Иоанн (Картушин Иустин Авксентьевич) (01.06.1837–24.04.1915) – старообрядческий архиепископ Московский и всея России. Происходил из казацкой семьи. До 30 лет стал известным начетчиком. Регулярно участвовал в собеседованиях с миссионерами, весьма успешно вел беседы с баптистами. В 35 лет овдовел, оставшись с малолетними детьми, до 1882 г. жил с отцом и братом, помогая им в ведении хозяйства, тогда же занял должность секретаря старообрядческого епископа Кавказского. 21.07.1890 принял монашество и поступил в монастырь. В августе 1898 г. был избран епископом на Донскую епархию и хиротонисан 09.08.1898, в конце того же года был избран на Московскую кафедру. Через два года правительство потребовало от него дать подписку в том, что он не будет именоваться архиепископом Московским и всея России. Зная церковные законы, он написал, что он не именуется Московским и всея России, а только старообрядческим архиепископом. Неудовлетворенное ответом правительство выслало архиепископа Иоанна в Тулу под надзор полиции. В 1903 г. ему было предложено избрать место жительства по своему усмотрению, кроме Москвы и Московской губернии. В сентябре 1905 г. ему было разрешено свободное проживание. Поселился в специально отстроенном для него верхнем помещении лечебницы на Рогожском кладбище. После утверждения в 1906 г. Московской митрополии был возведен в сан «митрополита Российской старообрядческой церкви». В 1906 г. епископ Антоний (Храповицкий) сделал попытку склонить его присоединиться к господствующей Церкви, на что митрополит Иоанн дал ответ, ясно выразив, при каких условиях возможно соединение, потребовав «возвращения к дониконовскому православию». С началом мировой войны освободил свой дом для нужд лазарета, переехав в дом на Рогожском кладбище, где и скончался. При нем были открыты новые старообрядческие епархии, основан мужской монастырь. Погребен на Рогожском кладбище. – 44 Иоанн (Иван) III Васильевич (22.01.1440–27.10.1505) – великий князь Московский с 1462 года. – 92 Иоанн Кронштадтский (Сергеев Иван Ильич) (19.10.1829–20.12.1908) – святой, праведный, протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Выдающийся церковный оратор и проповедник, духовный писатель. Великий молитвенник, обладавший даром прозорливости и чудотворения. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1989 г. – 90, 239

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ Иринарх (Лапшин), старообрядческий еп. Ярославский. Портрет с фотографии. Нач. ХХ в. Иринарх (Лапшин), старообрядческий еп. Ярославский. Портрет с фотографии. Нач. ХХ в. (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832, дер. Высоково Даниловского у. Ярославской губ.- 14.03. 1902, Н. Новгород), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь). Род. в крестьянской семье, его родители - Игнатий и Синклитикия - принадлежали к правосл. Церкви. В детстве обучился грамоте у местного псаломщика. И. Лапшин женился на бедной девушке-сироте Екатерине Дмитриевне. В молодости начал посещать старообрядческую моленную в соседней дер. Елохино (Даниловского у. Ярославской губ., ныне Некрасовский р-н Ярославской обл.) и со временем перешел в старообрядчество, вслед за ним последовательницами «старой веры» стали его жена и мать, отец был недоволен поступком сына. 17 апр. 1875 г. в Москве старообрядческий Московский архиеп. Антоний (Шутов) рукоположил И. Лапшина во иерея. О. Иоанн поселился в дер. Кондырево неподалеку от Елохино. После принятия 3 мая 1883 г. закона, разрешавшего старообрядцам «исправлять и возобновлять принадлежавшие им часовни и другие молитвенные здания, пришедшие в ветхость», в том же году по инициативе о. Иоанна в Елохино в доме купчихи Е. Г. Кузнецовой устроили новую моленную. В 1888 г. моленная была перестроена и расширена, и в 1890 г. о. Иоанн переехал в Елохино. В июне 1895 г. умерла его супруга, принявшая незадолго до смерти монашеский постриг с именем Евгения. 26 окт. 1895 г. в Москве старообрядческий Московский архиеп. Саватий (Лёвшин) постриг о. Иоанна в монашество с именем Иринарх. 10 окт. 1898 г. на старообрядческом Освященном соборе в Москве И. был избран епископом Ярославским и Костромским, 21 окт. 1898 г. Московский архиеп. Иоанн (Картушин) рукоположил его во епископа и назначил своим заместителем. 22 февр. 1900 г. имп. св. Николай II Александрович утвердил постановление, в соответствии с которым старообрядческие архиереи должны были дать подписку «в том, что они обязуются не именоваться архиерейскими титулами». 7 июля 1901 г. местный исправник поставил И. перед выбором: или дать подписку о неименовании себя архиереем, или отправиться в ссылку с запретом жить в Ярославской, Костромской и Московской губерниях. И. предпочел ссылку, выбрав в качестве места проживания Н. Новгород, куда он был отправлен 8 июля. В Н. Новгороде И. поселился в доме у богатых купцов-старообрядцев Сироткиных, где имелась домовая церковь. И. находился под гласным надзором полиции. Через неск. месяцев он скончался и был похоронен на нижегородском Бугровском кладбище. Перед смертью И. завещал, чтобы его тело было перевезено в Елохино.

