Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Евгений Соколов: «Плоды тщеславия и гордыни взошли и расцвели во всей красе» Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии об общине о.Иоанна Привалова 16.01.2013 1298 Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов высказал свое мнение о сегодняшней ситуации в Заостровском храме, сообщает ИА «Православие на Северной земле». «Почти 15 лет мне пришлось наблюдать со стороны за общиной храма в Заостровье. Сейчас, когда прошел Церковный Совет и, казалось бы, все расставлено по местам , начинается непонятная, простите, " истерика " людей из общины о.Иоанна Привалова. На Церковном Совете о.Иоанн признал, что и епископ Пантелеимон и епископ Тихон неоднократно призывали его прекратить самочиние и служить по Церковному уставу. О.Иоанн сказал, что он давал слово и даже (его слова) перешел на какое-то время на ЦСЯ, но потом все вернулось на круги своя. Аргумент – " Я люблю русский язык " . На Престоле заостровского храма лежало Евангелие в переводе на русский язык академиком Аверинцевым, которое читалось на Литургии. На вопрос: " Кто благословил? Кто дал право так служить? Ответа не последовало. На мой вопрос: " Но если вам о.Иоанн, можно так изменять устав, то почему другим нельзя? Как будет сохраняться единство Церкви, если любой священнослужитель может изменять устав по своему " хотению " ? " Ответа не последовало», - рассказал отец Евгений. «Странно, эти люди рассуждают о любви, - отмечает пастырь. – Сколько боли все эти годы они причиняли нам и нашим прихожанам. Но, как становится ясным из их ответов: они видят ТОЛЬКО СВОЮ боль, боль других должна быть принесена в жертву их инаковости, их своеобразию. " Нам хорошо! Зачем вы разрушаете то место, где нам хорошо?! " - вот их главный лозунг. То что единогласно весь церковный совет (20 священников, в том числе возрастных, которые служат у Престола Божия более 25 лет) осудил нарушения устава, которые практиковались о.Иоанном Приваловым – их мало интересует. Они требуют выслушать их мнения, совершенно не интересуясь единогласным мнением Церковного Совета. Можно же было попросить о встрече со священниками и попробовать рассмотреть их взгляды, понять, что побудило священнослужителей к единогласному принятию такого решения?! Нет! Это их совсем не интересует!!! Выслушивать, по их мнению, можно только их и все!»

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/16/pr...

Преосвященный Иоанн, Епископ Смоленский Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской Духовной Академии он закончил своё богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. I. Краткие биографические сведения и характеристика личности преосвященного Иоанна Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 июля 1818 года, при крещении наречён Владимиром. Обучался в Москве же – в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казённый счёт в Московскую Духовную Академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утверждён Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на учёную степень, под заглавием: «Стоглавный собор», через восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 277 . В год окончания академического курса, 29 августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 278 ; на следующий день после пострижения он рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

свящ. Димитрий Рождественский Содержание Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V     Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской духовной академии он закончил свое богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. Глава I Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 Июля 1818 года, при крещении наречен Владимиром. Обучался в Москве же–в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утвержден Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на ученую степень, под заглавием: „Стоглавый собор «, чрез восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 1 .– В год окончания академического курса, 29 Августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 2 ; на следующий день после пострижения он рукоположен в иеродиакона, а 5 Сентября в иеромонаха. Академической конференцией 21/22 Сентября 1842 г. назначен на должность бакалавра по каедре нравственного и пастырского богословия, в Сентябре 1844 г. перемещен на каедру Священного Писания . По желанию графа Протасова, тогдашнего синодального обер-прокурора, в конце того же 1844 г. из академии, находящейся, по церковно-богослужебному выражению, „в веси», был переведен в столичную академию, в которой Протасов хо-

