И Благое Попович с группой своих школьных друзей и санитаров прошел тернистый путь от Печи до Скадара... Путь, унесший жизни около ста тысяч сербских солдат. После таких мучений и страданий на всесербской албанской голгофе Благое и его спутники прибыли в город Скадар накануне праздника святителя Николая в 1915 году. После отдыха и частичной поправки христолюбивый Благое обратился к митрополиту Сербскому Димитрию, который вместе с сербским правительством и армией также покинул Сербию, с просьбой разрешить по крайней мере теперь принять постриг. «Ибо, – говорил он, – Вы меня сейчас можете свободно благословить на постриг: ведь моих родителей здесь нет. Кто знает, увидимся ли мы еще живыми. Им будет лишь отрадно слышать о том, что я жив, а о том, монах ли я или нет, они и не спросят». По его неотступности митрополит дал свое благословение, а архимандрит Вениамин, будущий владыка Браничевский, постриг в монахи Благое и его друга Милана Джорджевича (впоследствии епископа Далматинского Иринея) накануне праздника святого Василия Великого 31 декабря/1 января 1915/1916 года, в православном храме в Скадаре. При постриге Благое было наречено имя святого мученика Иустина Философа . Этим именем Благое выразил двойное желание своей любомудрой и христолюбивой души: быть философом Духа Святого, подобно святым Христовым любомудрам, каким был и святой Иустин Философ , и в то же время быть мучеником и свидетелем Христовым в этом мире и жизни (ибо греческое слово μρτυς – мученик – означает, прежде всего, быть верным свидетелем, свидетелем до самой смерти – свидетелем, готовым и самой своей жизнью утвердить свое свидетельство). То, что монах Иустин действительно стал философом Иустином, т. е. любителем истинной Премудрости Божией – Христа Господа, мы знаем, и в этом мог увериться каждый близко с ним знакомый. Ибо будучи по натуре любомудром-философом, он всю жизнь им оставался, всегда живо ощущая существенные философские проблемы и проникаясь ими, о чем свидетельствуют его «Философские главы» и «Православная философия Истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Русские общины в Далмации сохранились до конца Второй Мировой войны и исчезли в основном во второй половине 1940-х гг. в результате массового выезда русских эмигрантов из Югославии и репрессивной политики утвердившегося в стране режима И.Б. Тито. Большую часть военного времени в Далмации, где проживали 120,2 тыс. православных, не было правящих архиереев. Известный церковно-общественный деятель викарный епископ Пакрачской епархии Владыка Сремский Валериан (Прибичевич) умер в Сплите в монастыре св. Савы 10 июля 1941 г., [viii] и все приходы на побережье некоторое время окормлял епископ Далматинский Ириней (Джорджевич), официально занимавший эту кафедру в 1931–1952 гг. В письме Заместителя Сербского Патриарха митрополита Иосифа от 17 июля 1942 г. говорилось, что итальянские гражданские власти платили пособия епископу Иринею, 21-ому служившему и 2-м находившимся на пенсии священникам, а также 8-ми вдовам священнослужителей. В их число входили три священника, бежавших с территории, отошедшей к Хорватии, и получивших в Далмации новые приходы. [ix] О помощи итальянцев пострадавшим от хорватов священникам Сербской Церкви в середине октября 1941 г. докладывал и немецкий посланник в Загребе Зигфрид Каше. [x] В то же время Владыка Ириней вызывал сильные подозрения у оккупационных властей в связи с тем, что в марте 1941 г. он резко выступал против присоединения Югославии к пакту Рим-Берлин-Токио и активно поддержал антигерманский переворот 27 марта. СД уже в апреле 1941 г. считало, что епископ являлся «британским агентом». В январе 1942 г. майор СС Х. Рексхайзен сказал о нем известному сербскому политику Д. Льотичу, «что Ириней – убежденный масон и имеет тесные связи с Великобританией». [xi] В результате 8 ноября 1941 г. епископ был арестован в Шибенике и отправлен в Италию, затем более двух лет содержался в заключении в местечке Рипон вблизи Флоренции, где его физически не мучили, но длительное время безуспешно пытались заставить участвовать в создании или подписать акт признания автокефальной Хорватской Православной Церкви. После ареста еп. Иринея пострадало и здание Епархиального управления, его архив был сожжен, а обезглавленная Далматинская епархия осталась без руководящих церковных органов. [xii]

