За ее глубокую религиозность институтки звали ее «блаженная», «монахиня», «игуменья», «святоша» Во время учебы Мария, по ее собственному свидетельству, удостоилась нескольких благодатных видений: ангела в ночь на Пасху, евангелиста Матфея и даже Самого Господа Иисуса Христа. Когда ей было 12 лет, в чудесном сне Христос Спаситель благословил ее, коснувшись десницей главы. Чувство радости, блаженства после встречи с Господом охватило юную Марию по пробуждении. Это видение она восприняла как благословение на монашеский путь. Если наивные и восторженные девицы грезили о веселой светской жизни по выходе из стен института, о балах, о замужестве, то Маша Солопова мечтала посвятить свою жизнь беззаветному служению Господу. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской духовной академии Иоанникий (Руднев) был приятно удивлен тем, что выпускница Солопова знала наизусть все Евангелие. На его вопрос Мария ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить всё, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти». После экзамена отец Иоанникий подозвал Марию и благословил избранницу Божию. После окончания Павловского института (1861г.) Мария просила у матери благословение на удаление в монастырь, но та ответила категорическим отказом. Стараясь отвлечь Машу от подобных мыслей, она всё чаще стала брать её на различные светские приемы и балы, от которых так томилась душа девушки. После яркого видения рая в тонком сне земная жизнь казалась Маше скучной, мрачной, неинтересной. Она тяготилась этой жизнью, тяжко страдала, но подчинялась воле матери. Последний год своей жизни в миру Мария провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму – в самих Боровичах, в своем доме, доставшемся ей по наследству от деда-генерала. В это время она ежедневно посещала Свято-Духов Боровичский монастырь, где игумен Вениамин (Поздняков) познакомил ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря, который и стал ее духовным отцом.

http://pravoslavie.ru/154696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский ИОАННИТЫ 1) движение в Русской Церкви, связанное с почитанием прот. св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева); 2) секта, схожая с сектой хлыстов, исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/121790_16.html

В 1912 г. в Синоде обсуждался вопрос об открытии высших богословско-педагогических курсов в Москве при Скорбященском мон-ре, в дальнейшем предполагалось открыть Педагогический ин-т духовного ведомства. Из-за начала первой мировой войны курсы были открыты в нояб. 1916 г. В Москве находилось Синодальное уч-ще церковного пения, готовившее певчих для Московского синодального хора, регентов и учителей церковного пения. Датой его учреждения считается 5 февр. 1857 г., когда были одобрены штаты Московского синодального хора, в составе к-рого предусматривались учителя. До этого указа уч-ще существовало частным образом. В 1918 г. уч-ще было преобразовано в Народную хоровую академию, в 1923 г. она была объединена с Московской консерваторией. В 1881 г. в кремлевской ц. Двенадцати апостолов открылось Об-во церковного пения, его 1-м руководителем стал ключарь Успенского собора прот. П. И. Виноградов. Задачами орг-ции были развитие народного хорового пения, восполнение недостатка певчих в храмах, исполнение песнопений в праздничные дни большими хорами, состоящими из членов об-ва. Церковноприходские школы Следующая веха в развитии образования связана с Правилами по устройству церковноприходских школ от 13 июня 1884 г. Правила (§ 22) разрешали епархиальным архиереям учреждать епархиальные училищные советы (или епархиальные братства) для создания и развития начальных церковных школ. Спустя неск. дней после выхода Правил в М. е. был создан епархиальный училищный комитет во главе с Дмитровским еп. Алексием (Лавровым-Платоновым). 25 окт. 1884 г. митр. Иоанникий (Руднев) утвердил состав епархиального училищного совета, председателем к-рого стал прот. Н. Благоразумов, к работе училищного совета привлекли известных преподавателей духовных школ. Митр. Иоанникий понимал, что одному духовенству не под силу решить проблему содержания церковноприходских школ. Во время торжественного акта в МДС 6 апр. 1885 г. глава М. е. призвал всех желающих продолжить просветительское дело равноапостольных Кирилла и Мефодия под рук.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Главным источником средств, необходимых на содержание благотворительных и просветительных учреждений, стали доходы епархиального свечного завода при архиерейском доме. Организованное на средства еп. Иоанникия предприятие в 1869 году было передано в ведение епархиального духовенства, и, по данным на 1878 год, его прибыль составляла до 40 тыс. р. в год. Инициатива еп. Иоанникия дала толчок созданию подобных епархиальных свечных заводов по всей империи. При его деятельном участии был принят указ Синода, согласно которому для увеличения средств на епархиальные нужды, особенно на нужды духовных училищ, по представлению съезда духовенства и с разрешения архиерея в епархии могли учреждаться свечные заводы, а при церквах - свечные лавки и устанавливаться обязательная для епархиальных церквей покупка свечей этих заводов . Позже благодаря настойчивости еп. Иоанникия появился общегосударственный Закон о монопольном праве епархий на изготовление и продажу церковных свечей. Для увеличения епархиальных доходов еп. Иоанникий добился постройки обширного каменного корпуса архиерейского дома; этот корпус сдавался под квартиры и магазины. На Нижегородской кафедре С 13 июля 1873 года - епископ Нижегородский и Арзамасский . В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста . Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии , первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.

