Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г. Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г. С 1926 г. К. м. возглавляла мон. Елевферия (Прудько; 1966), в 1932 г. возведенная в сан игумении архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) . К 1929 г. на территории К. м. в 3-этажном корпусе проживало 56 сестер, в основном преклонного возраста. С 1928 г. из монастырских храмов власти изымали церковную утварь, несколько икон поступило в Киево-Печерский музей-заповедник. 21 апр. 1935 г. К. м. был окончательно закрыт, все здания переданы под общежитие воинской части и склады, в 1936 г. разрушена колокольня. Иконостасы обоих храмов демонтированы, часть святынь сохранили сестры, переселившиеся к родственникам. В нояб. 1941 г., в период немецко-фашистской оккупации Киева, обитель была возрождена. Настоятельницей вновь стала игум. Елевферия, обязанности благочинной и регента исполняла мон. Аполлинария (Диденко), ризницей заведовала мон. Антонина (Лагуева). Община восстановленного мон-ря насчитывала 34 монахини и послушницы. После освобождения Киева К. м. оказывал посильную помощь Советской Армии: насельницы чинили и штопали одежду для пациентов Киевского эвакуационного госпиталя, шили халаты, фартуки, нарукавники для лазаретов (Akmyaльhi проблеми bimчuзhяhoii icmopii XX ст.: Зб. наук. праць, присвячений пам " яmi акад. НАН Ykpaihu Ю. Ю. Кондуфора. К., 2004. Т. 2. С. 194). К. м. перечислял собранные средства в фонд Красной Армии: весной 1944 г. сестры передали в Госбанк 752 р., в нояб.- 10 тыс. р., в дек.- 1588 р. В 1945 г. К. м. посетили патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) , делегация Болгарской Православной Церкви во главе с митр. Софийским Стефаном (Шоковым) , в 1948 г.- митр. Гор Ливанских Илия (Карам) , в июне 1953 г.- представители Антиохийской Православной Церкви, в июне 1956 г.- еп. Пекинский Василий (Шуан) , в июле - митр. Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин) и мн. др. Во 2-й пол. 40-х гг. в распоряжении сестер оставались неск. небольших корпусов и церковь, в к-рой после ремонта был установлен новый иконостас. Иконы, сохраненные монахинями в 20-30-х гг. XX в., были возвращены в обитель, в т. ч. чтимые Боголюбский образ Божией Матери (дар Киевского митр. Исидора), иконы вмч. Димитрия Солунского, прп. Серафима Саровского. В 1953 г. была проведена реставрация во Введенском храме, в т. ч. обновлены настенные росписи, в 1954-1956 гг. отремонтированы монастырские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг. 1975 год – Скончался митрополит Иоанн (Кухтин), б. Пражский и всей Чехословакии. 1988 год – В Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской Православной Церкви прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси (5–12 июня). Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов зарубежных религиозных делегаций и представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и др. Юбилейные торжества подробно освещали все центральные и местные средства массовой информации. В канун юбилея были переданы Церкви св. иконы и мощи, хранившиеся в музеях, в том числе мощи святителя Феодосия Черниговского, преп. Феодосия Тотемского, гробница  святителя Питирима Тамбовского. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Божественная литургия в Богоявленском кафедральном соборе. 6 июня 1988 г. Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси началось 5 июня с Божественной литургии в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. За богослужением молились делегации братских Автокефальных Православных Церквей: Антиохийской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Игнатием IV, Иерусалимской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Диодором I, Грузинской – во главе со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией II, Сербской – во главе с епископом Шумадийским Саввой, Румынской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Феоктистом, Болгарской – во главе со Святейшим Патриархом Максимом, Кипрской – во главе с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом, Польской – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Василием, Чехословацкой – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем, Православной Церкви в Америке – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Феодосием; делегации Автономных Православных Церквей: Финляндской – во главе с Высокопреосвященным Архиепископом Иоанном, Японской – во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Феодосием, – а также участники и гости Поместного Собора Русской Православной Церкви. В Богоявленском соборе присутствовал председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР К. М. Харчев; здесь же находились дипломаты, корреспонденты крупнейших  информационных агентств, газет и журналов. 