http://bogoslov.ru/article/1147640

Часовня прп. Параскевы (Петки) в Калемегдане. 1937 г. Часовня прп. Параскевы (Петки) в Калемегдане. 1937 г. Часовня св. Петки была построена над св. источником, разрушена турками в нач. XV в. Совр. здание сооружено в 1937 г. на месте часовен нач. XV в. и 2-й пол. XIX в. (архит. М. Корунович), роспись выполнена рус. худож. В. Предоевичем, мозаики сделаны в 1980-1983 гг. худож. Дж. Радуловичем. Ц. Вознесения Христова построена на пожертвования белградцев в 1863 г. (архитекторы П. Станишич и Й. Ристич) в стиле романтизма и древних серб. мон-рей, прежде всего Раваницы. Стены расписали художники Н. Маркович (1864) и С. Тодорович (1881). В 1937 г. работы Марковича были заменены композициями рус. худож. А. В. Биценко. Церковь в честь Вознесения Христова. 1863 г. Церковь в честь Вознесения Христова. 1863 г. Реставрировалась в 1967, 1969, 1971 гг. Имеет богатую ризницу. К церкви приписана часовня св. ап. Луки при больнице «Свети Сава» (освящена в мае 1992). Церкви в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца и в честь Рождества Пресв. Богородицы в Земуне расположены под средневек. крепостью Гардош. Никольская ц. (однонефная, одноапсидная, с колокольней с зап. стороны) построена в 1745 г. в барочном стиле, типичном для сремских церквей XVIII в. Иконы принадлежат кисти Д. Бачевича (1762). Нижний ряд иконостаса переписан в сер. XIX в. Настенные росписи выполнил в 1848 г. Ж. Павлович. Церковь горела в 1868 г., после чего была реставрирована (1870). В церкви хранится частица мощей ап. Андрея Первозванного. Рождественская ц. (однонефная, одноапсидная, с трехчастным приделом с зап. стороны) построена в 1776-1780 гг., трехэтажная колокольня- в кон. XVIII в. Резной иконостас работы А. Марковича, иконы написаны в 1815 г. А. Теодоровичем . Ц. ап. Петра и Павла возведена как придворная часовня кн. Милоша Обреновича в 1832-1834 гг. (архитекторы Й. Михайлович и Н. Джорджевич). Небольшой однонефный храм с двухъярусной звонницей с традиц. для серб. архитектуры основанием и фасадом необарочного стиля. Живописные работы выполнены художниками К. Лекичем (1834), Й. Стергевичем (1836), Д. Якшичем (1837). В 1874 г. иконостас был заменен новым (художники С. Тодорович и Н. Маркович).

