Цель подобных действий правительства – лишить православный сербский народ его вождей. В тоже время оккупационное правительство и непосредственно и посредством подчинённых ему митрополитов старается склонить константинопольскую патриархию к тому, чтобы она, без ведома и опроса босно-герцеговинского духовенства и народа, одобрила правительственный церковно-школьный статут. В предупреждение этой последней опасности, православное духовенство и народ Боснии и Герцеговины в сентябре 1902 года посылали нарочитую депутацию в Константинополь к патриарху Иоакиму III. В состав депутации вошли со стороны духовенства протоиерей Т. Илич из Тешнья и священники С. Трифкович из Сараево и И. Новакович из Белины. Со стороны народа депутатом был Г. Евтанович из Сараево. Депутация имела задачей настоять пред патриархом на сохранении исконных прав клира и народа, прав, гарантирующих участие их в выборе духовных лиц и в автономном управлении церковно-школьными делами. Правами этими пользовались они свободно при турках, ныне лишены их оккупационным правительством. 21 и 25 сентября 1902 г. патриарх Иоаким III милостиво принял депутатов, внимательно выслушал их и, приняв от них меморандум, сказал им на прощанье, что он рассмотрит меморандум и с своей стороны постарается удовлетворить справедливые требования православного населения Боснии и Герцеговины. Посвящение в митрополита герцеговинско-захолмского Петра Зимонича, сына славного в своё время воеводы, подало повод к тому, что народные вожди вновь вступили в переговоры с босно-герцеговинскими митрополитами для решения спорных пунктов церковно-школьного статута. Сербские журналы поспешили сообщить радостную весть, что в главном обе стороны пришли к соглашению, а в отношении оставшихся спорными пунктов решили, что окончательное постановление сделает константинопольский патриарх, каковому постановлению обе стороны должны подчиниться. „Христ. Весник“ (1903, ноябрь и декабрь) поместил следующее сообщение „С.-Петербургских Ведомостей“ о церковной автономии православных сербов в Боснии и Герцеговине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мысль о возможной смерти Брежнева вызывает ужас и — снова и снова — рассуждения о том, как нынче люди стали неблагодарны и не ценят добра, которое проявляет к ним Родина: Мне так не хочится что-бы Лионид Илич умирал, он уже старинкой мне хочится чтобы он был бесмертной, он умный человек, хотя люди судят поразному, а я понимаю по свойму, сичас бедных людей нету, старцов нет как ранше были, придставте сибе, не­модное плаття, или юбку некому и отдат что-бы человек сносил, а нужно спалить Мы вже незнаем что нам хочится в каждой хозяйки в шифонере полно полно а ищем чиво-то получше 158 . Смерть Брежнева вызывает у нее состояние, близкое к панике, но вскоре она убеждается в том, что «незаменимых у нас нет» и радуется тому, какой «умница Горбачев М.С.», у которого «каждое слово в толк»: 1987 г. сентябрь смотрю по Телевиденя М.С. Горбачёва какой он умница да действи­тельно заменил Ленина, я думала что те руководители, что руководили страной как где денутся то не найдётся замены справедливой как оны. Хрущев, Черненко Андропов Сталин, Но этот Горбачев М.С. за всех умница точно Ленин делает перестройку, смот­рю Телевиденя езда в Мурманске, да несидит в Кремле а заглядывает в крупные города и заграницу из своей женой Раисой жена помогает агитировать народ в лучшую сторо­ну наводить порядок 159 . Несмотря на уверенность в том, что в стране порядка нет и его надо «наво­дить», Киселева, тем не менее, гордится символами процветания и величия Родины. Сыны Родины не подведут страну. Как часть общего нарратива, здесь проскальзывает гордость отечественными спортсменами, достойно представляющими Родину: […] Вот алимпиада это хорошая игра, ну и пусть играют, и им хорошо и нам есть чиво посмотреть по телевизору, но все-же наши спарцмены негде неподведут хорошо одеты в зимней одежде меховые пиджаки, и с большим старанием трудятся, что-бы быть лучшим из лучших, и привезти десять наград если я неошибаюся, дорогие наши спорт-цмены нам болельщикам стране, весело на душе за победителей на алемпиаде 160 .