http://pravoslavie.ru/5473.html

В 1955 г. в связи с перенесенным инфарктом миокарда митрополит Елевферий прибыл в Москву для продолжительного лечения и отдыха, а в конце этого года сложил с себя обязанности главы Православной Чехословацкой Церкви и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался он 27 марта 1959 г. 2 . Следующим Предстоятелем Православной Чехословацкой Церкви 17 мая 1956 г. был избран епископ Жатецкий Иоанн, который занимал этот пост до 1964 г., когда в связи с недомоганием вернулся в Советский Союз. Митрополит Иоанн (в миру Михаил Иванович Кухтин) родился в 1901 г. в Ростовской области в семье священника. Учился в Духовном училище, потом в Новочеркасской духовной семинарии, которую не успел закончить. В 1920 г. Михаилу Кухтину пришлось выехать в Грецию, а через два года – в Югославию, где в 1926 г. он окончил Призренскую духовную семинарию. В 1927 г. принял монашество с именем Иоанн и вскоре епископом Нишским Досифеем был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1936 г. закончил Православный Богословский факультет в Белграде. Проживая до 1950 г. в Югославии, трудился в качестве преподавателя монашеских школ, настоятеля монастыря в Дечанах, приходского священника, профессора Призренской духовной семинарии. В 1950 г. он переехал в Болгарию, откуда через полтора года был вызван в Чехословакию митрополитом Пражским Елевферием. Здесь отец Иоанн был назначен сначала на должность воспитателя студентов Православного Богословского факультета в Прешове, а затем – на должность доцента того же факультета. В октябре 1954 г. архимандрит Иоанн был рукоположен в сан епископа Жатецкого с местопребыванием в Праге. 20 мая 1956 г. в кафедральном хра- —234— ме свв. Кирилла и Мефодия в Праге состоялась его торжественная интронизация. Митрополит Иоанн в своем служении Церкви продолжал линию своего предшественника митрополита Елевферия. После переезда в Советский Союз владыка Иоанн проживал на покое в Одесском Успенском монастыре, где и скончался в 1975 году. 3 . С 1964 г. по 1999 г. Чехословацкую Православную Церковь (с 1992 г. – Чешских Земель и Словакии) возглавлял Блаженнейший Митрополит Дорофей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русские выпускники Православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни российской эмиграции, в то время как некоторые из них стали важными деятелями православного богословия. В первом поколении выпускников (1924/1925) из одиннадцати дипломантов – пятеро были русскими . Среди первых выпусников белградского Богословскго факультета числятся: Николай Николаевич Афанасьев (позже известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже), Николай Михайлович Зернов (позже профессор в Оксфорде), Леонид Георгиевич Иванов (позже Серафим, архиепископ Чикагско-Детроитский и Средне-Американский Русской Заграничной Православной Церкви), Константин Эдуардович Керн (позже архимандрит Киприан, известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже) и Михаил Борисович Максимович (позже святитель Иоанн, епископ Шанхайский, а затем архиепископ Сан-Францисский Русской Заграничной Православной Церкви). Русскими выпускниками Православного богословского факультета в Белграде также являлись: Андрей Юрьевич Бартошевич (позже Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Заграничной Православной Церкви), Лев Юрьевич Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Заграничной Православной Церкви), Иван Алексеевич Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Заграничной Православной Церкви), Никодим Васильевич Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Заграничной Православной Церкви в США), Флор Козмич Жолткевич (позже протопресвитер Русской Заграничной Православной Церкви в Венесуэле), Митрофан Константинович Зноско (позже епископ Бостонский Русской Заграничной Православной Церкви), Михаил Иоаннович Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), Владислав Григориевич Неклюдов (позже протоиерей Русской Заграничной Православной Церкви, а затем Московского Патриахата в Белграде), Владимир Васильевич Пронин (позже Василий, архимандрит в Закарпатье), Феодор Федорович Раевский (позже Савва, архиепископ Сиднейский и Австралийский Русской Заграничной Православной Церкви), Владимир Александрович Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви), Александр Федорович Сенькевич (позже Антоний, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Русской Заграничной Православной Церкви), Георгий (Савва) Евгеньевич Советов (позже архиепископ Польской Православной Церкви – цареградская юрисдикция), Виталий Васильевич Тарасьев (позже протоиерей Московского Патриархата в Белграде), Викентий Флорианович Фрадынский (позже профессор Православного богословского факультета в Белграде) .

