Следует сказать несколько слов и о судьбе архиепископа Савватия. По сообщению Владимира Грузина в 1945 году архиепископ Фотий в своей беседе с Чешским духовенством сказал, что последователи константинопольской юрисдикции во главе с архиепископом Савватием перешли в юрисдикцию Московской Патриархии. К сожалению, в нашем распоряжении нет никаких документов, свидетельствующих о факте ведения переговоров между архиепископами Фотием и Савватием. Официальная хроника ничего об этом не сообщает. Более того, «Журнал Московской Патриархии» в отчете о поездке архиепископа Фотия в Чехословакию говорит о константинопольской юрисдикции как о еще существующей, при этом отмечается, что возглавляющий ее архиепископ Савватий не имеет ни одного храма. После приезда в Прагу владыки Елевферия архиепископ Савватий принял решение отойти от церковных дел. В одном из своих писем, отправленных дипломатической почтой Константинопольскому Патриарху, он просил отпустить его на покой и позволить провести остаток жизни на святой Афонской горе. Ныне здравствующий архиепископ Пражский Христофор говорит, что владыка Савватий передал свои церковные полномочия в руки митрополита Елевферия, правда, не совсем понятно каким именно образом он это сделал. К сожалению, архив архиепископа Савватия не сохранился, и поэтому разрешение многих спорных вопросов его биографии остается весьма затруднительным. Известно лишь, что, не получив разрешения на переезд в какой-либо из Афонских монастырей, владыка Савватий остался жить в Праге под пристальным надзором органов государственной безопасности, получая денежное пособие как бывший узник Дахау. Он продолжал заниматься духовным окормлением оставшихся верными ему духовных чад. На дому он совершал богослужения, иногда принимал участие в работе семинаров философского факультета Карлова университета. Любопытно, что в 1957 году по воспоминаниям митрополита Дорофея (Филиппа), бывшего в то время членом Священного Синода Чехословацкой Православной Церкви, владыка Савватий обращался в Синод с просьбой позволить ему заниматься активным епископским служением. Но его просьба не была удовлетворена по причине «невыясненности вопроса [его] юрисдикции». Скончался владыка Савватий 14 ноября 1959 года. Перед смертью его исповедывал о. Иржи (Георгий) Новак. Отпевание совершил митрополит Пражский Иоанн (Кухтин). Похоронен архиепископ Савватий на Ольшанском кладбище в Праге.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

17 мая 1956 года его место занял митрополит Иоанн (Кухтин), так же русский по-национальности, с 1920 года проживавший в эмиграции. В 1964 году Предстоятелем был избран митрополит Дорофей (Филипп), уроженец Закарпатья, до 1955 года состоявший клириком Мукачевской епархии и, соответственно, находившийся в юрисдикции Московской Патриархии. 12 июня 1955 года в Богоявленском Патриаршем Соборе Москвы он был рукоположен во епископа Кременецкого и в том же году по просьбе митрополита Елевферия отпущен в Чехословацкую Православную Церковь, где занял Прешевскую кафедру. Таким образом, РПЦ и после провозглашения автокефалии должна была оказывать поддержку Чехословацкой Церкви. При чем это касается не только Предстоятелей, но и епархиальных архиереев. Так, в 1980 году Михайловскую кафедру занял епископ Никанор (Юхимьюк), до этого состоявший в юрисдикции РПЦ и проходивший свое пастырское послушание на Украине. С 1982 по 1987 год он занимал Оломоуцко-Брненскую кафедру, которая вдовствовала с 1959 года. Так что слова, сказанные архиепископом Фотием в Праге 21 октября 1945 года, не потеряли своей актуальности в течение нескольких последующих десятилетий. После крушения коммунистической системы к концу 1992 года стал очевидным скорый распад Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви, проходивший 11-12 декабря в Прешеве, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако в соответствие с новой политической ситуацией было принято решение о перемене официального наименования Церкви. Отныне она стала называться Православной Церковью в Чешских землях и Словакии. Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет был разделен на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешеве. Предстоятелем Церкви отныне может быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешевский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич, 22.05.1889–29.11.1937), архиепископ. Окончил Томскую духовную семинарию, С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и Археологический институт. В 1913 году пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха. Его кандидатская диссертация была посвящена древним церковным облачениям (сестры Александро-Невского братства вышили по его описаниям полный комплект старинного облачения, в котором он иногда служил). Во время Первой мировой войны был духовником больных и раненых воинов в подвозном автомобильном перевязочном отряде. С 1916 года вместе с иеромонахами Гурием и Львом (Егоровыми) активно участвовал в миссионерской деятельности в Петрограде. Один из руководителей Александро-Невского братства. В 1922 году хиротонисан митрополитом Вениамином Петроградским во епископа Ладожского. Был человеком твердой воли, огромной убежденности и неиссякаемой энергии. В годы революционной смуты активно проявлял себя в самых разных сферах церковной и общественной деятельности, являлся тонким знатоком православного богослужения, неутомимым борцом с обновленчеством. Пять раз арестовывался и обвинялся в контрреволюционной деятельности: в 1922, 1925, 1931, 1934 и 1937 годах. Решением Тройка управления НКВД УССР по Винницкой области расстрелян 29 ноября 1937 года. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407), архиепископ Константинопольский, почитается как один из трех вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом . Был блестящим проповедником. За редкий дар Боговдохновенного слова прозван паствой Златоустом. Иоанн (Кухтин Михаил Иванович, 20.09.1901–05.06.1975), Блаженнейший Митрополит Пражский и Всея Чехословакии. Родился в Ростовской области в семье священника. Учился в духовном училище, потом в Новочеркасской духовной семинарии. В 1920 году выехал в Грецию, а через два года – в Югославию. В 1927 году принял монашество с именем Иоанн и рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1936м закончил православный богословский факультет в Белграде. Проживая до 1950 года в Югославии, работал преподавателем монашеских школ, служил настоятелем монастыря в Дечанах, приходским священником, профессором Призренской духовной семинарии. В 1950 году переехал в Болгарию, откуда через полтора года в Чехословакию. В октябре 1954 года архимандрит Иоанн рукоположен в сан епископа Жатецкого с местопребыванием в Праге. 20 мая 1956 года в кафедральном храме свв. Кирилла и Мефодия в Праге состоялась его торжественная интронизация. Возглавлял Чехословацкую Православную Церковь с 1956 по 1964 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Евлогий, митр. Путь моей жизни Кассиан (Безобразов) , еп. Памяти епископа Иоанна. ЦВ. 1951. 1 Каратага Г. Памяти епископа Иоанна. РМ. 1951. Иоанн ( Кухтин Михаил Иванович ; 3.10.191, станица Каргальская Донск. обл. – 5.6.1975, Одесса), митрополит. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил четыре класса Донской Духовной семинарии (1918), вступил в Добровольческую армию, участник Гражданской войны на северо-западном фронте, эмигрировал в Грецию (1920), затем переехал в Югославию (1923), окончил Призренскую Духовную семинарию (1926), пострижен в монашество (1927), иеромонах (1927), проходил пастырское служение в разных приходах Сербской Православной Церкви (19271931), преподаватель в монастырской богословской школе при монастыре Раковица (19311932), при монастыре Высоки Дечани (19321941), заочно окончил богословский факультет Белградского университета (1936), игумен (1936), законоучитель в женской гимназии г. Ниш (19411946), служил на приходах Сербской Церкви (1946–1947), преподаватель Призренской Духовной семинарии (19481950), принял советское гражданство ( 1948), после разрыва отношений между Тито и Сталиным выслан из Югославии в Болгарию (1950), духовник Кипфарской женской обители (19501951), переселился в Чехословакию и принят в клир Чехословацкой Православной Церкви (1950), доцент Прешовского православного богословского факультета (19511954), архимандрит (1952), епископ Жатецкий, викарий Пражского митр. Елевферия (24.10.1954), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Елевферий в Праге, избран на должность митрополита Пражского и предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви (17.5.1956), доктор богословия гонорис кауза Прешовского богословского факультета, вышел на покой с местопребыванием в Одессе (23.10.1964). Лит.: Митр. Иоанн, бывший Пражский (некролог). ЖМП. 1975. 