Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым , Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) ( Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93). В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной). Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен.

http://pravenc.ru/text/161147.html

С запада к собору примыкал скрытый сев.-зап. контрфорсом пониженный придел во имя прп. Евфимия (ок. 1463), увенчанный главкой (крест снесен). К западу же от собора располагалась 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (1439), крытая на 2 ската, увенчанная 1 главой, с лестницей, ведущей на 2-й этаж. В нижнем ярусе - в зап. фасаде большая (въездная?) арка, ведущая в подцерковье, в сев. стене - 4 ниши. Справа от этих построек на рисунке изображена др. трапезная церковь (сер. XVI в., разобрана после пожара 1688) с отсутствующей после разорения военного времени кровлей. Небольшая в плане, но высокая постройка имела пощипцовое 8-скатное покрытие, 1 полукруглую апсиду. В верхней части сев. стены, под кровлей, показана декоративная полукруглая ниша. С запада к церкви пристроена 2-этажная трапезная с крытым крыльцом у сев. фасада, расположенными попарно арочными окнами на сев. и зап. фасадах, декорированная пояском 5-гранных нишек под карнизом. К югу от апсиды церкви располагалась отдельно стоявшая 4-гранная 2-ярусная звонница (верхний 3-й ярус отсутствует). Показанная в зап. части мон-ря каменная поварня (упом. в монастырской описи 1698 г.- ГИА Новгородской обл. Ф. 513. Оп. 1. Д. 913; разобрана после пожара 1688) относится, вероятно, к XVI в. Стена поварни разделена лопатками, стянутыми в верхней части двойными висячими арками. В возобновленном после Смутного времени В. м. в сент. 1651 г. при Новгородском митр. Никоне (Минове) учреждается архимандрития с правом служения настоятеля в шапке, с палицей и сулком. В. м. имел подворье в Новгородском кремле и в пожалованных митр. Никоном дворах на Яковлеве ул. (Софийская сторона). К В. м. были приписаны Понедельский Николаевский мон-рь (1679) в Деревской пятине и Сяберский Спасский мон-рь (1684) в Шелонской пятине. В 1667 г. царь Алексей Михайлович пожаловал В. м. дворцовое с. Холынья с деревнями и пустошами в Деревской пятине. В 1681 г. на месте обветшавшего Никольского храма заложили одноименный собор, освященный в 1685 г.

http://pravenc.ru/text/161147.html

19 ноября 2010 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. В поездке Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Из аэропорта Его Святейшество направился в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. 20 ноября Святейший Владыка в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, епископа Балтийского Серафима, ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия, епископа Петергофского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Выборгского Назария, духовенства Санкт-Петербурга и Кронштадта возглавил первую Божественную литургию в восстанавливаем Морском соборе во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в Кронштадте. На богослужении, после которого состоялось заседание Попечительского совета по восстановлению кронштадтского Морского собора, в частности присутствовали председатель Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» С.В. Медведева, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанов, губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Юнхо, делегация из Южной Кореи, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, а также другие официальные лица. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко посетил детский хоспис в Санкт-Петербурге и отбыл из северной столицы. Вечером 5 декабря 2010 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Екатеринодарскую епархию. В аэропорту «Пашковский» Краснодара Его Святейшество встречали митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, духовенство епархии, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.В. Устинов, губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев, глава администрации города Краснодара В.Л. Евланов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1368310...