http://pravenc.ru/text/77876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛОВИЦКАЯ КОРМЧАЯ Иловицкая Кормчая [«Номоканон, или Законоправило», «Законникь»] (Арх. ХАЗУ. IIIc 9; 1262 г.), древнейший список серб. (Святосавской, т. е. свт. Саввы I , архиеп. Сербского) редакции Кормчей книги , памятник серб. книгописания и русско-сербских культурных связей XIII в. Рукопись на пергаменте (31×24 см), содержит 400 листов, имеет утраты текста: 4 листа после 53-го л. (апостольские правила с 42-го по 62-е), 8 листов после 95-го л. (с 56-го до окончания правил Лаодикийского Собора, все правила II и III Вселенских Соборов и начало правил (до 9-го) Халкидонского Собора) и др. Название получено по выходной записи (Л. 400; Записи. 1. 19), к-рая сообщает, что И. К. была написана на Иловице в 1262 г. писцом Богданом по заказу Зетского еп. Неофита для ц. арх. Михаила, вероятно для монастыря Михольска-Превлака . По общему мнению исследователей, запись Богдана дословно повторяет (за исключением выходных сведений) начальную запись оригинала рукописи, лучше сохранившуюся в младших (XIII-XVI вв.) списках Кормчей этой редакции. Помимо Богдана в работе над И. К. принимал участие безымянный писец (более архаичная графика), переписавший листы 1-53. В тексте И. К. присутствует большое число русизмов. Л. Цернич доказала, что 1-й писец, несмотря на наличие в его части рукописи орфографических сербизмов, был новгородец, к-рый также переписал отрывок Евангелия (БАН. 24.4.1). Для 2-й части характерно серб. правописание, а имеющиеся в ней русизмы исследователи объясняют следующими причинами: 1) обращением к более раннему русскому переводу отдельных глав (В. А. Мошин, А. В. Соловьёв, А. Белич и др.) или к переводу, сделанному русскими на Афоне (А. И. Соболевский, М. Н. Сперанский); 2) использованием общеслав. лексики (Й. Райнхарт); 3) наличием сделанного рус. писцом протографа (Ф. Миклошич, Цернич) или болгарского оригинала с русизмами (В. Ягич); 4) участием русского монаха в работе св. Саввы по созданию Кормчей на Афоне (Л. Штавлянин-Джорджевич).

http://pravenc.ru/text/389439.html

ВМА считает датой своего основания 2 марта 1844 год, когда князь Александр Карагеоргиевич приказал организовать 1-ю центральную военную больницу. В последующие десятилетия в Сербии появлялось все больше высококлассных специалистов в области медицины, получивших образование в лучших европейский центрах. Особо выделяется имя доктора Владана Джорджевича, которого считают основоположником хирургии в Сербии. В 1909 году было построено новое здание военной больницы, превратившее ее в самое современное медицинское учреждение на Балканах. В больнице насчитывалось 400 койко-мест, была своя лаборатория и самая современная для того времени аппаратура. Особо стимулировало развитие хирургии начало двух Балканских войн, а затем и Первой мировой, по окончании которой врачи из этой больницы приняли участие в формировании Медицинского факультета в Белграде. По мере своего развития больница получило название Главной военной больницы Королевства Югославия, а с 1950 года стало называться Военно-медицинской академией (ВМА). ВМА – это крупнейшее военно-медицинское учреждение, которое занимается не только лечением. Здесь активно ведутся научные исследования, проводятся курсы усовершенствования специалистов и аспирантов. С 1 января 2008 года по решению правительства Сербии ВМА была функционально интегрирована в систему общественного здравоохранения. ВМА имеет в своем составе 27 клиник и 17 институтов, Диагностический центр поликлиники, Центр контроля отравления, Травматический центр, Центр скорой медицинской помощи и другие. Сейчас в ВМА 1200 больничных мест. На обучении в академии постоянно находятся 400 врачей – специалистов во всех областях медицины. Его Святейшество Патриарх Сербский Павел сам уже два года лечится в ВМА, и настрой сотрудников этого медицинского учреждения по отношению к Церкви очень положительный. Они с большой любовью относятся к Православию и решили открыть домовую церковь. Спрашивали благословения у Святейшего Патриарха и митрополита Амфилохия, который благословил, чтобы этот храм был посвящен святому архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому). Известно, что почитание святого сейчас уже широко распространено за границами канонической территории Русской Православной Церкви. Его иконы и частицы мощей можно, например, встретить во многих местах в Греции. И вот по милости Божией святыня, связанная с его именем, появилась и на сербской земле.

