В 1596 году была заключена Брестская уния. Началась католическая экспансия, и в течение последующих 20 лет из 57 православных монастырей осталось лишь 9 мужских и один Корецкий женский монастырь. Польский король Владислав издал указ о насильственном присоединении к унии всех православных священников и мирян, приказав строго наказывать всех ослушников. Корецкий монастырь становится оплотом православия на Волыни. Православным верующим силой навязывалась уния, поэтому многие иноки и инокини бежали в обители, что дольше других хранили православие: в Почаевский Успенский и в новооснованный Воскресенский Корецкий женский монастырь. Со временем Воскресенский монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц, и поэтому весной 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший католичество, передал новый храм и келейные корпуса францисканским монахиням. Православные же сестры остались в старом Воскресенском монастыре. В 1622 году, на Праздник Святой Троицы, древние святыни корецких князей – икона Божией Матери «Споручница грешных» и Ее чудотворная Плащаница – были торжественно перенесены крестным ходом из замка корецких князей в Свято-Воскресенский монастырь. Католики приказали корецкому князю Яну-Карлу вынести эти великие святыни из домашней молельни, как не католические. Князь отстаивал родные святыни, но, наконец, сдался и предложил своей сестре игумении Серафиме забрать их в монастырь. День переноса корецких святынь в монастырь торжественно празднуется в обители с тех давних времен и поныне в четверг по Пятидесятнице. Польские помещики старались повсеместно захватить монастырские земли. К 1740 году верным православию оставался один Корецкий женский монастырь. Понимая, что заставить насельниц монастыря принять унию не удастся, униатский епископ в 1752 году с помощью польского войска ввел в Корецкий монастырь униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини были выдворены из монастыря, а престарелые монахини увезены в Клинецкий монастырь, ставший теперь единственным на Волыни женским монастырем-скитом. Однако и он в 1782 году был закрыт. Лишь к концу XVIII b. православная Волынь освободилась от двухвекового польско-латинского ига.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Свято-Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь 23 августа 2005 г. 15:12 Есть предание, что однажды утром неподалеку от живоносного источника эстонский пастух увидел на горе знатную Госпожу в прекрасном лучезарном одеянии. Но когда он стал приближаться к горе, видение скрылось. Эстонец вернулся к стаду, и видение снова показалось на горе. Так повторялось несколько раз. Возвратившись домой, пастух рассказал о видении жителям деревни. Некоторые из них на другой день рано утром отправились к горе и тоже увидели недалеко от источника некую прекрасную Жену в светлом лучезарном одеянии. Но как только они приближались, видение исчезало. И на третий день повторилось то же. Тогда они взошли на гору и на том месте, где являлась знатная Госпожа, нашли старинный образ... Поскольку они были лютеранами, то не могли понять, что изображено на иконе. Эстонцы отдали образ проходившим на барщину в ближайшую мызу русским православным крестьянам из деревни Яамы и рассказали, как нашли его. Православные сразу поняли, что это образ Успения Божией Матери. «Пюхтица» от эстонского “Pühitsetud”. Мне представляется весьма важным, что именно эстонский народ, с незапамятных времен населявший этот край, дал такое название. Святость этого места не просто исторический фактор, но, в большей мере, ощущение человеческого сердца — и коренных жителей, и пришедших с востока, поселившихся здесь и сросшихся с местным населением. Между востоком и западом испокон веков существовали торговые связи. Прибалтика, а в том числе и Эстония, лежит на пути, проложенном купцами. Через Чудское озеро в Эстонию шли торговые пути из Киевской многонациональной Руси и такой же многонациональной Новгородской республики. Некоторые люди оседали, причем в этом процессе не было враждебных столкновений. И вместе с переселенцами в Прибалтику шла христианская православная проповедь, как проповедь любви. Так было и в этом крае, приобретшем название Пюхтицы — святое место. Получив небесный дар — чудотворную икону, благочестивые православные жители Пюхтицкого края в XVI веке построили на нижнем уступе святой Богородицкой Горы часовню для явленного Образа.