http://pravenc.ru/text/673973.html

Иоанн. 1915. С. 420). Это намерение было повторено и на соборе 25 авг. 1915 г. относительно преемника И. архиеп. Мелетия (Картушина), однако обстановка военного времени также не позволила это сделать (Московская митрополия РПСЦ была учреждена в 1988). И. принимал участие в решении насущных задач старообрядчества, не только церковных, но и культурно-просветительских. Во исполнение постановления собора от 25 июля 1908 г. по благословению И. в 1910 г. была открыта Старообрядческая Рогожского кладбища типография, первыми изданиями к-рой стали Псалтирь и Азбука. Заботясь о развитии старообрядческих школ, И. жертвовал для них собственные средства, был одним из инициаторов учреждения Старообрядческого ин-та (1912). На авторитетное мнение И. опиралась существовавшая при совете МСОРК Комиссия по сохранению древностей (создана в 1911, с 1913 Комиссия по сохранению древностей и редкостей храмов общины Рогожского кладбища и по книгохранилищу). С 70-х гг. XIX в. крупные старообрядческие общины приносили пасхальные поздравления императору и высшим чиновникам. С 1910 г. МСОРК стала поздравлять имп. св. Николая II Александровича от лица И. В 1910 г. депутация во главе со свящ. Иоанном Власовым была принята государем в Аничковом дворце, и «во время принесения государю императору поздравления о. Иоанн имел смелость передать его величеству от архиепископа Иоанна поздравление и приветствие. В ответ на это государю императору благоугодно было высочайше повелеть передать архиепископу Иоанну (чрез о. Иоанна) высочайшую благодарность и привет его величества» (РГБ. Ф. 246. К. 17. Ед. хр. 12. Л. 13). На Пасху 1913 г. прот. Прокопий Сорокин уже приветствовал императора непосредственно от имени И. и вручил пасхальное яйцо (Там же. Ед. хр. 16. Л. 19 об.- 20). Под рук. И. старообрядцы белокриницкого согласия деятельно откликались на все совр. события. После начала русско-япон. войны по благословению И. в Маньчжурию были посланы старообрядческие священники Димитрий Смирнов и Евстафий Ерошкин. Во время первой мировой войны число военных старообрядческих священников увеличилось; И.