http://bogoslov.ru/article/4825605

«Нынешние ребята, для которых война это лишь уроки истории в школе да Георгиевские ленточки на 9 мая, порой просто не знают главных фактов о войне, не могут понять и оценить подвиг русского народа, объединившегося перед лицом фашисткой угрозы и своей кровью остановившего это страшное разрушающее шествие смерти по миру. Подвиг русского солдата заключается не только в боевой отваге, но, в первую очередь, в горячей и беззаветной любви к Родине», — отмечают организаторы. «Патриотическое воспитание сегодня немыслимо без актуализации достоверных сведений об истории Отечества начиная от княжеской Руси и заканчивая историей Советского Союза, — говорит настоятель подворья игумен Иоанн (Ермаков). — Роль Церкви, пережившей репрессии накануне войны, оказалась настолько значительной, что и по сей день ученые и публицисты обращаются к тем событиям, как неким особым феноменам русской истории. Несмотря на идеологические разногласия с властью, Русская Церковь всеми силами консолидировала и поддерживала верующих начиная с первого дня войны». В продолжение церемонии открытия состоялся тематический концерт, перед началом которого с приветственными словами к присутствующим обратились журналист телеканала «Россия-Культура» Владимир Савичев, сопредседатель Всероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Кассин, исполнительный директор РОО «Достоинство» Геннадий Кухтин и игумен Иоанн (Ермаков). В концерте участвовали ученицы специальной (коррекционной) школы-интерната 30 им. К.А. Микаэльяна, учащиеся медицинского училище 21 Департамента здравоохранения г. Москвы, дети из певческих коллективов и гимнасты. Преподавателям школ и воспитателям, участвовавшим в мероприятии, были вручены грамоты и подарки. Выставка проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках общецерковной программы мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой отечественной войне, и продлится до конца мая. Для тех, кто не сможет посетить экспозицию, на сайте подворья выложена виртуальная экскурсия, включающая все информационные материалы с иллюстрациями.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Главное произведение «Слово о законе и благодати». 474 Климент (Клим) Смолятич, митрополит Киевский и всея Руси (1147 – 1155), церковный писатель, богослов. 476 Филофей – русский писатель и публицист первой половины XVI в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III, царю Ивану IV, дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину – руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству, и др. В посланиях Филофея нашла наиболее последовательное изложение теория «Москва – третий Рим», утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в православном христианском мире после утраты ее Константинополем. 478 В письме к П. Н. Савицкому от 29 – 30 марта 1956 г. святитель Афанасий писал о необходимости установления второго, непреходящего праздника Всех русских святых (первый отмечается во вторую неделю после Троицы). Святитель писал: «Для такого случая я составил полную службу. Не хватает только для нее «Слова похвального», составленного из выписок кратких характеристик наших святых, которые имеются в древних житиях, летописях и других исторических документах» (Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова) . С. 400). Святитель Афанасий писал: «Составление «Слова похвального» – это Вам обязательное послушание. Не только отказов, но и замедления я не приемлю. Даже данный уже Вам срок до 16 июля 57 г. я хотел бы сократить насколько возможно» (Там же. С. 401). 479 В письме П. Н. Савицкому от 29 – 30 марта 1956 г. святитель Афанасий писал о готике: «Это нечто совершенно чуждое Православию, чуждое Святой Руси. Это продукт обмирщенного латинского христианства, сантиментального, нервного» (Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова) . С. 401). 480 Конструктивизм – направление в искусстве начала XX в., основной установкой которого было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре и пр. 482 Иоанн (Кухтин Михаил Иванович; 1901 – 1975), митрополит Пражский и всея Чехословакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

