В ст. 28 Апостол указывает новое сильное побуждение для христиан непоколебимо пребывать в истине евангельского благовестия: ввиду близости «последнего времени» (ср. 1Ин.2:18 ), христиане должны всегда быть готовы предстать на суд Христов – так, «чтобы … иметь дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Так, «сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, Апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их… Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, т. е. того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь в пришествии Его» (Феофил.). 1Ин.2:29 .  Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Если доселе в разъяснении Богообщения Апостол выходил из понятия, что « Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» ( 1Ин.1:5 ), то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось как хождение в свете, то теперь оно рассматривается как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаков ( 1Ин.2:9 – 3:24 ), а затем – со стороны его источника ( 1Ин.3:24 – 4:21 ). Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам» (Феофил.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ветхозаветный прототип Откр 5 – наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан 7: 13–15 ). На прославление Христа как главную тему всей 5-й главы указывает и основной для данной главы ветхозаветный прототип. Выше отмечалось, что основные прототипы образов Откр 4 можно найти в 1–2-й главах книги пророка Иезекииля, а также в 6-й главе Книги пророка Исаии. В Откр 5 определяющими становятся аллюзии на 7-ю главу Книги пророка Даниила 264 . Действительно, в Дан 7 , после торжественного описания Ветхого днями, небесного престола и предстоящих ангелов, изображается явление некоего «Сына Человеческого», который традиционно понимался как мессианская фигура 265 : «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» ( Дан 7:13 ) 266 . Как и в Дан 7:13 , в Откр 5: 6 Христос также появляется у престола Божия ( Откр 5: 6 , как Агнец «посреди престола»), и затем приближается к престолу для взятия книги ( Откр 5:7 ). И далее в Дан 7говорится: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». В полном соответствии с Дан 7Христу и Богу Отцу от «всякого создания» возглашается «…благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр 5: 13 ). Можно сделать вывод, что в Откровении Иоанна Богослова сюжетная канва сцены Дан 7: 9–18 трансформирована в свете новозаветного исполнения: «Описанное в Дан 7 царство, в котором все народы будут служить Сыну Человеческому ( Дан 7: 14 ), видится Тайнозрителем наступившим в новозаветной Церкви» 267 . Видение Откр 4–5 как богословский центр Апокалипсиса и отправная точка всех последующих небесных видений. Видение престола Божия и всеобщего небесного поклонения Богу и Агнцу можно по праву назвать богословским центром всего Откровения Иоанна Богослова. Неслучайно, что именно с этого видения начинается весь цикл небесных видений Апокалипсиса. Распятый и воскресший Христос уже совершил искупление всех людей и уже прославлен как равный Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим. Аминь. 1957 г. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова О как велико, о как преславно имя возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Я думаю, что если Господь наш Иисус Христос назвал Своего Предтечу и Крестителя величайшим из всех рожденных женами, то вслед за этим величайшим надо было бы поставить возлюбленного ученика Господа Иисуса, а вслед за ним великого Первоверховного Апостола Павла. Безмерно огромное дело совершили все Апостолы Христовы: они вошли в брань, в смертную брань с тьмой века сего. Они разогнали эту тьму — тьму языческую, тьму страшную — тьму бесчисленных грехов. Они все, кроме возлюбленного Господом Иоанна Богослова, кончили жизнь свою смертью мученической. Они утвердили Крест Христов над всей вселенной. Они положили конец языческому нечестию и тьме, прежде всего и больше всего — святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Только благодатью их Евангелий святых воссиял над всем миром свет Христов. Не безмерно ли велико это? Не нужна ли была им особая от Бога ниспосылаемая сила благодати Его? Могли ли они своей силой, своим умом и сердцем совершить это? О, конечно, не могли. И знаем мы, что всем им была ниспослана, по обетованию Господа пред Вознесением Его на небо, ниспослана особая, величайшая благодать Всесвятого Духа Божия. Все получили огненные языки на главы свои и благодать, великую благодать для проповедания Евангелия Христова на всех языках. Знаем, что св. Апостол Павел, которого иногда называют вторым по Господе Иисусе Христе основателем христианства, получил особую, величайшую благодать, о которой читаем в его послании к Коринфянам. Послушайте, что говорит об этом сам святой Апостол: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. -Вопрос в чем? -Вопрос в том, что мать настояла показать Иисусу первое чудо, а получается, что он как бы и не хотел этого… -Текст показывает нам, что в начале своего служения…а другой текст показывает, что в конце своего служения Господь Иисус Христос соблюдает особым образом заповедь: почитай отца и мать своих. Начало его служения- это первое чудо, чудо в Кане Галилейской. И подчиняется Он Матери по божьей заповеди: почитай свою мать. И в конце своего служения, умирая на кресте, Он исполняет заповеди о почитании Матери, когда, находясь на кресте, Он усыновляет Иоанна Богослова Деве Марии, а Деву Марию делает матерью Иоанна Богослова. Чтобы после Его смерти на кресте кто-то заботился бы о Ней. Хотя в таком широком смысле все верующие были усыновлены Девой Марией при кресте. Но в практическом исполнении заповеди о почитании матери, Он заботится о Ней даже на Голгофском кресте. И действительно, предание церкви учит, и в Писании об этом сказано, что с тех пор Она жила в доме Иоанна Богослова, и он до конца заботился о Ней. То- есть, всегда надо задаваться вопросом: какой урок нам преподает нам тот или иной текст? Если кто-то скажет урок непослушания, то я бы с этим не согласился. А вот урок, как правильно надо относиться к матерям, к родителям, что иногда надо переступать через свою волю. Надо понять, что в Иисусе Христе было две воли. Это воля божественная и воля человеческая. И в данной ситуации конфликт был не между Девой Марией и божественной волей, потому что Она всецело покорилась воле божественной, сказав в день Благовещения: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