http://pravenc.ru/text/469488.html

Мч. Иоанн Воин, с житием. Икона. Посл. четв. XVIII в. (РГИАХМЗ) Мч. Иоанн Воин, с житием. Икона. Посл. четв. XVIII в. (РГИАХМЗ) Большее распространение получили краткие циклы из неск. сцен, помещенных в среднике иконы, по сторонам образа И. В. в рост (иногда они заключались в медальоны или фигурные картуши). Старейшие памятники подобного типа связаны с Поволжьем, и прежде всего с Ярославлем: фреска юж. галереи ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1703-1704) и икона из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (30-е гг. XVIII в., ЯХМ). При существенных различиях в составе сюжетов оба произведения объединяет образ И. В. как защитника от воров: на фреске представлены ограбление дома и явление святого ворам, а на иконе - ограбление и возвращение украденного хозяину. Сходные сцены известны и по более поздним памятникам, среди к-рых преобладают домашние иконы, часто из категории «расхожих» (2 иконы 2-й четв.- сер. XVIII в., Галерея Академии, Флоренция; икона 1-й пол. XIX в., собрание банка «Интеза - Сан-Паоло», палаццо Леони Монтанари, Виченца; прорись XIX в., Гос. музей палехского искусства; большая икона посл. четв. XVIII в. в Георгиевской ц. Рыбинска ( Хохлова. 2009. Кат. 145)), и гравюры, нередко служившие образцами для икон ( Ровинский. Народные картинки. Кат. 1475-1479. С. 613-614). Массовое бытование таких памятников указывает на важность этого аспекта почитания И. В. в XVIII в. (эпизод с ворами в более лаконичном виде есть и в пространных циклах XIX в.). Хотя в надписях на нек-рых произведениях этой группы говорится о возвращении имущества «некоему господину» («человеку») или «Вельмянину», сцены с кражей не имеют лит. основы, т. к. Житие И. В. лишь в общих чертах указывает на помощь святого в подобных ситуациях. В изобразительном же искусстве этот мотив был конкретизирован как посмертное чудо И. В. Наряду с произведениями такого типа писались иконы с краткими циклами, где эпизод с ворами отсутствует, а все сцены посвящены только деяниям и исповедническому подвигу святого.

http://pravenc.ru/text/471095.html

10 десятин наследственной земли в р-не сл. Успенской Михаило- Архангельскаясл. Нагольной Голо- даевки Сын священника 33 десятины земли Дьяконов Иоанн Николаевич, священник Христорождественская сл. Боль- шинской Сын диакона казачьего происхождения Дочь крестьянина М. Конопли У жены 293 десятины земли в р-не Яновской волости Донецкого округа Алексеев Иван Михайлович, псаломщик Троицкая пос. Греково- Николаевского Сын диакона иногороднего происхождения Дочь крестьянина 200 десятин земли Чобин Федор Яковлевич, псаломщик Троицкая слободы Усть-Мело- вой Мань- ковой Сын крестьянина Донской области У жены 45 десятин земли Булгаков Иоанн Григорьевич, священник Николаевская слободы Малчевско- Полнинской Сын священника Кавказской епархии У жены 100 десятин земли Евфимьев Ардалион Иоаннович, священник Покровская слободы Верхней Макеевки Из мещан 260 десятин земли Федоров Александр Семенович, священник Митрофа- новская пос. Нижне-Хан- женовского Таганрогского округа Сын священника Воронежской губернии 87 десятин земли Фоменко Михаил Онисимович, священник Троицкая слободы Васильев- ки-Сысоевой Таганрогского округа Из мещан Дочь крестьянина М.П.Митянина 22 десятины земли и в слободе Васильев- ке-Сысоевой Еремеев Иоанн Михайлович, священник Одигитри- евская пос. Весело-Гру- зиновского Таганрогского округа Сын подъесаула из потомственных дворян ОВД ст. Бессерге- невской Дочь священника Ф. Дьяконова Ольга 12 десятин земли и у жены 12 десятин земли Смирнов Михаил Иоаннович, священник Казанская слободы Михайлов- ки-Кузнецо- вой Таганрогского округа Сын диакона иногороднего происхождения Дочь священника Александра Иоанновна Рыбинская 90 десятин земли в Таганрогском округе Мисюченко Василий Афанасьевич, псаломщик Казанская слободы Михайлов- ки-Кузнецо- вой Таганрогского округа Из крестьян Дочь псаломщика Лариса Алексеевна Григорьевна 25 десятин земли в Таганрогском округе Бедин Димитрий Иоаннович, священник Архангельская слободы Картушиной Таганрогского округа Сын дьячка иногороднего происхождения. Род. на Про- вальском Войсковом конном заводе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 1999 г. Иконописец С. Е. Большакова (Мемориальный музей-квартира прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте) Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 1999 г. Иконописец С. Е. Большакова (Мемориальный музей-квартира прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте) Более последовательным в стилистическом решении стал житийный образ И. К., разработанный М. Мещерской под рук. С. И. Голубева в иконописной школе СПбДС в 2003 г. (позднее подарен Патриарху Алексию II). Икона написана в стиле рус. иконописи XVI в. Центральный поясной образ И. К. в белых ризах, с золотым наперсным крестом и с потиром в руке окружен 14 клеймами, которые в иконографической справке (хранится в музее СПбДА) названы автором т. о.: 1. Рождество И. К. 2. Моление И. К. о разумении грамоты. 3. Видение И. К. во сне Андреевского собора в Кронштадте. 4. Рукоположение И. К. во пресвитера. 5. И. К. раздает свое имение нищим. 6. И. К. обучает детей Закону Божию. 7. Исцеление болящей. 8. Строительство Дома трудолюбия. 9. Общая исповедь в Андреевском соборе. 10. Молитва И. К. на литургии. 11. Исцеление бесноватой. 12. Освящение храма во имя 12 апостолов в Иоанновском мон-ре в 1902 г. 13. Погребение И. К. 14. Прославление И. К. В 2007 г. выпускницей иконописной школы при МДА С. В. Колотовой написана икона святого с 18 клеймами жития (ц. во имя И. К. в С.-Петербурге). Образ И. К. с 4 житийными клеймами в обрамлении картушей по углам иконы исполнен в традициях ярославской иконописи в нач. 2000-х гг. иконописцем С. Гусевым в мастерской «София» в Ярославле. Святой изображен в фелони, с крестом и наградами на груди и с потиром в руке. Над образом И. К.- в окружении облаков благословляющий Господь Саваоф в сиянии. Сюжеты житийных клейм (явление ангела отроку Иоанну; труды И. К.; проповеди и служение И. К.) в основном те же, что и на др. иконах. Новой является композиция причащения И. К. умирающего в Ливадии имп. Александра III (Там же. С. 110). Для Мемориального музея-квартиры И. К. в Кронштадте и для собрания ГМИР в 2005 г.

