Но «григорьевцы» опять пошли на обман, скрыв от заключенного первосвятителя, что архиепископ Николай (Добронравов) находится под арестом и архиепископ Димитрий (Беликов) не имеет разрешения на приезд в Москву. Резолюцию же в целом ВВЦС поспешил истолковать как передачу митрополитом Петром управления Церковью архиепископу Григорию. После этого ВВЦС объявляет об устранении от временного управления Московской епархией назначенного митрополитом Сергием епископа Старицкого Петра, а епископ Можайский Борис издает циркуляр о своем вступлении в управление столичной епархией. 23 января архиепископ Григорий вновь обращается к митрополиту Сергию с письмом, в котором утверждает, что распоряжение Местоблюстителя от 6 декабря о передаче полномочий ему, митрополиту Сергию, не соответствует духу и букве священных канонов, и в доказательство прилагает к нему резолюцию митрополита Петра. В ответном письме митрополит Сергий поясняет, что резолюция митрополита Петра составлена в условной форме и явно свидетельствует о его незнании событий церковной жизни за последнее время, поэтому он отказывается ей подчиняться и сохраняет за собой заместительство. 4 марта арестованный митрополит Петр письмом из тюрьмы приглашает своего заместителя в Москву для переговоров о ВВЦС. Другое письмо он отправил в Ташкент сосланному старейшему иерарху, митрополиту Новгородскому Арсению, предложив ему участвовать в работе ВВЦС. К митрополиту Сергию в Нижний поступает еще одно послание от архиепископа Григория, опять с приглашением приехать в Москву для переговоров. Но митрополит Сергий лишен был права на выезд из Нижнего. В послании к арестованному митрополиту Петру от 18 марта он обосновывает свое право в качестве исполняющего обязанности первого епископа подвергать других архиереев запрещению до Собора: «Так действовал, между прочим, и Святейший Патриарх Тихон, запретивший, например, бывшего архиепископа Владимира Путяту, епископа Иоанна Киструсского и других. Так поступили и Ваше Преосвященство в деле, например, Леонтия» 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Резолюция Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на определении двадцати четырёх епископов по делу митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по вопросу о притязании последнего на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Секретное обращение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к русскому епископату по вопросу об избрании (опросом) в Патриарха Московского и всея России – митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Послание «григорианских» (ВВЦС) епископов: Ранненбургского Иоанна [Киструсского] и Скопинского Смарагда [Яблокова] «Правда о Временном Высшем Церковном Совете и Нижегородском митрополите Сергии [Страгородском]» (брошюра) Завещательное распоряжение-послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского (бывшего архиепископа Ростовского) Иосифа [Петровых], о преемстве высшей церковной власти Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] о вступлении его в должность Заместителя и управление Православной Русской Церковью Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] (Пермь) Письмо архиепископа Илариона [Троицкого] из заключения о текущих событиях церковной жизни Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высший Церковный Совет, собравшихся в Донском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За время поездки Н. Чукова Владыка Павел сделал представление Св. Синоду об определении его на должность епархиального наблюдателя. Назначение состоялось 8 сентября 1895 года. Несколько дней спустя пришел и сам указ Св. Синода, где было сказано, что он назначается «Наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии с причислением к Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сверх штата, а по рукоположении в сан священника с причислением к Петрозаводскому Кафедральному собору сверх штата же» 132 . Слова указа о «причислении к Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сверх штата» вызвали у Преосвященного Павла недоумение: он привык быть полным хозяином и единственным начальником всех служащих духовного ведомства своей епархии, а тут, оказывается, какой-то новый вид подчинения обер-прокурору. «Вы, значит, не в моем распоряжении...», – сказал он с нескрываемым огорчением Н. Чукову. «Как я ни объяснял ему, – вспоминает Владыка Григорий, – он настоял, чтобы я просил Высокопреосвященного Антония (Вадковского) разъяснить нашему Владыке значение такого „причисления“. Пришлось обратиться туда. Несколько дней спустя я получил от секретаря Преосвященного Антония письмо, в котором тот по поручению Владыки Антония сообщал, что „причисление к Канцелярии Обер-Прокурора“ делается для того, чтобы я был зачислен на государственную службу и чтобы время, проведенное мною на должности Наблюдателя в светском звании, было зачислено на пенсию. Вопрос был исчерпан, и я вступил в