Христос все это знал, а потому, как в прежних случаях, так и теперь, не ответил прямо на их вопрос, а предложил им Свой, ответ на который мог бы служить ответом и на их вопрос, словом, Он заставил их самих отвечать. Спрошу и Я вас об одном (сказал Он), отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было (то есть от Бога), или от человеков? отвечайте Мне . Синедрион посылал к Иоанну священников и левитов, принадлежащих к секте фарисеев, узнать, кто он? И тогда же Иоанн сказал им, что он не Христос, но что Христос уже пришел, стоит среди вас ( Ин. 1, 26 ). И когда Иисус, после сорокадневного поста и искушений, подошел к Иордану, где Иоанн объяснялся с посланными синедриона, то Иоанн, указывая на Него, сказал: вот Он , Агнец Божий, Который берет на себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). Тогда же Иоанн рассказал посланным, как Дух Святой сошел на Иисуса при крещении Его и как голос с неба назвал Его Сыном Божиим (см. выше, с. 165). Все это синедрион прекрасно знал, а потому, если бы он на вопрос Иисуса ответил, что Иоанн был Пророк, посланный от Бога, то этим самым признал бы, что Божий Посол говорил правду, и что, следовательно, Иисус есть действительно Христос, Сын Божий. Вопрос Иисуса поразил синедрион неожиданностью своей. Они, конечно, заранее сговорились, о чем спрашивать Иисуса и как отвечать Ему, но такого вопроса, вероятно, не ожидали, так как для ответа на него вынуждены были совещаться тут же, в храме. Если скажем: с небес, то Он скажет: почему же вы не поверили ему ( Мк. 11 , 31), когда он свидетельствовал вам обо Мне, называя Меня Христом, Сыном Божиим? И тогда народ провозгласит Его Царем Израилевым и восстанет против кесаря; и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Нет, так нельзя отвечать! Ну, а если мы скажем, что Иоанн был обыкновенный человек, и что ни в словах его, ни в крещении не было ничего божественного, то как бы нам не подвергнуться другой опасности: народ уверен, что Иоанн – пророк, и может за него побить нас камнями, если мы дадим такой ответ. Лучше скажем, что не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

По расположению Иудейской и Иорданской пустынь можно сделать следующее уточнение места, где принял крещение и явился миру Спаситель: нижнее течение Иордана, между Генисаретским озером и Мертвым морем. Здесь река Иордан течет с севера на юг на протяжении 107 километров. Несомненно, что там, где крестился Христос, глубина была достаточной для совершения погружения. О необходимости этого есть подтверждение в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды (Ин 3:23). Но несомненно и то, что где-то недалеко должна быть переправа, так как выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк 1:5), а крестил Иоанн на восточном берегу Иордана, по ту сторону от Иудеи, как сказано у Евангелиста Иоанна Богослова: Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28); ср. в церковнославянском: Сия в Вифаваре быша об он пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя; обонпол значит ‘за’, то есть за Иорданом. И в Евангелии от Иоанна сказано: …искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:39–40). Но в Ин 1:28 вызывает недоумение и вопросы само название места, где крестил Иоанн Предтеча и впервые явилась миру Пресвятая Троица. «Вместо имени “Вифавара” (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название “Ви­фа­ния”» 3 . Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова пишет: “Сия в Вифании быша”, но добавляет: “А в исправнейших списках сказано: в Вифаваре. Вифания была не по ту сторону Иордана и не в пустыне, а близ Иерусалима” 4 . В толковании на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского поставлено “Вифавара”, но следует подробная сноска. “Так по одним ркп. у св. Кирилла согл. мног. кодд. и Сир. Но в других ркп. св. Кирилла чит.: Вифания согл. древн. Кодд., лат. Вульг. Сир. (sch и р — текст) и др. мн. Последнему следует Остром. Мар. Зогр. и др. древнеславян., но теперь слав. следует Конст. 1383 г. и позднейшим. У св. Алексия не ясны последние буквы: в вифа.., но по всем признакам надо читать: в Вифании” 5 . Существует объяснение названия “Вифавара”: «дом перехода, палестин. местечко, упоминаемое в Н. З. (Ин 1:28), находится против Иерихона. В некоторых местах Вифавара называется “Вифания заиорданская”» 6 .