9 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Иоанн ( Легкий Иоанн Саввич ; 29.4.1907, Двинск Рижск. губ. – 9.3.1995, Наяк, США), епископ. Из семьи духовенства, сын протоиерея Рижской епархии. Окончил Двинскую русскую гимназию и Рижскую Духовную семинарию (1931), диакон (14.9.1931), священник (21.9.1931), рукоположение совершил архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Призренской Духовной Семинарии в разное время трудились на учительской ниве будущий митрополит Русской Православной Церкви Иоанн (Кухтин), профессор Круликовский, преподаватель церковного пения Степан Гущин. В Сремско-Карловацкой Духовной Семинарии св. Саввы преподавал известнейший богослов нашего времени, ныне прославленный в лике святых, архимандрит Иустин Попович . Там читали лекции о. Иоанн Сокаль, о. Василий Виноградов , о. Тихон Троицкий, о. Борис Волобуев, о. Нил Софийский, о. Борис Селивановский, о. Нил Малахов, Николай Дориомедов, Владимир Халаев, Федор Балабанов, Николай Акаемов, Владимир Розов, Сергей Муратов. 130 В Битольской семинарии в числе наставников были – архимандрит Николай (Карпов), Леонид Маслич, о. Иоанн Сокаль. Преподавал там и о. Иоанн (Максимович) , о котором протоиерей Урош Максимович писал в статье «Святой наших дней»: «Его внешность не бросалась в глаза, но все-таки была немного особенная. Это был человек среднего роста с густыми черными волосами, которые покрывали плечи. Лицо его было без единой морщины с большими глазами, которые как бы выглядывали из волос. Бородой он еще не очень оброс. Нос его был прямой, а нижняя челюсть как бы втянута, что ему, отчасти, мешало при разговоре. Правая его нога была короче, и он носил удлиненный ботинок, который при ходьбе стучал... Часто он пользовался палкой. Таким он нам казался вначале, когда появился среди нас в школьном 1928 году. Никто не мог подумать, какая полнота Св. Духа в нем... обитала. Без сомнения, по Божьему Промыслу, он был необходим в то время Битольской семинарии, которая в своем интернате имела от 400 до 500 учеников. Многие стипендиаты жили в интернате до 4-го класса гимназии, пока им была дана возможность выбора или кончать семинарию, или идти в какую-нибудь другую школу, оставаясь стипендиатом. Таким образом, было много учеников разных школ, а всех больше – семинаристов. Было много албанцев, меньше русских и чехов. С утра до вечера гудело, как в улье. Среди этих юношей и мальчиков стал работать этот святой человек, который подвигом, молитвами и теплотой христианской любви творил новых людей... Охридский архиепископ Николай Велимирович часто заезжал в семинарию и разговаривал с преподавателями и учениками... Один раз при расставании обратился к небольшой группе учеников... с такими словами: «Дети, слушайте отца Иоанна, он – ангел Божий в человеческом облике».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

работал в Народном театре в Белграде. После войны выехал в Австралию. Умер в г. Сиднее. Закидальский Аркадий Карпович – протоиерей. После второй мировой войны служил настоятелем второго русского православного прихода в Берлин-Тегеле. Зернов Николай Михайлович (18981980) – историк русской церкви, теолог, библиограф, активный деятель экуменического движения. В 1921 г. эмигрировал в Королевство СХС. В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. В 19251932 гг. секретарь Русского студенческого христианского движения, первый редактор «Вестника РСХД». Профессор многих университетских центров в США и в Австралии. Иннокентий ( Иоанн Аполлонович Фигуровский ; 1863 (1864?)1931) – митрополит Пекинский и Китайский. В 1884 г. рукоположен во иерея, служил в Енисейской епархии. В 