http://pravenc.ru/text/471321.html

В 1-й пол. XVI в. писали отдельные иконы «Перенесение мощей Иоанна Златоуста», одна из них упомянута в числе пядниц в деревянной трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы Соловецкого мон-ря (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 43). Наиболее ранние иконы И. З. с житийными клеймами, сер. XVI в., возможно из Александровой слободы (ГИМ) и из Феодоровского собора одноименного мон-ря в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ), возникли, вероятно, под влиянием ВМЧ митр. Макария. Они исполнены по сходной программе, близки по составу, последовательности, композициям клейм. Образцом для изображения И. З. в среднике послужили иконы Московских святителей и чудотворцев Петра и Алексия работы Дионисия (кон. XV в.) из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля - И. З. в крещатом саккосе (на иконе из ПЗИХМЗ - в белом; на иконе из ГИМ - в фиолетовом), в омофоре, на левой, покровенной платом руке - Евангелие, правая отведена в сторону в жесте благословения. Житийный цикл на обеих иконах включает эпизоды от крещения до успения и перенесения мощей. Помимо традиц. событий, в т. ч. сцены пострижения и поставления в степени сана, в клеймах обеих икон воспроизведены сюжеты жития, повествующие о противостоянии И. З. неправедной власти, об исцелении бесноватого (на иконе из Переславля-Залесского), о чудесных явлениях И. З. апостолов Петра и Павла (до призвания И. З. на престол епископа К-поля), ап. Павла (во время написания им произведений), апостолов Петра и Иоанна Богослова (во время ссылки), мч. Василиска (незадолго до смерти И. З.). «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) В XVII в. в житийных иконах И. З. количество клейм увеличилось, иллюстрирование текста стало более подробным, что привело к изменению соотношения образа в среднике и клейм. На иконе И. З. с житием в 52 клеймах из Троице-Варницкого мон-ря в окрестностях Ростова (1-я пол. XVII в., ЯХМ) в среднике воспроизведен иконографический извод, близкий к иконам сер. XVI в. В традиц. цикл введены сцены крещения родителей И. З. и обращенных им учителей, еретиков, детей, женщин; явления небесных посланников людям, причастным к жизни И. З.; встреч И. З. с императором и императрицей; церковных Соборов. Житийная икона И. З. из ц. во имя И. З. в Коровницкой слободе (?) в Ярославле (80-е гг. XVII в., работа мастера круга Семена Спиридонова Холмогорца, ЯХМ) из-за вытянутого по вертикали формата напоминает надгробный покров. Центральный образ святителя, облаченного в испещренный золотым узором саккос, на небесном фоне в окружении барочных картушей и широкой, орнаментированной золотом рамы, монументален, в то время как 40 клейм вокруг него воспринимаются как драгоценные миниатюры. Фонами клейм служат изображения многоглавых зданий с башнями и со шпилями, морских видов, заимствованных из европ. гравюр и книжных иллюстраций.