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Народ вопрошал Иоанна: «что же нам делать?». И был им его ответ: «у кого две одежды, тот поделись с неимущим и у кого есть пища, делай тоже». Пришли к Иоанну креститься и мытари и вопросили: «Учитель, что нам творить?». «Не берите больше надлежащего», отвечал Иоанн. – А нам что делать? Спрашивали воины. Иоанн отвечал им: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». В то время, когда народ пришёл в недоумение и помышлял в сердцах своих о Иоанне: не Христос ли он? Иоанн ответствовал всем: «Я крещу вас водою, но грядет сильнейший меня, которому я не достоин преклонясь развязать ремень у сапог и понести сапоги, Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата в руке Его и Он вывъет хлеб в гумне своём, и соберёт пшеницу в житницу свою, а солому сожжёт огнем неугасимым». ( Лк.3:1617 ). Ещё множество и других словес благовествовал Иоанн народу, увещая его покаяться. У Предтечи Христова были ученики; в том числе находились и будущие Апостолы Христовы Андрей Первозванный и Фаддей, принадлежавший к числу Семидесяти Апостолов. Первый был сын Ионы, бедного рыбака города Вифсаиды, брат Симона, в последствии Апостола Петра. Андрей, презирая житейскую суету, избрал жизнь безбрачную, и только что услышал о явлении из Иордана Иоанна, покинул дом отца своего, и соделался учеником Крестителя. В один день, и, как говорят день Воскресный 10 , пришёл на Иордан к Иоанну креститься Иисус от Назарета Галилейского. Иоанн узнал Его по внутреннему свету, и не осмеливаясь крестить Его, хотел удержать Иисуса, сказал: «мне надобно креститься от Тебя; и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос возразил: не удерживай; потому что так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его ко крещению, и Творец вселенной преклонил главу под руку Иоанна. Погрузясь в воду Христос, как не имеющий грехов, тотчас вышел из воды. Вдруг отверзлись над Ним небеса, и Иоанн узрел Духа Святого, в виде голубином сходящего с небес и опускающегося на Иисуса, и раздался с небеси глас:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ин.20:5 .  И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Петр и Иоанн быстро пошли ко гробу, даже «побежали», – прибавляет Иоанн. Потому ли, что Иоанн был моложе Петра, или же как спешивший скорее Петра узнать, в чем дело, первый обогнал второго. Но он не вошел в саму гробницу из естественного чувства страха перед тайной смерти. Наклонившись к могиле, он заметил только пелены, т.е. полотняные повязки или бинты, которые обыкновенно крепко охватывали члены тела умершего (ср. Ин.11:44 ). Ин.20:6 .  Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, Ин.20:7 .  и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Иоанн только бросил мимолетный взгляд на пелены (как показывает употребленный о нем глагол βλπει, стих 5), а Петр, как человек более решительный, вошел в саму гробницу и здесь не нашел ничего, кроме пелен и головного платка, который в свитом виде лежал отдельно от пелен. Петр рассмотрел это со вниманием ( θεωρε), но не пришел к какому-либо определенному решению по вопросу о том, что же случилось с телом Христа. Ин.20:8 .  Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ин.20:9 .  Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Ин.20:10 .  Итак ученики опять возвратились к себе. Тогда и Иоанн осмелился войти внутрь гробницы и, увидев то же, что увидел Петр, уверовал в то, что Христос воскрес. Он понял, что здесь не могло иметь места похищение тела, так как похитители не имели бы времени снимать с Христа пелены, плотно прилипшие к телу, да еще притом скатывать их. О том, уверовал ли в воскресение Христа Петр, Иоанн ничего не говорит, и поэтому одни толкователи (например, еп. Михаил), принимая во внимания сообщение евангелиста Луки, согласно которому Петр пошел от гроба, «дивясь сам в себе происшедшему» ( Лк.24:12 ), полагают, что Петр в тот момент еще не уверовал, а уверовал после ( Лк.24:34 ), другие же (например, Цан) думают, что вместе с Иоанном уверовал и Петр, так как Иоанн о себе и о Петре говорит, что до сих пор они еще не могли найти в Писании указаний на то, что Христу подобает воскреснуть из мертвых. То обстоятельство, что после этого посещения гроба Петр не пошел разыскивать тела Христа, а отправился домой вместе с Иоанном, заставляет признать более вероятным второе мнение. В самом деле, при своем пылком и стремительном характере Петр непременно должен бы отправиться на поиски тела Христова, если бы у него было хоть малейшее подозрение, что тело куда-нибудь унесено (ср. поступок учеников пророка Илии, 4Цар.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