http://pravoslavie.ru/30880.html

Тогда я встретилась с Натальей Коцев – руководителем белградского отделения Фонда Единства Православных народов. Она, со своей стороны, участвовала в организации поездок сербских детей из Косово и Метохии в Россию. Наталья – русская, в Сербии живет уже около 30 лет. Интеллигентная, изящная, тактичная женщина с широким кругом контактов и в светской, и в церковной среде. По её приглашению я впервые посетила Сербию. Сразу же нашла там много друзей и полюбила эту страну раз и навсегда. Контакты с фондом и лично с Натальей продолжаются и по сей день. - Кто еще оказывает помощь проекту, ведь он  достаточно широк и не ограничивается каким-то одним направлением? - Не могу не рассказать о Драгане Неделькович, вместе с которой мы организовывали в 2013 году в Долгопрудном концерт, посвященный свт. Николаю Сербскому, собирали помощь на строительство храма Николая Сербского в Белграде, проехали по русской земле маршрутом Дмитрия Донского - от Сергиева Посада до поля Куликова, где собрали святую землю наших предков. Драгана живет в Белграде, работает в школьной администрации, а жизнь свою она посвятила распространению духовных произведений Святителя Николая Сербского (Велимировича), которого называют Сербским Златоустом. Она организует благотворительные и просветительские концерты, в которых участвует и сама, читая духовные поучения владыки Николая, исполняя его песни. После приезда в Россию Драгана вышла замуж, родила дочку, которую назвала Николией в честь святителя Николая, и написала книгу «Небесный колокол над Сербией», где описывает, как владыка Николай и его духовное наследие оказали влияние на её жизнь, на жизнь её друзей. Книга еще не вышла в свет, но мы все желаем, чтобы это осуществилось. А наши друзья в Белграде - Анджя Элез, Миро Станишич, Стоянка Обрадович – как могут, помогают благому делу.      Желько Джурович – молодой человек из Кралево, представитель движения «Косовский фронт» в Сербии. Именно вместе с Желько мы побывали на Косовом поле. Это случилось 28 июня 2014 года на Видовдан, то есть в тот день, когда празднуется годовщина Косовской битвы. Здесь, у памятника на Газиместане, мы встретились с друзьями, которые приезжали к нам в Россию из Косово, здесь собрали святую землю предков. Желько любезно познакомил меня с настоятелем и сотрудниками Духовного центра владыки Николая (Велимировича) в Кралево. Нас связывает не просто крепкая дружба, но и взаимная молитвенная помощь. Мне представилась исключительная возможность ночевать в духовном центре в комнате, где в тридцатые годы жил святитель Николай, в то время - владыка Жичский и Охридский. Здесь, в Кралево, я нашла добрых друзей, которых не могу не назвать: Горица Белойца и её семья, Лола Джорджевич, Боян Милькович, Павле Тодорович, Мария Топалович, Душан Вуёшевич.