1890 г. принял монашеский постриг. В 1896 г. начальник 18-й Китайской миссии. В 1902 г. хиротонисан во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. С 1918 г. архиепископ Пекинский. Иоанн ( Михаил Иванович Кухтин ; 19011975) – митрополит. Родился в 1901 г. в станице Каргальской Ростовской области. В 1911 г. закончил основную школу. В 1915 г. четырехклассное Усть-Медведицкое училище. В 1919 г. четыре класса Духовной Семинарии в г. Новочеркасске. В том же году был мобилизован. В 1920 г. эмигрировал в Грецию. В 1923 г. прибыл в Королевство СХС. В 1926 г. завершил Духовную Семинарию в г. Призрене. В 1927 г. принял монашеский постриг. В1936 г. закончил богословский факультет Белградского университета. Еще будучи студентом, назначен преподавателем четырехклассной монашеской школы в Дечанском монастыре. В 19411946 гг. законоучитель женской гимназии в г. Ниш. В 19461948 гг. служил приходским священником в Хорватии. В 19481950 гг. преподаватель в Призренской Духовной Семинарии. В 1947 г. принял гражданство СССР. В 1951 г. был выслан в Болгарию. После прошения о возвращении в СССР определен на новое место службы – в Чехословакию. Занимал должность воспитателя студентов Православного богословского факультета в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предстоятели Чехословацкой Церкви (1951 – 2003). Первым предстоятелем самостоятельной Чехословацкой Православной Церкви, как уже было сказано, стал Митрополит Елевферий (в миру – Вениамин Александрович Воронцов). Родился в 1892 г. Выпускник Московских Духовных Семинарии и Академии. В 1915 г. он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Москвы и Ивановской епархии. В 1943 г. принял монашество и был хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. В апреле 1946 г. назначен Экзархом Московского Патриархата в Чехословакии. В 1951 г. был избран главой автокефальной Чехословацкой Церкви. Его заботами был издан комплекс православных богослужебных книг на церковно-славянском языке подл названием «Богослужебный сборник», был открыт Православный Богословский факультет в Прешове. В 1955 г. перенес инфаркт, после чего прибыл в Москву для лечения, а в конце 1955 г. сложил с себя обязанности главы Чехословацкой Православной Церкви, и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 г. С 1956 по 1964 гг. предстоятелем Чехословацкой Православной Церкви был митрополит Пражский и всей Чехословакии Иоанн (в миру Михаил Иванович Кухтин). С 1964 по 1999 г. Главой Чехословацкой Православной Церкви был митрополит Дорофей (в миру Дмитрий Георгиевич Филипп). Родился в 1913 г. в с. Нанково Закарпатской области Украины. В 1939 г. принял монашеский постриг в Свято-Николаевском монастыре г. Изы (Подкарпатье). Заочно закончил Ленинградские Духовные Семинарию и Академию, был кандидатом богословия ЛДА. В 1955 г. хиротонисан во епископа Кременецкого. Затем с благословения Святейшего Патриарха Алексия I , по просьбе митрополита Елевферия епископ Дорофей был отпущен в Чехословацкую Православную Церковь на Пряшевскую кафедру. Случилось так, что при митрополите Дорофее в 1968 г. была восстановлена деятельность так называемой «Греко-Католической Церкви», упраздненной Прешовским греко-католическим Собором 1950 г., отменившем Ужгородскую унию 1649 г. Наиболее бурные события произошли в Восточной Словакии: там радикальные силы Греко-Католической Церкви упорно стремились разжечь враждебные настроения местного населения по отношению к Православию. Имели место случаи насильственного захвата церковных зданий и учреждений Православной Церкви Руководители Греко-Католической Церкви стали настаивать на том, что их Церковь должна получить назад все свои бывшие приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые за сто лет в древнейшем городе России состоялся крестный ход 17 октября 2016 г. 14:40 14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в г. Дербенте (Республика Дагестан) отметили престольный праздник.  Божественную литургию в Покровском храме города возглавил епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам .  За Литургией Его Преосвященству сослужили духовник епархии, настоятель храма протоиерей Николай Котельников, секретарь епархии иеромонах Иоанн (Анисимов), благочинный Тарумовского церковного округа, настоятель храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в с. Тарумовка РД протоиерей Павел Кухтин, благочинный Кизлярского церковного округа, настоятель Свято-Георгиевского собора в г. Кизляре РД иерей Димитрий Антонников, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского в г. Избербаше РД иерей Олег Шальнов, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Буйнакске РД иерей Григорий Фомин, клирики епархии.  Праздничное богослужение посетили первый заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексей Гасанов, глава городского округа «город Дербент» Малик Баглиев, главный специалист Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД Оксана Галиева. За богослужением иерарх передал в храм частицу Покрова Пресвятой Богородицы. Святыня была доставлена из Италии в дар христианам Дагестана стараниями благотворителей — руководства сайта Rublev.com .  Обращаясь с архипастырским словом к присутствующим, владыка Варлаам, в частности, отметил: «Мы думаем, что если крещены и ходим в церковь, то этого достаточно. Но истинными христианами нас делает отвержение своих страстей и следование за Христом. Если мы со смирением и терпением будем принимать все то, что посылается нам свыше, то приблизимся к цели. Дай Бог всем нам иметь твердую веру в душе и помнить, что мы призваны следовать за Господом, а Пресвятая Дева готова всегда молиться за нас и сберегать под Своим Покровом». 

http://patriarchia.ru/db/text/4643519.ht...

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница. С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии. В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня. Описание [ править править код ] В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма. Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Затем в храме было совершено вечернее богослужение с чтением акафиста Преподобному, которое возглавил епископ Варлаам. На следующий день, 9 июля, в храме Архистратига Михаила г. Грозного правящий архиерей совершил Божественную литургию. По окончании Литургии у чтимой иконы был отслужен молебен преподобному Сергию. Днем 9 июля чтимая икона преподобного Сергия была доставлена в Покровский храм Ново-Синайского мужского монастыря в станице Орджоникидзевская Сунженского района Республики Ингушетия. По прибытии иконы был совершен водосвятный молебен с акафистом преподобному Сергию, который возглавил игумен обители — епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. Его Преосвященству сослужили духовник монастыря иеромонах Спиридон (Рошу), благочинный Магасского церковного округа иерей Андрей Миссюра и клирики кафедрального собора Махачкалы. Утром 10 июля икона была доставлена в Свято-Георгиевский собор г. Кизляра (Республика Дагестан). По прибытии святыни в храме была совершена Литургия, которую возглавил епископ Варлаам. Архипастырю сослужили секретарь епархии иеромонах Иоанн (Анисимов), благочинный Кизлярского церковного округа, настоятель собора иерей Димитрий Антонников, благочинный Тарумовского церковного округа протоиерей Павел Кухтин, клирики благочиния и клирики кафедрального собора Махачкалы. За Литургией владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом: «По благословению Святейшего Патриарха сей образ принесен на Кавказ для укрепления нас с вами в вере. Далеко не каждый имеет возможность прибыть в Троице-Сергиеву лавру — духовный центр России, и приложиться к мощам Преподобного. Сегодня, когда мир преисполнен гнева, ненависти и братоубийственных войн, у нас есть уникальная возможность помолиться пред образом преподобного Сергия, приложиться к частице его мощей и испросить молитв пред Богом для укрепления наших семей, утверждения мира на Кавказской земле и обретения духовной свободы для нашей страны». Более тысячи православных верующих Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана смогли приложиться к святыне, которая пребывала в соборе в течение всего дня.

http://patriarchia.ru/db/text/3688323.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010