отправление своих новых обязанностей» 133 . К этому времени в Петрозаводск приехал из Якутска новый ректор семинарии архимандрит Стефан (Киструсский), назначенный вместе с тем и председателем епархиального Училищного совета. С ним Н. Чукову пришлось работать в течение первых двух лет своего наблюдательства. Получив указ Св. Синода об определении на должность и побывав у Преосвященного Павла, Н. Чуков нанес несколько официальных визитов: председателю епархиального Училищного совета, губернатору, председателю Губернской Земской Управы, директору народных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно предположить, что молодой человек по приезде в Касимов познакомился с тамошним протоиереем Поликарпом Поликарповым Киструсским, его женой Стефанидой Косминичной и всем семейством. Возможно, что семейства отца Поликарпа и Городковых были уже знакомы. Известно, что отец Поликарп предложил Георгию в супруги одну из своих дочерей, скорее всего, старшую – Анну. «Обстоятельства, казалось, благоприятствовали этому делу, и между ними все уже положено было на слове, – чему радовался и отец Городкова, бывший в то время священником. Но судьбы Божии устроили иначе», – писал об этом протоиерей Стефан Родосский, хорошо знавший святителя. Одно – человеческие желания, другое – Промысл Божий. В 1809 году была открыта Санкт-Петербургская духовная академия, и Георгий в числе лучших был избран к поступлению в число студентов первого академического курса. Протоиерей Стефан Родосский писал, что никакие усилия со стороны самого Георгия, никакие попытки ходатайства некоторых лиц, близких архиепископу Амвросию, не могли отменить этого назначения. В фонде Государственного архива Рязанской области на Указе Святейшего Синода от 26 ноября 1808 года о посылке от Рязанской семинарии пяти студентов в Санкт-Петербургскую духовную академию стоит резолюция преосвященного Амвросия: «К действительному же по всем изъясненным в нем правилам о избрании, испытании, приготовлении к отправке и о протчем... самых лучших из семинарии нашей студентов поступлению предписать немедля в семинарию...». В декабре месяце 1808 года Георгий отправился в Санкт-Петербург, дав слово нареченной невесте возвратиться из академии и жениться на ней. Протоиерей Стефан Родосский в биографии святителя отмечает, что Господь готовил Георгия к другим, более высоким целям. Он пишет, что не прошло еще и половины срока, как его невеста по воле его отца была выдана за другого. А Георгий «с того времени почувствовал в себе иное расположение». Вместе с тем, нельзя со всей очевидностью сказать, что будущий святитель стал задумываться о монашестве из-за того, что его невеста вышла замуж за другого. Выбор жениха и невесты в то время зависел в основном только от родителей, и дети во всем их слушались, тем более дети лиц духовного звания: обычно юноши из «церковников», женившись на дочерях «церковников», занимали потом их места. Скорее всего, Георгий давно задумался о монашеской жизни и происшедшие события, замужество невесты, не дождавшейся его, еще раз уверили его в правильности выбранного им аскетического пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

Осталось закрепить ликвидацию монастыря каким-либо «нормативным документом». Такой «акт» последовал 17 мая 1920 г. Монашествующие и верующие попытались обжаловать действия уисполкома, но 8 декабря 1920 г. Народный комиссариат государственного контроля, рассмотрев вопрос о выселении братии, постановил: «Оставить означенные жалобы без последствий». Так постепенно начался процесс удаления монахов Раненбургской пустыни с территории обители, растянувшийся на несколько лет. Не обошла стороной монастырские храмы и кампания по изъятию церковных ценностей. Согласно составленной 20 апреля 1922 г. ведомости, из Петропавловской пустыни было изъято «серебра 1 пуд 12 фунтов 57 золотников, жемчуга 47 зол. 24 доли, медь 12 ф. 84 зол.». Вопрос об окончательной ликвидации пустыни и её насельников рассматривался ещё в 1924 г. Некоторые из монашествующих прожили в пустыни до 1925 г. Часть из них впоследствии оказалась среди священнослужителей Никольской церкви Заречной слободы Раненбурга и была арестована в 1936 г. по так называемому делу «контрреволюционной церковно-фашистской организации» во главе с митрополитом Раненбургским Иоанном (Киструсским). Среди них: иеродиакон Серафим (Брыксин), иеромонах Иеремия (Пименов), монахи Феофилакт (Матросов) и Константин (Царьков). Все они в результате были приговорены к различным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Некоторые, как иеромонах Флорентий (Миронов), пострадали от богоборческой власти ещё раньше: в 1932 г., будучи священником с. Ломовое, он был осуждён на пять лет лагерей за антисоветскую деятельность. 8 апреля 1925 г. монастырская территория со всеми постройками передана музейному отделу Главнауки Наркомпроса. В документе хозяйство значится как «совхоз Петропавловская пустынь». Тогда же была передана музейному отделу Главнауки и территория монастырского скита «Дуроломовка, Денисовка то ж» со всеми его постройками. В конце 1920-х гг. никого из братии на территории обители уже не оставалось, а в храмах её не совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11773