...Священники, если будут пользоваться у вас надлежащею честию, в состоянии будут устроить и ваши дела, как следует; а если вы будете опечаливать их, то ослабите их руки и сделаете то, что они вместе с вами легко будут увлечены волнами, хотя бы они были и весьма мужественны (свт. Иоанн Златоуст , 51, 590). Даже и тот, кто не состоит учителем и не занимает учительского места, а просто принял Христово учение и стал в ряду Его учеников, и тот уже должен иметь ревность по Богу и воздавать благодарность Благодетелю, смело отверзая уста в защиту истины и против нечестия, по завету Священного Писания: чадо, даже до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе ( Сир. 4, 32 ) (свт. Иоанн Златоуст , 51, 686). Ты овца? Повинуйся пастырю своему, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а для того, чтобы отвратить тебя от заблуждения (свт. Иоанн Златоуст , 52, 994). ...Хотя бы жизнь учителя была и небрежна, нам должно быть внимательными к себе и слушать Пророка, который говорит, что будут все научены Богом... ( Ис. 54, 13 ) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 327). ... как дети родителей, потому что чрез них вы родились рождением вечным, чрез них получили Царство, их руками совершается все, чрез них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что чрез него сподобился Страшных Тайн (свт. Иоанн Златоуст , 54, 557). ...Если любишь Христа, если любишь Царство Небесное, то уважай тех , чрез кого ты получил его! (свт. Иоанн Златоуст , 54, 557). Следует относиться к ним с великой заботливостью. Если же вместе с другими нападаете на них и вы, тогда и ваши дела не будут в хорошем состоянии. Пока кормчий чувствует себя хорошо, будут в сохранности и едущие с ним. Если же они станут бранить его и будут относиться к нему со враждой, он будет не в состоянии ни трудиться, ни бодрствовать, ни сохранить своего искусства и, не желая, подвергнет их тысячам опасностей. Так и иерей: если он будет пользоваться со стороны вас заботливостью, он надлежащим образом управит и ваши дела. Если же вы... повергнете их в уныние, тогда отдадите вместе с собой и их во власть волн, хотя бы они были очень храбры (свт. Иоанн Златоуст , 55, 826).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сейчас праздник Крещения – один из самых многолюдных в наших храмах. И тогда, две тысячи лет назад, к Иоанну «стекалась вся страна Иудейская». Многие хотели увидеть облаченного в грубую одежду из верблюжьего волоса пустынника, в котором возродилось древнее пророческое служение и который крестил «крещением покаяния». В русском и церковно-славянском языках слово «крещение» созвучно со словами «Христос» и «Крест», но на оригинальном языке Нового Завета – греческом – крещение (баптизмо) означает «погружение». И во времена Ветхого Завета обряд погружения в воду (омовения или окропления водой) был знаком очищения человека от грехов. Но ведь понятно, что прощать нарушение Заповедей может только Тот, Кто дал их человеку, – один Господь Бог. Поэтому апостол Павел проповедовал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян.19, 4). То есть крещение Иоанново было приготовлением к пришествию Господа, Единого имеющего власть прощать людям их согрешения. Принимая крещение от Иоанна, люди исповедовали свои грехи и сходили в Иордан, чтобы там символически смыть их с себя. И вот в один из дней к Иоанну пришел Иисус из Назарета. «Я не знал Его» – говорил об этом Иоанн, но он был пророком и сразу понял, что перед ним Тот, Кто больше него: «Идущий за мною стал передо мною, потому что был прежде меня» – так скажет потом Иоанн о превечном бытии Господа. Иоанн говорил Господу, говорил что это Он должен крестить его. Тем не менее Господь сошел в Иордан, в ту воду, в которой люди оставили свои грехи, и Он – Единственный Святой и безгрешный, наоборот, взял их на Себя. И поэтому Иоанн Креститель, указывая на Христа произнес: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Агнец приносился в жертву за грехи людей. И после Крещения Господь уйдет в пустыню на сорок дней. Затем Он изберет Себе учеников, будет учить и через три года Его осудят на смерть. И на Кресте Господь принесет Себя в жертву за грехи всего мира. Проповедь Христа Спасителя предваряет Иоанн Предтеча, который взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие приблизилось, потому что в мир пришел Господь Иисус Христос, потому что в день Пятидесятницы на учеников Христовых снизойдет Дух Святой – Царь Небесный.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Но что говорить об одних догматах? Хотя бы кто право веровал и в Отца и в Сына и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению. Поэтому также, когда Христос говорит: «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ), не подумаем, что этого и довольно для нашего спасения. Необходима еще добрая жизнь и благоповедение. И хотя Иоанн сказал: «верующий в Сына имеет жизнь вечную», но затем присовокупляет еще нечто более сильное (так как он слагает речь свою не только из утешительных, но и из противоположных слов, и смотри, каким образом); он прибавляет: «а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» Однакож и отсюда мы не должны заключать, что довольно одной веры для спасения. Это доказывают многочисленные места в Евангелии, где говорится о жизни. Поэтому-то Иоанн и не сказал: в этом одном состоит жизнь вечная, или: только «верующий в Сына имеет жизнь вечную»; но о том и другом он говорит только вообще, что в них есть жизнь вечная. А если затем не последуют дела жизни, то наступит великое наказание. И не сказал Иоанн: гнев ожидает его, но: «пребывает на нем», показывая этим, что гнев никогда не отступит от него. Чтобы слов: не увидит жизни ты не относил к смерти временной, а веровал, что наказание будет бесконечное, он употребил такое выражение, которое означает непрестанное мучение. Делал же это Иоанн для того, чтобы такими словами привлечь учеников своих ко Христу. Поэтому не лично им делал увещание, а говорил вообще, чтобы тем более привлечь их. Не сказал он: если вы уверуете, или: если вы не уверуете; а употребляет общие выражения, чтобы слова его не были для них подозрительны. Но он говорит с большею строгостью, чем сам Христос. Христос сказал: «неверующий уже осужден» ( Ин.3:18 ); а Иоанн: «не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». И это весьма справедливо, – потому что не одно и тоже говорит самому о себе и о другом. О Христе могли бы думать, что Он часто так говорит по самолюбию и тщеславию; но Иоанн был безопасен от такого подозрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведниками и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в Царство Мессии – Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: “Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” – то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни? Сотворите же достойные плоды покаяния, то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. “Если дерево не приносит плодов, его срубают на дрова, то же будет и с людьми, если они не будут делать добрых дел”, – говорил Иоанн всем пришедшим к нему людям. Слушая такие слова, народ спрашивал его: “Что нам делать?” Иоанн отвечал: “У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же, то есть прежде всего будьте добрыми”. Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: “Учитель, что нам делать?” Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: “Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается”. Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: “Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем”. Многие думали об Иоанне: не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. “Я крещу вас водою, – говорил он, – но вслед за мною идет Сильнейший меня” – то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете, – Христос, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, – то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.