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Иоанн, епископ Смоленский и Дорогобужский (Соколов Владимир Сергеевич) Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника. Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года – в Московской духовной семинарии. В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона. С 22 сентября 1842 года – бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия. 5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха. 27 декабря 1843 года удостоен степени магистра. 22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет. С 9 января 1848 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита. С 27 января 1849 года – член духовного цензурного комитета. С 17 июля 1850 года – член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях. 8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 сентября 1852 года – профессор, а с 19 декабря того же года – ординарный профессор. 8 октября 1853 года за сочинение «Опыт церковного законоведения» получил редкую в то время степень доктора богословия. 16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 17 марта 1857 года – ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала «Православный собеседник». 31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру. Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе. Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Предисловие Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен епископом в Смоленскую епархию, где прослужил с небольшим два года и скончался скоропостижно 17 марта 1869 г. Человек в высшей степени даровитый и многосторонний по способностям, по характеру вообще непреклонный и самостоятельный, в официальных отношениях большей частью сухой и даже суровый, – преосвященный Иоанн прежде всего известен, как замечательный церковный оратор и талантливый духовный публицист, которому приписывается открытие новой эпохи – жизненно-практического направления в проповеди и стремления освещать и оценивать в духовной журналистике факты общественной жизни с религиозно-нравственной точки зрения; в то же время он прославился и как ученый профессор, творец системы церковного законоведения и глубокомысленный богослов, обладавший блестящей диалектикой и тонким философским анализом, оригинальной аргументацией и свободной, сильной ораторской речью. В печати имеются его «Поучения», а также «Академические лекции по Догматическому и нравственному Богословию». Настоящее исследование Преосвященного Иоанна О монашестве епископов впервые было помещено в журнале «Православный Собеседник» за 1863 год и явилось ответом на горячо обсуждавшийся в то время вопрос о допущении в епископы лиц, находящихся в супружестве. Автор со свойственной ему широтой познаний и силой мысли доказывает, опираясь на исторические факты и канонические постановления, что епископы в православной церкви непременно должны быть монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

протоиерей Илия Соколов Предварительные сведения о первом послании св. Иоанна Богослова Писатель послания Древние Церковные писатели, по свидетельству Евсевия (Ист. кн. 3 гл. 24), безспорно усвояют послание сие Св. Апостолу Иоанну Богослову. И действительно, в нем повсюду виден тот свет учения о Божественности Иисуса Христа, которым озарены п другие сему Апостолу принадлежащие писания, и тот дух любви, который свойственен наперснику вечной любви Богочеловека. Общества, к которым писано послание Седьмой стих второй и двадцать первый последней главы рассматриваемого послания дает видеть, что Иоанн писал оное к обществам Христиан, обращенных из Иудеев и язычников, по всей вероятности Малоазийских. Ибо эта часть света, по свидетельству Климента Александрийского (Ист. Евс. кн. 8 гл. 23), была главным поприщем, на котором Св. Апостол Иоанн подвизался по отбытии из Палестины. Время и место написания В памятниках древности не находим прямого указания, где и когда написано послание сие. Впрочем, принимая в соображение свидетельство Евсевия (Истор. кн. 3 гл. 24) и соглашаясь с мыслью Амвросия Медиоланскаго (Зап. на 36 псал.), должно полагать, что послание писал Св.Апостол в глубокой старости, т.е. после заточения, претерпенного им на острове Патмосе. В это время, живя в Ефесе, он и лично посещал верующих и писанием назидал их, как то видно из второго и третьего послания ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Повод к написанию В исходе первого века юная Христова Церковь имела уже многих врагов. Между ними Св.Иоанн видел сеятелей всякой лжи и неправды, истых клевретов Антихриста ( 1Ин.2:19, 22, 26 ). И видев это, признал за благо обличить таковых, изложив в письмени лжемудрие их, а вместе с тем начертать для верующих правило, по которому могли бы они различать проповедников истины от лживых учителей, водимых духом лести и приводящих в погибель. Содержание и ход послания Послание, при поверхностном на него взгляде, не дает замечать ни главного предмета, ни составных своих частей. Углубляясь же в оное, скоро усматриваем и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Соколов), митр. Киевский и Га-лицкий. Фотография. Сер. ХХ в. (Соколов Иван Александрович; 1.01.1877, г. Дмитров Московской губ.- 29.03.1968, Киев), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата. Из семьи диакона; отец умер за 4 месяца до его рождения. В 10 лет лишился матери. Окончил Перервинское ДУ, в 1897 г.- Московскую ДС. Назначен старшим учителем духовной школы при Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре . В 1901 г. вступил в брак, был рукоположен во иерея. Преподавал Закон Божий в московских гимназиях. В 1908-1912 гг. окончил Московский археологический ин-т, защитил дис. «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам», за к-рую был удостоен золотой медали. В 1915 г. овдовел. В 1918 г. назначен служить в бывш. Георгиевский мон-рь на Б. Дмитровке в Москве. В 1919 г. настоятель одного из московских храмов и благочинный 2-го отд-ния Никитского сорока (округа) Москвы, в это время был возведен в сан протоиерея. В 1919-1922 гг. археолог в Гос. комиссии по охране памятников старины, одновременно работал на пищевой фабрике 10. С 1923 г. в гос. учреждениях не работал. 29 сент. 1928 г. по принятии монашества хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского. Назначен викарием Московской епархии. С 25 сент. 1929 г. епископ Кимрский, викарий Тверской епархии. 17 марта 1931 г. вновь назначен епископом Орехово-Зуевским. С 14 мая 1934 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии; 4 сент. того же года переведен на Егорьевскую викарную кафедру. С янв. 1936 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 30 июля по окт. 1936 г. временно управлял Брянской, а с окт. 1936 по 23 мая 1937 г.- Вологодской епархией. 23 мая 1937 г. назначен епископом Архангельским. 21 янв. 1938 г. возведен в сан архиепископа. В том же году арестован, освобожден при общем пересмотре следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова . Поселился как частное лицо у родственников на даче в Московской обл. В нояб. 1941 г. И. сопровождал Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во время эвакуации в Ульяновск, был назначен архиепископом Ульяновским, награжден правом ношения креста на клобуке. 28 марта 1942 г. И. был среди подписавших судебное определение по делу главы неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви еп. бывш. Владимир-Волынского Поликарпа (Сикорского) . 1 авг. 1942 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, временно управляющим Ивановской епархией. Был членом Архиерейского Собора РПЦ 8 сент. 1943 г. , избран постоянным членом Свящ. Синода. Впосл. И. был членом мн. церковных и гос. комиссий.

