Разделы портала «Азбука веры» Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах. Где двое или трое Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров , митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе. Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться! К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует. И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе. Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову . Вот он: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».

http://azbyka.ru/molitva-po-soglasheniyu...

Св. Иоанн Златоуст в VII Беседе о покаянии представляет Раав «учительницей покаяния» для иерихонцев. Бог не сразу разрушает Иерихон, но, как позднее в случае с Ниневией, дает жителям возможность покаяния. «Но кто будет проповедовать им покаяние? Враги облегали город, вождь окружал стены; велик страх, велико смятение! Какой же путь покаяния открыл Ты им? Послал ли Ты пророка? Послал ли благовестника? Был ли кто-нибудь, кто внушил бы им полезное? Да, говорит, у них был такой учитель покаяния – та дивная Раав, которую спас Я покаянием… И посмотри, какая необычная проповедь милосердия! Тот, Который говорит в законе: «Не прелюбодействуй» ( Исх. 20:14 ), переменяя слово по милосердию, восклицает через блаженного Иисуса: Раав блудница пусть останется в живых ( Нав. 6:16 )… Но если ей надлежит жить, то зачем она блудница? А если блудница, то для чего «пусть останется в живых»? Я, говорит, указываю на прежнее ее состояние, чтобы ты подивился произошедшей затем перемене…». Раав у Златоуста – пример древнего обращения от тьмы многобожия к свету веры в единого Бога: «Не речами одними только приобретает она спасение, а предшествовавшею им верою и любовью к Богу… Она приняла соглядатаев; и от Кого отрекся Израиль в пустыне, того Раав проповедала в непотребном доме… Она говорит соглядатаям: мы узнали, что сотворил Бог ваш египтянам (ср. 2:10). Иудей говорит (истукану. – Арс.): «Вот бог твой (в церковнослав.: бози твоя), Израиль, который вывел тебя из земли египетской» ( Исх. 32:4 ), а блудница приписывает спасение не богам, а Богу: мы узнали, говорит она, что сотворил Бог ваш египтянам в пустыне, услышали, и истаяло сердце наше, и нет в нас силы (ср. 2:9, 11). Узнали, чтò сотворил Бог ваш. Видишь, как она верою воспринимает слово Законодателя? Знаю, говорит она, что Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу (2:11)» 108 . «Верою спаслась блудница… Она не стала рассуждать: как эти пленники, беглецы и изгнанники, ведущие кочевую жизнь, могут овладеть нашим городом, который защищен стенами и башнями? Если бы она стала так размышлять, то погубила бы и себя, и их» 109 . Как видим, у Златоуста то же самое противопоставление, что и в Песикте рав Каганы: верность иноплеменницы и блудницы Раав Богу противопоставлена неверности Ему Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Сверхъестественная помощь для устроения земной жизни человека и подаётся в таинствах Брака и Елеосвящения. Два явления земной жизни человека освящаются таинствами Церкви – это: семейная жизнь, как основная форма человеческих отношений, и здоровье, как самое драгоценное благо для человека на земле. Освящая семейную жизнь, Церковь этим самым указывает и христианский принцип устроения жизни общественной и государственной; освящая здоровье человека, она даёт ему руководство для отношений к многоразличным благам земли. 15. Таинство Брака Брак есть таинство, коим благословляется супружеский союз мужчины и женщины в образе духовного союза Христа с Церковью. И если человек при вступлении в брак ясно понимает великое назначение семьи, как продолжательницы рода человеческого и малой Церкви Христовой, то он не может не чувствовать слабость своих сил и необходимости зиждительной помощи Божией для устроения своей семейной жизни. А Церковь , как носительница высших идеалов, освящая брак и возведя единение мужа и жены на степень образа духовного единения Христа с Церковью ( Еф.5:32 ), этим самым указывает и основное начало отношений членов семьи, именно – христианскую любовь. «Мужья, любите своих жен как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф.5:25 ), говорит апостол Павел. 