1593 Оно заключалось в словах: «на Исидора надежды мало» – и только! Припоминается подходящая поговорка: «от копеечной свечи Москва сгорела». 1594 Митрополит Иоанникий Руднев, к чести его нужно сказать, не чужд был драгоценной черты – великодушия. (Он говаривал, как об этом носились слухи, что «из-под его начальства никто не уходит с волчьим паспортом»), а по нестяжательности был вторым Филаретом Московским ; за эти добродетели я преклоняюсь пред его памятью. 1595 Думаю, что он не позаботился объясниться с митрополитом и принять всю ответственность на себя, на себя, человека чуждого академии, пришельца со стороны, нас не понимавшего и к нам относившегося, как к своим послушникам (профессора по четверти часа ждали в передней, пока изволит выйти из своих внутренних комнат ректор). 1596 Проф. Н.Н. Глубоковский в блестящем реферате об учебном комитете, в одном примечании, пишет: «один профессор университета с грустью (я лично при встрече с фактом, переданным Н.Н. Г-ским, лишь порадовался бы) констатирует, что по его богословско-историческому предмету университетские студенты на экзамене в 1907 г. отвечали лучше, чем академические известных ему времен. И это при теперешних то университетских порядках», замечает референт и задает себе вопрос; «куда улетела или кем похищена слава духовно-академического студенчества» (стр. 25)? Для нас ответ на вопрос представляется достаточно простым. Слава эта не «улетала» и не «похищена», а выклевана хищною птицею, именуемою Уставом дух. академий 1884 г., ибо эта птица только и делала, что клевала мозги учащихся здесь. 1605 На эту тему см., печальные строки о смерти преподав. Н. Пограницкого в Церковн. Вестн. 1906 г. 46. стр. 1515. 1609 Н. Красносельцев , «Толковая служба» и др. сочинения, относящаяся к объяснению богослужения в древней Руси до XVIII века. Православный Собес., 1878, май, стр. 3 след. Стр. 11–19: текст Толковой литургии и Слова св. Григория. 1610 Н.В. Покровский , Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. Труды седьмого археологического съезда, т. I, М. 1890, стр. 267–268. Греческий текст у Migne – a, Patrol, cours. compl., gr. ser., XCIX, p. 1689–1692. Перевод – в Сборнике на 1866 г., изд. Обществом древнерусского искусства, 117–118.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Киевская Академия была единственной, где после реформы 1869 г. ученому монашеству удалось сохранить за собой ректорство и общее руководство. В истории Киевской Академии, бесспорно, почетное место принадлежит ее долголетнему ректору архимандриту, позже епископу Сильвестру Малеванскому (1883–1897), который, будучи профессором догматики, много способствовал развитию этой дисциплины  . Теснейшим образом с академией была связана деятельность В. Ф. Певницкого († 1911), сначала (с 1860 г.) доцента по церковной литературе, а затем долгие годы профессора пастырского богословия, гомилетики и истории проповеди. Через его школу прошли чуть ли не все священники Киевской и южных епархий во 2–й половине XIX и начала XX в. Ему, опытному педагогу, который был к тому же и плодовитым литератором, удалось, как ни в какой другой академии, пробудить в студентах истинное усердие к проповеди. С начала 60–х гг. Певницкий опубликовал в «Трудах» академии большое число работ по проблемам Церкви и общества, особенно о реформе 1869 г. и высшем образовании. В 1905–1907 гг. он активно участвовал в подготовке церковной реформы  . Нравственное богословие в продолжение нескольких десятилетий также читал человек светский — М. А. Олесницкий, сначала доцент, а затем профессор по кафедре нравственного богословия и педагогики. Как и на многих его современников, преподавателей академий после 1860 г., глубокое впечатление на него произвело протестантское богословие, его этика основывалась главным образом на системе Ричля (Ritschl) (1822–1889). Консерватор и человек строгих правил, митрополит Иоанникий Руднев (1891–1900) в конце концов заставил этика–либерала отказаться от этого предмета и с 1895 г. ограничиться лекциями по психологии  . Кафедра истории Русской Церкви несколько десятилетий, с 1861 по 1897 г., тоже находилась в одних и тех же руках — профессора И. И. Малышевского. Служебное долголетие было вообще характерно для Киевской Академии, в которой и смены ректоров происходили относительно редко: за период с 1859 по 1897 г. — всего дважды. Другой ее замечательной особенностью было сохранение преподавания главных дисциплин за светскими учеными даже после Устава 1884 г. Всеобщую церковную историю почти 30 лет читал М. Г. Ковальницкий, позднее ставший с именем Димитрия архимандритом и епископом (принял монашеский сан в 1898 г.). По окончании Киевской Академии он преподавал сперва, будучи