В конце XVI в. в монастыре проживало тридцать шесть монахинь. В конце XVIII столетия число обитательниц монастыря возросло до двухсот восьмидесяти, а с первой четверти XIX в. оно стало доходить до четырехсот. До 1840 г. монастырь был особножитным ? каждая монахиня имела собственное помещение и собственное содержание. С 1840 г. начало вводиться в монастыре общежитие и к 1871 г. было введено окончательно (для всех монахинь - помещение монастырское и все монахини имеют общий монастырский стол). До 1644 г. церкви в монастыре были деревянные. Стольник государев Василий Федорович Янов дал 1000 рублей на построение каменной церкви, которая и сооружена была в продолжение 1644-1648 гг. В 1811 г. церковь, построенная на деньги Янова, была разобрана, а на ее месте поставлена новая, оконченная в 1816 г. Собор имеет три престола: главный - в честь Покрова Божией Матери и придельные - во имя преподобного Сергия и святителя Алексея. В трапезе церкви на правой стороне находятся гробы родителей преподобного Сергия, Кирилла и Марии. В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня. В марте 1989 года в возрожденном Покровском монастыре состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь хотьковской обители. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в обители открыт детский приют. Сейчас на территории монастыря находятся: Покровский собор (1816 г.); близ Покровского собора ? церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября) ? первоначально построена в 1768 г., а в 1902-1905 гг. вместо нее построена новая; церковь над южными воротами монастыря при богаделенном доме во имя святителя Митрофана (1833 г.) и церковь над северными воротами ? в честь Рождества Иоанна Крестителя (1791 г.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре . В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым. К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников. Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский) , Могилёвский еп. Афанасий (Волховский) , Воронежский еп. Иннокентий (Полянский) , Могилёвский архиеп.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Монастырь отличается большим количеством изразцов, украшающих его стены. Красивым выглядит и переход от здания, в котором расположено две церкви (внизу - " нижний " или Евфимиевский храм, наверху - Никольская церковь) в большой корпус с церквями Иоанна и Вознесения. Он выполнен в виде поставленной на колонны на уровень второго этажа галереи. После восстановления монастырь стал местом, куда устремляются многочисленные туристы, прибывающие в Новгород. До некоторой степени это накладывает свой отпечаток на саму обитель. Также несколько портит впечатление огораживающий территорию монастыря железный забор a la " садоводческое товарищество " . Тем не менее, Николо-Вяжищский монастырь весьма достойное посещения место. В статье использованы материалы www.ortho-rus.ru и www.towns.ru Николаевский Вяжищский монастырь, 2 класса, в 12 верстах от Новгорода, на болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания монастыря неизвестно; в XIV веке он уже существовал. В летописи упоминается в первый раз в 1411 году. В соборном храме покоятся под спудом мощи преподобного Евфимия, архиепископа Новгородского (см. 11 марта); здесь же находится чудотворная икона святителя Николая, современная основанию монастыря. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь был основан в конце XIV века тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В 1411 г. на месте явления чудотворного образа свт. Николая был построен храм в его честь, а в 1419 г. – надвратный храм прп. Антония Великого. В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438 г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами. По его завещанию был погребен в этой обители. В XVII-XVIII вв. монастырю покровительствовали Московские государи. К этому времени относится возведение в обители архитектурного комплекса, украшенного изразцами, сохранившегося доныне.

http://sobory.ru/article/?object=00165

митр. Новгородским Корнилием : 2-этажный, 4-столпный, 5-главый, окруженный папертью и галереями. С зап. стороны фасада в него ведет 2-всходное крыльцо с 2 симметричными «полатками», увенчанными шатрами (восстановлены на основе описи 1698 г.). Площадка (рундук) крыльца имеет бочковый свод (следы утраченного бочечного покрытия обнаружены в процессе натурных исследований). Тип храма, его декоративное убранство - наличники окон в виде двойных кокошников, вертикальные и горизонтальные фризы из ширинок с изразцовыми заполнениями, аркатурные пояса барабанов - обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В 1691 г. в подцерковье собора, над могилой свт. Евфимия, был освящен придел в его честь. Здесь хранились вериги святителя и его мощи под спудом. После пожара 1688 г. была разобрана надвратная Антониевская ц. В 1694-1698 гг. взамен сгоревшей была построена 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (освящена 8 дек. 1702) с приделом в честь Вознесения Господня (освящена 2 дек. 1708). Кубический объем храма должны были венчать 5 глав, но во время бури 1698 г. кровля была снесена и храм после восстановительных работ в 1702 г. получил 1-главое завершение, пятиглавие было восстановлено в 2005 г. при проведении реставрационных работ. Трапезная палата - здание на высоком подклете - соединяет церковь с Никольским собором. В зап. части трапезной, над настоятельскими покоями, в 1708 г. была сооружена 8-гранная 2-ярусная колокольня, увенчанная 5 главками. В нач. XVIII в. в сев. линии мон-ря были построены 2 каменных корпуса: 2-этажный с кельями и 1-этажный хозяйственный. Парадный монастырский ансамбль окружила деревянная (с нач. XIX в. каменная) ограда, внутри к-рой была построена конная мельница. В результате ремонтных работ в 20-30-х гг. XIX в. изменились формы завершений на храмах, колокольне, крыльцах. Уникальной особенностью архитектурного ансамбля является убранство фасадов и интерьеров полихромными (ценинными) изразцами, выполненное в 1-й четв. XVIII в. Особенным богатством изразцового декора отличается ц.