С началом оккупации в сложном положении оказалась не только братия Дечанского монастыря, но и все православное духовенство Косово и Метохии. В ночь с 8 на 9 апреля - накануне входа немецких войск в г. Призрен выпускник Московской Духовной Академии епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) уехал в Печу, а затем в Дечанский монастырь, где оставался до 20 апреля, но потом вернулся в Призрен для управления епархией. К этому времени находившаяся в городе с 1871 г. Духовная семинария (11 наставников и 182 учащихся), где в разное время читали лекции русские эмигранты: иеромонах Иоанн (Кухтин), священник Тихон Троицкий, профессор Круликовский и преподаватель церковного пения С. Гущин, уже была закрыта. [xxix] Инспектор семинарии доктор Йефто Прнятович в своем докладе Сербскому Синоду от 17 сентября 1941 г. сообщал, что все ученики покинули семинарию 4 апреля, согласно телеграфному указанию Синода, 17 апреля ее здание разгромили албанские националисты, затем две недели в семинарии жили сербы, изгнанные албанцами из пригородов Призрена, а 1 мая здание заняла итальянская воинская часть. В дальнейшем семинария не действовала весь период оккупации, а ее ректор (первоначально скрывавшийся в Дечанской Лавре) и почти все преподаватели, кроме четырех, в конце апреля 1941 г. уехали в Сербию. [xxx] Некоторые православные храмы и обители в Косово были уничтожены, например старинный монастырь Девич в Дренице в октябре 1941 г. оказался сожжен и разрушен, а его имущество конфисковано, при этом албанцы разбили ковчег с мощами св. Иоаникия. Был убит один из насельников этой обители - монах Дамаскин (Боскович). Осенью 1941 г. албанцы также убили священника Андрея Поповича и монаха Никодима (Радосавлевича) из монастыря Гориоч. В дальнейшем церковь этого монастыря служила тюрьмой в ходе массовых арестов сербов. Были разрушены и все монастырские храмы и церкви сербских переселенцев между Призреном и Джаковицей, ограблены и частично взорваны монастыри Грачаница, Соколица и св. Марка в Корисе. При этом частично пострадали и храмы в населенных пунктах, где проживали сербы-старожилы. Всего в Косово и Метохии в период войны были сожжены и разрушены 26 церквей и монастырей. [xxxi]

http://pravoslavie.ru/37718.html

Для Православной Церкви Чешских земель и Словакии Русская Православная Церковь всегда была и остается одной из самых близких в семье Поместных Православных Церквей. В трудные периоды истории Русская Православная Церковь всегда протягивала руку помощи, поддерживая Святое Православие в наших землях. Именно Русская Церковь, сама находясь в  тяжелом положении всяческих притеснений, гонений и попыток уничтожения со стороны безбожной власти в Советском Союзе, поддержала зародившуюся Православную Церковь в Чехословакии. После мученической кончины святого Горазда Предстоятелями нашей Церкви стали выдающиеся архиереи Русской Церкви: митрополит Елевферий (Воронцов), митрополит Иоанн (Кухтин), митрополит Дорофей(Филипп). Многие наши священнослужители получили и по сей день получают богословское образование в духовных школах Русской Православной Церкви. Многие наши архиереи приняли монашеский постриг в стенах российских монастырей. Мы всецело ощущаем наше родство через веру, культуру и духовность. Сердечно благодарю Ваше Святейшество за предложенную насыщенную духовными переживаниями программу нашего здешнего пребывания, которая в рамках мирного визита предполагает наше совместное служение  в Успенском соборе древнего Московского Кремля, а также посещения Троице-Сергиевой лавры, Валаамского монастыря и святынь Северной столицы России – Санкт-Петербурга. Наша делегация также примет участие в открытии нового учебного года Санкт-Петербургских духовных школ, где обучался архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил, входящий в состав нашей делегации. Для него это будет особенной радостью – посетить свою альма-матер. Искренне верю и надеюсь, что предстоящий мирный визит укрепит братские отношения между нашими Поместными Церквями и даст импульс к более глубокому и обширному сотрудничеству между ними на благо Святой Православной Церкви по всему миру! От всей души желаю Вашему Святейшеству многая лета!». Далее в Тронном зале Патриаршей резиденции состоялась беседа Предстоятелей Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