предшественником М. А. Олесницкого, нравственное богословие (1867–1869), затем всеобщую церковную историю, позднее он стал инспектором (1895–1898) и ректором академии (1898–1902). С 1902 по 1917 г. ректорами здесь были, теперь уже часто сменяясь, ученые монахи. Из профессоров заслуживает еще упоминания литургист А. А. Дмитриевский († после 1929 г.), много сделавший для развития этой не избалованной особым вниманием в российских академиях дисциплины  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Москве (одном из главных центров старообрядчества) все проявления их религиозной и общественной жизни находились под бдительным контролем доверенного советника обер-прокурора, профессора духовной академии Н.И. Субботина , имевшего негласных осведомителей в старообрядческой среде. В печати Субботин вел против старообрядцев полемику, зачастую в весьма грубых тонах, и одновременно сообщал Победоносцеву агентурные сведения, на основании которых полиция по требованию главы духовного ведомства принимала репрессивные меры против старообрядцев. Следует отметить, что покровительство могущественного сановника позволяло Субботину действовать, не обращая во многих случаях внимания на позицию московской администрации и даже церковных властей. Так, сам митрополит Московский Иоанникий (Руднев) выказывал недовольство тоном полемики Субботина против старообрядцев, но не мог добиться его изменения. Когда же после одного особенно резкого выпада Субботина против старообрядцев московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков выразил ему свое неодобрение и потребовал от него объяснений, обер-прокурор воспринял это как оскорбление и пообещал «дать урок» Долгорукову 575 . Победоносцев также стремился создать вокруг инаковерия своего рода информационный вакуум, пресекая через цензуру и Министерство народного просвещения появление публикаций, подготовленных старообрядцами или выражающих им сочувствие 576 . В 1883 г. во многом его усилиями была сорвана попытка старообрядцев- «поповцев» добиться разрешение на распечатание алтарей в храмах их московского центра – Рогожского кладбища (подобная мера означала бы важный шаг в сторону признания религиозного равноправия старообрядцев) 577 . Наконец, обер-прокурор чрезвычайно настойчиво отсекал старообрядцев от доступа к царю, наследнику и высокопоставленным сановникам. О недопустимости подобных встреч Победоносцев писал Александру III, наследнику Николаю Александровичу (будущему Николаю II), Д. А. Толстому, И.И. Воронцову-Дашкову и др. «Этим людям нельзя верить, – внушал Победоносцев о старообрядцах Воронцову-Дашкову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1885 г. издана 1-я часть «Курса педагогики», учебника, основанного на лекциях, прочитанных О. в академии; 2-я часть вышла в 1887 г. В дальнейшем О. опубликовал 2 варианта «Краткого курса педагогики» для одно- и двухгодичных образовательных программ. В 1892 г. вышел учебник О. «Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности». По свидетельству проф. П. П. Кудрявцева , коллеги О. по КДА, «выработанная им программа чтений по нравственному богословию далеко не всегда встречала одобрение со стороны ближайшего академического начальства, которое опасалось излишней идейной зависимости Маркеллина Алексеевича от протестантских богословов» ( Кудрявцев. 1905. С. 3). Не одобрял курс О. и свт. Иоанникий (Руднев), ставший в 1891 г. митрополитом Киевским и Галицким и принимавший деятельное участие в жизни духовной академии. В итоге, 13 дек. 1895 г. О. был переведен на кафедру психологии КДА. В 1896 г. О. опубликовал монографию «Из системы христианского нравоучения» и с нек-рыми изменениями представил ее в совет академии на соискание степени доктора богословия. В сочинении О. исследует природу нравственности и «нравственного процесса», проблему личности и свободы воли, нравственный идеал человечества и любовь, дает обзор различных теорий блага. Оппоненты, проф. кафедры философии КДА П. И. Линицкий и проф. кафедры догматического богословия КДА М. Ф. Ястребов, выступили против присуждения искомой степени (отзывы см. в: Извлечения из протоколов Совета КДА за 1896/1897 уч. г. К., 1898; Ястребов М. Ф. Новая точка зрения в системе нравственного богословия//ТКДА. 1897. 10. С. 367-399; 1898. 4. С. 498-546). Главным обвинением рецензентов стало то, что система нравственного богословия О. в конечном счете не дает определенного понятия о христ. нравственности, поскольку в основании его системы лежат не «специально христианские» понятия греха, спасения, богосыновства и т. п., а общефилософские понятия. Причиной этому рецензенты назвали чрезмерную зависимость соискателя от протестант. этических систем.