http://azbyka.ru/kniga-o-rodine

Это было время замечательного возрождения отечественной филологической науки, и славистики, в частности, тогда явилась плеяда выдающихся русских-российских ученых-языковедов - Н.И. Толстой, О.Н. Трубачев, Илич-Свитыч, Дыбо, В.Н. Топоров... Великий Трубачёв родился 23 октября 1930 г. В память об Олеге Николаевиче мы публикуем в сокращении его статью-воспоминание о съездах славистов, написанную в 1998 г., в год XII съезда в Кракове, тогда академик Трубачев возглавлял Российский комитет славистов. А ушёл из жизни он в канун XIII съезда в Любляне... Через лексику - к этническому прошлому народов Вы вновь ко мне туманные виденья... Гёте «Фауст» Век ХХ заканчивается. О нём будут напоминать не только две мировые войны, но и замечательные культурные события, к которым хочется отнести также двенадцать международных съездов славистов, начиная с I-ro, 1929 года, по XII-й... в Кракове. Моё поколение пришло в науку после войны, и московский IV Международный съезд славистов 1958 года был нашим первым съездом. Его отличали массовость, богатство новых инициатив и участие живых классиков науки: Фасмер (Германия), Кипарский (Финляндия), Мазон, Вайян (Франция), А. Белич (Югославия), Гавранек (Чехословакия), Лер-Сплавинский (Польша), Р. Якобсон ( СССР , Чехословакия, США), Стендер-Петерсен (Дания), Виноградов (СССР). Классики скоро ушли, оставив нашей науке преемственность, воплощением которой служили съезды. Наверное, ничего не следует преувеличивать, и не вся культурная общественность заметила то, что для нас остаётся великими культурными вехами. Вспоминается: мой старший коллега и руководитель говаривал, что учёный должен иметь этакую глупенькую веру в науку. Да, нужна вера, цельное и в чем-то молодое чувство, из разряда тех, что советовал Николай Васильевич Гоголь забирать с собой, не бросать, «не подымете потом»... Но и - трезвость оценки и самооценки. Всему этому учили съезды, развёртывая перед нами панораму проблем. Вечная проблема отношений языка и местных диалектов, того, как из говоров вырастает язык, какие изоглоссы (соответственные явления) бороздят пространство языка, как язык живёт и насколько способна его грамматика порождать новые явления... Не одним только узким специалистам полезно знать, как ведёт себя смешанный язык: его морфология бедна. Язык с богатой морфологией не может быть смешанным. Богатый язык славян не мог быть продуктом смеси ни с балтийским, ни с иранским (скифским), и это дебатировалось на славистических съездах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

«Для наших поставщиков нет ничего святого! У битольских снабженцев никогда не будет продолжения рода!» – так говорил дядюшка Митко Илич, который и сам долго был в их компании. «Поставщики не знают, что существует грех . А крайне грешно согрешить при снабжении армии. Бог сурово карает таких. Здесь, в Битоле, стояли подразделения турецкой армии. Турки не едят свиного жира и не разрешают держать и резать свиней. Но одно время трудно было раздобыть бараний жир. Поставщиком жира был некий еврей. [Еврей этот] привёз из Сербии много свиного жира. Подмешивая к нему немного топлёного масла, он снабжал армию подобной смесью целых полгода. Турки, не зная правды, были очень довольны. А когда узнали – еврей лишился головы. И вот ведь как вышло: и [сам] тот еврей сгинул, и весь дом его – так что никого не осталось из его потомства. Некто другой из Граешницы поставлял соль, подмешивая к ней мраморную пыль. Однажды кто-то купил у него соли для овец. Залил соль водой, чтобы растворить её и смешать с отрубями. И вдруг увидел, что на дне сосуда остался нерастворимый осадок. Разозлился он и донёс об этом туркам. И поставщика отправили на каторгу. Дом его пришёл в запустение, и очаг угас. Был я знаком и с некоторыми поставщиками мяса. Они тоже не ведали про грех перед Богом. Турецкая армия получала мясо каждый день, кроме четверга и воскресенья. Так снабженцы вместо говядины поставляли ей и падаль, и буйволятину, и ослятину от павших животных. Но вот – от дома их не осталось и следа. Знал я порядка 200–300 снабженцев. Большие деньги они скопили. А теперь смотрю – род [каждого из них] угас. И сами от тяжких болезней поумирали, и дети у них с ума посходили, и имущество было продано с молотка. О, да сохранит тебя Бог от богатства, нажитого [нечестными] поставками!» Так [утверждает] дядюшка Митко. О том же свидетельствует весь жизненный опыт стран восточных и западных. Всевидящее Божие око зрит [тех], кто подаёт камень вместо хлеба и змию вместо рыбы ( Лк. 11:11 ). [Его десница] разит таковых, чтобы [и другим] неповадно было. Преступник обнаружил себя сам