http://pravoslavie.ru/86658.html

Подробнее об этом – Протоиерей Стева Димитриевич,”Паломничества», Белград 1933, стр.43,45,54,52, 45; Вл. Розов,”Святой Савва и сербы в Святой земле и на Синае», Мысль, кн.28, св. 5 и 6, стр. 337 (Розов, помимо других фактов, подчеркивает, что игумен Лавры, серб Гаврило, не имея денег, чтобы откупиться от нападок фанатичных арабских племен, покидает Лавру в 1602 году, а сербские монахи, опять же из-за долгов, передали Иерусалимскому патриарху Теофилу (1636–40), задушбину царя Милутина, монастырь Св. Архангелов. Ср. также Т. Джорджевич,”Сербские святыни в Палестине», Вестник СПЦ, 1946 г. 10,11,12, стр. 252–255. П. Сырку «Очерки из истории литературных сношений Болгар и Сербов в 14–17 вв», Санкт-Петербург 1901, стр. CCXCVIII-IX;140) 9 Общие данные и литература о Синаитах в Сербии – Вл. Розов,”Синайцы в Сербии в 14 веке», Byzantinoslavica I, Praha, 1929, стр. 16–20. Л. Павлович,”Культы лиц у сербов и македонцев»,Смедерево 1965, стр. 195–202. Д.Богданович,”История древней сербской литературы», СКЗ, 1980, стр. 202–203. В. Маркович , «православное монашество и монастыри в средневековой Сербии», С.Карловцы, 1920, стр. 126–129. В. Розов «Сербы в Палестине и на Синае», Труды 4 съезда русск. акад. орг. I 1928/9. Ср. Архим. Леонид,”Из истории югославянского монашества», Москва 1871. Второй международный симпозиум «Ученики и последователи Евтимия Тырновского, Вел. Трново, 1976. Х. Воинович,”Синаиты», Браничевский Вестник. 10 М.Дж. Миличевич «Литературная Сербия», кн. 2, стр. 787, Миличевич, согласно народному преданию упоминает следующих «семь Синаитов» – Романа из мон. Св. Романа, одного безымянного из мон. Святой Петки, Ромила из Раваницы, Григория из Горняка, одного из Витовницы, одного из Тумане и одного за Дунаем из Базъяша. Он приводит и другое предание, которое говорито том, что Св. Роман имел брата Нестора, воздвигнувшего церковь на левом берегу Моравы, посвященную Св.Нестору. И. В.Маркович приводит ту же семерку. См. «Православное монашество и монастыри», стр. 126–128. 11 Розов (цит.соч.,стр.16) с правом говорит, что изменения в душе народа, которые произошли под влиянием синаитско-святогорского движения, способствовали ослабению влияния Запада на сербскую культуру того времени, но, как утверждает Василий Маркович («Православное монашество», стр.128), не на ослабление связей с Западом. 12 Такое библейско-синаитское понимание нации существовало на Балканах вплоть до начала 19 века. С начала 19 века начинает преобладать, под влиянием Французской революции, языческое понимание нации – на место единства в вере и Христе, вводится биологическое единство нации по крови и языку. С тех пор становится главным, по словам владыки Николая, – ”кровь и язык, как и у быков главное – кровь да рев " (Ср. Вл.Николай, Собрание сочинений 5, стр. 683).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В зоне присутствия английского контингента KFOR в Приштине албанские террористы сначала попытались поджечь храм в июне 1999 г. 1 августа 1999 года, в час ночи, сработали два взрывных устройства из четырех установленных. Здание храма серьезно повреждено. 40. Храм святого пророка Илии ( в селе Смач возле г.Призрен) Церковь св. Илии в селе Смач в призренском поле, 10 км севернее от г. Призрен, построена в 1994 году на средства Живко Джорджевича. Автор проекта Милослав Лукич. После прихода немецкого контингента KFOR албанские экстремисты подожгли, разрушили и взорвали интерьер храма в июле 1999 года. При этом не все взрызные устройства сработали. 41. Храм свт.Василия Великого ( в селе Горня Србица, г.Призрен) Церковь свт.Василия Великого в селе Горня Србица, возле Призрена, была построена в 1863 году, на южном холме, между восьмью вековыми дубами, на развалинах старой церкви. Церковь однонефная. Здесь находилось собрание икон и икниг XVII- XIX веков. Албанские экстремисты сожгли, а затем полностью разрушили храм в конце июня 1999 г. после прихода немецкого контингента KFOR. 42. Храм св.Параскевы Пятницы (в деревне Заскок, г.Урошевац) Однокупольный храм св.Параскевы Пятницы в деревне Заскок в южной части Косовской котловины, 3 км югозападнее от г.Урошевац, построен из белого кирпича и камня. В деревне в 1936 г. и в 1970-1973 гг. обнаружены остатки средневековой церкви и некрополи X-XIV вв., каменная икона XIV в. и многое другое. Албанские экстремисты заминировали и разрушили храм в начале июля 1999г., несмотря на присутствие американского контингента KFOR. 43.Храм свт.Николая (в деревне Гатне, г.Урошевац) Храм свт.Николая в деревне Гатне, в южной части Косова поля, в 6 км южнее от Урошеца, к востоку от Горня Махалы, построен на старом фундаменте в 1984 году. Албанские экстремисты ограбили церковь, а затем разрушили и взорвали в июле 1999г., после прихода американского контингента KFOR. 44. Храм Пресвятой Богородицы (в Горне Неродимле) Церковь Пресвятой Богородицы находилась в долине под селом Горне Неродимле на невысоком холме Главица. Построена в 1925 году на остатках старой церкви с тем же названием. В 1982 году албанцы ворвались в храм и осквернили реликвии.