http://patriarchia.ru/db/text/4595441.ht...

По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл. Г. С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении Г. не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии Тульского архиеп. (впосл. Патриарх) Пимена (Извекова) , что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей» (Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 57). В июле 1961 г. было проведено выселение Г. и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской лавры в бывш. ректорскую квартиру в здании Ленинградской ДА. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. , на к-ром выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС. Как управляющий Олонецкой епархией 11-12 нояб. 1961 г. первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного. 14 нояб. 1961 г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. 11 мая 1963 г. награжден церковным орденом св. Владимира 1-й степени. Работал с 1954 г. над магист. дис. «Патриарх Сергий как богослов» (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре собирал материалы по теме «Святые Крыма». Последние дни жизни провел в снимаемом им домике на вост. берегу Крыма. Отпевание Г. совершил прибывший из Одессы митр. Иоанн (Кухтин) . Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) . Соч.: Патриарх Сергий как богослов//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 99-134; Литературные труды Патриарха Сергия//ЖМП. 1954. 5. С. 24-30; 7. С. 42-47; Из лит. наследства Св.

http://pravenc.ru/text/168372.html

В 1951 г. в обители проживали 19 насельников, 1961 г.- 29, в 1963 г.- уже 38 насельников, что было связано с переселением в обитель братии из закрытых Феодосиева Покровского в г. Балта и др. монастырей. В 1960-1964 гг. монастыре проживал схиархим. прп. Кукша (Величко). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Киевский и всея Украины Владимир у Патриаршей резиденции в Успенском мон-ре Одессы. Фотография. 1997 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Киевский и всея Украины Владимир у Патриаршей резиденции в Успенском мон-ре Одессы. Фотография. 1997 г. В условиях гонений на Церковь в 1961 г. в О. У. м. была переведена Одесская ДС, для которой в 1965 г. обустроен Никольский храм, получивший статус семинарского, а в 1962 г.- канцелярия Одесского епархиального управления. В 1965 г. О. У. м. стал резиденцией правящего архиерея Одесской епархии, к-рый являлся и священноархимандритом монастыря; под архиерейский дом переоборудованы бывш. покои наместника. В 1966 г. на кладбище обители построена часовня Воскресения Христова. В 1967 г. в покоях резиденции патриарха освящена небольшая крестовая ц. во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1988 г. над Никольской ц. сооружен купол и перестроена примыкавшая к нему с запада колокольня. К 1000-летию Крещения Руси митр. Херсонский и Одесский Сергий (Петров) организовал перенесение с закрытого Русско-Слободского кладбища Одессы на монастырское кладбище останков 5 архиереев: свт. Иннокентия (Борисова), Иоанникия (Горского), Димитрия (Муретова), Никанора (Бровковича), Димитрия (Ковальницкого). В некрополе О. У. м. погребены и архиереи др. Поместных Церквей, в т. ч. митрополиты Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин), Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк), к-рые в последние годы жизни состояли в братии обители. Под рук. Одесского и Измаильского митр. Агафангела (Саввина) были построены колокольня (53 м) с надвратным храмом св. князей Бориса и Глеба (установлены 15 колоколов, самый большой весит 5 т), собор Божией Матери «Живоносный Источник» (1998-2010) с приделами вмч.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010