http://patriarchia.ru/db/text/135119.htm...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь Эстония, д. Куремяэ, Ида-Вирумаа. Есть предание, что однажды утром неподалеку от живоносного источника эстонский пастух увидел на горе знатную Госпожу в прекрасном лучезарном одеянии. Но когда он стал приближаться к горе, видение скрылось. Эстонец вернулся к стаду, и видение снова показалось на горе. Так повторялось несколько раз. Возвратившись домой, пастух рассказал о видении жителям деревни. Некоторые из них на другой день рано утром отправились к горе и тоже увидели недалеко от источника некую прекрасную Жену в светлом лучезарном одеянии. Но как только они приближались, видение исчезало. И на третий день повторилось то же. Тогда они взошли на гору, и на том месте, где являлась знатная Госпожа, нашли старинный образ… Поскольку они были лютеранами, то не могли понять, что изображено на иконе. Эстонцы отдали образ проходившим на барщину в ближайшую мызу русским православным крестьянам из деревни Яамы и рассказали, как нашли его. Православные сразу поняли, что это образ Успения Божией Матери. «Пюхтица» от эстонского Pühitsetud – «святое место». Получив небесный дар – чудотворную икону, благочестивые православные жители Пюхтицкого края в XVI b. построили на нижнем уступе святой Богородицкой Горы часовню для явленного образа. Это явление Божией Матери запечатлено и в особой иконе, именуемой «Пюхтицкая». Богоматерь на иконах обычно пишется в небесной славе, на Пюхтицкой иконе Царица Небесная изображена стоящей на земле. В неспокойные, трудные времена местные жители оберегали Пюхтицкую святыню, восстанавливали разрушаемую часовню. Ради безопасности святую икону хранили и в Нарве, а когда была построена церковь в селе Сыренец, Успенскую часовню приписали к ней, и чудотворную икону перенесли туда. По перенесении иконы православное население Пюхтицкого края постановило ежегодно, 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, совершать крестный ход с чудотворной иконой на Святую Богородицкую Гору, к часовне.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В день памяти святителя Варлаама Махрищского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре 3 сентября 2013 г. 18:05 3 сентября 2013 года, в день памяти святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь  во Владимирской области. У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали игумения Елисавета (Жегалова), насельницы и воспитанницы монастырского приюта для девочек. По прибытии Его Святейшество совершил чин великого освящения придела преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны храма преподобного Стефана Махрищского. Затем из храма прп. Стефана Махрищского состоялся крестный ход в храм Живоначальной Троицы, где покоятся мощи святителя Варлаама. В Троицком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; клирики Троице-Сергиевой лавры и Стефано-Махрищского монастыря. На богослужении молились игумения Елисавета (Жегалова) и насельницы обители, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального монастыря  (Москва)  игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального монастыря (Московская область) игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровской Свято-Введенской островной пустыни (Владимирская область) игумения Феврония (Маратканова), настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря (Московская область) игумения Мария (Солодовникова), настоятельница Богородице-Табынского монастыря (Башкирия) игумения Иоанна (Смолкина), а также благотворители, жители Александровского района Владимирской области и паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/3208495.ht...