http://pravenc.ru/text/161147.html

В ходе визита Его Блаженство побывал в Санкт-Петербурге, где возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе, посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Троицкий собор Александро-Невской Лавры, Никольский морской собор в Кронштадте, встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургской духовной академии, осмотрел достопримечательности города. Блаженнейший Архиепископ Иероним побывал в Посольстве Греции в Москве. Состоялось посещение Предстоятелем Элладской Церкви художественно-производственного предприятия " Софрино " , Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии, где он встретился с преподавателями и студентами. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятеля Русской Православной Церкви и Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима. 2. Отметить важность состоявшегося визита Предстоятеля Элладской Православной Церкви для укрепления связей между двумя Церквами. 3. Выразить удовлетворение результатами переговоров между Предстоятелями Русской и Элладской Православных Церквей. ЖУРНАЛ 26 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в Санкт-Петербургскую митрополию. Справка: В период со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Санкт-Петербургскую митрополию 18-19 апреля и 21-22 мая 2012 года. Вечером 18 апреля Святейший Владыка прибыл в Санкт-Петербург и посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. 19 апреля, в четверг Светлой седмицы, Его Святейшество совершил чин малого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, а затем возглавил в храме служение Божественной литургии. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий, избранный во епископа Лодейнопольского архимандрит Мстислав (Дячина), клирики Санкт-Петербургской митрополии.

http://religare.ru/2_94998.html

Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами. Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.  В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер). Почти полвека находилась под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.

http://sobory.ru/article/?object=00142

Ф. 141. Д. 46. Св. 80. Л. 138), а в 1645 и 1653 гг.- царь Алексей Михайлович (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. С. 21, 382). В XVII в. существовала традиция, согласно к-рой в дни престольных праздников П. Б. м. (1 мая и 8 сент.) игумен, келарь и казначей обители посещали царя «со святыми водами» (Калужский объединенный музей-заповедник (КОМЗ). Кп 8540). В 1656 г. в мон-рь приезжал патриарх Никон (Минов) ( Жизневский. 1889. С. 26-27). В 1660 г. старцы П. Б. м. Авраамий, Феодосий и Иона покинули обитель с целью восстановления медынской Благовещенской пуст. (РГАДА. Ф. 233. Кн. 100. Л. 180; Калужские ЕВ. 1891. 18. С. 615-616). 9 марта 1666 г. в П. Б. м. был доставлен протопоп Аввакум Петров и отдан «под начал» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 708). В обители Аввакум, заключенный в «переменные цепи», находился в заточении до мая. 5 сент. Аввакум вторично был доставлен в П. Б. м. из Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , где его поместили «заперши, в темную палатку, скованна и держали год без мала» ( Аввакум. 1904. С. 18) вплоть до весны 1667 г. В обители Аввакума посещали различные духовные лица, к-рые пытались его увещевать и склонить к подчинению канонической Церкви. 30 апр. 1667 г. протопоп Аввакум был доставлен в Москву для суда над ним Вселенских патриархов; он был помещен на подворье П. Б. м. на Посольской ул. (Там же. С. 20). В 1685 г. в П. Б. м. введена архимандрития. После введения штатов обитель отнесена к мон-рям 1-го класса. В 1775-1776 гг. в П. Б. м. из московского Покровского мужского мон-ря (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиальный женский монастырь ) была переведена Крутицкая ДС для обучения детей священнослужителей, однако о дальнейшей судьбе ДС в стенах П. Б. м. достоверных данных нет. В связи с этим в XVIII - нач. XIX в. установилась следующая практика: настоятель мон-ря, находясь чаще всего на должности ректора семинарии, поручал руководство мон-рем наместнику-иеромонаху. В разные периоды в XVIII - сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010