Кроме того, по сведениям ОГПУ, «29 июля 1923 г. Каверин, отмежевавшись от обновленческого движения, начинает вести агитацию против существующего правопорядка Советской власти и пишет в Священный Синод Российской Православной Церкви в августе 1923 г. протест против запрещения Священным Синодом служения Каверину. В своём протесте Каверин пишет, что обновленческое движение поддерживается арестами, тюрьмой и штыками. Между 23 и 26 августа 1923 г. во время взятия подписки о невыезде с Каверина и епископа Иоанна Киструсского в г. Раненбург в канцелярии уполномоченного Рязгуботдела ОГПУ Каверин сказал, что обновленческое движение работает совместно с ОГПУ и делает насилие над народом». Отметим, что вначале о. Димитрий Каверин содержался в арестном доме в Раненбурге, но затем был переведён в Рязань, а потом и в Москву, в распоряжение 6-го секретного отделение ОГПУ. Там батюшку, содержащегося в Бутырке, несколько раз допрашивали по делу и наконец в марте т.г. освободили, не найдя в его деле «других данных, компрометирующих гр. Каверина как антисоветского деятеля». Впрочем, дело священника было отправлено в рязанский отдел ОГПУ «для дальнейшей разработки». Зачем понадобилось переводить в московскую Бутырскую тюрьму провинциального священника, пусть и ставшего одним из самых ярких борцов с обновленчеством в Рязанской епархии, не понятно. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в одном из донесений Рязгуботдела ОГПУ в Москву от августа 1924 г., где говорится, что в 6-е секретное отделение ОГПУ вновь направляется священник Каверин, … «отказавшийся от работы в качестве осведомителя по духовенству». Второй раз батюшка был арестован по делу о т.н. «чудесном колодце» в с. Дубовое Раненбургского уезда. Включённый в комиссию из местных властей, врачей и сотрудников ОГПУ, о. Димитрий постарался защитить святость почитаемого местными жителями источника, и потому, как «в полном смысле лицо антисоветское», был вновь отправлен в рязанский домзак, а затем и в Москву. В октябре 1924 г. священник Д. А. Каверин был выпущен из московской тюрьмы под подписку о невыезде, а в марте 1925 г. ввиду того, что следствием «наличие инкриминируемого гр. Каверину обвинения не установлено», и вовсе освобождён с условием скорейшего выезда из Москвы в Раненбург. Вернувшись в родной город, о. Димитрий, по всей видимости, продолжал служить в Николаевском храме до его закрытия. В 1940 г. он. проживал в Раненбурге, а после войны несколько лет служил в храме с. Острый Камень.

http://sobory.ru/article/?object=12089

Новый Киструс. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " Вечерняя Рязань " 37(1114) 20 Сентября 2007 г./ Наша гордость История Киструса насчитывает несколько веков. По археологическим данным, поселение на месте села Киструс возникло в далеком VII веке. В окладных книгах Рязанской епархии 1676 года значится «церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в пределе Покрова Пресвяты Богородицы на Киструсе». Киструсская слобода, или Новый Киструс, исторически относился к приходу села Киструс. Удачно расположенный на берегу Оки, на большом тракте, идущем в Касимов, к середине XIX века Киструс представлял собой довольно крупный населенный пункт. Здесь находилась паромная переправа через Оку, торговая пристань, где велась крупная лесная торговля. Действовала ежегодная Троицкая ярмарка, на которой, дважды в неделю проходили крупные базары. Базары в Киструсе наряду с базарами в других селах этой округи -- Вышгороде, Кирицах. Санском, Желудеве, Тырновской слободе, Ижевском и Ерахтуре -- играли важную роль в товарообмене земледельческой южной части Рязанской губернии и промышленной северной. Торговлю в Киструсе вели купцы города Спасска, торговые крестьяне и купечество крупных сел Спасского и других уездов. В 1861 году прихожане обратились в Рязанскую духовную консисторию с прошением о перестройке ветхой Николаевской церкви, на что им было предложено вместо двух деревянных церквей возвести в селе одну каменную. Место для строительства храма было выбрано в центре населенного пункта с расчетом на то, что со временем храм будет преобразован в самостоятельный приходской. По существующему преданию, храм был поставлен на месте, где во время проезда через Рязанскую губернию в 1837 году наследника российского престола Александра Николаевича предполагалась его переправа через Оку для обозрения Строй Рязани, но наследник изменил планы и отправился в Рязань левым берегом Оки через село Ярустово. Новый храм был освящен 9 июня 1869 года, и с этого времени священнослужителями церкви села Киструс в нем проводились богослужения в воскресные и праздничные дни.