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В состав депутации вошли со стороны духовенства протоиерей Т. Илич из Темня и священники Стефан Трифкович из Сараева и Иовапъ Новакович из Белины. Со стороны народа депутатом был Григорий Ефтанович из Сараева. Депутация имела задачею настоять пред патриархом на сохранении школьных прав клира и народа, прав, гарантирующих участие их в вы­боре духовных лиц и в автономном управлении церковно­-школьными делами. Правами этими пользовались они сво­бодно при турках, ныне лишены их австрийским прави­тельством. 21 и 25 сентября 1902 года патриарх Иоаким III милостиво принял депутатов, внимательно выслушал их и, приняв от них меморандум, сказал им. что он рассмотрит их доклад и со своей стороны постарается удовлетворить справедливые требования православного населения Боснии и Герцеговины. Мирные переговоры народных представителей с митро­политами по вопросам церковно-школьного устройства. Одобрение нового устава константинопольской патриархией и высочайшее утверждение в 1905 г. Указ императора Франца Иосифа I. Краткий обзор содержания нового устава В 1903 г. народные представители вновь вступили в переговоры с босно-герцеговинскими митрополитами для решения спорных пунктов церковно-школьного статута, – и на этот раз более удачно. Спор между народом и иерархией вызвало иноверное правительство своим не­ограниченным и бесправным вмешательством во вну­тренние церковно-школьные дела, нарушением старинных народных прав в церковно-школьном управлении, в выборе священников и учителей, распущением право­славных церковно-школьных общин, как это предста­вители народа и духовенства много раз изъясняли в своих меморандумах и неопровержимо доказали, что спор по всему этому идет, собственно говоря, не между народом и митрополитами, а между народом с одной стороны и оккупационным правительством с другой. Если бы ино­верное правительство не вмешивалось и не встало между народом и митрополитами, не возникло бы и спора, а если бы возник, скоро был бы улажен. Многолетними уси­лиями и с большими жертвами народные представители добились того, что правительство должно было несколько уступить, и в мае 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

После долгих рассуждений, скупщина постановила возобновить ходатайство перед Архиерейским Собором об утверждении прежнего проекта оказания помощи престарелым и больным священникам из фонда священнических вдов и сирот. – В виду устного заявления председателя главного комитета о том, что многие приходы отдаются в обслужение монастырской братии, что противно закону о церковных властях и убыточно для белого духовенства, скупщина поручила главному комитету принять надлежащие меры, что этого впредь не было. Вот те главные вопросы, которыми занималась прошлогодняя священническая скупщина 604 . 25 августа нарочитая депутация от священнической скупщины представлялась в Белграде высокопреосвященному митрополиту Иннокентию, а на следующий день 26 августа в Смедереве – королю Александру. В ответной речи на приветствие председателя скупщины король благодарил за выраженные верноподданнические чувства и обещал с своей стороны сделать всё, что можно, для улучшения тяжелого материального положения священников 605 . По вопросу о преобразовании священнического состояния в Сербии встречаем дельные заметки в журнале „Христиански Весник“ 606 . Более десяти лет уже – говорит —735— протоиерей А. Илич – ежегодно избираются комиссии и вырабатываются проекты о преобразовании состояния священнического. Новая скупщина, – и – новый проект. Но прежде необходимо иметь почву, основу, чтобы проект мог быть осуществлен, необходимо считаться с факторами, от которых зависит осуществление. Все ли факторы на стороне того проекта, какой желателен духовенству? Эти факторы: Собор Архиерейский, министр просвещения и церковных дел, правительство, народная скупщина и королевская власть. Сущность проекта, одобренного духовенством: 1) Жалованье священника должно делиться на классы с периодическими повышениями так, чтобы в первые пять лет священник получал 1 500 динаров, и самое большее – 3 500 дин. ежегодно. 2) Духовенству должна быть обеспечена законом прочность на приходах. Перемещения должны иметь место не иначе, как за проступки – по решению духовных судов, или по собственной просьбе священника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. В теорию существования общечеловеческого праязыка большой вклад внесли советские ученые (например, ассириолог И. М. Дьяконов, лингвисты В. М. Илич–Свитыч, В. Н. Топоров и В. В. Иванов). Им удалось научно обосновать родственные связи огромного числа языков Старого Света (таких языковых семей, как индоевропейская, алтайская и некоторых других).   