http://pravenc.ru/text/2578303.html

Иван Добровольский Скачать epub pdf Краткая биография Василий Федорович Руднев (в монашестве Тихон) родился в 1834 году 1 в подмосковном селе Кончинине в семье бедного сельского пономаря. «Лишившись в молодых летах отца, а вскоре и матери, он остался круглым сиротою. Но при помощи Божией и добрых людей он благополучно возрос и получил среднее духовное образование», – писали «Московские церковные ведомости» за 1904 год. Василий Руднев окончил Спасо-Вифанскую семинарию, основатель которой митрополит Платон (Левшин ; 1737–1812) ставил целью воспитать ученое и культурное духовенство. В аттестате говорилось, что Руднев обучался «при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам». Сразу по окончании семинарии, в июле 1856 года, студент Василий Руднев был произведен Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Филаретом в диаконы и определен служить в церкви святых Космы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе. О диаконском служении Василия Руднева знавший его протоиерей П.С. Шумов говорил: «Он старался не сокращать, а расширять диаконские обязанности свои. На первых же порах он взял на себя труд за каждой литургией вместо причастного стиха прочитывать житие дневного святого, а дома в свободное время занимался обучением детей. Но любимым его занятием было духовное чтение. На последние, очень скудные средства свои он начал собирать библиотеку, которая, увеличиваясь, под конец жизни достигла больших размеров. …Тихий и миролюбивый, спокойный и всегда одинаковый, он скоро сделался любимцем прихожан, из которых одни вступали с ним в духовное родство, другие приглашали в домашние учителя для детей своих, и у всех он был другом семейства, постоянным посетителем и собеседником. Прихожане высоко ценили его душевные качества, благородство души его, и щедро помогали ему при его весьма скудных средствах. Наконец, по их просьбе он посвящается в их приход во священники». 2 августа 1868 года о. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Синода: [Сб.]. К., 1900; Иоанникий, митр. Киевский и Галицкий: [Некр.]. К., 1900; Зеленецкий А. А. Митр. Иоанникий и семинаристы-«народники»//ИВ. 1901. 10/12. С. 1082-1094 (отд. отт.: СПб., 1902); Перадзе И. Экзархи Грузии//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 4. С. 361-362 (на груз. яз.); Титов Ф. М., прот. Иоанникий Руднев (1822-1900 г.), митр. Киевский и Галицкий//ПБЭ. 1905. Т. 6. С. 771-783; Шомпулев В. А. Характеристика архиереев Саратовской епархии за 65 лет: (Из зап. старого помещика)//Рус. старина. 1912. 8. С. 250-257; Конюченко А. И. Архиерейский корпус РПЦ во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Челябинск, 2005. С. 126; Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в кон. XIX - нач. ХХ в.: История имп. правосл. духовных академий. М., 2005; Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904 гг. М., 2006; Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: Проблемы и реформы: 2-я пол. XIX в. М., 2006; Плякин М., диак. О миссии и миссионерах//Правосл. вера: Газ. Саратов, 2009. 14(394). К. К. Крайний Иконография Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Потрет. 90-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Потрет. 90-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Ранняя тоновая литография сер. 70-х гг. XIX в. (РГБ) выполнена в мастерской Серафимо-Дивеевского мон-ря в бытность И. епископом Нижегородским. Он представлен фронтально, почти поколенно, в архиерейской мантии и черном клобуке, с наперсным и наградным крестами, с панагией и наградами, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке (на сулоке - образ прп. Иоанникия Великого), с широкой темной бородой; внизу - факсимиле автографа. Литография И. И. Кланга создана сразу после назначения И. на Московскую кафедру (1882, РГБ; происходит из Румянцевского музея): погрудное изображение архиерея в повороте влево, в темной рясе и белом клобуке, на груди панагия, крест и орденский знак со звездой. Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра. 1894 г. XIX в.