http://sobory.ru/article/?object=09073

Он был певец». Приходский совет Николо-Дворянской ц. просил власти выдать архиерею «по описи, под личную ответственность» совета архиерейские облачения и некоторые богослужебные предметы из Преображенского монастыря. В 1922 г. еп. Митрофан уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество ). 28 июня 1922 г. был избран членом раскольничьего Рязанского церковного управления, 17 июля того же года утвержден в этой должности обновленческим Высшим церковным управлением . Скончался 27 дек. 1922 г. в Рязани, похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. До кон. 1923 г. назначения на М. в. не производились. В рапортах от 16 сент. 1922 и от 8 февр. 1924 г. на имя свт. Тихона викария Рязанской епархии Раненбургского еп. Иоанна (Киструсского) последний именуется викарным «епископом Раненбургским и Михайловским». Однако в этот период лично посещать приходы М. в. он не мог, поскольку власти запрещали ему покидать Раненбург (ныне Чаплыгин Липецкой обл.). 5 янв. 1924 г. свт. Тихон возглавил хиротонию во епископа Михайловского архим. Глеба (Покровского) , назначив его временно управляющим Рязанской епархией в помощь Рязанскому архиеп. Борису (Соколову). С янв. 1924 по май 1925 г. еп. Борис был выслан из Рязани и проживал на подмосковной ст. Перловка. В Рязань еп. Глеб прибыл в янв. 1924 г., его кафедра находилась в рязанском Борисоглебском соборе. Высланный архиеп. Борис продолжал руководить епархией, направляя еп. Глебу и епархиальной канцелярии распоряжения. Михайловский епископ налаживал церковную жизнь в епархии, объезжал приходы, противостоял обновленцам. В 1925 г. он дважды посещал Раненбург для улаживания конфликта между ушедшим на покой еп. Иоанном (Киструсским) и сменившим его еп. Мефодием (Абрамкиным) . Еп. Глеба неоднократно вызывали на допросы в Рязанский губ. отдел ГПУ, где ему угрожали привлечением к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности и существования епархиальной канцелярии. Губ. отдел ГПУ предлагал созвать под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии, однако Михайловский епископ отказался созывать съезд без разрешения правящего архиерея.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Появление Иисуса и указание на него Иоанном как на Христа-Мессию Надо полагать, что это происходило уже после искушения Иисуса. На борьбу с голодом и духом зла шел в пустыню Иисус-Человек; Он вышел из этой борьбы Победителем Своими человеческими силами; и после такой победы к Иоанну на Иордан шел уже Иисус-Мессия, Иисус-Христос, Иисус-Богочеловек. На другой день после допроса Иоанна посланными синедриона Иоанн увидел шедшего к нему Иисуса и, указывая на Него, сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). Пророк Исайя изобразил страждущего Мессию в виде Агнца, на Которого Господь возложил грехи всех людей ( Ис.53:6–7 ). Поэтому Иоанн, желая указать на Иисуса как на Мессию, называет Его так, как называл Его в своем пророческом вдохновении величайший из пророков. Иоанн свидетельствует при этом, что шедший в то время к нему Иисус есть Тот Самый, о Котором он уже возвестил народу, фарисеям и саддукеям, – Тот, Который стал впереди его, потому что был прежде. Этими словами – был прежде – Иоанн как бы повторяет пророчество Михея об исхождении из Вифлеема Владыки, Которого происхождение из начала, от дней вечных 10 ( Мих. 5, 2 ). Свидетельство Иоанна, что он не знал Иисуса Я не знал Его ( Ин. 1, 31 ), – говорит Иоанн. Известно, что Мать Иисуса, Пресвятая Дева Мария, была родственницей матери Иоанна, Елисаветы. Поэтому, дабы устранить всякое подозрение, что Иоанн свидетельствует об Иисусе по родству и что свидетельство его, вследствие этого, может быть не без пристрастным, Иоанн говорит: Я не знал Его. Эти слова Иоанна можно понимать двояко: или он вовсе не знал Иисуса, никогда не видел Его раньше появления Его на Иордане, или же он знал Иисуса как частного человека, но не знал, что Он Мессия-Христос. Какому из этих толкований следует отдать преимущество – неизвестно, так как Евангелисты ничего не говорят об отношениях Иисуса к Иоанну до встречи их на Иордане. Иисус жил в Назарете, а Иоанн – в пустыне Иорданской, местности, довольно отдаленной от Назарета; Евангелист Лука повествует, что Иоанн был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1, 80 ), то есть прямо из пустыни вышел на проповедь; поэтому весьма правдоподобно, что Иисус и Иоанн не знали друг друга. С другой стороны, из прочитанных уже нами повествований Евангелистов нам известно, что до появления Иисуса на Иордане никто кроме Его Матери, не знал, что Он – Мессия. Не знал, конечно, этого и Иоанн, если бы даже и имел какие-либо сношения с Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010