Начался визит митрополита Киевского Владимира в западные епархии Украинской Православной Церкви 10 января 2008 г. 19:20 В среду 9 января начался визит митрополита Киевского и всея Украины Владимира по западным епархиям Украинской Православной Церкви, который Блаженнейший владыка традиционно совершает в Святки, то есть в период между Рождеством и Крещением Господним. В начале визита архипастырь посетил Городницкий Свято-Георгиевский ставропигиальный мужской монастырь на Житомирщине. Здесь владыку встречали наместник обители архимандрит Александр (Нестерчук), игумения Зоя (Пышна), а также братия и прихожане святой обители. В главном храме монастыря митрополит Владимир в обращении к верующим отметил, что он рад в эти праздничные дни посетить обитель, которая первой получила ставропигиальный статус. Собравшиеся в храме получили из рук архипастыря иконы Рождества Христова и плитки шоколада, которые были изготовлены специально к празднику по заказу Киевской митрополии. Затем митрополит Владимир отправился в Ровенскую епархию , где побывал в Корецком Свято-Троицком женском монастыре. В обители предстоятеля Украинской Православной Церкви встретили архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей , епископ Шепетовский и Славутский Владимир , настоятельница игумения Рафаила (Хильчук), насельницы и многочисленные прихожане. В соборном монастырском храме Блаженнейший владыка поклонился главной святыне обители — чудотворной иконе Божией Матери «Споручница грешных» и обратился к верующим со словом наставления. В свою очередь архиепископ Варфоломей от имени духовенства и верующих Ровенской епархии, поздравил митрополита Владимира с Рождеством Христовым, поблагодарил за визит и пожелал доброго здравия. Блаженнейший владыка посетил регентское училище, действующее при монастыре. Его воспитанницы и ученики воскресной школы продемонстрировали гостям небольшое рождественское представление. Затем архипастырь благословил собравшихся иконами Рождества Христова и раздал детям сладости. В завершение первого дня визита Блаженнейший митрополит Владимир посетил Зимненский Свято-Успенский ставропигиальный женский монастырь на Волыни. Здесь Его Блаженство встретила настоятельница обители игумения Стефана (Бандура) с сестрами. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/349134.htm...

Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2 Телефоны: +7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам); +7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев) Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00. Подробнее... Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. При монастыре действует гостиница. В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Адрес : 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская») Подробнее... Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь [ править править код ] Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону - отсюда название " Заиконоспасский " . Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии. Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7. корпус 9. Телефон: +7(495) 921 03 78 Подробнее... Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Члены комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили рабочую поездку по монастырям Московской областной епархии 22 октября 2019 г. 16:42 17-18 октября 2019 года члены комиссии  Синодального отдела по монастырям и монашеству , исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению председателя Синодального отдела  архиепископа Каширского Феогноста  совершили инспекционную поездку по монастырям Московской областной епархии . В состав комиссии вошли пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятельница  Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова). В первый день поездки архимандрит Мелхиседек и игумения Олимпиада посетили несколько монашеских обителей Можайского района: Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов мужской монастырь (один из древнейших монастырей России, основан в 1398 году преподобным Ферапонтом), Спасо-Бородинский женский монастырь (26 августа 1812 года в Бородинском сражении погиб шеф Ревельского пехотного полка генерал-майор А.А. Тучков; вдова генерала М.М. Тучкова решила построить на месте гибели мужа храм, который был заложен в 1818 году; позднее, в 1838 году, он был преобразован в монастырь), Успенский Колоцкий женский монастырь (основан в 1413 году князем Андреем Дмитриевичем Можайским, сыном святого благоверного князя Димитрия Донского, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери Колочской). На следующий день члены комиссии побывали в монастырях Серпуховского района: Высоцком мужском монастыре (основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году), Введенском Владычнем женском монастыре (основан в 1360 году святителем Алексием Московским), епархиальном мужском монастыре Вознесенская Давидова пустынь (обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем). При посещении монастырей членам комиссии были предоставлены сведения об истории создания обителей, укладе внутренней жизни, образовательном уровне насельников и насельниц, социальной и хозяйственной деятельности обителей. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru   Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5517335.ht...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре 25 ноября 2009 г. 14:48 25 ноября, в день праздника иконы Божией Матери «Милостивая», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь , отмечающий в этот день 10-летие возвращения в обитель чудотворного списка иконы Божией Матери «Милостивая», который с 1927 по 1999 год хранился в храме пророка Илии в Обыденском переулке . В храме Сошествия Святого Духа Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию и молебен у чудотворного образа. Его Святейшеству сослужили архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий , клирики Зачатьевского монастыря, московское духовенство. На богослужении присутствовали заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма С.Л. Байдаков, префект Центрального административного округа Москвы А.О. Александров, глава управы района Хамовники В.Г. Азаров, другие представители московских структур власти. Среди молившихся были настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , насельницы обители, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова) , настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме игумения Моисея (Бубнова), благотворители, гости и паломники. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Иоасафа (Петровых), клирика храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря, во иеромонаха. По совершении Литургии и молебна Святейшего Патриарха Кирилла приветствовала игумения Иулиания (Каледа). От лица насельниц обители матушка настоятельница преподнесла Его Святейшеству современный список иконы Божией Матери «Милостивая». Участников торжеств также поздравил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы С.Л. Байдаков.