http://zavet.ru/kalendar/kr-006st.htm

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.      …Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению. И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5). И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8). Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

http://pravoslavie.ru/100250.html

Не другое что означают слова – «говорит, как сущий от земли», как то, что мои слова, в сравнении с Христовыми, маловажны, скудны, ничтожны, таковы, каковыми и свойственно быть словам, получившим земное происхождение. Но в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). А что Иоанн говорит здесь не об умствованиях человеческих, это очевидно из его же слов: «сущий от земли земной и есть». Но ведь в Иоанне не все было от земли, а главнейшее было небесное; он имел и душу и общение Духа не от земли. Как же Иоанн говорит о себе, что он от земли? Ничего иного это не означает, как то, что я мал и ничего не стою, как приходящий от земли и на земле родившийся; а Христос пришел к нам свыше. Когда же всеми этими словами Иоанн укротил страсть своих учеников, тогда уже с большим дерзновением вещает о Христе. Прежде этого излишне было бы говорить о Нем какие-либо слова, так как они не могли иметь для себя места в уме слушающих. Но когда Иоанн исторг терние, тогда уже безбоязненно начинает бросать семена, говоря: «Приходящий свыше и есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» ( Ин.3:31–32 ). Но, сказав о Христе эти великие и возвышенные слова, Иоанн опять переходит к слову смиренному. Выражение: «что Он видел и слышал» употреблено человекообразно; ведь не по зрению и слуху знает Он, что знает, но в природе своей все имеет, как исшедший совершенным из недр Отца и не нуждающийся в наставнике, как и сам говорит: «как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин.10:15 ). Что же значит: «что Он видел и слышал, о том и свидетельствует»? Так как посредством этих чувств мы все познаем с точностью, и считаем себя достоверными учителями в том, что воспринимаем через зрение и слух, потому что не выдумываем и не говорим лжи, то, желая и здесь это выразить, Иоанн сказал: «что Он видел и слышал», – то есть: в Нем нет ничего ложного, а все истинно. Как и мы часто с любопытством спрашиваем: сам ли ты слышал? да видел ли? и когда это подтвердится, тогда свидетельство становится несомненным, – так и когда сам Христос говорит: «как слышу, так и сужу» ( Ин.5:30 ), и: «что Я слышал от Него, то и говорю» ( Иоан. 8:26 ), и: «Мы говорим о том, что знаем» ( Ин.3:11 ), и тому подобные слова, то мы не должны думать, что Он говорит по научению от других (так думать было бы крайне безумно), но что Он говорит так для того, чтобы ничто из сказанного Им не было заподозрено бесстыдными иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010