http://pravoslavie.ru/40101.html

Джорджевич. " Ты не серб, если ты не православный! В этом видится угроза православного сообщества " , – замечает он. Для объединения народа и необходима церковь, но это вызывает страх непонимания другой стороны и раскол общества. После политических аспектов речь об образовании продолжила Д. Шпехар. Она продемонстрировала самое компактное выступление: 12 страниц своего доклада она уместила в 12 предложений. Д. Шпехар выделила несколько целей религиозного предмета: воспитательную, социальную, педагогическую, психологическую, моральную. " Веронаука " нужна детям и их родителям " , – утверждает она. 10 заповедей, по её мнению, созданы, чтобы сделать лучше мир. " Они учат, что Бог, – это творец, а мы часть его творения " . В завершении мероприятия эстафета была передана от сербских гостей к четырем молодым российским исследователям. Первой выступила магистрант Института управления И. Помельникова с темой: " Источники формирования информационной компетентности современного россиянина в вопросах религии " . Информационная компетентность – это качество человека, направленное на переработку информации и генерирование знаний. Так, значимым источником для усвоения религиозных знаний сегодня являются СМИ. Однако из городского населения 30% получили знания о религии от бабушек и дедушек, а 18 % сельского населения – от родителей. З. Гарцуева представила свои исследования на примере протестантов г. Саратова. Основной задачей церкви по итогам опросов стала гуманитарная помощь и пожертвования. После её выступления на тему " Практики социального служения в оценках прихожан " , аудиторию заинтересовала, какое же население посещает церковь евангельских христиан " Для всех народов " . По мнению докладчицы, это представители следующих нардов: русские, таджики, немцы, армяне. В основном это народ из Средней Азии, преимущественно русские. Затем с восхищением говорила о деятельности " Святого Белогорья " магистрант Социально-теологического факультета Кристина Кузьминова. Она пришла к выводу, что молодежное братство – это авангард построения солидарного общества в регионе, к чему нужно стремиться.

http://religare.ru/2_107569.html

Патриарх Сербский Ириней и председатель Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата посетили международный детский лагерь «Школа дружбы» 15 июля 2013 г. 11:26 13 июля 2013 года Святейший Патриарх Сербский Ириней и председатель Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата епископ Выборгский и Приозерский Игнатий посетили международный православный детский лагерь «Школа дружбы» в сербском национальном парке на горе Тара. С 6 июля в лагере отдыхают 20 детей из России, направленные в Сербию от Синодального отдела по делам молодежи по приглашению общественной организации «Наша Сербия». В состав российской группы вошли юные члены общероссийской детско-юношеской организации «Братство православных следопытов» и учащиеся московской православной гимназии имени апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Одной из главных целей лагеря в Таре является развитие межправославных связей в сфере молодежного сотрудничества. Программа отдыха детей в лагере «Школа дружбы» насыщена и разнообразна, дети занимаются творчеством и спортом, ездят на экскурсии, посещают православные монастыри. В процессе взаимного общения дети могут многое узнать о жизни братских православных народов. Вместе со Святейшим Патриархом Иринеем и епископом Игнатием с юными участниками лагеря «Школа дружбы» встретились председатель Правительства Сербии Ивица Дачич, президент Сербии Милорад Додик, председатель организации «Наша Сербия» Младжан Джорджевич, председатель Всероссийского православного молодежного движения и «Братства православных следопытов» протоиерей Сергий Шастин. Дети с радостью встретили высоких гостей, были пропеты сербский и русский гимны. Гостям были представлены детские кружки, а потом были показаны сербские народные песни и русские народные танцы. Святейший Патриарх Ириней благословил детей и пожелал им создавать вечную дружбу, так как Россия — это мать, к которой Сербия всегда тянулась. Епископ Игнатий, обращаясь к участникам лагеря, подчеркнул единство русского и сербского народов исповеданием единой православной веры и необходимость продолжения сотрудничества. Сербский премьер-министр Ивица Дачич отметил, что Правительство Сербии всегда будет поддерживать проект «Школы дружбы», так как он является одним из наилучших способов укрепления и углубления связей братских православных культур и держав. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3101150.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010