http://drevo-info.ru/articles/3082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

1924–1926: 03 .1926–19.12(01.01).1927: Павел Циприанович –1932: Леонтий Матусевич Житомирская (укр.) Григорий Лисицкий Феодосий Сергеев 1942–1943: Григорий Бартошевич Забайкальская см. Читинская и Забайкальская Забайкальская (обн.) 26 .10(08.11).1922–1925: Алексий Кононов 26 .02(11.03).1923–22.09(05.10).1926: Михаил Орлов 22 .09(05.10). 1926–1927: Михаил Трубин 1927–1927: Александр Спасский 11 .1927–: Александр Авдентов 1927–1929: Михаил Трубин, в. у. Загорская 28 .07(10.08).1921–1923(?): Варфоломей Ремов 1923–25.04(08.05): Амвросий Смирнов 13(26).03.1928–10(?).1928: Никон Соловьёв, в. у. (?) 1928–1928: Валериан Рудич 05(18).11.1928–28.09(11.10).1929: Пётр Руднев Иннокентий Летяев, в. у. Загорская (обн.) 06(19).01.1935–09.1935: Лазарь Любимов–1942: 28 .09(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин, в. у. Задонская 09(22).01.1922–1922: Иоанн Задонская (обн.) 1922–: Иоанн 05 .1923–03.1924: Алексий Щербаков 30 .01(12.02).1924–1924: Филипп Власов 1924–18.02(03.03).1925: Иоанникий Чекановский 18 .02(03.03).1925–02(15).10.1925: 02(15).10.1925–1927: Андрей Смирнов Задонская (укр.) Иоанникий Соколовский Закавказский митрополитанский округ (обн.) 1923–15(28).04.1925: Пётр Данилов 15(28).03.1925–20.01(02.02).1927: Пётр Сергеев 20 .01(02.02).1927–: Пётр Сергеев, паки 1927–17(30).03.1928: Николай Федотов 1928–1930: 1930–1934: Михаил Орлов 12 .1934–23.07(05.08).1936: Михаил Трубин Западно-Американская (заруб.) Виталий Максименко Западно-Европейская (заруб.) Серафим Лукьянов Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии 08(21).04.1921–28.05 (10.06).1930: Евлогий Георгиевский 28 .05(10.06).1930–1930: Владимир Тихоницкий, в. у. 11(24).12.1930–18(31).12.1940: Елевферий Богоявленский, в. у. 25 .08(07.09).1945–26.07(08.08).1946: Евлогий Георгиевский, паки 1945–1946: Серафим Лукьянов, в. у. 1946–1946: Фотий Топиро 27 .07(09.08).1946–02(15).11.1949: Серафим Лукьянов Западно-Сибирская (обн.) 03 .1934–23.09(06.10). 1937: Александр Введенский 2 Запорожская (обн.) 08(21).11.1923–13(26).10.1925: Сергий Добромыслов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

18(31).10.1927–17(30).12.1927: Сергий Зенкевич Детскосельская (обн.) 17(30).08.1922–30.08(12.09).1923: Михаил Попов Джетысуйская (обн.) см. Семиреченская (обн.) Димитриевская 06(19).07.1926–1926: Иоасаф Жевахов Димитриевская (обн.) 28 .06(11.07).1923–12.1927: Феодор Турбин 27 .01(09 02).1928–: Василий Никольский 26 .02(11.03).1928–21.09(04.10).1928: Герман Никольский Дмитровская 26 .12(08.01).1916–20.03(02.04).1917: Алексий Кузнецов 20 .03(02.04).1917–15(28).01.1918: Иоасаф Каллистов 15(28).01.1918–1919: Димитрий Добросердов 21 .12.(03.01).1919–12(25).04.1928: Серафим Звединский 12(25).12.1921–12(25).05.1924: Агапит Борзаковский в. у. 25 .04(08.05).1928–28.11(11.12).1928: Амвросий Смирнов 11 .1928–1931: Пётр Руднев, в. у. 17(30).03.1931–01.1936: Питирим Крылов 01 .1936–19.07(01.08).1936: Иоанн Широков 1936–03.1941: Сергий Воскресенский 1941–1944: 20 .02(05–03).1944–05.1944: Иларий Ильин Дмитровская (обн.) 30 .04(13.05).1923–03(16).10.1925: Георгий Добронравов 1925–1930: 17 .02(02.03). 1930–03.1931: Пётр Прокофьев 23 .03(05.04).1931 –: Николай Новосёлов Днепропетровская 04(17).10.1911–1919: Агапит Вишневский 1919–1919: Димитрий Вербицкий, в. у. 1919–1919: Гермоген Максимов 1919–1921: 1921–09(22).12.1925: Владимир Соколовский- Автономов 1925–1928: Макарий Кармазинов 1926–1926: Стефан Адриашенко, в. у. 1927–1928: Дамиан Воскресенский, в. у. 1928–1936: Георгий Делиев 1929–1929: Константин Дьяков. в. у. 1931 –1931: Сергий Гришин, в. у. 1936–1944: 30 .01(12.02).1944–04(17).07.1955: Андрей Комаров Днепропетровская (григ.) 09(22).12.1925–1926: Владимир Соколовский- Автономов 1927–: Иоанникий Соколовский Днепропетровская (обн.) 1922–06.1923: Иннокентий Летяев 10 .1922–14(27).11.1922: Агапит Вишневский 30 .08(12.09).1923–1924: Афанасий Вечерко 1923–19.12(01.01).1924: Николай Гиляровский 1925–10(23).06–1925: Павел Масленников 11 .1925–1926: Амвросий Нагорский 1926–1932: Андрей Одинцов 1932–1935: 05 .1935–1938: Владимир Злобин Днепропетровская (укр.) Иоанникий Соколовский Георгий Стороженко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