http://patriarchia.ru/db/text/949979.htm...

В 1993 году в церкви возобновились Богослужения. В 1995 году Указом Священного Синода сестричеству дан статус ставропигиального женского монастыря. Ставропигиальные монастыри – управляемые непосредственно Патриархом или Священным Синодом и пользующиеся особыми привилегиями. Название, взятое из греческого языка и означающее «утверждаю крест», указывает, что крест в этих монастырях водружали патриархи. Таким образом, Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь находится под покровительством самого Святейшего Патриарха Всероссийского. Возрождаются в обители благочестивые традиции монашеской жизни. С чудотворной иконы Богоматери «Милостивая», временно пребывавшей в Обыденском храме, сделали список, на котором, в отличие от чудотворного образа, Царица Небесная была изображена с настоятельским жезлом. Вскоре после своего водворения в храме список стал мироточить. И вот, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая», 25 ноября 1999 года, чудотворный образ был возвращен в Зачатьевский монастырь. Торжественный крестный ход прошел по старым московским улочкам от храма святого пророка Илии до обители. В нем участвовал Патриарх Алексий II, четыре архипастыря, множество священников и мирян Русской Православной Церкви. В монастыре Святейшим Патриархом была отслужена Божественная литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил насельниц с возвращением чудотворного образа и пожелал, чтобы святыня укрепляла мать-игуменью, духовенство, сестер обители и всех тех, кто приходит в Зачатьевский монастырь на общую молитву. Патриарх Алексий II вручил игуменье Иулиании посох последней настоятельницы монастыря как символ того, что отныне ей вручается попечение о насельницах обители. Святейший Патриарх пожелал милости Царицы Небесной в дальнейшем возрождении монастыря. Два года спустя произошло еще одно долгожданное событие: 16 мая 2001 года состоялось прославление в лике святых основательниц Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии – верных помощниц Небесной Игумении в деле управления древней обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 2. День памяти: 25 января. Икона «Млекопитательница» — еще один чудотворный образ, который находится в Зачатьевском монастыре в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Это старинный образ с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Икона была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года и с самого начала окружена особым почитанием. По традиции перед этой иконой часто молятся беременные, кормящие и супруги, мечтающие о ребенке. Также она считается покровительницей бедных, нуждающихся в пропитании, и монашествующих. Икона Божией Матери «Всецарица» Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Крестьянская площадь, д. 10, стр.12. День памяти: 31 августа. Изначальный образ иконы Божией Матери «Всецарица (Пантанасса)», написанный в XVII веке, находился на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед. Он прославился многочисленными исцелениями, в том числе от онкологических заболеваний. Чтимый список с этой иконы, специально изготовленный в Ватопедском афонском монастыре и привезенный в Россию, был помещен в московском Новоспасском монастыре. Перед этим образом в обители ежедневно совершаются молебны. Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 20, стр. 10. День памяти: 6 ноября. На иконе «Всех скорбящих Радость» изображена Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Первую такую икону написал в 1683 году придворный живописец и мастер Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы восходит к западноевропейской иконографии «Мадонна Милующая». Впервые об этой иконе в Москве заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Когда его принесли к ней, женщина излечилась от своего недуга. После этого чуда почитание иконы стало всенародным, ей составили службы, акафист, стали делать списки.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010