16. Таинство Елеосвящения Второе таинство, освящающее земное состояние человека, есть таинство Елеосвящение. Елеосвящение есть такое таинство, когда через помазание освящённым елеем частей тела испрашивается человеку исцеление от болезней телесных и духовных. «Болен ли кто из вас? – говорит апостол Иаков, – пусть призовёт пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Попечение Церкви о здоровье человека проявляется главным образом во время болезни его, конечно, потому, что при болезни, и особенно болезни серьёзной, человек живее чувствует бессилие своих средств для сохранения жизни и нужду в помощи свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Священники окружали ковчег, левиты и священники и весь Израиль стояли по одну и по другую сторону, как написано: Весь Израиль, старейшины его и надзиратели, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега (8:33). Обратили лицо свое к горе Гаризим и начали благословение: благословен человек, который не делает себе изваяния, ни литого кумира, и все как один отвечали: проклят человек, который делает себе изваяние или литой кумир (ср. Втор. 27:15 ), и все как один отвечали: аминь, и так до завершения благословений и проклятий. Затем принесли камни, построили алтарь и покрыли его известью и написали на нем слова Торы на семидесяти языках, как написано: очень явственно ( Втор. 27:8 ) " 322 . Это отрывок из Мишны. Как видно из этого описания, Талмуд представляет событие как некую литургию, с церемониями и антифонными возглашениями. Притом, описанное здесь, как видим, несколько отличается от повелений Второзакония. Что же было написано на камнях, покрытых известью? Вся Тора, как считает иудейская традиция 323 ? Декалог, как полагают некоторые современные комментаторы 324 ? Ориген и Св. Иоанн Златоуст на основании LXX 325 считают, что текстом было Второзаконие: «Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них Второзаконие» 326 . Бл. Феодорит и бл. Августин в своих толкованиях на книгу Иисуса Навина пропускают без внимания это событие. Ориген посвящает ему целую гомилию (IX гомилия на книгу). Для него, рассматривающего весь Ветхий Завет через призму Нового, алтарь есть новозаветная Церковь , камни, из которых был построен алтарь, – христиане: «Все мы, верующие в Иисуса Христа, называемся живыми камнями, как утверждает Писание» 327 (ср. 1Петр. 2:5 ). Фундамент Церкви – Христос как краеугольный Камень, в основании Церкви – тоже камни: апостолы и пророки (ср. Еф. 2:20 ) 328 . Второзаконие, согласно LXX, написанное Иисусом Навином на камнях алтаря становится у Оригена «новым законом», «законом Евангелия», который «Иисус написал на живых камнях, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях нашего сердца» 329 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины повели Его к первосвященнику Анне. Из учеников Иисуса Христа издали шли за Ним Иоанн и Петр. За толпой, взявшей Иисуса, следовал также один юноша, обернутый в полотно. Воинам показался подозрительным этот человек: они подумали, что он последователь Иисуса Христа, и схватили его. Но юноша в страхе вырвался от них и, оставив в руках их полотно, убежал. По преданию, это был евангелист Марк. 81. Суд над Иисусом Христом у первосвященников Иудейских Анны и Каиафы ( Мф.26:57–68, 27:1 ; Мк.14:53–65; 15:1 ; Лк.22:54:63–71 ; Ин.18:12–15, 19–24 ) Воины привели Иисуса Христа в дом первосвященника Анны, который передал в это время власть зятю своему, Каиафе, и считался почетным членом синедриона. Анна стал расспрашивать Иисуса Христа об учениках и учении Его. Спаситель, вполне сознавая Свою чистоту и невинность в деле Своей проповеди, отвечал ему: «Я говорил явно миру; всегда учил в синагоге и в храме, где иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? – спроси слышавших Меня, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил». Только что Иисус Христос произнес эти слова, один из служителей первосвященника, желая угодить господину своему, ударил И. Христа по щеке и сказал: «Так Ты отвечаешь первосвященнику?» Спаситель кротко перенес это оскорбление и только заметил слуге: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня?» Между тем в доме первосвященника Каиафы собрались члены синедриона для суда над Спасителем. По закону, собрание членов синедриона должно было проходить днем и в зданиях храма; но враги Иисуса Христа так сильно желали скорее обвинить Его в чем-нибудь, достойном смерти, что собрались ночью в дом первосвященника для суда над Спасителем. Анна, зная об этом, послал связанного Иисуса к Каиафе. Чтобы обвинить Его в поступке, достойном смерти, члены синедриона подкупили лжесвидетелей и позвали в собрание. Много говорили лжесвидетели против Спасителя, много старались они оклеветать Его, но не могли придумать обвинения, за которое можно было бы убить Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Скачать epub pdf Сентябрь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А. А. Спасского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 3. 