пополудни, поехали вместе в Кафедральный собор и в Семинарию. В Семинарии преосвященный встретил своего товарища по Киевской академии, преподавателя Трофима Мишту, но едва мог узнать его; так изменился и отучнел последний. 3-го ч., в пятницу, я предложил своему гостю отслужить в крестовой церкви преждеосвящённую литургию, и он охотно принял моё предложение. За этот священный труд я поднёс Его Высокопреосвященству священный дар – копию с чудотворной Озерянской иконы Божией Матери. Вечером и на другой день, 4-го числа, утро провели в домашней беседе. После обеда, к которому был приглашён викарий преосвящ. Вениамин, между нами зашла речь о разных учёных предметах, между прочим, о том, возможно ли вне православной церкви спасение человека? Учёный экзарх утверждал, даже с настойчивостью, что спасение для человека возможно не только вне православия, но и вне христианства: это немало удивило меня и моего викария. В домашних откровенных беседах со мной, преосвященный Иоанникий сообщил мне следующие факты: 1) В 1864 г., на место умершего (17-го окт. 1863 г.) епископа Саратовского Евфимия 2443 , Синодальный Обер-Проку- —658— 1878 г. рор А.П. Ахматов предложил назначить Ректора Казанской академии Иоанна 2444 (Соколова), но этому воспротивился Первенствующий Член Синода, Новгородский Митрополит Исидор, сказавши: „никогда моя рука не будет лежать на голове Иоанна“. Тогда определён был 13-го января на Саратовскую кафедру Епископ Выборгский и вместе Ректор С.-Петербургской академии Иоанникий (Руднев), т. е. мой гость, а на его место переведён Ректор Казанской академии, архимандрит Иоанн. Когда же через год, именно в январе 1865 г., сам Митрополит Исидор завёл речь в Синоде о возведении учёного архимандрита Иоанна в сан Выборгского епископа, протопресвитер В. Б. Бажанов с укоризной напомнил Митрополиту о его угрозе не возлагать руки на главу Иоанна; тем не менее Иоанн рукоположен был в сан Епископа. 2) В 1877 г. по смерти Архиепископа Тверского Алексия ему (Иоанникию) предложено было перейти с Нижегородской кафедры на Тверскую; но он уклонился от этого перемещения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кудрявцева-Платонова израсходовано 3.261 » 37 » Переходящие суммы: а) процентными бумагами 350 » – » б) наличными деньгами 1.183 » – » Итого: а) процентными бумагами 350 » – » б) наличными деньгами 14.415 » 21 » А всего 14.765 » 21 » Осталось к 1894 году: А Запасного капитала: а) в 5% билетах Государственного банка 700 » – » б) в 5% билете 1-го внутреннего с выигрышами займа 100 » – » в) в 4½% облигации Внутреннего займа 1893 года 1.000 » – » г) в 4% облигациях Внутренних займов 8.700 » – » д) в 5% облигациях Восточных займов 10.500 » – » е) в 5% свидетельствах Государственной железнодорожной непрерывно-доходной ренты 8.000 » – » ж) в 5% закладных листах Государственного Дворянского Земельного Банка 11.100 » – » з) в 5% облигациях Московского Городского Кредитного Общества 6.000 » – » и) наличными деньгами 2.045 » 65 » Расходного капитала наличными деньгами 127 » 41 » Итого: а) процентными бумагами 46.100 » – » б) наличными деньгами 2.173 » 6 » А всего 48.273 » 6 » —10— Список Членов Братства Преподобного Сергия за 1893-й год В пользу студентов Академ. Руб. В пользу бывших