Долголетие первых людей   Читающие первые одиннадцать глав богодухновенной книги Бытия обычно удивляются и недоумевают по поводу необычного долголетия людей того времени. В особенности поражает читателя и вызывает у него величайшее изумление то, сколь продолжительной была жизнь людей в допотопные времена. Так, например, в пятой главе книги Бытия мы читаем, что Адам прожил 930 лет, Енос – 905, Каинан – 910 и так далее. Дольше всех прожил Мафусал, который достиг возраста 969 лет. Люди, родившиеся после потопа, тоже жили долго, хотя число прожитых ими лет было меньше, чем у допотопных людей. Так, в одиннадцатой главе книги Бытия мы читаем, что Арфаксад прожил 535 лет, Сим – 600, Евер – 404 года и так далее. Столь значительное долголетие послужило для неверующих предлогом, чтобы объявить эту часть Священного Писания легендой, мифом. Однако исследователи высказали несколько принципиальных соображений по этому поводу, в том числе и на основании археологических данных. Во–первых, цифры из пятой и одиннадцатой глав нельзя воспринимать на основании современных данных о продолжительности жизни или исходя из произвольных математических расчетов Люди тех времен были крепкими: детство человечества – это эпоха, когда здоровье людей еще не было подорвано болезнями, как в наше время. Кроме того, их пища и условия жизни весьма сильно отличались от наших и, конечно же, способствовали долголетию. Было бы удивительно, если бы люди тогда жили не так долго. 44 К тому же подобное положение вещей входило в замысел Божий: первые поколения людей должны были жить долго, чтобы род человеческий быстро разросся, вместе с тем представляя собой как бы единую общину, и таким образом священное предание, которое было в то время устным, а не письменным, поскольку письменность еще не была изобретена, переходило бы из поколения в поколение без искажений. Поэтому мы видим, что люди, о которых говорится в пятой главе, жили очень долго, в то время как люди, о которых идет речь в одиннадцатой главе, жили меньше, хотя продолжительность их жизни все равно велика по сравнению с тем, что мы имеем на сегодняшний день

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В номинации «Фильмы для детей» в этом году была вручена лишь одна награда - «Бронзовый Витязь». По мнению членов жюри данной номинации, в связи с тем что «детское кино» в России практически перестало существовать, на конкурс невозможно было найти ни одного детского фильма. Обладателем единственной награды стал кинофильм «Принцесса и лягушка» (режиссера Р. Клементс, США). «Серебряный и Золотой витязи» так и не нашли своих обладателей. Председатель жюри конкурса «Студенческих и дебютных фильмов» А. Путилов также отметил, что в этом году представленные в данной номинации работы были несколько слабее, чем год назад. «Бронзовый Витязь» достался фильму «День матери» режиссёра А.Охлопковой (Россия). «Серебряным Витязем» был награждён фильм украинского режиссёра И. Романенко, «Монолог длиною в жизнь». Победителем конкурса стал сербский фильм «Эргастоло», режиссёра Т. Попов. В номинации «Анимационные фильмы» первое место заняла работа болгарского режиссёра А.Цветкова «Город Феллини». «Серебряный Витязь» был вручён за фильм «Влюблённый горбун», режиссёра Н.Туляходжаева (Узбекистан). «Бронза» досталась России с фильмом «Про птицу», режиссёр - О. Кудрявцева.  Документальное кино было представлено в двух конкурсах: короткометражные и полнометражные фильмы. В конкурсе короткометражных документальных фильмов победителем стал сербский фильм «Камень древнего мечтателя» (режиссёр Н. Илич-Илке). «Серебряный Витязь» получил фильм «Айнеболит» режиссёра И. Ларионова (Россия). «Бронзовый» - фильм «Не женское дело» (режиссер И. Сафарова, Россия). В конкурсе среди полнометражных документальных фильмов места распределились следующим образом: «Бронзового Витязя» получил фильм «Дар», режиссер Г. Адамович (Белоруссия). Премию «Серебряный Витязь» получил режиссёр В. Цаликов за кино-работу «Беслан. Надежда» (Россия). «Золото» досталось режиссёру А. Пеевой за фильм «Развод по-албански» (Болгария). В завершение церемонии режиссёр и сценарист А.Аскольдов вручил награды за конкурс «Полнометражных игровых фильмов». В данной номинации достойных конкурсантов оказалось более чем достаточно, было распределено пять наградных статуэток. Бронзовая награда досталась режиссёру В Дуросу за фильм «Впереди гора» (Греция). Второе место поделили фильмы: «Вода» (режиссер Д.Касымова, Узбекистан) и «Ушедшие» (режиссер Й.Такита, Япония). «Золотых Витязей» получили российский режиссёр Л.Боброва за фильм «Верую», снятый на киностудии «Ленфильм», и режиссёр из Сербии С.Драгоевич за фильм «Святой Георгий убивает змия».