http://pravenc.ru/text/577942.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 20.02.1826, с. В. Скворчье Новосильского у. Тульской губ.- 7.06. 1900, Киев), свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых), митр. Киевский и Галицкий. Род. в семье бедного сельского диак. Максима Ивановича Руднева. Впосл. отец И. принял от сына-епископа постриг с именем Макарий и в сане иеромонаха служил в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома; в 1871 г. погребен в склепе под алтарем Преображенского собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) саратовского Преображенского мон-ря. Родной брат И. свящ. П. М. Руднев служил в храмах Саратова, в т. ч. к 1878 г. в Воскресенской кладбищенской ц. По воспоминаниям И., годы детства и отрочества «были наполнены многих нужд и лишений», поэтому впосл. «во всех местах архипастырского своего служения» он «со свойственною ему энергией старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта» (50-летний юбилей. 1900. С. 3-4; Заслуги преосв. Иоанникия. 1878). Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) С 1835 по 1839 г. обучался в Новосильском ДУ, располагавшемся при Свято-Духовском мон-ре. Во 2-м классе Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья. 25 дек. 1837 г. мать мальчика скончалась. Иван очень тяжело переживал утрату. Впосл., уже будучи Киевским митрополитом, И. на личные средства построил и в 1894 г. освятил 6-престольный храм над ее могилой, выделив на вечное поминовение родных и на ремонт храма 10 тыс. р. неприкосновенного капитала. С 1839 по 1845 г. обучался в Тульской ДС. Проявил «блестящие успехи» в учебе и, еще находясь в среднем отд-нии семинарии, был приглашен инспектором обучать его детей; в высшем отд-нии давал уроки в младших классах за отсутствующих учителей. За год до окончания полного курса семинарии, как лучший ученик, был определен в КДА.

http://pravenc.ru/text/577942.html

30 марта 1859 года назначен благочинным монастырей Киевской епархии; летом того же года инспектировал Воронежскую и Орловскую семинарии. 4 декабря 1859 года назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем первоклассного Братского Богоявленского монастыря . Академия, как и многие учебные заведения в те годы, была охвачена студенческими волнениями. О. Иоанникий добился " умиротворения " академии, но ненадолго - в 1861 году, уже после его отъезда в Санкт-Петербург, беспорядки вспыхнули вновь. По его предложению в КДА были введены годовые экзамены для всех студентов и по каждому предмету, а также учреждены экзаменационные комитеты. Во время его ректорства вышел первый номер " Трудов КДА " . Для подготовки академического журнала немало сделали и его предшественники, но именно Иоанникий (Руднев) считается основателем и первым редактором " Трудов... " . Он проявил и свои хозяйственные способности: в Братском монастыре, на территории которого располагалась академия, была отремонтирована ограда, обустроено летнее помещение для богомольцев и др. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии С 6 октября 1860 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии с оставлением за ним степени настоятеля первоклассного монастыря. В столичной академии о. Иоанникий прослужил более трёх лет и впоследствии называл этот период " лучшим временем своей жизни " . По его инициативе в 1861 году в низшем отделении академии было осуществлено разделение предметов на две группы - физико-математическую и историческую, а также введено изучение одного из новых языков. По свидетельству современников, со студентами у о. Иоанникия сложились весьма теплые отношения, многим из них он оказывал как моральную, так и материальную поддержку. Студенты же перед его отъездом из академии в благодарность купили на собранные деньги панагию и преподнесли своему бывшему руководителю. В Санкт-Петербурге Иоанникий (Руднев) исполнял также ряд др. обязанностей, прямо не связанных с академией. 4 декабря 1860 года он определен главным блюстителем преподавания Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей, а 20 декабря того же года утвержден членом Санкт-Петербургской духовной консистории и членом Комитета по преобразованию духовно-учебных заведений, где работал под руководством своего учителя Херсонского архиеп. Димитрия (Муретова) .