воспитанников. Руб. Покровитель и пожизненный член Братства, Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий Высокопреосвященнейший Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский Архимандрит Антоний, Ректор Московской Духовной Академии Протоиерей Московского Казанского Собора Алексий Феодорович Некрасов Священник Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными Профессор той же Академии Димитрий Феодорович Голубинский Профессор той же Академии Петр Иванович Цветков Базанова Юлия Ивановна Кельх Варвара Петровна (урожд. Базанова), жена прис. повер. II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященные: Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Финляндский Владимир, Архиепископ Казанский Ионафан, Архиепископ Ярославский Макарий, Архиепископ бывший Донской Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский Феоктист, Архиепископ Рязанский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский Агафодор, Епископ Ставропольский Александр, Епископ Калужский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений Епископ Кирилловский Варсонофий, Епископ Симбирский Виссарион, Епископ Костромской Герман, Епископ бывший Кавказский Димитрий, Епископ Подольский Дионисий, Епископ Уфимский Израиль, Епископ Вологодский Иаков, Епископ Чигиринский Иоанникий, Епископ Михайловский Иоанн, Епископ Сумский Макарий, Епископ Камчатский Мисаил, Епископ Орловский Никанор, Епископ Архангельский Николай, Епископ Алеутский Павел, Епископ Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 80-е гг. были открыты две новые епархии – Екатеринбургская и Владикавказская. Таким образом, в составе Русской Церкви к 1890 г. числилось уже 62 епархии. В 1897 г. российский епископат насчитывал ровно 100 архиереев. Из них 78 имели академическое, 8 – семинарское, 1 – университетское, 1 – военное и 12 гимназическое образование. Большинство архиереев были выходцами из духовного сословия. Во второй половине 19 столетия перестали быть редчайшими исключениями поставления в епископы выходцев из дворян. Среди архиереев синодального периода большинство составляли лица высоких достоинств. Несколько архипастырей этой эпохи причислены клику общечтимых русских святых. Среди них Филарет и Иннокентий Московские, Мелетий Харьковский, Игнатий (Брянчанинов) , Феофан Затворник , архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) . Многие из российских архиереев синодального периода были выдающимися богословами, церковными историками, канонистами. Особенно велик вклад в церковную науку таких архипастырей, как митрополиты Московские святой Филарет, святой Иннокентий и Макарий (Булгаков) , святой Феофан Затворник , митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) , архиепископ Владимирский Сергий (Спасский) , архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) , епископ Смоленский Иоанн (Соколов) , епископ Порфирий (Успенский) . Московскую кафедру с 1882 по 1891 г. занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826–1900). Как и митрополит Исидор, он был сыном диакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской духовной академии, он принял постриг от руки известного киево-печерского подвижника иеросхимонаха Парфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником. В 1861 г. его хиротонисали во епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особенно прославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен он также и как замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал там противораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии он учредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалованье за четыре с половиной года служения экзархом он пожертвовал на нужды духовного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010