http://pravenc.ru/text/469550.html

Раевское. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Раевское ныне Максатихинского района, от Твери 120 верст, от Максатихи 36 километров. Церковь Благовещенская, построена в 1794 году, каменная, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Святителя Николая, левый Святителя Димитрия Ростовского. В 1910 году церковь была разобрана из-за плохого технического состояния. Разрешение на строительство новой Благовещенской церкви было получено еще в 1900 году, после чего началось ее строительство, оконченное к 1910 году. Кирпичная церковь стоит у дороги при въезде в село на небольшом холме. Как и в старой церкви, в ней освятили три престола: Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского. Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1802 года, исповедальные с 1827 года, план на землю. В 1901 году служили: священник Александр Соколов 34-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1888 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и земской школы, награжден в 1896 году набедренником. Диакон Иоанн Раменский 44-х лет, диаконом с 1885 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Павел Введенский 55-ти лет, в должности с 1865 года. Прихожан в селе Раевском, в деревнях: Куничихе, Найденихе, Хмелеве, Андронихе, Филизях, Бахореве, Осташихе, Андреянихе, Пархове, Алферихе, Выселке - 331 двор (1210 мужчин, 1358 женщин, все карелы). В 1915 году служили: священник Александр Соколов 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Благовещенском храме 15 лет. Штатный диакон Иоанн Раменский 59-ти лет, на службе 29 лет, в Благовещенском храме 20 лет. Псаломщик Александр Пушков 32-х лет, на службе 5 лет. Прихожан в деревнях: Куничиха, Найдениха, Хмелево, Андрониха, Филези, Бахорево, Осташиха, Андрианиха, Пархово, Алферихо, Выселки - 1466 мужчин, 1647 женщин. В приходе сей церкви находились семь часовен: 1) в деревне Хмелеве, Успения Божией Матери, построена в память Чудесного События 17 октября 1888 года, деревянная, 2) в деревне Андронихе, великомученицы Параскевы, деревянная, 3) в деревне Филизях, Великомученика Георгия, деревянная, 4) в деревне Бахореве, святых Флора и Лавра, деревянная, 5) в деревне Осташихе, Казанской Божьей Матери, деревянная, 6) в деревне Андреянихе, Вознесения Господня и Архистратига Михаила, деревянная, 7) в деревне Пархове, Святого Пророка Ильи, деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=10560