http://radonezh.ru/text/vo-vsekh-li-sluc...

Поэтому Евангелие от Марка – это записанные проповеди первоверховного апостола Петра. Евангелие от Луки написал Лука, который тоже не был в числе двенадцати. Это записанные проповеди апостола Павла, ибо Лука был сотрудник апостола Павла, это уже был христианин третьего поколения. Марк – христианин второго поколения, Лука – третьего поколения. Павел принимал некие видения непосредственно от Иисуса Христа, но он собирал свидетельства об Иисусе Христе, общаясь с апостолами Иаковом и Петром. Он специально путешествовал в Иерусалим, чтобы собирать эти свидетельства ( Гал.1:18–19 ). Евангелие от Иоанна – это свидетельство христианина первого поколения, он писал то, что он непосредственно видели то, что слышал. В 1-м Соборном послании апостола Иоанна Богослова сказано: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:1–3 ). Отношения между Иоанном Богословом и Иисусом Христом были очень близкие. Иоанн Богослов на Тайной Вечере даже возлегал на груди Учителя и слышал, как бьется Его Божественное сердце. Иоанн Богослов не покинул Иисуса Христа даже у Голгофского Креста. В то время когда все остальные апостолы разбежались («страха ради иудейского» они прятались), Иоанн, как самый юный, такой конченый идеалист, – он оставался до конца. Он был рядом с Божьей Матерью, и они стояли прямо под Крестом. Поэтому вот эти слова – и «свидетельство Иисуса Христа и что он видел» – это характеристика Иоанна Богослова. Он многое действительно видел своими глазами. 3 . Здесь говорит Иоанн, но он говорит не от себя. Он говорит то, что получил от Ангела, то, что Ангел получил от Иисуса Христа, и то, что Иисус Христос получил от Отца Своего Небесного. В Послании апостола Петра сказано: «Говорит ли кто, говори, как слова Божии» ( 1Пет.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Прямой эфир от 24.04.2015 21:00. Протоиерей Андрей Ткачёв. Тема: Толкование на «Откровения Иоанна Богослова». Ответы на вопросы радиослушателей. 30.04.2015 08:37:43 Протоиерей Андрей Ткачев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/04/24/21-00.html Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, прямой эфир радио «Радонеж», канун субботы Фоминой недели, с вами протоиерей Андрей Ткачёв, сегодня мы продолжаем наше общение. Мне очень нравится вести с вами беседы о Писании. В прошлый раз мы делали шаговые отступления от самых известных псалмов: сделали шаг назад от 50-го псалма — 49-й почитали, потом, я надеюсь, вы сделали шаг вперёд — почитали 51-й. Сегодня можно было бы взять 90-й псалом, и так пошагово познакомиться с 89-м псалмом — «Молитвой Моисея», с 91-м, но Писание — это море, и сколько бы ты его не читал, всё равно есть что-то не прочитанное. Но меня влечёт сегодня иное чтение, меня влечёт чтение «Откровения» Иоанна Богослова. Я сегодня позволю себе почитать с вами две главы, одну — по диагонали, а вторую — полностью, это 17-я и 18-я главы. Я надеюсь, что вы моё желание разделите. «Откровение» сложно тем, что оно не вмещается ни в одно толкование исчерпывающе, оно всегда выскользает из любого толкования и представляет из себя нечто большее и ускользающее, поэтому каждая эпоха всматривается в «Откровение» как в зеркало, находит там свои собственные черты. Каждый может найти там некие аналогии с современным миром, но никто не может точно сказать, что вот это именно так, и никак иначе. В этом уникальность «Откровения» о том, что было показано Иоанну Богом, о том, что есть и чему надлежит быть вскоре. Начнём 17-ю главу. Пришёл к Иоанну некий Ангел, имеющий семь чаш, и говорит ему: 1 ...подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. 3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Слово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О том, что… мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь… (1 Ин. 1, 1—2). Соцветие трех праздников вобрал в себя сегодняшний день. Но все три — последовательное продолжение, раскрытие и свидетельство об одном, о главном: о слове жизни, о явлении Спасителя Христа и воскрешении мира в Нем. Каждый воскресный день евангельское чтение являет нам тайны Царствия Небесного и учит пути шествия к нему, а жизнь тех людей, чью память вспоминает и хранит Святая Церковь, непременно подтверждает истинность учения Евангелия, воплощенного в жизнь этими людьми. Вот и сегодня воскресный день, Неделя 16-я по Пятидесятнице, память преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова — самовидца Христа, жившего в I веке христианства, и память святителя Тихона, Всероссийского Патриарха, преемственно следовавшего путем апостольского служения в XX веке. А сегодняшнее евангельское чтение — это исток этих жизней. Перед нашим взором — Генисаретское озеро, олицетворяющее житейское море. Раннее утро, мир еще только на пороге новой жизни. Мир еще не знает, что для него это не простое утро, но утро пробуждения к жизни в Боге, в Новом Завете. Народ теснится вокруг Человека, возвысившего Свой глас над толпой с необыкновенной силой и властью. Это Христос. Он один. Он пока один в этом мире, но слово Божие, которое острее меча обоюдоострого, уже рассекает сознание и чувства слушающих, готовя Ему последователей — учеников. Среди слушающих есть и те, кто уже после этой проповеди оставит все житейские попечения и пойдет за Словом Божиим, за Христом. Здесь и юноша Иоанн, которого мир в свое время назовет Богословом, апостолом любви и таинником Христовым. А в это утро Иоанн вместе с братом своим Иаковом и с Симоном, будущим апостолом Петром, еще рыбаки, утружденные бессонной ночью и неудачным ловом, вымывая пустые сети, внимали слову Христа.

