школ. В них трудились 122 преподавателя из духовного сословия и обучался 1741 чел. (1706 мальчиков и 35 девочек). Согласно Правилам о церковноприходских школах 1884 г., начальные школы синодального ведомства разделялись на 2 разряда: церковноприходские школы (одноклассные либо 2-классные) и уч-ща простейшего типа (школы грамоты), где обучали лишь чтению, письму и счету. По инициативе еп. Макария (Миролюбова) с целью «развития народного образования на началах святой Православной веры» было образовано епархиальное братство во имя блгв. кн. Георгия Всеволодовича (торжественно открыто 4 февр. 1884).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В 1868 г. был упразднен Макариев Желтоводский мон-рь, его имущество передано епархиальному попечительству о бедных духовного звания. Еп. Иоанникий (Руднев ; 1873-1877; с 14 февр. (27 марта?) 1877 архиепископ, впосл. митрополит) заботился о развитии в Н. и А. е. духовного образования, просвещения и благотворительности. На эти цели он жертвовал крупные суммы из личных средств. В 1875 г. было учреждено миссионерское и просветительское братство Св. Креста. Нижегородский еп. Макарий (Миролюбов; 1879-1885), как и архиеп. Иоанникий, много внимания уделял совершенствованию работы духовных учебных заведений и благотворительных учреждений епархии, был щедрым благотворителем. В 1883 г. Макариев Желтоводский мон-рь возобновлен как жен. община, которая в следующем году была преобразована в мон-рь. Еп. Модест (Стрельбицкий ; 1885-1889; впосл. архиепископ) активно способствовал возвращению в Церковь старообрядцев, стремился добиться уменьшения числа не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию жителей губернии. Архиерей возглавил созданную в февр. 1886 г. комиссию, к-рая после рассмотрения рапортов из приходов констатировала неудовлетворительное состояние религиозно-нравственной жизни в епархии и выработала меры по ее улучшению. Во время архипастырских поездок еп. Модест посетил мн. приходы, в т. ч. в местах расселения старообрядцев. Епископ организовал сбор исторических и археологических материалов для сборника в память 900-летия Крещения Руси. В организованное в 1886 г. по его распоряжению церковное древлехранилище при Нижегородской ДС причты присылали историко-статистические описания храмов. Юбилейный сборник был составлен диак. А. Н. Снежницким и передан Балахнинскому еп. Димитрию (Самбикину) . Работу над проектом продолжила открытая 27 апр. 1887 г. в Печерском мон-ре епархиальная археологическая комиссия, к-рую возглавлял настоятель обители еп. Димитрий. После перевода последнего 28 окт. 1887 г. викарием в Подольскую епархию работой комиссии руководил Нижегородский еп. Модест. В 1888 г. был издан «Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси». 16 мая 1889 г. утвержден устав Нижегородской епархиальной церковно-археологической комиссии. 15 июля 1888 г. в Н. Новгороде состоялись торжества в память 900-летия Крещения Руси. В 1888 г. в 761 населенном пункте епархии было 1067 церквей: 114 городских и 953 сельские. В Н. Новгороде имелась 51 церковь.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010