свящ. Иоанн Соколов Часть первая 1. Понятие о религии Самым существенным и самым заметным отличием человека от всех других наземных тварей является факт существования только у человека религии. Сущность всякой религии заключается в признании бытия иной, помимо земли и земного, жизни, жизни сверхчувственной, премирной, – бытия Бога или богов. Веря в бытие иного мира с его высшими обитателями, человек всегда и везде признавал, что между этим и тем миром, землей и небом, человеком и Богом не только возможно, но и должно быть общение. To или иное понимание общения между Богом и человеком и принято называть латинским словом «религия», что в переводе на русский язык значит – союз, связь, единение. 2. Всеобщность религии в роде человеческом Замечено, что где бы и когда ни жил человек, он всегда и везде имел ту или иную веру в Бога или богов и те или иные религиозные выражения. Факт всеобщности религии в роде человеческом обращал на себя внимание ещё с древних пор. Все ученые древности, как, например, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека и другие факт всеобщности религии в роде человеческом считали несомненным. Особенно замечательно в этом отношении свидетельство древнего исследователя Плутарха, который говорит: «Посмотрите на лицо земли, – вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы и т. д.». Свидетельства древних о всеобщности религии не только не опровергают, но убежденно повторяют и подтверждают позднейшие ученые исследователи, как, например, Гумбольдт, Вундт, Циммерман, Тэйлор, Макс-Мюллер, Куно-Фишер, Картфаж и другие, которые все согласно утверждают, что религия была и есть у всех, даже самых диких племен. Правда, параллельно с этим утверждением существуют указания на видимую безрелигиозность некоторых диких племен. Но при более точном этнографическом исследовании жизни этих дикарей всегда оказывалось и оказывается, что указания на их безрелигиозность покоятся не на соответствии с действительностью, а или на непонимании языка дикарей, или же стремлении дикарей скрыть своё «святое-святых» от осквернения любознательностью со стороны иностранцев. 3. Существование атеизма не противоречит факту всеобщности религии

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 2. Сегодня мы продолжаем нашу прошлую лекцию, вводную, о значении Ветхого и Нового Завета, об истории их создания, о том, как они дошли до наших дней Вот как говорит св. Василий Великий о Ветхом Завете: «Как ясному утру предшествует ночная мгла, так явлению в мир Солнца Правды предшествовали времена предрассветного приготовления человечества к принятию Воплощенного Логоса, Сына Божия. Домостроитель нашего спасения, подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобщения, потому что щадит немощь нашу. Господь приучает нас сначала видеть тени предметов и как бы в воде смотреть на солнце, чтобы приступив к созерцанию чистого Света, мы не ослепли. На таком основании измышлен закон, имеющий тень будущих благ». Нам будет трудно представить себе всю высоту нравственного значения Нового Завета, если мы не откроем страницы Ветхого Завета и не увидим, какой сложнейший путь прошел человек до того момента, когда на земле, в Назарете, прозвучали слова, сказанные Марией в момент Боговоплощения: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему» ( Лк. 1:38 ). Эти слова были произнесены, но должны были пройти сотни и тысячи лет, чтобы человек созрел для того, чтобы отдать Себя на служение всему миру, как сделала это Дева Мария. Различие двух Заветов – Ветхого и Нового – несомненно. В нравственном отношении, бесспорно, Новый Завет выше Ветхого. Но не будем забывать ни на минуту, что как ветхозаветное учение, так и новозаветное несут на себе печать Богодухновенности. Читая Ветхий Завет, изучая его, мы не можем не ощущать действия Духа Божиего, «глаголавшаго пророки», как говорит нам Символ веры . Конечно, Новый Завет предъявляет христианам повышенные требования по сравнению с Ветхим Заветом, но это отнюдь не умаляет значения ветхозаветной нравственности. Все ветхозаветные нравственные нормы не отменяются, но углубляются и дополняются возвышенным учением Спасителя. Великий святой Иоанн Златоуст пишет так:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010