http://drevo-info.ru/articles/3082.html

Любящий сын иерарх выстроил на месте своей родины, в память матери, над её могилой величественный шести-престольный двухэтажный каменный храм, и 10 т. рублей неприкосновенного капитала положил архипастырь на ремонт храма и на вечное поминовение присных своих. Могила матери приходится в алтаре храма. В 1894 году храм этот Владыка сам лично и освятил, О. Максиму Бог судил узреть своего первенца в сане епископа. Устроив детей, он в 1862 году сдал место и вышел в заштат, оставаясь в сане диакона, отправился в Петербург к сыну, тогда ректору столичной академии; а затем, когда архим. Иоанникий назначен был в Саратов епископом, отец отправился сюда, – здесь принял от руки сына епископа пострижение в монашество и состоял иеромонахом при Крестовой церкви, где и скончался в 1872 г. Из училища Иоанн Руднев переведён в духовную семинарию, где продолжал учение с блестящим успехом. Находясь в среднем отделении семинарии, как лучший по успехам и благонравию ученик, Руднев приглашён был инспектором семинарии давать уроки его детям, а в высшем отделении начальство поручало ему за отсутствующих учителей давать уроки в младших классах семинарии. В 1845 году Иоанн Руднев окончил курс Тульской семинарии и «к году», т, е. за год до окончания полного курса, как самый лучший и даровитый воспитанник, имея от роду всего лишь 19 лет, назначен в Киевскую Духовную Академию, имевшую тогда во главе своей знаменитого ректора-архим. Димитрия Муретова . С блестящим успехом выдержал будущий иерарх вступительный экзамен и принят в состав XIV курса Академии. С выдающимся успехом продолжал и окончил он учение и образование в Академии, на 23 году, и в 1849 году был выпущен первым магистром. Измлада являя себя человеком «не от мира сего» и чувствуя влечение к иноческой жизни, молодой талантливый академист давно лелеял мысль о принятии монашества, но прежде чем решиться на такой важный святой подвиг, он пишет о сём отцу, скромному сельскому диакону, прося его родительского совета и благословения. Благоразумный, чуждый естественного, но суетного тщеславия видеть сына в сонме иерархов своей церкви, отец, по словам сестры юбиляра, предоставил решение трудного вопроса воле, совести и убеждению самого сына, как возраст имущего, но дал сыну магистру с родительской властностью совет и предостережение о строгом и неуклонном соблюдении обетов монашества. 1 июля 1849 г, Иоанн Руднев подал в академическое правление прошение следующего краткого содержания: «Издавна имея желание поступить в монашеское звание, я в настоящее время хочу привести его в исполнение. Потому покорнейше прошу Академическое Правление исходатайствовать мне у Св. Синода благословение и разрешение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1862-1882 гг. в К. е. вновь практиковалась выборность благочинных местным духовенством, возобновления этого местного обычая в дек. 1861 г. добился митр. Арсений. В 1882 г. Синод восстановил назначение благочинных епархиальным архиереем. В целях возрождения еще одной местной традиции - братского движения - в 1862 г. в «Киевских епархиальных ведомостях» был опубликован «Проект устава для сельских братств», на основе к-рого начали возрождаться братства. 15 июля 1864 г. митр. Арсений торжественно открыл киевское Владимирское епархиальное братство. К нач. 80-х гг. XIX в. епархия была разделена на 94 благочиния, включала 1326 приходов, в каждом благочинии насчитывалось от 9 до 27 приходов. В 1882 г. число благочиннических округов по инициативе митр. Платона (Городецкого) было уменьшено до 59, в каждом округе осталось в среднем по 23 храма, 29 апр. 1883 г. митр. Платон утвердил распределение церквей К. е. по благочинническим округам. В 1882 г. в клире К. е. состояли 1330 священников, из них 33 протоиерея. В июне-авг. 1883 и в июне 1884 г. митр. Платон посетил все мон-ри и значительную часть приходов К. е., обращая особое внимание благочинных на состояние приходских храмов (до этого в течение 10 лет Киевские митрополиты не совершали объезд епархии) (ЦГИАК. Ф.127. Оп. 685. Д. 658. Л. 33). Усилиями митр. Платона в 1884-1886 гг. был возрожден Межигорский Преображенский муж. мон-рь под Киевом, упраздненный в 1786 г. Настоятелем мон-ря стал, согласно резолюции Синода 1886 г., настоятель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря игум. прп. Иона (Мирошниченко) с возведением в сан архимандрита, Ионинский мон-рь был приписан к Межигорскому. Митр. Иоанникий (Руднев). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) Митр. Иоанникий (Руднев). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) В 1886 г. по инициативе митр. Платона в Киеве прошел съезд преосвященных юж. и зап. епархий для выработки мер по борьбе с распространением штундизма . В К. е. были учреждены 4 должности епархиального миссионера. В 1896 г. для борьбы со штундизмом митр. Иоанникий (Руднев) основал в Киеве ж. «Миссионерское обозрение». В 1902 г. митр. Феогност (Лебедев) с той же целью открыл в Киеве миссионерский комитет, преобразованный в 1908 г. в Киевский епархиальный миссионерский комитет. По инициативе митр. Иоанникия в 1893 г. было создано Киевское религиозно-просветительское об-во. В 1902 г. основаны киевский отдел правосл. Палестинского имп. об-ва и Киевский отдел Об-ва ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010