9. С. 129–144 (1-я пагин.). (Продолжение.) —129— чется о том, чтобы сберечь (её), поскольку рука Его есть рука, простирающаяся на всё, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть её. 1668 Любовь Свою, коею обнимает всех людей, сделал меньшею и повинною всем, дабы любовь людей, коею обнимают они Господа всяческих, представить превосходящею всё. «Кто не любит Меня более, чем душу свою (ср. Мф.10:37 )» и пр. «Пришла Мария, и села у ног Иисуса ( Лк.10:39 )» то есть, села как бы на твердую землю у ног Его, которые и жене грешнице дали прощение грехов. Поскольку она добыла себе украшение, чтобы войти в царство Единородного, то «избрала» одну только «благую часть», именно благого Христа, так что «во век», как сказано, «не отнимется от неё ( Лк.10:42 )». Любовь же Марфы была более суетливой, чем любовь Марии, потому что, когда в первый раз пришел Христос, Марфа служила Ему: «Нет Тебе нужды до меня; скажи сестре моей, чтобы помогла мне ( Лк.10:40 )». И в то время, как (Господь) пришел, чтобы воскресить Лазаря, она первая также вышла навстречу Ему ( Ин.11:20 ). Глава девятая «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого ( Мф.11:3 )?» Отнюдь не усомнился в Нём. Ибо тот, кто приготовил путь в пустыне и не умедлил взыграть во чреве, кто крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя ( Мф.3:14 )», и «вот, тот агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Ин.1:29 )», и: «я недо- —130— стоин развязать ремни у обуви Его ( Ин.1:27 )», – кто все это возвестил во всеуслышание, каким образом потом мог усомниться в Нём, во-первых, после свидетельства Духа, сошедшего в подобии голубя, и (во-вторых) после голоса, явившегося с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный и пр. ( Мф.3:17 )»? Но эти слова мы изъясняем так. Как пророки то, что говорили, ради себя говорили и ради тех, которые должны были слушать их, и как Господь говорит: «ради народа говорю сие, чтобы поверили ( Ин.11:42 )», так и Иоанн, когда увидел, что настало время переселиться ему из этого мира, и уразумел, что он должен так же и в смерти предшествовать Спасителю, как предшествовал Ему в рождестве в эту жизнь, то озаботился о том, чтобы не оставить своих учеников блуждать и рассеяться, как стадо без пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служители Церкви должны встречать себе со стороны паствы доверие к их руководительству и почитание их сана и служения. Непослушание Церкви есть выражение недостатка веры и любви к Богу, недоверие к Промыслительству Божию; ибо Христос – Глава Церкви, Дух Святой – Руководитель её жизни. Вот почему и сказано: «Если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Любовь к ближним 1. Христова заповедь о любви к ближним и сущность этой любви Вторая заповедь, данная Богом людям, есть заповедь о любви человека к ближним. «Заповедь новую даю вам, – завещал Спаситель, – да любите друг друга. Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13: 34–35 ). Основанием и побуждением человеку для любви его к ближним служит Высочайший Пример любви Божией к миру и людям. Для любящего сына нет примера более достойного, как пример любимого отца. Бог, – Высочайший Первообраз человека, есть Любовь, а посему стремление богоподобной души человеческой руководиться в жизни и отношениях любовию должно быть естественно. «Как Я возлюбил вас, – увещевал Спаситель, – так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Сущность отношений любви заключается в исполнении человеком следующего правила: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ). Так как вся жизнь человеческая слагается из забот о душе, теле и счастье жизни, то в содействии ближнему в этих его заботах и состоит исполнение христианином заповеди о любви к ближним. 2. Попечение о душе ближнего; молитва за ближнего Первой и главной заботой человека в жизни должна быть забота о спасении души. Спасение души это – та путеводная звезда, которой должен определяться характер всей жизни человека на земле. Но, к сожалению, действительность часто отмечает уклонения от этой цели в людях и увлечения путём греха и погибели. И, что ещё грустнее, уклонения от спасительной нормы не всегда объясняются слабостью сил человека в борьбе с обманчивыми греховными соблазнами мира, а иногда бывают сознательные, по убеждению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Спустя шесть месяцев после этого, тот же архангел Гавриил является Пресвятой Деве Марии, которая обручена была старцу Иосифу из дома Давидова и жила с ним в Назарете, и возвещает ей радостную весть, что она «зачнёт и родит Сына, Которого назовет Иисус, и Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца», что зачатие Его и рождение совершатся сверхъестественным образом, именно, «Дух Святой найдет на нее и сила Всевышнего осенит ее, почему рождаемое «свято» назовется Сыном Божиим»; Пресвятая Дева Мария со смирением и верой принимает эту весть и говорит: «Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:26–38 ). После рождения Мессии, ангел Господень в эту же ночь возвещает Вифлеемским пастырям великую радость, что в городе Давидовом родился Спаситель мира, и вслед за тем появляется многочисленное воинство небесное, славящее Всевышнего Бога за благоволение к людям и послание к ним Примирителя. В то же время на Востоке появляется необыкновенная блестящая звезда, которая приводит волхвов на поклонение Новорождённому