http://pravenc.ru/text/541598.html

– «Смотри, батя, не осрамись. Куда тебе проповеди говорить. Помалкивай лучше. Молчанье-то ведь золото», – советовали ему знавшие его невежество. Но, нет, не внимал Каринкинский поп мудрым советам и продолжал произносить свои проповеди. И чего-чего только не говорил поп Алексей. Стращал он своих прихожан и муками ада, если они будут брить бороды, грозил отлучением от Церкви, лишением погребения; уверял, что бритые не могут ни к кресту подходить, ни к просфоре, но что всего курьезнее – брадобреев он уподоблял «псу смердящему и коту блудливому», как будто собаки и кошки стригут или бреют бороды!.. Находились и такие раскольничьи попы, которые из подобных проповедей о грехе брадобрейства сумели извлекать для себя выгоду и вот каким образом. Само собой понятно, что дикие угрозы и бранные почти слова, направляемые на брадобреев, не могли понравиться тем из прихожан, которые стригут или бреют бороды; и вместо «раскаяния», они просто перестали ходить в те моленные, где на них метали громы и молнии. Вот некоторые раскольничьи попы, как, напр., некий Авив, и приказали своим дьячкам приглашать таких недовольных к себе в молельню. – «К нам, к нам, пожалуйте, – кричали Авивские дьячки брадобреям, – наш батюшка добрый»... Зазывания увенчались успехом, и в то время, как у попов – гонителей брадобреев моленные пустовали, у Авива битком набиты. Бывала за службой такая масса у него бритых физиономий, что неосторожный посетитель мог подумать, что артисты собрались на свадьбу своего товарища или официанты хоронили своего сослуживца. Такова была эпопея гонения на брадобреев, предпринятого пресловутым Арсением Уральским. Надумался идти по стопам своего предшественника и Иоанн Картушин и разослал, несколько времени тому назад, по всем раскольничьим попам, настоятелям московских моленных довольно безграмотный циркуляр, который приводим здесь полностью, с соблюдением Картушинских выражений. «От Старообрядческого Архиепископа Иоанна священному Иерею (имя рек) предписание. Священно – иерей (следует имя)! Немедленно сообщи мне следующее: 1) Кто из твоих клириков, певцов и чтецов бреют бороды и курят табак, то знают ли они правило 69 святых отец и 18 Анкирского св. отец собора? 2) Во время совершаемых в храме тобою Богослужений, кто из твоих прихожан и клириков смеются над твоим Богослужением, если же есть таковые, то напиши мне имя, отечество и фамилию таковых. 3) Кто из твоих прихожан бреют бороды, а также курят табак. 4) Кто из твоих прихожан едят мясо в Среду и Пяток и в положенные святой древней православной Церковью посты: то почему они не соблюдают сие правило по болезни или по какой другой причине, то по получении сего предписания немедленно мне напиши об этих беззаконниках в точности, без утайки, по чистой совести и не взирая на богатство их, а помня правило 71 св. Василия Великого и правило 196 из Номоканона. Старообрядческий Архиепископ Иоанн».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Белокриницкая иерархия АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/133902.html

Переславский «корсунский» крест, имея весьма внушительные размеры, производит монументальное впечатление. Его высота – 208 см (с рукоятью – 239 см), ширина – 135 см. Ветви креста неодинаковой длины, нижняя – заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа произведения обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и полудрагоценными камнями-кабошонами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней – яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из крупного речного жемчуга и стеклянных бусин изумрудно-зеленого цвета. На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии – Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; н концах – Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях – Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии – Вознесение Христово; на концах – Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях – Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения) 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010