http://pravoslavie.ru/35573.html

далмат. цркве, 1902. февр. 20–22. 106 Необычайно-торжественные похороны преосвященного Гера­сима подробно описаны в журнале „Весник српске цркве», 1906, июль, 660–666: „Са погреба Герасима Петрановича владике боко-которског». Протоиерей Алекса Илич, бывший издатель и редактор журнала Весник», проживший около восьми месяцев в Боке-Которской, с великою похвалою отзывается о тамошнем народе и духовенстве во главе с преосвященным Герасимом Нетрановичем. Что до духовенства, то оно, по отзыву прот. А. Илича «стоит на высоте своего положения: священники вообще располага­ют достаточной подготовкой и дисциплиной, искренно преданы своему служению, преданы сербской народности, стоят на страже православия от покушении фратров и их епископов... Ве­сник, 1905, март-апр., 159–166; „Moje белешке о Боки Komopckoj»). – Отметим кстати, что боко-которской епархии посвящено не особенно давно вышедшее сочинение игумена Дионисия Миковича под загла­вием; „Српско православно боко-которско владичанство», увенчанное премией из фонда пок. архимандрита Никифора Дучича. 107 См. статью прот. И. Вучковича по поводу этого тяжелого со­бытия в Богосл. Гласн. 1910, XVIII; 4, 317–320. 108 Синодский Устав (21 §§ 1, утвержденный 21 авг. 1884 г. австрий­ским императором Францем Иосифом, напечатан в журнале „Гласник православне дaлмamuhcko-ucmpujcke enapxuje, 1893, 5 и 6. 109 Действующий Устав консистории православной далматинской епархии (в Задре) утвержден императором Францем Иосифом 24 августа 1870 г. (всего 128 §§). В январе 1894 г. некоторые пара­графы, именно 3, 7 и 26 изменены. Отныне консистория состоит из консисторского архимандрита, как наместника епископского, из двух действительных членов с жалованьем и из четырех по­четных. Из почетных членов по крайней мере двое должны иметь постоянное местопребывание в Задре. Всех членов утверждает („именует“) император австрийский (§ 3). Действительные члены, получающие жалованье, должны жить в месте епископской резиденции и вершить порученные им дела не только в определенные присут­ственные дни, но, смотря по надобности, и помимо этих дней (§ 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Любая серьезная история в этом преходящем мире – это история трудностей, страдания, самопожертвования, смерти. Ибо и те, кто богат, должны пройти через эти врата. В Охридскую митрополию (резиденцию) часто заходила одна нищая из деревни. Но удивительно, она всегда была в хорошем расположении духа. Однажды я решился расспросить ее про ее жизнь. И было мне что послушать: «Я из села Опеница. Мужа моего звали Джордже Илич. Умер он в 1921 году. Мы были очень бедными. Скота у нас не было, даже осла не было. Была всего одна нива, которую можно за день вспахать. Мой муж разболелся, месяц болел и умер. Рано утром пришли соседи, чтобы подготовить его к погребению. Когда его брили, один крестьянин порезал ему лицо. Джордже тогда ожил и говорит: «На душу вы взяли, что порезали меня. Еще немного, и миновал бы один мост, и попал бы на тот свет». Джордже прожил еще 7 дней. Понемножку ел яблоки, и опять умер. Рассказывал, как душа после смерти путешествует». Имя этой нищей Фания. В 1928 году приснился ей чудный сон: явилась ей во сне некая госпожа, дала ей посох и говорит, что теперь она должна идти по свету и просить. Фания от удивления ответила: «Как же, сестра, я буду просить, если по деревням не смею ходить, потому что очень боюсь собак». «Иди к людям и говори, чтобы люди были благодарны Богу за урожай. А не чтобы жаловались, что нет прока от урожайного года, когда все дешево. В этом году будет засуха, чтобы ума набрались». И действительно, в 1928 году была сильная засуха. Бог открывает простым людям Свои намерения. Фания действительно в тот год начала просить милостыню. Идет, согнувшись, со своим посохом. Говорит, что нигде в деревнях собаки на нее не нападают. Дома у нее сын лежит больной, не встает с постели. Ходит по людям нищая Фания с богатым сердцем, полагая надежду на Бога, ибо верует, что в конце Бог наградит за труд, страдания, терпение, веру. Христианская Европа перестала чувствовать Бога, поэтому и тонет в самом страшном кризисе и безумии от сотворения мира. Бог всегда с простыми людьми. А простые – это те, у кого сердца беззлобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010