Младенцу Иисусу. Пришедшие волхвы называют Его царём иудейским, a иерусалимские книжники открывают, по указанию пророчества, само место Его рождения – Вифлеем. To и другое возбуждает тёмное подозрение в Ироде и приводит в смущение весь Иерусалим. Старец Симеон, которому обещано было от Бога, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, в 40-ой день по рождении Иисуса, когда Он принесён был в Иерусалимский храм, в своей вдохновенной песни прямо называет Его Спасителем мира, светом к просвещению язычников и славой народа Своего Израиля. Все эти евангельские свидетельства не служат ли ясным доказательством того, что родившийся в Вифлеемской пещере от бедной Девы Марии Младенец Иисус есть не обыкновенный человек, но то Лицо, Которое было чаянием всех народов земли, именно, Лицо Божественное – Спаситель мира, Сын Божий? О Божеском достоинстве Будущего Мессии предсказывали и пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Стихи 8–13. После того, как Исаия получил очищение своих грехов, он услышал голос вопрошающего Господа, призывающего высокому пророческому служению: «кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (слав. «кого пошлю и кто пойдет к людям моим?»). Очищенный благодатью Божией, Исаия почувствовал в себе силу и сам изъявил желание и готовность быть глашатаем воли Божией: «вот я, пошли меня» сказал он. Тогда Господь послал Исаию на проповедь к иудеям и вместе с тем предупредил, что они не примут его проповеди по причине своего крайне нравственного огрубления и духовного ослепления: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Выслушав это, пророк в недоумении спросил, долго ли будет продолжаться это ожесточение и ослепление, на что получил ответ: до тех пор, пока люди не перенесут наказания Божия за грех и лишь по милости Божией среди них останется семя, которое будет способно дать жизнь новым, очищенным через скорби, поколениям. Содержание 9 и 10 стихов имеет отношение не только к современникам Исаии, но согласно новозаветному объяснению, и к их отдаленным потомкам – современникам Иисуса Христа, которые своим ожесточением и духовным ослеплением превзошли иудеев времен Исаии. В таком именно смысле истолковывали эти строки Сам Иисус Христос ( Мф.13:14 ) и святой евангелист Иоанн: «Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него» пишет он и далее приводит слова Ис.6:9–10 как пророчество, исполнившееся на современниках Христа ( Ин.12:37 ). 6 глава читается в качестве паремии на праздник Сретения Господня (15 февраля). Стих 3, включающий слова Серафимской песни – троекратное «свят, свят, свят, Господь Саваоф» – послужили основанием трисвятой песни, употребляемой в Православной Церкви за богослужением и в частной молитве верующих. Эти же слова постоянно воспеваются на Божественной литургии во время евхаристического канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Сува , город и область на севере Дамаска. Когда Адраазар, царь Сувский, двинулся к Евфрату, чтобы возвратить отторгнутую Саулом часть своего царства, Давид напал на него близ Емафа: «И взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив себе из них для ста колесниц» ( 2Цар.8:4 ; 1Пар.18:3 ). Авила , столица Авилинеи. Когда Иоанн Креститель начал проповедовать, Авилинеею управлял Лисаний: «В пятнадцатый же год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее. Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее (на юге Трахонитиды) и Трахонитской области (на юго-востоке Дамаска), а Лисаний четверовластником в Авилинее» ( Лк.3:1 ). Имаф или Епифания , знаменитый город, давший свое имя всей окружавшей его стране. Фой, царь Имафский, посылал Иорама, сына своего, к Давиду приветствовать его и благодарить за то, что он поразил Адраазара ( 2Цар.8:8 ). Заалаф или Гелиополь (город солнца), близ источников Леонта, на склоне Антиливана. Он был обстроен Соломоном ( 2Пар.8:6 ). В нем был храм, посвященный солнцу. Елам , город, около которого Давид разбил войско Сирийцев и убил предводителя их Совака, военачальника Адраазарова. «Когда все цари, покорные Адраазару, увидели, что они поражены Израильтянами, то заключили мир с Израильтянами и покорились им» ( 2Цар.10:16–19 ). § 39. Пустыня В пустыне, на востоке от Палестины, находилась земля Уц , где жил праведный Иов ( Иов.1:1 ). Эта земля находилась близ Халдеи, так как в книге Иова говорится, что Халдеи делали набеги на стада Иова ( Иов.1:15–17 ). Тов или Истов ( 2Цар.10:8 ), где жил некоторое время Иеффай, изгнанный из дома отца своего братьями своими, рожденными от другой матери. «Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты – сын другой женщины (незаконной жены). И убежал Иеффай от братьев своих, и жил в земле Тов» ( Суд.11:2–3 ; 2Цар.10:8 ). Земля Тов находилась между Сирией и землею Аммонитской, на северо-западе от Переи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010