http://pravoslavie.ru/1505.html

Учение о воплотившемся Слове или Христе находится и у других апостолов; так, апостол Павел говорит о Божестве Христа ( Римл. 9, 5 ; Тит. 2, 13. 3, 4 ; Филип. 11, 6 ; Колос. 2, 9  и др.). Его личном бытии до воплощения и о сотворении Им мира ( Колос. 1, 15–17 ; Евр. 1, 2–3 ). Его предвечном рождении ( Евр. 1,1–5  и др.) и, наконец о Его воплощении ( Гал. 4, 4 ; Фил. 2, 7  и др.). Таким образом, учение о Слове является в св. Писании формулированным с совершенной точностью и законченным во всех своих частях. Те же самые мысли раскрывает и св. Иустин; в своих сочинениях, как мы видели, он воспроизводит не только в сущности учение Иоанна Богослова, но даже более: часто он употребляет те же формы и выражения, какие мы видим и у евангелиста. А так-как он сам объявляет, что он заимствовал свое, учение из Евангелий, то учение св. евангелиста Иоанна Богослова и должно быть главным источником его учения о Слове. Но св. Иустин старается не только верно передать учение евангелиста, но он подробно раскрывает его, защищает от всякого ложного истолкования и старается сделать его понятным через сравнения, столь же точные, как и возможные. К откровенным истинам он старается отнестись научным образом и объяснить их философски. «Христианская философия, по словам Фреппеля, принимает у Иустина свой первый полет, чтобы возвыситься к разумному пониманию догмата, не отступая притом от предания, как своей основы и образца» 131 . Учение его об участии язычников в Слове так же составляет более подробное раскрытие слов св. ап. Павла и слов евангелиста Иоанна Богослова. В своем послании к Римлянам ап. Павел возвышает естественный разум человека, утверждая, что он владеет собственной внутренней силой, делающей его способным возвышаться до познания Бога, почему язычники безответны. «Что можно знать о Боге», говорит апостол, «явно для них (язычников). Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (1, 19–20) 132 . Эту естественную возможность, которую апостол находит у разума в области теоретической, он приписывает ему и в области нравственной: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющая, то оправдывавшая одна другую» (2, 14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

22 Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» ( Втор.5:15 ). 23 Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». 24 Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2е послание Коринфянам, VII. 25 См. также Лк.6:7-9 . 26 Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328–329). 27 Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231. 28 Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336. 30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335. 31 Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogoslovie...

3)                              «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,   ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4-5). 4)                              «Я крещу вас водой, но … Он будет крестить вас Духом и огнем», – слова Иоанна Крестителя. Когда произошло это последнее для учеников Христа? Смотря на предыдущее – в день Пятидесятницы. Но тогда Евхаристия Тайной Вечери была принята ими без сего Крещения. Более того, если внимательно посмотреть, то в Деяниях не говорится, что ученики совершали Евхаристию от Воскресения Христового до Пятидесятницы (говорится: «пребывали единодушно вместе» «в молитвах», но не говорится о «преломлении хлеба»). Если Апостолы не были Крещены водой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тогда странным выглядит то, что они причастились на Тайной Вечере. Ведь по учению Церкви – Евхаристия – Одна – совершена раз и навсегда на Тайной Вечере Христом. А Церковь не повторяет ее, совершая новую почти каждый день (кроме Страстной Пятницы), а причащается тех же Таин, что и Апостолы на Тайной Вечере. Тогда необходимо рассмотреть вопрос о правиле св. Тимофея Александрийского, которое цитировали ранее. Если же при Сошествии Духа Святого на Апостолов без их Крещения во имя Троицы они получили дары, тогда это также странно. Думаете, их водное крещение Иоанна (хотя бы для Андрея и Иоанна Богослова) было «восполнено» Духом Святым так, что они уже не крестились по-церковному? Но почему тогда Павел говорит креститься ученикам Иоанна? и.м. Роман, Козельск 22 декабря 2010г. 01:32 Евгений Похожаев  пишет:  " " " " Может необходимо в этом документе сделать конкретные указания на способ принятие из того или иного раскола. Например, из так называемого " Киевского патриархата " принимать через крещение, а сторонников бывшего епископа Диомида через покаяние. При этом оговорить, что для отдельных лиц или в исклюительных случаях возможны иные способы приема, из принципа икономии. Таким образом, такое положение станет своего рода новыми каноническими правилами, адаптированными к реалиям сегодняшнего дня....... " " " "

http://bogoslov.ru/article/1304049

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010